Что такое система управления рисками. Критерии оценки эффективности системы управления рисками. Определение управления риском

44. Система управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.

Статья 162. Система управления рисками ;№311-ФЗ Система управления рисками - это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений Концепция СУР в таможенной службе РФ:

Имеющих устойчивый характер;

Связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

Подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

Затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Концепция СУР в таможенной службе РФ

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля , исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

Стратегию и тактику применения системы управления рисками , порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

C татья 128. Цели применения системы управления рисками ТК ТС 1. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза. 2. Целями применения системы управления рисками являются: 1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; 2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; 3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы; 4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. 3. Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов таможенного союза. 4. Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации. (п. 4 введен Протоколом от 16.04.2010)

Статья 129. Объекты анализа риска ТК ТС К объектам анализа риска относятся: 1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; 2) транспортные средства международной перевозки; 3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; 4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах; 5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем; 6) результаты применения форм таможенного контроля.

Статья 130. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками ТК ТС 1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач: 1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов; 2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков; 3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом: вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков. 2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе. 3. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза. 4. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Анализ риска проводится в несколько этапов:

    Выявление области риска

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

    Исследование рисков

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

Основные задачи системы управления рисками:

создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

разработка методик (программ) по выявлению рисков;

определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля Приказ ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»..

Принципы построения системы управления рисками.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решений в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост).

принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков Приказ ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»..

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности .

Это позволит таможенным органам:

сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

1) сокращение времени таможенного оформления;

2) прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

3) партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные методы управления рисками

Для таможенной администрации всегда существует элемент риска при оказания содействия передвижению товаров и лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенных законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы, должно осуществляться пропорционально уровню риска, который должен быть определен.

За последние годы среда международной торговли очень сильно изменилась в части способов перевозки и торговли товарами, скорости операций и абсолютного объема товаров в глобальном товарообороте. Это, наряду с давлением со стороны международного торгового сообщества минимизировать правительственное вмешательство, побудило таможенные органы уделять все больше внимания облегчению торговли.

Стараясь обеспечить соответствующий баланс между облегчением торговли и регулятивным контролем, таможенные администрации, в целом, отходят от своих традиционных регулярных проверок «на воротах» и применяют сейчас принципы управления рисками с различной степенью сложности и успеха Андриашин Х.А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. - М: Магистр, 2008. - 372 с..

Фундаментальной для данного подхода является необходимость обеспечения коммерческого сектора возможностью соблюдения таможенных требований. Это включает в себя создание эффективной законодательной базы (первый ярус пирамиды), включая эффективные консультации и четкие административные руководства. Такие стратегии необходимы для наделения коммерческого сектора средствами обеспечения достоверности и четкости в оценке обязанностей и прав.

Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не исчезает до реализации и контроля решений.

Управление рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности.

Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов опасен.

Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через таможенные границы запрещенных товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

Деятельность по управлению риском включает следующие основные направления (этапы):

Идентификация (выявление) риска.

Оценка риска.

Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

Предотвращение и контролирование риска.

Финансирование риска.

Оценка результатов.

Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся они под вашим контролем или нет. Цель этого - составление списка возможных рисков, которые могут иметь влияние на работу данной организации. После составления списка рисков необходимо определить случаи, когда эти риски могут осуществиться.

Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация рисков помогает не только получить представление о том, где может произойти рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

Методы идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

Упразднение;

Предотвращение и контролирование;

Страхование;

Поглощение.

Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск элиминируется.

Предотвращение и контролирование риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники данного процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

Страхование риска - метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

Поглощение риска - способ ведения деятельности, при котором ущерб, в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

Принятие правильного решения служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск - это возможные нарушения таможенного законодательства в процессе таможенного контроля при выпуске товаров (а также налогового, валютного или иных видов законодательства в сфере таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это - выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам внешнеэкономической деятельности, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличения срока их реализации.

Вероятности неблагоприятных исходов оцениваются эмпирически как отношения числа выявленных неблагоприятных исходов таможенного контроля к общему числу партий, прошедших таможенное оформление и контроль.

