В фонде «Сколково» сменится руководитель. Мировоззренческий конфликт с губернатором

Буренин Андрей Викторович , Председатель Правления Фонда "Сколково" , Председатель Наблюдательного совета НП , Член Правления, финансовый директор Группы компаний "", первый вице-президент – руководитель корпоративного центра , депутат Государственной Думы РФ четвертого созыва (2003-2007)

Образование

В 1996 году - окончил Сибирско-американский факультет менеджмента ИГУ по специальности мировая экономика.
В 1998 году - окончил аспирантуру Свердловского государственного экономического университета.
Свободно владеет английским, со словарем - немецким.
Кандидат экономических наук.

Профессиональная деятельность

Работал финансовым менеджером ЗАО "Сентябрь".
С 1998 по 2001 год - первый заместитель начальника по стратегическому планированию Главного финансового управления администрации Иркутской области.
В 2001 году - заместитель генерального директора по финансовой работе ОАО СУАЛ филиал ИрКАЗ.
С 2001 по 2003 год - заместитель главы администрации Иркутской области – начальник Главного финансового управления.
В 2003 году - заведующий кафедры, доцент кафедры финансового менеджмента Байкальского института бизнеса и международного менеджмента ИГУ.
С 2003 по 2008 год - депутат Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва от избирательного объединения Партия "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия.
Член фракции "Единая Россия".
Член Комитета ГД по бюджету и налогам.
С 2008 года - Заместитель финансового директора АО «Ренова Менеджмент АГ»
С 2008 года – финансовый директор АО «Ренова Менеджмент АГ».
С 2009 по 2012 год – первый вице-президент – руководитель корпоративного центра (входит в АО "Ренова")

Данные о доходах:

Данные ЦИКа за 2002 год
Общий доход, руб. (Наименование организации - источника выплаты дохода)
532681 руб.; Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета; Главное финансовое управление Иркутской области
Транспортные средства (вид, марка, модель)
Тойота Корона Премио, автомобиль легковой; Мицубиси Паджеро, автомобиль легковой
Денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных коммерческих организациях (наименование кредитной и иной организации, остаток на счёте, руб.)
Сбербанк России, 273 руб.

Председатель правления фонда «Сколково» Андрей Буренин уходит в отставку. До июня фонд будет возглавлять вице-президент по правовым вопросам Игорь Дроздов, говорят источники РБК

Директор по правовым вопросам фонда «Сколково» Игорь Дроздов (Фото: Алексей Даничев/РИА Новости)

​Председатель правления фонда «Сколково» Андрей Буренин оставит должность после 28 апреля 2016 года, сообщили РБК три источника — два в руководстве «Сколково» и один близкий к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Информацию подтвердил и представитель группы «Ренова» Виктора Вексельберга, президента фонда.

Место Буренина займет старший вице-президент фонда по административным и правовым вопросам Игорь Дроздов, говорят собеседники РБК. Дроздов будет возглавлять «Сколково» до июня 2016 года; окончательная кандидатура нового председателя правления фонда будет утверждена на заседании попечительского совета фонда в июне. Дроздов является основным кандидатом на пост, утверждает источник в руководстве фонда.

Буренин покидает пост в связи с истечением срока контракта, объясняет собеседник РБК в фонде. По словам другого источника в руководстве «Сколково», председатель правления уходит по семейным обстоятельствам, претензий к эффективности работы Буренина у руководства нет. Кадровое решение одобрил Вексельберг, говорит он.

Председатель правления отвечает в «Сколково» за оперативное руководство и управление фондом в отличие от президента, который курирует стратегические вопросы развития инновационного центра, объясняет источник в руководстве фонда. Представитель фонда « Сколково» отказался от комментариев.

Фонд «Сколково» был создан в 2010 году для управления одноименным инновационным центром. Компании — резиденты «Сколково» получают налоговые льготы: в 2015 году их совокупная выручка превысила 53 млрд руб. , говорил в старший вице-президент фонда по инновациям Василий Белов. По его словам, объем привлеченных фондом частных инвестиций составил более 11 млрд руб. , а объем госфинансирования «Сколково» на 2016 год сократился с 19 млрд до 14,5 млрд руб .​

Буренин, который также возглавляет грантовый комитет фонда, с 2001 года работал заместителем гендиректора ОАО «СУАЛ», в 2003-2007 годах был депутатом Госдумы от «Единой России», в 2008-2009 годах — финансовым директором АО «Ренова Менеджмент АГ», с 2009-го — заместителем гендиректора ЗАО «Комплексные энергетические системы». В 2013 году менеджер возглавил фонд «Сколково».

