Система экологического менеджмента включает в себя. ? Что такое система экологического менеджмента? Стратегические цели в области охраны окружающей среды


Система экологического менеджмента (СЭМ) – является частью системы менеджмента организации. Ее задача – разработка, внедрение и реализация экологической политики. СЭМ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления целей данной политики и их достижения; включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

Система экологического менеджмента раздвигает границы управленческой деятельности, включая в нее окружающую среду. Экологический менеджмент является ключевой доминантой устойчивого развития и одновременно высшим приоритетом промышленной деятельности и современного предпринимательства. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было решено разработать международные стандарты по экологическому менеджменту. Международная организация по стандартизации (ISO) сформировала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, определяющих принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 году был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001 «Системы экологического менеджмента»

20 – 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио-2012» или «Рио+20». Решение о месте проведения конференции 2012 года было принято на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференция преследовала три основных цели:

поддержание приверженности устойчивому развитию на политическом уровне;

оценка успехов и исправление недочетов при выполнении взятых на себя обязательств;

рассмотрение возникающих новых и безотлагательных проблем.

На конференции были подняты две темы согласованные странами-участницами:

зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

институциональные рамки устойчивого развития.

Экономические предпосылки создания системы экологического менеджмента

снижение платежей и штрафов за превышение установленных нормативов природопользования;

повышение конкурентоспособности;

улучшения имиджа в глазах природоохранных органов, инвесторов, общественности, средств массовой информации и других заинтересованных сторон;

экономия средств за счет улучшения управления организацией;

увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов организации;

экономия энергии и ресурсов за счет более эффективного управления ими;

снижение страховых взносов;

экономия средств за счет сокращения объема отходов.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурны:

персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

контроль соблюдения нормативно-правовых требований;

процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

сформированную экологическую программу;

документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

управление операциями;

обучение персонала;

экологический мониторинг;

корректирующие и предупреждающие действия;

периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

анализ со стороны руководства.

Основными преимуществами в конкурентной борьбе, получаемыми предприятием при внедрении системы экологического менеджмента, являются следующие:

экономия материалов вследствие более полной обработки, замещения, повторного использования компонентов продукции;

увеличение выхода продукции;

уменьшение простоев вследствие более тщательного мониторинга и технического обслуживания;

переработка отходов в коммерчески значимую форму;

уменьшение энергопотребления;

уменьшение расходов, связанных с утилизацией отходов;

улучшение продукции в результате изменений в технологическом процессе;

более высокое качество продукции;

более низкая стоимость продукции (например, вследствие замещения материалов);

снижение стоимости упаковки.

Этапы создания системы управления окружающей средой включают два этапа: на первом этапе высшее руководство должно определить «экологическую политику организации». Экологическая политика должна соответствовать следующим основным требованиям:

соответствовать характеру, масштабу и воздействиям деятельности организации, ее продукции или услуг на окружающую среду;

включала бы обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

включала бы обязательство соответствовать действующему природоохранному законодательству, а также другим требованиям природоохранного характера;

должна предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

должна быть доступна для общественности.

На втором этапе «планирования» необходимо:

выбрать экологические аспекты, которые будут учитываться при работе системы экологического менеджмента. Необходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух;

сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод;

радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов;

другие локальные экологические и общественные проблемы.

организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся требований законодательных актов;

в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели, которые должны учитывать требования действующих законодательных актов и должны быть согласованы с экологической политикой;

на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой, которая включает:

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Успешное внедрение системы экологического менеджмента в большой степени зависит от позиции руководства предприятия, которое и инициирует процесс разработки такой системы. Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения СЭМ. Как правило, руководители высшего звена к этому моменту проходят базовый курс обучения, который организует выбранная фирма-консультант. Процесс разработки системы начинается обычно с совещания, на котором обсуждаются основные вопросы, связанные с внедрением СЭМ. В совещании принимают участие руководство предприятия и консультанты. Если консультант не выбран, или принято решение о работе без консультантов, информацию могут представить собственные сотрудники, ранее прошедшие обучение. На совещании обсуждается поэтапный план работы, и формируется рабочая группа. Возглавляет группу представитель высшего руководства предприятия. Процесс разработки и внедрения системы экологического менеджмента включает восемь этапов.

