Базовые модели стратегического планирования. Стратегическое планирование. Модель Гарвардской школы бизнеса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятия и основные принципы стратегического планирования. Установление миссии и цели организации. Внедрение стратегического планирования в почтовую отрасль. Оценка внешней и внутренней среды организации. Выбор и разработка стратегии, ее оценка и контроль.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Сущность стратегического планирования. Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования. План развития человеческих ресурсов. Разработка миссии фирмы. Анализ внутренней и внешней среды. Совершенствование текущего планирования.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Сущность стратегии, ее отличительные черты. Определение, назначение и функции стратегического планирования. Структура процесса определения миссии и целей организации. Выбор, выполнение, оценка и контроль реализации стратегии. Анализ внешней среды.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Основные шаги стратегического планирования. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Киров-Лада". Выработка миссии, анализ внешней и внутренней среды организации. Обобщение возможностей и угроз в макроокружении. Разработка эффективной стратегии.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Процесс стратегического планирования, его функции. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО ДПМК "Вилегодская". Проблемы стратегического планирования в организации, характеристика ее внутренней и внешней среды. Создание конкурентных преимуществ.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Методология и основные характеристики стратегического планирования. Определение миссии организации и постановка целей ее развития. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Классификация стратегий внутреннего и внешнего роста организации и их оценка.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Характеристика сущности стратегического планирования, его организации на предприятии. Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании. Организация маркетинга и стратегического развития на базе автотранспорта и механизации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2010

    Этапы процесса стратегического планирования. Основные признаки стратегического планирования. Отличия стратегического управления от тактического и оперативного. Понятие и основные виды цели. Стратегия и цели. Инструменты анализа внешней и внутренней среды.

    Страница
    1

    ВВЕДЕНИЕ

    Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии. Три первых (Harvard Business School, К. Эндрюс; Школа планирования, И.Ансофф; Школа позиционирования, М.Портер) описывают, как стратегия должна формироваться, в то время, как шесть следующих пытаются описать, как она формируется на практике. Десятая и последняя школа объединяет тех, кто рассматривает стратегию, как нечто непостоянное, зависящее от обстоятельств.

    В данной работе мы рассмотрим модели стратегического планирования, представленные основными школами.

    Основополагающей литературой используемой в работе являются монографии и статьи таких авторов как Ансофф И., Мак Джил, Генри Минтцберг, Шеховцева Л.С. и др.

    Гарвардская модель

    Основной базовой моделью разработки стратегического плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером которой считается К. Эндрюс. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уве­ренность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают проектирование стратегии.

    Рис. 1 Схема разработки стратегии Гарвардской школой бизнеса

    Согласно этой модели процесс стратегического планирова­ния представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.

    Вполне понятно, что возможности внешней деловой окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму.

    В основу построения данной модели стратегического пла­нирования положены следующие основные методологические принципы:

    1. Процесс формирования стратегии развития фирмы должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Это означает, что разрабатываемая стратегия должна возникать не интуитивно и не в результате внезапного появ­ления из «потока проблем», а быть продуктом тщательно контролируемого и осознанного процесса обдумывания и принятия решений.

    2. Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.

    3. Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.

    4. Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.

    5. Процесс формулирования стратегии должен завершаться лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них.

    6. Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком.

    7. Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации.

    Одной из составляющих разработки стратегического плана является оценка внутренней и внешней среды предприятия. Существует стандартизованная процедура, которая получила название SWOT – анализ.

    Опишем основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

    Таблица 1

    Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

    Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

    Потенциальные внутренние слабости(W):

    Четко проявляемая компетентность

    Потеря некоторых аспектов компетентности

    Адекватные финансовые источники

    Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги

    Высокое искусство конкурентной борьбы

    Рыночное искусство ниже среднего

    Хорошее понимание потребителей

    Отсутствие анализа информации о потребителях

    Признанный рыночный лидер

    Слабый участник рынка

    Четко сформулированная стратегия

    Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

    Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

    Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

    Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

    Устарелые технология и оборудование

    Проверенное надежное управление

    Потеря глубины и гибкости управления

    Надежная сеть распределения

    Слабая сеть распределения

    Высокое искусство НИОКР

    Слабые позиции в НИОКР

    Слабая политика продвижения

    Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

    Потенциальные внешние угрозы (Т):

    Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей,

    Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов

    Расширение диапазона возможных товаров

    Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

    Благодушие конкурентов

    Ожесточение конкуренции

    Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

    Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

    Благоприятный сдвиг в курсах валют

    Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

    Большая доступность ресурсов

    Усиление требований поставщиков

    Ослабление ограничивающего законодательства

    Законодательное регулирование цены

    Ослабление нестабильности бизнеса

    Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

    Рассмотрены методологии практического использования современных направлений стратегического менеджмента. Изложены функциональные стратегии и технология их реализации. Раскрыты особенности управления стратегическими рисками и методы уменьшения их влияния. Для магистрантов учреждений высшего образования по экономическим специальностям.

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегический менеджмент (А. Д. Воронин, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Тема 6. Базовые модели стратегического планирования

    6.1. Суть стратегического планирования

    К концу 1960-х гг. изменилась ситуация с наполнением рынков товарами и платежеспособностью населения в развитых странах, что привело к нарастанию кризисных явлений и усилению международной конкуренции. Поэтому самые точные прогнозы на основе экстраполяции стали все больше расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным являлось расхождение реальных итогов с оптимистическими целями, устанавливаемыми на основе предыдущих успехов. Становилось все более очевидным, что в условиях динамично изменяющейся внешней среды и растущей конкуренции исторически сложившаяся система долгосрочного планирования не работает. Созданная в течение нескольких десятилетий система стратегического планирования базируется на предположении, что будущее не может быть предсказано методом экстраполяции.

    Набор принципиальных элементов концепции стратегического планирования определялся на основе поиска путей преодоления ограничений, свойственных системе долгосрочного планирования. Собственно, в различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного планирования на основе экстраполяции от стратегического планирования, основанного на анализе и поиске. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил, а также поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации.

    Таким образом, можно сказать, что суть стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов путем применения анализа и активизации поиска.

    6.2. Модель Гарвардской школы бизнеса

    Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), основанная на широко известной процедуре SWOT-анализа, разрабатывалась К. Эндрюсом в соавторстве с К. Хринстенсеном в течение достаточно длительного промежутка времени. Данная модель – типичный представитель «школы проектирования», поскольку в ее основе лежит вера, что формулирование стратегии как процесса базируется на нескольких главных постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии».

    В самом общем виде процесс формирования стратегического плана (процесс стратегического планирования) представляет собой поиск некой точки пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, заключающихся в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть сформированы за счет использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта существенное влияние оказывают ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.

    6.3. Модель И. Ансоффа

    И. Ансофф предложил принципиально отличающуюся от разработок Гарвардской группы модель формирования стратегического плана развития предприятия.

    Два существенных отличия этих моделей:

    Во-первых, И. Ансофф использует понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы;

    Во-вторых, с точки зрения И. Ансоффа, формирование стратегического плана можно представить в виде крайне формализованного процесса, доведенного до определенной блоксхемы (до 57 (!) блоков).

    «Инженерный уклон» модели И. Ансоффа проявляется в том, что на каждом этапе формирования стратегического плана сотрудникам, занимающимся его разработкой, предлагаются подробно разработанные перечни факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия плановых решений. В этих перечнях факторы расставлены в приоритетном порядке с определенными весовыми коэффициентами. Более того, эти перечни дополняются различными диаграммами и правилами выбора той или иной альтернативы.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Начиная с 1962 года, когда в Harvard Business Review была опубликова-на статья Ф. Гилмора и Р. Брандербурга «Анатомия корпоративного планирования», литература по вопросам стратегического планирова-ния оказалась насыщена сотнями моделей, в которых были предприняты попытки формализовать этот процесс. Однако, справедливости ради отмечает Г. Минцберг, все эти модели основаны на одной теоретической конструкции или базовой модели, различаясь между собой главным об-разом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения . В связи с этим рассмотрим более подробно базовую модель процесса стратегического планирования и три ее основные модификации.

