Налоговые изменения в. Изменения в корпоративном законодательстве. Изменения для новостных агрегаторов

Прошлый год для большинства россиян трудно было назвать удачным – ценник в магазинах неуклонно повышался, а власти то и дело говорили о новом увеличении налогов и штрафов. 31 декабря, когда этот год, наконец, закончился, многие облегченно вздохнули, однако на 2017-й едва ли стоит возлагать большие надежды. В попытках залатать дыры в бюджете власти будут продолжать увеличивать налоговую нагрузку, и она вырастет, как для бизнеса, так и для простых граждан.

Акцизы

Уже с первого дня года были увеличены ставки акцизов почти на все подакцизные товары – спиртное, табак и топливо. В частности, на 10 рублей − до 36 рублей за литр − вырос налог на шампанское из сырья иностранного производства, а на неигристые вина − с 9 до 18 рублей за литр. С 9 до 21 рубля за литр увеличились акцизы на сидр, пуаре и медовуху, кроме того уже по традиции станет дороже из-за акцизов и крепкий алкоголь.

Существенно увеличились ставки по всем видам табака и сигарет. Ставки акцизов на сигареты составят 1562 рублей на тысячу штук +14,5% расчетной стоимости в 2017 году, акциз на трубочный, курительный, жевательный и другие виды табака, в свою очередь, увеличился до 2520 рублей за килограмм. На последующие два года также предусмотрено поэтапное повышение всех ставок.

По самым скромным подсчетам законодателей из «Единой России» пачка в результате этого подорожает на 25-30 рублей, а представители МВД подсчитали, что цены на пачку сигарет в результате достигнут 220 рублей. Также в перечень подакцизных товаров впервые вошли нагреваемый табак и электронные сигареты. Теперь налогом в 40 рублей за штуку облагается само устройство и используемая жидкость (10 рублей за 1 мл).

Однако даже если вы совсем не курите и не пьете, раскошелиться всё равно придётся. С 1 января увеличились ставки акцизов на автомобильный бензин 5-го класса с 10130 рублей за тонну до 10535 рублей за тонну, на дизельное топливо − с 5293 до 6800 рублей и далее будет ещё поэтапно повышаться до 2019 года, как и ставки акцизов в отношении других товаров. Вполне ожидаемо, что все эти расходы в конечном итоге лягут на плечи потребителей.

Предполагается, что таким образом властям это повышение позволит собрать дополнительно уже в 2017 году около 430 млрд рублей в федеральный бюджет, ещё 345 млрд рублей в 2018 и 487 млрд рублей в 2019 году. Таким образом, планируемая сумма за три года составит 1,26 трлн рублей.

Платон

Любимый налог всех транспортных компаний в этом году тоже увеличится, причем сразу в два раза, несмотря на то, что власти неоднократно говорили о его заморозке. Повышение будет проводиться поэтапно: в феврале тариф повысят до 2,6 рубля за километр, а в июне до 3,06 рубля. Таким образом, власти хотят приблизиться к той ставке, которую они хотели установить первоначально в 3,73 рубля за километр. Сумма сборов за прошлый год оценивается в 20 млрд рублей, из них на содержание самой системы «Платон» ушло более половины. По оценкам Минтранса, за 2017 год удастся собрать в два раза больше – увеличение ставок обещает повысить общую сумму сборов до 33 млрд рублей. При этом пострадают больше всего сами перевозчики, многие из которых и так работают на грани рентабельности, и ритейлеры, для которых существенно могут вырасти закупочные цены.

Экологический сбор

В 2017 году впервые начнёт работу экологический сбор за утилизацию отходов. Данный налог уплачивается производителями и импортерами товаров, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств. Исключение составляют товары, которые подлежат утилизации, но вывозятся из России. Всего нормативы по утилизации установлены в отношении 36 групп товаров. К ним относятся товары, изготовленные из бумаги, картона, полимерных материалов, стекла, резины и текстиля. Ставки сбора устанавливаются в зависимости от вида товаров. Самый высокий сбор установлен в отношении аккумуляторных батарей – 33 476 рублей за тонну. Для электронной и электробытовой техники сумма сбора составит 26 469 рублей за тонну. Относительно высоки и ставки на резину и изделия из неё – 7109-8965 тысяч рублей.

