Таможенные органы в обеспечении финансовой безопасности. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления. Основные правомочия, обязанности, функции ТО

Введение 4
Глава 1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 8
1.1.Понятие экономической безопасности государства 8
1.2.Правовые основы экономической безопасности государства 19
Глава 2 Таможенные органы в системе органов обеспечивающих экономическую безопасность государства 26
2.1. Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 26
2.2. Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 34
2.3. Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 42
Глава 3 Таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства 54
Глава 4 Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности 68
Заключение 74
Литература и нормативный материал 77
Приложение 1 84
Приложение 2 85

Введение

Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но является залогом самого существования суверенного независимого государства. в последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществления множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует объективная необходимость собираемости налогов, защиты отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли и вступлением России в ВТО.
Безопасность представляет собой состояние защищенности объекта безопасности - личности, общества, государства, международного сообщества - от внутренних и внешних угроз, так и отсутствие таковых. Следовательно, обеспечение национальной безопасности включает в себя определение круга возможных угроз, предупреждение их и выработку мер и способов борьбы с ними.
С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто, дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных так и зарубежных предпринимателей приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства.
Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако, особая роль в обеспечении экономической безопасности таможенных органов, предопределяет необходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере.
Россия наглядно доказала всем ходом исторических событий, на протяжении многих веков: для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, наша страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний обширный рынок, но и завоевывать внешние рынки.
Россия переживает сложный этап своего развития, который, по словам Т.Ю. Юркина, характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны.
Таким образом, сегодня существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление, на основе практики применения, законодательных пробелов, определения эффективности действия принятого законодательства.
Актуальность темы дипломной работы определяется также тем фактом, что не смотря на значительное внимание к ней представителей правовой науки, многие вопросы остаются не освещенными, в том числе и развитие законодательства в сфере регулирования деятельности таможенной службы, кроме этого, многие основные понятия, такие как государственная безопасность, вызовы, угрозы безопасности и другие, трактуются исследователями по-разному. Данный факт не мог не отразиться на законодательном регулировании данной сферы и не породить проблемы правоприменения.
Актуальность темы исследования подтверждается и вниманием к ней со стороны правоведов на протяжении длительного времени. Многие проблемы общей теории национальной и государственной безопасности разрабатывались в трудах Н.Н. Арзамаскина, Н.А. Босхамджиевой, В.Г. Вишнякова, А.В. Возженикова, С.В. Гущина, М.И. Дзлиева, А.И. Елистратова, А.А. Кайгородцева, И.Б. Кардашовой.
Исследованию таможенной политики посвятили свои труды такие авторы, как: С.И. Истомин, Б.Н. Габричидзе, Н.А. Суслов, А.Ю. Кирсанов, Т.Ю. Юркин. Исследованию экономической безопасности посвящены труды Гранкина М.И., Стрельникова К.А.. однако, в современной литературе не достаточно уделено внимания роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время, таможенное законодательство, в связи с образованием Таможенного Союза, претерпело существенные изменения.
Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Целью настоящего исследования является путем анализа теоретического и законодательного материала определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие экономической безопасности государства
— рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства
— рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализацию как фактор обеспечения экономической безопасности государства
— определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
— провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства
— рассмотреть таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства
— определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности
Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы
Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела, регулирующее отношения составляющее объект данного исследования.
Законодательную основу данной дипломной работы составило действующее российское и международное законодательство в сфере обеспечения безопасности государства, а также законодательство РФ и Таможенного Союза, регламентирующего деятельность в сфере таможенного дела.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, научные положения теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, философии, имеющие отношение к предмету исследования.

