"Терминаторы", "Аллигаторы" и "Коровы": чем воюет армейская авиация России

Тяжелый вертолет Ми-26Т2 от ОАО «МВЗ им. Миля» был презентован в 2010 году на выставке HeliRussia. Символично, что новая машина поднялась в воздух для испытаний в дату 50-летнего юбилея воздушного крана Ми-10, который занял достойное место не только в отечественной, но и мировой истории вертолетостроения. Новый летательный аппарат - это не просто улучшенная модификация предшественника, а вполне самостоятельная единица с кардинальной сменой имиджа. При создании модификации конструкторы учли все новейшие достижения науки и техники, включая использование цифрового радиоэлектронного оборудования на борту. Экипаж сократили до 2 человек.

История создания

Разработка Ми-26Т2 ориентирована на повышение аэромобильности сухопутных военных сил Советского Союза. Группа конструкторов во главе с Милем обладала большим опытом в тяжелом вертолетостроении, поэтому новая машина была создана в самые сжатые сроки. Новая техника превосходила все отечественные и большинство зарубежных аналогов.

Дополнительным подтверждением высокой квалификации инженеров стало создание новой конфигурации Ми-26 под руководством М.Тищенко. Тяжелый в первый тестовый полет отправился 14 декабря 1977 года, впоследствии установив более 10 мировых рекордов. До сих пор он применяется для решения ряда важных задач как в России, так и за границей.

Невзирая на то что прошло много лет с момента создания данной техники, реальной замены для Ми-26Т2 не существует до сих пор. Он считается самым большим и грузоподъемным вертолетом среди аналогов, выпускаемых серийно.

Отличительной чертой обновленного летательного аппарата стало сокращение экипажа до 2 человек. Кроме того, изменениям подверглась авионика. Решение об уменьшении количества летчиков призвано обеспечить абсолютно иную компоновку кабины, а также использовать комплект бортового радиооборудования, способного безопасно и эффективно выполнять поставленные задачи и различные полетные задания.

Особенности

Ми-26Т2 отличается от остальных коммерческих вертолетов тем, что поддерживает определенный маршрут на малых высотах при непосредственном участии экипажа. Другие гражданско-магистральные лайнеры следуют преимущественно на автоматическом пилотировании. Летчики берут управление в свои руки только при посадке или взлете, а также в случае возникновения внештатных ситуаций.

В связи с этим перед инженерами МВЗ "Миля" стояла серьезная задача по созданию блока взаимодействия экипажа и оборудования, который бы обеспечивал безопасность полета в различных условиях. Стоит отметить, что конструкторы решили этот непростой ребус высокопрофессионально. Обновленная машина возводилась в Ростове на комбинате «Роствертол».

Оснащение

Основным направлением модернизации Ми-26Т2 стало увеличение экономических и технических параметров, а также расширение отраслей и условий применения вертолета. По большому счету должна была получиться летная техника, пригодная для эксплуатации в любое время суток, имеющая сокращенный экипаж и современную авионику, которая разрабатывалась на базе оборудования БРЭО-26. Данный радиоэлектронный комплекс спроектировали специалисты Раменского конструкторского бюро.

Так как летные параметры вертолета полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к машинам подобной категории, основная модернизация была направлена на реконструкцию бортового радиоэлектронного оборудования. В систему БРЭО-26 вошел навигационный комплекс НПК-90-2, который включает в себя блок электронной индикации, пульт управления, вычислительное оборудование, навигационный спутниковый и цифровой узел пилотажа. Также в состав авионики внедрена круглосуточная обзорная оптико-электронная система, комплект резервных приборов, современный связной и контрольный бортовой блок.

Оснащение может дополнительно доукомплектовываться очками ночного видения. В результате БРЭО значительно увеличил показатели надежности и безопасности в полете, улучшил курсовую устойчивость и управляемость, а также оптимизировал точность зависания, что очень важно при работе с применением подвески внешнего типа.

Ми-26Т2: технические характеристики

Ниже приведены основные ТТХ рассматриваемой техники:

  • Состав экипажа - 2 человека.
  • Вес взлетный (нормальный/максимальный) - 49,6/56,0 т.
  • Показатель скорости при нормальной взлетной массе на высоте 0,5 км - 270/255 (максимальная/крейсерская).
  • Динамический потолок - 4,6 км.
  • Дальность перелета - 800 км (с дополнительными баками - 1905 км).
  • Тип силовой установки - Д-136.
  • Мощность при взлете 11400х2 (л.с.).