Дроздов — выпускник юридического факультета СПбГУ. В 2004-2005 годах он работал советником министра экономического развития и торговли, которым на тот момент был нынешний президент Сбербанка Герман Греф, в 2005-м руководил секретариатом председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, в 2006-2010 годах — аппаратом ВАС. С 2010-го Дроздов отвечает за правовые вопросы фонда «Сколково». В 2011-м он входил в общественный комитет сторонников Дмитрия Медведева, возглавляющего попечительский совет «Сколково».

У
Андрея БУРЕНИНА напряженное время

Буренин Андрей Викторович. В 1996
году с отличием закончил Сибирско-
Американский факультет
менеджмента Байкальского
института бизнеса и международного
менеджмента ИГУ. Одновременно с
дипломом Иркутского
госуниверситета получил диплом
бакалавра в Европейском филиале
Мэрилендского университета (США).
Кандидат экономических наук.
Работал заместителем начальника
главного финансового управления
Иркутской области, а затем
заместителем генерального
директора по финансовым вопросам
АО "Иркутский алюминиевый
завод". После переизбрания
Бориса Говорина губернатором
вернулся в областную администрацию
— заместителем главы областной
администрации.

Беседу с
самым, быть может, молодым в России
вице-губернатором я начал с
"разминки". Спросил: "Кем вы
хотели стать в детстве, Андрей
Викторович?". Буренину разминка
не понадобилась. Он не стал со
снисходительной улыбкой к детской
наивности рассказывать о том, как
мечтал стать космонавтом, летчиком
или моряком. Ответил не медля ни
секунды и очень серьезно:

— Дипломатом.
Я в МГИМО собирался поступить.
Бабушка так меня настраивала.

— Бабушка
имела отношение к дипломатической
работе?

— Косвенное.
Она работала в Комитете
государственной безопасности по
восточному направлению.

— Насколько я
понимаю, эта мечта, может быть,
когда-нибудь и исполнится?

— Почему бы и
нет…? — улыбнулся Буренин.

— Уж если мы
заговорили о выборе профессии, то
скажите, как вы оцениваете западное
образование по сравнению с нашим? С
позиции выпускника двух
университетов — Иркутского и
Мэрилендского. Полагаю, что
критерии оценки для вас более
очевидны, чем для меня.

— Конечно. Я
даже помогу вам в формулировке
вопроса. Когда сравнивают
американское образование с нашим,
используют некоторые шаблонные
представления. Считается, например,
что "они" более сильны в
гуманитарных дисциплинах, а
"мы" — в точных. В
действительности же того, что
называют американским, или
западным образованием, не
существует. В последние
десятилетия американцы очень
энергично привлекают в свои
учебные заведения наиболее
подготовленную профессуру со всего
мира. Когда я учился в Германии в
Мэрилендском университете, у нас
были преподаватели, как минимум, из
пятнадцати стран — немцы, поляки,
русские… Нанимая лучших педагогов
и оплачивая их труд лучше, чем на
родине, американцы формируют в
своих университетах
педагогические коллективы очень
высокого уровня. Так что сравнивать
надо не российскую систему
образования с американской, а
российскую с международной, где
собраны "сливки" мировых
образовательных систем. Думаю, что
сравнение, чаще всего, будет не в
пользу российской системы.

— Вы
являетесь членом американского
национального почетного общества
"ФИ-КАППА-ФИ". Я знаю только то,
что это общество объединяет
студенческую элиту американских
университетов и предоставляет
своим членам определенные
преимущества при устройстве на
работу. Для получения стипендий на
продолжение образования и для
получения престижной работы. Как вы
в это общество попали?

— В
американских университетах много
различных обществ. "ФИ-
КАППА-ФИ" — одно из них. В него
автоматически зачисляются
студенты, средний балл у которых
выше определенного уровня. Уровень
достаточно высокий. Члены общества,
которые живут на Западе, регулярно
встречаются, устраивают вечера,
конференции. На Россию это
распространяется в меньшей степени
в силу понятных причин.

Отвечая на
этот вопрос, Андрей Буренин не
упомянул о том, что был признан
лучшим студентом 1995 года в
Мэрилендском университете. Он и еще
один иркутянин, студент САФа Максим
Безрядин, стали членами
"ФИ-КАППА-ФИ".

— Скажите, а
многим ли из наших студентов,
которые, как и вы, учились в
Германии, предлагали остаться на
Западе? Вы, в частности, получали
такие предложения?