    Модель Гарвардской школы бизнеса

    Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы) основыва-ется на широко известной процедуре SWOT-анализа и разрабатывалась учеными Гарварда в течение достаточно длительного периода времени (главным образом К. Эндрюсом, иногда в соавторстве с К. Хринстенсе-ном) . При этом Г. Минцберг называет данную модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит вера, что форму-лирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии» .

    Принципиальная схема данной модели показана на рис. 1.1.

    Рис. 1.1. Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы)

    Как следует из приведенной схемы, в самом общем виде процесс формирования стратегического плана (процесс стратегического пла-нирования) представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выражен-ных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою оче-редь, в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счет ис-пользования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ре-сурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказы-вают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.

    Остановимся более подробно на методологических принципах дан-ной модели.

    Формулирование стратегии должно быть контролируемым, осоз-нанным процессом мышления. Это означает, что стратегия появ-ляется не интуитивно и не в результате внезапного выявления из «потока проблем», а является продуктом тщательно контролиру-емого процесса обдумывания человека. К. Эндрюс специально оговаривает, что стратегическое мышление должно основывать-ся не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя при этом внезапно возникающие стратегии как «оппортунизм» и «концеп-туальный враг стратегии» .

    Ответственность за процесс формирования стратегии должна быть возложена на топ-менеджера организации. Исполнитель-ный же директор является своеобразным «архитектором» стра-тегии, определяя, кто конкретно будет привлечен к процессу стратегического планирования.

    Модель формирования стратегического плана должна быть доста-точно простой и информативной. Можно утверждать, что это до-статочно традиционное требование к любому процессу принятия управленческих решений, поскольку обеспечивает сходимость и рациональность.

    Стратегии должны быть уникальными, т. е. единственными в своем роде, и являться результатом процесса созидательного проектиро-вания. Другими словами, стратегии должны отражать сущностные (концептуальные), отличительные для данного предприятия осо-бенности его развития, а не строиться по некоему стандартному шаблону.

    Стратегия как результат процесса стратегического планирования должна иметь завершенный характер. Процесс формулирования стратегии является конечным продуктом, когда полностью про-анализированы и оценены все альтернативные его варианты и осуществлен выбор наилучшего из них. В силу чего оценка стра-тегий в одном из блоков модели Гарвардской группы понимается как процесс принятия решения, связанный с выбором наилучше-го варианта стратегии.

    Стратегия должна быть проста, лаконична и выражена ясным, членораздельным языком, должна облегчить деятельность пред-приятия, и в силу этого дает возможность ее понимания и вос-приятия работниками предприятия. Так, например, одним из принципов работников плановых служб компании General Electric является следующий: «Хорошая стратегия может быть описана на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная страте-гия не является хорошей».

    Если стратегия является уникальной, полностью разработанной и четко сформулированной, то она реализуема. Таким образом, все элементы организационной структуры предприятия должны обладать необходимыми знаниями и ресурсами и желанием пре-творить выбранную стратегию в жизнь.

    Модель И. Ансоффа

    Отметим далее, что одновременно с разработками Гарвардской группы И. Ансофф предложил свою принципиально отличную модель фор-мирования стратегического плана развития предприятия. Как нам пред-ставляется, можно назвать два существенных отличия этих моделей.

    Во-первых, И. Ансофф использует понятие формализованных це-лей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы.

    Во-вторых, с точки зрения И. Ансоффа, формирование стратегичес-кого плана можно представить в виде крайне формализованного про-цесса, доведенного до определенной блок-схемы (так, можно привести пример такой модели И. Ансоффа, состоящей из 57 (!) блоков) . «Инженерный уклон» модели И. Ансоффа проявляется в том, что на каждом этапе формирования стратегического плана сотрудникам, занимающимся его разработкой, предлагаются подробно разработан-ные перечни факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия плановых решений. В этих перечнях факторы расставлены в приоритетном порядке с определенными весовыми коэффициента-ми. Более того, эти перечни дополняются различными диаграммами и правилами выбора той или иной альтернативы.

