Социальная работа в исправительных учреждениях. График работы рынка футьен. У нас нет списка "рекомендуемых поставщиков", у которых мы активно агитируем покупать товар

Принципы организации и деятельности механизма государства -- это руководящие (исходные, отправные) идеи, которые выражают социально-политическую сущность, и назначение указанного механизма и лежат в основе его формировании функционирования. Будучи закрепленными в конституции и других источниках права, принципы механизма государства приобретают значение основополагающих правовых требований, которым должна соответствовать его организация и деятельность.

Принципы механизма государства имеют свои особенности, отличаются в разных странах и зависят от исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и других факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механизму демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федерального государства и т. д. Поэтому в данном параграфе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма современного демократического государства.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (характерные для механизма государства в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства). Принцип законности, например, имеет общее значение, лежит в основе формирования и деятельности всего государственного механизма. В то же время каждый орган государства создается для реализации определенных задач, и его деятельность строится на основе ряда специфичных принципов. В частности, важнейшим принципом организации и деятельности органов прокуратуры является централизм, предполагающий жесткое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Общее положение таково, что частные принципы в конечном счете вытекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Среди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демократическом обществе (гуманизм, разделение властей и др.), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, в той или иной мере присущи любому государству, ибо выражают технологию его организации и деятельности (субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоначалия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства можно выделить: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учитывая специфику Российского государства).

1 . Демократизм. В самом широком значении демократия означает особый режим социально-политической жизни, характеризующийся широким привлечением всех граждан государства к управлению государством. В демократическом обществе источником государственной власти признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формировании органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функции и т. д.

В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует: во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно гражданами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или по крайней мере их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подконтрольна обществу (народу).

В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность -- это требование строгого и неуклонного соблюдения законов всеми субъектами права. Принцип законности неразрывно связан с демократией, с утверждением демократических начал в общественной жизни и политике. Законность возможна только в демократическом обществе. Но, с другой стороны, именно реальный режим господства закона и является важнейшим показателем демократичности общества.

В деятельности механизма государства названный принцип имеет особое значение. Связано это с тем, что государственная власть не только сама должна серого следовать закону, но и служить гарантом соблюдения законов другими субъектами права (гражданами, общественными организациями). На государстве лежит обязанность укрепления законности и правопорядка в обществе, обеспечения и защиты прав и свобод личности.

Применительно к деятельности механизма государства законность выступает не только одной из руководящих идей, но и важнейшим методом государственного управления обществом, который отражает особое место права, юридических средств в механизме осуществления политической власти.

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия государственных органов строго отвечали конституции и иным [иконам. С позиций законности недопустимо создание органов, не предусмотренных законом, или наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями, не вытекающими из закона. Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом, -- таково требование к деятельности механизма государства в правовом демократическом обществе. Это положение существенно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правопримени-тельной деятельности государства. В первом случае речь идет о том, что право-творческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установленной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формальный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать конституции и иным основополагающим законам государства, нормам международного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других нормативных правовых актах.

3. Гуманизм -- это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (XV--XVI вв.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей, как свобода, равенство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указанного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев механизма государства должны быть направлены на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достойное существование людей. Основная идея гуманизма: человек есть цель, а не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправдываться, например, потребностями строительства коммунизма, издержками рыночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам личности, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом.

Принцип гуманизма закреплен в Конституции России (ст. 2) в качестве центрального положения, определяющего основы конституционного строя Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Наиболее остро сегодня стоит проблема практической реализации данного принципа в деятельности органов государственной власти.

4. Разделение властей. Исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена прежде всего на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда, она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях.

Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту -- принимать законы, правительству -- обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам -- осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (ст. 10 Конституции РФ) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент со своей стороны может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

5. Профессионализм включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что граждане, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально- психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (п. 3 ст. 97), закрепляет положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых на государственной службе, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может ныть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности механизма государства.

6. Федерализм. Данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути он означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня -- федеральный и местный (субъектов федерации) -- при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются конституцией, иными законами и договорами. Согласно Конституции России (п. 3 ст. 5) федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения оптимальной организации механизма современного государства и его эффективного функционирования важное значение имеют также такие организационные принципы, как субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоличных начал, экономичность, научная обоснованность и некоторые другие.

Принципы субординации и координации являются необходимыми предпосылками эффективного функционирования механизма государства как единой системы. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является важным организационным условием согласованного функционирования различных звеньев механизма государства, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д. требует, как правило, согласованного совместного участия всех органов государственной власти -- и законодательной, и исполнительной, и судебной.

Принцип сочетания коллегиальных и единоличных начал также имеет общее значение и проявляется как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но вместе с тем ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности механизма государства повышает его эффективность.

Важное значение в современных условиях приобретает и принцип научности организации и деятельности механизма государства. В условиях постоянного усложнения стоящих перед государством задач реализация положений науки становится необходимым фактором повышения эффективности его деятельности.

Данный принцип включает в качестве составляющих такие требования, как научная организация управленческого труда; использование научных методов при подготовке, формулировании и принятии соответствующих решений; научный подход в вопросах подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров; внедрение передовых информационных и иных технологий; использование научного потенциала в выработке оптимальной структуры государственного аппарата, определении приоритетных направлений его деятельности и т. д.

Таким образом, принципы механизма государства не только раскрывают сущностную сторону его организации, но и служат определяющим ориентиром повышения эффективности его деятельности.

Анализ развития пенитенциарной социальной работы в современной России свидетельствует, что в качестве основных вех ее становления можно отметить приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года № 41, в соответствии с которым в штатную структуру исправительных учреждений была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Приказ от 5 апреля 2001 года № 59 ввел в эту группу должности старших специалистов по социальной работе с осужденными. Приказом от 26 декабря 2001 года № 264 была утверждена Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест отбывания лишения свободы, а приказом от 28 марта 2002 года № 73 было утверждено Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии и лечебного исправительного учреждения. Приказ от 22 марта 2004 года № 75, утвердил аналогичное (дополненное и скорректированное) Положение.

В настоящее время деятельность социальной службы в пенитенциарных учреждениях России регулируется Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения УИС, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 262).

В соответствии с концепцией реформы УИС России по согласованию с ФСИН в ряде регионов экспериментально реализуются различные формы введения социальных работников в деятельность исправительных учреждений. Речь идет об опыте УФСИН России по Орловской области, ГУФСИН России по Свердловской области и др.

Как на уровне учебных заведений ФСИН России и ряда гражданских вузов, так и практических органов УИС России в течение последних лет успешно осуществляется сотрудничество с зарубежными организациями ряда европейских стран (Швейцария, Великобритания, Финляндия), а также США и Канады. Подробнее о сотрудничестве со Швейцарской Конфедерацией в области подготовки социальных работников будет рассказано в конце данного параграфа.

Вместе с тем можно отметить, что введение должностей специалистов по социальной работе еще не является обязательным, а носит разрешительный характер. Руководители многих колоний по-прежнему считают нецелесообразным введение этих должностей за счет других штатных единиц.

Тем не менее, в двух указанных управлениях службой исполнения наказаний по Орловской и Свердловской областям благодаря инициативе руководителей этих учреждений социальная служба и социально-педагогическая деятельность, направленная на ресоциализацию осужденных, осуществляется наиболее эффективно.

Орловский опыт социальной работы с осужденными.

Руководствуясь указанным направлением, в трех колониях УФСИН МЮ РФ по Орловской области в 1999 году была начата работа по созданию новой модели организационно-штатного построения ИУ, в которой вопросы воспитания приобретают приоритетную значимость и обеспечивается комплексный подход к организации ресоциализации осужденных. Более подробно с содержанием Орловского опыта социальной работы можно ознакомиться в работах В.А.Суровцева, С.А. Лузгина [ xxiv ]. Ниже мы остановимся лишь на кратком изложении сути данного опыта.

Основной целью нововведения явилось создание оптимальной мо­дели построения организационно-штатной структуры учреждения для совершенствования воспитательной и социальной работы, а также процесса ресоциализации в целом на основе внедрения научно-обоснованных методик психодиагностики и психокоррекции поведения осужденных, приобретения ими социально значимых навыков, реализуемых как в ме­стах лишения свободы, так и после освобождения, и на этой основе, внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее за­конодательство Российской Федерации.

