Социальные отношения план с8. План урока "семья как социальный институт и малая группа"

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе»

Пояснение.

1) Функции семьи как социального института:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие др.

2) Изменения в обществе и современная семья:

а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

б) от многопоколенной семьи к нуклеарной.

3) Государство и семья.

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Современные нации - высшая форма этнической общности.

2) Источники национальной общности:

а) историческая память;

б) национальное самосознание;

в) национальные интересы.

3) Межнациональные отношения в современном мире:

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);

б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;

г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Функции семьи: а)репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) много по коленная, нуклеарная.

5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Типы семьи:

а) патриархальная, партнёрская;

б) многопоколенная, нуклеарная.

3) Роли в семье.

4) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

5) Ресурсы семьи. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

г) церковь и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

«Нации инациональные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.

2. Признаки этноса:

3. Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

5. Демократические принципы межнациональных отношений:

6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам по­ру­че­но подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Социальные институты». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы

1. Понятие со­ци­аль­но­го института (социальный ин­сти­тут как по­сто­ян­но повторяющиеся и вос­про­из­во­дя­щи­е­ся отношения).

2. Характеристики со­ци­аль­но­го института:

а) возникает на ос­но­ве совместной де­я­тель­но­сти больших масс людей;

б) осуществляемая им де­я­тель­ность направлена на удо­вле­тво­ре­ние фундаментальных по­треб­но­стей общества;

в) осуществляемая им де­я­тель­ность регулируется нормами, традициями, обычаями;

г) является устой­чи­вой формой ор­га­ни­за­ции деятельности;

д) складывается исторически.

3. Основные со­ци­аль­ные институты:

а) институт семьи и брака;

б) политические ин­сти­ту­ты (государство, пар­тии и др.);

в) экономические ин­сти­ту­ты (производство, обмен и др.);

г) институты науки, об­ра­зо­ва­ния и культуры;

д) институт религии.

4. Значение со­ци­аль­ных институтов (стабилизируют со­ци­аль­ные отношения, вно­сят согласо-ванность в дей­ствия членов общества).

Возможны дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и подпун¬ктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Воздействие малой группы на человека:

а) негативное

б) позитивное

5. Многочисленность социальных групп.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ на тему «Нации и меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

Со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Со­вре­мен­ные нации - выс­шая форма эт­ни­че­ской общности.

2) Ис­точ­ни­ки на­ци­о­наль­ной общности:

а) ис­то­ри­че­ская память;

б) на­ци­о­наль­ное самосознание;

в) на­ци­о­наль­ные интересы.

3) Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире:

а) ин­те­гра­ция и сбли­же­ние на­ро­дов (Европейский союз; США; Ка­на­да и т.п.);

б) меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, куль­ту­ра меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний как сред­ства пре­одо­ле­ния на­ци­о­наль­ных конфликтов;

г) на­ци­о­наль­ная по­ли­ти­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Конституция РФ; «Концепция на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки РФ»).

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрослых;

б) иг­ро­вая стадия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся понимать, что от них ждет целая груп­па людей.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрослых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го человека, но и целой группы).

4. Аген­ты (институты) социализации:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции - это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (родители, родственники, семья, друзья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной социализации: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, предприятия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

План урока по дисциплине "Основы социологии и политологии"

Володина Елена Александровна (преподаватель социально-экономических дисциплин ГОУ СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства»)

Специальность "Технология продукции общественного питания". 3 курс

Тема: "Семья как социальный институт и малая группа"

Комплексная цель урока:

- дать знания о сущности понятий "брак", "семья", исторических формах семьи и брака;
- подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;
- продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию (Подготовка презентаций).

Тип урока : формирования и совершенствования знаний

Методы обучения : проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично - исследовательский

Средства обучения:

1. Учебник: Кравченко А.И. Социология и политология. М., 2004.
2. Интерактивная доска.
3. Презентации студентов о семье: Акимовой А., Моисейкиной М., Фленкиной А.
4. Сообщения студентов о демографической политике современных государств.
5. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей, задач урока, мотивации учебного занятия.
III. Актуализация знаний
IV. Введение новых знаний:
1.Эволюция развития семьи как социального института.
2.Брак. Основа семейных отношений.
3.Функции семьи.
4.Кризис семьи и её будущее.
V . Воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий.
VI. Оперирование знаниями в новых ситуациях
VII. Анализ и оценка результатов учебной деятельности.
VIII. Домашнее задание.