Этап 1 Оценка исходной ситуации

На этом этапе дается описание предприятия, его местоположение, основные производственные процессы и оборудование, организационная схема и распределение обязанностей, основное используемое сырье и продукция, выбросы в атмосферу, в воду и образование отходов. Выявляются экологические аспекты деятельности предприятия, определяется степень их важности. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. А воздействие на окружающую среду считается любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности предприятия, его продукции или услуг. Порядок проведения оценки исходной ситуации (ОИС) не регламентируется стандартом ISO 14001, однако в приложении А, носящем информационный характер, рекомендуется ее осуществление и отмечено, что организации, у которой нет системы менеджмента окружающей среды, следует вначале установить свою исходную позицию по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации как основы для создания СЭМ. Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

идентификацию экологических аспектов деятельности, в режиме нормальной работы, а также работы в период пуска и останова оборудования, в чрезвычайных ситуациях и при авариях;

идентификацию соответствующих законодательных и нормативных требований;

изучение существующей практики и процедур экологического менеджмента;

оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и аварий.

Оценка исходной ситуации позволяет не только определить степень соответствия существующей системы менеджмента требованиям стандарта, но и выявить ее сильные и слабые элементы. Фактически ОИС представляет собой один из видов экологического аудита, в ходе которого используются все соответствующие методики и подходы, а к проведению ОИС и аудиторам предъявляются стандартные требования. Результатом первого этапа является формирование четкого представления о необходимых изменениях в деятельности организации, последствиях этих изменений, существующих рисках и возможностях, что позволяет разработать стратегию деятельности и сформулировать экологическую политику.

Этап 2 Разработка и декларация экологической политики

В такой декларации руководитель в письменной форме выражает свой взгляд на то, как должно работать предприятие, и что должны делать все сотрудники для охраны окружающей среды.

Декларация преследует две цели:

внутренняя: объяснить ту важность, которую высшее руководство придает управлению окружающей средой;

внешняя: показать, какое большое значение уделяет предприятие экологическим вопросам, и определить ответственность предприятия.

Декларация публикуется для информирования органов государственной власти и общественности об экологической политике организации.

Этап 3 Составление плана действий в области экологического менеджмента

План действий должен предусматривать ряд основополагающих моментов, включая определение целей и задач, приоритетов деятельности, распределение полномочий и ответственности, сроки выполнения и основные результаты мероприятий, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также распределение ресурсов. Чем полнее в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным является план, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны сотрудников, которые будут отвечать за его реализацию.

Этап 4 Разработка процедур СЭМ и ее интеграция в схему управления

Распределение обязанностей и рабочие процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем утверждаться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должны быть также представлены программы обучения персонала и организация внутренних коммуникаций. СЭМ должна стать частью обычной практики управления производством. Для этого необходимо пересмотреть и, если нужно, изменить:

организационную структуру (задания, полномочия, ответственность);

интеграцию системы отчетности и принятия решений по экологическим вопросам в структуру внутреннего управления.

Этап 5 Создание системы измерений и мониторинга

Предприятие должно иметь возможность в любой момент оценить насколько эффективно работает система экологического менеджмента. Система мониторинга должна позволить оценить фактическую результативность природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам, плану действий.

Этап 6 Внедрение и функционирование СЭМ

Для успешного функционирования СЭМ необходимы постоянное непосредственное участие и поддержка со стороны представителей высшего руководства предприятия. На крупных предприятиях ответственность за весь круг вопросов экологического менеджмента возлагается на соответствующее природоохранное подразделение. Это подразделение должно подчиняться одному из руководителей высшего уровня, например президенту, вице-президенту компании или директору завода. Часто такое подразделение отвечает как за вопросы охраны окружающей среды, так и за вопросы охраны труда и техники безопасности, поскольку эти области тесно связаны между собой.

Этап 7 Проведение внутренних аудитов

Внутренние аудиты проводят работники самого предприятия, чтобы оценить, насколько хорошо работает система экологического менеджмента и выявить все имеющиеся несоответствия. Аудиторский отчет дает возможность руководству предприятия улучшить те элементы СЭМ, которые работают неудовлетворительно.