Программой эксперимента, разработанной и реализованной при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава Академии права и управления Минюста России, предусматривалось получение высоких результатов исправления и ресоциализации за счет внутренних организационно-структурных изменений в пределах штатной численности УИН, введения должностей старших специалистов по социальной работе с осужденными, перераспределения функциональных обязанностей, главным образом, между начальниками отрядов, психологами и социальными работниками, а также формирования из них «команды» сотрудников, решающих основные проблемы осужденных в теснейшем контакте и взаимодействии. В течение апреля-октября 2000 года центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными (далее – центры) были сформированы в трех исправительных колониях: общего и строгого режима, а также женской ИК. Основная идея нового структурного образования заключается в создании предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ дифференцированных условий содержания и комплексного решения основных проблем личности, удовлетворения базовых потребностей каждого из осужденных и их групп: обеспечения безопасности; защиты прав и законных интересов; сохранения здоровья; нравственного исправления; психологической и социальной помощи, поддержки (при необходимости – психокоррекционного воздействия), подготовки к жизни на свободе (ресоциализации) с первых дней пребывания в ИК.

Организационно каждый из центров (в соответствии с условиями содержания в каждой ИК – не менее 3-х центров) объединяет 4-5 отрядов

Рис 1. Схема функционирования ИУ в условиях центров

осужденных, содержащихся на строгих, обычных или облегченных условиях (300-500 человек). Возглавили новые управленческие звенья ИК начальники центров, отобранные из числа наиболее опытных начальников отрядов или психологов. По должностному окладу они были приравнены к начальнику отдела воспитательной работы. В целях их стимулирования максимально используются различные надбавки, доплаты, льготы. Кроме начальников отрядов начальнику центра непосредственно подчинены психолог и специалист (старший специалист) по социальной работе с осужденными. За каждым центром для повседневного обслуживания закреплены по одному сотруднику оперативного отдела, отдела безопасности и мастер производственного цеха. Они, сохраняя функциональную подчиненность начальнику соответствующей службы, оперативно (линейно) подчинены начальнику центра и входят в состав координационного совета центра, являющегося его коллегиальным органом управления. В соответствии с положением координационный совет центра рассматривает наиболее актуальные (типичные) проблемы деятельности центра и его отрядов, вырабатывает комплексные решения и рекомендации по вопросам, требующим согласованных действий, взаимодействия, а также организует их реализацию. Руководит координационным советом начальник центра, в каждый из которых, кроме его сотрудников, входит один из заместителей начальника колонии.

Для вновь введенных должностей разработаны функциональные обязанности. Так, начальник центра непосредственно руководит его деятельностью, персонально отвечает за выполнение возложенных на центр задач, организует совместные мероприятия, выступает основным субъектом внешнего взаимодействия, имеет право применять к осужденным меры поощрения и взыскания, предусмотренные ст. 119 ч. 2 УИК РФ и др.

Старший специалист по социальной работе с осужденными выполняет следующие обязанности:

    осуществление социальной диагностики осужденных исправительного учреждения, разработка социального паспорта ИУ, коллективов отрядов, выделение групп риска и категорий осужденных, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;

    комплексное углубленное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, совместно с психологом и другими сотрудниками;

    выявление социальных проблем каждого из осужденных, относящихся к «группе риска», разработка совместно с осужденными индивидуальных программ и оформление карт их ресоциализации;

    обеспечение квалифицированной социальной помощи и поддержки усилий самих осужденных по разрешению собственных социальных проблем и проблем других людей;

    поддержка положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой, с семьей и родственниками, общественными и религиозными организациями, формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации осужденных;

    привлечение осужденных, их групп к различным видам социальной работы, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи осужденным, участие в деятельности фондов их поддержки, попечительских советов;

    обеспечение социальной защиты прав и интересов осужденных, профилактики их нарушений, социального сопровождения осужденных на всех этапах исполнения наказаний;

    содействие в повседневной подготовке осужденных к освобождению, улучшению социально-бытовых, морально-психологических условий отбывания наказания;

    бытовое и трудовое устройство осужденных, освобождающихся из колонии по любым основаниям.

Должностные обязанности старшего специалиста по социальной работе с осужденными в центрах в целом ряде аспектов отличаются от выработанных позднее аналогичных обязанностей, которые изложены в «Положении о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных».

Предусмотрено, что социальная работа проводится как со всеми осужденными, осознавшими свои социальные проблемы, трудную жизненную ситуацию и обратившимися к специалисту за помощью, так и с лицами, отнесенными в результате социальной диагностики к «группам риска». В центрах Орловской области к ним отнесены инвалиды, пенсионеры, наркоманы и алкоголики, воспитанники детских домов и сироты, осужденные молодежного возраста, не имеющие постоянного места жительства, имеющие психические аномалии, а также осужденные, которым до окончания срока осталось менее одного года. Позднее этот перечень был дополнен такими категориями, как престарелые и пенсионеры, переведенные в ИК из воспитательных колоний, женщины, имеющие детей до 3-х лет, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями (туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.), подвергшиеся физическому или психическому притеснению. Объектом внимания и воздействия специалиста по социальной работе являются и среда осужденных в ИК, центре, отряде, а также родственники, друзья, авторитетные люди, представители общественности, религиозных организаций, привлекаемые к воспитательному процессу в целях концентрации положительного влияния на личность осужденного и оздоровление обстановки. Проводимая групповая работа фиксируется в соответствующих журналах, индивидуальная – в специально разработанных картах ресоциализации осужденных, которые ведутся на представителей «групп риска». В карте получают отражение результаты индивидуальной социальной диагностики, прогноз поведения, программа ресоциализации осужденного, работа по ее реализации, результаты, рекомендации на будущее. Обобщенные данные об объемах и приоритетах групповой социальной работы содержатся в социальных паспортах ИК, центра, отряда, на основании которых можно определить социальный паспорт территориального органа УИС. Так, ранжирование социальных проблем осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УИН Орловской области, показывает, что наиболее актуальна проблема паспортизации осужденных (более трети из них не имеют основного документа, удостоверяющего личность), почти столько же нуждается в восстановлении социально полезных связей (особенно с семьей). Третья по значимости проблема – болезнь туберкулезом. В число приоритетных направлений работы входят: необходимость получения профессии, образования, помощи в трудоустройстве после освобождения, содействие в устройстве в социально-реабилитационный центр, в лечении ВИЧ-инфицированных и оформлении пенсий.

Выявленные в ходе социальной диагностики проблемы и трудности конкретного осужденного и общностей, а также пути их разрешения образуют предмет и содержание деятельности специалиста по социальной работе и сферы его взаимодействия с другими сотрудниками, в первую очередь, начальниками отрядов и психологами. Последние руководствуются в своей деятельности по психологическому сопровождению осужденных положением о психологической лаборатории и примерными должностными обязанностями. В их «предмет ведения» входят психологические проблемы, свойственные различным общностям осужденных и конкретной личности на всех этапах отбывания наказания в специфических условиях лишения свободы, а также позитивный личностный потенциал развития и саморазвития. Наряду с психодиагностикой и консультированием большое внимание психологами уделяется коррекционной работе с осужденными, склонными к деструктивному поведению (злостным нарушениям, суициду, членовредительству, агрессии), имеющими психические аномалии и состоящими в «группе риска». Примечательно, что состав «группы риска» социального работника и состоящих на учете у психолога часто совпадают, однако характер проблем и используемый специалистами инструментарий их разрешения позволяют дифференцировать функции психолога и социального работника.

    Важнейшим субъектом исправления осужденных в центрах остается начальник отряда. Его основные функции определены соответствующим положением (приказ ГУИН Минюста России № 69 – 2003г.). Передача части его обязанностей психологу и особенно специалисту по социальной работе в структуре центра не только разгружает, но и трансформирует начальника отряда из администратора в воспитателя и организатора воспитательного процесса в коллективе осужденных.

С учетом общих задач, стоящих перед центром, уточнены и конкретизированы обязанности сотрудников центров из числа представителей отделов безопасности, производственного и оперативного.

Важнейшим элементом любой управленческой системы является информационный обмен. В ИК-6 Орловской области разработан программный комплекс «Социальный работник», содержащий базу основных данных на всех осужденных учреждения. Созданная локальная сеть состоит из нескольких компьютеров, установленных в каждом из центров, основных службах и объединенных между собой файл-сервером, позволяет накапливать и пользоваться значимой информацией о каждом осужденном, отрядах, центрах, направлениях их деятельности. Содержание, а также разработанный порядок ввода, накопления, систематизации и пользования информацией значительно облегчает работу сотрудников, включает их в процесс взаимодействия, освобождает время для непосредственной работы с человеком.

