Золотой час в фотографии когда. Волшебные часы фотографа. Лёгкое управление параметрами в слабом свете

В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Десятки лет известно о существовании "золотого часа" - времени, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь.
Организм человека устроен природой так, что максимальные компенсаторные функции при внезапных и серьезных повреждениях, эффективно поддерживают стабильное состояние примерно в течение 1 часа.
Затем наступает период постепенного истощения запасов прочности и организм "выключает" менее нужные участки тела, стремясь обеспечить остатками жизненных сил самую главную свою часть - мозг.
Именно в течение первого часа после несчастного случая - оказание медицинской помощи наиболее эффективно и позволяет минимизировать развитие опасных осложнений. Через час, усилий для стабилизации состояния придется прилагать намного больше.

Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в больницу в течение первого часа после получения травмы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений. Это время и называется "золотым часом", который начинается с момента получения травмы, а не когда Вы начинаете оказывать помощь.

Почему бы ни научиться экономить время в процессе оказания первой помощи?
Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты "золотого часа" пострадавшего из-за несогласованности действий окружающих. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства Ваших действий, поскольку Вы первый, кто оказывает ему медицинскую помощь до прибытия служб спасения.

Быстрое оказание помощи не означает просто остановить свою машину рядом с разбившимся автобусом, усадить пострадавшего в салон и также быстро доставить его в ближайшую больницу. Вы сможете обеспечить максимальные шансы человека на выживание, если будете оказывать первую медицинскую помощь согласно заранее продуманной тактике и последовательности действий.

ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ОСМОТР

Первичный осмотр пострадавшего производится для поиска причины, представляющей непосредственную угрозу жизни на момент осмотра:

Нарушение проходимости дыхательных путей,
- наружное кровотечение,
- признаки клинической смерти.

Вторичный осмотр (не более 2-3 минут).
Оценить состояние пострадавшего (в сознании, без сознания, пульс, частота дыхания), перед началом оказания помощи и транспортировкой в больницу.

Оценить величину зрачков и реакцию их на свет.
- Выяснить механизм травмы.
- Определить время, прошедшее с момента травмы или начала заболевания.

Спросить: что беспокоит в настоящий момент; что привело к травме или заболеванию.
Осмотреть, прослушать, потрогать "От головы - до пят".
Установить предварительный диагноз или ведущий признак повреждения.
Действовать в соответствии с навыками или по обстоятельствам.

КОНСТАТАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

Для установления факта клинической смерти достаточно трёх признаков:
1. Потеря сознания.
2. Отсутствие дыхания.
3. Отсутствие пульса на сонных артериях.
Расширение зрачка является дополнительным признаком и не всегда быстро проявляется.
Первичный осмотр.
Подтвердить три основных признака клинической смерти.
Начать базовую сердечно легочную реанимацию (СЛР).
Фактор времени имеет решающее значение в достижении положительного результата СЛР.
От момента остановки сердца до начала базовой СЛР должно пройти не более 2 минут.

ПРИЗНАКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

Факт наступления биологической смерти может устанавливаться по наличию достоверных признаков, а до их появления - по совокупности признаков.
Достоверные признаки биологической смерти:
1. Трупные пятна - начинают формироваться через 2-4 часа после остановки сердца.
2. Трупное окоченение - проявляется через 2-4 часа после остановки кровообращения, достигает максимума к концу первых суток и самопроизвольно проходит на 3-4 сутки.

Совокупность признаков, позволяющая констатировать биологическую смерть до появления достоверных признаков:
1. Отсутствие сердечной деятельности (нет пульса на сонных артериях, тоны сердца не выслушиваются).
2. Время отсутствия сердечной деятельности достоверно установлено более 30 минут в условиях нормальной (комнатной) температуры окружающей среды.
3. Отсутствие дыхания.
4. Максимальное расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет.
5. Отсутствие роговичного рефлекса.
6. Наличие посмертного гипостаза (темно-синих пятен) в отлогих частях тела.
Указанные признаки не являются основанием для констатации биологической смерти при их возникновении в условиях глубокого охлаждения (t°тела + 32°С) или на фоне действия угнетающих центральную нервную систему лекарственных средств.

ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ РЕАНИМАЦИИ

От правильности проведения начальных приемов нередко зависят исход реанимации и дальнейшая судьба пострадавшего.
Три основных правила проведения базовой СЛР обозначаются английскими заглавными буквами АВС, что означает:
A - airways (воздушные пути) - обеспечить проходимость верхних дыхательных путей;
B - breathing (дыхание) - начать искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);
С - circulation (кровообращение) - начать закрытый массаж сердца.

Пострадавшим без сознания проводится тройной приём Сафара:

Предотвращает закупорку верхних дыхательных путей корнем языка.
- Обеспечивает свободное дыхание.

Методика предусматривает:
1. Разгибание головы в шейном отделе позвоночника.
2. Выдвижение нижней челюсти вперёд и вверх.
3. Открытие рта.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника разгибание головы не производится.
Ротоглоточный воздуховод (S-образная трубка):

1. Используется у пострадавших с угнетением сознания для предотвращения западения корня языка.
2. Размер воздуховода определяется расстоянием от мочки уха пострадавшего до угла рта.
3. Перед введением воздуховода проверьте ротовую полость пострадавшего на предмет наличия инородных тел, вставной челюсти.
4. Возьмите воздуховод в руки так, чтобы изгиб смотрел кривизной вниз, к языку, отверстие воздуховода - вверх, к нёбу.
5. Введя воздуховод приблизительно на половину длины, поверните его на 180° и продвиньте вперёд (фланцевый конец прижимается к губам пострадавшего).

Если нет воздуховода:
Взрослым производится искусственное дыхание "Рот в рот"- зажмите нос пострадавшему и вдувайте воздух. Или "Рот в нос"- при этом закройте пострадавшему рот.
Детям до года воздух вдувается одновременно и в рот и в нос.

ЗАКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА

Пострадавший должен лежать на жестком основании.
Приподнять ноги пострадавшему (обеспечивается приток крови к головному мозгу).
Если человек находится на земле или на полу, переносить его не надо.

Встаньте сбоку от пострадавшего, положите основание ладони на нижнюю треть грудины, вторая кисть кладется поверх первой, так, чтобы прямые руки и плечи массирующего находились над грудью пострадавшего.
Резкое нажатие на грудину прямыми руками с использованием массы тела, приводит к сжатию грудной клетки на 4-5 см и сдавлению сердца между грудиной и позвоночником.
Закрытый массаж сердца необходимо проводить с достаточной, но не избыточной силой (не сломайте пострадавшему ребра).
Частота толчков должна быть 100 в минуту.

Эффективность базовой СЛР возрастает при соблюдении следующих правил:
1. Частота компрессий - декомпрессий примерно 100 в минуту.
2. Глубина продавливания грудной клетки 4-5 см.
3. Усилие компрессии 40 - 50 кг.
4. Соотношение времени компрессии - декомпрессии 1:1.
5. Проводящие СЛР должны чаще меняться (метод требует больших физических затрат).

Смена проводится быстро, без прекращения ритмичного массажа сердца.

При проведении наружного массажа сердца следует учитывать, что у лиц пожилого возраста эластичность грудной клетки снижена вследствие возрастного окостенения реберных хрящей, поэтому при энергичном массаже и слишком сильном сдавлении грудины может произойти перелом ребер. Это осложнение не является противопоказанием для продолжения массажа сердца, особенно при наличии признаков его эффективности.
Не следует при массаже располагать кисть руки над мечевидным отростком грудины, так как, резко надавливая на него, можно поранить левую долю печени и другие органы, расположенные в верхнем отделе брюшной полости.
Это является серьезным осложнением реанимационных мероприятий.

ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ (ИВЛ)

Искусственная вентиляция эффективна только в случаях отсутствия механических препятствий в верхних дыхательных путях и герметизма в поступлении воздуха.
Восстановите проходимость дыхательных путей.
При наличии инородных тел, рвотных масс в глотке, гортани, удалите их.
Голова пострадавшего запрокидывается максимально назад, чем обеспечивается свободный доступ воздуха в трахею.
Встаньте сбоку от пострадавшего, одной рукой зажмите нос, а другой откройте рот, слегка надавливая на подбородок пострадавшего. Рот прикрыть марлей, бинтом, (носовым платком).
Сделайте обычный вдох, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего и равномерно выдохните в течении 1 секунды, затем осуществляющий помощь отнимает губы ото рта пострадавшего и отводит свою голову в сторону, следя за тем как опускается грудная клетка пострадавшего при выдохе.

ИВЛ проводят в режиме, обеспечивающем медленное и глубокое наполнение легких. Объем вдуваемого воздуха (на один вдох) около 500-600 милилитров.
Искусственный вдох хорошо контролируется. Вначале вдувание воздуха проходит легко, однако по мере наполнения и растяжения легких, сопротивление возрастает. При эффективном искусственном дыхании хорошо видно, как во время "вдоха" расширяется грудная клетка.

Эффективное искусственное дыхание, осуществляемое в сочетании с непрямым массажем сердца, требует ритмичного повторения равномерных вдуваний с частотой 8-10 в 1 мин, т. е. два "вдоха" на 30 сжатий грудной клетки.
Следует чередовать эти манипуляции, чтобы вдувание не совпадало с моментом сжатия грудной клетки при массаже сердца. В случаях сохраненной самостоятельной работы сердца частоту искусственных вдохов следует увеличить до 20-25 в 1 мин.
Применение S-образного воздуховода, отводящего язык и надгортанник кпереди, значительно облегчает проведение искусственной вентиляции методом "рот в рот".
Аналогично методу "рот в рот" проводится дыхание "рот в нос", при этом рот больного закрывают ладонью либо прижимают нижнюю губу к верхней пальцем.

ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИИ У ДЕТЕЙ

Контроль пульса у детей до года лучше проводить не на сонной артерии, а на плечевой, прижимая её по внутренней поверхности плеча в средней его части к плечевой кости.
При проведении ИВЛ детям грудного возраста воздух вдувают через нос и рот одновременно, ограничиваясь тем объёмом, который необходим для поднятия грудной клетки ребенка. Проведите 5 искусственных вдохов подряд (продолжительностью 1 сек. каждый), после чего проводите закрытый массаж сердца.
Более целесообразно, при возможности, использовать специальные детские "Мешки AMBU".
Сердце у маленьких детей расположено несколько выше, чем у взрослых. Точка компрессии находится под линией, соединяющей соски ребенка.
Закрытый массаж сердца детям до года проводят двумя пальцами, продавливая грудину примерно на одну треть высоты грудной клетки.
Частота компрессий 100 в 1 мин.
Детям дошкольного возраста закрытый массаж сердца проводят основанием одной ладони.
Школьникам - так же, как и взрослым.
Соотношение: 2 вдоха на 30 компрессий.
Прекардиальные удары детям не производят!

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛР

Признаками эффективности проводимого массажа являются
- изменение ранее расширенных зрачков,
- уменьшение цианоза (синюшности кожи),
- пульсация крупных артерий (прежде всего сонной) соответственно частоте массажа,
- появление самостоятельных дыхательных движений.
Продолжать массаж следует до момента восстановления самостоятельных сердечных сокращений, обеспечивающих достаточное кровообращение. Показателем будут определяемый на лучевых артериях пульс и повышение систолического артериального давления до 80- 90 мм рт. ст. Отсутствие самостоятельной деятельности сердца при несомненных признаках эффективности проводимого массажа, является показанием к продолжению непрямого массажа сердца.

КРИТЕРИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ

Реанимация может быть прекращена только в следующих случаях:
- если по ходу СЛР выяснилось, что она больному не показана;
- если при использовании всех доступных методов СЛР не отмечено признаков эффективности в течение 30 минут;
- при наличии (возникновении) опасности для здоровья проводящих реанимацию;
- при возникновении ситуации, представляющей угрозу для жизни окружающих.

Описание

Организм человека устроен так, что все жизненно важные функции могут поддерживать стабильное состояние в течение 1 часа. Таким образом, у тяжело пострадавших людей, попавших в реанимацию в первый час после получения травмы, обеспечен более высокий уровень выживаемости и низкий уровень осложнений.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правило «золотого часа»" в других словарях:

    Правило «Золотого часа» время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь … Википедия

    Не следует путать с первой помощью. Первая медицинская помощь это комплекс простейших медицинских мероприятий, с использованием лекарственных средств, выполняемых медицинским работником (врачом, фельдшером, медсестрой или, как в некоторых… … Википедия

    Теория волн Эллиотта - (Elliott Wave Theory) Теория волн Эллиотта это математическая теория об изменении поведения общества или финансовых рынков Все о волновой теории Эллиотта: видео, книги, статьи о теории волн, информация о советниках и индикаторах волн Эллиотта… … Энциклопедия инвестора

    Валютный рынок Форекс - (Forex) Валютный рынок Форекс это международный валютный рынок Валютный рынок Форекс: аналитика, прогнозы, курсы валют, трейдеры и советники Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    АФОН - [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

    Доллар США - (US USD) Доллар США это денежная единица Соединенных Штатов Америки Доллар США: курс и номинал денежной единицы США, история и перспективы развития резервной валюты мира Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Инфляция - (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

    ТРУД - ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай I (значения). Николай I Николай Павлович Романов … Википедия

    ЗВОН - термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются … Православная энциклопедия

Посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что же их объединяет, (ну кроме того, что от них захватывает дух).


Все эти фотографии сняты в одинаковых условиях освещения, когда солнце находится низко у линии горизонта. Во время золотого часа (обычно это первый час после восхода солнца или последний час до захода солнца) солнце дает очень мягкий, рассеянный, и теплый золотисто-красноватый свет, который так волшебно смотрится на фотографиях. Это вам не жесткий свет от полуденного солнца. При использовании освещения во время золотого часа, вы получите меньше резких контрастов на фотографии, уменьшите вероятность пересветить или недосветить объекты. Теплый мягкий свет красиво ложится на лица людей при портретной съемке, а длинные тени от низкого солнца придают фотографии большую текстурность и объем.

Поскольку источник света (солнце) находится сбоку, практически под углом 75-90 градусов, его можно использовать в качестве бокового или контрового освещения . Именно боковой и контровой свет создают объем на фотографии, прорисовывая красивые тени (боковой) и контуры (контровой) на объектах съемки. Присмотритесь еще раз к фотографиям на закате и на рассвете – обратите внимание, откуда падает свет, и вы поймете, в чем волшебство съемки в золотой час. А теперь немного советов про съемку во время «золотого часа»:

  • Планируйте все заранее. Это поразительно насколько быстро пролетает этот час, поэтому я рекомендую заранее продумать позы, композицию и проставить настройки, чтобы не тратить на это драгоценные минуты.
  • Определите свой золотой час. Для этих целей вы можете использовать либо онлайн калькулятор , либо собственные наблюдения.
  • Поэкспериментируйте с открытой диафрагмой. Даже если вы обычно не фотографируете на открытых диафрагмах, попробуйте сделать несколько снимков во время золотого часа. Таким образом вы можете получить естественный эффект боке. Фотография ниже была снята во время золотого часа, используя максимально раскрытое кольцо диафрагмы и короткое фокусное расстояние.