Планируется, что уже в 2017 году сбор принесет в государственную казну около 6,5 млрд рублей, а в течение пяти лет выплаты по нему увеличатся до 30 млрд рублей в год. Деньги пойдут на финансирование различных государственных программ по защите окружающей среды и, в частности, на строительство заводов по переработке мусора. Однако фактическая потребность в инвестициях на создание таких заводов намного выше – 150 млрд рублей.

Малый бизнес

Хотя власти неоднократно заверяли нас в том, что нагрузка на малый бизнес увеличиваться не будет, 2017 год показывает обратное.

Для тех предпринимателей, которые работают на патентной системе налогообложения, вырастут ставки по приобретению патентов. Так, в Москве, где работает большинство предпринимателей России почти по шестидесяти видам деятельности, стоимость патентов увеличилась более чем на 10% − с 1500 до 1650 рублей в месяц.

Кроме того, с 2017 года начинают действовать новые правила, согласно которым налогоплательщики будут обязаны обеспечить передачу фискальных данных в онлайн режиме, перейдя на новые кассовые аппараты. До 1 июля это должны сделать все предприниматели кроме тех, кто работает на ЕНВД и патентной системе налогообложения, а с 1 января 2018 года и они. Новые правила будут распространяться почти на все виды деятельности и не обойдут стороной даже такие из них, в которых установка онлайн-касс более чем затруднительна: например, в сфере услуг, когда швеи или парикмахеры выезжают на дом.



Законы, которые внесут изменения в нашу жизнь в 2017 году Самые минимальные расходы на приобретение одного такого кассового аппарата нового образца обойдутся предпринимателю в 25 тысяч рублей. Дополнительно придётся оплачивать услуги интернет-связи, услуги оператора фискальных данных (от 2-3 тысяч рублей в год, в дальнейшем ожидается, что их услуги вырастут до 12 тысяч рублей), расходы на программное обеспечение кассового аппарата – от 5 тысяч рублей. Фактически, расходы на это новшество будут дорого обходиться предпринимателям, и вполне возможно, что это заставит некоторых уйти в тень.

Фиксированные взносы, которые теперь будет администрировать не Пенсионный фонд, а налоговые органы, теперь тоже будет выше. В 2017 году из-за нового значения МРОТ в 7,5 тысяч рублей минимальный фиксированный платеж составит 27990 рублей, что выше на 20% аналогичного платежа за прошлый 2016 год.

Налог на Google

C 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому иностранные компании обязаны уплачивать НДС, если они занимаются торговлей и предоставлением услуг на территории России через интернет. Так называемый «налог на Google» затрагивает работу множества компаний, среди которых Google, Apple, Microsoft, eBay, Aliexpress, площадка-магазин компьютерных игр Steam и многие другие. Под действие закона попадает широкий спектр различных видов электронных товаров и услуг. Он распространяется на программы, игры, базы данных, онлайн-аукционы, рекламные площадки, хранение данных, работу хостинг-провайдеров и многое другое. Ожидается, что эта мера принесет в бюджет до 10 млрд рублей, однако интернет-компании переложат выплаты на плечи своих клиентов. Так, например, компания Google уже в декабре объявила о повышении цен на 18%.

Штрафы

Уже не первый год подряд российские власти ужесточают законодательство для нарушителей, увеличивая размеры различных штрафов. Бюджет это пополняет весьма эффективно. Уже за 11 месяцев прошлого года по статье «Штрафы, санкции и возмещение ущерба» государству удалось собрать 50,3 млрд рублей, что больше, чем за 11 месяцев 2015 года, на 78%. В новом году на этом решили не останавливаться. С 1 января введен новый штраф за неуплату налогов физическими лицами. В частности, теперь те, кто не вносил имущественный, транспортный или земельный налог, будут обязаны уплатить штраф в размере 20% от суммы задолженности. Причем теперь отсутствие извещения из налоговой не будет считаться реабилитирующим обстоятельством. Граждане обязаны самостоятельно уведомить налоговую о том, что приобрели имущество, иначе это будет рассматриваться как утаивание собственности.

Юридических лиц власти тоже не обошли вниманием. С октября 2017 года будет введена прогрессивная шкала расчета пеней при уплате задолженностей. Это означает, что до 31-го календарного дня просрочки компания должна будет уплачивать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, а после него – из расчета 1/150 ставки рефинансирования, т.е. фактически штрафы увеличатся в два раза.