Список литературы

1.»Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
2.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3.»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.05.2012)
4.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
5.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
6.»Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
7.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)
8.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности»
9.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции»
10.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
11.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
12.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
13.Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
14.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
15.Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране»
16.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
17.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»
18.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «Об обороне»
19.Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»
20.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
21.Указ Президента РФ от 19.10.2011 N 1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
22.Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
23.Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22502)

Специальная литература
24.Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: монография / Редкоус В.М. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. — 560 c.
25.Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Иванченко А.Г. — М., 2011. — 26 c.
26.Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Князева О.А. — М., 2010. — 28 c.
27.Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мустафина С.А. — М., 2011. — 25 c.
28.Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 – 39
29.Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. 2009. № 11
30.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2005; Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005
31.Баканов Д.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011
32.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2005г
33.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). — «Проспект», 2009 г.
34.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
35.Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. // Российский следователь, 2009, № 6.
36.Землянская Н.И. Понятие и основные функции таможенных платежей // Вестник Саратовской государственной академии права. — Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 6 (58). — С. 141-144
37.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49.
38.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008
39.Калина Е.С. Понятие чрезвычайной ситуации в административном праве: структура и содержание // Вестник Воронежского государственного университета. — : Изд-во Воронеж. ун-та, 2011, № 1 (10). — С. 262-267
40.Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., 2008
41.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дисс. … д-ра юрид. наук. — СПб, 2005.
42.Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров: Распоряжение правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р. – Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/.
43.Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в совре-менной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3.
44.Корнилова В.Ф. Основные исторические этапы и условия форми-рования таможенной политики в России // Сб. докл. заочной научно-практ. межвузовской конф. «Актуальные проблемы социально-политических процессов и институтов: теория и практика». , 28 апреля 2010. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2010
45.Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. — Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с.
46.Куковский, А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности / А.А. Куковский // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2010: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 г. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010 г. — С. 80 — 84
47.Литвинова Ю.М. Таможенная ревизия и таможенная проверка как формы финансового контроля в области таможенного дела: от теории к практике // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). — : ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — С. 334-335
48.Мальцев, А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета / А. Мальцев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
49.Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. // Административное право и процесс, 2009, № 1.
50.Менис Г.А. Правовая природа таможенной пошлины: теоретические аспекты // Современная юридическая наука и правоприменение: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28-29 мая 2009 г.). — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. — С. 435-438
51.Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куковский А.А. — М., 2011. — 22 c.
52.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. — М.: Юрист, 2007, № 2. — С. 23-27
53.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Стрельников К.А. — , 2004. — 27 c.
54.Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / Бергманн В. (Сост.); Общ. науч. ред.: Яковлева Т. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 368 c.
55.Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006
56.Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 — Саратов, 2005. — 187 c.
57.Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. Монография / Бакаева О.Ю.; Под ред.: Химичева Н.И. — М.: Статут, 2005. — 187 c
58.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5
59.Трунина Е.В. Контрольные функции таможенных органов (виды, правовое регулирование, практика реализации) // Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2009, № 6. — С. 75-82
60.Фомин А. Экономическая безопасность государства // журнал «Экономические процессы» 2010 №3
61.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. НИ. Химичева. — М: Норма, 2005. С. 283-286
62.Чермянинов Д. В. Таможенное право. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. — : ЮРАЙТ, 2012.
63.Шелепова С.А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицыно, 2008
64.Юркин Т.Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6.

Общий объем: 86 стр.


1.2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

Раскрыв понятие, основные критерии, характеризующие экономическую безопасность, автор подробнее рассказывает о факторах, которые оказывают отрицательное воздействие на уровень экономической безопасности, в частности о тех факторах, которым должны таможенные органы. Выделяют 2 вида факторов: внешние факторы и внутренние.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ, относятся:

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

    унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

    вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

    высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

    несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;

    криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу. 3

Вышеперечисленные факторы способствуют контрабандному ввозу и вывозу товаров, ввозу фальсифицированных продуктов питания, развитию теневой и криминальной экономики, особенно в приграничных районах России. Все это, несомненно, влечет за собой отрицательные последствия для экономической безопасности России. Известно, что настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

Развитие теневого бизнеса, фальсификация и контрафактное производство товаров, развитие контрабанды в России имеет ряд особенностей. Первая особенность - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс. 932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.

Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью и теневым бизнесом.

Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды и теневого бизнеса в приграничных районах. 4

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур, тем самым подрывая экономическое благосостояние нашего государства.