    Поскольку основная схема формирования стратегического плана из 57 блоков настолько детализирована, что, по словам самого И. Ансоф-фа, становится «не видно леса из-за деревьев», постольку им предла-гается укрупненная модель , представленная на рис. 1.2.

    Как видно из этой модели, реакцией на внешние сигналы является определение целей развития предприятия, причем, в соответствии


    Рис. 1.2. Укрупненная модель формирования стратегического плана

    И. Ансоффа

    с первоначально установленными целями развития, осуществляется оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней, деловой ок-ружающей среды. Цель такого анализа - выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации про-изводства.

    Перед формированием стратегии диверсификации, по мнению И. Ан-соффа, необходимо принять важное стратегическое решение, которое связано с обеспечением синергического (системного) эффекта от всех составляющих элементов организационной структуры предприятия. На основании вышеперечисленных стратегических решений разраба-тываются конкретные стратегии диверсификации и расширения рын-ков сбыта для уже производимых товаров. В своей сумме или по от-дельности они и отражают общую стратегию «продукт/рынок» для предприятия. Однако для обеспечения целостности, как считает И. Ансофф, стратегический план должен содержать как финансовую, так и административную стратегии.

    Финансовая стратегия представляет собой совокупность правил и средств, обеспечивающих прирост финансового потенциала предпри-ятия. Она обязательно включает в себя анализ движения денежных потоков, соотношение между накоплением и потреблением, а также дивидендный выход.

    Административная стратегия - набор правил по организационно-му развитию предприятия. Понятно, что она, с одной стороны, связа-на с конкретными стратегическими альтернативами (расширение рынка и диверсификация), а с другой - синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия.

    Существенным отличием от модели Гарвардской школы бизнеса является введение И. Ансоффом обратной связи, обеспечивающей ин-терактивность процедуры формирования стратегического плана и не-прерывность процесса ее реализации.

    Модель Г. Стейнера

    По мнению Г. Минцберга, Г. Стейнер является абсолютным чемпио-ном по количеству страниц, написанных на тему планирования . Так, его главная и наиболее известная книга «Top Managment Planning», изданная в 1969 году, насчитывает около 800 страниц и содержит мо-дель формирования стратегического планирования . Посколь-ку Г. Стейнер по своей природе, как считает тот же Г. Минцберг, не является разрушителем теоретических канонов, а скорее популяри-затором известных взглядов на планирование, то и его модель, по сравнению с моделью И. Ансоффа, выглядит более условной и менее привязанной к конкретной практике. Принципиальная схема фор-мирования стратегического плана по Г. Стейнеру представлена на рис. 1.3.

    Первоначальный анализ модели Г. Стейнера дает основание сде-лать вывод о ее близости к модели Гарвардской школы бизнеса (если не считать блока пересмотра и развития планов и обратных связей). Вместе с тем в ней есть моменты, которые дают основание выделить ее в ряд самостоятельных.

    Во-первых, это предположение о всесторонности охвата, полноте представления процесса планирования, жесткой последовательности этапов формирования и детализации результатов действия (отметим, что Г. Стейнер посвящает этому в своей книге десять страниц!). Имен-но поэтому модель Г. Стейнера может рассматриваться как попытка объединить две рассмотренные выше модели (Гарвардской группы и И. Ансоффа).

    Рис. 1.3. Модель формирования стратегического плана по Г. Стейнеру

    Во-вторых, Г. Стейнер в своей модели достаточно четко и однознач-но указывает на связь стратегического планирования (как долгосроч-ного) со среднесрочным и тактическим, что имеет принципиальное значение для моделирования процесса формирования стратегическо-го плана. Автор так описывает их соотношение: «долгосрочное - сред-несрочное - тактическое планирование» .

    Предметом стратегического планирования может стать любая де-ятельность, касающаяся предпринимательства. Среди объектов при-ложения присутствуют: прибыльность, капитальные вложения, орга-низация производственного процесса, ценообразование, трудовые отношения, маркетинг, финансы, персонал, технологические возмож-ности, улучшение товара, НИОКР и т. д.