  • Кроме того, на открытой диафрагме вся фотография будет выглядеть мягче – более плавные градиенты на закатном небе,сглаженные, постепенно растворяющиеся лучи закатного солнца. Интенсивность света во время золотого часа очень быстро снижается, поэтому открытая диафрагма поможет вам снимать без штатива и при этом избежать съемки на завышенных ISO.
  • Не прекращайте фотографировать. Вся прелесть золотого часа в том, что свет быстро меняется и по интенсивности, и по цветовой температуре. Поэтому нужно успеть как можно больше за этот короткий промежуток времени.
  • Настройте вручную баланс белого. Золотой час – это не лучшее время полагаться на автоматический выбор баланса белого. Здесь важна не точность, а более художественный подход. Попробуйте использовать режим баланса белого «облачно», для того чтобы добавить теплоты на фотографии и усилить волшебное золотистое свечение. Ну или при дальнейшей конвертации из RAW и обработке скорректируйте цвета так, чтобы передать всю прелесть золотого заката.

Профессиональные фотографы утверждают, что "золотой час" - это время суток с лучшим освещением. Из этой статьи вы узнаете, так ли это и как его можно использовать.

Существует одна вещь, от которой во многом зависит, получится фотография или нет, этим фактором является освещение. Возможно, вы будете снимать самый невероятный пейзаж или потрясающую модель, но без качественного освещения получатся лишь плоские, скучные невыразительные фотографии.

Особенно это характерно для съемки вне помещений, когда сложно или невозможно использовать искусственное освещение. В таком случае вы полностью будете зависеть от естественного освещения.

Поэтому критически важно выбрать правильное время для съемки при естественном освещении. К счастью, профессионалы и фотографы-любители, которые думали об этой проблеме еще с момента создания первой камеры, нашли идеальное решение - "золотой час".

Что такое "золотой час"?

"Золотой час" также иногда называют "магическим часом" - это первый час после восхода солнца и последний час перед заходом солнца, хотя точная продолжительность варьируется в зависимости от времени года. В этот временной отрезок солнце находится низко на небе, давая мягкий рассеянный свет, который намного приятнее, чем резкий полуденный свет, при котором нам часто приходится снимать.

Освещение в "золотой час" мягкое, рассеянное и теплое. Автор фотографии Мартин Сойка .

Такое освещение уменьшает контраст, снижая вероятность потери деталей объекта съемки, которые могли бы утонуть в глубоких тенях или оказаться пересвеченными. Теплый оттенок делает снимок более приятным, а длинные тени помогают подчеркнуть детали, добавляя текстуру и объем снимку.

Еще одно преимущество: как правило, в "золотой час" на улице находится меньше людей, чем в другое время дня, что дает возможность сделать снимок более спокойным и естественным.

Когда его стоит использовать?

"Золотой час" может быть использован при любом типе съемки на открытом воздухе. Наряду с очевидными направлениями - пейзажами и городской фотографией, этот прием отлично подходит для съемки портретов, цветов, растений и даже таких видов объектной фотографии, как съемка автомобилей.

Профессиональные фотографы строго придерживаются этого правила, многие настолько преданы ему, что попросту отказываются от съемки в другое время дня. Вам, конечно, не нужно быть столь принципиальными, однако стоит прислушиваться к советам экспертов, как правило, они оказываются очень полезными.

Определение "золотого часа"?

Самый простой и быстрый способ определить, когда утром или вечером наступает "золотой час" - это использовать "Вычислитель золотого часа" . В этой программе задействованы более сложные методы определения "золотого часа", чем были описаны в начале данной статьи, что позволяет использовать его для точного определения времени.

Расчет местного времени наступления "золотого часа" поможет вам планировать свою съемку. Автор фотографии Бетан .

Альтернативный метод расчета для тех, кто любит делать все самостоятельно: начните с определения местного времени восхода-заката, для этого можно воспользоваться онлайн определителем .

Далее, необходимо произвести ряд несложных расчетов: первый "золотой час" начинается как раз перед восходом солнца и длится около часа. Второй "золотой час" начинается примерно за час до заката и заканчивается вместе с ним.