— Остаться на
Западе не проблема. Было бы желание.
Здесь, правда, есть определенное
соотношение между желанием и
возможностями. Для человека,
получившего образование в
американском университете, со
знанием языка и практическим
опытом на западной фирме,
возможности попасть в США и найти
там хорошую работу многократно
возрастают. Добрая половина моих
однокурсников (первого выпуска
САФа) работает сегодня на Западе.
Если же говорить обо мне, то судьба
достаточно быстро вывела меня на
государственную стезю. Мне,
впрочем, поступали предложения от
российских структур, которые по
своим финансовым возможностям
нисколько не уступают крупным
западным. В определенном смысле в
них даже интереснее работать.

— Хорошо, что
мы заговорили о вашей стезе.
Поработав некоторое время
заместителем начальником ГФУ
области, вы на одно из таких
предложений согласились и
некоторое время были заместителем
генерального директора ИркАЗа по
финансам. Престижная и, как я
догадываюсь, прекрасно
оплачиваемая должность. Блестящие
перспективы… И вот, не прошло и
года, как вы возвращаетесь на
государственную службу…
Сомневаюсь, что при этом вы
выиграли в зарплате. Почему же вы
вернулись?

— Для меня
материальный вопрос не является
единственно важным. Важнее
возможности для саморазвития,
интересная работа. Не хочу сказать
этого непосредственно об ИркАЗе, но
у филиалов всех крупных
промышленных структур есть
специфика. Она заключается в том,
что в них специалист не испытывает
серьезной интеллектуальной
нагрузки. Это, если разобраться,
промышленные площадки. Здесь
интересно работать
производственникам. А все то, что
связано с финансированием и с
серьезными финансовыми расчетами,
осуществляется на уровне
материнской компании. Эта работа не
сулит столь больших перспектив для
профессионального финансиста, как
это может показаться на первый
взгляд. Мои возможности в
администрации области на порядок
выше, в этом смысле. Именно это
сыграло решающую роль в моем
выборе.

За два с
половиной года работы в ГФУ у меня
сложились очень хорошие отношения
с Борисом Александровичем
Говориным. Борис Александрович —
профессионал очень высокого
уровня, и не только в отношении
финансов, во многих других
аспектах. В этом плане с ним очень
интересно работать. А для меня
очень важно иметь лидера, у
которого можно учиться. И поэтому,
когда он обратился ко мне с
просьбой, я не мог к этой просьбе не
прислушаться.

— Кстати, а
как вы познакомились с
губернатором?

— Борис
Александрович достаточно тесно
общался со студентами
Сибирско-Американского факультета,
когда я там учился. Несколько раз
наши жизненные пути, хотя и
достаточно поверхностно,
пересекались. Затем, когда Борис
Александрович формировал свою
команду, он захотел взять в нее
несколько ребят с САФа. В группе
выпускников, которых рекомендовало
губернатору руководство
факультета, оказался и я. Чтобы
оценить нас в деле, проверить,
сумеем ли выстоять, Борис
Александрович рискнул и сразу
поставил нас на достаточно высокие
должности.

— Я слышал,
что когда Борис Говорин учился сам
на заочном отделении САФа, вы
работали преподавателем в его
группе.

— Нас
привлекали к проведению занятий на
заочном отделении. Но мои лекции
включали лишь несколько часов. И
если за весь курс обучения я пару
раз читал лекции и губернатор
присутствовал в аудитории, то
сказать, что я "работал у него
преподавателем" будет сильным
преувеличением.

— Насколько
мне известно, вы являетесь
заведующим кафедрой финансов в
Байкальском институте бизнеса и
международного менеджмента ИГУ.
Как вам удается совмещать научную,
преподавательскую и методическую
работу в университете с непростыми
обязанностями заместителя главы
областной администрации?

— Когда я
работал на ИркАЗе, проблем не было.
Сейчас это совмещение дается
значительно труднее. Нагрузка на
моих коллег на факультете
естественно увеличилась. Но здесь
есть очень важное для областной
администрации обстоятельство —
подбор кадров. Мы идем по пути
сотрудничества с университетом,
участвуем в преподавательской
работе, отслеживаем успеваемость,
подбираем людей, начиная уже с
младших курсов. Чтобы потом,
предоставляя выпускнику
достаточно высокий пост, не
ошибиться. Не случайно получилось
так, что на кафедре работают, в
основном, сотрудники главного
финансового управления.

— В ГФУ много
специалистов с большим опытом, в
солидном возрасте. Как вам и другим
молодым менеджерам, которые вчера
были студентами, а сегодня стали
руководителями устоявшихся
коллективов, удается ладить с этими
людьми?