Достаточно четкое разграничение функций основных субъектов работы с осужденными позволяет закрепить ответственность начальника отряда - за результаты нравственного воспитания и исправления всех правонарушителей, психолога – за состояние психического здоровья коллективов осужденных и результаты коррекционного воздействия, специалиста по социальной работе – за социальное благополучие и результаты ресоциализации осужденных. Взаимодействие названных сотрудников базируется на реальном единстве цели, личности и общностях осужденных (общий объект деятельности), их правах, законных интересах и потребностях (общий предмет деятельности), удовлетворение которых закономерно обуславливает результативность исправления и ресоциализации лиц, лишенных свободы.

Другие сотрудники ИК (представители спецотдела, медотдела, служб тыла, производственно-финансовых служб и др.) находятся за пределами зоны непосредственного повседневного контакта с осужденными и выполняют обеспечивающие функции в масштабах всего учреждения, содействуя исправлению и ресоциализации осужденных. При этом начальники отделов воспитательной работы, безопасности, оперативного и психологической службы (лаборатории) осуществляют функциональное методическое руководство соответствующими сотрудниками центра.

Рис. 2. Информационная система «Социальная работа»

Разработанная система показателей, включающая результаты работы по отдельным направлениям деятельности центров (состояние дисциплины и законности, социальной работы с осужденными, производственно-хозяйственной деятельности центров) и учреждений в целом, в течение первого года показывает ее эффективность практически по всем позициям: количество нарушений в расчете на 1000 человек сократилось более, чем на 22% (в том числе, уровень злостных нарушений достиг 10 на тысячу осужденных). При общем увеличении численности лиц, лишенных свободы (более чем на 10%), почти на четверть зафиксировано снижение количества нарушителей. Об оздоровлении обстановки, снижении уровня конфликтности и напряженности в среде осужденных, их конфронтации с сотрудниками свидетельствуют следующие данные: вдвое уменьшились случаи мелкого хулиганства, с 40 до 18 – употребления спиртных напитков и одурманивающих средств, на 125 снизилось количество водворенных в ШИЗО. Не было допущено групповых неповиновений и эксцессов, до минимума (3 случая) сведены проявления угроз или неповиновения представителям администрации ИУ (в 2000 году таковых было 10 случаев). Целенаправленная работа по удовлетворению законных потребностей и интересов осужденных непосредственно в ИУ (оформлено 117 пенсионных дел, 123 паспорта, 291 – доверенность, у 254 лишенных свободы восстановлены семейные связи) способствовала значительному сокращению их обращений в вышестоящие и надзорные инстанции, особенно по таким социально значимым вопросам, как медицинское, вещевое и продовольственное обеспечение, трудоустройство и оплата труда, правомерность дисциплинарных взысканий. Одновременно увеличилась интенсивность обращений, заявлений, просьб и иных форм повседневного общения с представителями администрации ИК, особенно специалистами по социальной работе, психологами и начальниками отрядов. Вдвое выросла численность условно-досрочно освобожденных. Повысилась активность осужденных в различных видах полезной деятельности (производственном труде, обучении, профессиональной подготовке, общественной и досугово-творческой), которая в значительной степени была сориентирована на их ресоциализацию, а не удовлетворение текущих потребностей исправительного учреждения. Характерно, что большинство приведенных оценочных показателей, являются комплексными, для достижения которых необходима совместная деятельность всех сотрудников центров и самих осужденных, что в свою очередь, способствовало улучшению морально-психологического климата в ИУ, формированию платформы для их конструктивного взаимодействия и даже сотрудничества. Таким образом, предложенная система итоговых показателей создает условия для коллективной работы на конечный результат, для концентрации усилий сотрудников независимо от их внутриведомственной принадлежности и самих осужденных на их исправлении и ресоциализации. Новая организационно-педагогическая система доказывает свою эффективность внутри ИУ.

Созданная в УФСИН Орловской области служба социальной работы с осужденными инициировала формирование недостающего звена необходимой помощи освободившимся из мест лишения свободы, состоящего из органов законодательной и исполнительной власти. В соответствии с областной комплексной программой «О первоочередных мерах по социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы», на реализацию которой из бюджета было выделено 5205,9 тысяч рублей, предполагается оказание адресной социальной помощи наиболее нуждающимся (ВИЧ-инфицированным, наркоманам, больным туберкулезом, инвалидам, лицам без определенного места жительства, несовершеннолетним и другим категориям освободившихся из ИУ). Формы помощи самые разнообразные: лечебно-оздоровительные и профилактические меры, оказание услуг в ориентировании на рынке труда, профконсультирование, обучение и переподготовка по наиболее востребованным специальностям, организация временной занятости и трудоустройства по специальным программа на предприятиях области, квотирование рабочих мест, строительство центра социальной реабилитации, а также материальная помощь. В целях трудоустройства освобожденных из ИУ ежегодно квотируется 52 рабочих места. Для стимулирования работодателя департаментом занятости населения области выработана следующая процедура: в течение года со дня приема на работу освобожденного предусматривается возмещение работодателю заработной платы, выплаченной бывшему осужденному, из расчета 50 процентов от средней зарплаты по области. По истечении года, являющегося одновременно и адаптационным периодом и испытательным сроком, освободившийся гражданин заключает с работодателем договор. Для лиц, не прошедших испытательного срока либо не нашедших подходящей работы, организуются оплачиваемые общественные работы с выплатой пособия по безработице. Организацию помощи и контроля за решением текущих проблем бывших осужденных осуществляют специалисты, введенные в штатное расписание органов социальной защиты населения области. Руководство работой специальной комиссии, состоящей из представителей заинтересованных управлений, ведомств и служб (социальной защиты населения, здравоохранения, общего и профессионального образования, по делам молодежи, физической культуре, туризму и санаторному оздоровлению, финансов и налоговой политики; комитет по анализу и координации социальных программ, комиссия по правам человека, департамент федеральной государственной службы занятости, комитет красного креста), осуществляет один из заместителей главы администрации области. Организовано взаимодействие с общественными, религиозными организациями, попечительскими советами, родительскими комитетами осужденных, которые ежегодно выделяют более одного миллиона рублей на различные социальные нужды осужденных и освободившихся из мест лишения свободы, систематически содействуют в оказании разнообразной помощи нуждающимся.

Система пенитенциарной социальной работы осужденных в центрах, подкрепленная комплексными мерами по социальной реадаптации и реабилитации освобожденных из ИУ граждан (постпенитенциарная ресоциализация), в решающей степени предопределяют успешность возврата в общество ее полноценных членов. Структурную целостность и завершенность работе придает социальная защита, помощь и поддержка, оказываемые гражданам как в период предварительного заключения под стражу, содержания в воспитательных колониях, колониях-поселениях, так и при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, Следовательно, формула успеха деятельности УИС заключается в сквозном социальном сопровождении, психологической помощи и воздействии, исправлении криминогенных качеств и развитии позитивного личностного потенциала, а также создании человеческих условий для жизни после освобождения осужденного при деятельном участии самого гражданина.

В ходе проведения эксперимента, сохранив базовые организационные принципы формирования и педагогические принципы деятельности центров (участков), исследуются механизмы и технологии их внутреннего взаимодействия с отделами и службами ситуативно-проблемного контакта (отделы воспитательной работы, безопасности, психологические лаборатории), структурными подразделениями ИК, входящими в зону опосредованного контакта (медицинский, специальный, производственный, интендантско-хозяйственного обеспечения и др.), а также внешнего взаимодействия с государственными, местными органами власти, общественностью. Актуальна выработка и опытно-экспериментальная проверка дифференцированных комплексных программ исправления, ресоциализации и психологической помощи различным категориям осужденных, а также осужденным, содержащимся на строгих, обычных и облегченных условиях. Очевидно, что на строгих условиях должны преобладать коррекционно-психологические технологии воздействия на криминогенные свойства личности с тем, чтобы выявить и устранить главные криминогенные детерминаты поведения, отношений, взглядов. На обычных условиях основными должны стать позитивно развивающие методики, направленные на замещение, вытеснение негативного в личностных характеристиках путем развития позитивного потенциала, включения в полезные виды деятельности. На облегченных условиях приоритетными должны быть ресоциализирующие подходы, в основе которых – интенсивная подготовка к освобождению, предварительное бытовое и трудовое устройство. В ходе дальнейшего развития центров необходимо определить стандартизированный набор методик работы с каждой из категорий осужденных «групп риска», а также технологии социальной работы по пенсионному, медико-оздоровительному обеспечению, страхованию, паспортизации, восстановлению и сохранению связей с семьей и другим направлениям деятельности. Перспективной представляется выработка оптимальных системно-комплексных показателей и критериев результативности деятельности центров (участков), как целостного структурного образования ИК, а также единого документа, всесторонне характеризующего личность осужденного, отражающего проведенную совместную с ним работу на всех этапах отбывания наказания (своеобразный пенитенциарный паспорт осужденного). Своего разрешения требует проблема сквозного сопровождения правонарушителя, взаимодействия персонала, других субъектов исправления и ресоциализации на этапе предварительного содержания под стражей, в период отбывания наказания (в том числе – в разных видах ИУ, различных условиях содержания), а также – в постпенитенциарный период.

