Федеральные стандарты аудиторской деятельности рекомендуются. Стандарты аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита

Отечественные стандарты определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

    Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

    Внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные аудиторские стандарты

Разработанные проекты правил (стандартов) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 27.01.2011):

Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита

Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита

Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите

Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства

Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны

Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты

Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности

деятельности аудируемого лица

Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита

Правило (стандарт) № 13. Утратило силу

Правило (стандарт) № 14. Утратило силу

Правило (стандарт) № 15. Утратило силу (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)

Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка

Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица

Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры

Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений

Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора

Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации

Правило (стандарт) № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта

Правило (стандарт) № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н:

ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении

ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении

ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.

ФСАД 5/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

ФСАД 6/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Вопросы для самопроверки:

    Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?

    Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.

    Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.

    Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.

    Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными дли аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В настоящее время в РФ действуют 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Перечень стандартов и нормативных актов, которыми они утверждены, представлен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень аудиторских стандартов

Нормативный документ Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405 Правило (стандарт) № 7. Внутренний контроль качества аудита Правило (стандарт) № 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом Правило (стандарт) № 9. Аффилированные лица Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2004 № 532 Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 №228 Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений Правило (стандарт) № 22.Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Правило (стандарт) № 23.Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторы руководствовались 38 правилами (стандартами), которые были созданы на протяжении 1996 - 2000 гг. и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской «Федерации. В настоящее время при проведении аудиторских проверок возможно применение некоторых из этих стандартов, если они не имеют аналогов среди указанных федеральных правил (стандартов). На это указывает п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать по следующим направлениям работы:

Структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

Расшифровывание, дополнение и уточнение положений российских правил (стандартов);

Методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

Организация сопутствующих аудиту услуг;

Образование и переподготовка кадров.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федерации Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е гг. XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера.

Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специальные - стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.


Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) - профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации , разработанные Министерством финансов . Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года ; на данный момент действуют 29 (5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита .

В настоящее время действует 29 стандартов. Список заканчивается номером 34, но пятый, шестой, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый стандарты утратили силу.

Список стандартов

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности . (основан на МСА 200)

5. Аудиторские доказательства .(Утратило силу)(МСА 500)

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности . (Утратило силу)(МСА 700)

7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту . (МСА 220)

8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 400)

10. События после отчетной даты . (МСА 560)

12. Согласование условий проведения аудита . (МСА 210)

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита . (Утратило силу)(МСА 240)

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита . (Утратило силу)(МСА 250)

15. Понимание деятельности аудируемого лица . (Утратило силу) (МСА 310)

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях . (МСА 501)

18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников . (МСА 505)

19. Особенности первой проверки аудируемого лица . (МСА 510)

21. Особенности аудита оценочных значений . (МСА 540)

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника . (МСА 260)

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица . (МСА 580)

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами . (МСА 120)

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация . (МСА 402)

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 710)

28. Использование результатов работы другого аудитора . (МСА 600)

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита . (МСА 610)

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации . (МСА 920)

31. Компиляция финансовой информации . (МСА 930)

32. Использование аудитором результатов работы эксперта . (МСА 620)

33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 910)

34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях . (МСА 220)

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011)

8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" в других словарях:

    Профессиональные стандарты аудиторской деятельности - к) профессиональные стандарты федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности … Официальная терминология

    РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - (англ. auditing regulation) – система мер по становлению и развитию рынка аудиторских услуг, а также по защите взаимных интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В некрых странах аудиторская деятельность… …

    ПРАВИЛА - (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих аудиту услуг, а также к по рядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Правила - (стандарты) аудиторской деятельности Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    АУДИТОРСКИЕ ПРАВИЛА - (СТАНДАРТЫ) (англ. audit rules and standards) – документ, регламентирующий единые требования к осуществлению аудиторских проверок и оформлению материалов по ним, а также к проведению сопутствующих им услуг, оценке качества аудита, порядку… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Аудит - (Audit) Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности Проверка какого либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом Содержание Содержание Оприделение История аудита в Древнем Мире Развитие аудита в Развитие… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование. Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый … Википедия

    Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный аудит … Википедия

    Министерство финансов - (Ministry of Finance) Определение Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Информация об определении Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Содержание Содержание Определение Права Основные задачи минфина РФ … Энциклопедия инвестора

    Финансовый регулятор - (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Стандарты по аудиторской деятельности. Сборник нормативных актов , . Настоящее издание содержит федеральные стандарты аудиторской деятельности, правила аудиторской деятельности. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» иКодекс профессиональной этики…

Стандарты в аудиторской деятельности


В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике является определенной гарантией качества проверки.

Цели и основные принципы стандартов аудиторской деятельности заключаются в следующем.