    Среднесрочное планирование есть процесс, в котором детализиро-ванные, скоординированные планы создаются для выбранных сфер бизнеса, для использования ресурсов по достижению целей путем ре-ализации стратегий. Все среднесрочные программы и планы должны охватывать один и тот же период времени.

    Краткосрочные бюджеты и детализированные функциональные планы включают в себя краткосрочные плановые задания для продав-цов, бюджеты для специалистов по материально-техническому обеспе-чению, планы рекламных кампаний и т. д.

    Контур стратегического планирования

    Как уже отмечалось, за прошедшие более чем три десятилетия после создания описанных выше трех базовых моделей процесса форми-рования стратегического плана многие исследователи пытались вне-сти свою лепту в данную область стратегического менеджмента. Однако, как показывает анализ литературы по данному направлению, большинство из предлагаемых моделей в своей основе имеют принци-пиальные подходы или Гарвардской группы, или И. Ансоффа, или Г. Стейнера. Наиболее типичным примером такой модели может слу-жить концептуальная модель К. Боумэна .

    Попытка изобразить процесс стратегического планирования при помощи логических схем является очень заразительной, поэтому мы тоже решили «внести свой вклад» и предложить собственный подход к моделированию процесса формирования стратегического плана, представленный в виде контура.

    Прежде всего при построении контура стратегического планирова-ния учтены общепризнанные требования: полнота, информативность и простота модели. Однако важными для нас становятся и качествен-ные, сущностные предпосылки, которые лежат в основе последова-тельности блоков и их взаимосвязи.

    В основе предлагаемого нами контура стратегического планирова-ния лежат следующие постулаты.

    Процесс стратегического планирования представляет собой после-довательность трех этапов: анализ, целеполагание и выбор.

    Стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу. Это означает, что все структурные подразделения имеют свои собственные стратегии развития, «поглощаемые» стратегией раз-вития предприятия в целом и скоординированные между собой.

    Стратегическое планирование есть непрерывный процесс, кото-рый не заканчивается моментом формирования плана. Более того, сам план имеет смысл для руководства предприятия, если он будет реализован, при необходимости скорректирован либо полностью переформулирован.

    На рис. 1.4 дана принципиальная схема контура стратегического планирования.


    Рис. 1.4. Контур стратегического планирования

    Как видно из приведенной схемы, процесс формирования стратеги-ческого плана развития предприятия начинается с этапа анализа. По своей сути последний является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней, деловой ок-ружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения «текущего состояния дел» на пред-приятии и выявления факторов его дальнейшего успешного развития.

    Целеполагание представляет собой следующий этап формирования плана. Результатом действий на данном этапе должно стать представ-ление о желаемом состоянии предприятия, которого оно должно достиг-нуть через определенный промежуток времени. Для определения желаемого состояния важнейшим моментом становится выбор на-правления развития, которое, в свою очередь, существенно зависит от миссии предприятия. Ценности руководства, естественно, также влияя на выбор направления развития, оказывают свое воздействие на разработку системы конкретных показателей, позволяющих формали-зовать процесс целеполагания, т. е. количественно определить те по-зиции, которые предприятие должно иметь в качестве целей реализа-ции разрабатываемого плана.

    Принципиальное отличие контура стратегического планирования от изложенных выше моделей формирования плана заложено на эта-пе выбора. Использование принципа иерархичности построения стра-тегий означает, что процесс планирования начинается с разработки базовой стратегии, понимаемой как основной курс действий по реали-зации приоритетных целей развития предприятия в рамках имеющих-ся ресурсов альтернатив конкретных решений. Другими словами, базовая стратегия разрабатывается для предприятия в целом. Запад-ные исследователи называют такую стратегию корпоративной. Мо-дели Гарвардской школы бизнеса и Г. Стейнера останавливаются на данном уровне рассмотрения проблемы, в модели И. Ансоффа деком-позиция корпоративной стратегии осуществляется в большей мере в плане диверсификации деятельности, а их корпорация рассматрива-ется в аспекте получения системного (синергического) эффекта.