Центры психолого-педагогической и социальной работы успешно функционируют, позитивно влияя на результативность деятельности ИУ в целом: УФСИН Орловской области по итогам 2003 года стал лучшим в организации воспитательной и социальной работы и одним из лучших по результатам рейтинговой оценки деятельности территориальных органов УИС. Его опыт получил признание и одобрение, поскольку позволил «вживить» социальную работу с осужденными как одно из средств исправления и ресоциализации в практику.

Таким образом, можно констатировать, что в ИУ УФСИН России по Орловской области социальная работа включена в деятельность Центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными, представляющих собой структуру, в которой наиболее реально осуществляется реализация прин­ципов комплексности и системности воздействия, его внутренней непротиворечивости, и улучшается уровень взаимодействия служб как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Суть Екатеринбургского опыта заключается в создании и организации такой прогрессивной социально-педагогической системы условий отбывания наказания, которая в максимальной степени при существующих финансовых и материальных ресурсах повышала бы эффективность процесса ресоциализации осужденных.

В эту систему входит максимальное использование всех существующих основных средств ресоциализации осужденных: режима, общественно-полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения, воспитательной работы, а также таких сторон социальной работы с осужденными, как связь с общественностью посредством активно работающего Попечительского совета ИК, активное использование помощников начальников отрядов по социальной работе из числа специально подготовленных осужденных, активное задействование религиозных организаций различных конфессий. Весьма важным в этом опыте является также попытка объединения коллектива сотрудников пенитенциарного учреждения и общности осуждённых на основе принципа единого коллектива. Согласно А. С. Макаренко высокая эффективность процесса исправления правонарушителей может быть достигнута только при объединении этих двух подсистем исправительного учреждения, которые руководствуются одной целью, что предполагает у осуждённых желание исправиться и конкретную деятельность в этом направлении, а у сотрудников - желание помочь осуждённым исправиться и профессиональные действия по оказанию такой помощи.

Организатором и вдохновителем такого опыта явился начальник ИК-2 ГУФСИН РФ по Свердловской области д-р пед. наук С.А. Ветошкин. . Как и любой опыт, он начинался в виде социально-педагогического эксперимента в середине 90-х годов. Суть нововведения сводилась к созданию такой максимально эффективной социально-педагогической системы, в которой социальная работа включалась в качестве одного из существенных элементов.

В экспериментальной работе принимали участие весь коллектив ИК-2 (450 сотрудников и 3000 осуждённых), попечительский совет «Возвращение», сотрудники общеобразовательной школы и профессионально-технического училища ИК-2, Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова, Екатеринбургский филиал Московского государственного социального университета и др.

Организационно - методически эксперимент предполагал оп­тимизацию процесса ресоциализации на основе: дифференциации осуждённых, адекватной цели степени их исправления; установления социально-педагогической иерархии, стимулирующей правопослушное поведение осуждённых; организации воспитывающей информации, ситуации и микросоциальной среды, составляющих основу содержательного и деятельностного компонентов социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения. Рассмотрим теперь подробнее подготовительный этап этого эксперимента, поскольку именно он позволил получить в итоге очень хорошие результаты ресоциализации.

Как отмечает автор эксперимента С.А. Ветошкин, в подготовительный этап в ИК-2 входило создание такой социальной микросреды исправительного учреждения, которая бы обеспечивала эффективную ресоциализацию осужденных. Для этого были построены новые общежития с компактным проживанием в комнатах по три-четыре человека и тем самым созданы условия дополнительного стимулирования осужденных, решивших порвать с преступным прошлым и встать на путь правопослушного поведения. Кроме того, были решены вопросы проведения досуга с оборудованием комнат-баров, профилактория, спортзала, зимнего ботанического сада и т.д. Все эти элементы социальной микросреды предназначались в качестве стимулирования просоциального поведения осужденных, их активного включения в положительную социальную деятельность. На этой же стадии были созданы колонистские средства массовой коммуникации - кабельное теле­видение, радиогазета, газета «Диалог», организованы выпуски стенной печати. Учитывая значительную эффективность духовного влияния церкви в ИК были построены православная церковь, мусульманская мечеть, комната-часовня объединенной методистской церкви, во всех отрядах оборудованы уголки духовно­го общения.

Была восстановлена деятельность общеобразовательной школы. К образовательному процессу среди осуждённых и сотрудников ИК-2 были привлечены Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова и Екатеринбургский филиал МГСУ. На базе колонии создан Уральский учебный центр, координирующий получение всех видов образования осужденными, а также непрерывность и последовательность образовательного про­цесса. Причем повысить свое образование в этом центре могли осужденные не только ИК-2, но и других исправительных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области. Для этого руководством ГУФСИН было принято решение о переводе осуждённых, желающих учиться в колледже или институте, из других исправительных учреждений Свердловской области в исправительную колонию №2. Информация об этом была дана в областной газете для осуждённых «Зона», и желающих учиться по их заявлениям стали направлять в ИК-2. Все перечисленные элементы социальной работы с осужденными представляли собой целостную социально-педагогическую систему. Однако она все равно не могла бы эффективно функционировать без координации со стороны такого института гражданского общества как Попечительский совет.

В ИК-2 г. Екатеринбурга был создан и успешно функционировал попечительский совет «Возвращение», который способствовал привлечению общественности к решению вопросов жизнедеятельности исправительной колонии и ресоциализации осужденных.

Для осуществления постпенитенциарной поддержки осуждённых после их освобождения был построен центр социальной реабилитации, основное назначение которого заключалось в привитии навыков ответственного поведения осужденных непосредственно перед освобождением.

Учитывая зарубежный опыт, который предполагает использование труда осужденных, прежде всего, в целях ресоциализации, а не получения максимальной экономической прибыли, организаторы Екатеринбургского опыта сделали попытку обязательного трудоустройства осуждённых с учетом их индивидуальных потребностей в образовании, творческой, духовной деятельности и т.д.

Заслугой сотрудников ИК-2 г. Екатеринбурга является то, что они в максимальной степени использовали такую социально-психологическую закономерность в области менеджмента, как задействование объекта управления в принятии решений. Все положения, регулирующие поведение осужденных в ходе данного социального эксперимента, перевод их из одного вида содержания в другой, представления к условно-досрочному освобождению и т.д. проходили обсуждение на собраниях осужденных и получали их одобрение. Все это значительно повышало эффективность соблюдения установленных правил и способствовало более успешному процессу ресоциализации осужденных.

Например: при организации дифференциации осуждённых в за­висимости от их поведения было разработано положение об отрядах улучшенных условий содержания, отрядах самоконтроля и отрядах усиленного контроля, а также определен порядок перевода осуждённых из одних условий отбывания наказания в другие. Аналогично при организации социальной ин­формации были разработаны положения о деятельности кабельного телевидения, газеты и радио, была создана секция средств массовой информации. На основе УИК РФ и с учетом местной специфики было разработано также положение о предоставлении осуждённых к условно-досрочному освобождению, которое было обсуждено на общем собрании осуждённых и в котором были определены основные педагогические критерии исправления, не вошедшие в уголовно-исполнительное законодательство.

Аналогичным образом при организации духовного воздействия на осуждённых были разработаны положения о деятельности православного храма, мечети и других религиозных конфессий, осуществляющих свою деятельность на территории исправительной колонии №2 г. Екатеринбурга.

Таким образом, на основе системного, целевого подхода к рассмотрению совокупности взаимосвязанных социальных и педагогических факторов и глубокого изучения зарубежной и отечественной теории и практики инициаторами Екатеринбургского опыта были предложены организационные принципы социально-педагогической работы в пенитенциарном учреждении: принцип единого коллектива, принцип адекватного справедливого реагирования и принцип расширенного стимулирования. [ xxv ]

Принцип единого коллектива сотрудников колонии и осужденных способствует повышению эффективности социальной работы с осужденными за счет улучшения морально-психологического климата в исправительной колонии, устранения существующего нередко во многих исправительных учреждений антагонизма между сотрудниками учреждения и осужденными и позволяет привлечь последних к активной работе в самодеятельных организациях. Желание осужденных улучшить условия отбывания наказания и стремление освободиться условно-досрочно стимулируют их активное участие в общественной жизни учреждения и способствуют исправлению. При этом осужденные становятся из объектов воспитательного воздействия полноправными субъектами социально-педагогического процесса.