— Многие из
людей, которые начали свою карьеру
в ГФУ давно, являются
профессионалами с большой буквы.
Есть специалисты, у которых можно
многому поучиться, и я стараюсь
этим пользоваться. Сравнивая ГФУ
Иркутской области с другими
субъектами РФ, хочу сказать, что у
нас сложился уникальный по своим
профессиональным возможностям
коллектив. Что касается возраста,
то, на мой взгляд, это не тот
критерий, по которому следует
различать людей. Я знаю многих, кто
прожил, если судить по паспорту,
долгую жизнь. Но в
действительности, по сути, они
моложе многих молодых. По интересу
к жизни, по стремлению постигать
новое, по стремлению
совершенствоваться и меняться. В
этом отношении мне с коллективом в
ГФУ повезло. Я нашел здесь много
единомышленников. Независимо от
возраста.

Теперь
относительно опыта. Мой опыт работы
в администрации составляет три
года. Вполне адекватный срок. Что
касается профессионального опыта,
то финансами я занимаюсь
профессионально с третьего курса, с
момента, когда начал преподавать.
Десять лет — очень приличный
профессиональный опыт. При том, что
в сегодняшнем мире ценится не
столько опыт, сколько умение быстро
переучиваться, обновлять знания.

— Насколько
велика роль ГФУ в жизни области?

— Главное
финансовое управление — одна из
самых влиятельных, центровых
структур области. Тот, кто имеет
возможность влиять на финансовые
потоки, играет ведущую роль в
управлении страной или регионом.
Если мы посмотрим на правительство
России, то увидим, что многие
ключевые посты занимают выходцы из
Минфина. Касьянов, Кудрин и другие.
Это естественно. Потому что это
финансовое подразделение —
единственное, из которого видна вся
картина в целом, во всех аспектах
жизни страны. Именно
многопрофильность работы в ГФУ
стала главной мотивацией моего
возвращения в администрацию.

— Я понимаю,
что ГФУ для вас ближе всего
остального. Однако у заместителя
главы администрации области есть и
другие обязанности. Каков их круг?

— Кроме
государственных финансов я
занимаюсь вопросами тарифного
регулирования. Я курирую комитет
цен и буду, по всей видимости,
курировать региональную
энергетическую комиссию.

— Как вы, с
профессиональной точки зрения,
оцениваете финансово-
экономическое состояние области и
его перспективы?

— Как
достаточно хорошее… в рамках тех
объективных ограничений, которые
налагает внешняя среда.
Регулируемый и очень небольшой
государственный долг. Сейчас в
области нет задолженности по
заработной плате. Достаточно
развитое налоговое
законодательство. Неплохие
показатели экономического
развития. И если сравнивать
формирование и исполнение бюджета
с другими субъектами РФ, то я хочу
сказать, что мы находимся на очень
хорошем уровне. У нас нет многих
отрицательных факторов,
характерных для большинства
регионов России. Что касается тех
отрицательных моментов, которые
испытывает на себе население
области, работники бюджетной сферы
в частности, то они в большей
степени отражают особенности
взаимоотношений области и
Федерации. Это моя точка зрения, и
касается она не только Иркутской
области, но и подавляющего
большинства субъектов Федерации.
Они в таких же условиях. Система,
которая по законодательству
называется "бюджетным
федерализмом", на деле работает
как "бюджетный феодализм". Это
проявляется в том, что у нас нет
возможности маневрировать ни в
доходной, ни в расходной базе. При
этом очень много необеспеченных
федеральных мандатов — законов,
которые должны финансироваться, но
под которые финансовые ресурсы
центр субъектам не дает. В
Иркутской области, к примеру, нам
надо около тридцати миллиардов
рублей на 2002 год с учетом повышения
заработной платы. А наши бюджетные
ресурсы не превышают 18 миллиардов.
Федерация же требует, чтобы мы
профинансировали расходы на
тридцать. Независимо от наших
возможностей.

С позиции
выстраивания вертикали власти
используемый метод может быть и
хорош. Действительно, можно всех
перевести на казначейское
исполнение и ограничить нецелевое
расходование средств. Быстрый
бюджетный эффект. Но при этом мы
переходим на унитарную концепцию
развития государства и
наталкиваемся на большую проблему,
с которой наше общество уже имело
дело до перестройки. При таком
подходе неважно, работаешь ты
хорошо или плохо. Все равно
получишь зарплату. Дотационный
субъект оказывается в более
выгодном положении, чем донор. В
такой системе нет стимулов для
развития. Все будут ждать подачек
сверху.

Во всех
благополучных федеративных
государствах, которые мы
рассматриваем в качестве примера
для подражания, финансовая система
основана абсолютно на других
принципах — на принципах
самостимулирования, саморазвития,
но никак не на принципах жесткого
унитарного подхода.

