Законодательство по архивному хранению документов. Архивное законодательство

Вся деятельность в архиве должна базироваться на правовой основе. Нормативно-правовую базу работы архива составляют по­мимо архивного законодательства, подробно рассмотренного в соответствующем разделе, нормы гражданского, администра­тивного и трудового права РФ, постановления и указы прави­тельства, ведомственные нормативные акты. К последним отно­сятся приказы Росархива, постановления ее коллегии, основ­ные правила работы государственных и ведомственных архивов,


Государственный архив

1. Положение об архиве (Устав архива)

2. Положение о структурном подразделении архива

3. Структура и штатное расписание архива

4. Смета расходов архива на год

5. Должностные инструкции сотрудников


Архив учреждения

1. Положение об архиве у ч р е ж д е -ния; положение о центральном отраслевом архиве; положение о центральном архиве министерства, ведомства; положение об объеди­ненном ведомственном (межве­домственном) архиве

2. Инструкция о службе доку-ментационного обеспечения управ­ления (ЦОУ) или инструкция по делопроизводству организации

3. Если в архиве учреждения есть подразделения - положение о структурном подразделении, на­пример положение об электронном архиве учреждения

4. Должностные инструкции сотрудников архива

ются на всех сотрудников, кроме директора архива и его замес­тителей.

Штатное расписание - перечень должностей учреждения (орга­низации) с указанием количества и размеров должностных окладов.

Все документы, кроме Положения об архиве и инструкции о службе документационного обеспечения управления (ДОУ), под­писываются директором архива.

Положение (Устав) о государственном, центральном отрасле­вом архивах, центральном архиве министерства (ведомства) ут­верждается соответствующим органом управления архивным де­лом. Так, Положение об архиве учреждения, который является юридическим лицом, утверждается в государственном архиве, По­ложение об архиве учреждения и структурном подразделении - руководством этого учреждения.

Планирование в архиве

Планирование - деятельность по составлению планов, опреде­ляющих приоритетные задачи архива.

Планы составляются в соответствии со структурой и штатами архива, поскольку запланированные мероприятия не должны пре­вышать возможности имеющихся подразделений трудовых ресурсов.

Структурные подразделения имеются, как правило, в государ­ственном архиве. Структура государственного архива складывается из отделов, созданных обычно по функциональному принципу, т.е. по направлениям работы архива: отдела комплектования и ведом­ственных архивов, отдела учета, хранилищ, отдела научно-справоч­ного аппарата, читального зала, отдела использования, приемной (справочного стола) архива и других отделов. За основу при разра­ботке структуры архива берется типовая структура, утвержденная Росархивом, в которой указывается состав структурных подразде­лений для различных категорий архивных учреждений.

В государственном архиве помимо отделов создаются коллеги­альные совещательные органы, в работе которых принимают уча­стие сотрудники различных структурных подразделений, а также приглашенные специалисты, ученые из других учреждений. К та­ким органам относятся:

экспертная, экспертно-проверочная (экспертно-методическая) комиссии для решения вопросов экспертизы ценности докумен­тов (ЭЦД) и разработки научно-методического обеспечения дея­тельности архива;

научный совет (для координации исследовательской и изда­тельской работы);

комиссия по рассекречиванию документов (для снятия грифов секретности с документов).


Кроме того, для реализации отдельных издательских проектов в архиве могут создаваться временные трудовые коллективы.

В муниципальных архивах и архивах учреждений вместо струк­турных подразделений могут создаваться группы работников по направлениям деятельности под руководством специалиста.

В архиве учреждения различные направления работы, как пра­вило, распределяются между сотрудниками.

Штатная численность работников архива определяется, исхо­дя из объема документов архива, хронологических границ, ста­туса архива и финансовых возможностей учреждения (ведомства) и государственного бюджета. Для государственных архивов суще­ствуют специальные формулы расчета штатной численности.

Когда штаты и структура архива определены и утверждены директором архива, остается только обеспечить работой трудовой коллектив. Для того чтобы он трудился без авралов и без простоя, существуют планы (табл. 14).

Таблица 14

Государственный архив Архив учреждения
1. План работы архива на год. 1.1. План научно- исследовательской работы архива на год*. 1.2. План научно-издательской работы архива на год* (приложение к годовому плану). 2. План структурного подразделения архива на год. 3. Индивидуальный план работы сотрудника или дневник учета труда сотрудника. 4. Отчет о выполнении работы архива за год. 5. Отчет о выполнение плана за полугодие (квартал). 6. Отчет о выполнение плана структурного подразделения за год, полугодие, квартал. 7. Отчет о выполнении индивидуального плана работы сотрудника. 8. Табель учета рабочего времени работников архива 1. План работы архива учрежде­ ния на год. 2. Планы-графики приема дел от источников комплектования архива (на год с поквартальной разбивкой). 3. Планы-графики передачи дел на государственное хранение и представления сводных разделов описей на год (с поквартальной разбивкой). 4. Перспективные (пятилетние) планы передачи документов на государственное хранение и представления сводных разделов описей - составляются по инициативе государственного архивов. 5. Отчет о выполнении годового плана архивом (в него вклю­ чаются сведения о выполнении планов-графиков). 6. Дневник учета труда работника (за месяц, квартал). 7. Табель учета рабочего времени

* Составляются по инициативе архива.


Планирование может быть текущим и перспективным. Перс­пективные планы (программы) составляются на долгосрочный период - 5, 10, 15 лет.

Текущие планы составляются на период 1 год, 0,5 года, квар­тал, 1 месяц.

Главным документом по планированию работы в архиве явля­ется план работы архива на год.

План составляется на основе анализа отчетов за предыдущие годы, с учетом федеральных и региональных планов развития от­расли.

План работы архива состоит:

из введения;

текстовой части - перечня разделов, основных направлений и видов работ с указанием объемов работы, сроков и исполнителей;

расчетной части (основных показателей плана работы на год);

предложений (плана научно-издательской и научно-исследо­вательской работы).

Расчетная часть плана включает бюджет рабочего времени по наиболее важным показателям, контролируемым органом управ­ления. Бюджет рабочего времени - это количество рабочих дней в году, которое необходимо затратить на работу по каждому на­правлению. Он рассчитывается, исходя из штатной численности и типовых норм времени и выработки.

Соответственно, самый важный отчетный документ - годовой отчет архива, который составляется в соответствии с разделами плана и также содержит расчетную часть. К годовому отчету архи­ва могут прилагаться документы централизованного государствен­ного учета: паспорт архива, сведения о состоянии хранения доку­ментов в организациях - источниках комплектования.

Работа с персоналом

Работа с персоналом предполагает прежде всего подбор со­трудников с соответствующей квалификацией, деловыми и, ко­нечно же, человеческими качествами для каждого участка и на­правления. Прежде всего, необходимо помнить основные требо­вания квалификационных справочников 1 в отношении основных категорий специалистов.