Применение

Оснащение Ми-26Т2, фото которого приведено выше, комплексом БРЭО дает возможность производить полеты днем и ночью, независимо от метеорологических условий. Еще одно достоинство машины - сокращение времени на составление летного плана, уменьшение нагрузки на членов экипажа благодаря автоматическому контролю рабочих параметров бортовых систем. Автоматизация всех узлов и наличие средств навигации позволило снизить количество обслуживающего персонала до 2 летчиков (если используется внешняя подвеска - в экипаж добавляется еще один человек). Все инновационные решения уменьшают прямые эксплуатационные затраты с одновременным повышением эффективности использования машины.

Вертолет Ми-26Т2, характеристики которого указаны выше, предназначен для транспортировки крупногабаритных грузов в специальной кабине либо на наружной подвеске. В военных целях он может вместить отряд из 80 десантников, при ликвидации аварий или последствий чрезвычайных ситуаций - до 60 пострадавших. При помощи данного летательного аппарата можно выполнять сложные и трудоемкие строительно-монтажные операции. Кроме того, вертолет способен осуществлять оперативную доставку горюче-смазочных материалов, производя автономную заправку различной техники. Также машина ориентирована на тушение масштабных пожаров, трелевку леса и выполнение прочих транспортных заданий.

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости, Андрей Коц. Самый большой в мире серийный транспортный вертолет очень скоро поступит в российские войска в качественно новом воплощении. С 2019 года . "Коровы", как эти машины привыкли называть летчики армейской авиации, станут более защищенными, получат современную электронную начинку, научатся ориентироваться в сложных погодных условиях. Как сообщили в холдинге "Вертолеты России", проект модернизации Ми-26 разрабатывали с учетом боевого опыта, приобретенного ВКС в Сирии. РИА Новости рассказывает об особенностях этой винтокрылой машины.

Универсальный тяжеловес

Ми-26 в мире современной транспортной авиации по праву считается настоящим гигантом. Под его восьмилопастным несущим винтом диаметром в 32 метра поместятся два ударных Ми-28. "Корова" без проблем берет на борт 82 десантника в полной боевой выкладке или 20 тонн груза. Такой же вес Ми-26 способен перевозить и на внешней подвеске. По своей грузоподъемности российский вертолет значительно превосходит все зарубежные аналоги. Американский тяжелый транспортник CH-53E Super Stallion, к примеру, поднимает в воздух до 15 тонн. Причем Ми-26, благодаря двум двигателям с суммарной мощностью 22,8 тысячи лошадиных сил, развивает скорость до 270 километров в час.

Неудивительно, что российские "коровы" востребованы везде, где нужно быстро доставить из точки "А" в точку "Б" что-нибудь очень тяжелое. Осенью 2009 года американский транспортный вертолет CH-47 Chinook Вооруженных сил США совершил вынужденную посадку под Кандагаром после того, как его обстреляли с земли талибы. Сначала машину попытались эвакуировать другим "Чинуком", однако тот не смог оторвать своего 12-тонного собрата от земли. И американцы, смирив гордыню, обратились с просьбой о помощи в транспортную компанию "Вертикаль-Т". Россияне быстро пригнали Ми-26Т, и тот, без особых усилий подняв CH-47 в воздух, пролетел с ним почти 110 километров до авиабазы США. Эвакуация обошлась американским военным в 650 тысяч долларов.

Белорусский силач, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса Кирилл Шимко сдвинул с места самый большой в мире вертолет - Ми-26 - и протащил его на 20 метров на минском аэродроме Липки в рамках фестиваля авиационного спорта.

Роль военного и гражданского грузчика для "коровы" далеко не единственная. На базе оригинального Ми-26, впервые взлетевшего 14 декабря 1977 года, были построены постановщики помех, топливозаправщики, пожарные и медицинские вертолеты, летающие командные пункты и другие машины. "Корова" — обладатель множества мировых рекордов. В частности, 27 сентября 1997 года вертолет поднял на высоту 6,5 тысячи метров аж 224 парашютиста. Армейские модификации Ми-26 воевали в Афганистане, Анголе, Нагорном Карабахе, Чечне. Их использовали как для доставки грузов, так и для эвакуации поврежденной техники и высадки тактических десантов.