— Вы
рассуждаете с провинциальных
позиций. Но, может быть, если бы вы
управляли финансовыми потоками на
федеральном уровне, то ваши оценки
были бы иными?

— Вполне
может быть. Я и сейчас могу
проанализировать свое отношение к
бюджетам местного самоуправления.
Я прекрасно вижу, что многие из них
управляются крайне неадекватно. У
них отсутствует кадровый потенциал
в финансовых органах. Много
нецелевого расходования. Прекрасно
вижу, что если сейчас "затянуть
гайки", то плюсов от этого будет
очень много. Но есть и другие
случаи. Скажем, город Иркутск
абсолютно не нуждается в нашей
опеке. Если предоставить мэру
Иркутска возможность зарабатывать
деньги и оставлять их на
собственные нужды, то город будет
очень быстро развиваться. Это же
относится к Иркутскому району. Там
нет никакой необходимости
вмешиваться в самоуправление.
Район выходит в самодостаточные.

Так что, как
видите, здесь важен выборочный
подход. Возможно существует и некий
промежуточный вариант, оптимальный
для нашей страны. Но сейчас такого
варианта, даже по отношению к
самодостаточным территориям, я с
федерального уровня не вижу.

— Мы почти
час говорим о вашей работе. А кроме
работы что вас еще интересует в
жизни?

— Сейчас у
меня очень напряженное время. Ухожу
из дома рано, прихожу поздно. На
личную жизнь остается мало. Но она
конечно же есть. В ней — семья. Жена
преподает в университете. Дочери
четыре года. А вообще-то, когда я
работал на ИркАЗе, то много
занимался спортом. Ходил в
тренажерный зал, катался на горных
лыжах. Да и здесь, в администрации, у
нас было хорошее отношение к
спорту. Мы часто собирались, играли
в волейбол. Думаю, что удастся
возродить эту команду и
волейбольные встречи. Еще я люблю
читать художественную литературу.
Но сейчас времени на это
практически нет.

Беседу
записал
Владимир КИНЩАК

Андрей Викторович Буренин

Кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы РФ, член комитета по бюджету и налогам

Конкурентоспособная экономика - будущее России

Партия «Единая Россия» провозглашает стратегию качественного обновления страны как суверенной демократии с целью создания условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина. Древо суверенной демократии способно привиться отнюдь не на любой экономической почве. Реальным суверенитетом обладают сегодня лишь те страны, чьи экономики настолько масштабны, что позволяют направлять ресурсы на широкий спектр стратегических инициатив. Недаром наиболее суверенные государства входят в первую десятку стран по размеру ВВП с учетом паритета покупательной способности. Россия сегодня в составе этого глобального «совета директоров». Демократия как форма правления приобретает устойчивость также при определенном уровне экономического развития. Сегодня Россия обладает размером душевого ВВП достаточным, чтобы создать базис для стабильной демократии.

Так что же, если политика есть концентрированное выражение экономики, мы уже суверенны и демократичны? Да, сегодня мы во многом сами определяем судьбу своей страны и используем основные принципы демократии в управлении. Вопрос в качестве и устойчивости этих характеристик. Не секрет, что в мире есть государства, способные более активно формировать международную повестку дня. Занимая менее 3% в глобальном продукте, мы пока не можем реализовать все свои стратегические задачи. Не является тайной и то, что экономическая основа нашего суверенитета крайне уязвима и зависит от неподконтрольной нам конъюнктуры рынков сырья. Уровень развития демократических институтов также оставляет желать лучшего: тот путь, на который страны со старой школой демократии потратили сотни лет, нам приходится преодолевать за десятилетия. Поскольку между качеством институтов и экономическим развитием существует тесная связь - для ускорения эволюции политической системы необходимо ускорять эволюцию системы экономической.

Рентно-сырьевая экономика не может лежать в основе суверенной демократии, поскольку не обеспечивает стабильности высокого уровня благосостояния и разлагает демократические основы правления, позволяя легко концентрировать капитал в одних руках. Сегодня нам предоставлен уникальный шанс, когда политическая консолидация общества совпала с временным