Принцип адекватного справедливого реагирования , заключающийся в том, что положительная или негативная реакция администрации учреждения на поведение осужденных должна соответствовать значимости положительного поступка при поощрении или тяжести проступка при наказании также способствует эффективности социальной работы с осужденными.

Принцип расширенного стимулирования предполагает добавление к традиционно существующим и оговоренным в уголовно-исполнительном кодексе РФ стимулам хорошего поведения осужденных широкого спектра нетрадиционных форм поощрения осужденных: таких, например, как организация отрядов с различными условиями содержания, предоставление длительного или краткосрочного свиданий не только для ближайших род-ственников осужденных, права фотографироваться в комнате длительного свидания или возможности записать видеофильм о себе для своей семьи, друзей и другое. Все это дает огромный социально-воспитательный эффект.

Одной из отличительных особенностей Екатеринбургского опыта является активное использование социологических исследований осужденных. Так, методом выборочного анкетирования в исправительной колонии №2 г. Екатеринбурга было установлено, что 94% осуждённых признают положительное влияние на их исправление дифференциации условий содержания в зависимости от степени правопослушного поведения. Методом сплошного анкетирования в карантине, при поступлении осуждённых в исправительную колонию, выяснено, что у 77% осуждённых имеется желание отбывать наказание в более облегченных условиях, а 86% осуждённых хотели бы освободиться из исправительной колонии условно-досрочно, при этом 90% опрошенных признали приемлемыми для реализации их потребностей такие условия, как примерное поведение, добросовестный труд, участие в общественной жизни пенитенциарного учреждения.

С целью повышения эффективности социальной работы и социально-педагогического процесса на основе аналитического исследования с привлечением психологов, социальных и воспитательных работников было осуществлено разделение осуждённых на три группы по степени их педагогической запущенности и их сопротивления воспитательному воздействию.

Такая дифференциация на основе диагностического аналитического исследования начинается с карантина, в котором создан жесткий режим неукоснительного соблюдения законных требований представителей администрации колонии, организовано изучение правил внутреннего распорядка, правил личной и общественной гигиены, этикета, занятия по строевой и физической подготовке и т.д. После изучения личности осуждённого, принятия от него зачетов по усвоенным дисциплинам осуждённые первой и второй групп распределяются в отряды «самоконтроля» (те есть, в обычные условия содержания), режим в которых практически полностью поддерживается силами самодеятельных организаций осуждённых.

Осуждённые третьей группы распределяются в отряд «усиленного контроля» (строгие условия) или в воспитательно-профилактический отряд (ВПО), где содержатся склонные к побегу,захватузаложников и другие социально опасные категории.

Из отрядов «самоконтроля» (обычные условия содержания) наиболее достойные осуждённые переводятся в отряд «улучшенных условий» (облегченные условия) с комнатным проживанием по три-четыре человека. Проживающим в общежитиях «улучшенных условий» разрешено иметь в каждой комнате телевизор, холодильник, библиотечку и др.

Отдельное место в общей социальной и социально-педагогической системе деятельности заняли колонистские средства массовой коммуникации. В соответствии с принципом единого коллектива осуждённые, и сотрудники исправительной колонии совместно принимают участие в их работе. Участие в работесредств массовой коммуникации имеет для осужденных большое не только воспитательное значение, но и позволяет некоторым из них трудоустраиваться после освобождения, так как осуждённые в ходе работы корреспондентами, операторами, дикторами фактически получают дополнительную квалификацию (журналистов, операторов, дикторов). Это позволяет им после освобождения сотрудничать в газетах и на каналах городского и областного телевидения.

Отдельно следует упомянуть о возможности осужденным получить высшее специальное образование по социальной работе. При помощи Екатеринбургского филиала Московского государственного социального университета возможность получить диплом специалиста по социальной работе получили как группа осужденных, так и ряд сотрудников ИК-2. В результате возникла возможность задействовать обучающихся и завершивших обучение по данной специальности осужденных в качестве помощников по социальной работе с осужденными. Таким образом, организаторы Екатеринбурского опыта смогли значительно расширить круг лиц, которые на профессиональном уровне могли бы осуществлять социальную работу с осужденными по всем направлениям, оговоренным ныне действующим Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения УИС.

Такие помощники начальников отрядов по социальной работе не только помогают сотрудникам выполнять часть рутинной менее квалифицированной работы в данной сфере деятельности, но иногда их помощь может оказаться значительно эффективнее, посокольку осужденные больше им доверяют в силу равенства их статусов и положения.

Все перечисленные составляющие Екатеринбургского опыта в конечном счете дали весьма хорошие результаты в социально-педагогическом воздействии на осужденных.

Подводя итог изложению Екатеринбургского опыта социально-педагогической и социальной работы с осужденными, следует указать на такую его специфику, как реализация социальной работы с осужденными в единстве со всей системой социально-педагогического воздействия, всех средств исправления осужденных. Помимо специалистов по социальной работе в оказании помощи осужденным принимают активное участие помощники начальников отрядов из числа самих осужденных, получившие специальное образование в ходе очно-заочной формы обучения в период отбывания наказания.

Если сравнивать основные положения Орловского и Екатеринбургского опыта социальной работы с осужденными, то можно отметить следующие общие черты. И там, и там деятельность социальных работников вплетена в общую систему деятельности сотрудников исправительного учреждения и связана посредством попечительских советов с другими элементами гражданского общества (общественными и религиозными организациями, социальными службами, государственной службой занятости населения, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и т.д.

Еще одной особенностью становления социальной работы и ее институционализации в УИС России на современном этапе является активное взаимодействие с зарубежными пенитенциарными системами, западными учеными-пенитенциаристами и политическими институтами, занимающимися реализацией модернизации пенитенциарной системой в глобальном масштабе.

В качестве примера такого эффективного сотрудничества можно привести реализацию в течение последних семи лет российско-швейцарского проекта, посвященного подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе в УИС России. Основными субъектами этого проекта явились Академия права и управления ФСИН России, УФСИН России по Орловской области и Департамент содействия и развития посольства Швейцарской Конфедерации. Впоследствии к реализации проекта присоединились Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Владимирский юридический институт ФСИН России. В рамках данного проекта швейцарской стороной оказывалось материальное и методическое содействие в подготовке специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений, были организованы на базе высших академических курсов Академии ФСИН России и ее Томского филиала, а также Вологодского института права и экономики ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России курсы профессиональной переподготовки сотрудников УИС по специальности «Социальная работа». [ xxvi ]

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля:

    В чем заключается специфика деятельности социальной службы в пенитенциарных учреждениях за рубежом?

    Назовите модели социальной работы в тюрьмах зарубежных стран.

    Какие модели социальной работы могут быть реализованы в ИУ нашей страны?

    Определите основные вехи истории пенитенциарной социальной работы осужденными в России?

    В чем заключалась суть реформирования тюремной системы в 70-80-е годы XIX века в России?

    Каковы основные этапы развития пенитенциарной социальной работы в исправительных учреждениях в послереволюционный период?

    В чем состоят нововведения в развитии социальной работы с осужденными в УИС России в конце ХХ века?

Литература к главе 2

18 Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность. - М., 1998.

19 Кузнецов М.И., Казанцев В.Н. Опыт пенитенциарной социальной работы в России: Монография. - Рязань,2007.

20 Уголовно-исполнительная система России. Статистический сборник (1983-2003 гг.). – М., 2003.

21 Социальная работа с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов передового опыта. – М.; НИИ ФСИН России, 2006.

22 Социальная работа в свете новых Европейский пенитенциарных правил: теория и практика: Сб. материалов междунар. научно – практич. конференции. - Вологда, 2007.

23 Кузнецов М., Ананьев О. Перспективы социальной работы с осужденными // Ведомости уголовно – исполнительной системы. – 2006 -№8.

24 Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе. - Рязань, 2005.