    Принцип иерархичности построения стратегического плана озна-чает, прежде всего, что одновременно с корпоративной (базовой) стратегией разрабатываются стратегии развития каждого крупного структурного подразделения предприятия. При этом в качестве клас-сификационного признака, определяющего качественные отличия в принципе разработки стратегии, берется деление структурных еди-ниц предприятия на линейные и функциональные. Линейные под-разделения отвечают на предприятии за производство конкретной продукции, поэтому конкретизируют базовую стратегию по характери-стике «продукт/рынок». Функциональные подразделения отвечают на предприятии за эффективность использования какого-либо опреде-ленного вида ресурса или сферу деятельности и поэтому конкре-тизируют базовую стратегию по характеристике «ресурсы/воз-можности». В соответствии с вышесказанным в рамках линейных подразделений разрабатываются конкретные бизнес-проекты, охва-тывающие весь жизненный цикл конкретного продукта (товара). Функциональные подразделения разрабатывают, соответственно, функциональные стратегии. При этом определенный матричный ха-рактер формирования бизнес-проектов и функциональных страте-гий (ресурсы используются при производстве каждого из продуктов, и критерием нахождения компромисса является наиболее эффек-тивное их использование) позволяет говорить о возможности сходи-мости процедуры согласования данных стратегий и соответствия их базовой стратегии предприятия.

    Наконец, процесс формирования плана не есть самоцель, а только начальная точка отсчета долгого процесса его реализации. Причем конкретные действия по реализации плана осуществляют как высшее руководство предприятия, так и руководители крупных структурных подразделений. Поэтому необходимо осуществлять контроль и оцен-ку эффективности реализации разработанной стратегии. При этом могут возникнуть две противоположные ситуации. В случае, если эффективность реализации плана высока, осуществляются даль-нейшие конкретные действия в соответствии с выбранной концепци-ей. Если же эффективность реализации стратегического плана оцени-вается как недостаточная в силу ряда причин (например, изменений внешней деловой окружающей среды, ресурсного потенциала пред-приятия, ценностей руководства и т. д.), то возникает необходимость в переформулировании базового плана и разработке нового, т. е. про-цесс формирования стратегического плана повторяется в той же последовательности. Переформулирование базового плана необходи-мо также и тогда, когда он полностью реализован.

    В статье рассмотрены базовые модели стратегического планирования предприятием. Автор провел исторический обзор наиболее известных моделей стратегического планирования на предприятии.

    Начиная с 1962 года, когда в Harvard Business Review была опубликована статья Ф. Гилмора и Р. Брандербурга «Анатомия корпоративного планирования», литература по вопросам стратегического планированияоказалась насыщена сотнями моделей, в которых были предприняты попытки формализовать этот процесс. Однако, справедливости ради отмечает Г. Минцберг, все эти модели основаны на одной теоретической конструкции или базовой модели, различаясь между собой главным образом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения . В связи с этим рассмотрим более подробно базовую модель процесса стратегического планирования и три ее основные модификации.

    Модель Гарвардской школы бизнеса.Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы) основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа и разрабатывалась учеными Гарварда в течение достаточно длительного периода времени (главным образом К. Эндрюсом, иногда в соавторстве с К. Хринстенсеном) . При этом Г. Минцберг называет данную модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит вера, что формулирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии». Принципиальная схема данной модели показана на рис. 1.

    Как следует из приведенной схемы, в самом общем виде процесс формирования стратегического плана (процесс стратегического планирования) представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию.

    Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счет использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказывают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.


    Источник:

    Рисунок 1 – Модель Гарвардской группы

    Остановимся более подробно на методологических принципах данной модели.

    1. Формулирование стратегии должно быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Это означает, что стратегия появляется не интуитивно и не в результате внезапного выявления из «потока проблем», а является продуктом тщательно контролируемого процесса обдумывания человека. К. Эндрюс специально оговаривает, что стратегическое мышление должно основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя при этом внезапно возникающие стратегии как «оппортунизм» и «концептуальный враг стратегии».

    2. Ответственность за процесс формирования стратегии должна быть возложена на топ-менеджера организации. Исполнительный же директор является своеобразным «архитектором» стратегии, определяя, кто конкретно будет привлечен к процессу стратегического планирования.