экономическим благополучием. Однажды подобный шанс уже был упущен: жируя на высоких нефтяных ценах, СССР «проспал» начало экономического цикла, основанного на информационных технологиях. Мы не должны повторить эту ошибку и обязаны направить усилия на изменение экономического уклада нашей страны. Конкурентоспособная экономика - вот задача, стоящая сегодня перед нами, вот ключ к сохранению и дальнейшему развитию суверенной демократии. Удалось ли нам продвинуться в этом направлении, ведь благоприятные условия для рывка возникли не сегодня? В отдельных направлениях прогресс очевиден. Несомненным успехом является достижение макроэкономической стабильности. Уже шесть лет последовательно снижается инфляция, неплохой рост из года в год демонстрирует ВВП, в разы увеличились доходы населения. Быстрыми темпами сокращается бедность. Размеры государственного долга кардинально уменьшились, хотя еще несколько лет назад страна находилась на грани банкротства. Международные резервные активы превысили 270 млрд дол. Мы перестали сравнивать по размеру бюджет России с бюджетами отдельных штатов США: с 2000 г. поступления возросли в 6 раз в долларовом выражении. Иностранные инвестиции ускоренно накапливаются. Увеличивается капитализация фондового рынка. Значимым индикатором экономических достижений стало присвоение России кредитных рейтингов инвестиционного класса ведущими международными агентствами. Есть успехи и в создании институциональной инфраструктуры. Региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным. Совершенствуется институт защиты частной собственности, в том числе интеллектуальной. Цивилизованный вид принял институт банкротства. Вступило в действие новое антимонопольное законодательство. Выстроен сквозной механизм установления тарифов на услуги естественных монополий. Упрощены процессы лицензирования предпринимательской деятельности и регистрации организаций.

Ощутимые изменения произошли в бюджетной и налоговой сферах. Искушения потратить легкие деньги удалось избежать. Конъюнктурные доходы не были направлены на текущие расходы бюджета, что позволило сохранить положительную макроэкономическую динамику. Окончательно выстроена система федерального казначейства, гарантирующая контроль за расходованием средств и размерами принимаемых учреждениями обязательств. Усовершенствованы механизмы государственных закупок. Национальные проекты заложили идеологическую основу для перевода бюджетного процесса с затратного принципа на систему бюджетирования, ориентированного на результат. Выстроена система удовлетворения финансовых претензий к бюджету. Разграничение ответственности между уровнями власти и местного самоуправления сделало более прозрачными межбюджетные отношения. Ушла в прошлое практика необеспеченных финансовых мандатов. Количество налогов и сборов снижено более чем в три раза. В России создана двухуровневая система налогообложения. В то время как из сектора добычи природных ископаемых изымается более 50% добавленной стоимости, в обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки менее 20%. Тем самым сформирован действенный механизм по перераспределению рентных доходов между секторами экономики с целью частичной иммунизации от

«голландской болезни». Заложена основа для реформирования налогового администрирования.

Государство активно занимается экономикой. Объем капитальных вложений превысит 15% расходной части федерального бюджета в 2007 г. Еще более масштабные средства заложены в инвестиционные программы государственных компаний. Предложена проектная методика размещения государственных вложений на основе принципов частно-государственного партнерства через механизм инвестиционного фонда. Запущены проекты по развитию инновационного сектора путем использования таких инструментов, как свободные экономические зоны, российская венчурная компания, банки развития и государственные лизинговые организации. Осуществляется модернизация крупнейших естественных монополий. Под эгидой государства проведена реструктуризация ряда отраслей с созданием крупных компаний, способных конкурировать на международных рынках. Государство все более активно поддерживает отечественный бизнес за рубежом, в том числе путем предоставления гарантий и субсидий по экспортным операциям.

Все эти проекты стало возможным осуществить в кратчайшие сроки благодаря политической консолидации власти. Партия «Единая Россия» играла в них центральную роль, обеспечивая благоприятный законодательный режим для модернизационного рывка.

Позволили ли все эти достижения создать конкурентоспособную экономику? Нет. Зависимость от сырьевого сектора не снижается. Налицо ряд признаков «голландской болезни». Избыток нефтедолларов спровоцировал безудержную ревальвацию рубля, что ослабило конкурентоспособность несырьевых секторов. Импорт прирастает грандиозными темпами. Неконтролируемые заимствования в иностранной валюте сырьевыми компаниями еще более усугубляют проблему. Отсутствие со стороны государства жесткого контроля за бюджетами государственных компаний приводит к экономически неэффективному перераспределению ресурсов. При формировании бюджета на 2007 г. существенно ослаблены ограничения на текущие расходы. Если еще несколько лет назад бюджет мог вполне существовать при цене 12 дол. за баррель нефти марки «Юралс», то сегодня речь идет уже о 37 дол. С учетом выданных социальных авансов фактическая уязвимость бюджетной системы еще выше. Общестрановой государственный долг растет, несмотря на сокращение долга государственного. Не удалось избежать и самого серьезного последствия «голландской болезни» - отказа от жестких структурных преобразований. Административная и судебная реформы не принесли ожидаемых результатов. Фактически свернута реформы пенсионной системы и ЖКХ. Затягивается реформа бюджетного процесса.