План - конспект учебного занятия:

I. Организационный момент.
Преподаватель проверяет готовность студентов к учебному занятию.
II. Сообщение темы, целей, задач урока, мотивация учебной деятельности студентов
Преподаватель сообщает тему, цели учебного занятия. Мотивация учебной деятельности: преподаватель подводит студентов к выводу о необходимости изучения темы
Формулирует проблемное задание: Какую роль в современном обществе играет семья?

III. Актуализация знаний:
1. Что означает термин "социальный институт"?
2. Приведите примеры социальных институтов
3. Назовите признаки, которые характеризуют социальные институты
4. Каковы основные признаки организованных социальных систем
5. Что такое социальная группа

IV-VI. Введение новых знаний; воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий; оперирование знаниями в новых ситуациях:

1.Эволюция развития семьи как социального института.
Лекция с компьютерной презентацией.

Семья - ниточка, как бы мини - модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми - семья всегда оставалась.
Утописты - революционеры всех времён почему-то мечтали уничтожить семью, выступали за свободную любовь, за то что бы функции семьи передать государству.

В.И. Ленин ратовал за то, что бы построить огромные фабрики-кухни, фабрики прачечные и освободить женщину от домашнего труда.
Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были так называемые беспорядочные отношения. Затем власть пришла к мужчине, и отец стал, заинтересован в том, что бы точно знать, кому передать своё хозяйство, свой дом. Возникла парная семья.

Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежала главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи должны были беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

Противники такой семьи были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты. О тирании, присущей такой семье, которая истязает и калечит человеческую личность, писал Н.Бердяев. Он призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует свободы от рабства у семьи. С появлением государства и права появились законы и о браке. В некоторых мусульманских странах до сих пор, особенно в деревнях, существуют полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до 4х жен; в некоторых странах жен больше. В Непале в первой половине ХХ века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до 5 мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохранилась моногамная семья.

2.Брак - основа семейных отношений.
Лекция с элементами проблемного изложения

Формулируется проблемный вопрос: "Как вы думаете «семья» и «брак» - это одно и то же?"
Студенты высказывают свое мнение.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Брак - это контракт, который заключают 3 стороны: мужчина, женщина и государство. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников.

Этот основной тип семьи насчитывает в России 60-70% от общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожены - 15-20 % и бездетные супруги - 10-15%.

Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняемых функцию воспроизводства населения и регулирования отношений между полами, родителями и детьми.

Появление брака как правовой формы отношений между мужчиной и женщиной связано с наследствованием собственности. Согласно европейским традициям, наследствование собственности осуществлялось по мужской линии. В древнеримском законодательстве право на наследство признавалось за кровными родственниками. При императоре Августе (I в. до н.э. - I в. н.э.) был введён налог на безбрачие.
В современном мире условия и порядок вступления в брак, его прекращение и признание недействительным регулируется семейным правом. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния ЗАГС). Брак заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями какой-либо народности, не имеет правового значения.

Регулирование прав и обязанностей супругов, а так же родителей и детей в России осуществляется в соответствии с Семейным кодексом, принятым в 1995 г.

Правовое регулирование брачных отношений более подробно вы рассмотрите в процессе изучения дисциплины "Основы права", а психологические аспекты взаимодействия членов семьи при изучении дисциплины "Социальная психология".
Мы же рассмотрим семью как социальный институт, т.е. её тесное взаимодействие функционирование с другими социальными институтами.
Вопрос к студентам: "Почему семью называют ячейкой общества?"

3. Функции семьи.

Представляются результаты самостоятельной исследовательской деятельности студентов (фрагменты компьютерных презентаций о семье)
Решение проблемного задания студентами

Постановка проблемного задания: "На основе просмотренных презентаций и собственного опыта, попытайтесь определить какие функции в обществе выполняет семья? Что, на ваш взгляд, является высшей семейной ценностью?"
Функции семьи:
Просмотр презентаций о семье (Акимова А., МоисейкинаМ., Флёнкина А.)
Решение проблемного задания
Итог на доске

Функции семьи:
Специфические - вытекают из сущности семьи и отражают их особенности.

