Оформление инвалидности военному пенсионеру. Правовые гарантии социальной защиты инвалидов войны

А также членов их семей. Право на получение жилья сохраняется и за пенсионерами, отслужившими определённый срок службы. Более того, в обязательный перечень лиц, подлежащих обеспечению жильём, входят и инвалиды военной службы. В зависимости от характера полученных повреждений, а также степени расстройства организма законодательством предусмотрено 3 группы инвалидности. предоставляются в зависимости от принадлежности к одной из групп, определяющей тяжесть состояния человека.

Кроме того законом о военных пенсиях инвалиды подразделяются на две категории, согласно которых инвалидом войны признаются военнослужащие получившие травмы на фронте, в виде боевых ранений, увечий или контузий.

Причём, в учёт принимаются как травмы, полученные при защите Родины на территории нашей страны, так и в боевых действиях на территории других государств.

Обеспечение жильём инвалидов

Квартиры инвалидам по военной травме предоставляются в том случае, если он был официально признан нуждающимся в жилье. Если это произошло до 01.01. 2005 года, обеспечиваются недвижимостью за счёт бюджетных средств. Для тех же, кто встал на учёт позже указанного срока обеспечение производиться на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного Кодекса.

Которую можно использовать только для покупки недвижимости. Она рассчитывается исходя из количества членов семьи бывшего военнослужащего, и составляет 18 кв.м. При расчёте берётся во внимание рыночная стоимость недвижимость для отдельно взятого региона.

Право на жилье инвалида военной травмы, а точнее на получение субсидии подтверждается специальным Свидетельством, которое действительно в течение полугода. В случае недостатка выделяемых средств на покупку недвижимости, оставшуюся сумму придётся внести из собственных средств.

Кроме того, при расчёте общей площади, на которую будет рассчитываться субсидия, принимаются только те члены семьи, которые имеют право на её получение.

Субсидия предоставляется только один раз, путём перечисления средств на счёт продавца недвижимости или банку, в котором оформляется ипотечный кредит.

Жилье инвалидам военной службы, как и других гражданских, должно предоставляться с учётом их состояния здоровья и других обстоятельств.

Например, расположение недалеко от больниц и оздоровительных учреждений, этажности здания и наличия в подъезде пандуса, а также расположение недалеко от родных и близких.

Кроме того, Правительством утверждён список заболеваний, при которых инвалид имеет право на получение дополнительных квадратных метров. В их число входят такие болезни как:

  • туберкулёз, в активной форме,
  • психические заболевания,
  • обильные отделения при множественных повреждениях кожи,
  • ВИЧ у детей,
  • Проказа,
  • Заболевания, требующие использования инвалидных колясок, а также отсутствие нижних конечностей,
  • Осложнения, вызванные почечной недостаточностью и т.д.

Помимо этого лица, имеющие 1-2 группы инвалидности, и официально признанные нуждающимися в жилье, не могут быть выселены из предоставленных им , без предоставления другой квартиры. инвалида предоставляется на тех же условиях.

В случае помещения лица в стационарное социальное учреждение, право на жилье сохраняется за ним в течение полугода.

Кроме того, при получении земельных участков они могут получить их вне очереди. Это же право сохраняется за ними при вступлении в жилищно-строительные кооперативы, а также другие дачные некоммерческие объединения.

Действующие льготы

Государством предусмотрены различные льготы инвалидам военной службы. В их число входят:

  1. Жилищные. Составляют 50% от занимаемой площади, и предоставляются на оплату коммунальных услуг: воды, электроэнергии, газа, отопления, вывоза бытовых отходов. Однако эти льготы ограничены нормами, устанавливаемыми для каждого региона в отдельности, и рассчитываются на всех совместно проживающих членов семьи. Кроме того, в случае проживания в доме без отопления, эти льготы распространяются и на приобретение топлива.
  2. Медицинское обслуживание. Гарантируют предоставление всего спектра услуг вне очереди, а также:
    - диспансерное обследование,
    - ежегодное санаторно-курортное лечение,
    - приём в дома престарелых, а также интернаты вне очереди,
    - бесплатный проезд к месту обследования,
    - изготовление и ремонт зубных протезов.
  • Бесплатная юридическая помощь.
  • Бесплатный проезд,
  • Оплата за телефон в размере 460 рублей ежемесячно.
  • Погребение за счёт средств Министерства обороны. Кроме того, подлежат оплате и ритуальные услуги по погребению, а также установке памятников и надгробий, в пределах установленных государством. А семьям умершего положено пособие на погребение, которое составляет 3-х месячный размер пенсии.
  • Помимо вышеперечисленных льгот военные инвалиды имеет право на ежемесячные выплаты, составляющие:

    • 14000 рублей – 1 группа,
    • 7000 рублей – 2 группа,
    • 2800 рублей – 3 группа.

    На получение , сумма которой зависит от группы инвалидности. Страховая выплата выплачивается в течение года после увольнения.

    Если бывший военнослужащий, на момент прохождения службы в армии был участником НИС не менее 3-лет, при наличии определённых обстоятельств, в виде стажа службы не менее 10 лет, может получить все , что с учётом средств, положенных по жилищной субсидии, поможет приобрести приличную квартиру.

    Если же он во время прохождения службы использовал своё право на получение ЦЖЗ, то он может получить дополнительные выплаты по кредиту, которые позволят выплатить большую его часть.

    В соответствие с Постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее Разъяснения) учреждения МСЭ определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ: "военная травма" и «заболевание получено в период военной службы».

    1. Обозначим категорию лиц, которые имеют право освидетельствоваться в учреждениях МСЭ с целью установления названных причин.
    Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обозначена категория лиц, в отношении которых учреждения МСЭ правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины. К ним относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации (эта категория введена ФЗ от 28.12.2010 №404), сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы.

    Обращаю внимание: в п. 7, 8 Разъяснений указано, что причины инвалидности "военная травма" и «заболевание получено в период военной службы» определяются гражданам, уволенным с военной службы - бывшим военнослужащим. Однако в ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и изданных в целях его реализации нормативных правовых документах не усматривается ограничений для прохождения военнослужащими медико-социальной экспертизы. Так же в соответствии со ст 4. ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов ВД РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения 1 года после увольнения с военной службы, вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Кроме того согласно Перечню документов, необходимых для принятия решений о выплате страховой суммы, застрахованному лицу признанному инвалидом необходимо представить копию справки, подтверждающую факт установления инвалидности.

    Таким образом, в рамках названных Федеральных законов, имеющих большую юридическую силу, чем Разъяснения, отсутствуют ограничения для освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу, в учреждениях медико-социальной экспертизы.
    Инвалидность гражданам, проходящим военную службу, устанавливается в общем для всех граждан порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, с использованием Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н. и других документов, регламентирующих деятельность нашей службы. Вопрос об установлении военнослужащим степени ограничения способности к трудовой деятельности подробно изложен в письме Департамента социальной зашиты Минздравсоцразвития России от 19.06.2009, который был разослан в свое время во все филиалы учреждения.

    Поговорим о причине «военная травма».
    Ее определение дано в ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
    Данная причина определяется, когда увечья или заболевания, полученные при указанных обстоятельствах, а так же их последствия привели к установлению инвалидности.

    2. Какие документы необходимо представить для установления причины?
    Факт получения увечья, заболевания в период прохождения военной службы подтверждается следующими военно-медицинскими документами:
    -свидетельством о болезни; - справкой ВВК;
    - справкой по форме №16;
    -справками военно-медицинских учреждений;
    -справками Центрального архива Минобороны РФ, Архива военно- медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны РФ, Российского государственного военного архива.

    3. В случае, если военнослужащий представляет свидетельство о болезни или справку ВВК с заключением ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью, заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий, заболеваний. Как пример: гражданин представил на освидетельствование свидетельство о болезни с заключением ВВК, где сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. У гражданина имеются ОЖД по данному заболеванию, соответственно причина инвалидности будет «военная травма»
    Бывают случаи, когда:
    - отсутствует формулировка причины увечья, заболевания в свидетельстве о болезни или справке ВВК;
    - или формулировка указана не в соответствии с названной («военная травма»);
    - или специалисты не согласны с заключением ВВК о причинной связи.
    В этих случаях учреждения МСЭ могут обратиться в штатную ВВК для
    пересмотра или уточнения причины увечья, заболевания и в дальнейшем руководствоваться ответом.