По индексу глобальной конкурентоспособности, рассчитанному Всемирным экономическим форумом, за последний год мы переместились с 53-го на 62-е место среди 125 стран. Обладая рядом сильных сторон, среди которых особенно выделяется макроэкономическая стабильность (здесь мы занимаем 33-ю позицию), по отдельным направлениям наши показатели удручающи. Так, по качеству институциональной среды мы занимаем 114-е место в мире. Это означает, что конкурентоспособность экономики страны сдерживается низкой конкурентоспособностью государства.

Концепция конкурентоспособности государства находится в неразрывной и органичной связи с концепцией конкурентоспособности экономики. Неэффективное государство становится непреодолимым барьером на пути развития бизнеса, эффективное - лучшим катализатором. Через повышение конкурентоспособности государства - к повышению конкурентоспособности экономики - вот цель, которую ставит перед собой «Единая Россия».

Первая задача на этом пути - формирование институциональной среды в виде механизмов обеспечения прав собственности, системы национальной безопасности и противодействия коррупции, эффективной судебной системы. Незыблемость и всемерная защита института частной собственности как основы рыночной экономики - ключевой элемент идеологии «Единой России». Любые нарушения этого принципа, в том числе проявляющиеся в форме фиктивных банкротств, рейдерства и бюрократического беспредела, неприемлемы для партии. В отдельный приоритет программной платформы выделено антикоррупционное направление. Коррупцию не победить карате льны-ми мерами против отдельных коррупционеров. Партией взят курс на создание постоянно действующей системы, направленной на уничтожение самой возможности злоупотребления властью в личных интересах.

Вторая задача - макроэкономическая стабильность. «Единая Россия» выступает за последовательное снижение инфляции и, в то же самое время, недопущение неподконтрольного укрепления национальной валюты. Ключевым инструментом решения этих задач является фискальная политика. В этой связи на первый план выдвигается реформа бюджетного процесса, которая позволит раскрыть огромный источник дополнительных средств за счет отказа от неэффективных расходов. Тем самым удастся без ущерба для социальной политики избежать наращивания объемов затрат сверх уровня прироста ВВП и нейтрализовать инфляцию. Еще один инструмент - контроль за бюджетами естественных монополий и государственных компаний с целью ограничения тарифов и заимствований в иностранной валюте. В этом направлении необходимо задействовать потенциал Счетной палаты РФ. Целесообразна также реформа Центрального Банка РФ с целью разделения функций макроэкономического регулирования, банковского надзора и получения прибыли. Экономика испытывает потребность в дополнительных инвестициях, причем инвестициях частных. Лучший инструмент для этого - оптимизация системы финансовых рынков.

Третья задача - формирование материальной инфраструктуры экономики. Состояние энергетической и транспортной систем неудовлетворительно. Требуются дополнительные инвестиции со стороны государства и государственных компаний. Ответственно выступая за ограничение текущих расходов бюджета, «Единая Россия» настаивает на наращивании капитальных вложений в инфраструктуру с использованием проектных подходов и механизмов частно-государственного партнерства.

Четвертая задача - формирование условий для справедливой конкуренции. Конкурентоспособность - продукт конкурентной борьбы. Именно монополизм удерживает Россию в самом конце списка стран по таким показателям, как производительность труда и энергоемкость ВВП. Действия государства по созданию промышленных гигантов также зачастую приводят к ог-

раничению конкуренции. В этом году у федеральной антимонопольной службы появился действенный механизм в виде профильного закона. Государство должно обеспечивать справедливую конкуренцию и во внешней торговле. Не секрет, что на международных рынках успеха добиваются те компании, которые поддерживаются экономической и политической мощью своих государств. Сегодня Россия начинает использовать схожие механизмы для укрепления национального бизнеса, и эту практику необходимо развивать. Именно создание справедливой конкуренции - цель вступления в ВТО. Конкурентоспособную экономику невозможно создать, пока Россия является единственной из крупных стран, остающейся за рамками единого механизма взаимных торговых обязательств и разрешения противоречий. Уже сегодня, находясь по степени защиты внутреннего рынка на уровне большинства стран членов ВТО, Россия не в состоянии создать предпосылки для изменения структуры экспорта, подвергаясь необоснованным дискриминационным мерам. Вступление в ВТО безусловно послужит стимулом для создания конкурентоспособной экономики и интенсификации конкуренции внутри страны. Несмотря на достаточно длительный адаптационный период, предстоит интенсивная работа по сглаживанию структурных последствий ужесточения конкуренции. «Единая Россия» к подобной работе готова.