Целью управления таможенными рисками является минимизация вероятных суммарных потерь от неверных решений при осуществлении таможенного контроля. Для количественной определенности этой характеристики следует учитывать и вероятность i-го риска pi, и возможный ущерб при неблагоприятном исходе ci.

В качестве формализованного критерия при управлении рисками можно принять минимизацию математического ожидания суммарного ущерба по всем рассматриваемым рискам:

С= (ci * p i) = min.

В рамках таможенной системы не представляется возможным управлять значениями цены риска ci, (потери от неверных решений могут изменяться только в результате изменения ставок пошлин, тарифов и налогового законодательства, что вне компетенции таможенной службы). Поэтому ci принимаются в качестве параметров целевой функции и остаются неизменными в рамках существующей правовой и нормативной базы государственного регулирования внешней торговли.

Однако вероятность неблагоприятного исхода управляема в рамках таможенной системы: ее можно уменьшать посредством разработки новых процедур таможенного контроля, увеличения его глубины и расширения сферы охвата. Сокращение вероятности i-го риска за определенный период времени обозначим pi. При неизменной величине соответствующего ущерба ci уменьшение его вероятности приводит к желаемому сокращению суммарного ущерба на величину С:

Такое сокращение суммарного ущерба требует временных, трудовых и финансовых ресурсов, которые, естественно, ограничены. К тому же система тотального таможенного контроля теряет актуальность. Новая философия предусматривает выборочность контроля и его форм с учетом рационального использования ресурсов таможенных органов и затрат бизнеса

На точность этих оценок существенно влияют дефицит информации и степень ее достоверности. Поэтому оценка рисков осуществляется на основе всей имеющейся у таможенных органов информации о результатах таможенного контроля и выявленных случаях нарушения законодательства РФ с привлечением, по возможности, информации из других источников (данных Федеральной службы государственной статистики, информации стран - торговых партнеров).

| Загрузок: 137

Аннотация:

Продолжение. Начало в №№ 11 и 12/2003 года. Одной из важных задач, решаемых при построении систем управления рисками (СУР) в организациях, является выбор критериев эффективности функционирования этих систем. Такие критерии должны быть тесно увязаны с целевыми функциями организации, так как основной задачей СУР является повышение вероятности успешной реализации указанных функций.

JEL-классификация:

Продолжение. Начало в №№ 11 и 12/2003 года.

Одной из важных задач, решаемых при построении систем управления рисками (СУР) в организациях, является выбор критериев эффективности функционирования этих систем. Такие критерии должны быть тесно увязаны с целевыми функциями организации, так как основной задачей СУР является повышение вероятности успешной реализации указанных функций.

Мировая практика показывает, что основной целью функционирования любой организации является повышение благосостояния собственников (акционеров, участников), и что эта цель не противоречит интересам других лиц, связанных с данной организацией: потребителей товаров и услуг, наемных работников, кредиторов, государства, поставщиков . Признаком увеличения богатства собственников является рост стоимости собственного (акционерного) капитала компании. В связи с этим, основной целью деятельности организации можно считать наращивание собственного (акционерного) капитала. Наилучшим показателем достижения указанной цели является создание добавленной рыночной стоимости компании для акционеров за установленный период времени (например, за год или несколько лет). Таким образом, ключевым условием создания добавленной рыночной стоимости организации для акционеров является опережающий рост ее совокупной рыночной стоимости (относительно роста балансовой стоимости инвестированного капитала). Данное условие может быть выбрано в качестве основного интегрального критерия для оценки качества функционирования системы управления рисками. При этом необходимо учитывать, что рыночная стоимость компании, определяемая многими случайными факторами, сама является случайной величиной. Поэтому при оценке приходится иметь дело с анализом закона распределения, вычислением математического ожидания (среднего) и дисперсии, характеризующей разброс случайных значений изменений рыночной стоимости компании относительно среднего значения (рис. 1). Причем, чем больше этот разброс, тем большая неопределенность и, соответственно, больший риск для инвесторов, поставляющих капитал для компании.