    Если увечье, заболевание военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание". Например, у впервые проходящего освидетельствование военнослужащего в заключение ВВК сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. ОЖД по данному заболеванию на момент освидетельствования нет, но имеются ОЖД по сопутствующей патологии «сахарному диабету», заболеванию не указанному в заключении ВВК.В этом случае причина инвалидности будет «общее заболевание».

    4. Категория лиц: УВОВ и воины-интернационалисты, выполнявшие долг в Республике Афганистан.
    До вступления в силу Разъяснения, вопрос о причине инвалидности данной категории граждан решался в том числе с учетом «Инструкции о порядке установления причинной связи инвалидности у бывших военнослужащих с пребыванием на фронте», утвержденной Госкомитетом Совмина СССР №1690-СН 03.07.1975, а так же Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 05.11.1990 №1-158-У «Об организации переосвидетельствования во ВТЭК участников войны и других боевых действий, и порядке установления причинной связи инвалидности с ранением, контузией или увечьем, полученным на фронте или во время других боевых действий». Согласно названным документам, причина инвалидности военнослужащим, получившим на фронте или во время боевых действий ранение, контузию, увечье, устанавливалась на основании военно-медицинских документов о ранении, контузии, увечье, а при их отсутствии у воинов-афганцев на основании военных и медицинских документов, отражающих их состояние здоровья, в том числе в ближайшее время после увольнения из ВС. Довожу до вашего сведения, что данные документы в настоящее время не имеют юридической силы, т.к. не утверждены ведомственными нормативными правовыми актами и не зарегистрированы в Минюсте России.
    В связи с этим после 27.05.2003 при установлении указанных причин инвалидности мы руководствуемся только Разъяснениями. И у данной категории граждан имеем право устанавливать причину «военная травма» при наличии перечисленных выше военно-медицинских документов:
    - свидетельства о болезни;
    - или справки ВВК; по форме №16; военно-медицинских учреждений; Центрального архива Минобороны РФ и т.д.

    Как пример, к вам обратился УВОВ, направленный ЛПУ с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения 3 ф.кл. ХСН 2Б стадии». На освидетельствование гражданин представил военный билет о службе в действующей армии в период 1943-1944 гг. и справку Центрального архива Минобороны о полученном на фронте в 1944 г. ранении «травма малоберцового нерва после огнестрельного ранения нижней конечности». По заболеванию органов кровообращения выявлены ОЖД и имеются основания для установления 2 группы инвалидности. Рассмотрим причину инвалидности. Если отсутствуют ОЖД по последствиям травмы, полученной в период ВОВ (в данном случае посттравматической нейропатии), то причина инвалидности будет «общее заболевание», ну а если имеются ОЖД, позволяющие установить хотя бы 3 группу инвалидности, то причина будет «военная травма».

    В случае если перечисленные выше военно-медицинские документы отсутствуют или не надлежаще оформлены, то в следующих 4 случаях можно установить причину «военная травма»:
    а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а так же если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;
    б) имеющихся последствий увечий, заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;
    в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно- медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;
    г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.

