Признаки и элементы социальных институтов. Мнение Е. Дюркгейма

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

По Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика рассматривает социальную группу как отно сительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993). Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и т.д. - все эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них относительно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профес сиональный коллектив - наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Но какими бы исключительными функциями не обладали социальные общности, все они имеют определенные признаки, которые тем сильнее выражены, чем более длительное время существует группа и чем более тесные межличностные отношения в ней существуют.

Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Во-первых, наличие интегральных психологических ха рактеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д., которые формируются с возникновением и развитием группы. Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Так, относительное единодушие членов группы в том или ином вопросе обусловливается общественным мнением, но оно не представляет собой совокупности индивидуальных мнений. Оно просто является квинтэссенцией идеи, по поводу которой участники взаимодействия пришли к соглашению. При этом мнения конкретных индивидов могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль, который существует в каждой группе, безусловно, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.

Вторым признаком социальной группы является существование основных параметров группы как единого целого. Параметр в данном случае - это показатель, характеризующий определенное свойство. Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Описание социального контроля было дано в соответствующей теме. Что касается композиции, структуры и групповых процессов, то о них можно сказать следующее.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Следует заметить, что место данной группы в более общей социальной структуре также является композиционной характеристикой. Так, описание школьного класса может начинаться с описания школы и ее специфики. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Описывая структуру школьного класса, учитель характеризует успеваемость, социальные роли (формальные и неформальные), социометрические позиции и статус конкретных учащихся. Иными словами, он дает характеристику актуального состояния формальных и неформальных отношений членов группы. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и правами членов группы, обусловленными совместным делом и основной целью группы.

К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Вполне понятно, что анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал группу в течение определенного периода. Особое значение здесь придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадии развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности социальной группы (деятельность, общение, отношения членов группы) могут рассматриваться как групповые процессы.

Одним из основных признаков социальной группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. В то же время способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности.

Выше были названы четыре основные социальные группы в жизни человека. Благополучие личности в данных группах обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития.

Вне зависимости от того, как долго существует группа, ее субъекты осознают свою принадлежность к ней. Даже если человек никогда не задумывался над проблемой социальной принадлежности, он обычно реагирует на обобщения, касающиеся его группы, точно так же, как если бы они касались непосредственно его. Так, вчерашний школьник, поступивший в университет, осознает себя студентом, и это осознание своей принадлежности к новой группе выступает важным признаком самой группы, поскольку каждый ее участник имеет такое осознание. На первых этапах существования группы это то малое, что объединяет большинство ее членов.

Осознание принадлежности к группе - один из немногих общих признаков субъектов в так называемых номинальных группах, которые не существуют как реальные объединения, но исследуются в определенном социальном контексте. Так, например, могут быть изучены доминирующие социальные ориентации старшеклассников 90-х годов. В данном случае старшеклассники выступают как определенная социальная группа, хотя и номинальная. Каждый человек является одновременно участником большого количества различных номинальных групп, так как любая социальная функция может рассматриваться как отличительный признак номинальной группы. Студент университета, скорее всего, будет реагировать на большинство замечаний по поводу студентов университетов вне зависимости от того, касаются они ли его или нет. Можно ничего не говорить человеку лично, но, задев его социальные функции и принадлежность к группе, нетрудно предвосхитить его реакцию на те или иные суждения, в зависимо от их положительного или отрицательного контекста.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак группы - действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном ненормативном варианте. Широко известные эксперименты американского психолога Соломона Аша с подставной группой показали, что три четверти испытуемых хотя бы однажды показывали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев (Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997).

Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление определенных отношений между ее членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе. Таким образом, группа имеет две структуры - формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает весьма значимую информацию об особенностях данной группы.

В целом, проблема критериев и признаков групп разрабатывается в зависимости от цели исследования. В одном случае наиболее значимыми признаками выступают одни, в другом – другие. Педагогический взгляд на проблему актуализирует такие признаки, как существование параметров группы, установление определенных отношений и способность к согласованным действиям.

Андриенко Е.В. Социальная психология. – М: Изд ценр «Академия». -2004. – 264 с.

Социальная группа –

Социальные группы имеют ряд признаков, которые отличают их от других социальных общностей:

  • Включенность в систему общественных отношений, определяющих модели, нормы, правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений;
  • Наличие у членов группы значимого основания находится в ней, отвечающего интересам всех его участников и способствующего реализации потребностей каждого;
  • Общность условий и событий жизни, состоящих в группе людей, и в силу этого общность впечатлений и переживаний;
  • Такая длительность существования группы, которая достаточна для возникновения традиций, ритуалов, ценностей, сближающих членов группы;
  • Разделение ролей между членами группы, которое способствует взаимозависимости и взаимодополняемости отношений между членами группы;
  • Наличие органов планирования, управления группой, что обеспечивает целенаправленность и упорядоченность ее существования;
  • Осозниние принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «Мы», «Свои»;
  • Признание этой общности как группы социальным окружением.