Этап 8 Совершенствование

Оценка работы системы экологического менеджмента, периодически проводимая высшим руководством, позволяет обеспечить адаптивность СЭМ к постоянно изменяющимся в условиям, таким как появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.

Система экологического менеджмента является инструментом для реализации положений экологической политики организации. В политике фиксируются основные принципы деятельности и приоритеты руководства в той или иной области. Она декларирует стратегию предприятия и обеспечивает принятие тактических решений руководством среднего и низшего звена, понимание и восприятие изменений персоналом. Следовательно, политика должна быть доступна всему персоналу и, по возможности, обсуждена до ее утверждения. Согласно требованиям стандарта, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

соответствовала характеру и масштабам деятельности организации, а также ее воздействию на окружающую среду;

включала обязательства по постоянному улучшению СЭМ и предотвращению загрязнения окружающей среды;

отражала обязательство высшего руководства по соблюдению законодательных и нормативных требований;

создавала основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели;

была документально оформлена, периодически анализировалась и пересматривалась по мере необходимости;

была доведена до сведения всех лиц, работающих на организацию или от имени организации, включая персонал, подрядчиков, работающий в помещениях и на оборудовании организации;

была доступна общественности.

Доступность политики для общественности обеспечивается за счет ее предоставления по запросу заинтересованных сторон, а также публикации в средствах массовой информации. Поскольку положения политики отражают стратегические направления и приоритеты в деятельности организации, доступные ресурсы и ограничения, периодический пересмотр и изменение политики требуется при достижении или потере актуальности поставленных в ней целей, изменении возможностей организации, приобретении опыта.



Общая информация.

Система экологического менеджмента (СЭМ) - это часть общей системы управления предприятием, которая включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития политики предприятия в области экологии.

При принятии решения Руководством Вашей Компании о разработке и внедрении системы экологического менеджмента следует четко понимать, что СЭМ дает преимущества как с финансовой точки зрения (повышение эффективности производства, экономия средств и ресурсов, развитие потенциальных возможностей на рынках, как внутренних так и внешних, привлечение инвесторов и Клиентов, повышение вероятности получения банковского кредита), так и со стороны преимущества с точки зрения управления рисками, связанными с отношением к экологическим аспектам функционирования Организации, которое СЭМ позволит в корне изменить (предупредить аварии и инциденты, санкции регулирующих органов, ответственность и компетентность персонала, и т.д.).

Экологический менеджмент - это системный подход к решению экологических проблем в функционировании Вашей Компании, а также в стратегии развития бизнеса.

Плюсы внедрения системы экологического менеджмента.

Можно выделить ряд важнейших факторов, позволяющих принять решение о внедрении системы экологического менеджмента (ISO 14001):

I. Требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды

Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения, постоянно возрастающее количество политических решений, законов, а также требования других нормативных актов внешнего происхождения (Политика банков, инвестиционных Компаний, Клиентов, и других заинтересованных сторон) и механизмов контроля соблюдения содержащихся в них требований - все это, несомненно, требует мониторинга и управления.

II. Конкурентоспособность

Экологические аспекты, связанные с продукцией и технологиями производства, играют существенную роль в конкурентоспособности Вашей Компании, как на внутреннем рынке, так и на международном. Соответствие Вашей продукции высоким требованиям международных стандартов в области охраны окружающей среды, несомненно, повысят конкурентоспособность Вашей Компании.

III. Финансы

Отрицательное влияние на успешность предприятия оказывают:

  • аварии;
  • недостатки в производственном экологическом контроле (вопросы ответственности за прошлое загрязнение, расходы на реабилитацию загрязнения, приостановление производственных операций);
  • внедрение экономических (финансовых) инструментов, таких как налоги или платежи за выбросы, сбросы и отходы, для стимулирования снижения уровня загрязнения;
  • дополнительные стимулы со стороны государства (лицензирование), банков (более привлекательные условия выдачи кредитов) и страховых компаний (более привлекательные условия страхования);
  • экономия затрат за счет внедрения методов чистого производства и повышения экологической эффективности.

IV. Внимание заинтересованных сторон, информированность и репутация

В настоящее время потребители, их организации, широкая общественность (в соответствующем регионе), третьи стороны (финансовые институты и страховые компании), а так же акционеры и сотрудники предприятий уделяют особое внимание воздействию Предприятия на окружающую среду.