    В указанных случаях должны быть представлены:
    1. военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии,
    2. данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.
    При решении вопроса о времени возникновения хронического медленно прогрессирующего заболевания мы должны проводить ретроспективный анализ развития данного заболевания, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрес- сировании этого заболевания.
    При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.
    5. Бывает, что в учреждения МСЭ обращаются бывшие военнослужащие, которые не освидетельствовались ВВК, но имеют явные последствия телесных повреждений (ампутационные культи, обширные рубцы и т.д.). Вопрос о связи полученных увечий со службой в армии решается только ВВК совместно с судебно-медицинской экспертизой. Причина инвалидности устанавливается в точном соответствии с формулировкой ВВК.
    6. Следующая категория инвалиды из числа бывших военнослужащих, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения. Этим гражданам причина инвалидности "военная травма" определяется на основании записей в военных билетах, подтверждающих службу в упомянутых частях.
    7. Если инвалид является бывшим партизаном Великой Отечественной войны независимо был ли он военнослужащим или гражданским лицом причина определяется на основании документа, подтверждающего его пребывания в составе партизанского отряда.
    8. Если у вас освидетельствуется гражданин, который ранее признавался ИОВ, но в настоящее время имеет причину «общее заболевание», то решение о причине «военная травма» выносится на основании:
    -документа о службе в действующей армии;
    -документа о полученном в период пребывания на фронте заболевании, увечье;
    -документа о признании ранее ИОВ
    9. Еще одна категория - это граждане, которые в период прохождения военных сборов, получили увечье или заболевание. В данном случае причина инвалидности устанавливается только при наличии заключения ВВК о причинной связи увечья или заболевания, в точном соответствии с формулировкой ВВК.

    Итак, мы коснулись всех категорий военнослужащих, которые имеют право на установление причины инвалидности «военная травма».
    Акцентирую внимание на следующем моменте: в соответствии с п. 18 Разъяснений причина инвалидности «военная травма» сохраняется даже в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечья или заболевания, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ОЖД и установление инвалидности обусловлено вновь возникшими заболеваниями. Например, гражданин признавался инвалидом 3 группы по причине «военная травма» сроком на 1 год с диагнозом «Последствия огнестрельного ранения правой плечевой кости в 2008 году, проведенного оперативного лечения в виде консолидирующегося перелома левой плечевой кости в условиях МОС, выраженной комбинированной контрактуры левого плечевого сустава. Умеренные нарушения СДФ». При очередном переосвидетельствовании выявлены выраженные нарушения функции кровообращения в результате присоединившегося за год заболевания «ИБС. Перенесенный инфаркт миокарда в 2009 г.», а ограничений жизнедеятельности по последствиям ранения правой плечевой кости не выявлено. Но и в этом случае причина инвалидности останется «военная травма».

    Следующая причина инвалидности наиболее часто встречающаяся с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Так написано в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья может быть подтвержден военно-медицинскими документами:
    - свидетельством о болезни;
    - или справкой ВВК;
    - или справками военно-медицинских учреждений;
    - справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива.
    Если гражданин проходил военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, и в течение трех месяцев со дня увольнения из армии заболел или получил увечье, которые привели к инвалидности, то инвалидность рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется без представления военно-медицинских документов с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

    Как пример, солдат срочной службы, уволен из рядов ВС 01.09.2009. В октябре 2009 года заболел туберкулезом. В мае 2010 года был направлен на медико-социальную экспертизу по заболеванию «туберкулез», где представил военный билет о прохождении военной службы по призыву с датами службы и медицинские документы, характеризующие состояние здоровья. Признан инвалидом. В связи с тем, что заболевание возникло в течение первых 3 месяцев со дня увольнения причина инвалидности будет «заболевание получено в период военной службы».

    При определении названных причин инвалидности в экспертном деле в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения.
    При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других, предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается «общее заболевание». В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного очного освидетельствования.

    Обращу внимание на сроки установления инвалидности у военнослужащих.
    Согласно ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 25 названного Закона пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 Закона назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и (обратите внимание!) инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению. Со списком этих лиц вы можете ознакомиться в юридической системе Консультант.
    Что касается воинов-интернационалистов, то установление им сроков « инвалидности ранее осуществлялось с учетом Инструктивного письма Мин- соцобеспечения РСФСР от 29.08.1998 № 1-75-И «К вопросу определения группы и сроков инвалидности воинам-интернационалистам», согласно которому при определении группы инвалидности впервые она устанавливалась сроком на 5 лет. Данный документ в настоящее время так же не имеет юридичиской силы и не подлежит правоприменению. Сроки инвалидности этой категории граждан устанавливаются на общих основаниях.