1. Репродуктивная.
Выполняет две основные задачи:
-общественную - воспроизводство населения.
-индивидуальную - удовлетворяет потребности в детях.
Сколько детей имеет современная семья. Для воспроизводства общества в семье должно быть не менее трёх детей.

2. Воспитательная.
а) Формирование личности ребёнка.
б) Семья оказывает влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей жизни.
в) Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающие их активно заниматься самовоспитанием.
3. Хозяйственно-экономическая.
Семья обеспечивает прочные связи, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов, оказывает поддержку тем членам семьи, у которых возникли материальные и финансовые трудности.

4. Восстановительная.
Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

5. Регулятивная.
Регулирует и упорядочивает отношения между полами, осуществляет первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6. Социализация личности.
Семья опосредствует связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представлений о социальных связях и включает в них его с рождения.
Потребность человека в детях, их воспитания и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни.
Неспецифические - семья вынуждена осуществлять в определённых обстоятельствах.
7. Досуговая.
8. Социально-статусная.
9. Эмоциональная.
10. Функция духовного общения.
11. Сексуальная.

Итог:
Семья обеспечивает социализацию молодёжи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов домашнего функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

4.Кризис семьи и её будущее.
Дискуссия. Решение проблемного задания. Сообщение о демографической политике современных государств
Цитата Л.Гумилёва: "Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж, жена, тёща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, тёща не разругается с зятем, колодец не зацветёт и кошка не заведёт котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда провели водопровод, это будет не семья, а заселённый участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И, наоборот, если умрёт тёща, будет перестроен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числе элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры".
Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.
Постановка проблемного задания: "На примере нашей страны можете ли вы сказать, что семья переживает кризис? В чем это проявляется?"

1. Падение рождаемости.
2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.
3. Сознательный отказ от рождения единственного ребёнка.
4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома,
5. Резкое сокращение уровня "брачности" и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Доля внебрачных детей в России составляет 17%. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. И только в 2006 г. эти показатели начали меняться.
Постановка проблемного задания: "В чем причина кризисного положения семьи?"
1. Экономические - потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.
2. Социальные - алкоголизм, тунеядство, противонравное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.
3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конурентом семейных.

Вместе с тем семья остаётся высшей ценностью и чтобы укрепить и позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себе разного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими и больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособленных режимов дня нуждам работающих семей. Здесь отражаются стремление общества и государства к определённой демографической политике, ведёт к росту рождаемости.
Вопрос к студентам: "Ощущаете ли вы, на примере своей семьи помощь со стороны государства? В чем она выражается?"
(для аргументации используются СМИ и ресурсы Интернет)

VII. Анализ и оценка результатов учебной деятельности.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение - рассуждение на тему:
"Роль семьи в современном обществе"
"Будущее семейных отношений"


Полный текст материала План урока "Семья как социальный институт и малая группа" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.




Значение понятия семья. Значение понятия семья. «Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми.С.И. Ожегов Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей. Д. Мердок, анг. социолог Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.Э. Гидденс, анг. социолог «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности. Л.Н. Боголюбов, академик


Семья - социальная малая члены группа, связаны которой взаимными правами и обязанностями, моральной и ответственностью. правовой Задание: Задание: Ответьте на вопрос: « Семья ли это?» Владимир и Елена- супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, снимая квартиру. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственной квартиры и они живут вместе с родителями. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственной квартиры и они живут вместе с родителями. браке и основанная на кровном родстве


Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка условий, установленных законом, имеющих целью создания семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. ФОРМЫ БРАКА МОНОГАМИЯ (1 мужчина + 1 женщина) ПОЛИАНДРИЯПОЛИГИНИЯ ПОЛИГАМИЯ (многоженство)


В основном законе страны - ___________________, в статье 38 сказано: 1.Материнство и детство, _______________ находятся под защитой ___________________. 2.Забота о детях, их _____________________- равное _______________ и _____________________________ родителей. 3.Трудоспособные дети, достигшие __________ лет, должны заботиться о нетрудоспособных ____________________________. КОНСТИТУЦИИ СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВА ВОСПИТАНИЕ ПРАВО ОБЯЗАННОСТЬ 18 РОДИТЕЛЯХ











Задание: Задание: решите задачу Население России в конце ХIХ составляло 71, 6 млн. человек. Количество семей приблизительно равнялось 8 тысячам. В начале 2009 года население России составляло 141, 9 млн. человек. А количество семей равнялось 74 тысячам. Сравните, сколько человек было в среднем в семье конца ХIХ века и сколько в начале 2009 года.