Ми-26Т2В сохранит главные достоинства серийных военных машин и обретет ряд новых возможностей. Особого упоминания заслуживает перспективный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2. Он обеспечит пилотирование вертолета днем и ночью с выполнением автоматического полета по маршруту, выходом в заранее заданную точку и заходом на посадку, а также предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром. По сути, Ми-26Т2В получит полноценный автопилот, что значительно упростит для экипажа ориентирование в незнакомой обстановке.

Угроза с земли

При всех своих достоинствах, "корова" — слишком большая и не самая маневренная машина с очень "горячими" двигателями. Этот вертолет — желанная цель для операторов переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) противника. За все время эксплуатации огнем с земли было сбито пять Ми-26. Самый трагичный инцидент произошел 19 августа 2002 года в Чечне. Борт 89, приписанный к армейской авиации Сухопутных войск, совершал перелет с аэродрома Моздок на базу федеральных сил в Ханкале. Вертолет перевозил офицеров, возвращавшихся к месту службы после отпуска, а также контрактников и солдат-срочников, летевших на смену сослуживцам, — всего 142 пассажира и пять членов экипажа. При заходе на посадку боевики-исламисты атаковали его ракетой ПЗРК "Игла". Борт рухнул прямо на минное поле и загорелся. Спастись удалось только экипажу и пятнадцати пассажирам.

Вопросы уязвимости "коровы" от огня с земли призван решить новый бортовой комплекс обороны. В холдинге "Вертолеты России" сообщили, что он обеспечит надежную защиту от ракет с радио- и оптико-электронным наведением. Ми-26Т2В сможет вести полноценную радиоэлектронную борьбу. Какими именно средствами — не уточняется. Не исключено, что речь идет о комплексе "Витебск", уже обкатанном на вертолетах Ка-52 и Ми-8МТ. В Сети есть кадры испытаний этой системы на одном из полигонов под Ахтубинском в 2015 году. По вертолету Ми-8 с установленной на борту системой "Витебск" выпустили 20 зенитных ракет "Игла". Все они шли точно в цель, но на определенной дистанции резко меняли курс и уходили вверх. Ни одна в вертолет не попала.

В настоящее время российская авиационная промышленность продолжает серийное строительство вертолетов семейства Ми-26, являющихся самыми крупными и грузоподъемными машинами своего класса. Параллельно продолжается развитие существующего проекта, приводящее к появлению новых возможностей. Сейчас ряд предприятий работает над новой модификаций вертолета с обозначением Ми-26Т2В. В ближайшем будущем на испытания выйдет опытный образец нового типа, и вскоре после этого должно будет стартовать серийное производство.

Первые сообщения о проекте модернизации с литерами «Т2В» появились в октябре прошлого года. Тогда пресс-служба холдинга «Вертолеты России» рассказала о новом заказе, поступившем от отечественного министерства обороны. Следует отметить, что тема модернизации имеющихся машин и строительства улучшенной техники поднималась и ранее, но только в середине осени были оглашены основные цели и задачи разрабатываемого проекта.


В основе концепции нового проекта, как сообщается, лежит опыт эксплуатации авиационной техники в ходе вооруженных конфликтов последнего времени. Прежде всего, принимались во внимание особенности продолжающейся операции российских воздушно-космических сил в Сирии. Был проведен анализ работы военно-транспортной авиации, показавший необходимость определенных доработок имеющихся вертолетов.

Согласно официальным данным, проект модернизации Ми-26Т2В предусматривает обновление ряда бортовых систем и устройств. Прежде всего, доработке подвергнется бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования. По результатам удаления некоторых устаревших агрегатов и монтажа новых вертолет получит некоторые особые возможности. Ожидается, что летчики смогут осуществлять пилотирование в сложных безориентирных местностях в любое время суток. Кроме того, планировалось обеспечить возможность работы при применении противником средств радиоэлектронной борьбы.

Новые сообщения о проекте Ми-26Т2В, раскрывающие значительную часть текущих планов, были опубликованы РИА буквально на днях – 14 февраля. Со ссылкой на официального представителя «Вертолетов России» информагентство писало, что к настоящему времени Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля завершил проектирование новой машины. На основе разработанной конструкторской документации сейчас ведется строительство первого опытного вертолета перспективной модификации.