Согласно новому законодательству, особенно сильно достанется тем компаниям, которые держат у себя работников. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ ужесточается ответственность за задержку зарплаты. Для должностного лица от 10 до 20 тысяч рублей, для предпринимателя от тысячи до 5 тысяч рублей, для организации – от 30 до 50 тысяч рублей. А при повторном нарушении верхняя граница штрафов ещё возросла – до 30 тысяч для предпринимателей и должностных лиц и до 100 тысяч для организаций.

Новые штрафы грозят и тем работодателям, кто платит зарплату ниже МРОТ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Госпошлины

Исхудавший бюджет заставляет власти выискивать средства всеми возможными методами, а потому выросли в цене даже госпошлины. С 200 до 300 рублей стала больше пошлина при получении паспорта гражданина РФ, а с 500 до 1500 рублей выросла плата при утере этого документа. Ещё дороже обойдется стоимость получения биометрического заграничного паспорта – 3500 рублей против предыдущих 2500 рублей. С 1000 до 1600 рублей повысилась стоимость оформления недвижимости, а подача иска в суд стала стоить 300 рублей для физического лица и 6000 рублей для компании.

1 января 2017 года вступают в силу изменения в законодательстве России. Они значительно меняют правила ведения бизнеса. Среди них: порядок регистрации недвижимости, новые правила выплаты страховых взносов, замена свидетельств о регистрации юр.лиц и ИП на выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, перевод всех кассовых аппаратов в онлайн-режим и т.д. Об изменениях в законах с 2017 читайте в обзоре.

Отмена свидетельств о регистрации юридических лиц и ИП

Налоговые инспекции будут выдавать вместо свидетельств о регистрации листы записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Процедура регистрации останется прежней, но вместо привычных бумажных бланков новые юрлица и ИП получат выписки из реестров по установленным приказом ФНС формам.

Как сказано в самом приказе, изменение нужно для улучшения электронного взаимодействия «заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей <...> и учёта налогоплательщиков». Это в духе последних законотворческих инициатив: упразднить все официальные бумажные свидетельства на бланках строгой отчётности и выдавать людям только справки-выписки из публичных реестров (что с июля 2016 года уже произошло в сфере государственной регистрации прав на недвижимость).

Единый государственный реестр недвижимости

С 2017 вводится единый реестр недвижимости (ЕГРН) и сокращает сроки регистрации и кадастрового учета, а так же получение выписок. В ряде случаев учет и госрегистрация будут проводиться одновременно: а) если объект недвижимости регистрируется впервые или ликвидируется, а права на него зарегистрированы в ЕГРН. б) в исключительных ситуациях, оговоренных в законе.

Теперь машино-места - это официально признанные объекты недвижимости, поэтому можно их регистрировать и продавать в таком качестве, а не как долю в праве на здание. Приготовьте деньги - ставки платы за запрос сведений из ЕГРН повышаются. За отдельную плату документы о регистрации доставят в офис.

К нововведениям относится и создание базы госреестра в электронном виде, что снизит риск мошенничества, защитит права собственности россиян и безопасность зарегистрированных данных. В Росреестре подчеркивают, что с началом работы ЕГРН вырастет надежность хранения данных о квартирах, дачах, земельных участках по всей стране. А значит, гарантирует защиту прав собственности на миллионы объектов.

Новый закон имеет ряд преимуществ для граждан и предпринимателей. Регистрация будет проводиться без территориальной привязки будущего собственника, когда документы на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости- можно подать в любом офисе приема-выдачи документов, независимо от места расположения объекта недвижимости. При регистрации не требуется представлять учредительные документы юрлица - их Росреестр запросит сам по межведомственным каналам.

Изменения для торговли

Для торговых сетей:

Уменьшен размер ретробонусов, выплачиваемых поставщиками: теперь за продвижение товара ритейлеры получат 5% от его стоимости (вместо 10%).

Изменены сроки расчётов за поставку продуктов - от 8 до 40 календарных дней в зависимости от срока годности товара.

С 1 января 2017 года договоры между поставщиками и ритейлерами, противоречащие новым положениям закона о торговле, признаются недействительными.

Онлайн-кассы

До 1 июля 2017 года все торговые предприятия с ККТ должны перейти на онлайн-кассы. Для этого придется купить новое оборудование, заключить договор с оператором фискальных данных, провести бесперебойный интернет во всех пунктах продаж и обучить персонал. С 1 февраля 2017 года можно будет зарегистрировать только новые кассовые аппараты с фискальным накопителем.