Пятая задача - придание экономике инновационного характера. Именно инновации лежат в основе небывалого роста производительности и конкурентоспособности, характерного для развитых экономик. Существует поразительный разрыв между тем объемом общественных ресурсов, которые направляются на создание новых знаний, и тем результатом, который получается в форме инноваций, - такой вывод делают эксперты ОЕСР. Наша страна вкладывает значительно больше бюджетных средств в науку, чем государства с сопоставимым уровнем ВВП, и содержит количество научных сотрудников, сравнимое с этим показателем самых развитых государств. А в результате -ничтожно малое количество зарегистрированных патентов, из которых лишь 5% приобретаются для коммерческого использования. Скромные успехи демонстрирует и бизнес, который берет на себя лишь треть общих расходов на инновации, тогда как в развитых странах - две трети. Дол! НИОКР в этих расходах - около 16% и демонстрирует тенденцию к снижению. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет не более 0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Товары с высокой долей добавленной стоимости в нашем экспорте в страны ОЕСР не превышают 1%. В качестве приоритетных задач для изменения ситуации необходимо выделить защиту интеллектуальной собственности, реформирование научных институтов, создание конкурентной среды и налогового стимулирования.

Велика роль государства в создании инфраструктуры для коммерциализации инноваций. Страны, которым удалось сформировать потоковую систему венчурного финансирования, можно пересчитать по пальцам одной руки. Государственная венчурная компания - положительный шаг в этом направлении. Основой данного проекта должен стать принцип отделения чиновников от принятия решений о распределении средств. Только передача данных функций бизнесу в рамках частно-государственного партнерства способна привести к эффекту, подобному израильскому, когда 100 млн дол. государст-

венных вложений привели к созданию отрасли с капитализацией в 8 млрд дол. в течение нескольких лет. Однако необходимо понимать, что инновационная экономика создается во многом руками бизнес-сообщества. Не далек тот час, когда ужесточение конкуренции и технических требований к продукции со стороны государства создадут и у нас серьезную мотивацию бизнесу двигаться в этом направлении. Первые шаги, включающие создание крупными компаниями собственных научных институтов и приобретение зарубежных предприятий носителей передового знания, наблюдаются уже сегодня.

На смену сырьевой ренте должна прийти рента интеллектуальная. Подобная задача требует новых подходов к управлению человеческим капиталом. Здесь Россия сталкивается с серьезными вызовами. По такому показателю, как индекс человеческого развития ООН, мы находимся среди 177 стран на 65-м месте. Демографическая проблема, особенно показатели продолжительности жизни, камнем тянет нас вниз. Недаром задача сбережения населения является одним из трех приоритетов партийной платформы «Единой России». Системы здравоохранения, социальной защиты и образования, сформированные в условиях уже исчезнувших парадигм жизнедеятельности, нуждаются в принципиальной модернизации.

В целом было бы неверным считать, что конкурентоспособное государство есть единственное условие конкурентоспособности экономики. Бизнесу отводится не меньшая роль. По показателям качества стратегического планирования и менеджмента, рассчитанным Всемирным экономическим форумом, отечественные компании находятся лишь на 78-м месте среди 121 участника. В этой связи крайне важно осознать, что конкурентоспособная экономика как цель достижима только в том случае, если к ней стремится не только государство, но и бизнес, и общество в целом.

Актуальных задач много, однако где же то ключевое звено, потянув за которое можно размотать всю цепь стоящих перед обществом проблем? С точки зрения «Единой России» первым на повестку дня выдвигается вопрос совершенствования условий политической конкуренции. Точно так же, как конкурентоспособная экономика куется в условиях экономической конкуренции, конкурентоспособное государство рождается в условиях конкуренции политических идей. Период реанимации страны от последствий тех экспериментов, которые с ней проводили как левые, так и правые политические силы, завершен. Этап «собирания страны» окончен. «Единая Россия» являлась основным двигателем этого процесса, создавая благоприятную законодательную среду для действий исполнительной власти. Однако сегодня вопрос темпа отходит на второй план, вперед выдвигается вопрос качества принимаемых решений, что требует абсолютно нового формата политической деятельности. Именно качество должно придать новое измерение всем аспектам целеполагания государства и общества. Мы должны удваивать не экономику, а конкурентоспособность экономики. Мы должны преумножать не население, а интеллектуальный потенциал населения. Мы должны увеличивать не государство, а эффективность государства. Именно тогда суверенитет и демократия приобретут устойчивое развитие.