Заведующий архивом

Должностные обязанности. Возглавляет работу по организации и ве­дению архивного дела на предприятии, в учреждении, организации.

Обеспечивает в соответствии с установленным порядком прием, ре­гистрацию, систематизацию, хранение и использование документов. Ру-Квалификационный справочник должностей служащих. - М., 2001. - С. 37-38.


ководит работой по составлению справочного аппарата, облегчающего учет и использование архивных документов.

Оказывает методическую помощь в поиске необходимых документов.

Инструктирует работников структурных подразделений о порядке фор­мирования, подготовки и сдачи дел в архив.

Контролирует своевременность поступления в архюв документов, за­конченных делопроизводством.

Обеспечивает проведение работы по экспертизе ценности архивных документов, формированию документов в дела постоянного и времен­ного хранения.

Руководит работой по составлению описей дел ллгя передачи доку­ментов в государственные архивы, составлению актов 0 б уничтожении документов, сроки хранения которых истекли.

Осуществляет контроль за состоянием в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения сохранности документов.

Организует работу по ведению учета документооборота и количестве дел, выдаче архивных справок на основе данных, имеющихся в доку­ментах архива.

Составляет установленную отчетность. Принимает участие в разра­ботке положений и инструкций по ведению делопроизводства и органи­зации архивного дела.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие ру­ководящие и нормативные документы вышестоящих других органов, касающиеся работы архивов; Единую государственною систему дело­производства; порядок оформления документов, поступающих в архив, и действующую систему их классификации; структуру предприятия, уч­реждения, организации; основы организации производства, труда и уп­равления; законодательство о труде; правила внутреннего трудового рас­порядка; правила и нормы охраны труда.

Архивариус

Должностные обязанности. Осуществляет работу п. о ведению а р х и в -ного дела на предприятии.

Организует хранение и обеспечивает сохранность документов, посту­пивших в архив.

Принимает и регистрирует поступившие на хранение от структурных подразделений документы, законченные делопроизводством.

Участвует в разработке номенклатур дел, проверяет Правильность фор­мирования и оформления при их передаче в архив.

В соответствии с действующими правилами шифрует единицы хране­ния, систематизирует и размещает дела, ведет их учет.

Подготавливает сводные описи единиц постоянного и временного сроков хранения, а также акты для передачи документов на государ­ственное хранение, на списание и уничтожение материалов, сроки хра­нения которых истекли.

Ведет работу по созданию справочного аппарата по /документам, обес­печивает удобный и быстрый их поиск.

Участвует в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.

Следит за состоянием документов, своевременностью их восстанов­ления, соблюдением в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения их сохранности.

Контролирует соблюдение правил противопожарной защиты в поме­щении архива.

Выдает в соответствии с поступающими запросами архивные копии и документы, составляет необходимые справки на основе сведений, име­ющихся в документах архива, подготавливает данные для составления отчетности о работе архива.

Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению архивного дела на предприятии; порядок приема и сдачи документов в архив, их хранение и пользование ими; Единую государственную систему делопроизводства; по­рядок составления описаний документов постоянного и временного хране­ния и актов об уничтожении документов; порядок оформления дел и их подготовки к хранению и использованию; порядок ведения учета и составле­ния отчетности; структуру предприятия; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы трудового законодательства; пра­вила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда.

Кодификатор

Должностные обязанности. Ведет работу по подбору, хранению, сис­тематизации и учету законодательных и нормативных правовых актов и документов.

Выдает необходимые работникам предприятия законодательные и нормативные правовые документы.

Вносит в экземпляры законодательных и нормативных правовых до­кументов в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями необходимые отметки.

Подготавливает заявки на размножение законодательных и норма­тивных правовых документов и рассылает их по структурным подразде­лениям предприятия.

Составляет перечень устаревших документов.

Ведет учет выдачи-возвращения документов.

Принимает необходимые меры по использованию в работе совре­менных технических средств.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, по­становления, распоряжения, приказы, другие руководящие материалы и документы, касающиеся вопросов делопроизводства, правил хранения законодательных и иных нормативных документов; принципы разработки классификаторов и порядок пользования ими; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы организации труда; пра­вила эксплуатации технических средств; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

В государственном архиве также предъявляются определенные требования к квалификации архивиста 1-й и 2-й категорий, веду-


щего специалиста и других сотрудников. Правильный подбор и расстановка кадров имеет очень большое значение для результа­тов работы.

Маркетинг в архивах

Информационный маркетинг. Для решения задач планирования работы руководство архива должно изучить информационные по­требности общества, состояние рынка информационных услуг в области архивного дела, спроса отечественного и зарубежного потребителя на архивную информацию.

В основе маркетингового исследования лежат такие показатели интенсивности и эффективности использования документов, как потребители информации, тематика исследований, запросов, пуб­ликаций, частота обращений к различным фондам.

Одним из направлений маркетинга является исследование цен на информационные услуги и спроса на мировом рынке ретрос­пективной документной информации. Основными информацион­ными услугами архивов являются копирование документов, про­дажа комплектов микрофильмов и микрофиш архивных докумен­тов, изданий документов и справочников на CD-ROM, созданий платных информационных ресурсов (машиночитаемых версий ис­торических источников в Интернет). Ценовую политику на рынке этих услуг определяют продуценты - производители и продавцы информации. Продуцентами могут быть как сами архивы, так и специальные фирмы, занимающиеся публикацией архивных до­кументов на технотронных носителях и продажей микрофильмов и микрофиш.

В отношении ценовой политики американские экономисты рекомендуют не предлагать редкие товары по низким ценам, а ограничить предложение микрографических товаров, установив высокие цены на них. Для повышения цен государственные архи­вы и библиотеки, которые должны продавать микрофильмы по фиксированной цене, пользуются услугами посреднических фирм, имея постоянный процент от продажи микрокопий фирмой.

Для того чтобы решить эти проблемы, существует механизм информационного маркетинга, который обеспечивает связь по­требителей ретроспективной документной информации с ее хра­нителями, устанавливает, в какой мере информационные услуги архива отвечают требованиям пользователя.

Информационный маркетинг в системе федеральной архивной службы - деятельность по изучению динамики информационно­го рынка и прогнозированию спроса потребителей на информа­ционные товары и услуги.

В современных условиях создания отечественного рынка ин­формации и выхода российских архивистов на мировой информа-

ционный рынок главная задача маркетинга - дать ориентиры для установления цен на информационные услуги в архивах и микро­копии архивных документов. Чем выше спрос на ту или иную информацию, тем выше ее цена.

Мировой рынок документной информации - совокупность информационных товаров и их потребителей во всех странах мира. Основные действующие лица на этом рынке - продуценты, или продавцы информации, и покупатели информации.

