Выездная проверка при реорганизации организации. Преобразование гуп в ао. Отчетность: особенности заполнения и представления

04.07.2019 Снилс

Реорганизация — это возможность, которую дает предпринимателям действующее гражданское законодательство для решения множества бизнес-задач. Применяя этот механизм можно расширить сферу деятельности, увеличить прибыль или объем продаж, иными словами оптимизировать бизнес. Но с другой стороны, реорганизация это сложный процесс, обладающий рядом особенностей в сфере налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, но сначала дадим определение понятию «реорганизация».

Если обратиться к толковому словарю, то реорганизация — это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ч.1 ст. 57 ГК РФ). Во всех случаях она производится по решению учредителей, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Исключение могут составлять случаи, когда в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см. например, статью 38 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции").

Вид реорганизации

Действие

Основания перехода прав и обязанностей

Слияние

возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних

Передаточный акт

Присоединение

прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу

Передаточный акт

Разделение

прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам

Разделительный баланс

Выделение

создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего

Разделительный баланс

Преобразование

изменение одной организационно-правовой формы общества в другую

Передаточный акт

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц. Они утверждаются учредителями юридического лица (органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц), и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Их непредставление, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч.3 ст. 59 ГК РФ). Форма передаточного акта законодательством не установлена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно. Разделительный баланс составляют на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. N 66н"О формах бухгалтерской отчетности организаций"), но в отличие от обычной формы в разделительный баланс включают данные как реорганизуемой компании, так и новых организаций.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме (Форма N P12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации» утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012г. N ММВ-7-6/25@"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств") сообщить в орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (ч.1 ст. 60 ГК РФ).

А также в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 23 НК, организация, приняв решение о реорганизации, обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (Форма N С-09-4, утверждена Приказом ФНС от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"). С этого момента налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). В этом состоит отличие от обычных условий, при которых налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст. 89 НК РФ). А правомерно ли назначение выездной проверки после прекращения процесса реорганизации и регистрации нового юридического лица? Ответ дается в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 216.12.2011г. № 03-02-07/1-435, согласно которому, в отношении правопреемника реорганизованного юрлица может проводиться , которая должна охватывать период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). Это правило касается только правопреемников, после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить проверку такого юридического лица (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267).

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе правопреемство распространяется и на обязанность по уплате налогов (п.1 ст. 50 НК РФ). Причем исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику обстоятельства неисполнения исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налогов. При этом правопреемник должен уплатить все пении штрафы, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям (п.3 ст. 50 НК РФ). Если до реорганизации компанией были допущены какие-либо нарушения в области ведения налогового учета, то ответственность также переходит к правопреемнику. Налоговый орган, проводивший проверку, не обязан сообщать правопреемнику о рассмотрении материалов проверки реорганизованной организации, если ранее саму организацию налоговые органы известили надлежащим образом (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 13751/09 и 13753/09).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Срок хранения финансовых документов организации (данные бухгалтерского, налогового учета, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов;) составляет четыре года (пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ). Отметим, что налоговый кодекс и законодательство о бухгалтерском учете (п.1 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) устанавливают разные сроки для хранения документов. Единого документа, который бы устанавливал порядок и сроки хранения в настоящее время не издан, поэтому в своей работе можно придерживаться Приказа Министерства культуры РФ от 25 августа 2010г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", тем более, что Решением ВАС РФ от 21 февраля 2012г. N 14589/11 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству в части, в которой на акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Итак, вашу организацию решили проверить. Руководитель налогового органа, проводящего проверку выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. Форма решения утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки". Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Лицо, проводящее проверку вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Порядок их истребования и представления регламентируется Приказ Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Документы предоставляются в виде заверенных руководителем компании копий, в случае необходимость налоговый орган может запросить ознакомление с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п.3 ст. 93 НК РФ). В тех случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы, при изъятии таких документов обязательно изготовляются копии, которые заверяются лицом, проводящим проверку и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган обязан передать их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия (п.8 ст. 94 НК РФ).

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения(п. 13 ст. 89 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п.15 ст. 89 НК РФ).

В случае, если (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В заключение скажем, что согласно пп. 2 п.1 ст. 31 НК РФ, проводить налоговые проверки — это право, а не обязанность налогового органа, поэтому, возможно ваша реорганизация пройдет для них незаметно, однако надеяться на это не стоит и лучше заранее тщательно продумать и оценить правильность проведения всего процесса реорганизации вашей компании.