Для бизнеса это дополнительные расходы и хлопоты. Нарушения новых правил повлекут за собой штрафы.

С 1 января 2018 года перейти на онлайн-кассы должны будут даже ИП на патенте и вмененке, которые до этого могли не иметь кассовых аппаратов вовсе. Единственное, ИП сможет зарегистрировать онлайн-кассу прямо на сайте ФНС. Уже сейчас нужно проверить договор с оператором электронного документооборота и срок действия электронной подписи.

Налог на Google

С 1 января 2017 иностранные компании начинают платить НДС за продажи цифрового контента в России. Ожидается, что это коснется магазинов игр и других приложений. В частности, Google Диск уже уведомил российских пользователей, что будет собирать с них НДС в размере 18 %.

Изменения для туроператоров

С 2017 установлены новые правила для туристических компаний. Операторы, отправляющие россиян за границу, должны будут платить сразу в два фонда: резервный и фонд персональной ответственности. Эта норма позволит защищать туристов от непредвиденных срывов поездки. Кроме того, клиенты смогут требовать от компании свидетельство о включении в федеральный реестр туроператоров. Турагенты, в свою очередь, отныне обязаны передавать полученные деньги оператору.

Изменения для новостных агрегаторов

В 2017 вступает в силу нововведение, касаемое новостных агрегаторов в интернете: теперь они несут ответственность за информацию, взятую не из зарегистрированных СМИ и не с официальных сайтов.

Изменение налогового законодательства

Самое важное: теперь все социальные взносы, кроме травматизма, обслуживает ФНС. Раньше все эти взносы собирали ФСС и ПФР и они же контролировали страхователей.

ФНС займется проверками страхователей и распределением полученных средств. Теперь это будет единый социальный страховой сбор (ЕССС) и в итоге - одна платёжка, один КБК. Старые формы в ПФР и ФСС отменяются. ФНС утвердила новые отчеты и сроки уплаты. Уже сейчас проведите сверку с ФСС по уплаченным страховым взносам.

С одной стороны это хорошо потому, что удобно будет платить в одно место и по одной платежке. Фонды не справляются с администрированием взносов, а участие налоговых органов повысит, как ожидается, собираемость соцвзносов. С другой, ФНС будет строже относится ко всякого рода нарушениям.

Взносы на травматизм

Без специального подтверждения видов деятельности ФСС рассчитает тариф взносов на травматизм по самому рискованному виду деятельности, который указан в ЕГРЮЛ. Причём не важно, ведёте ли вы её в реальности или она только на бумаге. Проверьте, есть ли ненужные виды в ЕГРЮЛ, и подайте заявление о подтверждении основного вида деятельности уже сейчас.

С 1 января 2017 года начинает действовать обновлённая редакция правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, имеющая отношение к компаниям с несколькими видами деятельности. Устраняется неоднозначная формулировка о том, что тариф для компаний, не подтвердивших вовремя основной вид деятельности, устанавливается исходя из самого опасного вида деятельности из осуществляемых этим страхователем.

Теперь не важно, осуществляет ли работодатель фактически тот вид деятельности, по которой рассчитан тариф, или нет - для ФСС будут иметь значение только коды ОКВЭД, указанные в ЕГРЮЛ. Из них ФСС выберет деятельность с наиболее высоким классом профессионального риска. Чтобы этого избежать, надо вовремя подтвердить реальную основную деятельность.

Пояснения по НДС только в электронном виде

С 1 января 2017 года все пояснения к декларации по НДС, которые требует налоговая, нужно подавать только в электронном виде. Прямо указывается, что в бумажном виде пояснения от налогоплательщиков, которые отправляют декларацию в электронном виде, не будут считаться представленными и, соответственно, её могут привлечь к ответственности.

Лимиты для ИП по упрощенной системе налогообложения

Перейти на «упрощенку» (УСН) предпринимателям станет легче: с 1 января 2017 года лимит для перехода на УСН повышается до 112,5 млн рублей.

УСН скоро смогут пользоваться ИП, годовой доход которых или остаточная стоимость основных средств не превысят 150 млн. Причём пока индексации этих предельных величин не планируется. Теперь льготную «упрощёнку» могут применять и более успешные компании.

ЕНВД сохраняется

Среди изменений по «вмененке» также появляется и возможность ИП уменьшить ЕНВД на личные страховые взносы. Раньше, если предприниматель имел наёмных работников, он мог снизить размер налога только на сумму страховых взносов в пользу работников (не более чем на 50%), но не на сумму взносов, уплаченных за себя.