Решив, что и когда фотографировать, вы будете практически готовы взять камеру, аксессуары и отправиться за великолепными снимками. Но перед этим, постарайтесь запомнить следующие советы, чтобы съемка прошла гладко, а отведенное время было использовано по максимуму.

Используйте штатив

В период, ближе к рассвету и закату, на улице будет достаточно темно. Однако было бы стыдно упустить эти фантастические цвета и текстуры, дожидаясь пока станет светлее. Установите камеру на штатив, выберите низкое ISO и используйте длинную выдержку.

Потратьте время на настройку камеры

"Золотой час" наступает внезапно, поэтому очень важно быть заблаговременно подготовленным. Заранее приходите на место съемки, чтобы у вас было в запасе какое-то время, даже если для этого нужно вставать посреди ночи.

Продолжайте снимать

В течение "золотого часа" освещение изменяется чрезвычайно быстро и снимки, сделанные с интервалом в несколько минут, могут выглядеть абсолютно по-разному. Не отправляйтесь домой, сделав один-два снимка, вместо этого останьтесь на весь час, чтобы захватить полный спектр световых метаморфоз.

Возьмите с собой фонарь и теплые напитки

Во время рассвета и заката может быть очень холодно и темно. Это кажется очевидным, но достаточно просто об этом забыть, особенно если вы собираетесь еще днем, чтобы фотографировать закат. Фонарь поможет увидеть, что вы делаете и куда идете, а теплый напиток - настоящий подарок, когда вы стоите на холоде, дожидаясь возможности сделать следующий снимок.

Съемка во время "золотого часа" придает фотографии больше цветов, текстуры и объема. Автор фотографии Сибиблу .

Снимать в "золотые часы" - это, определенно, один из тех советов, что в наибольшей степени положительно повлияли на мои фотографии, сделанные на открытом воздухе. Хотя это и вынуждает выходить на съемку в то время, когда вы еще можете сладко спать, свернувшись калачиком, но это стоит того. Попробуйте и вы увидите, как преобразятся ваши фотографии.

Освещение является ключевым фактором в фотографии. Можно приметить очень красивый природный пейзаж, иметь в руках самую продвинутую зеркальную камеру, но без должного света получить качественные и интересные снимки будет практически невозможно. Причем готовые фотографии, вряд ли, можно будет спасти даже инструментами графического редактора, к которым так любят обращаться фотографы. Особенно проблема освещения актуальна для съемки на открытом воздухе, когда возможности использования искусственных источников света ограничены. Здесь фотограф очень сильно зависит от характеристик естественного освещения. Поэтому невероятно важным становится вопрос правильного выбора времени для съемки.

Профессиональные фотографы прекрасно знают об этой проблеме, поэтому они нашли решение в таких явлениях, как «золотой час» и «синий час». Это времена суток с наилучшим естественным освещением для фотосъемки. Более подробно о «золотом» и «синем часе» Вы узнаете из этой статьи.

«Золотой час» в фотографии

«Золотой час» — это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В это уникальное время суток солнечное светило располагается ближе к горизонту, вследствие чего все объекты окрашиваются в какой-то удивительный золотисто-красноватый оттенок. Благодаря этому любая фотография, будь то портрет или пейзаж, приобретает совершенно волшебный вид. Имитировать такое освещение искусственными источниками или фотошопом практически невозможно. Солнце, которое находится в низкой точке на небе, создает очень приятное, мягкое и рассеянное освещение, которое резко контрастирует с тем, что мы наблюдаем в остальное время суток, в частности, с жестким светом от полуденного солнца, когда на фотографиях появляются глубокие, грубые тени.

Этот «магический час» на самом деле длится не ровно шестьдесят минут, его продолжительность варьируется в зависимости от времени года и того географического места (широты), где проводится фотосъемка. Но даже если «золотой час» будет длиться всего пару – тройку десятков минут, ради этого промежутка времени стоит встать пораньше и отправиться на съемку интересных сюжетов. В это удивительное мгновенье интенсивность естественного света наименьшая, а освещение сцены обеспечивается, главным образом, от солнечного света, отраженного от небосвода. Синий цвет исчезает и появляется тот самый приятный, золотистый оттенок.