"Бухгалтер и закон", 2007, N 9
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Общие положения
Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.
Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве, т.е. переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его правопреемнику.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) реорганизации посвящена ст. 57. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
При реорганизации в форме преобразования у фирмы, прекращающей деятельность, возникает только один правопреемник, к которому переходят все права и обязанности (в том числе и налоговые).
Сроки представления информации
Решение о реорганизации организация письменно обязана сообщить в срок:
- не позднее 3 дней с момента принятия такого решения - в налоговый орган по месту учета (пп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ);
- не позднее 3 дней с момента принятия такого решения - в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");
- не позднее 10 дней с момента принятия такого решения - в исполнительный орган ФСС РФ (п. 3.1 Постановления ФСС РФ от 04.12.2000 N 119 "Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации").
Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку организации независимо от времени проведения предыдущей проверки - за три предшествующих проверке календарных года деятельности организации.
Обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ). Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, т.е. практически на само юридическое лицо (ст. 51 Закона N 14-ФЗ) - не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.
Кроме того, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Кредитор реорганизованного юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
Нормативная база для бухгалтерского учета
процедуры реорганизации
С 1 января 2004 г. вступили в силу Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н. Они устанавливают правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении реорганизации организаций, кроме связанных с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1). На государственном или муниципальном предприятии операции по проведению приватизации производятся в соответствии с Письмом Минфина России от 23.12.1992 N 117.
В соответствии с законодательством, если для отражения хозяйственной операции существует специальная норма, то следует руководствоваться положениями этой нормы. Так как отдельные положения указанных документов изложены различно, то представленные Методические указания применяются в части, не противоречащей Письму Минфина России N 117.
Предварительные мероприятия
Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации, носящей обязательный характер (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Правила проведения инвентаризации установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
На основании проведенной инвентаризации составляется передаточный акт, форма которого нормативными документами не предусмотрена. Поэтому организация должна самостоятельно ее разработать, учитывая требования к оформлению первичных учетных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Учредители в своем решении устанавливают стоимость, по которой будет оцениваться передаваемое имущество (остаточная, первоначальная, рыночная стоимость, фактическая себестоимость).
Стоимость имущества, указанного в передаточном акте, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях) к нему в соответствующей стоимостной оценке.
Бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации
При реорганизации бухгалтерская отчетность формируется при наличии:
- учредительных документов организации, возникшей в результате реорганизации;
- решения учредителей;
- передаточного акта;
- документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В своем решении учредители указывают, что передаточный акт включает следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств, их оценка на последнюю отчетную дату;
- акты инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта, подтверждающие достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям и иному имуществу, подлежащие передаче;
- расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов о переходе имущества и обязательств к правопреемнику, а также расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами.
Заключительную бухгалтерскую отчетность составляют и представляют в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности за период с 1 января по 1-е число месяца регистрации организации в ЕГРЮЛ.
В пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать:
- основания для проведения реорганизации;
- документы по передаче имущества и обязательств правопреемнику;
- документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой фирмы;
- сведения о снятии с учета реорганизуемой фирмы в налоговой инспекции, органах Пенсионного фонда и ФСС РФ.
В бухгалтерском учете при этом производятся следующие процедуры:
- закрывается счет 02 "Амортизация основных средств" и определяется остаточная стоимость основных средств, права на которые будут переданы в процессе реорганизации;
- закрываются счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки";
- отражается направление чистой прибыли на цели, определенные решением учредителей.
Расходы, связанные с реорганизацией, признаются в качестве иных расходов соответствующего периода. Они отражаются в заключительной бухгалтерской отчетности. В отчете о прибылях и убытках эти расходы отражаются отдельной строкой.
Деятельность в период реорганизации
Дата передачи имущества и обязательств на основе передаточного акта и дата внесения в Реестр соответствующей записи о возникшей организации не совпадают. Поэтому за этот промежуток времени в стоимости передаваемого имущества возникнут изменения. Их нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности.
В период реорганизации организация продолжает вести текущую деятельность: совершает сделки, ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность как государственное унитарное предприятие.
За период между составлением передаточного акта и формированием заключительной отчетности необходимо:
- начислить амортизацию по основным средствам;
- начислить заработную плату и провести расчет по ЕСН;
- провести сверку расчетов с бюджетом по налогам.
Полученные доходы и произведенные расходы должны быть отражены в заключительной отчетности.
Формирование уставного капитала
При приведении уставного капитала к размеру, зафиксированному в учредительных документах, производятся следующие операции:
Д-т сч. 82 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет резервного капитала;