Штрафы за непредставление пояснений

Уточняется, что непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган по его запросу пояснений карается штрафом 5000 рублей за первый случай и 20 000 рублей за повторное в течение года нарушение.

Раньше эти штрафы тоже существовали, но касались в целом непредставления сведений, а не пояснений по декларациям. С 1 января 2017 года за отказ в даче пояснений оштрафуют так же, как за непредставление сведений.

Изменения в кадровом учете

Микропредприятия со штатом менее 15 человек освобождаются от необходимости утверждать локальные трудовые акты. Это положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, график сменности и т. д. Нужно только разработать трудовой договор, в котором присутствуют все необходимые положения заменяемых локальных актов.

Работники и соискатели смогут проходить специальный экзамен и получить независимую оценку своей квалификации. Работник или соискатель, претендующий на осуществление определённых видов деятельности, сможет получить свидетельство о квалификации, которое подтвердит его соответствие обязательным профстандартам и другим официальным требованиям к квалификации, если по данной должности они установлены. Сведения о выданном свидетельстве заносятся в специальный реестр.

Компания вправе самостоятельно решить, отправлять ли сотрудника на НОК, но в любом случае направить можно только с его письменного согласия. Для компании это расходы, если инициатором выступает она. Но расходы можно списать при расчёте налога на прибыль и при УСН. Компания получит официальное подтверждение квалификации сотрудника либо, если экзамен он не выдержит, сможет, опираясь на полученное в аттестационном центре заключение, доучить сотрудника. Работник же получит универсальный документ, который будет признан всеми работодателями.

Если оценку оплатит работодатель, расходы на оценку квалификации сотрудников можно будет списать. Расходы на прохождение независимой оценки квалификации своих работников работодатель сможет учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов. Это касается и тех, кто работает на УСН: при расчёте единого налога расходы на проведение оценки можно вычесть из дохода.

Изменения в корпоративном законодательстве

Новое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью демонстрирует возросшее доверие государства к директорам обществ и усталость от предварительных процедур согласования, а также связанных с их несоблюдением рисков оспаривания важных сделок.

Отменено обязательное предварительное согласие на сделки с заинтересованностью.

Сокращен список лиц, способных оспорить сделку: акционеры и участники с числом голосов меньше 1% лишены права противодействовать заключению сделок.

Введены понятия контролирующего и подконтрольного лица (вместо аффилированного), повышен порог для признания контролирующим лицом с 20% до 50% участия в подконтрольном обществе или его органе управления.

Расширен перечень случаев, на которые не распространяются нормы о заинтересованности. Например, покупка офисных принадлежностей у родственников на сумму меньше 0,1% балансовой стоимости активов общества - не сделка с заинтересованностью.

Изменён подход к определению крупной сделки: главный критерий теперь не сумма сделки, а выход её за рамки обычной деятельности.

Возросло значение рыночной цены актива - специально для ситуаций, когда не ценный по балансу, но ценный в реальности актив выводится по «некрупной» сделке.

Совет директоров теперь может давать заключение о крупной сделке вместо решения об одобрении.

В результате компании смогут тратить меньше времени и денег на выполнение корпоративных процедур и без проволочек вести ту самую «нормальную хозяйственную деятельность», о которой так много говорят законы о хозяйственных обществах.

Миноритарии, у которых даже нет 1%, не смогут начать процедуру оспаривания, которая часто используется как инструмент корпоративной борьбы.

Так как в плане крупных сделок во главу угла ставится понятие «обычная хозяйственная деятельность», первым делом теперь смотрим на суть сделки, а не на её размер. Обычная сделка, которую можно не согласовывать, - это сделка, которая принята в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению её вида либо существенному изменению её масштабов.

Если все же нужно согласие на крупную сделку, оно может быть «рамочным», с альтернативными условиями, что дает больше простора для исполнительных органов компании в реализации согласия.

Даже если договор крупный, но выгодный и упустить его не хочется, теперь можно заключить сделку под отлагательным условием, то есть под условием её последующего одобрения акционерами.

Так как при описании заинтересованности перечислен исчерпывающий список физлиц (супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сёстры, усыновители и усыновлённые) и убрано дополнение «аффилированные лица», теперь сделка с родственниками, которые не названы в этом перечне, - это не сделка с заинтересованностью и её можно заключать без опасений.