Идеальную семью: Задание: из предложенного списка качеств, выберите те 5, которые по вашему мнению характеризуют идеальную семью: все любят друг друга; не ссорятся, не дерутся; помогают друг другу; есть папа и мама; не бьют посуду; умеют радовать друг друга; поддерживают в трудную минуту; понимают друг друга. все любят друг друга; не ссорятся, не дерутся; помогают друг другу; есть папа и мама; не бьют посуду; умеют радовать друг друга; поддерживают в трудную минуту; понимают друг друга. идеальных детей: Задание: из предложенного списка качеств, выберите те 5, которые по вашему мнению характеризуют идеальных детей: послушные; хорошо учатся; умные; помогают родителям; едят все подряд; любят родителей; дети, которых любят; понимают родителей. послушные; хорошо учатся; умные; помогают родителям; едят все подряд; любят родителей; дети, которых любят; понимают родителей. ?! А какие же чувства НЕ ДОЛЖНЫ!!! быть присуще НИ ЧЕЛОВЕКУ, НИ ГРАЖДАНИНУ, НИ СЕМЬЕ… СЕМЬЯ!!! Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!

А. ЛАЗЕБНИКОВА

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН

Сравнительно недавно в экзаменационном варианте появилось задание С8, предусматривающее составление развернутого плана по предложенной теме. При этом тема может относиться к любой содержательной линии курса. Приводим формулировку задания с критериями оценивания.

Тема 1

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции науки в обществе:

1) познавательная;
2) образовательно-мировоззренческая;
3) производственно-технологическая; 4)социальная;
5) прогностическая.
3. Система научных учреждений:
1) роль университетов в развитии науки;
2) академические научные организа-
ции;
3) инновационные центры.
4. Государственная поддержка науки:
1) рост государственных затрат на раз-
витие науки;
2) поддержка молодых ученых.
5. Этика ученого.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) При анализе ответа учитываются:
наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не за-считываются при оценивании. Отсутствие пунктов 2 и 3 плана в приведенной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы) - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах, или формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах, - 2 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов, или в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции; но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах - 1 балл.

План по структуре и (или) содержанию и структуре не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы), или план по своей структуре является простым и содержит один-два пункта - О баллов.
(Максимальная оценка за задание - 3 балла.)

Тема 2

Посмотрим, как задание С8 выполняли выпускники.
Предлагаем планы по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Особенность данной темы заключается в том, что здесь в центре внимания находится динамический процесс, отражающий изменения в одной сфере (в данном случае - социальной) под влиянием факторов, относящихся к другой области общественной жизни (экономической).
Стоит заметить, что подобных тем, предполагающих рассмотрение общественных явлений в развитии и разнооб разных связях, становится все больше. И это вполне оправданно, поскольку именно такой - изменчивой, взаимопроникающей и взаимосвязанной - является сама социальная действительность. А значит, умение видеть эти связи, анализировать явления в динамике - важный элемент обществоведческой подготовки, закрепленный, кстати, в образовательном стандарте старшей школы.
Рассмотрим несколько вариантов плана по данной теме, составленных выпускниками.

План 1
1. Понятие «социальная структура».
2. Дифференциация общества:
а) по доходу;
б) по отношению к власти;
в) по виду профессии.

Экономические циклы.
Экономические циклы - это колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющихся сжатии (экономический спад, рецессия, депрессия)и расширении (экономический подъем) экономики.


3. Влияние циклов экономики на общество:
а) пик;
б) рецессия;
в) дно;
г) экспансия.
4. Государственные социальные программы:
а) поддержка малоимущих безработных;
б) развитие здравоохранения;
в) предоставление социальных гарантий населению;
г) молодежные программы.
5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества.


План 2
1. Понятие экономики.
2. Понятие социальной структуры.
3. Виды экономических систем:

Традиционная;
командная;
рыночная;
смешанная.

4. Функции экономики в обществе.
5. Способы воздействия экономики на социальную структуру:
формирование спроса и предложения;
конкуренция;
вакансии и трудовые предложения;
инфляция;
экономические кризисы;
налоговая политика;
социальные программы государственного финансирования.
6. Последствия воздействия.
7. Воздействие экономики на общество в современной России.