    Правовые гарантии социальной защиты инвалидов войны

    Законодательство РФ и г. Москвы, как субъекта Федерации, регулирующее вопросы, касающиеся инвалидов войны, включает в себя следующие правовые акты: 1. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. (далее в обзоре – Закон о ветеранах); 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от24.11.1995г. № 181-ФЗ (далее – Закон об инвалидах); 3. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей» от 12.3.1993г. № 4468-1 (далее – Закон о военных пенсиях); 4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от15.12.2001 г. № 166-ФЗ (далее – Закон о государственных пенсиях); 5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001 г. № 133-ФЗ (далее – Закон о трудовых пенсиях). 6. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ; 7. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ. 8. Закон г.Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г.Москвы» от 03.11.2004 г. № 70; 9. Постановление Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» от 07.12.2004 г. № 850-ПП, а также иные законы и нормативные акты, которые приводятся в настоящем обзоре с учетом изменений и дополнений, внесенных в последние годы.

    Общие положения

    Официальное определение, кто является инвалидом, дано в ст. 1 Закона об инвалидах. Это лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности устанавливаются группы инвалидности – 1,2 и 3 группы. Закон о государственных пенсиях (ст.15) и Закон о военных пенсиях (ст. 21) подразделяют всех инвалидов на две категории: а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами в результате ранения, контузии, увечья или заболевания (далее – военной травмы), полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождении военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей – военной службы (служебных обязанностях).

    К ним относятся и военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы во время пребывания в плену; б) инвалиды вследствие заболевания или увечья, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. по «общему» заболеванию. Признание лица инвалидом, определение группы, причины и времени наступления инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В настоящем обзоре рассматриваются вопросы, относящиеся только к инвалидам войны, которыми признаются лица, ставшие инвалидами исключительно вследствие военной травмы. Ст. 4 Закона о ветеранах конкретизирует, кто относится к инвалидам войны. Это инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий.

    а) Инвалиды Великой Отечественной войны:

    Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг), либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной в период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территории и объектов на территории СССР и территории других государств, включая операции по боевому тралению в период с 01.02.1944 г. по 09.05.1945 г.; - лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминировании территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной в указанный период.

    б) Инвалиды боевых действий -

    военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе о ветеранах; - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в районе боевых действий, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территории других государств, включая операции по боевому тралению в 1945- 1957 гг., согласно решениям правительства СССР. - лица, обслуживавшие действующие воинские части, находившиеся на территории других государств и ставшие инвалидами вследствие военной травмы, получаемых в период ведения в этих государствах боевых действий.

    Действующим законодательством предусмотрен ряд мер социальной поддержки инвалидов войны, включающих льготы по пенсионному обеспечению, выплату пособий, получение ежемесячных денежных выплат, получение и содержание жилья, оплату коммунальных услуг, медицинское обслуживание, ритуальные услуги и др. Согласно ч.2 ст. 15 Закона о ветеранах, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме противоправных), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Ниже рассматриваются меры социальной поддержки инвалидов войны по их назначению.

    Пенсионные льготы и выплаты

    Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы в период прохождения военной службы по призыву (срочная служба), пенсии назначаются в соответствии со ст. 15 Закона о государственных пенсиях в размере: инвалидам 1 группы – 300%, инвалидам 2 группы – 250%, инвалидам 3 группы – 175% социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 ст. 18 этого же закона. На сегодняшний день социальная пенсия составляет 3692 рубля. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, пенсии по инвалидности назначаются в соответствии со ст.22 Закона о военных пенсиях в размере: инвалидам 1 и 2 группы – 85%, инвалидам 2 группы – 50% предусмотренного денежного довольствия, а инвалидам вследствие общего заболевания – в размере: инвалидам 1 и 2 групп – 75%, инвалидам 3 группы – 30% предусмотренного денежного довольствия.