Расширение электронного документооборота

С 1 января 2017 во все суды, у которых будет такая техническая возможность, можно будет представлять документы в электронном виде. Активно пользуясь усиленной квалифицированной электронной подписью, любые документы можно смело направлять в арбитражный суд в электронной форме, в том числе заявление об обеспечении иска (которое логически и хронологически часто сопутствуют иску).

Не далеки те времена, когда весь деловой документооборот будет электронным: онлайн-кассы, больничные, отчёты. Но будем ли мы при этом меньше расходовать бумаги на дублирование электронных документов - вопрос открытый.

Регулирование госзакупок

Целый ряд изменений законодательстве в 2017 году происходит в системе госзакупок. В частности, переход унитарных предприятий с 223-ФЗ на более строгий 44-ФЗ. Те госкомпании, которые продолжат пользоваться 223-ФЗ, должны обеспечить приоритет российских поставщиков. Их заявки при сравнении с «импортными» будут оцениваться на 15 % дешевле фактически предложенной цены. Ужесточены требования к гособоронзаказу: в частности, новые полномочия при его контроле получила ФАС.

По материалам "Секрет фирмы"

Последние пару лет руководство страны воздерживалось от открытого повышения налогов для физических лиц и предпринимателей. Однако после выборов в Госдуму снятие ограничивающей налоговые изменения политической составляющей и вопрос повышения налоговых сборов вновь активизировался в умах правительственных чиновников.

На днях Минфин РФ направил российскому правительству и депутатам Госдумы проект основных направлений налоговой политики на 2017 год и перспективу 2018-2019 годов. Что это за изменения и как эти меры отразятся на рядовых гражданах, а также малом и среднем бизнесе?

1. Увеличение акциза на крепленые вина - с 9 до 18 рублей

К крепленым винам относится весьма обширный перечень алкогольной продукции: портвейны, вермуты и вина, крепость которых достигается не естественным брожением, а добавлением в них этилового спирта. Двукратное повышение акциза на данные напитки приведет к их удорожанию примерно на 25-40 рублей за бутылку.

На так называемые «вина с защищенным географическим названием» акциз будет увеличен с 5 до 10 рублей за бутылку. К данной категории относятся большинство легких столовых вин, которые обычно именуются по названию местности выращивания винограда, послужившего сырьем. Такое вино может называться «Бургундское» или «Крымское» (но никак не «777»). Стоимость сухого, полусладкого и сладкого вина увеличится с введением новых акцизов на 20-30 рублей за бутылку. Для потребителей легкого вина это будет малозаметно ввиду его более высокой стоимости в сравнении с крепленым. На игристые вина и шампанское акцизы поднимать вовсе не будут.

Налоговые изменения коснутся и пива крепостью до 0,5% (так называемого «безалкогольного»). Сейчас акциз на его производство не взимается, что привело к росту выпуска пива с градусностью ровно 0,5% , которое безалкогольным назвать уже трудно. С 2017 года планируется прировнять такое пиво к обычному (крепостью от 0,5 до 8,6%) и установить налог - 21 рубль с бутылки. В данный момент акциз на алкогольное пиво составляет 20 рублей.

2. Под акцизное налогообложение могут попасть «электронные» сигареты

На одноразовые электронные сигареты Минфин РФ предлагает установить акциз 40 рублей за штуку, а на курительную жидкость, используемую в многоразовых электронных сигаретах, - 15 рублей за миллилитр.

Таким дифференцированным увеличением сборов с разных категорий алкогольной и табачной продукции предполагается бороться с засильем низкокачественного крепленого вина, а также слабоалкогольного пива и суррогатных заменителей сигарет, столь полюбившихся молодежью.

3. Увеличение налога на бензин и дизтопливо

Сейчас налоговом облагается только 98-й бензин (класса 5) - 7530 рублей за тонну. Остальной бензин идет по повышенной ставке 10 500 рублей за тонну, а дизтопливо по пониженной - 4150 рублей.

В 2017 году Министерство финансов планирует повысить акциз на 92-й и 95-й бензин - до 13 100 рублей, сохранив его размер до 2019 года. На дизтопливо налог предлагается увеличить в 2017 году до 7400 рублей за тонну, с дальнейшим повышением к 2019 году до уровня 8080 рублей.