Грамотно разработанная система управления охраной окружающей среды позволит Вашей Компании повысить репутацию в деловых и общественных кругах и создать имидж «зеленой» Компании.

Этапы разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

Этап I. Проведение обучения для руководства и менеджеров Компании основным принципам системы экологического менеджмента по стандартам серии ISO 14001. Проведение вводной презентации для руководства и специалистов Вашей Организации по системе управления охраной труда и стандарту ISO 14001.

Этап II. Проведение оценки исходного состояния существующей системы экологического менеджмента Компании. Диагностическая оценка проводится с целью получения объективной информации о состоянии системы экологического менеджмента в Вашей Компании. Проведение оценки и диагностики состоит из следующих этапов:

  • анализ организационной структуры Компании (обязанности, ответственность, оценка функций и роли каждого работника);
  • определение экологических аспектов;
  • оценка мотивации и заинтересованности персонала Компании.

Результатом оценки рабочих процессов в организации является отчет о проведенной проверке, перечисляющий слабые и сильные стороны состояния системы экологического менеджмента, и содержащий рекомендации по улучшению деятельности организации, который передается руководителю Компании. Результаты диагностической оценки служат основой для дальнейшего Проекта по созданию системы экологического менеджмента.

Этап III. Идентификация законодательных и прочих требований

Идентификация законодательных и прочих нормативных требований осуществляется в соответствии с технологическими процессами Компании, а также в соответствии с выявленными опасными факторами и рисками на рабочих местах.

Этап IV. Разработка документации системы экологического менеджмента. В "стандартный" комплект документов системы экологического менеджмента входит:

  • Политика и цели в области экологии;
  • Необходимые документированные процедуры:
  • Идентификация, оценка и управление экологическими аспектами;
  • Идентификация и управление требованиями законодательных нормативно-правовых актов в области экологии;
  • Управление документацией;
  • Управление записями;
  • Обучение персонала в области охраны окружающей среды;
  • Управление операциями;
  • Планирование, разработка и управление действиями при возникновении ЧС;
  • Управление несоответствиями;
  • Корректирующие и предупреждающие действия;
  • Внутренние аудиты;
  • Анализ функционирования Системы экологического менеджмента со стороны Руководства;
  • Разработка Целей и Программ в области охраны окружающей среды;
  • Руководство СЭМ;
  • Приказы и другие распорядительные документы.

Этап V. Распределение ответственности в системе экологического менеджмента.

Этап VI. Подготовка в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001 менеджеров и персонала, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды и другие смежные вопросы.

Этап VII. Организация деятельности Компании в системе экологического менеджмента, включая мониторинг, операционный контроль, систему проверок и корректирующих действий, внутренний аудит.

Этап VIII. Разработка и активизация процедур анализа и пересмотра системы экологического менеджмента со стороны руководства Организации.

Этап IX. Разработка системы взаимодействия Организации с внешними заинтересованными сторонами с целью демонстрации результатов деятельности в области охраны труда и производственной безопасности.

Этап X. Проведение предсертификационного аудита системы экологического менеджмента.

Этап XI. Оказание консультационной помощи при подготовке Организации к прохождению сертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.

Мы предлагаем как сопровождение проекта от начала до конца, так и консультации по отдельным этапам разработки из выше перечисленного, внедрения и сертификации системы экологического менеджмента компании по стандарту ISO 14001.

Баланс экологии и экономики – главная цель устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так будущие поколения. Достижение такого баланса определяется эффективно работающими системами экологического менеджмента – СЭМ (управления) на предприятиях и в организациях, в городах, регионах, странах.

Для интенсивно развивающейся Липецкой области эффективно работающие СЭМ - путь к восстановлению и стабилизации экологических параметров региона.

Сегодняшний статус производства и потребления весьма неустойчив. В то же время стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям, предпринимателям следует учитывать экологические требования. Эта особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон.

Большая роль в развитии методов экологического менеджмента и экологического аудита принадлежит органам государственного управления, которые должны всячески содействовать развитию данных инструментов управления окружающей средой, стимулировать их.

Зачем нужно внедрять системы экологического менеджмента?

Система экологического менеджмента – это часть общей системы управления предприятием, включающей: организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации экологической политики.

Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия.

Экологический менеджмент – это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности предприятий и в стратегии их бизнеса.

С этой точки зрения можно выделить ряд важнейших для предприятия факторов, справляться с которыми позволяют системы экологического менеджмента:

1. Законодательство и контроль его соблюдения
Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной и хозяйственной деятельности и увеличивают санкции за нарушение. Юридические нормы «позеленели».

За нарушение требований разрешений и нормативных актов, в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания.

К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов.

Власти могут усилить контроль, менее охотно идти на компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или идти на очень существенные капиталовложения в новое природоохранное оборудование.
В других случаях их вынуждают платить за реабилитацию загрязнения.

2. Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация:
От предприятий ожидается, что они будут вести себя как добропорядочные граждане, с растущим уровнем внимания к решению экологических проблем.

Сложилось мнение, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Финансовые институты и страховые компании, уделяют все большее внимание результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки.

Важным «клиентом» любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они «должны заработать» право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.

Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами.

Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих обязанностей. Аналогичные ситуации возможны и в нашем регионе с высоким уровнем техногенной нагрузки.
В глазах общественного мнения «чистые» предприятия рассматриваются как добрые соседи, заслуживающие доверие властей и потребителей.

По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, экологическую политику, что укрепляет его репутацию. Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий, третьи производят продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как «зеленые».

3. Конкурентоспособность:
Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять позиции в конкурентной борьбе на внутренних внешних рынках. Предприятие, не учитывающее экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями.
Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса.

Культура «зеленого потребления» является сегодня существенной рыночной силой.
Владелец или руководитель предприятия должны уделять самое серьезное внимание экологическому менеджменту хотя бы потому, что низкая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшит ценность их работы и подорвет конкурентоспособность предприятия.
К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия. Вполне реально, что в самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды. Во многих отраслях промышленности прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, например, постоянно расширяется список видов продукции и отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством.

Принимается законодательство, стимулирующее проведение экологического аудита, совершенствование используемых технологий. ВТО уделяет растущее внимание экологическим аспектам в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международных отношений.

Экологическое законодательство все в большей степени гармонизируется по всему миру. В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулироваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды.

Например:
- продавцы отходов обязаны обеспечивать выполнение положений Базельской конвенции;
- энергетические компании должны будут соблюдать лимиты выбросов серы, оксидов азота и летучих органических соединений, устанавливаемые Конвенцией Экономической комиссии ООН для Европы по трансграничному загрязнению атмосферы;
- предприятия, торгующие химическими веществами должны соблюдать нормы, установленные для импорта, упаковки и маркировки опасных химических веществ.

Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.

4. Финансы:
Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения загрязнения (стремление к экотехнологиям) могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Что такое система экологического менеджмента?

Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для потребителей, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения.
Новые возможности, которые открывает перед предприятием СЭМ, могут заключаться в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания «3М Корпорейшен». Объем экономии, получаемой в результате реализации программы «Предотвращение загрязнения – прибыльное дело», превышает 1 млн. долл. в год.

СЭМ - это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ресурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению качества окружающей среды.

Система экологического менеджмента построена по хорошо известному из управления качеством принципу: «Планируй, делай, проверяй, улучшай» (так называемый «цикл Деминга»). Сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:

Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются слабо подготовленными.
Упреждающий подход. Предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут критический характер. Модель Деминга ориентирует именно на третий – упреждающий, превентивный подход: дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными следствиями.

Цель СЭМ

Анализ результативности природоохранной деятельности и экологический аудит являются весьма ценными инструментами управления, но обладают, одним недостатком: они могут дать характеристику экологической ситуации лишь на момент проведения аудита. Нужна система управления, способная обеспечить эффективное достижение предприятием определенных им самим экологических целей и задач.

Для всех СЭМ характерен набор основных элементов: экологическая политика, программа действий по охране окружающей среды, организационная структура, интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия, экологические процедуры.

Как разрабатывать СЭМ:

Модель Деминга для управления качеством, использованная в международной серии стандартов ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента:

Планируй: фаза планирования – определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабатываются методы их достижения.
Действуй: фаза действий – реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.
Проверяй: фаза оценки – меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
Совершенствуй: фаза корректирующих действий – выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны, если это необходимо.