Можно выделить несколько основных причин, почему фотографу стоит снимать на открытом воздухе именно в это время:

  • теплое, золотистое освещение, заставляющее буквально сиять окружающие объекты и лица людей;
  • меньше резких контрастов;
  • на закате можно снимать потрясающие силуэты;
  • мягкий свет прекрасно ложится на лица людей;
  • длинные тени от солнца, находящегося низко над горизонтом, придают снимкам дополнительный объем и помогают передать текстуру;
  • меньшая вероятность переэкспонировать или недоэкспонировать фотоизображения, а также потерять в деталях;
  • очень выгодна съемка в контровом свете, возможность использования солнечных бликов;
  • можно снимать облака, которые в этот промежуток времени выглядят наиболее красиво и могут придать зрелищности или настроение фотографиям;
  • на фотографии можно передать золотистые, красивые солнечные лучи, если солнце будет располагаться позади снимаемого объекта.

Как мы видим, преимуществ у «золотого часа» немало. В это время наблюдается наилучшее естественное освещение с точки зрения цветовой температуры и тональности снимка. Когда стоит использовать «золотой час»? На самом деле такие условия естественного освещения подойдут для различных видов съемки на открытом воздухе. Можно фотографировать портреты, пейзажи, снимать крупным планом цветы и растения, создавать красивые фотоизображения городских улиц или движущихся автомобилей.


«Золотой» час еще не наступил
«Золотой» час. Прошло всего 50 минут и освещение разительно изменилось.

Особенно красивыми в «золотой час» получаются природные пейзажи. Золотистые лучи солнца прекрасно очерчивают окружающие ландшафты с деревьями или холмами, придают пейзажным фотоизображениям приятные, теплые оттенки. Городские сюжеты при таком освещении приобретают дополнительную выразительность и динамичность. В «золотой час» также рекомендуется фотографировать портреты, используя, в частности, контровый свет, который подсветит волосы модели и подчеркнет красоту ее кожи. Боковой или контровый свет отлично прорисовывает контуры и создает дополнительный объем на фотографии.

От кадров, снятых в «золотой час», буквально захватывает дух. Недаром, например, журнал National Geographic нередко проводит конкурсы, главной темой которых являются как раз фотоизображения, полученные во время этого «магического часа». Важный вопрос – как определить, когда наступает «золотой час» в Вашем регионе в конкретное время года? Для этого существуют специальные on-line-сервисы, которые производят соответствующие расчеты. В частности, любителям фотографии можно рекомендовать сайт golden-hour.com . В настоящее время также выпускаются специальные приложения для смартфонов, рассчитывающие, когда утром или вечером наступает «золотой час».

Чтобы съемка в «золотой час» прошла гладко, воспользуйтесь следующими практическими советами:

  • Планируйте съемку заранее, ведь в действительности в Вашем распоряжении будет не час, а всего пару десятков минут, и это «магическое время» пройдет очень быстро и незаметно. Заранее определить с тем, что Вы будете снимать, оцените композицию, обратите внимание на те элементы, которые могут приобрести красивый вид под рассветными или закатными лучами.
  • Определитесь с настройками фотоаппарата до начала съемок. Используйте длинные выдержки и низкие значения чувствительности. Предварительно настройте баланс белого (ББ) вручную, поскольку «золотой час» — не оптимальное время для использования автоматических настроек ББ. Причем здесь Вам нужна не максимальная точность, а скорее художественный подход к настройке данного параметра. Чтобы сделать фотоизображения более теплыми и запечатлеть в кадре красивое золотистое свечение, можно использовать режим ББ «Облачно».
  • Используйте штатив, поскольку в предрассветные или закатные часы света может быть недостаточно.
  • Попробуйте поиграть с открытой диафрагмой. Она позволит Вам получить эффектные фото с красивым боке. Также на открытой диафрагме снимки получатся более мягкими.
  • Теплые, золотистые лучи света могут преобразить красный цвет в темно-оранжевый или даже не самый приятный, коричневый. Учитывайте этот факт при подборе одежды для модели, если собираетесь снимать портрет.
  • Делайте как можно больше снимков. Освещение сцены меняется быстро, поэтому важно успеть снять как можно больше кадров с различной цветовой температурой, тональностью и интенсивностью света.