Д-т сч. 83 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала;
Д-т сч. 84 Кр-т сч. 80 - направлена нераспределенная прибыль на увеличение уставного капитала;
Д-т сч. 98 Кр-т сч. 80 - направлены доходы будущих периодов на увеличение уставного капитала.
Регистрация нового предприятия
На основании ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в регистрирующий орган представляются:
1) заявление о государственной регистрации. Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ.
При этом обращаем внимание на Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198.
В заявлении подтверждается, что:
- учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям по данной организационно-правовой форме;
- сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении, достоверны;
- передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;
- все кредиторы уведомлены в письменной форме;
- во всех установленных законом случаях вопросы реорганизации согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
2) учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
3) решение о реорганизации;
4) передаточный акт;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) доказательства уведомления кредиторов (Письмо МНС России от 10.02.2003 N ММ-6-09/177@).
На регистрацию отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения (п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации).
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
После этого юридическое лицо обязано:
- изготовить новую печать;
- получить коды ОКВЭД;
- перерегистрировать кассовый аппарат.
Контрольно-кассовую технику, исключенную из Государственного реестра, можно использовать до истечения ее нормативного срока амортизации (Письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-01-15/1-30);
- перезаключить хозяйственные договоры с контрагентами, указав новую организационно-правовую форму.
Вступительная бухгалтерская отчетность
Созданные в процессе реорганизации юридические лица должны в обязательном порядке составлять вступительную бухгалтерскую отчетность - бухгалтерский баланс.
Показатели вступительной бухгалтерской отчетности заполняются на основе утвержденного передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного предприятия.
При реорганизации учредители определяют величину уставного капитала создаваемой организации. В зависимости от этого необходимо скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности.
Бухгалтер должен сравнить величину уставного капитала со стоимостью чистых активов. На эту разницу увеличивают или уменьшают нераспределенную прибыль (строка 470 баланса).
При расчете чистых активов следует руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным совместным Приказом Минфина и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз.
Амортизация начисляется исходя из сроков полезного использования, установленных реорганизованной фирмой при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний).
Налогообложение у правопреемника
Обязанности реорганизованного юридического лица по уплате налогов будет исполнять его правопреемник (п. 2 ст. 50 НК РФ), который должен будет уплатить все пени и штрафы, наложенные на юридическое лицо до завершения реорганизации. К правопреемнику переходят также права по зачету и возврату в случае переплаты сумм налогов (п. 10 ст. 50 НК РФ).
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков обязанностей по уплате налогов ее правопреемником (п. 3 ст. 50 НК РФ). Налоговый период при реорганизации установлен п. 3 ст. 55 НК РФ.
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате:
- для ликвидированной организации последним налоговым периодом является период с начала календарного года до дня завершения реорганизации;
- для вновь созданной организации первым налоговым периодом считается период времени со дня создания до конца календарного года.
Объекта налогообложения НДС при передаче имущества при реорганизации не возникает (п. 3 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 162.1 НК РФ вычетам у правопреемника подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также суммы НДС, предъявленные реорганизованной организации, но не предъявленные ею к вычету в предусмотренном порядке (п. 5 ст. 162.1 НК РФ).
При этом не имеет значения, кому выставлен счет-фактура - реорганизованной организации или правопреемнику, а также кем уплачена сумма налога при приобретении товаров (работ, услуг).
У налогоплательщиков не образуется прибыли или убытка, учитываемых в целях налогообложения (п. 3 ст. 277 НК РФ). Однако правопреемник вправе уменьшить налоговую базу в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных до момента реорганизации.
В целях гл. 25 НК РФ стоимость имущества, получаемого в порядке правопреемства, определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности.
Расчет налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ производится независимо от месяца, в котором организация была ликвидирована или вновь создана. В периоде, когда организации не существовало, остаточная стоимость имущества признается равной нулю. Следовательно, налоговая база определяется исходя из показателя среднегодовой стоимости имущества за календарный год. То есть суммированная остаточная стоимость имущества организации на 1-е число каждого календарного месяца делится на общее число месяцев, увеличенное на единицу. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26, что также подтверждает ФНС России (Письмо от 17.02.2005 N ГИ-6-21/136@).
При обнаружении правопреемником в поданных реорганизованной организацией налоговых декларациях ошибок (если на дату обнаружения ошибки карточки лицевых счетов в информационной базе налогового органа закрыты) он обязан внести необходимые изменения и уточнения и представить в налоговый орган по месту своего учета.
Выпуск акций
В соответствии с уставом созданное акционерное общество обязано выпустить и разместить среди акционеров акции.
Процедура эмиссии акций включает:
- принятие решения о выпуске ценных бумаг;
- утверждение решения;
- государственную регистрацию;
- размещение ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.
Нормативным документом по этому вопросу является Приказ ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".
На этапе принятия решения о размещении акций оно должно быть опубликовано в ленте новостей, на странице в сети Интернет и в периодическом печатном издании (Приказ ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг").
С.Н.Мартынович
Старший преподаватель
кафедры бухгалтерского учета,
аудита и статистики
Российского университета
дружбы народов
Подписано в печать
17.09.2007