Глава 3. Теоретические основы и нормативное обеспечение социальной работы как профессиональной деятельности сотрудников УИС

§ 1. Теоретические модели профессиональной деятельности социальной работы в УИС

Пенитенциарная социальная работа, хотя и имеет довольно глубокие исторические корни, особенно в практической сфере, является новой, только формирующейся отраслью социальных знаний и направлением профессиональной деятельности. Очевидно, что общая теория социальной работы, будучи высшей формой организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях человека и общества, являющихся предметом деятельности социальных служб [ xxvii , С.21], наряду с другими положениями смежных наук должна служить основой для определения базовых научных концепций, обеспечивающих теоретико-методологическое познание и развитие феномена пенитенциарной социальной работы, а также выработку научно-обоснованных рекомендаций для повышения эффективности специфической практики ресоциализации осужденных. Вместе с тем, необходимо констатировать, что единой даже в своих базовых компонентах теории социальной работы, несмотря на возрастающую потребность в ней науки и практики, до настоящего времени не выработано.

Существующие варианты (В.И. Жуков, И.Г. Зайышев, В.И. Курбатов, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.), которые включают в себя отдельные элементы теоретического анализа содержания социальной работы, определяют внутриструктурные и внешние взаимосвязи с системообразующими науками (философия, социология, психология, педагогика, право) и другими смежными отраслями знаний о человеке и обществе, рассматривают различные типы теорий и моделей познания социальных действий, достаточно обоснованно считаются авторскими концепциями.

Их научное изучение показывает, что в зависимости от доминирующей направленности многочисленные современные теории социальной работы принято классифицировать и социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

Первая группа, опираясь на социологические теории систем, включает в себя варианты проведения структурной радикальной социальной работы: «модели жизни», экологической теории, социально-радикальную модель и, наконец, марксистскую модель [ xxviii , С. 61-64].

Реализацию современной стратегии помощи клиентам в формировании и оптимизации использования своих личностных и социальных ресурсов для улучшения или преодоления трудной жизненной ситуации предлагают психолого-ориентированные модели. К ним принято относить психодинамическую модель (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн), опирающуюся на принципы максимальной индивидуализации социальной работы, диагностику личностной составляющей в комплексе факторов-детериминант социальных проблем человека и определение технологии соответствующей помощи. Экзистенциальная модель базируется на восприятии и интерпретации представления клиента о самом себе и окружающем мире, особенно микросоциуме (группе, семье, коллективе). В рамках гуманистической модели (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл) социальная работа специалиста и самого клиента строится сугубо индивидуально на основе и в процессе самопознания, самоактуализации и самореализации последнего.

Собственная сущность, интегративный, обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл социальной работы актуализирует потребность в науке и развитии ее комплексных моделей, позволяющих решать возникающие у человека проблемы многосторонние с учетом различных аспектов, ее образующих. Поэтому широкое признание и применение получают комплексно-ориентированные модели, содержащие в себе как в системе элементы различных подходов.

На их основе достигается не только достаточно полное объяснение взаимосвязанных личностных ролей человека, но и их определенные изменения в процессе социального воспитания, обучения и коррекции поведения. Кроме того, в процессе реализации ролевой модели социальной работы осуществляется помощь в развитии адаптивных возможностей клиента с применением соответствующих методов и технологий. Среди них наибольшее распространение, в том числе и в работе с осужденными, получили: групповая дискуссия, психодрама, групповая терапия, перемена ролей и другие. Сферы применения этой модели обусловлены теми многообразными социальными ролями, которые выполняет человек (профессионала, партнера, родителя и т.д.).

Демократические тенденции общественного воздействия обусловили появление такой комплексной модели социальной работы, как когнитивная . Системно используя социологические и психолого-педагогические подходы, она главным образом путем различных видов консультирования обеспечивает регулирование социального поведения клиента в трудной жизненной ситуации, разрешение преимущественно адаптивных конфликтов, а также оптимизацию навыков самоуправления и социального функционирования в целом. Благодаря применению этой модели социальные ресурсы и обеспечение становятся доступными практически каждому нуждающемуся гражданину, в том числе и осужденному.

Комплексная витально-ориеитрованная модель или концепция жизненных сил объединяет в себе социологические и психолого-педагогические теории, которые объясняют сущность биосоциального развития человека, а также способствуют определению механизмов и путей ее оптимизации в процессе реабилитации «жизненных сил» и ресурсов личности.

Теория помогает институционализировать практику социальной работы. В настоящее время выделяют следующие модели социальной помощи:

Модель филантропической помощи,

Модель общественной благотворительности,

Модель социального обеспечения,

Модель социальных служб,

Модель княжеского и церковно-монастырского попечения,

Модель государственно-законодательного регламентирования,

Модель общественного призрения,

Модель общественно-территориального распределения,

Модель социального обеспечения,

Модель переходного периода.

Подробно указанные модели описаны в учебном пособии «Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность» [ xxix ].

Социальные работники в своей практике используют не только социально-ориентированные, но и психолого-ориентированные подходы, а именно, психоаналитический, бихевиористический и экзистенционально-гуманистический. В этом плане наиболее ценными являются следующие психологические принципы социальной работы:

Непрерывности воздействия,

Принцип личностного роста.

Для зарубежной социальной работы традиционно разделение ее на индивидуальную, групповую и общинную (работу с общинами).

Наиболее распространенным и общепризнанным в западной практике социальной работы является системный подход. Один из разновидностей этого подхода обосновали А. Пинкус и А. Милахан. Они выделили три основных типа социальных институтов, наиболее значимых в жизни человека:

Семья, друзья и т.п.,

Политические партии, профсоюзы,

Школа, правоохранительные органы и т.д.

Проблемные ситуации в жизни человека возникают в том случае, когда нарушаются или искажаются связи между ним и его окружением.

Существуют и другие варианты системных моделей социальной работы. Наиболее адекватным подходом, позволяющим описать реальную профессиональную деятельность социального работника, является междисциплинарный, системный или комплексный. Он предполагает, что социальный работник в своей деятельности с клиентом проводит различные виды диагностики и оказывает ему помощь посредством правовых, социально-экономических, психологических, медицинских, педагогических и управленческих методов и средств.

Исходя из этого, он как бы является мини-социологом, мини-юристом, мини-психологом, мини-медиком, мини-педагогом, но в полном объеме – менеджером, организатором, управленцем.

Социальный работник не может подменять конкретного специалиста. Но он должен быть достаточно компетентным в различных отраслях науки и практики.

Комплексный подход определяет функции, профессиональную компетентность и профессионально-важные качества социального работника, то есть уровень его профессионализма.

Системный или комплексный подход позволяет социальным работникам в деятельности с осужденными комплексно использовать различные виды стандартизированных ресоциализирующих программ. Этому вопросу посвящена, в частности, кандидатская диссертация С.Е. Тарабриной. [ xxx ]

Также описание ресоциализирующих программ содержится в хрестоматии «Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе». [ xxxi ]

История ресоциализирующих программ, реализующихся в настоящее время в пенитенциарных учреждениях США, восходит к концу ХVIII – началу ХIХ в. В этот период заключенные, изучая Библию, приобретали навыки функциональной грамотности. Основная цель программ состояла в том, чтобы вызвать в них чувство раскаяния в содеянном и настроить их на законопослушную жизнь после освобождения.

Нормативно-правовая база для исправительных программ была создана во второй половине ХХ века и законодательно закрепила за каждым осужденным право на участие в программах в соответствии с индивидуальными потребностями. В целом результаты нормотворчества сводятся к тому, что:

а) исправительные программы для осужденных должны быть нацелены на всестороннее развитие личности, включая социальный, экономический и культурный аспекты;

б) все осужденные должны иметь доступ к исправительным программам, в том числе к программам базового образования, профессиональным программам, творческой, религиозной и культурной деятельности, программам по физической культуре и спорту, социальным программам, программам высшего образования, пользованию библиотеками;

в) усилия сотрудников учреждения должны быть направлены на побуждение осужденных к активному участию в исправительных программах;

г) все сотрудники, чья деятельность не связана напрямую с исправительными программами, должны оказывать максимальную поддержку их работе;

д) исправительные программы должны занимать важное место в режиме учреждения, а осужденным, принимающим участие в программах повышенного уровня, должны предоставляться определенные привилегии;

е) профессиональные программы обязательно должны учитывать наличие спроса на те или иные специальности;

ж) большое внимание должно уделяться творческой и культурной деятельности, поскольку она способствует саморазвитию и самовыражению осужденных;

з) при наличии возможности осужденным должно быть разрешено участие в программах за пределами учреждения;

и) в исправительных программах, даже если они реализуются в стенах учреждения, по возможности должны принимать участие внешние общественные организации;

к) для наиболее эффективной реализации исправительных программ учреждение должно быть укомплектовано высококвалифицированными сотрудниками-воспитателями осужденных, а также обеспечено необходимыми финансовыми средствами и оборудованием.