С чего начать?

Для того чтобы уточнить представления о том, каким образом сформировать заинтересованность высших руководителей и других работников предприятия, что является первым шагом на пути внедрения СЭМ, важно иметь ответы на целый ряд вопросов:

– Кто имеет полномочия по формулированию политики предприятия?
– Кто несет ответственность за вопросы охраны окружающей среды на предприятии?
– Кто из руководителей непосредственно связан с вопросами охраны окружающей среды?
– Какие наиболее серьезные экологические проблемы на предприятии,как это может отразиться на его деловых операциях?
– Каковы слабые места предприятия с точки зрения необходимости решения этих проблем?
– Какие аргументы могут быть предложены руководству в пользу выгодности использования превентивной системы экологического менеджмента, и во что это обойдется, если предприятие по-прежнему будет работать без такой системы?
– Какие аргументы в пользу более совершенного управления охраной окружающей среды могут быть предложены работникам предприятия?
– Что необходимо сделать для повышения информированности руководства и работников предприятия в этих вопросах, прежде чем они смогут осознать необходимость внедрения СЭМ?
– Кого можно привлечь себе в помощь? Кто способен придать дополнительную убедительность используемым аргументам?
– Какая информация понадобится, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план,какие ресурсы потребуются, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план?
СЭМ должна быть интергирована с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством, другими производственно-хозяйственными параметрами предприятия.
Управлять системой охраны окружающей среды на предприятии нужно учиться и делать это профессионально.

Л.М. Моргунова – эколог-аудитор, член Национальной экологической аудиторской палаты РФ.

Системы экологического менеджмента — Environmental Management Systems

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные, например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001). Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной организации стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы . Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации , в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план — осуществление — проверка — пересмотр плана «.

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям?

Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев — примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойная» сертификация для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 — это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000», — утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Проблемы ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга, единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций.

С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для «экспорта загрязнений» — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупции.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость: организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о «постоянном улучшении» и «предотвращении загрязнений» является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна: предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену «командным» методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что «компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами». Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений «заинтересованных сторон». С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 («Руководство по оценке экологических аспектов деятельности»).

В соответствии с трактовкой экоменеджмента как вида управления в социально-экологической сфере его общее определение таково: экологический менеджмент - это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экоменеджмент допустимо трактовать как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью на всех уровнях управленческой иерархии - от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества.

Введение экологического менеджмента направлено на реализацию экологических целей проектов и программ предприятия, что регламентируют соответствующие стандарты: российские (ГОСТ 2452-95); европейские (EMAS, BS 7750 и др.) и Международной организации стандартизации (ISO) серии 1400 (150-14000). Настоящее пособие ориентирует на выполнение рекомендаций стандартов наивысшего иерархического уровня - ISO-14000.

Система экологического менеджмента предприятия - это часть его общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Основными принципами создания системы экологического менеджмента в соответствии с ISO - стандартом являются: -

установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из высших приоритетов предприятия; -

создание или укрепление экологической службы предприятия; -

установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными в эффективной экологической политике сторонами, включая общественность; -

реализация согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с ясным пониманием взаимной экономической и другой ответственности; -

идентификация требований нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятия и уточнение соответствия этим требованиям показателей его воздействия на окружающую среду; -

первичная оценка параметров производственных и других процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия; -

включение процедур планирования и учета экологических аспектов во весь жизненный цикл продукции или услуг, в т.ч. во вспомогательные процессы; -

выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения выбранного уровня экологичности; -

более точная оценка характеристик экологичности и их соответствия текущей экологической политике организации, ее перспективным целям и задачам в данной области; -

оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения самой системы экологического менеджмента путем ее аудита; -

активизация и поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экологического менеджмента; -

внедрение и развитие подсистем экологического маркетинга, инжиниринга, экологического образования и других.