    Военнослужащим, получающим пенсии за выслугу лет по Закону о военных пенсиях, являющимся инвалидами вследствие военной травмы (ст.16) , пенсии увеличиваются: инвалидам 1 группы на 300%, инвалидам 2 группы на 250%, инвалидам 3 группы на 175% социальной пенсии, упомянутой ст. 18 Закона о государственных пенсиях. Ст.ст. 17 и 24 Закона о военных пенсиях установлено, что инвалидам 1 группы, либо военным пенсионерам, достигшим 80 лет, на уход за ними начисляется надбавка в размере 100% социальной пенсии. Неработающие пенсионеры, в том числе инвалиды, как вследствие военной травмы, так и вследствие общего заболевания, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, получают надбавку к пенсии в размере, в зависимости от количества иждивенцев, от 32% до 100% социальной пенсии

    Согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении (подпункт 1 пункта 3 ст.3), гражданам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы (т.е. инвалидами войны), предоставляется право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Часть 6 ст. 3 Закона о государственных пенсиях предусматривает, что военные пенсионеры, в том числе инвалиды войны, получающие пенсию по Закону о военных пенсиях, при наличии не менее 5 лет работы после увольнения с военной службы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или по инвалидности, предусмотренной Законом о военных пенсиях, и страховой части трудовой пенсии по старости по Закону о трудовых пенсиях.

    Ежемесячные денежные выплаты

    В соответствии с т.н. Законом о «монетизации льгот» от 22.08.2004 г. № 122- ФЗ, натуральные льготы инвалидам войны, как и всем ветеранам, были заменены денежными выплатами. Согласно пункту 4 ст. 23-1 Закона о ветеранах инвалидам войны (независимо от группы инвалидности), выплачивается ежемесячная денежная выплата (на сегодняшний день 4045 руб.), которая подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года. Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 г. № 89-0, эта норма закона распространяется на участников Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу в частях действующей армии (подпункт «З» подпункта 1 пункта 1 ст.2 Закона о ветеранах), являющихся инвалидами вследствие общего заболевания или трудового увечья (кроме полученных в результате противоправных действий).

    Эти лица получают ежемесячные денежные выплаты в таком же размере, как и инвалиды войны. 01 января 2012 г. вступил в силу Федеральный Закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ. Согласно п.13. ст. 3 этого закона при установлении военнослужащему в период прохождения военной службы, либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере: инвалиду 1 группы – 14.000 руб., инвалиду 2 группы – 7.000 руб., инвалиду 3 группы – 2800 руб. Это же положение распространяется на граждан, призванных на военные сборы. Указом президента РФ «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-945 гг.» от 30.03.2005 г. № 363, предусмотрена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в размере одной тысячи рублей инвалидам Великой Отечественной войны. Указом президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 01.08.2005 г., № 887, граждане РФ, признанные инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в размере одной тысячи рублей. К этим лицам относятся инвалиды вследствие военной травмы, полученной во время боевых действий или при исполнении обязанностей военной службы.

    Указанные инвалиды войны, имеющие право на выплату по обоим указам, могут получать ДЕМО только по одному из них.

    Обеспечение жильем

    В соответствии со ст.ст. 14, 23-2 Закона о ветеранах, инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от времени постановки на учет и имущественного положения, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета один раз. Объем средств на предоставление жилья определяется, исходя из общей площади жилья 36 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту РФ.

    Закон о ветеранах также предусматривает, что по письменным заявлениям инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Размер выплаты определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту РФ (пункт 3-1, ст.23-2 Закона о ветеранах). Инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в отличие от инвалидов Великой Отечественной войны, право обеспечения жильем за счет федерального бюджета предоставляется тем из них, кто встал на учет до 01 января 2005 г. Объем средств на предоставление им жилья определяется исходя из общей площади жилья 18 кв.метров. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

    Следует подчеркнуть, что для обеспечения жильем инвалидов войны в любом случае обязательным условием является состояние на учете нуждающихся в улучшении жилья. Правила постановки на такой учет определяются субъектом РФ. Согласно Закону г.Москвы «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.07.2006 г. № 29 для постановления на учет необходимы следующие обстоятельства: - гражданство Российской Федерации; - проживание в г.Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; - не совершение за пять лет до подачи заявления действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых заявитель может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий; - размер общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, в Москве это 10 кв.метров общего жилья для отдельных квартир и 15 кв.метров для коммунальных квартир; - проживание в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания и не подлежащих ремонту и реконструкции, независимо от размера жилой площади; - признание малоимущими (инвалиды Великой Отечественной войны – независимо от имущественного положения).