Опытный образец модификации «Т2В» носит рабочее обозначение ОП-1. Строительство машины ведется на заводе «Роствертол» (г. Ростов-на-Дону). Сборку прототипа предполагается завершить во второй половине текущего года. После завершения строительства Ми-26Т2В ОП-1 отправят в Москву на завод им. Миля, где пройдут все необходимые летные испытания.

После завершения требуемых проверок новый транспортный вертолет поступит в серийное производство. Старт строительства первой серийной машины Ми-26Т2В запланирован на следующий 2019 год. При этом пока речь идет только о годе. Квартал или месяц запуска строительства еще не уточнялся. Вероятно, это связано с определенной сложностью работ и возможным смещением сроков их завершения.

Прошлой осенью «Вертолеты России» особо подчеркивали предназначение нового проекта. Указывалось, что вертолет Ми-26Т2В разрабатывается по заказу министерства обороны России и предназначается только для него. Новая модификация не является экспортной. Таким образом, серийные машины последней на данный момент модификацией будут использоваться только одним отечественным заказчиком.

Согласно опубликованным данным, суть проекта под обозначением «Т2В» заключается в замене ряда элементов бортового оборудования. При этом планер, силовая установка, винты и т.д. останутся прежними. Не изменятся и основные летно-технические характеристики. Установка новой аппаратуры позволит повысить эффективность техники в реальных условиях, расширить круг решаемых задач и в некоторой мере упростить ее работу.

Одним из главных отличий вертолета Ми-26Т2В от техники предыдущих модификаций является доработанный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК-90-2. Новая версия уже существующей и используемой системы обеспечит пилотирование в светлое и темное время суток. Полет по установленному маршруту, выход в заданную точку и заход на посадку смогут осуществляться в автоматическом режиме.

На случай полетов над местностью, не имеющей пригодных ориентиров, вертолет предлагается оснастить рядом новых навигационных устройств. В частности, в недавнем прошлом упоминалось применение усовершенствованной инерциальной навигационной системы, построенной на основе лазерных гироскопов. В сочетании с улучшенным автопилотом новая аппаратура навигации значительно упростит эксплуатацию техники в сложных условиях.

Локальные конфликты последних десятилетий наглядно показывали уязвимость вертолетов к средствам противовоздушной обороны противника. Кроме того, они продемонстрировали необходимость создания и применения т.н. бортовых комплексов обороны – средств своевременного обнаружения атаки и противодействия применяемому зенитному вооружению. Авторы проекта Ми-26Т2В учли подобные факторы и предусмотрели средства защиты от возможного обстрела с земли.

По данным РИА Новости, на борту вертолета перспективной модификации будет присутствовать требуемый комплекс обороны. Представитель холдинга «Вертолеты России», цитируемый информационным агентством, рассказал, что с помощью такого комплекса вертолет сможет не бояться управляемых ракет с радиолокационными или инфракрасными головками самонаведения. Впрочем, тип предлагаемого для использования комплекса не уточнялся.

В настоящее время российская промышленность производит авиационные бортовые комплексы обороны нескольких типов. В частности, на вертолетах нескольких типов разного назначения устанавливается система «Витебск». Для машин семейства Ми-26 предназначается его модификация под обозначением Л-370Э26Л. В зависимости от комплектации, комплекс «Витебск» способен противодействовать зенитным или авиационным ракетам с тепловой либо радиолокационной головкой самонаведения. При обнаружении облучения или пуска ракеты аппаратура комплекса выполняет постановку помех, подавляющую радиолокационную ГСН, либо отстреливает ложные тепловые цели, предназначенные для нарушения работы инфракрасных систем.

Предлагаемая модернизация затрагивает только бортовое оборудование и потому не связана со значительными переработками планера, силовой установки, винтами и т.д. Таким образом, модернизированный Ми-26Т2В по-прежнему будет иметь восьмилопастной несущий винт диаметром 32 м с ометаемой площадью более 800 кв.м. Длина машины по фюзеляжу останется на уровне 34 м. При максимальной взлетной массе до 56 т вертолет сможет поднимать в воздух 20 т груза, как внутри кабины, так и на внешней подвеске.

Серийное строительство новых Ми-26Т2В стартует в следующем году и, очевидно, будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. Как следует из имеющихся данных, продолжительность строительства и количество собираемой техники будут прямо связаны с заказом военного ведомства и, возможно, силовых структур. При этом точное количество требуемых вертолетов пока не оглашалось. До момента публикации объемов будущего контракта на серийное производство придется полагаться только на оценки и прогнозы.