Рис. 1. Законы распределения изменений рыночной стоимости компании: 1) без управления рисками; 2) с управлением рисками

Таким образом, если комплекс мероприятий риск-менеджмента приводит к уменьшению неопределенности в оценке рыночной стоимости компании и как следствие, к увеличению ожидаемого значения этой стоимости, то такая система управления рисками эффективна и поэтому целесообразна к применению.

Рыночная стоимость компании – это интегральный параметр, используемый для оценки эффективности риск-менеджмента организации. Для реализации системы управления рисками необходимо выявить локальные факторы стоимости и установить, каким рискам эти факторы подвержены. Указанные факторы могут выступать в качестве локальных критериев оценки эффективности системы управления рисками. Для выявления данных факторов требуется рассмотреть модели оценки стоимости компаний.

В теории финансов одним из наиболее распространенных подходов к оценке стоимости компании является метод дисконтирования денежных потоков. В соответствии с данным методом стоимость компании (V ) определяется свободными денежными потоками, которые она сможет генерировать в будущем, дисконтированными по ставке доходности, учитывающей совокупные риски всех активов данной компании.

WACC отражает издержки по всем источникам капитала, взвешенные по их относительным вкладам в совокупный капитал компании, с учетом налоговых льгот. Данные издержки равны доходности, ожидаемой поставщиками капитала от других инвестиций с аналогичным риском. По этой причине иногда называют альтернативной стоимостью капитала;

– прогнозируемый свободный денежный поток в i -м году.

Свободный денежный поток равен сумме денежных потоков, поступающих всем поставщикам капитала (проценты, дивиденды, основные суммы долга), и денежных потоков, поступающих от инвесторов (новые займы и пр.). Свободный денежный поток равен посленалоговой прибыли от основной деятельности компании плюс амортизация и минус инвестиции в оборотные и основные средства, в прочие активы. Так как амортизация входит и в инвестиции, то выражение для свободного денежного потока может быть представлено в следующем виде:

Таким образом, выражение (1) можно представить в следующем виде:В соответствии с этим, факторы риска, влияющие на указанные параметры, являются ключевыми в системе управления рисками.

Рассмотренная модель наиболее точно отражает реальную рыночную стоимость организации, однако ее применение вызывает целый ряд трудностей. Во-первых , достаточно сложно на много лет вперед точно прогнозировать денежные потоки, которые способна генерировать компания. Во-вторых , из-за инфляции трудно предсказывать значения. В-третьих , не известна продолжительность жизни компании. На сколько лет вперед следует прогнозировать денежные потоки организации. Для решения последней проблемы обычно используют два основных подхода, о которых мы поговорим в следующем номере журнала. 3. Ибрагимов Р. Можно ли управлять стоимостью компании, «капитализируя денежный поток?» // Рынок ценных бумаг,
2002, №16.

Система управления риском может обеспечивать выполнение целого ряда управленческих целей организации. Она может выступать в качестве основы всей управленческой деятельности, на ее базе строится управленческая стратегия и система контроля. Ниже следует иерархия целей и этапы разработки системы управления совокупным риском организации:

· Сформулировать на концептуальном уровне видение, стратегии и задачи управления организацией и уточнить их на предмет взаимосвязи и внутренней логики;

· Установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач;

· Использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий основных и вспомогательных подразделений;

· Определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля; использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;

· Ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.

Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска. Это обусловило необходимость их четкой классификации.

Комплексное управление рисками должно являться неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке.

Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:

· максимальный охват совокупности рисков предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, что позволяет свести степень неопределенности к минимуму;

· минимизация влияния рисков требует усилий в направлениях минимизации спектра возможных рисков и степени их влияния на деятельность компании;

· адекватность реакции на риски предполагает возможность адекватной и быстрой реакции на все изменения в совокупности рисков;

· принятие обоснованного риска, т.е. принятие риска возможно лишь в том случае, если он идентифицирован и оценен, выработан и внедрен механизм его мониторинга.