«Синий час» в фотографии

Еще одно отличное время для проведения фотосъемки на открытом воздухе – так называемый «синий час». Это промежуток времени между сумерками и ночью с особенным освещением, а также когда солнце вот-вот собирается появиться из-за горизонта. В эти моменты освещение приобретает уникальный ультрамариновый оттенок, который невозможно повторить средствами компьютерной обработки. В действительности «синий час» длится в среднем примерно полчаса, когда небо окрашивается в красивые синие или фиолетовые цвета, оно приобретает насыщенность. За тридцать минут до восхода солнца и за тридцать минут после его заката не так темно, чтобы камера не смогла различить отдельные детали. В «синий час» освещенность неба и панорамы под ним выравнивается, что позволяет получать действительно уникальные кадры.

Конечно, снимать в «синий час» немного сложнее, чем в «золотой время». Ведь синий цвет, в отличие от золотого, не так щедр и доброжелателен. Лучше отказаться от съемок портрета. В этот период стоит фотографировать объекты с каким-либо собственным освещением, то есть здания, сооружения, достопримечательности и городские улицы. Получается отличный контраст между искусственным освещением и сине-фиолетовым фоном. Вообще, оптимально снимать в «синий час» городские улицы с проезжающими мимо автомобилями с включенными фарами. Хотя можно попробовать и поснимать портрет, но лишь используя дополнительный источник освещения (например, свет от костра).

Как и в случае с «золотым часом», тут важно правильно спланировать время съемки. Ведь синий свет будет доступен в еще более короткий промежуток времени. Чтобы узнать, когда начнется «синий» или «золотой» час в Вашем регионе, можно воспользоваться сайтом jekophoto.eu .


При съемке в «синий час» руководствуйтесь полезными практическими советами:

  • Выбирайте подходящую точку съемки заранее, закрепляйте камеру на штатив (света во время съемки будет не хватать). Желательно иметь спусковой тросик или пульт ДУ, чтобы полностью исключить получение смазанных фото.
  • По мере наступления сумерек или рассвета оценивайте насыщенность неба по дисплею камеры. Как только небо окрасится в нужные Вам оттенки, начинайте съемку.
  • Настройки экспозиции можно предварительно доверить автоматике камеры, а потом при необходимости внести соответствующие коррективы, ориентируясь по гистограмме. Но лучше используйте режим приоритета диафрагмы или ручной режим. Значение диафрагмы подбирается такое, чтобы обеспечить резкость всех планов. В «синий час» выдержки требуются длинные, чувствительность сенсора желательно установить на минимуме.
  • Воспользуйтесь широкоугольной оптикой – она позволит захватить в кадре больше красивого, насыщенного неба.
  • Снимайте в RAW, чтобы получить больше интересных деталей.
  • Наиболее красивые снимки получаются, когда наблюдается частичная облачность – можно запечатлеть на камеру как цветовую насыщенность неба, так и фактуру облаков.
  • Экспериментируйте с режимом HDR для получения необычных, эффектных фотографий.

Итак, «синий час» – это короткий промежуток времени до восхода и после заката солнца, а «золотой» — время в первый час после выхода солнца и за час до его захода. В эти удивительные мгновения создается невероятно красивое естественное освещение сцены, который каждый любитель фотографии просто обязан попробовать использовать для получения выразительных, насыщенных цветом снимков. Попробуйте в один из дней встать пораньше, отправиться на съемку, и Вы убедитесь, как могут преобразиться обыкновенные пейзажные или городские фотографии под воздействием волшебного солнечного света.