  1. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие при их соблюдении соответствующий уровень гарантии результатов аудиторской проверки. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  2. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов, сдаваемых для получения права заниматься аудиторской деятельностью.
  3. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
  4. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы аудита.

1. Международные аудиторские стандарты

стандарт аудиторский нормативный

Создание системы международных экономических связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, чтобы расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и получить возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

МСА представляют собой справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать их дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество. Заметим, что единственный официальный язык стандартов - английский.

Аудиторы, проводящие аудит в соответствии с МСА, обязаны наряду с их требованиями выполнять в полном объеме требования Кодекса этики профессионального бухгалтера МФБ.

Профессиональные требования на международном уровне разрабатывает несколько организаций, в том числе МФБ, созданная в 1977 г. Аудиторскими стандартами занимается КМАП, который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Статус МСА определяется тем, что эти международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, указанные стандарты при условии необходимой адаптации используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. MCA содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране.

Первое издание МСА на русском языке было осуществлено в 1999 г, Текст нового перевода в 2001 г. был взят за основу отечественными разработчиками при подготовке российских ФСАД.

Начиная с 2004 г. в МСА были внесены существенные изменения в связи с пересмотром концепции корпоративного внутреннего контроля. Это было связано с использованием новой концепции выявления аудиторских рисков на основе анализа внутреннего контроля организаций, отчетность которых рассматривает аудитор. Предпосылкой к применению данной концепции стала особая важность борьбы с недостоверной финансовой отчетностью для заинтересованных пользователей.

К числу МСА, таким образом, были добавлены новые стандарты:

  1. МСА 315 «Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения отчетности»;
  2. МСА 330 «Аудиторские процедуры, выполненные в ответ на оцененные риски».

В них рассмотрены оценка аудитором рисков существенного искажения отчетности и дальнейшие процедуры по оцененным рискам, которые увязаны с анализом надежности системы внутреннего контроля организаций с точки зрения рисков возможного искажения финансовой отчетности за счет мошенничества или ошибки.

В декабре 2006 г. были утверждены новые редакции ряда МСА, которые введены в действие с 15 декабря 2008 г.:

  1. Предисловие к Международным стандартам по контролю качества, аудиту, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности, и сопутствующим услугам (Preface to the International Standards on Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance and Related Services);
  2. MCA 240 (пересмотренный) «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности» (ISA 240. The Auditor"s Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements (Redrafted));
  3. MCA 300 (пересмотренный) «Планирование аудита финансовой отчетности» (ISA 300. Planning an Audit of Financial Statements (Redrafted));
  4. MCA 315 (пересмотренный) «Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация» (JSA 315. Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement Through Understanding the Entity and Its Environment (Redrafted));
  5. MCA 330 (пересмотренный) «Аудиторские действия в ответ на оцененные риски» (ISA 330. The Auditor"s Responses to Assessed Risks (Redrafted)).

IAASB также внесены изменения в стандарты по аудиторской отчетности:

МСА 700 (новая редакция) «Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения» (ISA 700. The Independent Auditor"s Report on a Complete Set of General Purpose Financial Statements. Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements);

  1. MCA 705 (пересмотренный, новая редакция) «Модификация независимого аудиторского заключения» (ISA 705. Modifications to the Opinion in the Independent Auditor"s Report);
  2. MCA 706 (пересмотренный, новая редакция) «Поясняющие параграфы и другие вопросы независимого аудиторского заключения» (ISA 706. Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor"s Report);
  3. MCA 800 (пересмотренный, новая редакция) «Специальные вопросы: аудит финансовой отчетности специального назначения и специфических элементов учета или позиций финансовой отчетности» (ISA 800. Special Considerations - Audits of Special Purpose Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statement);
  4. MCA (ISA) 805 (пересмотренный, новая редакция) «Задания к заключению по краткому финансовому отчету» (ISA 805. Engagements to Report on Summary Financial Statements).

Проект MCA 700 представляет собой новую редакцию стандарта, пересмотренного в 2004 г. Остальные стандарты по отчетности были полностью переработаны с тем, чтобы обеспечить их последовательность относительно МСА 700. Эта работа была закончена в 2006 г., и теперь стандарты выносятся на обсуждение в рамках программы по повышению четкости стандартов.

Также IAASB выпустила предварительные проекты МСА 510 (пересмотренный) «Особенности первой проверки аудируемого лица» и МСА 530 «Аудиторская выборка».

В течение 2007-2008 гг. предполагалось пересмотреть, а в ряде случаев и переработать остальные стандарты, чтобы к декабрю 2008 г. предложить аудиторскому сообществу полный комплект МСА в формате программы Clarity. Примером может служить проект переработки МСА 540 «Аудит бухгалтерских оценочных значений, включая оценки по справедливой стоимости, и их раскрытий», который предполагает в числе прочего объединение действующих МСА 540 «Аудит оценочных значений» и МСА 545 «Аудит оценок по справедливой стоимости и их раскрытий». В ходе пересмотра и доработки стандартов формируется объем обязательных требований для аудиторов, проводящих аудит по МСА. Эти требования будут определять специфику аудиторских проверок начиная с декабря 2008 г.


Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации


В разных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различным. В наиболее развитых странах применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах в качестве стандартов часто утверждают МСА как таковые, с комментариями или без них. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА.

В конце 1993 г., как уже говорилось выше, были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), детально регламентирующих деятельность аудиторов. При разработке правил за основу был взят мировой опыт, т. е. материал, изложенный в МСА. Однако российские правила имели свою особенность: они были схожи с МСА по идеям, но содержали российские инструкции по структуре, шире и подробнее раскрывшие многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.

Отметим, что Правила (стандарты) аудиторской деятельности разработанные до принятия Закона об аудиторской деятельности, не утверждались, а одобрялись Комиссией по аудиторской деятельное™ при Президенте РФ. Между тем российским законодательством не предусмотрена процедура «одобрения» нормативных актов как способа и) принятия. Теоретически это позволяет ставить под сомнение обязательность Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных указанной Комиссией, и свидетельствует о неурегулированности настоящего вопроса.

Ряд нормативных актов, принятых после вступления в силу Закон об аудиторской деятельности, не устранил, а, напротив, обострил дискуссионность правовой силы стандартов. Так, постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторским организациям и аудиторам до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности предлагалось руководствоваться в своей деятельности Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской, деятельности при Президенте РФ. Заметим, что указанное постановление также не содержало прямой ссылки на обязательный характер прежних правил (стандартов).

После принятия 7 августа 2001 г. Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались законодательством. Эта проблема был; урегулирована изданием постановления Правительства РФ от 23.09.200: № 696, которым были утверждены Федеральные правила (стандарты аудиторской деятельности. В соответствии с этим постановлением Правительства РФ (с последующими изменениями и дополнениями) по со стоянию на 1 августа 2008 г. разработаны 34 ФСАД.

Стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг. Определения и виды стандартов приведены в Законе об аудиторское деятельности.

Стандарты аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оцени качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:

  1. на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будут уточнены с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов международным с четким обоснованием всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.

В результате все стандарты аудита в России можно разделить на три группы:

  1. ФСАД, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
  2. ФСАД, имеющие существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;
  3. ФСАД, не имеющие аналогов в МСА. В ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель подготовить пакет документов, основанный на системе документов МСА, и стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее, в силу различных причин некоторые российские стандарты, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально со стандартами МСА, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.

Кроме того, значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе МСА.

Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями. Это связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается; так, 25 августа 2006 г. были приняты восемь ФСАД (№ 21-24), 22 июля 2008 г. также принята очередная серия стандартов: № 32-34.

ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также дня аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

К августу 2008 г. было разработано и принято 34 ФСАД (№ 1-6 утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, № 7-11 - постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, № 12-16 - постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, № 17-23 - постановлением Правительства РФ от 16.04.2005, № 24-31 - постановлением Правительства РФ от 25.08.2006, № 32-34 - постановлением Правительства РФ от 22.07.2008). С 1 января 2009 г. некоторые стандарты были пересмотрены с учетом изменений МСА, а некоторые отменены. Таким образом, на настоящий момент приняты следующие ФСАД:

  1. № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  2. № 2 «Документирование аудита»;
  3. № 3 «Планирование аудита»;
  4. № 4 «Существенность в аудите»;
  5. № 5 «Аудиторские доказательства»;
  6. № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  7. № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
  8. № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  9. № 9 «Связанные стороны»;
  10. № 10 «События после отчетной даты»;
  11. № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
  12. № 12 «Согласование условий проведения аудита»;
  13. № 13 «Обязанность аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
  14. № 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита»;
  15. № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица» - утратил силу;
  16. № 16 «Аудиторская выборка».
  17. № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  18. № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
  19. № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
  20. № 20 «Аналитические процедуры»;
  21. № 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
  22. № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
  23. № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
  24. № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;
  25. № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую отчетность которого подготавливает специализированная организация»;
  26. № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  27. № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»;
  28. № 28 «Использование результатов работы другого аудитора»;
  29. № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»;
  30. № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;
  31. № 31 «Компиляция финансовой информации»;
  32. № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;
  33. № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

№ 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Фактически большая часть принятых ФСАД представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность, утратив при этом детали, содержавшиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.

В то же время стиль ФСАД отличается от повествовательного изложения МСА, он имеет директивную форму, более распространенную в российских регламентирующих документах.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФСАД.

Принятие на общегосударственном уровне ФСАД, близких по форме и содержанию к МСА, является важным шагом на пути к реформированию российского аудита в направлении международной интеграции.