Повышение акциза на бензин, в случае принятия предложений Минфина, составит порядка 25%, а на дизтопливо - почти 80%. В результате этих мер стоимость бензина на автозаправках увеличится на 2-3 рубля, что довольно существенно в сравнении с обычным среднегодовым ростом 1,3-1,8 рубля.

Если акцизы на дизельное топливо будут подняты до 7400 рублей за тонну, то его литр на заправке подорожает на 6-8 рублей, что практически сравняет его стоимость с бензином «Евро - 98» (на этот вид планируется повышение только на 35%).

4. Введение налога на незарегистрированную недвижимость

Речь идет об инициативе финансовых властей по взиманию налога с собственников земли, на которой находится незарегистрированная постройка, причем истинных владельцев недвижимости искать в этом случае не планируется.

Администрировать налог на недвижимость планируется по схеме, которая работает при взимании штрафов за нарушение правил дорожного движения: не важно, кто управлял машиной и совершил административное правонарушение - штраф за него платит собственник машины. Похоже, финансовое ведомство предлагает идти по пути наименьшего сопротивления: собственника земли (как и владельца машины) отыскать просто, а владельца недвижимости (или того кто был за рулем) не всегда.

5. Увеличение размера пени за несвоевременную уплату в федеральный и местный бюджеты различных налогов, сборов и взносов

Сейчас размер пени равен одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ. Предлагается увеличить его до одной стовосьмидисятой (рост в 2 раза).

Такой же размер пени существует при несвоевременной оплате задолженности в различные государственные ведомства, и даже частные предприятия (жилищно - эксплуатационные управления, например). Если по задолженности в бюджет пени будут повышены в 2 раза, то и в указанные учреждения придется платить также в 2 раза больше.

Предположим, человек сегодня имеет задолженность по квартплате в сумме 30 тыс. рублей. Пени ему начисляются, исходя из процентной ставки 10% годовых (10/300=0,033333% в день х 30 тыс. рублей = 10 рублей). То есть 10 рублей - это и есть ежедневная сумма пени. Сумма незначительная, однако, учитывая тот факт, что долги людей перед государственными органами и другими юридическими лицами подчас исчисляются шестизначными суммами, то двукратное увеличение пени может серьезно ударить по карману.

6. Оптимизация федеральных льгот по региональным налогам

Пожалуй, самый интересный пункт из налогового послания Минфина в Госдуму - предложение так оптимизировать федеральные льготы по региональным налогам, чтобы они с федерального уровня «перекочевали» на региональный, где местные власти могут их благополучно отменить.

В настоящий момент региональные власти обязаны предоставлять отдельным категориям граждан льготы по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет. С нового 2017 года предлагается ввести переходный период от одного года до пяти лет (для разных категорий льготников), в течение которого налоговые льготы будут сохраняться. Затем субъектам федерации будет предоставлено право самим решать сохранять эти налоговые льготы или отменить их.

Если учесть, что большинство субъектов федерации это регионы-реципиенты с хронической нехваткой денежных средств нетрудно догадаться, каково будет решение властей на местах. Цель подобных мер - предоставить право регионам самим собирать средства на собственное существование, а не просить трансферты из федерального бюджета. Тем самым у центра появляется возможность снижать дотации регионам, а непопулярные фискальные решения будут осуществляться руками местных властей.

Причем здесь нефть?

Значительную роль в количественных характеристиках новых налоговых платежей - вводимых и повышаемых - сыграет цена на нефть.

Если наблюдаемое сегодня повышение стоимости продлится до конца года, а цена Brent будет держаться на уровнях 50-60 долларов за баррель, то жесткого сценария увеличения налогового бремени населению удастся избежать.

Если же в начале 2017 года нефть продолжит расти и выйдет к уровням 70-80 долларов за баррель (что вполне вероятно), правительству и депутатам будет трудно объяснить народу усиление фискальных мер на фоне такого выраженного экономического позитива. А значит, если к марту будущего года поправки в налоговое законодательство депутатами все еще не будут приняты, можно с уверенностью утверждать, что они будут или вовсе «забыты», или ограничатся полумерами - «слабой тенью» готовящихся сейчас изменений. По предварительной оценке, проект изменений, внесенный на обсуждение в Госдуму, содержит только первые шаги по увеличению налоговой нагрузки на граждан. Максимальные же изменения налогового законодательства будут проведены после президентских выборов 2018 года.

К исходу 2017 года повышение цен на нефть может остановиться, а к середине 2018 года тема увеличения фискальной нагрузки на население вновь обрести былую актуальность.