Социологический справочник. - К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990 .

Смотреть что такое «Признак социальный» в других словарях:

Индикатор социальный - 1) то же, что показатель социальный, 2) доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта (см. Признак социальный). В исследовательской ситуации И. с. «замещают», обнаруживают другие… … Социологический справочник

Индикатор социальный - доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта. В исследовательской ситуации социальный индикатор «замещают», обнаруживают другие характеристики объекта, обычно недоступные наблюдению и… … Экология человека

Факт социальный - 1) состояние социальной действительности или свершившееся событие, не зависящее от исследователя; 2) элементарная компонента системы социального знания (единица обоснования, доказательства или опровержения в системе научной аргументации),… … Социологический справочник

Свойство социальное - имманентно (непосредственно, внутренне) присущая социальному явлению или процессу характеристика, раскрывающая его общественную природу и индивидуальную специфику. Благодаря собственным свойствам, каждое социальное явление сохраняет качественную… … Социологический справочник

Феодализм - Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Власть - (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической. Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет - (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Источник:
Признак социальный
Социологический справочник. - К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990 . Смотреть что такое «Признак социальный» в других словарях: Индикатор социальный - 1) то же, что
http://sociological_guide.academic.ru/135/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Социально-биологические аспекты происхождения человека

Проблема человека, его сущности и происхождения, его настоящего и будущего относится к числу вечных. Человек - самое сложное в мире, уникальное существо, воплотившее в себе единство природы и истории. Процесс его развития подчинен общественным законам и законам природы, обладающим своей внутренней логикой и вместе с тем опосредованным влиянием общества. В человеке воплощены результаты как биологической эволюции, так и развития общества, поэтому он не просто часть природы, а ее высший продукт особого рода. Выдвинутое Марксом принципиально важное положение о том, что человек - деятельное природное существо, позволяет понять, что в отличие от животных он не только продукт окружающей среды, но и ее творец.

Исследование синтеза социального и природного в человеке - самостоятельная проблема науки, имеющая философский аспект. Сущность человека, представляющего собой совокупность всех общественных отношений, социальна; с другой стороны, его природа как биологического существа прошла сложный путь эволюционного развития. Изучение взаимодействия биологического и социального - исходный пункт всякого научного исследования человека, что имеет принципиальное значение для медицины, представляя важнейшую предпосылку разработки медицинской теории, а также врачебной деятельности.

Проблема человека слишком сложна, чтобы можно было удовлетвориться ее изучением в пределах анатомии. Успешное решение этой проблемы возможно лишь путем комплексного исследования при взаимодействии общественных и биологических наук. Уже с начала возникновения религии это одна из острых проблем идеологической борьбы, сохранившая свою актуальность на современном этапе научно-технической революции. Уяснение роли социального в процессе как становления человека и общества, так и его онтогенетического развития- важная предпосылка обеспечения условий для оптимального развития человека не только в ходе его индивидуальной жизни, но и в жизни целых поколений.

Основы научного понимания соотношения биологического и социального в человеке разработаны марксизмом. Марксистско-ленинской философией установлено, что социальная жизнь представляет собой высшую форму движения материи, т. е. биологические законы подчиняются социальным закономерностям. Вот почему современный человек как биологическое существо не подвержен законам естественного отбора. Соотношение биологического и социального, таким образом, подчинено общедиалектическим принципам связи низшего и высшего уровней организации материи.

Взаимодействие биологического и социального может быть рассмотрено применительно к обществу как самоорганизующей системе в его взаимоотношениях с живой природой, к разным структурным уровням человеческого организма и личности, к разным этапам его онтогенетического и филогенетического развития. В данном контексте можно выделить три аспекта социально-биологической проблемы: социально-филогенетический, социально-онтогенетический и социально-экологический. Исторически исходным среди них является социально-филогенетический аспект, в рамках которого выявляется соотношение биологических и социальных закономерностей в период антропосоциогенеза и в условиях сформированного общества. Происхождение человека от высших антропоидных предков, что было раскрыто Дарвиным, и формирование общества из стада животных (Энгельс) в действительности- двуединый процесс, создавший человека.