Функции, возлагаемые на систему управления риском, предопределяют содержание самого процесса управления, которое сводится к следующей последовательности работ:

· разработка политики в области управления риском;

· анализ ситуации риска, т.е. выявление факторов риска и оценка его возможного уровня, прогнозирование поведения хозяйственных субъектов в этой ситуации;

· разработка альтернативных вариантов решения и выбор наиболее приемлемого и правомерного из них;

· определение доступных путей и средств минимизации риска;

подготовка и планирование мер по нейтрализации, компенсации ожидаемых негативных последствий риска.

Концепция приемлемого риска

Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска заключается в стремлении создать такую малую опасность, которую воспринимает общество в настоящее время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники.

Приемлемый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Размер приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределить затраты общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в указанных сферах, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может вызвать резкое увеличение риска и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений.

С увеличением расходов на обеспечение безопасности технических систем технический риск уменьшается, но растет социально-экономический. Тратя чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, в условиях ограниченности средств, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

Суммарный риск имеет минимум при оптимальном соотношении инвестиций в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели человека обычно считается риск, равный 10-6 в год. Малым считается индивидуальный риск гибели человека, равный 10-8 в год.

Концепция приемлемого риска может быть эффективно применена для любой сферы деятельности, отрасли производства, предприятий, организаций, учреждений.

Бесспорно, не существует абсолютной безопасности, всегда будет существовать некоторый уровень остаточного риска.

Насколько риск является приемлемым или неприемлемым, решает руководство государства и конкретного предприятия, учреждения и организации. Результат этого решения будет влиять на многие входных данных и соображений, среди которых не последнее место занимает стоимость риска, поскольку главной задачей управления является и всегда будет определение стоимости риска.

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным (мотивированным). Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск, – «планируемое повышенное облучение», допускаемое в исключительных случаях для лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий.

-немотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА

В управленческом аспекте риск принято определять как уровень неопределенности в предсказании результата. С этой точки зрения риск всегда связан с выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности результата, в этом проявляется его субъективная сторона. Вместе с тем величина риска не только субъективна, но и объективна, поскольку является формой качественно/количественного выражения реально существующей неопределенности.
Исходя из определения риска как вероятности несоответствия прогноза, мы можем говорить о том, что существует вероятность наступления как отрицательных, так и положительных последствий действия случайных факторов.
Если рассматривать деятельность компании в глобальном масштабе, то справедливо говорить об основной цели деятельности предприятия как о росте благосостояния ее собственников, который может быть реализован посредством приобретения собственником экономических выгод от деятельности предприятия.
При этом экономические выгоды могут существовать как в явном (в виде потока материальных благ), так и в неявном виде, т.е. в виде прироста стоимости имущества собственника (или потенциального потока материальных благ).
Исходя из данной основной цели положительные отклонения от ожидаемого результата представляют собой позитивные результаты и не нуждаются в специальном управлении и контроле. При определении риска считается, что положительные отклонения являются позитивными и не нуждаются в дополнительном контроле. Однако контроль позитивных изменений также будет находиться в поле зрения управления рисками, так как при определенных условиях неуправляемые положительные изменения могут привести к отрицательным последствиям (рост активов может привести к ситуации, когда существующая система управления ими не будет справляться со своими задачами). Так, позитивные изменения будут контролироваться, но с точки зрения возможных отрицательных последствий. Поэтому управление рисками сосредоточено на отрицательных отклонениях.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Однако в последнее время в области управления рисками появились новые тенденции:

  • риски стали более четко определенными/выделенными;
  • шире стали использоваться количественные методы определения риска;
  • контроль рисков стал более активным;
  • измерение риска стало более точным;
  • появились новые методики и организационные технологии.
    Все это повлекло за собой уси-ление внимания как со стороны менеджмента, так и со стороны собственников к проблемам управления рисками.
    Управление рисками является одним из вариантов трех раз-личных предпринимательских стратегий:
  • Избежание риска. Фактически оно предполагает стагнацию бизнеса, ибо в данном случае проблематично само получение прибыли, что и составляет смысл предпринимательства.
  • Принятие риска. Эта стратегия предполагает, что предприниматель сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Данный вариант также не представляется оптимальным в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная прибыль - не соотносится с целью бизнеса.
  • Управление риском. Это его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по минимизации риска. Пожалуй, это реже всего применяемая сегодняшним российским предпринимателем стратегия поведения в бизнесе (в осознанном виде, т.е. с фиксацией работ и их этапов по оценке возможных рисков, разработке соответствующих планов и действий и т.п.). Вместе с тем по мере приближения к цивилизованному рынку именно управление риском должно становиться ведущей стратегией предпринимателя, нацеленного на достижение успеха.