Вместе с тем задачи информационного маркетинга в архивах значительно шире вопросов ценообразования. Так, сведения о количественных характеристиках (числе посетителей, запросов и т.д.) необходимы для планирования работы архива, определе­ния его бюджета и штата. Сведения о качественной стороне ис­пользования (категориях пользователей, тематике исследований, доле использованных дел и формах использования и т.д.) помо­гают выявить ошибки в экспертизе ценности документов, а глав­ное - организовать всю работу по созданию и усовершенствова­нию справочников системы НСА. Разумеется, фонды, к которым наблюдается устойчивый интерес исследователей, нуждаются в более подробном НСА.

Платные услуги в архивах. Государственные архивы - феде­ральные, центральные, краевые, областные, муниципальные - относятся к госбюджетным организациям, и основным источни­ком их финансирования является федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования. За счет государственного финансирования существуют и архивы уч­реждений и организаций государственной формы собственности.

Поскольку государственное финансирование, как правило, не обеспечивает всех расходов, связанных с нормальной работой ар­хивов (строительство и ремонт зданий архивохранилищ, покупка оборудования и компьютерной техники, оплата коммунальных ус­луг, оплата труда архивистов), архивам разрешена самостоятель­ная предпринимательская деятельность.

Чтобы самостоятельная предпринимательская деятельность ар­хива находилась в рамках закона, необходимо строго придержи­ваться документов, регламентирующих платные услуги, оказыва­емые архивом:

перечня платных услуг;

цен на платные услуги;

договора на коммерческое использование документов архива.

Перечень платных услуг составляется в каждом архиве и утверж­дается директором архива. В перечне указываются все виды работ, за которые взимается плата, и исполнители работ.

Перечень каждого архива составляется на основе «Номенк­латуры платных работ и услуг, выполняемых архивными уч­реждениями и организациями», который утверждается Росар-


хивом 1 . Он предназначен для государственных, объединенных ве­домственных и межведомственных архивов.

В номенклатуре указаны услуги, за которые архивным учреж­дениям категорически запрещается взимать плату, и услуги, за которые плата может взиматься, если их исполнение «не мешает реализации основных задач и функций архива». Ниже приводится перечень платных и бесплатных услуг архива (табл. 15).

В каждом архиве с учетом его возможностей и штата на основе данной номенклатуры составляется свой перечень услуг. Архив впра­ве сам определять льготные категории пользователей: пенсионе­ры, детские дома и т.д.

По каждому пункту перечня платных услуг необходимо рас­считать их цену. Список цен на платные услуги утверждается ди­ректором архива. Цена рассчитывается с учетом себестоимости ра­боты (расход материала, оплата труда и другие расходы), суще­ствующих налогов и рентабельности (прибыли). В принципе, ар­хив имеет право назначить свободную, т.е. любую цену.

Цена на услуги должна иметь экономическое обоснование в соответствии с методическими рекомендациями Росархива 2 .

Если пользователь собирается реализовать проект, предполага­ющий получение прибыли за счет использования архивных доку­ментов (так называемое коммерческое использование), с ним сле­дует заключить лицензионный договор.

При заключении договора на коммерческое использование докумен­тов архива за основу берется «Временное положение об использова­нии документов государственного архива и центра хранения доку­ментации в коммерческих целях», разработанное Росархивом.

Лицензионный договор заключается между архивом и пользо­вателем на определенный срок. Он закрепляет права, обязатель­ства и ответственность сторон.

Основанием заключения договора является оформленное заяв­кой намерение пользователя, а также следующее инициативное предложение государственного архива:

публиковать архивные документы в печатной, факсимильной, микрографической, электронной и иных формах;

экспонировать архивные документы на платных выставках;

использовать их в коммерческих радио- и телепрограммах при подготовке коммерческих кино- и видеофильмов, звукозаписей;

использовать архивные документы в имущественно-хозяйствен­ных спорах, генеалогических изысканиях, научно-технических раз­работках и технических, в том числе градостроительных проектах;

создавать тематические базы данных.

Последнее издание Номенклатуры было утверждено в 1993 г.

2 Расчет свободных цен на работы и услуги, выполняемые архивными учреж­дениями и организациями. - М., 1990.

9 Архивоведение

Таблица 15


Социально-правовые запросы граждан: о подтверждении трудового стажа; размеров заработной платы; прохождении военной службы; участии в партизанском дви­жении; избрании на выборные долж­ности; награждении орденами и меда­лями, присвоении званий; нахождении на излечении; получении образования; репрессиях, раскулачивании, лишении избирательных прав; пребывании в концлагерях, насильственном вывозе в Герма­нию в годы Великой Отечест­венной войны Социально-правовые запросы граждан: о наследовании имущества; родственных связях. За изготовление нескольких экземпляров архивных копий и почтовые отправления
Обслуживание в читальном зале архива в общем порядке Обслуживание в читальном зале архива по специальному договору: срочное представление дел; предоставление дел в коли­честве большем, чем установ­лено правилами работы читаль­ного зала; тематическое выявление дел архивистами; работа в читальном зале в часы, не предусмотренные расписанием
Предоставление документов во временное пользование орга-низациям-фондообразователям для служебного пользования Предоставление документов во временное пользование (не фондообразователям), в том числе для экспонирования на выстав­ках, в телепередачах, для кино­съемок и т. п.
Копирование или выявление документов для органов прокура­туры, суда, МВД и ФСБ, Комис­сии по реабилитации жертв поли­тических репрессий, для Использование следующих документов: тематическое выявление доку­ментов и дел, в том числе с по­мощью ЭВМ (за исключением

Услуги, предоставляемые архивом бесплатно Примеры из перечня платных услуг
органов представительной и исполнительной власти выявления дел для органов власти, управления, суда, прокуратуры для их служебной деятельности); исполнение генеалогических запросов, запросов по истории учреждений и организаций; подготовка и проведение выставок документов, проведение уроков, экскурсий по архиву, лекций, тематических вечеров и др.; копирование документов; подготовка публикаций документов; создание баз данных по доку­ментам архива и другие услуги
Организационно-методическое руководство организацией до­кументов в делопроизводстве и работой архивов государ­ственных учреждений и пред­приятии - источников комплектования Совершенствование документа-ционного обеспечения управле­ния, организации и совершенст­вование работы архивов: разработка перечней документов, номенклатуры дел, указателей видов документов; инструкции о документационном обеспечении деятельности аппарата управления, положения об экспертной к о м и с с и и, положения об архиве учреждения и др.; проектирование автоматизи­рованных информационных систем; составление исторических спра­вок о фондообразователях и др.
Научно-техническое информирование архивных учреждений Научно-исследовательская работа по основным направлениям деятельности архивных учреждений, научно-техническое информирование: проведение научно-исследова­тельских и опытно-конструктор­ских работ

Услуги, предоставляемые архивом бесплатно


Продолжение табл. 15

Примеры из перечня платных услуг


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Глава 4. Хранение и учет архивных документов


Статья 17. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов , в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

3. В отношении особо ценных документов, в том числе уникальных документов , устанавливается особый режим учета, хранения и использования. Создаются страховые копии этих документов.