Исправительные программы, реализующиеся в пенитенциарных учреждениях США, преследуют три основные цели – педагогически целесообразное распределение времени осужденных, повышение морального уровня жизни в исправительном учреждении и всесторонне развитее личности осужденных (знания, умения, навыки, социальные установки, поведение). Однако, как показал анализ зарубежных и отечественных исследований данной проблемы, в американских пенитенциарных учреждениях достижение данных целей происходит чаще, нежели в российских исправительных колониях.

Преимущество исправительных программ перед обычной воспитательной работой обусловлено их гибкостью, способностью отвечать индивидуальным запросам отдельных осужденных, адаптированностью познавательного материала, скоординированностью системы действий руководителей и других сотрудников учреждения, мотивацией лиц, лишенных свободы; постановкой перед ними не глобальных проблем, но максимально близких и доступных целей; использованием индивидуального подхода.

Однако для российских условий особенно актуальной становится реализация выявленного алгоритма применения исправительных программ: психологические программы – социальные программы – общеобразовательные программы – профессиональные программы.

В современной практике пенитенциарных учреждений функционируют следующие виды исправительных программ: психологические программы (направленные на решение психических и эмоциональных проблем осужденных, например, алкогольная и/или наркотическая зависимость), социальные программы (направление на развитие у осужденных коммуникативных навыков, улучшение социальной обстановки), общеобразовательные программы (необходимые для осужденных, не имеющих среднего образования или просто желающих приобрести дополнительные образовательные знания) и профессиональные программы (направленные на приобретение специальности, улучшение экономического благосостояния и поддержание жизнеобеспечения учреждения).

Психологические программы представляют собой первый этап в процессе ресоциализации. Они предназначены для тех осужденных, которые совершили преступление по причине каких-либо эмоциональных и/или психических расстройств, под влиянием алкогольной и/или наркотической зависимости. К этому виду программ относятся: программа психотерапии, программа групповой терапии, программа по контролю гнева, программа функциональной музыки, программа «Мои жизненные планы» и др. Как свидетельствуют результаты исследования, психологические программы для осужденных являются максимально развитыми по сравнению с другими видами исправительных программ.

Социальные программы охватывают программы по решению социальных проблем, а также религиозные и развлекательные программы. Программы по решению социальных проблем в учреждениях США представляют собой собрания, где обсуждаются интересующие заключенных явления современного общества, такие как образование, наркомания, воспитание молодежи. Помимо получения необходимой информации, эти собрания предоставляют людям великолепную возможность научиться рассуждать, развивать собственную речь, анализировать, уважать чужое мнение, коллективно принимать весомые решения. В России эти программы начали активно использоваться в связи с введением в штаты исправительного учреждения специалистов по социальной работе.

Религиозные программы – это групповые и индивидуальные беседы, а также занятия по изучению Библии и нравственных основ христианства, большая роль в них отводится переписке осужденных с добровольцами. Данные программы служат эффективной психологической защитой от гнетущей обстановки исправительного учреждения и в России являются одними из наиболее развитых.

Развлекательные программы нацелены на то, чтобы осужденные имели возможность качественно и с пользой для себя проводить досуг. Они позволяют создать благодатную почву для улучшения социальной атмосферы учреждения, формируют условия для установления позитивных социальных контактов на основе общих интересов, способствуют формированию у осужденных таких социальных качеств, как умение работать в команде, прислушиваться к мнению другого, принимать общие решения, дают осужденным возможность саморазвития и приобретения позитивного жизненного опыта.

Общеобразовательные программы наиболее распространены в пенитенциарных учреждениях и представляют собой очередной этап в процессе подготовки осужденных к участию в профессиональных программах. К общеобразовательным программам относится получение образования на различных уровнях (основное, среднее, высшее), а также программы, обучающие работе в библиотеке и компьютерном классе, программы общеразвивающего характера. Для того, чтобы данные программы возымели успех, необходимо проанализировать причины неуспеваемости осужденного и мотивации обучения, его познавательные потребности.

Участие осужденных в профессиональных программах является одним из важнейших этапов процесса их исправления. Этот вид исправительных программ объединяет программы по приобретению специальности, производственные программы и программы по жизнеобеспечению учреждения. Программы по приобретению специальности призваны выработать у лиц, содержащихся в местах лишения свободы, профессиональные знания, умения и навыки, имеющие спрос на рынке труда. При успешном окончании программы участнику выдается государственная лицензия, сертификат или диплом. Производственные программы направлены на поддержание финансового благополучия учреждения и лишь косвенно позволяют осужденным получить ту или иную специальность. Обычно они функционируют на базе крупных фирм, где осужденные изготавливают продукцию, необходимую для нормального функционирования учреждения либо продаваемую на внешнем рынке, и получают зарплату, приближающуюся к минимальной. Программы по жизнеобеспечению учреждения необходимы для функционирования различных служб. Они охватывают ведение документации, противопожарную службу, доставку почты, общественное питание, аптеки, уборку помещений и внешней территории, обслуживание водопроводных систем, электротехнического оборудования и др. Несмотря на свое чисто утилитарное значение, программы по жизнеобеспечению учреждения в полном объеме выполняют воспитательную функцию, а в отдельных случаях и образовательную.

Для того, чтобы эффективно оценить результат участия осужденных в исправительных программах, необходимо тщательно фиксировать количество записавшихся на программу и закончивших ее, причем подробно анализировать каждый случай досрочного прекращения посещения занятий. Также крайне важно отслеживать судьбу участника программы после освобождения, в частности, его трудоустройство. Весьма эффективно в данной связи сравнение заработной платы, получаемой человеком до тюремного заключения и после него. Помимо этого, необходимо учитывать, насколько правильной была последовательность участия осужденного в разных видах исправительных программ, поскольку ее нарушение может привести к неудаче тех видов программ, участие в которых требует предварительной подготовки за счет других видов. Существенную роль в адекватности оценки играет скоординированность целей организаторов программ различных уровней. В свою очередь, цели, которые ставятся перед участниками программ, должны быть доступными и реально достижимыми.

Значительные перспективы реализации и развития в пенитенциарной социальной работе имеет социально-педагогическая модель. Подобный вывод базируется на целом ряде объективных положений и обстоятельств.

Во-первых, несмотря на некоторые различия в подходах к определению сущности социальной работы, специалисты едины в том, что эта деятельность направлена на обеспечение полноценной жизни каждого человека в обществе, его всестороннее развитие и максимально полную самореализацию. С древнейших времен установлено, что социально воспитание и образование являются важнейшими элементами его социализации, в решающей степене предопределяющими результаты развития личности. Различные формы асоциальности, в том числе и преступность, во многом детерминированы дефектами воспитания человека. Следовательно, как формирование его социального облика (социализация), так и устранение определенных личностных деформаций (ресоциализация) должны осуществляться в специально созданных образовательно-воспитательных учреждениях и среде.

Во-вторых, наряду с воспитанием и образованием на успешность процесса социализации личности влияет множество разнообразных, разнопорядковых, разноуровневых факторов. А.В. Мудрик и другие структурировали их на группы: мега-, макро-, мезо-, и микрофакторы. Признавая очевидность их воздействия на людей, особенно конкретных индивидов, его характер, являющийся предметом исследования различных отраслей знания, в значительной степени не познан.

Как научный факт установлено, что влияние этих факторов, осуществляемое непосредственно или опосредованно, различается по степени значимости и силе, которая, в свою очередь, причинно обусловлена возможностью управления им. Для реализации последних специально создаются различные социальные институты, предназначенные направлять, а при необходимости – корректировать процесс развития личностных качеств, опыта поведения и отношений в соответствии с общественными нормами и ценностями, а также регулировать негативное воздействие отдельных факторов либо нейтрализовать его. Важнейшим таким институтом во всех странах является уголовно-исполнительная система.

В-третьих, учреждениями и органам, исполняющим наказание, свойственны общие и специфические признаки не только правовых, но и социальных институтов. Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд общее образование, профессиональная подготовка, общественное воздействие, психологическая помощь и собственно наказание применяются в УИС как основные педагогические по своей сути средства ресоциализации осужденных. В этот перечень может, и в перспективе, несомненно, будет, законодательно включена пенитенциарная социальная работа, поскольку дополнив систему средств, именно она должна способствовать более высокой результативности деятельности УИС по ресоциализации осужденных и возвращению в общество людей, подготовленных к жизни в нем в соответствии с установленными нормами.

