К основным институтам общества относится. Смотреть что такое "Общественный институт" в других словарях

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Они обязаны пересекать границу в первую очередь для продвижения молитвы, труды покаяния, и Собственным примером своей жизни, пусть они растут там всегда может быть в исследовании, из которых больше, чем могло бы быть, этот священный Синод настоятельно призывает их. Но, по причине природы, присущей каждый институт, а также к произведениям апостольства все больше озабочена внешним вещам, тоже, пусть подходи.

Религиозные священники, которые были рукоположены в сан священника для работы, которую они сами предоставили сослуживец порядка епископов сегодня еще больше информации в епископах для возрастающей потребности души. Даже другие члены, являются ли они мужчины или женщины, которые имеют особым образом, и они принадлежат к семейству епархиальных, большая помощь священной иерархии, обновлению и изо дня в день, с увеличенными потребностями апостольства они могут и должны предложить, чтобы принести больше и больше.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Кроме того, как часто осуществлять к работам апостольства обязано выполнять свою задачу, поэтому они называются законно ваши и подлежат епископам хелперов. чем приложить усилия, чтобы обеспечить это, даже на некоторое время к приходам, также, начинание, начальники всех своих полномочий, чтобы препятствовать его.

Они могут быть религиозным, даже в католической школе местных Ординариев в отношении их полководца учреждения и проявлять бдительность в связи с этим, без ущерба для права религиозного, по сути, однако, наблюдение. Подобным же образом, религиозный обязан соблюдать советы или Конференции епископов, из всех, которые следует заметить, что все это было законно возвещена.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Существует тесная координация также следует из всех апостольских работ и мероприятий, которые больше всего зависит от сверхъестественной силы ума и умов выпрямились, и коренятся в любви, и основание Нового. Такая координация медицинской помощи, соответствующей Святым Престолом для вселенской церкви; священный, однако, пастыри людей в их собственной епархии; Тогда патриархальная синода и епископские конференции в своих регионах.

Совет и советы, особенно епископские конференции. Таким образом, будьте тот Синод или провинциальных советов, равного или от имени епископов в длине в различных церквах пленарных советов во время настройки учетной записи, а также в сохранении церковной дисциплины должна быть упорядочена, а также в преподавании истин веры были решены.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Разработать программу для общего блага Церкви должен быть один общий усилий. По этой причине, информация, которая следует за назначением епископов конференций декрета. Другие титульные епископы, потому что они играют друг с другом в окружном офисе, Роман Понтифф не являются юридическими членами конференции.

В том числе коадьюторское были подготовлены, а также правом совещательного голоса. И другие вспомогательные епископы имеют право на участие в конференции, направленной на определение уставных совещательные или консультативных конференций. Постоянный совет епископов, епископская комиссия Секретариат вообще.

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Отношения должны поощряться между епископскими конференциями разных стран должна, кроме того, чтобы поощрять и защищать все, что для большей пользы. Церковные Провинции границы областей и создание Церкви. Соответственно, епархии, которые сейчас Апостольский Престол, они немедленно подвергаются и которые ни одна из других они удерживаются вместе, или в новой церковной провинции, если это может быть сделано, в то же время, чтобы навести порядок в любом из этих людей в провинции группировки, которая находится ближе к тому или, более желательный, чем она, также выступает против столичного архиепископа представления в соответствии с нормами общего права.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

Желательно, чтобы компетентные епископские конференции рассмотреть вопрос о возведении такого рода, или регионы, провинции, резкой практике, в соответствии с нормами, чем дольше в обводу епархий в пп. 23 и 24 постановления и сформулировать свои планы и Апостольский Престол.

Офис епархиальный офис. Так как духовного окормления военнослужащих Из-за особых условий их образа жизни, должны быть установлены в каждой стране, если это возможно, военный Викариат. И военный викарий и капелланы должны посвятить себя жалея к этой трудной работе в полном сотрудничестве с епархиальными епископами.

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Социология


    Понятие социального института, причины возникновения,

основные этапы развития. 3

    Экономика как социальный институт. 6

    Политика как социальный институт. 12

    Образование как социальный институт. 16

    Религия как социальный институт. 19

    Семья как социальный институт. 21

Список литературы 25

1. Понятие социального института, причины возникновения, основные этапы развития.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени . Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

    ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

    организованная система формальных и неформальных структур;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

    устойчивый комплекс социальных действий .

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов :

    Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

    Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

    Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

    Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

    Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

2. Экономика как социальный институт

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, «первородном» смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

За более чем два тысячелетия смысл понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ – мыслитель Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, применяя слово «экономика», следует иметь в виду, что оно употребляется в двух, а то и в трех разных значениях.

Прежде всего экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.