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

    тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;

    стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;

    активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

    появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьбы с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

На продовольственном рынке России в настоящее время уже созданы условия для свободного обращения товаров, использования рыночных механизмов, заложены основы формирования рыночных инфраструктур и конкурентной среды. Тем не менее, на рынок страны поступает значительное количество фальсифицированного, некачественного, а порой и опасного отечественного и импортного продовольствия, причиняющего вред жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.

Проблема фальсификации достаточно остро встала еще в начале 90-х годов прошлого века. Самые распространенные виды фальсификации на сегодняшний день – ассортиментная, при которой товар реализуется под чужой торговой маркой и торговым знаком (контрафактная продукция), и квалиметрическая (пересортица и пр.). Основные причины фальсификации товаров:

    несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту продовольственного рынка;

    свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, вязанной с производством и реализацией продуктов питания, без соответствующих условий для осуществления контроля за пищевой продукцией, что часто привлекает недобросовестных предпринимателей;

    отсутствие механизма, препятствующего поступлению на рынок фальсифицированных товаров;

    низкая эффективность работы служб государственного контроля и надзора. 5

Конечно же, проблема фальсификации – это проблема не только российского рынка. По некоторым оценкам, оборот международного рынка контрафакта составляет около 600-700 млрд. долларов. В списке стран, особенно активно производящих контрафакт, сегодня насчитывается 52 государства, среди которых крупнейшими являются Украина, Китай, Россия, Бразилия и Индия. Поэтому в целях усиления защиты продовольственного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции необходимо продолжить работу по совершенствованию российского законодательства, ужесточить систему наказаний и штрафов за незаконное производство, продажу и использование товарного знака, повысить эффективность и оперативность судебного разбирательства в случаях нарушений действующего законодательства. Но самым важным является совершенствование таможенной службы, которая осуществляет контроль и регулирование ввоза и вывоза контрафактной и фальсифицированной продукции.

Государство в полной мере несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность в стране, ее политическую независимость, и экономическую безопасность. Обеспечение экономической безопасности РФ не представляются возможными без четкой таможенной политики.

Глава 2. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами.

2.1 Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Функции таможенных органов, установленные в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, вытекают, прежде всего, из международных норм и принципов в области таможенного дела, внешнеторговой деятельности, из международных обязательств РФ и направлены на реализацию задач, решаемых государством в области внешнеторговой деятельности, в области защиты прав и интересов граждан, охраны и защиты здоровья населения, и главное - охраны экономической безопасности страны. Условно их можно разделить на экономические и правоохранительные. 6

Экономические функции таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета, что является весомым вкладом в обеспечение экономической безопасности государства. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.). 7

Общее количество перечисленных в федеральный бюджет государства средств от таможенных органов формируют региональные таможенные управления. Автор рассматривает итоги деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по взиманию таможенных платежей и сравнивает их с предыдущими годами. По результатам работы таможенных органов Сибирского таможенного управления в 2008 году в доход федерального бюджета было перечислено 134 млрд. 800 млн. руб. таможенных платежей. Установленное плановое задание в сумме 125 млрд. 100 млн. руб. выполнено на 107,8%. Ежедневно перечислялось в федеральный бюджет свыше полумиллиарда рублей, что на 160 млн. руб. больше, чем в 2007 году. А за 9 месяцев 2009 года таможенными органами Сибирского таможенного управления перечислено в доход федерального бюджета 68 млрд. 765 млн. рублей. Плановое задание по перечислению таможенных платежей выполнено на 106,7%. При этом платежи при вывозе товаров составили 41 млрд. 829 млн. рублей, при ввозе – 25 млрд. 574 млн. рублей, иные платежи – 1 млрд. 362 млн. рублей. Наибольшие объёмы денежных средств за 9 месяцев 2009 года были перечислены Иркутской (39 млрд. 704 млн. рублей), Красноярской (7 млрд. 341 млн. рублей), Новосибирской (6 млрд. 917 млн. рублей) таможнями. В общем объёме перечисления таможенных платежей по СТУ за 9 месяцев текущего года 49,6% составляла сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. 8 Выполнение плановых заданий по перечислению таможенных платежей говорит о том, что таможенные органы Сибирского таможенного управления успешно выполняют свою фискальную функцию. Количество платежей с каждым годом растет, а значит и увеличивается экономическое благосостояние нашей страны. Это объясняется увеличением товарооборота с пограничными странами Сибири. К ним относят Казахстан, Монголию и одного из главнейших экономических партнеров нашей страны – Китай. То есть на примере Сибирского таможенного управления можно сказать, что эффективность экономической функции таможенных органов постоянно растет.