Напомним, в настоящее время в воздушно-космических силах России служит чуть более четырех десятков вертолетов Ми-26 основных модификаций. Еще 10 таких машин принадлежит войскам национальной гвардии. Также имеются сведения об эксплуатации этой техники пограничными войсками Федеральной службы безопасности, но ее количество неизвестно. Вряд ли новые планы будут предусматривать полную замену всех имеющихся Ми-26 предыдущих модификаций, но есть основания предполагать, что новые машины типа «Т2В» станут достаточно многочисленными и со временем займут значимое место в соответствующих частях.

Любопытно, что на данный момент официальные источники говорят только о серийном строительстве вертолетов Ми-26Т2В. Очевидно, в серии они должны будут сменить технику предыдущих моделей. При этом пока не упоминалась возможность проведения ремонта и модернизации наличных вертолетов с приведением их состояния в соответствие с новым проектом. Это может говорить о том, что основной заказчик не намерен полностью переоснащать свой парк техники. Впрочем, нельзя исключать, что процесс ремонта и модернизации будет запущен позже.

Кроме армии и силовых структур Ми-26 эксплуатируется рядом российских гражданских организаций. Такая техника имеется у министерства по чрезвычайным ситуациям и у нескольких коммерческих авиакомпаний. Будут ли они закупать обновленные Ми-26Т2В – пока говорить рано. Особые возможности таких вертолетов, связанные с установкой перспективных навигационных систем и наличием бортового комплекса обороны, могут быть излишними для эксплуатации в гражданских областях.

«Вертолеты России» утверждали, что проект Ми-26Т2В предназначался для министерства обороны и не является экспортным. Техника семейства Ми-26 в тех или иных количествах эксплуатируется дюжиной зарубежных стран, и они могли бы проявить интерес к новой модификации. Тем не менее, насколько известно, обновленные «Т2В» будут поставляться только отечественному заказчику. По крайней мере, в рамках первых серийных партий.

В последние десятилетия российской военно-транспортной авиации неоднократно приходилось работать в зонах локальных конфликтов. По опыту такой работы были сформированы требования к обновленной версии тяжелого вертолета для воздушно-космических сил. Согласно последним данным, не так давно Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля завершил разработку проекта Ми-26Т2В, что позволило запустить строительство первой опытной машины.

Завод «Роствертол» уже строит опытный образец с рабочим обозначением ОП-1, и через несколько месяцев передаст его московским специалистам для проведения испытаний. На следующий год, после завершения проверок, запланирован старт серийного строительства новой техники для российского военного ведомства, которое, по-видимому, будет продолжаться в течение определенного времени.

Самый первый вариант тяжелого транспортного вертолета Ми-26 появился несколько десятилетий назад, но развитие исходной конструкции продолжается до сих пор. Путем замены тех или иных агрегатов машина улучшает свои характеристики и получает новые возможности. Очередной проект обновления Ми-26Т2В позволит вертолетам летать в сложных условиях, а также с меньшими рисками для себя, пассажиров и груза.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://russianhelicopters.aero/
https://bmpd.livejournal.com/

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

28 октября в России отмечается День армейской авиации ВКС РФ. Основным предназначением этого рода войск является уничтожение наземных малоразмерных бронированных целей противника, огневая поддержка наземных сил, переброска десанта и проведение разведки.


В состав армейской авиации в настоящее время входит несколько видов вертолетов, многие из которых считаются одними из лучших в своем классе.

В настоящее время идет переоснащение частей на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 года в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин. В соответствии с госпрограммой вооружений до 2020 года в войска должно поступить более 1 тыс. современных вертолетов.

С 2015 года войска получают новую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики - Ми-8АМТШ-ВА. В апреле 2016-го Минобороны РФ заключило контракты на поставку до конца 2018 года тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 и первой серийной партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ.

О боевых вертолетах, стоящих на вооружении ВКС РФ, - в материале ТАСС.

Штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор"

Вертолет Ми-8АМТШ разработан на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ. "Терминатор" - неофициальная кличка, под которой прототип этой машины демонстрировался в 1999 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Вертолет принят на вооружение ВВС России в 2009 году.

Военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8 - одни из самых популярных в мире. Они используются более чем в 90 странах мира. С 1991 года инозаказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.