Кроме того, экономика означает науку, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика как социальный институт играет огромную роль в жизни общества. Во–первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во – вторых, экономическая сфера жизни общества является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эгрономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Экономика как социальный институт выполняет основную функцию: производство и распределение товаров и услуг.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей . Потребностью называется объективная нужда человека в чем – либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностям) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) – на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средства труда, т.е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы – это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентированно на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.

Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой – неолитической – революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв – темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая – промышленная – революция приходится на вторую половину 18 – 50 – 60 – е гг. 19 в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот – переход от ручного труда труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развитие экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым – как количественным, так и качественным – уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40 – 50 – е гг. 20 в. научно – технической революции.

Научно – техническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно – технической революции:

    Автоматизация и компьютеризация производства;

    Внедрение новейших информационных технологий;

    Разработка биотехнологий;

    Создание новых конструктивных материалов;

    Освоение новейших источников энергии;

    Революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства: 1) присваивающий; 2) аграрно–ремесленный; 3) индустриальный; 4) информационно – компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.

Технологические отношения – это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика – продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремиться придать ей необходимую социальную ориентированность.

3. Политика как социальный институт

Мы живем в такое время, когда во всем мире, в том числе и в нашей стране значительно возрос интерес большинства простых людей к проблемам политики и политической деятельности. Именно в политике концентрируются все важнейшие вопросы социальной жизни, вырабатываются пути их разрешения; политические решения мобилизуют народные массы на выполнение программ общественного развития; политическими средствами происходит урегулирование возникающих в обществе конфликтов и разногласий. Рациональная политика составляет основу социального единого общества, его стабильности. Все это с полным правом позволяет отнести политику как к одному из главных социальных институтов.

Политика как социальное явление прошла длительный путь развития, прежде чем превратилась в науку управления государством и обществом. Главным условием такого превращения явилось открытие законов общественного развития и стремление людей следовать их требованиям в своей политической деятельности. Политика – не произвольное порождение ума людей, субъектов политики. Ее содержание обусловливается экономическим строем и социально-политической структурой общества, а также историческими и национальными традициями народа.

Примерно с 17 века политика стала пониматься как особая сфера человеческой деятельности, как средство для достижения определенных целей государством, обществом в целом. Такое понимание политики принято и в настоящее время. Таким образом, политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных организаций в сфере отношений между большими социальными общностями людей (прежде всего между классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения и использования политической власти или ее завоевания.

Политика как социальный институт представляет собой важнейший фактор естественно - исторического процесса. Она выполняет две основные функции: во-первых, является всеобщим организационным началом общественной жизни, направляющим центром совокупной социальной деятельности людей; во-вторых, политика представляет собой регулятивно – контрольную систему, обеспечивающую нормальные взаимоотношения между общественными классами, нациями, другими социальными общностями, а также является средством разрешения возникающих между ними противоречий.

Главенствующая роль политики по отношению к другим сферам общественной жизни обусловлена, по крайней мере, тремя ее атрибутивными свойствами: во-первых, универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на все стороны жизни людей, начиная с масштаба государства и кончая личной, семейной жизнью каждого человека. Другим свойством политики является ее способность проникать в другие сферы общественной жизни и составлять там их сущностную сторону, направлять их развитие в заданном направлении. И, наконец, политика может сочетаться с неполитическими общественными организациями и движениями, взаимодействовать с ними и через них оказывать направляющее влияние на развитие общества (через культуру, мораль, право, СМИ).

Совокупность существующих в обществе политических институтов составляет важное звено его политической системы. Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. направлена на практическое осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Эти учреждения и организации взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя более или менее целостную политическую систему.

Основные функции данной системы заключаются в регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными группами и национальными общностями, а также между государствами. В рамках данных отношений совершается деятельность всех социальных субъектов, их борьба за свои политические интересы, политическое соперничество и сотрудничество.

К основным элементам политической системы общества относятся:

    органы государства, его законодательной и исполнительной властей;

  • правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, полиция и милиция;

    государственный арбитраж;

    политические партии;

    политические движения;

    общественные организации (профсоюзные, молодежные, творческие и т.д.), деятельность которых носит в той или иной мере политический характер, связанный с осуществлением политических интересов определенных социальных групп.

Все эти элементы политической системы общества прямо или косвенно отражают соответствующие звенья его социально-классовой структуры, которая в свою очередь возникает и функционирует на основе существующих экономических отношений. Политическая система общества развивается под влиянием всей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических отношений и весьма существенно на них воздействует. Сила этого воздействия зависит от совершенства данной политической системы, а также от сложившегося механизма ее взаимодействия с другими сторонами общественной жизни.