Порой обстоятельства вынуждают бизнесменов прибегать к реорганизации компаний. При этом данная процедура, открывая новые возможности, не всегда приводит к потере всех прежних преимуществ и льгот, в частности, некоторые налоговые преференции реорганизованная фирма может унаследовать.

Правопреемство

С уществует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Итогом каждой из этих процедур становится одна или несколько новых фирм. При этом активы и обязательства ранее существовавших компаний частично или полностью переходят вновь созданным фирмам.

Кто и когда

При слиянии нескольких компаний в одну фактически создается новая, единая организация. При этом обязательства по уплате налогов переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании п. 4 ст. 50 НК РФ. При присоединении (поглощении) одна из ранее существовавших фирм, вбирающая в себя другие, становится также правопреемником, что предусмотрено п. 5 ст. 50 НК РФ.

Нельзя обойти вниманием п. 3 ст. 57 ГК РФ, который разрешает в случаях, утвержденных законом, присоединение, слияние или преобразование юридических лиц лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает ситуации, когда слияние крупных обществ осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Документом, служащим основанием для налогового правопреемства, является передаточный акт, в котором отражаются в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе оспариваемые обязательства. Передаточный акт утверждается учредителями (или участниками) компании или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для госрегистрации.

Если реорганизация проводится в форме разделения, то правопреемниками становятся самостоятельные юридические лица, возникшие из разделившейся компании. При этом ранее существовавшая компания ликвидируется. Похожим на данный процесс будет выделение, только при этом первичная компания не исчезает, а продолжает функционировать дальше. При выделении из состава компании одного или нескольких юридических лиц правопреемства в части исполнения налоговых обязанностей первичной компании по налоговому законодательству, в отличие от гражданского, не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Здесь допустимо и исключение - когда первоначальная компания после выделения уже не способна исполнить налоговое обязательство перед бюджетом. И если инспекторы при выездной проверке выяснят, да еще судьи подтвердят, что вся процедура реорганизации была направлена исключительно на уклонение от уплаты налогов, то отделившимся организациям придется рассчитаться с государством.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Постановлением ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 г. по делу № А55-13073/06-51 было принято решение о правомерности взыскания с ООО «Компания» задолженности перед бюджетом, по таможенным платежам и пени на общую сумму почти 40 млн руб. за неисполненное ООО «Фирма» обязательство по уплате задолженности, возникшей из-за занижения таможенной стоимости ввозимых товаров. Через несколько месяцев после установления в ходе проверки факта неуплаты таможенных платежей ООО «Фирма» было реорганизовано в форме выделения из нее ООО «Компания», уставный капитал которого составил более 98% общей балансовой стоимости активов ООО «Фирма». Невозможность исполнения ООО «Фирма» в полном объеме обязанности по уплате налогов послужила основанием для обращения Самарской таможни в арбитражный суд с заявлением о солидарном исполнении обязанности по уплате таможенных платежей к ООО «Компания». Кассационная инстанция сочла обоснованным довод Самарской таможни о том, что выбор ООО «Фирма» такой формы реорганизации, как выделение, был направлен на неисполнение налоговой обязанности перед бюджетом, и постановила взыскать задолженность с выделившейся компании.