4. Порядок отнесения документов Архивного фонда Российской Федерации к особо ценным документам, в том числе уникальным документам, порядок учета таких документов, создания и хранения их страховых копий определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона


Статья 18. Хранение документов Архивного фонда Российской Федерации

1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

1) постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и научных организациях, включенных в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Положения пункта 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона об органах местного самоуправления муниципального района и городского округа и о муниципальных архивах вступают в силу с 1 января 2006 г. и до наступления этой даты применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований

2) временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

архивный законодательство правовой

Архивное дело, как и всякая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую базу. Становление и дальнейшее развитие архивного законодательства должно стать одним из важных направлений правовой реформы архивного дела. Правовые нормы, регулирующие архивное дело в совокупности образуют систему архивного права.

Под предметом архивного права можно понимать складывающиеся в сфере деятельности правовые нормы отношений между гражданами и учреждениями, организациями при обязательном участии государства в деле сохранения и эффективности использования архивных документов в интересах настоящего и будущего.

Новая Конституция России 1993 года закрепила основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человеке и гражданина, федеративное устройство России, систему государственных органов Российской Федерации, основы местного самоуправления в Российской Федерации, наличие различных форм собственности, которые сказались на правовом статусе Архивного фонда Российской Федерации, на методах реформирования государственного управления архивным делом и на реорганизации системы архивных учреждений. Возникла потребность проведения правовой реформы архивного дела. Впервые в истории России были приняты Основы законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341 -1 "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" как разновидность закона, регламентирующего отношения, связанные с архивным делом.

Важным вкладом в разработку темы стало проведение 2 февраля 1999 года парламентских слушаний по проблемам безопасности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации, организованных по инициативе Федеральной архивной службы России Комитетами Государственной Думы по безопасности и культуре 13 октября 1998 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по информационной безопасности Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О мерах по защите государственных информационных ресурсов архивного фонда российской федерации», а 25 ноября 1999 г. прошло заседание Правительства Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос: «О мерах по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов». На заседаниях Межведомственной комиссии, Правительства Российской Федерации и парламентских слушаниях было признано катастрофическим состояние сохранности Архивного фонда Российской Федерации. Это вызвано тяжелым финансовым и материально-техническим положением архивных учреждений, что приводит к физическому разрушению документов и утрате, содержащейся в них информации. Также были обозначены меры по совершенствованию законодательного регулирования архивного дела в России.

В современной научной правовой литературе недостаточно трудов, где исследуются проблемы архивного законодательства России на современном этапе, комплексного теоретического исследования данной проблемы пока не найдено и поэтому я считаю, что эта тема в нынешнее время является актуальной.

Архивное законодательство - это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность, источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их видь. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют сущность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Цель курсовой состоит в комплексном, системном изучении норм архивного законодательства России на рубеже XX-XXI века

Задачи курсовой:

Изучить историю складывания архивного законодательства.

Проанализировать систему и структуру современного архивного законодательства как комплексной системы;

Исследовать правовой статус Архивного фонда Российской Федерации.

В данной работе использовались следующие источники: Федеральный Закон «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» вышедшей в 1993 году.; Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» 1994 г. Учебник Архивоведение (Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М.)из которого были взяты основные перечни ныне действующих архивных законодательств, Научные исследования Тюнсева В.А и Артизова А.Н., в которых раскрывается вопросы Архивного фонда Российской Федерации и архивах и пути его совершенствования, программа «Архивное законодательство», позволяющая более глубоко и полно изучить архивное законодательство, а именно его проблемы и перспективы.

Структура работы соответствует целям и задачам.

Работа состоит из: введения, заключения и трёх глав.

В первой главе рассказывается о предмете архивного законодательства и его задачах.

Во второй главе рассказывается об основных современных законодательных актов по архивному делу приходящихся на 90-е гг. ХХ века.

В третьей главе рассматривается структура современного архивного законодательства.

1. Понятие, предмет и задачи архивного законодательства

В правовой литературе термин «Законодательство» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле - «система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права», а в узком - «система взаимосвязанных законов». Архивное законодательство в широком смысле представляет собой систему нормативных правовых актов, создаваемых в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства, устанавливающих, изменяющих или отменяющих нормы табличного или частного права в сфере архивного дела; в узком смысле - систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. Понятие архивного законодательства будет трактоваться в широком смысле, т.к. применительно к архивному законодательству такое понятие принято самим законодателем и подтверждается ст.3 Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».

Наиболее трудной задачей в теории права является задача установление предмета законодательного регулирования. Под предметом правового регулирования понимается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.

Архивное законодательство - это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность, источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют сущность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Так как отношения присущи любой сфере существенной жизни, то архивное законодательство создаю для регулирования отношений в одной из важных общественных сфер - сфере архивного дела. Следовательно, предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела можно определить как отношения, которые возникают в процессе деятельности по организации хранения, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и гражданина, и на которые воздействуют нормы отраслей публичного и частного права.

Общие задачи архивного законодательства должны быть ориентированы на:

Обеспечение реализации конституционного строя; развитие гражданского общества; построение, укрепление и совершенствование правового государства; защиту прав и свобод гражданина и человека; применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения и осуществление деятельности, не требующей мер государственного принуждения;

Исполнение функций государственного (публичного) управления в сфере архивного дела при соблюдении защиты национальных интересов России;

Разграничение полномочий в вопросах архивного дела между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением;

Укрепление системы Федеральной архивной службы России, создание и совершенствование правовых, социальных, информационных, материально-технических и иных, условий, необходимых для деятельности органов управления архивным делом, архивных учреждений и их работников;

Обеспечение эффективной работы органов управления архивным делом и архивных учреждений в соответствии с их компетенцией, действие принципов гласности и демократизации в их работе, прежде всего, в вопросах доступа к архивным документам и их использования;

Расширение использования архивных документов в целях объективного освещения отечественной и мировой истории, формирование национального сознания граждан России, улучшение обслуживания органов государственной власти, граждан ретроспективной информацией;

Соблюдение единых принципов организации архивного дела и государственных стандартов в вопросах комплектования, хранения, учета и использования архивных документов;

Обеспечение принципа верности государственных служащих государству;

Создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации архивных работников;

Определение порядка подбора кадров, продвижение по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестаций, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.