Разумеется, это взаимодействие во многом определяется объективными факторами и прежде всего объективными законами развития общества. Однако немалую роль играет здесь и субъективный фактор, в частности умение политических и государственных деятелей понимать и учитывать значение объективных обстоятельств развития общества, подлинные интересы различных социальных сил и исходя из этого решать проблемы функционирования и развития самой политической системы, повышения эффективности ее воздействия на все стороны общественной жизни.

4. Образование как социальный институт

Образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта.

Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими.

Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в 18-19 в.в., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Р. Оуэна и Ш. Фурье, обосновавших связь обучения с производственным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений.

Уровень образования – мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития.

Образование как социальный институт выполняет очень важные социальные функции. Во-первых, образование существенно влияет на распределение индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Во-вторых, образование удовлетворяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в условиях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии индивидов, т.е. формирует определенные системы ценностей.

В процессе образования происходит приобщение личности к культурным смыслам бытия, которые преломляются через личный опыт. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяснения явлений, их интерпретации, установления взаимосвязей между ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функционировать в данном обществе.

Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. В противном случае, разрушается основа для адекватного взаимопонимания, общения, сохранения целостности культурного поля. Смысловое единство культуры создает условия для формирования и сохранения целостности личности.

Как известно, личность развивается, овладевая разнообразными формами деятельности, проявляя, в результате, разные стороны своей сущности. И образование, в идеале, создает возможности разностороннего проявления человека.

Роль образования в современном обществе последовательно возрастает. Достаточно сказать, что в продуктах труда высокотехнологичного производства 95% их стоимости составляет стоимость интеллекта, а в 2007 г. появляются совершенно новые профессии, связанные с применением достижений фундаментальной науки.

Современный мир усложняется и изменяется, поэтому возрастают требования к уровню и качеству образования. Более того, «Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость его опережающего развития по отношению к обществу. «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократии и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала».

Основные направления модернизации образования в России – это фундаментализация (знание основных закономерностей изучаемых процессов), информатизация (использование компьютерных технологий в обучении), гуманизация и гуманитаризация, развивающий характер образования, переход от предметоцентризма к компетентской модели (акцент на осмысление знания), вариативность.

5. Религия как социальный институт

Одним из социальных институтов является религия, которая в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30-40 тысяч лет назад. Институты религии способствуют решению разного рода духовных проблем. Основные функции религии как социального института выделяют следующие: обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем; почтение священного писания, строгое соблюдение его заветов, поклонение Богу .

Основателями социологии религии стали М. Вебер и Э. Дюркгейм. С точки зрения М. Вебера, для социолога религия является лишь одним из многих типов мотивации социального поведения людей, способов придания им смысла. Следовательно, социология не должна выходить за пределы мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений при объяснении того, как и почему они оказывают влияние на общественную жизнь. По мнению Вебера, религия представляет собой социокультурный институт, обладающий чертами, которые делают его промежуточным явлением между культурой и социальным институтом. Он задает сферу смыслов и ценностей, поскольку на основе религиозных установок человек осмысляет события своей жизни, находит их осмысленными или бессмысленными. Религиозное истолкование мира оказывается средством регуляции поведения, поскольку создает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми индивид должен оценивать свои собственные действия и действия других людей. Однако в то же время он является частью общества.

Вебер показал, что тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подвигают его на завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верующих (т.е. поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое поведение. Вебер обосновал влияние религии на становление и развитие индустриального общества.

Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт. Функция данного института состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему. Главным признаком религии, по Дюркгейму, является различение двух различных сфер – мирской и священной. Мирская сфера – это сфера повседневной жизни. Священное – это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Культовые действия всегда совершаются коллективно. А следовательно, священное – это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества – самого этого сообщества. В религии общество обожествляет само себя.

6. Семья как социальный институт

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности . В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик и социальных функций семьи. В то же время лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций. Надо признать, что до сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

    вступление в брак – образование семьи;

    начало деторождения – рождение первого ребенка;

    окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

    «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    прекращение существования семьи – смерть одного из супругов .

На каждом этапе семья обладает специфическим и социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах развития общества между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

Основная, первая функция репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее число женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Список литературы

    Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 1998. – 256 с.

    Волков Ю.Г. Социология. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 576 с.

    Исаев Б.А. Социология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2007.- 224 с.

    Касьянов В.В. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

    Кравченко А.И. Общая социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

    Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. – М.: Проспект, 2007. – 352с.

    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 1999. – 160 с.

    Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 448 с.

    Социология / Под ред. Г.В.Осипова. – М.: Мысль, 1990. – 446 с.

11. Социология. Наука об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко. – Харьков: Институт востоковедения, 1996. – 686 с.