Сущность понятия экономической безопасности

В условиях быстро меняющихся условиях современной рыночной экономики очень важным является вопрос экономической безопасности. Значение экономической безопасности сложно переоценить. Ведь экономика является основой существования общества, построения социальных отношений и мировой политики. Поэтому экономическая безопасность лежит в основе государственной политики.

Определение 1

Экономическая безопасность государства – это степень защищенности экономических отношений, определяющих развитие потенциала государства и обеспечивающих повышение уровня благосостояния членов общества и социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от различного рода опасений и угроз.

Экономическая безопасность зависит от таких факторов, как стабильность и устойчивость. Под стабильностью подразумевается сохранение темпов развития производства и сохранение социальных отношений, высоких показателей уровня жизни населения. Устойчивость определяется возможностями сохранять показатели функционирования в условиях изменяющейся среды.

Таможенная служба и ее задачи

Экономическая безопасность государства поддерживается целым рядом мер и контролируется специальными органами государственного аппарата. Одним из структурных подразделений государственного аппарата, отвечающего за поддержание экономической безопасности государства, является таможенная служба. Зародилась эта служба очень давно, с момента возникновения государств и формирования международной торговли.

Изначально главными задачами таможенной службы было взимание таможенных пошлин (общегосударственных налогов и сборов) с целью наполнения государственного бюджета. Позже к функциям таможни прибавился валютный контроль. Это дает возможность обеспечивать значительные поступления средств и контролировать движение валютных средств при формировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Происходит регуляция деятельности как национальных, так и иностранных субъектов экономики посредством финансовых методов.

Действуют таможенные органы в строгом правовом поле. Нормативной базой деятельности таможни является широкий спектр нормативно-правовых актов, закрепленных в действующем государственном законодательстве. Подводя итог выше сказанному можно сформулировать функции и задачи таможенной безопасности следующим чином:

  • защита интересов национального хозяйства;
  • недопущение на внутренний рынок низкокачественных импортных товаров и превышения торговых квот;
  • недопущение вывоза из страны предметов материальной, духовной и интеллектуальной ценности в обход существующего законодательства;
  • пополнение государственного бюджета путем сбора налогов и пошлин;
  • сотрудничество в борьбе с терроризмом и распространением наркотиков;
  • обеспечение безопасности при торговых сделках и перевозках.

Роль таможни в обеспечении экономической безопасности

В целях обеспечения экономической безопасности государства важная роль отводится защите внутреннего рынка страны. Приоритет принадлежит выражению интересов национального хозяйства в целом. Состоят эти интересы в защите отечественного производителя, создание условий для привлечения инвестиций и поддержания конкурентной среды. Кроме того деятельность таможенных органов сохраняют возможность для экономического взаимодействия государства с внешним миром.

Происходит это в результате цело ряда мероприятий. Одним из них является защита отечественного производителя путем регулирования импорта иностранных товаров посредством повышения или снижения пошлин на некоторые виды товаров. Еще одним инструментом может быть применение экспортных пошлин и акцизов и даже запрета на вывоз продукции. Применяется, также, практика предоставления или аннулирования таможенных льгот.

Замечание 1

В условиях современного рынка большое внимание таможенная служба уделяет либерализации финансовой системы страны, свободному открытию филиалов иностранных банков и страховых компаний, повышению уровня борьбы с нарушениями в области интеллектуальной собственности. Эти процессы происходят в условиях постепенного снижения роли государства в экономике. Все это требует усиление таможенного контроля в системе внешнеторгового регулирования и международного таможенного сотрудничества.