Для реорганизации в формах разделения и выделения создается разделительный баланс. В соответствии с п. 6 ст. 50 НК РФ в нем должны присутствовать положения о правопреемстве по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной компании влекут отказ в госрегистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

В данном случае компания остается со всем своим имуществом и обязательствами, ничего не приобретая и не теряя, изменяется лишь ее организационно-правовая форма. Например, общество с ограниченной ответственностью становится открытым акционерным обществом или наоборот. При преобразовании одной фирмы в другую правопреемником налоговых обязательств является вновь созданная компания (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Права и обязанности

Согласно положениям ст. 50 НК РФ на правопреемников возлагается обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица. Это не зависит от того, были ли до завершения реорганизации известны факты, обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязанностей. При этом сроки, установленные для исполнения перечисленных обязательств, остаются неизменными, несмотря на проведение реорганизации. Кроме налогов, правопреемник уплачивает также и пени, причитающиеся по перешедшим к нему налоговым обязательствам, и штрафы, наложенные на юридическое лицо до реорганизации. Суммы налога, излишне уплаченные реорганизуемым юридическим лицом, подлежат у правопреемника зачету или возврату в порядке, установленном п. 10 ст. 50 НК РФ.

По общему правилу компания считается реорганизованной с момента госрегистрации вновь возникшей организации. Однако при присоединении одной компании к другой первая считается реорганизованной с момента внесения записи о прекращении деятельности поглощенной ею организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

С чего начинается реорганизация?

Грядет проверка

Подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков, принявших решение о реорганизации, письменно сообщить о нем в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня принятия такого решения. Это будет поводом для внеочередной выездной проверки. Она проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверке подлежит деятельность за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Нередко такие проверки приводят к необоснованным и неправомерным выводам.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По итогам проверки пивоваренной компании, принявшей решение о реорганизации, инспекторы доначислили ей к уплате в бюджет около 13,5 млн руб. НДС и 15 млн руб. налога на прибыль. При этом претензии были настолько неправомерны, что ни одна из судебных инстанций позицию налоговиков не поддержала (постановление ФАС ВВО № А82-4718/2007-27 от 10.06.2008 г.).

Аналогичная ситуация рассмотрена в постановлении ФАС ВСО № А33-9556/07-Ф02-2756/08 от 25.06.2008 г.

Что важно знать о таких проверках? Правопреемник вправе знакомиться с материалами выездной налоговой проверки реорганизованной компании, которая была завершена до окончания реорганизации (письмо Минфина от 23.10.2008 г. № 03-02-07/1-424). При этом финансисты напоминают, что исходя из содержания п. 8 ст. 89 НК РФ моментом завершения выездной налоговой проверки организации признается день составления справки о проведенной проверке. Следовательно, если проверка завершена и акт о ее проведении составлен до момента окончания реорганизации, а решение по результатам проверки еще не вынесено, то правопреемник все равно вправе ознакомиться с материалами по данному мероприятию.

Помните о кредиторах

Одним из условий реорганизации юридического лица является соблюдение прав его кредиторов. Соответствующие гарантии им предусмотрены ст. 60 ГК РФ. Не позднее 30 дней после даты принятия решения о реорганизации в форме слияния или присоединения каждая организация, участвующая в этих процедурах, обязана письменно уведомить об этом всех известных ей кредиторов и опубликовать соответствующее сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации».

Варианты подобных сообщений приведены в Примере 1.

Пример 1

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью «Прорыв» (ОГРН 13131131313, ИНН 1313131313, КПП 131001011, место нахождения: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв. 13) уведомляет о том, что 30 декабря 2008 года общим собранием участников ООО «Прорыв» (протокол № 2 от 30 декабря 2008 года) принято решение о реорганизации в форме присоединения к Обществу с ограниченной ответственностью «Атака», место нахождения: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133.

Требования кредиторов Общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв. 13, тел./факс: 22-22-22, e-mail: [email protected] .

Общество с ограниченной ответственностью «Атака» (ОГРН 191919191919, ИНН 78787878, КПП 109001001, место нахождения: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133) уведомляет о том, что 30 декабря 2008 года общим собранием участников ООО «Атака» (протокол № 9 от 30 декабря 2008 года) принято решение о реорганизации в форме присоединения, в соответствии с которым к ООО «Атака» переходят все права и обязанности Общества с ограниченной ответственностью «Прорыв» (ОГРН 13131131313, ИНН 1313131313, КПП 131001011, место нахождения: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв.13).