Главная задача архивного законодательства заключается в том, чтобы создать законодательную базу, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

2. История архивного законодательства в 90-е годы

Архивное законодательство практически появилось с 1918 г., с Декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного права». Затем было много других декретов, постановлений, был период, когда после декретов практически все нормы регулирования совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так, положения о Государственном архивном фонде СССР 1941, 1958 и 1980 гг. вводились в действие постановлениями Совета Министров СССР.

В мировом архивном сообществе роль законодательства в архивной сфере оценивается достаточно высоко. В 1995 - 1996 гг. Международный совет архивов выпустил два тома журнала «Arhivum» с обзором и публикациями архивных законов и нормативных актов 98 государств и 9 международных организаций.

Появление нового архивного законодательства в России связывают с принятием 23 августа 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» - первого в отечественной истории архивного закона. Это основной закон по архивному делу, с появлением которого в общеправовом классификаторе отраслей законодательства от 16 декабря 1993 г. В разделе «Законодательство по общим вопросам народного хозяйства» была введена отдельная рубрика «Архивное дело. Делопроизводство», что специалисты рассматривают как факт рождения нового специфического подотдела права.

Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства дореволюционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом развитии страны, а так же ценный зарубежный опыт.

Произошедшие в начале 90-х годов изменения государственного строя Российской Федерации, появление перспективы создания в России правового государства, т.е. государства, которое будет организовано на правовых началах и его власть будет подчинена закону, коренным образом повлияли на формирование и становление новой правовой системы России. Качественное преобразование правовой системы, объективно требующее обновленных законов, предполагает отпаду целых нормативных блоков, регулирующих отжившие, подлежащие существенному реформированию общественные отношения, и создание правовых норм, отвечающих потребностям современного развития общества.

Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о преобладавшем значении факторов, связанных с оформлением институтов российской государственности новою курса экономической, социальной, международной политика. Среди них было также заметно воздействие таких факторов, как потребности проведения правовой реформы в такой государственной сфере как архивное дело.

1991 г. Принято считать, что начало всем реформам в архивной сфере было положено известными августовскими указами Президента Российской Федерации «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивы документов бывшего КГБ СССР». Указ Президента РСФСР об архивах Комитета государственной безопасности был подписан 24 августа 1991 г., Указ Президента РСФСР о партийных архивах был подписан в тот же день. Значение этих документов (и законодательных, и политических) трудно переоценить. Выделим главное: открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам; перестал существовать в стране «партийный архивный фонд» в параллели с Государственным архивным фондом страны.

Затем 12 октября 1991 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД)». На основании этого постановления на базе привилегированного Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, который позже вместе с Центром хранения документов молодежных организаций был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории (1999), а архивные комплексы ЦК КПСС были включены во вновь созданный Центр хранения современной документации, переименованный в 1999 г. в Российский государственный архив новейшей истории. Тогда же, 12 октября 1991 г., вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР». Таким образом, за один год были изданы два указа и два правительственных постановления по архивному делу.

1992 г. За этот год были изданы два постановления: одно -- Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации» от 24 июня 1992 г. и второе -- Верховного Совета Российской Федерации «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г.

На основании первого постановления ранее секретный Центральный государственный (особый) архив СССР, хранивший трофейные документы, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны из Германии и других зарубежных стран, а также архивные документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, был преобразован в Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК) и стал публичным.

Был также определен срок (30 лет) ограничения доступа к архивным документам или архивной информации, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также срок (75 лет) доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (за исключением самих этих граждан или их наследников).

Такие четко ограниченные сроки доступа к отдельным категориям документов в нашей стране были введены впервые. Эти же сроки и порядок доступа к архивным документам отдельных категорий более четко даны в «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993).

На основании второго постановления пользователи архивных документов могут обжаловать решения и действия архивных учреждений в вышестоящий архивный орган и даже в суд.

1993 г. Много законодательных актов было принято в 1993 г., самым важным из которых был «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 7 июля 1993 г., который и сегодня является главным действующим законодательным актом.

Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов. В Основах законодательства выделены три блока полномочий по вопросам архивного дела, отнесенных:

1. исключительно к ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти;

2. к совместному ведению Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3. к самостоятельному решению вышеуказанными субъектами Российской Федерации.

В Основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ): государственная и негосударственная.

В рамках государственной части АФ РФ выделяют четыре комплекса архивных документов, фактически, а порой и юридически обособленных по следующим хранилищам: государственным архивам, ведомственным архивам, библиотекам и музеям, отраслевым архивным фондам.

Относительно последних следует отметить, что фактически документы в них хранятся постоянно, но в законодательстве впервые предусмотрено временное или депозитарное хранение документов в этих хранилищах.

В настоящее время существуют три формы хранения документов в государственной части АФ РФ:

Постоянное (в государственных архивах, библиотеках, музеях, а также фактически в отраслевых архивных фондах);

Депозитарное (в отраслевых архивных фондах);

Временное (в ведомственных архивных и отраслевых архивных фондах).

Основы законодательства в архивной сфере показывают, что страна действительно строит правовое государство. Сохраняя по ряду позиций централизованный порядок регулирования архивным делом, Основы законодательства демонстрируют и новые подходы к реалиям сегодняшнего дня.

В 1998--1999 гг. была подготовлена целая серия дополнений и изменений в Основы законодательства. В Государственную Думу был внесен проект федерального закона об изменениях и дополнениях в Основы законодательства об архивном деле 1993 г. В настоящее время Федеральной архивной службе предложено разработать новый федеральный закон об архивном деле (вместо внесения изменений и дополнений в Основы законодательства 1993 г.).

В том же, 1993 году, было принято постановление Президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.

Это постановление явилось одним из основных законодательных актов, принятых в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Государственной архивной службы (в настоящее время -- Федеральная архивная служба) и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.

Позднее основные положения этого документа были подтверждены в таких законодательных актах, как Положение об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положение о Федеральной архивной службе России (1998).

Далее был ряд постановлений и указов Совета Министров и Правительства РФ: постановление «О реализации государственной политики в архивном деле»; Указ Президента Российской Федерации «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (первый указ был подписан 6 ноября 1993 г., второй, с точно таким же названием, -- 24 января 1995 г., третий -- 2 апреля 1997 г.).

Для примера: весь документальный комплекс Российского государственного архива древних актов включен в этот свод. Но речь идет не только об архивах. Достаточно просмотреть очень небольшой перечень. Возможен следующий такой указ -- тогда государственный свод особо ценных объектов будет пополняться.

1994 г. В этом году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». Наряду с Основами законодательства данный Указ об Архивном фонде и Государственной архивной службе является основополагающим законодательным актом в архивной сфере.