Рассмотренные выше теории и модели социальной работы занимают определенное место в ее общей теории. Развиваясь дифференцированно, они активно проявляют стремление к сближению, взаимопроникновению, интеграции. Эти тенденции доминируют в процессе приращения социального знания о явлениях, происходящих в УИС, консолидации практических усилий сотрудников- специалистов гуманитарного профиля (воспитателей, психологов, социальных работников), привлечения к деятельности исправительных учреждений общественности и всех заинтересованных лиц. Выбор и практическое применение, по нашему мнению, обусловлены социально-экономическими, культурно-историческими особенностями (внешними факторами), а также конкретно-ситуативной характеристикой и субъективной спецификой личности клиента, их общностей, среды функционирования и социального работника (внутренние факторы).

Присоединяйтесь

> График работы рынка Футьен

График работы рынка Футьен

Футьен (Futian) — один из крупнейших торгово-выставочный центр в Китае. Расположен в девяти километрах от аэропорта и Ж/Д вокзала. Это один самых динамично развивающихся Рынков в Китае. Лидер по количеству магазинов и шоурумов для товаров народного потребления и разнообразию представленной продукции. Успеху превращения Футьена в центр оптовой торговли способствовали прежде всего огромный выбор и низкая стоимость товаров народного потребления. Но не будем увлекаться хвалебными словами о рынке и вернемся к теме нашей статьи о графике работы рынков в Иу.

Время работы

Рынок Футьен как и большинство рынков в Иу работает без выходных 7 дней в неделю с 09:00 до 17:00.

Ночной рынок работает 7 дней в неделю с 6:30 до 23:00

Нерабочие дни в Иу

Рынок Футьен (Futian), как и все остальные оптовые рынки в Иу не работают 7 дней во время празднования дня образования КНР. Кроме этого рынки не работают 1-2 дня во время таких праздников как календарный новой год, день почитания умерших, день труда, фестиваль драконовых лодок, праздник середины осени. Подробнее о праздниках читайте .

Рынок Футьен как и все остальные рынки в Иу не работают как минимум 14 дней во время празднования нового года по лунному календарю. Не смотря на то что официально не рабочими днями обычно утверждаются только 7 дней. Всё дело в том что в Иу как на рынках так и на заводах работают не местные люди, у которых нет отпусков. Единственное время в году когда они могут побыть с семьёй это китайский новый год. По этому, многие работодатели отпускают своих рабочих на 2-3недели. В эти дни город Иу заброшен и безлюден так как закрывается всё начиная от розничных магазинов до оптовых складов.

P.S. Логистические компании в Иу, обычно, прекращают принимать груз за 10-14 дней до китайского нового года.



Технология социальной работы с осужденными женщинами

Для осужденных женщин в ИУ законом предусмотрены выезды из ИУ : для решения вопросов определения местонахождения ребенка по достижении им 3 лет; для решения вопросов трудового (бытового) устройства; выезды по исключительным личным обстоятельствам; выезды в очередной отпуск (трудовой); имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на срок до 15 суток.

Осужденные женщины, имеющие детей, на основании нормы УИК РФ отовариваются в магазине без ограничений.

Социальная работа в ИУ с осужденными женщинами строится аналогично в соответствии с теми же требованиями, формами, методами, что и для всех осужденных в УИС.

Основные задачи социальной работы с осужденными в ИУ

1. Содействие в создании и обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания в виде лишения свободы.

2. Организация и обеспечение социальной защиты нуждающихся в ней осужденных (инвалиды, пенсионеры и т. д.).

3. Помощь осужденным в поиске для них социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т. д.), а также привитие навыков ведения здорового образа жизни.

4. Помощь в разрешении и изображении возможных конфликтных ситуаций для категорий осужденных, способных на рецидивные проявления.

5. Помощь в социальном развитии осужденного, повышении уровня его социального самоконтроля.

6. Содействие осужденным в получении помощи различных специалистов (медицинских работников, психологов, специалистов по социальной работе и т. д.).

7. Содействие в создании для осужденного таких отношений в период пребывания в местах лишения свободы, которые наилучшим образом препятствовали бы развитию негативных факторов влияния на его личность.



8. Оказание содействия (где это возможно) в поддержании и развитии социального статуса осужденного.

9. Содействие в установлении и поддержании социально-полезных связей между осужденными и внешней средой людей.

10. Поддержание в среде осужденных деятельности, направленной на развитие оказания социальной помощи и поддержки штамп из их же числа.

11. Проведение подготовки к освобождению, проведение мероприятий, направленных на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию: оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Специфика условий проведении социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях

Изоляция осужденных от общества.

Раздельное содержание мужчин и женщин.

Проведение социальной работы при исполнении уголовного наказания.

Жесткие правовые рамки организации жизнедеятельности, учебы, труда, взаимоотношений между персоналом и осужденными.

Наличие у граждан, осужденных к лишению свободы, своего статуса (прав и обязанностей), определенного специальными и ведомственными нормативными актами.

Проведение социальной работы в ИУ с осужденными в условиях незавершенного формирования и окончательно приобретенного статуса самостоятельной социальной службы

Одновременное участие в реализации в части функций специалистов по социальной работе имеющейся штатной численностью начальников отрядов, которые фактически отвечают за реализацию административно-воспитательных функций.

Недостаточное участие в социальной работе с осужденными в ИУ общественных объединении, цель деятельности которых состоит в показании содействия в исправлении осужденных

При большом бюджете целесообразно лично приехать в Китай для оптовых закупок. Мы готовы встретить вас в аэропорту, помочь поселиться в гостинице, решить все бытовые вопросы, сопровождать в поездках по фабрикам, помочь с размещением заказов. Работа в Китае будет построена следующим образом.

  1. Предварительная подготовка
    Перед вашим приездом проведем мониторинг рынка Китая по интересующей вас группе товаров. Подберем нескольких надежных поставщиков среди сотен китайских фабрик. Подготовим оптовые прайс-листы с ценами производителей, без китайских посредников.
  2. Организация поездки
    Заранее спланируем график посещения фабрик. Встретим вас в аэропорту или на вокзале, поможем поселиться в гостинице, решим возможные бытовые проблемы. При необходимости купим билеты на внутренние рейсы по Китаю.
  3. Выбор продукции
    Вместе с квалифицированным гидом-переводчиком, знающим вашу группу товаров, вы посетите фабрики и оптовые рынки и разместите заказы. Наш сотрудник сфотографирует товар, возьмет образцы для сравнения, выпишет фактуры. По окончании работы вы получите электронный файл со всей информацией по вашему заказу.
  4. Оплата заказов
    При размещении заказов выплачивается депозит от 5 до 30% стоимости заказа. Окончательный расчет производится только после проверки готовой продукции за фактически поставленное количество, соответствующее заказу.
  5. Проверка продукции
    Готовую продукцию мы примем либо у поставщика, либо на своем складе в Китае и проверим на соответствие качества и количества. Вернем или заменим возможный брак. По факту поставки рассчитаемся с поставщиками. Для большей сохранности переупакуем хрупкий товар и подготовим упаковочный лист.

Доставка и оплата

Весь полученный от поставщиков товар мы взвесим, измерим, промаркируем и предоставим вам отчет в электронном виде, содержащий фото, информацию о количестве, стоимости, весе и объеме товара. Затем, в зависимости от размеров закупленной партии и ваших пожеланий, мы отправим товар к вам в составе сборного груза или отдельным контейнером, или передадим вашей транспортной компании здесь в Китае.

Оплатить закупаемый в Китае товар мы предлагаем двумя способами.

  1. Если вы покупаете большую партию товара и имеете валютный счет, оплачивайте товар по контракту внешнеэкономической деятельности переводом денег на расчетный счет китайского поставщика либо на счет китайской экспортной компании.
  2. Если объем закупки невелик или вы не хотите становиться участником ВЭД, оплачивайте товар через нашу российскую компанию по агентскому договору или договору купли продажи.

Стоимость поездки

В Иу неплохие трехзвездочные гостиницы рядом с рынком стоят 120-180 юаней за двухместный номер с интернетом и завтраком. Цены в более дорогих отелях начинаются от 350 юаней. На текущие расходы вам потребуется 150-200 юаней в день. Сим-карту лучше купить местную за 100 юаней. Этих денег хватит на звонки по Китаю и мобильный интернет в течение 2-3 недель.

С собой лучше всего брать небольшую сумму в долларах на текущие расходы. Обменять наличные доллары на юани можно в любом банке или специальных обменных пунктах в аэропорту. С рублевых карт Виза или Мастеркарт можно снимать 20 000 юаней в день в банкоматах китайских банков. Перед поездкой обязательно уточните в своем банке, какой дневной лимит на снятие наличных с вашей карты и позволяет ли банк снимать деньги за границей.