Вопрос о начале человеческой истории, определении рубежей и причин бурного расхождения двух видов антропоидов на дистанцию двух различных форм движения материи можно решить, исходя из положения Энгельса о формирующей роли труда. Труд, по его мнению «. первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Груд - тот качественно новый признак, который присущ человеку и является универсальным условием становления его развития. Человек в отличие от животных не может адаптировать организм к природе, а своим трудом приспосабливает природу. Это обстоятельство накладывает отпечаток на биологическую эволюцию, которая у человека прекратилась. Человек связан с природой не непосредственно, как все другие живые существа, а опосредованно-через трудовую деятельность.

Начальный процесс гоминизации относится к периоду, отстоящему от нас более чем на миллион лет, когда антропоидные предки приобрели способность трудиться. Труд явился силой, породившей к жизни совершенно новые социальные законы и социальность человека, имея принципиальное значение для изменения характера взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к среде благодаря труду существенно преобразуется, изготовление орудий труда позволило человеку воздействовать на неадекватную среду в направлении приспособления ее к своим потребностям.

Трудовая деятельность с первых этапов антропогенеза имела коллективный характер, т. е. изготовление и использование орудий вели к усилению взаимопомощи и сплоченности. По выражению Маркса, труд, являясь в своем исходном значении средством обеспечения жизни, становится образом жизни человека, существенной формой его жизнедеятельности, его отношений к среде и важной основой отношений между людьми. В.И.Ленин отмечал, что труд становится потребностью здорового человека.

Возрастающий масштаб трудовой деятельности требовал совершенствования процесса познания, что стимулировало развитие мозга человека; коллективный характер труда сформировал такое средство социального общения, как речь. Превращение первобытного стада людей в человеческое общество сопровождалось становлением и возникновением человека «разумного».

Онтогенез человека детерминируется пересекающимся действием трех родов программ (систем детерминирующих факторов), имеющих у человека некоторые особенности: генетических, индивидуальных и социально-экологических. Генетические программы человека включают видовые признаки Homo sapiens, в том числе признаки рода, отряда и т. п., расовые, половые и индивидуально-типовые.

Кроме генетических программ, онтогенез детерминирован также социально-экологической программой, или условиями социальной и природной среды. При этом среда влияет на онтогенез двояко: во-первых, она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза; во-вторых, различные совокупности факторов среды создают такие структурно-функциональные (морфофизиологические) изменения, которые в течение длительных периодов или даже на протяжении всей жизни индивидуума определенным образом детерминируют его последующее развитие. Вследствие этого можно также говорить об индивидуальных онтогенетически складывающихся программах, понимая под ними системную совокупность внешних факторов, являющихся не просто условием реализации генетических программ, а индивидуальными детерминантами онтогенеза, действующими, конечно, через посредство внутренних индивидуальных программ.

Взаимодействие всех трех родов программ онтогенеза у человека имеет неповторимые особенности. Существенной частью среды жизни человека является общество со своими внутренними законами развития, определенным образом влияющее на природу. Поэтому социальные законы имеют центральное, ведущее значение по отношению к среде жизни человека. Социальные условия жизни существенно влияют на жизнедеятельность, структуру, онтогенез человека, что определяет работоспособность, здоровье и функциональные возможности человека. Это еще раз подчеркивает, что человек - не только биологическое, но и социально-общественное существо.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Признаки

    наличие внутренней организации;

    общая (групповая) цель деятельности;

    групповые формы социального контроля;

    образцы (модели) групповой деятельности;

    интенсивные групповые взаимодействия;

    чувство групповой принадлежности или членства;

    ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

    ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Группообразующие процессы. –

16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

Классификация социальных общностей

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

    сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

    общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

    наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

    формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

    укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

    социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

К массовым социальным общностям относятся:

    этнические общности(расы, нации, народности, племена);

    социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

    социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Признаки социальной общности

Общность потребностей.

Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Корпоративные общности.

В основу первой

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Реальное поведенческое Непосредственные трудовые
Средняя Сотни человек Функциональное
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта

Вторая классификация Третья классификация

Число детей в семье

· малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

· среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

· многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. моногамная семья - состоящая из двух партнёров

2. полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

· однодетная семья;

· малодетная семья;

· среднедетная семья;

· многодетная семья.

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

· родительская - это семья, в которой человек рождается

· репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Функции семьи: 1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

4. Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Б.52 Социализация личности.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи : 1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули , личность проходит следующие стадии социализации :

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация -.означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Б. 54 Образование как социальный институт.

Образование - формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности , так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев : систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки социальной общности

Сходство условий жизнедеятельности.

Общность потребностей.

Наличие совместной деятельности

Формирование собственной культуры.

Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Социально-демографические общности.

Корпоративные общности.

Этнические и территориальные общности.

Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.