Для внедрения системы экоменеджмента необходимо: -

определить экологическую политику и сформулировать требования к системе экологического менеджмента; -

сформировать программу реализации экологической политики; -

разработать механизм, обеспечивающий достижение целей и задач экологической политики; -

обеспечить экологический мониторинг, эффективный контроль и эпизодическую проверку (аудит) характеристик окружающей среды; -

обеспечить постоянный анализ состояния и улучшение характеристик системы экологического менеджмента, обеспечивая ее соответствие изменяющими внешним и внутренним факторам, которые представляются наиболее значимыми (например, с позиции выполнении требований нормативно-правовых актов в области экобезопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования); -

обеспечить совместное рассмотрение экологических аспектов и хозяйственных проблем.

Важнейшим элементом функционирования системы экологического менеджмента является анализ текущего состоянии управления качеством окружающей среды, которое может быть оценено сопоставлением с исходным состоянием управления окружающей средой.

Анализ исходного состояния в этом случае должен охватывать следующие области: -

требования законодательных и других государственных нормативных актов; -

экологические аспекты деятельности организации, ее продукцию, услуги, оказывающие воздействие на окружающую среду; -

оценку соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; -

существующую практику и процедуры экологического менеджмента; -

политику и деловые процедуры по выполнению контрактов и поставок, в т.ч. с учетом экологических требований; -

реализацию обратной связи по результатам анализа предыдущих случаев нарушения договоров, в т. ч. по экологическим причинам; -

возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов; -

оценку заинтересованных сторон в эффективности управления предприятием окружающей средой; -

функции и деятельность других организационно-технических систем, способствующих или препятствующих улучшению характеристик окружающей среды.

Этот анализ должен охватывать полный диапазон условий функционирования, включая возможные аварийные ситуации. Результаты анализа исходного состояния должны быть документированы, а возможности разработки системы экологического менеджмента идентифицированы (подтверждены).

Область анализа состояния управления качеством окружающей среды может быть получена: -

на основе анализа документации предприятия; -

прямых измерений параметров окружающей среды; -

анализа деятельности сторонних организаций или собственных подразделений. -

материалов интервью и контрольных опросов персонала организации.

Источниками информации при этом могут быть: -

органы власти различного уровня; -

промышленные ассоциации, банки, фонды и т.д.; -

общества потребителей и другие общественные объединения; -

партнеры по хозяйственной деятельности.

Экологическая политика предприятия -важнейший элемент системы экоменеджмента. Политика в области охраны окружающей среды устанавливается общим направлением хозяйственной деятельности предприятия, состоянием окружающей среды, требованиями законодательных и других государственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в этой области.

Важно установить уровень ответственности предприятия за состояние окружающей среды. Политика предприятия должна быть индивидуализирована и должна учитывать его специфику. При этом руководство предприятия несет ответственность за формирование, внедрение и своевременное совершенствование политики в области охраны окружающей среды.

При анализе деятельности предприятия по охране окружающей среды рассматриваются также следующие вопросы: -

имеет ли предприятие документально оформленную политику охраны окружающей среды; -

сформулированы ли цели и задачи экологической политики; -

отражает ли эта политика основные (наиболее общие) цели предприятия; -

одобрена ли экологическая политика советом директоров или другим высшим органом административного управления организации, обеспечена ли возможность корректировки этой политики, в т.ч.

По предложениям персонала; -

стимулирует ли экологическая политика направление деятельности в области экологического мониторинга, экоаудита и использования соответствующих информационных технологий в практике управления; -

поддерживает ли экологическая политика деятельность предприятия по непрерывному улучшению характеристик экологичности, по данным экологического мониторинга и выполнению нормативных экологических требований, а также учитывает ли мнения заинтересованных сторон.

Следующий элемент системы экоменеджмента - это оценка воздействия на окружающую среду планируемых и осуществляемых работ предприятия.

Оценки значимости воздействия включают: -

экологические аспекты: характер, масштаб, интенсивность, продолжительность воздействия на окружающую среду; -

влияние экологических аспектов на имидж организации в глазах общественности; -

хозяйственные аспекты: возможность нормативно-правового регулирования; трудности измерения характеристик воздействия, затраты на измерения уровня воздействий, влияние изменения характера деятельности или процесса на уровень воздействия, отношение заинтересованных сторон.

Организация должна идентифицировать и оценить все внешние критерии - нормативно-правовые и другие требования, непосредственно связанные с экологическими аспектами выбранных видов деятельности. Внутренние критерии разрабатываются и внедряются там, где отсутствуют или нет необходимости во внешних документах, регламентирующих деятельность предприятия. Внутренние и внешние критерии помогают в разработке предприятием своих целей и задач, правильному планированию деятельности.