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

    Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска. Это обусловило необходимость их четкой классификации.
    Традиционная классификация рисков - рыночный, операционный, кредитный и риск ликвиднос-ти - является крайне узким подходом. Совокупность рисков настолько многообразна, что группировка и классификация рисков, выделенных экспертным путем, заранее обрекает систему управления рисками на неполный охват.
    В данном случае так называемый дедуктивный подход, т.е. выделение групп рисков и идентификация рисков внутри выделенных групп, имеет преимущество, так как минимизирует возможность тот или иной вид риска.
    По отношению к компании риски можно разделить на две большие группы с точки зрения источника возникновения рисков:

  • внутренние: риски, возникающие в процессе функционирования материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательских способностей и технологии;
  • внешние: макроэкономические, правовые, страновые, политические, природные, социальные риски.
    Данная классификация позволит наиболее полно охватить все существующие риски, так как с точки зрения теории экономики предприятия набор факторов, которые приведены выше, является конечным.
    При таком подходе классификация рисков коррелирует с представлением деятельности организации, как составляющей следующих факторов: финансы, персонал, технологии, маркетинг, производственная кооперация, инфраструктура бизнеса (в нашем случае - внешняя среда).
    Управление финансовыми рисками - на сегодняшний день наиболее развитая часть комплексной системы управления рисками.
    В большей степени это объясняется количественным характером финансовых рисков, т.е. возможностью применения к их оценке количественных шкал. Оценка количественных рисков, как правило, осуществляется при помощи экономико-статистических методов.
    К качественным рискам, оценка которых возможна только в рамках кардинальных шкал, применяют экспертные и рейтинговые методики.
    Известные в практике управления рисками методы минимизации риска отдельных операций - страхование и резервирование, хеджирование, лимитная политика, управление активами и пассивами (управление процентным, валютным и риском ликвидности), диверсификация активов и пассивов - представляют собой лишь разрозненные методики управления тем или иным видом риска.

    КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

    Проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению.
    Результатами развития управленческих технологий принятия решений и минимизации возможных потерь явилась концепция комплексного (глобального) управления рисками.
    Комплексное управление рисками должно являться неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке.
    Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:

  • максимальный охват совокупности рисков предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, что позволяет свести степень неопределенности к минимуму;
  • минимизация влияния рисков требует усилий в направлениях минимизации: спектра возможных рисков и степени их влияния на деятельность компании;
  • адекватность реакции на риски предполагает возможность адекватной и быстрой реакции на все изменения в совокупности рисков;
  • принятие обоснованного риска, т.е. принятие риска возможно лишь в том случае, если он идентифицирован и оценен, выработан и внедрен механизм его мониторинга.
    Усиление внимания к вопросам системы управления рисками подвело менеджмент компаний к выделению функций контроля и управления рисками из различных подразделений и сосредоточению их в рамках обособленного подразделения или передаче их одному из высших менеджеров. Существует также практика обособления функций по контролю за рисками на уровне членов совета директоров.
    Однако в процессе построения системы управления рисками необходимо соблюдать общий принцип построения системы контроля: затраты на построение и содержание системы не должны превышать выгод от ее функционирования (в том числе в виде предотвращенных потерь).
    Комплексная система управления рисками не является панацеей, исключающей потери как таковые, однако она позволяет с определенной долей вероятности утверждать, что влияние совокупности рисков не приведет к потерям сверх ожидаемых величин. Такая система позволит контролировать совокупность рисков данного бизнеса и минимизировать возможные потери при неблагоприятном развитии ситуации.