Требования кредиторов Общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133, тел.: 122-12-12, факс: 122-12-14, e-mail: [email protected] .

Прием-передача

Еще один важный документ, без которого невозможно успешно завершить реорганизацию в форме слияния, разделения или выделения, - передаточный акт. Именно в нем желательно закрепить все права и обязанности, переходящие компании-правопреемнику.

Образец данного документа приведен в Примере 2 на стр. 28.

Налоговые тонкости

Отчетность: особенности заполнения и представления

Компании, реорганизуемые в форме слияния или присоединения, при составлении и представлении налоговой отчетности должны учитывать ряд возникающих особенностей. Дело в том, что при реорганизации в форме выделения, во-первых, нет правопреемства по налогам, а во-вторых, нет разрыва налоговых периодов. Ведь выделяющая организация продолжает работать и отчитываться перед налоговыми органами в обычном порядке, а выделенные общества самостоятельны и никакими обязанностями по сдаче отчетности за своего «родителя» не наделяются.

В случае слияния или присоединения ранее существовавшие организации прекращаются, налоговый период по всем налогам для них заканчивается, а вот кто должен отчитаться по ним перед налоговиками, не всегда понятно. Так, согласно письму ФНС России от 06.07.2007 г. № 23-3-04/546 отчитываться в инспекции по налогам, для которых налоговый период установлен как год (например, налоги на прибыль, на имущество), должен правопреемник. К присоединяющей компании переходит обязанность не только по уплате налогов, но и по сдаче налоговых деклараций, которые присоединенное предприятие не представило и уже не может представить, поскольку не существует.

Предоставлено право (но не обязанность) предприятия, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, самостоятельно сдать налоговые декларации по всем налогам, последний налоговый период по которым определяется по правилам п. 3 ст. 55 НК РФ (письмо Минфина России от 13.02.2007 г. № 03-02-07/1-67). Если, по мнению участников реорганизации, отчитаться за присоединенные общества все же следует правопреемнику, то необходимо знать о некоторых особенностях заполнения таких деклараций.

Согласно приказу Минфина России от 05.05.2008 г. № 54н организация-правопреемник по месту своего учета представляет декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период предшественника. При этом на титульном листе (листе 01) по реквизиту «По месту нахождения (учета)» ставится код 215 или 216, указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «Организация/обособленное подразделение» указывается наименование реорганизованной компании. В разделе 1 декларации проставляют код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная компания.

ЕСН

Может ли новая организация рассчитывать на льготы, например, по уплате ЕСН, которые раньше применяло теперь уже не существующее юридическое лицо? Официально финансовое и налоговое ведомства подобное правопреемство не допускают (письма Минфина России от 20.06.2008 г. № 03-04-06-02/63, от 26.05.2006 г. № 03-05-02-04/71, УФНС по г. Москве от 22.01.2007 г. № 21-11/004569@). Чиновники основывают свою позицию на том, что днем создания организации становится дата ее государственной регистрации. И налоговые преференции, доступные до реорганизации, новая компания использовать не имеет права.

Несмотря на это, судьи придерживаются другого мнения. Причем возглавляет этот список протестующих Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 г. № 13584/07 указывается, что созданная фирма вправе продолжать пользоваться регрессивной шкалой ЕСН преобразованного предприятия. В силу п. 2 ст. 50 НК РФ компания-преемник пользуется всеми правами и исполняет все налоговые обязательства. При этом из содержания ст. 75 ТК РФ следует, что при реорганизации трудовые отношения не прекращаются, если на то нет желания работника. Поэтому вознаграждения, которые выплачены на основании трудовых контрактов, заключенных с работниками до реорганизации, можно учитывать при расчете налоговой базы по ЕСН для вновь созданной компании.

Кроме того, ВАС РФ указал, что порядок исчисления ЕСН основан на непрерывном учете ранее внесенных авансовых платежей в соответствии со ст. 243 НК РФ. Ведь если компания сохранит право на применение регрессивной шкалы ставок, то от этого поступления налога в бюджет не уменьшатся, а останутся на том же уровне, что и до реорганизации.