План 3
1. Что такое экономика и ее связь с об-
ществом:
1) понятие экономики;
2) влияние экономики на социальную структуру;
3) положительные результаты во взаимодействии.

2. Способы и методы воздействия экономики на социальную структуру.
3. Результаты воздействия экономики на социальную структуру.


План 4
1. Характеристика социальной структуры.
2. Влияние экономики на качество жизни:

1) занятость и безработица;
2) инфляция.
3. Дальнейшая поляризация общества:
1) в области собственности;
2) в доступе к власти;
3) в социальном статусе.
3. Различные подходы и оценки данного явления.

Комментарии
Мы видим, что эти планы отличаются друг от друга набором компонентов (хотя есть и совпадения), полнотой, детализацией. Но есть между ними и общее:
1. Три из них отвечают формальным требованиям: не менее трех пунктов, с детализацией не менее двух из них. Исключение составляет только третий ответ, где подпункты имеет лишь один пункт плана.

Инфляция.
При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости

Давайте разберемся. В рамках предложенной формулировки темы центральным объектом рассмотрения выступает социальная структура общества. Именно в ней предполагаются некие изменения. Следовательно, исходить (причем по существу, а не формально) нужно из понятия «социальная структура общества». Из курса обществознания известно, что под ней подразумевается совокупность существующих в обществе, занимающих в нем определенное положение и взаимодействующих социальных групп.

Хорошо бы также помнить, что понятие «социальная группа» очень широкое. Сюда входят группы, выделяемые по численности (среди них такие большие группы, как классы, сословия, слои), по профессиональному принципу, по демографическому принципу и т.п.

Какими же, исходя из этого определения, могут быть направления изменения социальной структуры? Они могут выражаться в появлении одних групп и исчезновении других; в существенных количественных изменениях, охватывающих отдельные группы; в изменении места группы в социальной структуре.

Здесь полезно опереться на исторические знания и вспомнить какие-то реальные процессы, связанные с изменением социальной структуры, например: возникновение так называемого третьего сословия во Франции; ликвидация дворянского сословия в СССР; появление сравнительно недавно в нашей стране такой социальной группы, как фермерство, и т.п. Опора на конкретные знания и представления поможет в дальнейших рассуждениях.

Очевидно, что все эти процессы происходят под влиянием многих факторов. Нам следует сосредоточиться на экономических. Следующий шаг в осмыслении темы связан с выявлением того, какие именно экономические процессы, явления оказывают первостепенное влияние на экономическую структуру.

Здесь снова может помочь обращение к » историческим реалиям. Из курса истории хорошо известно, что существенные социальные сдвиги происходят с изменениями отношений собственности. Так, ликвидация частной собственности в нашей стране привела к исчезновению целых социальных групп: уже упоминавшегося дворянства, буржуазии, крестьян-единоличников. И, напротив, с ее возрождением в 1990-е гг. стал формироваться слой предпринимателей.

При этом глубокие изменения в отношениях собственности часто являются результатом смены типа экономической системы в целом. В этом случае трансформации затрагивают и принцип распределения, что также не может не отразиться на социальной структуре общества. В частности, под его влиянием может усиливаться (или снижаться) социальная дифференциация.

Если иметь в виду изменения в рамках профессиональной стратификации, то они связаны с другими экономическими факторами: общественным разделением труда, техническим прогрессом и т.п.

Иными словами, планы могут быть разными, но они должны включать в себя пункты об изменениях социальной структуры в условиях смены экономических систем, утверждения новых отношений собственности, перехода к иным распределительным отношениям, развития технического прогресса.
Ничего этого в представленных планах нет. Если и называются какие-либо экономические процессы или типы экономических систем, то их влияние на социальную структуру никак не отражено.

Проанализируем более детально план 1. Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая в план пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество.

Тема 3
Рассмотрим план на тему из области социологии - «Социальный контроль как механизм регулирования отношений индивида и общества».
1. Понятие о социальном контроле и его значении для развития общества.
2. Выделяют две формы социального контроля:

1) внутренний;
2) внешний.
3. Существуют следующие методы социального контроля:
1) изоляция;
2) обособление;
3) реабилитация.

4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
5. Социальный контроль образуют социальные нормы и санкции.
6. Выделяют виды санкций:

1) позитивные;
2) негативные;
3) формальные;
4) неформальные.

7. Тенденции развития социального контроля.