Всего планируется завершить формирование первоочередного пакета из 39 стандартов, соответствующих международным стандартам аудита (МСА). Кроме того, в соответствии с решением Совета о «Дорожной карте» (плане действий) по приведению федеральных правил (стандартов) в соответствие с МСА Комиссией по аудиторской практике начинается работа в данном направлении с одновременным мониторингом процессов по внесению изменений непосредственно в МСА.

В соответствии с планом работы Совета по аудиторской деятельности продолжается также подготовка соответствующих методик. В настоящее время Советом одобрены шесть методических рекомендаций, в том числе:

  1. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация);
  2. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов;
  3. Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг;
  4. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности;
  5. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость;
  6. Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.

Продолжается разработка Методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп с учетом одобрения Советом хода работы по подготовке проекта Методических рекомендаций по аудиту кредитного портфеля банка. В ходе подготовки проекта профильной комиссией делаются шаги, направленные на усиление координации работы с ЦБ РФ.


Стандарты общественных аудиторских объединений


Профессиональные (саморегулируемые) аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В России наряду с общенациональными ФСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных объединений аудиторов, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Национальные ФСАД должны содержать основные, базовые требования, а аудиторские объединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ФСАД. Именно в стандартах профессиональных объединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, образцов расчетов уровня существенности и т.п.


Внутрифирменные аудиторские стандарты


Внутренние стандарты аудиторских фирм могут служить для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки.

К этому виду стандартов могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

ФСАД предоставили аудиторам большую самостоятельность в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных.правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.

При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе работы, в том числе и при получении знаний о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимых как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. Аудиторской фирме целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность их корректировки в зависимости от особенностей деятельности аудируемых лиц. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур; аудиторы могут оставлять только подходящие для конкретной проверки процедуры, дополняя их специальными действиями, характерными только для конкретного клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем аудируемого лица.

При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что для формирования общего впечатления о системе внутреннего контроля следует принимать во внимание её компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.

Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.


Список литературы


1. Герасимова, Е.Б. Основы аудита: Учебник / Р.П. Булыга, Н.Д. Бровкина, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, 2010. - 272 c.

Кыштымова, Е.А. Основы аудита: Учебное пособие / Е.А. Кыштымова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.

Парушина, Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: Учебное пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 560 c.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под-тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан-дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе-чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль-зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес-печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

Разработкой таких профессиональных норм на международном уров-не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж-дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведе-ны в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и не-обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред-ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко-водство по их применению.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

Финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

Понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра-ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об-зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на-логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

Выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде-ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь-зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен-ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

При проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи-нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме-нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди-тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

Аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа-ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи-тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию .

Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от-ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди-та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между-народные стандарты используются в качестве базы для создания собст-венных подобных стандартов.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна-родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте-чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди-торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор-ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио-нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др.

Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре-ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле-дующие разделы:

Общие положения - формулируется цель и задачи стандарта, объект

стандартизации и сфера применения;

Основные понятия и определения - содержатся определения аудитор-ских терминов и их краткая характеристика;

Сущность стандарта - обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

Практические приложения - отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.

В экономической литературе описаны две классифи-кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы:

Общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес-сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза-висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы-полняемой работы, и др.

Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче-ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по-лучения доказательных материалов и др.

Правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от-ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).

Вторая классификация построена аналогично классификации Между-народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4).

Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ-ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла-ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра-циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре-бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа-ций" внутренние стандарты аудиторской организации - это до-кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще-ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам-ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель-ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди-торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель-ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи-зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

Целесообразности - иметь практическую пользу;

Преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут-ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

Логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело-стность и ясность изложения;

Полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

Единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи-зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про-верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от-четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо-димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши-бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели-чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско-вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха-нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде-ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по-ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.

Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

Общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня-тий, сферы применения;

Цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про-блемы, решение которых обеспечивается его применением;

Определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом:

Оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста-вить согласно требованиям стандарта;

Перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково-дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначе-нию могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.).

Наименование групп внутренних стандартов

Наименование видов внутренних стандартов

1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту

1.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру

1.2. Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности

1.3. Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации

1.4. Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов

2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита

2.1. Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора

2.2. Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита

2.3. Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля

2.4. Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств

2.5. Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц

2.6. Стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита

3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов

3.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений

3.2. Стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

3.3. Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью

Продолжение

4. Специализированные стандарты

4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений

4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов

5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг

5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудито-ра по специальным аудиторским заданиям

5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации

6. Стандарты по образова-нию и подготовке кадров

6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов

6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров

Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают-ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут-верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель-ными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко-вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан-дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото-рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек-тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при-ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер-ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло-жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле-ния аудиторской организации.