Впоследствии утверждение о правопреемстве вновь созданной организации поддержали и другие окружные арбитры. Они решили, что к новоиспеченной компании в соответствии с передаточным актом переходят не только обязанности присоединенной организации, но и ее права - в том числе и право на применение регрессивной шкалы по ЕСН (постановления ФАС МО от 30.04.2008 г. № КА-А40/1708-08 по делу № А40-34485/07-76-160 и № КА-А40/11978-07 от 22.11.2007 г. по делу № А40-10973/07-33-57, от 17.10.2008 г. № КА-А40/9786-08 по делу № А40-15304/08-90-45).

Некоторые судьи ссылаются на ст. 241 НК РФ. Согласно данной норме регрессивные ставки по ЕСН применяются к налоговой базе, накопленной с начала года в среднем на одно физическое лицо и деленной на количество месяцев в истекшем налоговом периоде (постановление ФАС ПО от 16.05.2006 г. по делу № А12-19292/05-С21).

Налог на прибыль

Передача имущества, имущественных прав и обязательств от компании к ее правопреемнику в ходе реорганизации не признается реализацией и не учитывается при исчислении налога на прибыль по правилам, установленным в подп. 2 п. 3 ст. 39 и п. 3 ст. 251 НК РФ. Согласно п. 2.1 ст. 252 НК РФ расходами правопреемника становится остаточная стоимость имущества и имущественных прав, получаемых в порядке правопреемства, а также расходы и убытки, понесенные реорганизуемыми компаниями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 277 НК РФ при реорганизации компании у налогоплательщиков-акционеров (участников) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

В письме от 24.12.2007 г. № 03-03-06/1/889 финансисты указали на то, что появление новых направлений деятельности может вызвать необходимость дополнения учетной политики в части правил отражения операций, осуществляемых в рамках этих направлений. Новые виды деятельности могут появиться у налогоплательщика и в процессе реорганизации. Тогда присоединяющей компании рекомендовано на дату завершения процедуры определить и прописать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. По остальным направлениям учетная политика должна оставаться неизменной как минимум до окончания налогового периода.

НДС

Передача имущества и имущественных прав правопреемнику в результате реорганизации не признается объектом налогообложения и при исчислении НДС. Это следует из подп. 1, 3, 7 п. 2 ст. 146 НК РФ и подтверждено письмом Минфина России от 22.04.2008 г. № 03-07-11/155. Поэтому при передаче имущества и имущественных прав правопреемнику НДС не начисляется и не восстанавливается.

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 162.1 НК РФ, независимо от формы реорганизации суммы «входного» налога, предъявленные, но не принятые к вычету реорганизованной компанией и подлежащие учету у правопреемника, принимаются к вычету правопреемником. Основаниями для применения вычета «входного» НДС по материальным ценностям, приобретенным реорганизованной компанией, являются:

  • счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизуемой компании или ее правопреемнику;
  • документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении материальных ценностей реорганизуемой компанией или ее правопреемником.

В соответствии с п. 7 ст. 162.1 НК РФ заполнение таких полей счета-фактуры, как наименование, адрес и ИНН покупателя (наименование и адрес грузополучателя), допустимо, если вписаны реквизиты реорганизованного предприятия. Позиция подкреплена постановлением ФАС МО от 19.06.2008 г. № КА-А40/3365-08.

Но если поставщик уже после реорганизации продолжит выставлять счета-фактуры с указанием реквизитов прежнего контрагента, это может послужить основанием для исключения сумм налога по таким счетам-фактурам из состава налоговых вычетов.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

К примеру, ФАС ПО в постановлении от 01.07.2008 г. № А12-588/2008 отказал в применении вычетов по НДС на сумму около 350 тыс. руб. только потому, что в счетах-фактурах, выставленных поставщиками преобразованной компании после даты реорганизации (ООО преобразовалось в одноименное ОАО), были указаны устаревшие реквизиты. Суд усмотрел в этом указание недостоверной информации о форме и адресе организации и сделал вывод о неправомерности заявленных по таким счетам-фактурам вычетов.

Общие условия, при соблюдении которых можно принять налог к вычету, предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ:

  • материальные ценности (товары, работы, услуги или имущественные права) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • материальные ценности были оприходованы (т.е. приняты к учету);
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

По общему правилу (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ) суммы НДС, исчисленные с авансов, подлежат вычетам с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если аванс был получен до реорганизации, а отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется правопреемником уже после ее завершения, то сумму НДС, исчисленную с такого аванса, может принять к вычету правопреемник реорганизованного юридического лица.