Примеры видов деятельности, где предприятие может иметь свои внутренние критерии: -

системы административного управления; -

обеспечение ответственности работников за охрану окружающей среды; -

приобретение, управление собственностью, лишение прав собственности; -

выбор поставщиков; -

выбор субподрядчиков; -

управление сбытом продукции; -

организация природоохранной деятельности; -

отношения с контрольными и надзорными органами; -

подготовленность к аварийным экологическим ситуациям; -

осведомленность персонала в области охраны окружающей среды; -

измерения характеристик экологичности и их улучшение; -

снижение производственного и экологического рисков; -

предотвращение загрязнений и образования отходов; -

ресурсосбережение, переход на возобновимые ресурсы; -

проекты инвестиций (с включением экологических статей); -

модификация технических решений, переход на безотходные технологических процессы; -

управление использованием комплектующих и сырьевых материалов; -

управление отходами внутри организации; -

управление расходованием энергии.

Задачи по охране окружающей среды на предприятиях формируются на основе поставленных целей в определенных временных рамках. Когда цели и задачи экоменеджмента определены, организация должна определить измеряемые показатели экологичности. Такие показатели важны как для экологического управления, так и для функционирующих производственных систем. Цели и задачи ставятся для организации в целом, для отдельных подразделений, имеющих свою специфику, и для соответствующих уровней управления.

Прогресс в достижении целей может измеряться посредством показателей экологичности: -

количество используемых сырьевых материалов и энергии на единицу продукции; -

количество выбросов в атмосферу; -

количество твердых отходов, производимых в расчете на единицу продукции; -

число аварий, связанных с воздействием на окружающую среду; -

уровень утилизации отходов, в т.ч. другими предприятиями; -

уровень переработки материалов, используемых для упаковки; -

километраж пробега транспортных средств, приходящийся на единицу продукции; -

инвестиции в охрану окружающей среды; -

число судебных исков, связанных с экологическими нарушениями; -

наличие прилегающих участков местности, пригодных для жизни диких животных.

Функционирование системы экоменеджмента должно осуществляться таким образом, чтобы организация постоянно реагировала на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечивала непрерывное совершенствование системы.

Для внедрения экологической политики и достижения поставленных целей организация должна иметь соответствующие ресурсы - кадровые, материальные и финансовые.

Ответственность за эффективность системы экологического менеджмента должна возлагаться на официальное лицо из состава исполнительной дирекции, обладающее достаточным авторитетом, компетенцией и полномочиями. Функциональные руководители должны определить ответственных за эффективное внедрение системы экологического менеджмента и обеспечение требуемых характеристик экологичности. Работники на всех уровнях должны иметь полномочия на поддержание требуемых характеристик системы.

Мониторинг, аудит и оценки - ключевые элементы деятельности в рамках систем экологического менеджмента, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружаю щей среды. Система мониторинга должна обеспечивать получение информации, достаточной для оперативных пред- и послеаварийных мероприятий, а также оценки соответствия экологических параметров деятельности организации требованиям нормативно-правовых актов по охране окружающей среды.

Выводы, заключения, рекомендации, получаемые на основе мониторинга, аудиторских проверок и других способов оценки эффективности систем экологического менеджмента должны документироваться с указанием необходимых корректирующих и превентивных мер. Обеспечение управляющим персоналом проведения корректирующих и превентивных мер свидетельствует о его систематической работе по повышению эффективности системы экологического менеджмента на предприятии.

Экологический аудит в трактовке Международных стандартов ISO серии 14000 означает проверку и оценку характеристик системы экоменеджмента, процедур экологического мониторинга, определение степени соответствия показателей загрязнения окружающей среды нормативным требованиям.

Таким образом, экологическое аудирование - важный инструмент экологического управления непосредственно на действующем источнике воздействия на природную среду. Аудит следует проводить исходя из потребностей предприятия с учетом международных стандартов ISO серии 14000 (ISO 14010, ISO 14012, ISO 14013), инструкций Мирового банка, схемы экологического управления и аудита Европейского Союза (EMAS) и практики других стран. 4.2.