    3. Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной. Можно утверждать, что это достаточно традиционное требование к любому процессу принятия управленческих решений, поскольку обеспечивает сходимость и рациональность.

    4. Стратегии должны быть уникальными, т. е. единственными в своем роде, и являться результатом процесса созидательного проектирования. Другими словами, стратегии должны отражать сущностные (концептуальные), отличительные для данного предприятия особенности его развития, а не строиться по некоему стандартному шаблону.

    5. Стратегия как результат процесса стратегического планирования должна иметь завершенный характер. Процесс формулирования стратегии является конечным продуктом, когда полностью проанализированы и оценены все альтернативные его варианты и осуществлен выбор наилучшего из них. В силу чего оценка стратегий в одном из блоков модели Гарвардской группы понимается как процесс принятия решения, связанный с выбором наилучшего варианта стратегии.

    6. Стратегия должна быть проста, лаконична и выражена ясным, членораздельным языком, должна облегчить деятельность предприятия, и в силу этого дает возможность ее понимания и восприятия работниками предприятия. Так, например, одним из принципов работников плановых служб компании General Electric является следующий: «Хорошая стратегия может быть описана на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная стратегия не является хорошей».

    7. Если стратегия является уникальной, полностью разработанной и четко сформулированной, то она реализуема. Таким образом, все элементы организационной структуры предприятия должны обладать необходимыми знаниями и ресурсами и желанием претворить выбранную стратегию в жизнь.

    Модель И. Ансоффа.Отметим далее, что одновременно с разработками Гарвардской группы И. Ансофф предложил свою принципиально отличную модель формирования стратегического плана развития предприятия. Как нам представляется, можно назвать два существенных отличия этих моделей. Во-первых, И. Ансофф использует понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы. Во-вторых, с точки зрения И. Ансоффа, формирование стратегического плана можно представить в виде крайне формализованного процесса, доведенного до определенной блок-схемы (так, можно привести пример такой модели И. Ансоффа, состоящей из 57 (!) блоков) .

    «Инженерный уклон» модели И. Ансоффа проявляется в том, что на каждом этапе формирования стратегического плана сотрудникам, занимающимся его разработкой, предлагаются подробно разработанные перечни факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия плановых решений. В этих перечнях факторы расставлены в приоритетном порядке с определенными весовыми коэффициентами. Более того, эти перечни дополняются различными диаграммами и правилами выбора той или иной альтернативы. Поскольку основная схема формирования стратегического плана из 57 блоков настолько детализирована, что, по словам самого И. Ансоффа, становится «не видно леса из-за деревьев», постольку им предлагается укрупненная модель.

    Согласно данной модели, реакцией на внешние сигналы является определение целей развития предприятия, причем, в соответствии с первоначально установленными целями развития, осуществляется оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней, деловой окружающей среды. Цель такого анализа - выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации производства.

    Перед формированием стратегии диверсификации, по мнению И. Ансоффа, необходимо принять важное стратегическое решение, которое связано с обеспечением синергического (системного) эффекта от всех составляющих элементов организационной структуры предприятия. На основании вышеперечисленных стратегических решений разрабатываются конкретные стратегии диверсификации и расширения рынков сбыта для уже производимых товаров. В своей сумме или по отдельности они и отражают общую стратегию «продукт/рынок» для предприятия. Однако для обеспечения целостности, как считает И. Ансофф, стратегический план должен содержать как финансовую, так и административную стратегии. Финансовая стратегия представляет собой совокупность правил и средств, обеспечивающих прирост финансового потенциала предприятия. Она обязательно включает в себя анализ движения денежных потоков, соотношение между накоплением и потреблением, а также дивидендный выход.

    Административная стратегия - набор правил по организационному развитию предприятия. Понятно, что она, с одной стороны, связана с конкретными стратегическими альтернативами (расширение рынка и диверсификация), а с другой - синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия. Существенным отличием от модели Гарвардской школы бизнеса является введение И. Ансоффом обратной связи, обеспечивающей интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность процесса ее реализации.