В народе Ми-8 получил прозвище "Коля" или "Мыколка". Первый полет Ми-8 совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года. Выпущено более 12 тыс. экземпляров.

Экипаж - три человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полета - до 800 км, практический потолок – 6 тыс. м. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине.

Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет.

Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты - Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 - для гражданских и военных эксплуатантов.

Ударный вертолет Ми-24 "Крокодил"

В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности в 1991–2014 годах иностранные заказчики получили 171 боевую машину.

Вертолет принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище "Крокодил".

Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным пулеметом 12,7 мм.

Ми-24 предназначен для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов, может выполнять транспортные функции. Разработан в конце 1960-х. Первый полет совершил 19 сентября 1969 года. Вертолет серийно выпускался с 1970 по 1989 год, в общей сложности произведено около 3 тыс. 500 экземпляров.

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26 "Летающая корова"

Ми-26 - самый тяжелый в мире из класса многоцелевых транспортных вертолетов. За свои габариты винтокрылая машина получила неофициальное название "Летающая корова".

Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года. Выпущено порядка 300 экземпляров.

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. В зависимости от модификации экипаж может состоять из пяти-шести человек. Максимальная скорость - 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками - 800 км, практический потолок - 4,6 тыс. м. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю вертолетостроения.

Всего иностранным заказчикам было передано 12 машин. Разработано порядка 15 модификаций, эксплуатируются по меньшей мере десятью странами мира.

Ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник"

Ми-28Н "Ночной охотник" - модификация ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Этот вертолет обладает хорошей маневренностью и большой ударной мощью. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах "Беркуты" выступает на Ми-28Н.

Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года. Выпущено около 100 экземпляров.
Он был принят на вооружение ВКС России в 2009 году.

С установкой новой РЛС вертолет стал всепогодным, способным "видеть" днем и ночью, за что Ми-28Н прозвали "Ночной охотник". Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
Экипаж - два человека, возможно размещение двоих пассажиров. Максимальная скорость - 324 км/ч, практическая дальность - 500 км, практический потолок - 5,7 тыс. м. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами.

В настоящее время иностранным заказчикам поставляются Ми-28НЭ. Машины этого типа состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М

Ми-35 - "наследник" легендарного Ми-24. В нем решения, заложенные в предыдущей серии, довели до максимума. Существенно были улучшены летно-технические характеристики, эффективнее использованы все виды вооружения в круглосуточном режиме и в различных условиях. В том числе - использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

Получил неубирающееся шасси, улучшенную электронику, рулевой винт в виде буквы Х. Такая форма винта обеспечивает меньшую шумность.
Первый полет совершил в 1995 году (по другим данным - в 1998-м). Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров.
Экипаж машины состоит из двух-трех человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 420 км, практический потолок – 4,8 тыс. м. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до восьми десантников или четырех раненых на носилках.

Всего инозаказчики получили 92 такие винтокрылые машины. Помимо России эксплуатантами вертолета являются Венесуэла, Ирак, Бразилия и Азербайджан.

Ударный вертолет Ка-50 "Черная акула"

Многоцелевой ударный вертолет Ка-50 "Черная акула" разработан в опытно-конструкторском бюро им. Н.И. Камова.

Первый полет совершил 17 июня 1982 года. Серийно выпускался с 1993 по 2009 год. По данным из открытых источников, всего произведено 15 единиц. Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. До 30% от общей массы конструкции "Черной акулы" составляют композиционные материалы. Управляется одним пилотом. Максимальная скорость - 390 км/ч, практическая дальность - 1160 км, практический потолок - 5500 м. Вертолет вооружен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на четырех узлах подвески.
"Черная акула" состоит на вооружении ВВС России с 1995 года, в другие страны вертолет не поставлялся.

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор"

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов". Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток. Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года по настоящее время. Выпущено более 70 единиц. С 2011 года стоит на вооружении ВКС РФ, за рубеж не поставлялся.

Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования.
Экипаж "Аллигатора" состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 1160 км, практический потолок - 5500 м. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на четырех узлах подвески.
Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков.

Вертолеты семейства "Ка" принципиально отличаются от милевских тем, что у них так называемая соосная система расположения винтов: несущих винтов два и расположены они один над другим, тогда как рулевого винта нет вовсе. Камовские машины обладают катапультными креслами для пилотов.