Национальная безопасность1- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Таможенные органы, осуществляя правовые меры безопасности, обеспечивают функционирование таможенных режимов, а также оказывают содействие другим государственным органам в обеспечении соблюдения административно-правовых режимов въезда в Российскую Федерацию и выезда, режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через границу. В связи с этим можно говорить об участии таможенных органов в обеспечении пограничной безопасности совместно с Федеральной пограничной службой России. Еще одной особенностью участия таможенных органов в обеспечении национальной безопасности России является оказание содействия в борьбе с международным терроризмом. Борьба с международным и внутренним политическим терроризмом возложена на органы СВР2. России и ФСБ3 России. Пресечение криминального терроризма входит в компетенцию органов внутренних дел. Таможенные органы оказывают им содействие в борьбе с политическим и криминальным терроризмом в процессе осуществления таможенного контроля на границе, выявления и пресечения контрабанды оружия, взрывчатых, отравляющих веществ и радиоактивных материалов. Особое место в системе органов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации занимают таможенные органы, объединенные в Федеральную таможенную службу. В современной России таможенные органы прибрели новое качественное состояние. Оно характеризуется разнообразием управленческих функций, затрагивающих многие аспекты деятельности личности, общества и государства, что должно быть отражено в современной системе национальной безопасности Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности является: выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению; поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций. Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства. Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях. Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ4 таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз. На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"5. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Таможенные органы и их оперативные подразделения, в интересах обеспечения национальной безопасности, связанной с ликвидацией угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, исходящих от организованной преступности, взаимодействует также с МВД России, координирует свои действия с другими государственными органами в части задержания, доставления в служебные помещения органов внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, а также их совершивших или совершающих (п.9. ст.408. ТК РФ), при остановке автотранспортных средств (ст. 410 ТК РФ)6. В этой связи следует говорить об участии таможенных органов в обеспечении общественной безопасности. Следует иметь в виду деятельность таможенных органов, тесно связанную с сохранностью государственной тайны, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности страны, что в полной мере относится соответственно к информационной и продовольственной безопасности. Роль и эффективность таможенных органов как составной части сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в свою очередь зависит и от обеспечения собственной безопасности. В данном случае речь идет о: установленном порядке государственного управления таможенным делом; защите конфиденциальной информации и сведений, составляющих государственную тайну в сфере таможенного дела; защите и обеспечении личной безопасности сотрудников лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, в случаях угроз их жизни, здоровью, имуществу в связи со служебной и оперативно-розыскной деятельностью. Можно предположить, что идеальная система обеспечения национальной безопасности может гарантировать для государства полную защиту. Однако в реальности она имеет свои уязвимые места. Именно наличие этих «уязвимостей» и порождает риски в достижении целей национальной безопасности. Но и субъекты угроз - другие враждебные государства, негосударственные субъекты и даже международные организации, - формируя угрозы, используют уязвимости системы обеспечения национальной безопасности, повышая риски для объектов защиты. Государство располагает определенными сведениями, как об угрозах, так и об уязвимостях своей системы обеспечения безопасности и поэтому старается совершенствовать эту систему. В случае выхода кризисной ситуации из-под контроля требуется введение чрезвычайных мер, исключительного режима. Исключительный режим связан с возникновением исключительных условий. Это чрезвычайные обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, а также внешняя агрессия. В Конституции Российской Федерации предусмотрены два вида таких исключительных режимов: военное положение и чрезвычайное положение. В результате основные взаимодействующие элементы национальной безопасности: государство, общество и граждане, защищая свои национальные интересы, создают систему обеспечения национальной безопасности. Эта система направлена на то, чтобы снизить риски для деятельности и функционирования тех или иных защищаемых объектов. В качестве последних могут выступать и суверенитет, и территория, и культура; здесь все зависит от национальных интересов. которые и определяют главные объекты защиты. Проведенный анализ угроз в таможенной сфере позволяет сделать вывод, что они носят комплексный характер, охватывают все основные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, военную, духовную. Они затрагивают жизненно важные интересы личности, общества и государства. Из этого следует, что деятельность таможенных органов должна быть цельной, в противном случае будут создаваться реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности страны. _ 1Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" 2СВР - Служба внешней разведки Российской Федерации 3ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации 4"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) 5Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (действующая редакция, 2016) 6"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)