При этом порядок применения данного вычета будет зависеть от того, в какой форме была проведена реорганизация (п. 1-4 ст. 162.1 НК РФ).При слиянии, присоединении, разделении, преобразовании НДС, исчисленный с авансов реорганизованным юридическим лицом, правопреемник принимает к вычету (п. 3, 4 ст. 162.1 НК РФ):

  • после даты реализации товаров (работ, услуг), в счет отгрузки которых получен аванс;
  • после возврата покупателю аванса (в случаях расторжения или изменения условий договора).

А вот в случае выделения правопреемства налоговых обязательств не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ). Если на правопреемника переводится долг по обязательствам, связанным с отгрузкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, в счет которых реорганизуемой компанией от покупателя был получен аванс, то после перевода долга на правопреемника реорганизуемая организация принимает к вычету сумму НДС, исчисленную и уплаченную в бюджет с полученного аванса согласно п. 1 ст. 162.1 НК РФ. Правопреемник же увеличивает свою налоговую базу по НДС на сумму полученных в порядке правопреемства авансовых платежей в соответствии с п. 2 ст. 162.1 НК РФ. В дальнейшем исчисленный с этих сумм НДС правопреемник принимает к вычету в порядке, установленном п. 4 ст. 162.1 НК РФ. Важно помнить, что независимо от формы реорганизации при возврате правопреемником суммы аванса покупателю вычет может быть заявлен не позднее года с момента возврата аванса.

Если правопреемником реорганизованного покупателя стал сам продавец, то НДС по сделке считается уплаченным покупателем продавцу и без подтверждения платежными документами. А значит, при соблюдении остальных необходимых условий правопреемник вправе принять этот НДС к вычету. Так разъяснено в письме Минфина России от 29.12.2008 г. № 03-07-11/386.

Резюме

Хотя Налоговый кодекс и не запрещает налоговое правопреемство, порядок перехода налоговых прав и обязанностей ко вновь созданным организациям во многом приходится создавать самим налогоплательщикам. К сожалению, такой важный антикризисный инструмент, как реорганизация, не получил от законодателей своего подробно описанного налогового режима, и теперь эту задачу решают арбитражные суды самого разного уровня. Надо отдать должное - судебная власть почти всегда поддерживает позицию налогоплательщиков.


Обязанность по проведению проверки при реорганизации юридических лиц на налоговые органы налоговым законодательством не возлагается. Назначение проверки зависит от решения налоговой инспекции. Поэтому такая проверка может и не начаться вовсе. Но в случае ее проведения все проверочные мероприятия налоговые инспекторы стараются закончить к моменту завершения реорганизации юридического лица, чтобы иметь возможность взыскать штрафные санкции с правопреемника. Об этом пойдет речь в нашей статье.

Выездная налоговая проверка дает наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика. Недаром такую проверку иногда именуют фактической. Сама по себе ситуация, связанная с пребыванием налоговиков непосредственно в организации, проведением ими таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, участие понятых, свидетелей, проведение экспертизы, является непростой для любого налогоплательщика.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ (смотрите ст. 346.42 "Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений" НК РФ).
Итак, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 82 НК РФ эти должностные лица в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль в следующих формах:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- в других предусмотренных законом формах.
Одной из форм налогового контроля, как указано выше, является налоговая проверка. Различают два основных вида налоговых проверок - камеральные и выездные.
Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы НК РФ не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица (смотрите, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. по делу N А82-4644/2007-14).
Рекомендуем ознакомиться с Определением ВАС РФ от 10 сентября 2010 г. N ВАС-11575/10 по делу N А63-19428/2009.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
А именно должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (смотрите положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1).
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Обязательно ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней (подробнее о процедуре истребования документов в рамках выездной проверки смотрите ст. 93 НК РФ).
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Согласно ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (смотрите Приложение N 7 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Обратите внимание! Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@ "О внесении изменений в Приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 года N ММ-3-06/106@, от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@ и от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/892@" обновлены и введены в действие новые формы документов, применяемых налоговыми органами. В числе прочего получило обновленный вид и Приложение N 7, о котором идет речь выше.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2008 г. N А33-11245/07-Ф02-1931/08 по делу N А33-11245/07).
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (п. 13 ст. 89 НК РФ).
Согласно ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в присутствии понятых. В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (смотрите Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" в редакции Приказа ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@).
В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.