В Положении об Архивном фонде Российской Федерации четко закреплен состав государственной и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральных архивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов, осуществляющих постоянное хранение документов АФ РФ, указаны порядок и сроки временного, а также депозитарного хранения документов в учреждениях, организациях и предприятиях. Именно в Положении назван полный перечень отраслевых фондов, о котором будет рассказано ниже.

Затем, в 1994 г., был принят Регламент доступа к материалам прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации. Этот очень важный документ был разработан в соответствии с Основами законодательства и законами Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О государственной тайне». Регламент был призван упорядочить доступ к архивным документам, содержащим сведения о лицах, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных, бывших в плену и угнанных в Германию и другие страны Западной Европы в период Второй мировой войны. В 1996 г. Действие Регламента было приостановлено.

В прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных делах содержится информация о судьбах миллионов людей; их изучение необходимо для раскрытия полной правды о масштабе и характере массовых политических репрессий в СССР в 30--50-е гг. XX в.

Однако в этих делах имеются документы, содержащие сведения о тайне личной жизни, и иную информацию, способную нанести моральный ущерб личности, а также материалы оперативно-проверочного характера.

В Регламенте зафиксирован механизм, позволяющий репрессированному или его наследникам на определенный срок закрыть для исследователей доступ к той части документов прекращенного уголовного дела, которая непосредственно отражает поведение человека во время следствия (протоколы допросов, очных ставок, заявления). Определена также ответственность пользователя за точность передачи, обнародование сведений, затрагивающих честь и достоинство реабилитированных, их родственников, свидетелей и третьих лиц.

1995 г. Выходит постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов». Речь идет о том, что деятельность архивных учреждений должна лицензироваться, т.е. о предоставлении права заниматься, допустим, экспертизой ценности, консервацией документов, описанием документов и т.д.

1996 г. В этот год издаются два Указа Президента Российской Федерации: «О внесении изменений в Положение об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994 г. и «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 1 августа 1996 г., где сказано о переименовании Государственной архивной службы Российской Федерации в Федеральную архивную службу Российской Федерации.

1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. утверждается Положение о Федеральной архивной службе России (вместо Положения о Государственной архивной службе России 1994 г.), в котором с учетом современной законодательной базы определены статус Федеральной архивной службы России (Росархива), ее права, функции и задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура. Особо следует выделить, что в компетенцию Росархива входит руководство как архивной, так и делопроизводственной сферой в стране.

1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 г. «О федеральных государственных архивах» была утверждена структура.

3. Современная структура архивного законодательства

Общепринятой в правовой науке является точка зрения, что система законодательства строится с учетом таких основных критериев как юридическим сила нормативных правовых актов; отраслевой принцип, когда нормативные правовые акты располагаются по предмету правового регулирования; федеративное устройство Российского государства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России правовая система законодательства об архивном деле состоит из двух частей: 1) Российское законодательство 2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Для федеративной государственности России характерна, как правило, многоуровневая система законодательства. Правовая теория выделяет двух-, трех- и четырехуровневую систему законодательства. Архивное законодательство имеет сложную, непростую структуру. Предлагается классификация системы норм архивного законодательства, состоящая из пяти уровней Конституционного законодательства:

1. Общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

2. Законодательства Российской Федерации.

3. Законодательства субъектов Российской Федерации.

4. Нормативных правовых актов местного самоуправления.

Эти уровни законодательства взаимосвязаны. Попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и законодательства, которое выражается в общих целях и принципах законодательства, в строгой иерархии законодательных и иных правовых актов, в механизмах предотвращения и устранения юридических противоречий.

Область применения архивного законодательства установлена статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" - это вопросы формирования, организации хранения, учета, использования архивов и архивных фондов и управления ими.

Рассмотрим кратко предложенную классификацию системы норм архивного законодательства.

Первый уровень системы архивного законодательства - конституционное законодательство - характеризуется следующими основными звеньями: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционны законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Второй уровень системы архивного законодательства составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые по юридической силе превосходят федеральные законы.

Третий уровень системы архивного законодательства - законодательство Российской Федерации - представлен: 1) федеральными законами, законами Российской Федерации и иными нормативными актами палат Федерального Собрания; 2) указами и распоряжениями Президента Российской Федерации; 3) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 4) нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти; 5) законодательством СССР и РСФСР; 6) нормативными актами организаций и учреждений, относящихся к федеральной собственности.

Законы Российской Федерации имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую сипу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Они имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции России). По предметам совместного ведения законы Российской Федерации издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции России). Закон, как правило, всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Данная группа архивного законодательства представлена такими видами законов как: федеральные законы, кодексы и основы законодательства, которые создаются субъектами конституционного, административного, гражданского и других отраслей права и регулируют правовые отношения в области архивного дела полностью или частично.

Первую подгруппу законодательства Российской Федерации составляют федеральные законы,

1) связанные с созданием условий реализации прав и свобод граждан на информацию, затрагивающие как интересы государства, так и каждою гражданина. Законами сформулированы нормы, создающие рамки для формирования механизмов и порядка защиты информационных ресурсов и прав субъектов на доступ к архивным документам и правила их использования при соблюдении тайны личной жизни, коммерческой и государственной тайны. Это основные федеральные законы: от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ - «Об обязательном экземпляре документов», от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «O библиотечном деле», от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информация», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности», от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», и т.д.; Законы Российской Федерации: от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей», от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», от 19 июля 1995 г, № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.;

2) регламентирующие отношения, возникающие в процессе функционирования архивов спецслужб и других министерств и ведомств, прежде всего в части прав данных субъектов на долговременное и депозитарное хранение архивных документов. Это федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке», закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации» и др.

Вторая подгруппа законодательства Российской Федерации представлена таким видом закона как кодексы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовном кодекс Российской Федерации, КЗоТ, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.), содержащие отдельные нормы, регулирующие определенный круг отношений в различных сферах. Кодексы формируют правовую основу деятельности архивных органов управления и архивных учреждений, которые вступают в самые разнообразные отношения с юридическими и физическими лицами: бюджетные, имущественные, трудовые и т.п.

Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» закрепили, что архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации не могут быть объектом купли-продажи или иных сделок. Этой нормой введено ограничение гражданско-правовых сделок в отношении архивных документов, но не запрещение каких бы, то, ни было сделок.

Среди двух- и многосторонних сделок (договоров) следует выделить такие как дарение, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, договоры, связанные с обработкой документов; обязательства, возникающие вследствие причинения вреда; осуществление авторских прав; на право наследования и др.

Особенностью третьей подгруппы законодательства Российской Федерации и является то, что основы законодательства (как разновидность закона, регламентирующего совместную компетенцию Федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащего общие принципы и порядок регулирования и способствующего их реализации в соответствующих актах субъектов Федерации и местного самоуправления) представлены, в частности, Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1; Основами законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». Первый акт содержит помимо норм, регламентирующих отношения в области архивного дела и другие правовые нормы, второй - только нормы в области архивного строительства.