    Модель Г. Стейнера.По мнению Г. Минцберга, Г. Стейнер является абсолютным чемпионом по количеству страниц, написанных на тему планирования . Так, его главная и наиболее известная книга «Top Managment Planning», изданная в 1969 году, насчитывает около 800 страниц и содержит модель формирования стратегического планирования . Поскольку Г. Стейнер по своей природе, как считает тот же Г. Минцберг, не является разрушителем теоретических канонов, а скорее популяризатором известных взглядов на планирование, то и его модель, по сравнению с моделью И. Ансоффа, выглядит более условной и менее привязанной к конкретной практике.

    Первоначальный анализ модели Г. Стейнера дает основание сделать вывод о ее близости к модели Гарвардской школы бизнеса (если не считать блока пересмотра и развития планов и обратных связей). Вместе с тем в ней есть моменты, которые дают основание выделить ее в ряд самостоятельных. Во-первых, это предположение о всесторонности охвата, полноте представления процесса планирования, жесткой последовательности этапов формирования и детализации результатов действия (отметим, что Г. Стейнер посвящает этому в своей книге десять страниц!). Именно поэтому модель Г. Стейнера может рассматриваться как попытка объединить две рассмотренные выше модели (Гарвардской группы и И. Ансоффа). Во-вторых, Г. Стейнер в своей модели достаточно четко и однозначно указывает на связь стратегического планирования (как долгосрочного) со среднесрочным и тактическим, что имеет принципиальное значение для моделирования процесса формирования стратегического плана. Автор так описывает их соотношение: «долгосрочное - среднесрочное - тактическое планирование» .

    Предметом стратегического планирования может стать любая деятельность, касающаяся предпринимательства. Среди объектов приложения присутствуют: прибыльность, капитальные вложения, организация производственного процесса, ценообразование, трудовые отношения, маркетинг, финансы, персонал, технологические возможности, улучшение товара, НИОКР и т. д. Среднесрочное планирование есть процесс, в котором детализированные, скоординированные планы создаются для выбранных сфер бизнеса, для использования ресурсов по достижению целей путем реализации стратегий. Все среднесрочные программы и планы должны охватывать один и тот же период времени. Краткосрочные бюджеты и детализированные функциональные планы включают в себя краткосрочные плановые задания для продавцов, бюджеты для специалистов по материально-техническому обеспечению, планы рекламных кампаний и т. д.

    Как уже отмечалось, за прошедшие более чем три десятилетия после создания описанных выше трех базовых моделей процесса формирования стратегического плана многие исследователи пытались внести свою лепту в данную область стратегического менеджмента. Однако, как показывает анализ литературы по данному направлению, большинство из предлагаемых моделей в своей основе имеют принципиальные подходы или Гарвардской группы, или И. Ансоффа, или Г. Стейнера. Наиболее типичным примером такой модели может служить концептуальная модель К. Боумэна.

    Наконец, процесс формирования плана не есть самоцель, а только начальная точка отсчета долгого процесса его реализации. Причем конкретные действия по реализации плана осуществляют как высшее руководство предприятия, так и руководители крупных структурных подразделений. Поэтому необходимо осуществлять контроль и оценку эффективности реализации разработанной стратегии. При этом могут возникнуть две противоположные ситуации. В случае, если эффективность реализации плана высока, осуществляются дальнейшие конкретные действия в соответствии с выбранной концепцией. Если же эффективность реализации стратегического плана оценивается как недостаточная в силу ряда причин (например, изменений внешней деловой окружающей среды, ресурсного потенциала предприятия, ценностей руководства и т. д.), то возникает необходимость в переформулировании базового плана и разработке нового, т. е. процесс формирования стратегического плана повторяется в той же последовательности. Переформулирование базового плана необходимо также и тогда, когда он полностью реализован.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Из-во «Питер», 2000.

    2. Cristensen C. R., Andrews K. R., Bower I. L. Business Policy: Text and Cases. Homewood (ill), Irwin., 1960.

    3. Ansoff H. I. Corporate Strategy. - Penguin Books, Middlesex, 1981.

    4. Steiner G.A. Strategic Planning: What Every Manager Must Know. - NY, Free Press, 1979.

    5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: «Банки и биржи». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.