    Оплата жилья и коммунальных услуг

    В соответствии со ст. 14 Закона о ветеранах инвалиды войны: - оплачивают 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах занимаемой жилой площади), в том числе члены семей, совместно с ними проживающие;

    Оплачивают в размере 50% коммунальные услуги (отопление, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления оказанных услуг), в том числе члены семей, совместно с ними проживающие; -проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивают 50% стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке.

    Правительство Москвы постановлением от 07.12.2004г. № 850- ПП (в ред. Пост. от 16.06.2009г. № 564-ПП) установило дополнительные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, а также для участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, увечья или иных причин (кроме противоправных).

    Указанные лица освобождаются от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья – 33 кв.метра, а также от оплаты коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение, электроэнергия, газ) в пределах социальной нормы площади жилья (33 кв.м.) и нормативов потребления коммунальных услуг. Остальная площадь и коммунальные услуги оплачиваются в размере 50% .Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилого фонда.

    Медицинское обслуживание

    В соответствии со ст. 14 Закона о ветеранах и ст. 8 Закона города Москвы № 70, инвалиды войны имеют следующие права в области медицинского и протезно-ортопедического обслуживания: - обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; - внеочередное оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войны), в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ; - ежегодное диспансерное обследование; - внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания; - обеспечение санаторно-курортным лечением путем предоставления инвалидам при наличии медицинских показателей бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно (для инвалидов 1 группы выделяется вторая путевка для сопровождающего с оплатой проезда); - бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей; - бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме драгоценных медалей и металлокерамики); - обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями. - Постановлением правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, колясками, протезами и протезно-

    ортопедическими изделиями. Правила предусматривают предоставление инвалидам, в первую очередь инвалидам войны, соответствующих технических средств (изделий), оказание услуг по ремонту или замене ранее предоставленных технических средств, предоставление проезда инвалиду к месту нахождения организации и обратно, а при необходимости и сопровождающему лицу, выплату компенсации расходов на технические средства, ремонт, проезд за счет средств инвалида и др. В Правилах регламентируется порядок и оформление предоставления и ремонта технических средств (изделий) и другие вопросы, связанные с этой мерой социальной помощи инвалидам. - Указом президента РФ от 26.12.2003 г. (в ред. 2008 г.) установлены ежемесячные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам (в том числе родственникам), осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебных учреждений, либо достигшим возраста 80 лет. - Порядок предоставления социальных услуг инвалидам войны регулируется Федеральными законами «О государственной социальной помощи» от 17.7.1999 г. № 178-ФЗ, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 02.08.1995 г. № 122-ОИЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.1.2.2004 г. № 328 и др. Иные льготы Согласно ст. 14 Закона о ветеранах, помимо приведенных, инвалиды войны пользуются следующими правами: - прием вне конкурса для обучения за счет бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательные учреждения (средние и высшие), а также для получения профессиональной подготовки в образовательные подразделения; - обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; - использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без содержания заработной платы сроком до 60 дней в году; - для инвалидов 1 и 2 групп при недостаточности ежегодного и дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно- курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособия по государственному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка; - внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений; - внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; - внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания.

    Согласно Федеральному закону «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21.11.2011 г. № 324, инвалидам войны предоставляется бесплатная юридическая помощь. - Постановлением Правительства Москвы № 70-2004 г. инвалиды войны, проживающие в г. Москве, пользуются: - бесплатным проездом на всех видах транспорта (кроме такси и маршрутных такси); - бесплатным проездом железнодорожным транспортом пригородного сообщения; 13- компенсацией абонентской платы за телефон 460 руб. в месяц.

    Погребение инвалидов войны, не проходивших военную службу, производится за счет средств Министерства обороны (через военкоматы по месту жительства). Оплата ритуальных услуг в г. Москве на сегодняшний день составляет 38.400 руб. Оплата изготовления и установки надгробных памятников – 26.761 руб. Пособия на погребение умерших военных пенсионеров (в том числе инвалидов войны) – членам их семей составляет 3-х-месячный размер пенсии. (Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 г. № 828).

    Председатель юридической комиссии МКВВ Г.С.Нисенбаев