Впервые в российском законодательстве в форме закона урегулированы отношения, связанные с архивным делом. Действующие Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах» - акт фундаментального характера, регламентирующий весь комплекс вопросов, относящихся к компетенции архивного строительства: вопросы комплектования, хранения, учета и использования архивов и архивных фондов и управление архивным делом. Данным актом также определено, что должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и ее субъектов ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации представляют вторую группу системы законодательства Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации издаются по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (глава 4 Конституции), обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации). Президента Российской Федерации акты нормативного характера, а распоряжения, по общему правилу, не нормативны. Юридическая практика показала, что отсутствие фиксированных границ издания указов дает возможность принимать их не только в связи с реализацией законов, но и в условиях отсутствия последних. Указы Президента Российской Федерации часто устанавливали нормы законодательного уровня, т.е. нормы, которые должны быть урегулированы законом.

Указы Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 г. № 82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» и № 83 «О партийных архивах», а также указы Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. № 1847, от 24 января 1995 г, № 64 и от 2 апреля 1997 г. № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»; Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 358-р (Обеспечение учета и сохранности документов по личному составу) и др. позволили интегрировать бывшие партийные архивы в систему государственной архивной службы, осуществить прием документов КГБ, других союзных структур на государственное хранение, ликвидировав «ведомственную собственность» на архивные документы государственного происхождения, сделав данные архивы публичными; включают отдельные федеральные государственные архивы в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; обеспечивают учет и сохранность документов по личному составу.

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 460 и от 1 декабря 1998 г. № 1447, был подготовлен на основе и в развитие Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» и устанавливал нормы, закрепляющие правовой статус институтов: Государственной части Архивного фонда Российской Федерации, Негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации и Государственной архивной службы России.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, составляющие третью группу систему законодательства Российской Федерации, вводят общие правовые режимы в области архивного дела и являются важной формой непосредственного регулирования в данной области, а также в сфере формирования и развития системы ведомственных актов. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
Постановления Правительства России отражают основные вопросы компетенции Правительства в области архивного строительства и представлены такими нормативными правовыми актами как: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. 1006 «Об утверждении положения о Государственной архивной службе России»; Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 март 1993 г. № 191 «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» и от 23 августа 1993 г. № 838 «О реализации государственной политики в архивном деле»; Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1222 «О приведении действующих нормативных актов об архивном деле в Российской Федерации в соответствие с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», от 20 февраля 1995 г. № 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» и от 24 июля 1995 г. № 747 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов», от 28 декабря 1998 г. № 1562 «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России, от 26 ноября 1999 г. № 1301 «Об упорядочения условий оплаты труда работников федеральных государственных архивов» и др. Обращает на себя внимание то, что постановление как распорядительный акт разового действия утверждает и вводит в действие положение (порядок) как общенормативный акт длительного действия, устанавливающий конкретные нормативные регуляторы и формирующий правовое положение субъектов права (органов управления архивным делом, архивных учреждений, их руководителей, граждан).

Например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 358-р «Об обеспечении сохранности документов по личному составу» рекомендует включать в учредительные документы юридических лиц положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов по личному составу. Данный акт носит «рекомендательный характер», адресован определенным субъектам права и не имеет нормативного характера, т.к. не устанавливает правовых норм.

Постановления и распоряжения Правительства России в сфере архивного дела должны приниматься на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти представляют четвертую группу системы законодательства Российской Федерации, в которой основное место занимают акты центрального органа исполнительной власти в области архивного дела - Федеральной архивной службы России. Они издаются форме примерных наложений, инструкций и т.п., утвержденных приказом Федеральной архивной службы России. Приказы издаются руководителем архивной службы. Если инструкция всегда нормативна, то приказ может быть как нормативным, так и не нормативным актом. В основном он является актом не ненормативным, т.е. актом применения норм права.

Законодательство СССР, а также законодательство РСФСР, действующие на территории Российской Федерации, применяется в части не противоречащей ее Конституции, и является пятым элементом системы законодательства Российской Федерации. К ним можно отнести: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях; Основные правила работы государственных архивов СССР (М., 1984), Основные правила работы ведомственных архивов (М., 1986); Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранении (М., 1989) и др.

В условиях принятия архивного законодательства, изменившего принципы организации архивного дела и основы деятельности архивных учреждений, Федеральная архивная служба России отказалась от внесения уточнений и дополнений в данные нормативно-методические документы, приступив к разработке новых нормативных актов с учетом международных стандартов в сфере архивного дела и преемственности теоретических положений отечественного архивоведения, методики и технологии выполнения основных работ с архивными документами. Так, в 1996 г. Pocapxив признал необходимость подготовки новых «Основных правил работы государственных архивов». Основные положения концепции новых правил были опубликованы. Проект данных правил разрабатывался как основополагающий нормативный документ, устанавливающий правовой статус государственных архивов и регулирующий порядок взаимодействия архивных учреждений федеративного, регионального и муниципального уровней. Учитывая разделение Архивного фонда Российской Федерации на государственную и негосударственную части, определялись правовые основы деятельности государственных архивов (комплектование, учет, хранение, использование архивных документов и др.).

Рассмотрев третий уровень системы архивного законодательства - законодательство Российской Федерации - следует отметить, что особое значение во взаимодействии правовых норм законодательства Российской Федерации с нормами следующих уровней системы архивного законодательства имеет принцип верховенства федерального права, который в отношении правового регулирования института архивного дела проявляется в приоритете федеральных законов над законами субъекте Федерации и большей юридической силы федеральных подзаконных актов, принятых на основе федеральных законов, сравнительно с нормативными актами субъектов Федерации, что следует из ч. 2 ст. 4 Конституции России, где говорится о верховенстве Конституции России и федеральных законов на территории Российской Федерации, а также конституционных норм о единстве системы исполнительной власти по соответствующим предметам ведения (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Четвертый уровень системы архивного законодательства - законодательство субъектов Российской Федерации - характеризуется, прежде всего, наличием Конституций республик и Уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации), принимаемых ими самостоятельно.

В систему архивного законодательства следует включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, учитывая тот факт, что в настоящее время ее субъектам предоставлены значительные полномочия в этой области. Однако принимаемые ими акты в сфере архивного дела должны соответствовать Основам законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». В случае расхождения этих актов с названными Основами законодательства действуют нормы последних.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (статья 4, часть 3) субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно создавать органы управления архивным делом, утверждать сеть архивных учреждений, обрешечивать их финансирование, определять порядок взаимоотношений (прежде всего в вопросах хранения и передачи документов) между республиками, краевыми, областными и районными, городскими (муниципальными) архивами, устанавливать конкретный состав документов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, решать иные вопросы, за исключением тех, которые относятся к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны определить состав и организацию Архивного фонда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, провести разграничение в рамках его государственной части между документами, являющимися федеральной собственностью и собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью субъекта Федерации и муниципальной собственностью, закрепить систему архивных учреждений субъекта Федерации. Исходя из специфики субъекта Федерации в правовом акте регулируются, и иные проблемы в сфере архивного дела, но от регламентации режима собственности на архивные фонды и архивные документы субъекта Федерации зависит отношения между тремя уровнями органов управления архивным делом и архивных учреждений; 1) федеральным, 2) субъекта Федерации - республиканским, краевым, областным, города федерального значения, автономной области и автономного округа а, 3) муниципальным - районным и городским.

К 1998 году законы об архивных фондах приняты в 69 из 87 субъектов Российской Федерации, подобные акты не были приняты в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Анализ законодательных актов субъектов Федерации позволяет сделать вывод, что в субъектах в основном создана правовая база архивного дела, в которой особое место уделяется регулированию правоотношений в обеспечении сохранности документов Архивных фондов субъектов Российской Федерации, являющихся составными частями Архивного фонда Российской Федерации. Юридическую базу архивного законодательства субъектов составляют следующие основные акты:

1) Закон об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

Указанный закон является комплексным и кодификационным актом, развивающим и детализирующим положения Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» в соответствии с правами субъектов. Указанный закон должен обеспечивать единство федерального и регионального архивного законодательства, в основе которого лежат объективные факторы - единство многонационального Российского государства и целостная система архивного дела. Именно поэтому законы субъектов Федерации во многом воспринимают главные положения Основ законодательства.

2) Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области архивного дела:

Между Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации (в частности, такие соглашения подписаны в первом полугодии 1998 г. Росархивном с Главным архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан и Отделом по делам архивов администрации Костромской области),

Между органами управления архивным делом Субъектов Российской Федерации,

Между архивными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Единство федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации обеспечивает реализацию прав республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения, что достигается разграничением компетенции Российской Федерации и субъектов не только в Основах законодательства и в законах субъектов Федерации, но и в перечисленных соглашениях.

3) Закон об административной ответственности за нарушение архивного законодательства субъекта Российской Федерации.

Субъекта Российской Федерации (например, Республика Алтай, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области и город Москва) ввели административную ответственность за нарушение законодательства об архивах. Следует отметить, что конституционная норма (статья 72, пункт «к») относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство, а часть 2 статьи 76 устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, но четкого разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области правотворчества, связанного с установлением и реализацией мер административной ответственности. В одних случаях, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как бы заполняют «правовой вакуум», а в других, в основном, дублируют меры, предусмотренные федеральным КоАП, и лишь видоизменяются размеры санкций. В связи с тем, что административная ответственность связана с вторжением в область прав человека следовало бы законодательно регламентировать полномочия Русинской Федерации и ее субъектов в этой сфере.

Рассматривая содержание указанных статей в этой сфере, государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами, что гарантирует создание единой для всей Федерации правовой базы и тем самым равноправия граждан, вне зависимости от места их проживания. Субъекты Федерации пытаются обосновывать принятие подобных нормативных актов, но выдвигаемая позиция юридически не состоятельна. В субъектах Федерации формируется правоприменительная практика в части ответственности в административном и административно-процессуальном праве, в результате чего возникают юридические противоречия между правовыми актами и юридическими действиями. Решение подобных проблем составляет одну из функций федерального коллизионного права, отнесенного статьей 71 (пункт «и») Конституции России к ведению Российской Федерации.

4) Положение о Государственной архивной службе субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Г.лавы Администрации (губернатора, мэра), которое определяет систему входящих в нее архивных органов и учреждений, их задачи и функции, права и ответственность, основные принципы организации работы и др.

5) Положение о Государственной архивной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Главы Администрации (губернатора, мэра). Например, в 1993 г. в структуре Московского городского объединения архивов создается архивная инспекция, а в 1995 г. - при Архивном управлении Администрации Омской области Государственная архивная инспекция на правах структурного подразделения с особыми правами. Так, на Государственную архивную инспекцию Омской области в соответствии с распоряжением Главы Администрации Омской области «Об утверждении Положения о Государственной архивной инспекции» возлагается государственный контроль за соблюдением законодательства в области учета, сохранности и использования документов Архивного фонда, предоставляется право проводить инспекционные проверки объединений и ведомств, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, а также государственных и муниципальных архивов. Государственная инспекция имеет право налагать в соответствии с действующим законодательством па должных лиц и граждан административные взысканий в виде предупреждений и штрафов за нарушение правил обращения и использования архивных документов, приведших к незаконному их уничтожению, порче и иной утрате, нанесших вред целостности и сохранности архивного фонда области, принимать меры к взысканию материального ущерба с виновных.

...

Подобные документы

    Место института информационных ресурсов в системе информационного законодательства. Понятие и виды информационных ресурсов, особенности пользования ими. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного и архивного дела в Беларуси.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Упорядочение действующего законодательства в Республике Беларусь. Повышение эффективности правового регулирования общественных отношений. Снижение степени общественного доверия к Закону и его соблюдения гражданами. Целостность системы законодательства.

    реферат , добавлен 09.08.2012

    Ознакомление с особенностями развития архивного дела в Индии после завоевания независимости. Рассмотрение исторического прорыва в области архивоведения в России в период правления Петра I. Политическое, научное и культурное значение архивных документов.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2015

    Проведение военной реформы в РФ. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, опыт правового регулирования в дореволюционный и в советский периоды. Современное состояние законодательства.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2011

    Коллизионное регулирование семейно-брачных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Установление размера алиментов с применением законодательства государства. Усыновление и удочерение на территории России иностранными гражданами.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2015

    Понятие и принципы использования локальных правовых норм архивного дела, их классификация и разновидности. Подходы к систематизации общегосударственных правовых норм архивного дела, специфика отражения принципов в законодательстве Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2014

    Законодательство РФ об обязательном экземпляре документов. Основные направления государственной политики в области библиотечного дела: отечественный и зарубежный опыт. Права граждан в сфере библиотечного обслуживания. Порядок доступа к фондам библиотек.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2016

    Предмет и история ветеринарного законодательства. Роль и задачи ветеринарной службы: охрана здоровья животных и предупреждение антропозоонозы; повышение продуктивности у животных; получение экологически чистого продукта; защита людей от токсикоинфекции.

    презентация , добавлен 17.11.2015

    Задачи законодательства РБ о браке и семье. Препятствия для заключения брачного союза. Права и обязанности супругов. Заключение и расторжение брака с иностранными гражданами. Правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Юридические факты – основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. Природа и особенности правоотношений между исполнительными органами и гражданами. Роль административного права в создании правового государства.