Государственная служба занятости населения рф. Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения

Регулирование занятости в Российской Федерации на всех уровнях осуществляется на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражает стремление общества к эффективной, свободно избранной занятости.
Основанием для построения государственной политики занятости являются принципы, изложенные в принятом в 1991 году Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы.
Сегодня государственная политика занятости сводится к мерам по обслуживанию весьма незначительной части безработных. Между тем её основное назначение заключается в обеспечении необходимого баланса между интересами государства в экономической области и решением социальных проблем, напрямую зависящих от фактора занятости населения или степени удовлетворения его потребности в работе. Исходная задача политики занятости заключается не только в обслуживании безработных, но и в профилактике безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе упреждающего воздействия на ситуацию в области занятости, а также использования мероприятий по поддержанию достойного жизненного уровня как занятого населения, так и лиц, находящихся на рынке труда.
Приоритетными направлениями политики занятости должны стать активное содействие занятости населения путем стабилизации экономически целесообразных рабочих мест, развитие гибкого рынка труда, активизация трудовой мобильности населения, повышение доходов работающих, профилактика бедности. Важная роль при этом отводится выбранному типу политики, в соответствии с которым государство реализует эти направления: пассивный или активный. При пассивной политике основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям - поддержание спроса на продукцию, безработным - выплату пособий и помощь в трудоустройстве.
Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет индивид, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта, помогая в трудоустройстве. В своей основе эти меры дают возможность для человека изменить уровень доходов и повысить не только свой жизненный уровень, но и своей семьи.
Активная политика занятости проявляется в мероприятиях поддержания достойного жизненного уровня, как занятого населения, так и лиц находящихся на рынке труда, отображенным в приведенной выше Программе содействия занятости. Основные направления политики:
1. Помощь в трудоустройстве, которая обеспечивается прежде всего через содействие установлению контакта между ищущими работу и работодателем. Правовая основа изложена в ст. 12. п.1 Закона о занятости: «Государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве». В качестве примера реализации активной политики занятости приведены показатели по городскому центру занятости, достигнутые в 2001 году, который является одним из наиболее сложных в части положения на рынке труда Республики Бурятия. В 2001 с помощью городского центра занятости населения г. Улан-Удэ было трудоустроено 35%из общего количества обратившихся в службу в поиске работы. Реализация этого направления необходима при работе с представителями всех трёх типов незанятых жителей - высокоактивных, среднеактивных (более подробно о типах незанятых в §6.2.). А вот среди низкоактивных эта мера может быть применена только на тех, кто ориентирован на дальнейшее трудоустройство, прежде всего молодежный сегмент, женщины.
2. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке обусловлено, прежде всего, высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку должны компенсироваться государством через систему налоговых льгот. В 2001г. 1490 безработных были направлены на профессиональное обучение, из них 68% составляли женщины. По оценкам экспертов, 80% незанятых готовы повысить свой квалификационный, образовательный уровень и изменить невостребованную на рынке труда профессию в целях повышения своих возможностей к адаптации. Это обусловливает необходимость детальной разработки образовательных программ и внедрение новых форм, методов обучения безработных.
3. Организация общественных работ. Их существенным недостатком является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, но зато дают небольшой заработок и временную занятость. По городу Улан-Удэ в целом в 2001г. 625 человек участвовали в общественных работах и 78,4% из них это женщины. Возможно участие в общественных работах для большей части индивидов, относящихся к социальному типу низкоактивные, так как предложенные виды работ не требуют специального образования и квалификации и позволяют в какой-то мере улучшить материальное положение незанятых.
4. Содействие самозанятости и предпринимательству. Направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. В частности, лица, не имеющие работы, могут получить свою сумму причитающегося им пособия по безработице за максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности. Это направление в большей степени подходит для представителей высокоактивных незанятых и небольшой части индивидов, проявляющих среднюю активность. 20% экспертов отметили, что именно это направление выбрали бы незанятые для повышения своих адаптационных возможностей.
Необходимыми условиями предоставления безвозмездных субсидий на организацию собственного дела являются:
- регистрация гражданина в установленном законодательством порядке в качестве безработного в органах службы занятости населения по месту жительства;
- достижение гражданином 18-летнего возраста;
- изъявление желания безработного гражданина организовать собственное дело по приоритетным направлениям развития малого бизнеса в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года;
- представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности;
- заключение соответствующего договора между центром занятости и гражданином;
- получение и представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенным с центром занятости договором.
Приоритетные направления развития малого бизнеса определяются в соответствии с Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 г. № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», в том числе:
- производство экспортоориентированной продукции;
- производство и переработка сельхозпродукции;
- сбор и переработка дикоросов;
- промышленное производство;
- развитие инновационного и молодежного предпринимательства;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- туризм;
- транспорт;
- строительство;
- бытовое обслуживание;
- развитие малого предпринимательства в сельской местности;
- предпринимательская деятельность в социально значимых направлениях: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, связь, создание новых систем обслуживания и привлечение инвестиций в сферу торговли и общественного питания для развития инфраструктуры муниципальных образований в Республике Бурятия. Для проведения экспертизы представленных технико-экономических обоснований избранных видов деятельности безработных граждан, желающих организовать собственное дело, и принятия решения о выдаче им безвозмездной субсидии центры занятости создают экспертные комиссии. В указанные комиссии могут быть включены представители Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий, отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления, Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, банков, коммерческих организаций и других организаций.
С гражданином, желающим заниматься предпринимательской деятельностью и прошедшим тестирование, при условии положительного решения экспертной комиссии центр занятости заключает договор, в соответствии с которым гражданин обязуется организовать собственное дело.
В договоре предусматриваются положения:
- продолжительность периода, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью (не менее 12 месяцев);
- обязанность гражданина по представлению в центр занятости документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, осуществленных в соответствии с технико-экономическим обоснованием.
Гражданам, ранее получавшим безвозмездную субсидию на организацию собственного дела по Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.02.2009 г. № 46, вторично субсидия не выдается. Гражданину, создающему собственное дело, выдается безвозмездная субсидия в размере, соответствующем разработанному технико-экономическому обоснованию, но не более 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (58800 рублей).
Из субсидии не удерживается полученная гражданином ранее (до заключения договора с центром занятости) сумма пособия по безработице.
Безвозмездная субсидия на организацию собственного дела предоставляется на основании приказа центра занятости, после представления гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
5. К мерам активной политики также относят и действия государственных органов по труду и занятости, направленные на социальную поддержку и трудоустройство слабозащищенных групп безработных. Такие социально-демографические группы, как молодёжь (особое внимание уделяется несовершеннолетним), женщины, имеющие детей дошкольного и школьного возраста, инвалиды и лица предпенсионного возраста испытывают особые трудности на рынке труда, что определяет разработку дополнительных мер управления их адаптацией. Представители этих групп относятся к третьему типу незанятых - низкоактивные, имеют низкий адаптационный потенциал и в основном представлены индивидами, которые не имеют возможности для удовлетворения даже элементарных потребностей. Здесь больше индивидов с низким уровнем жизни, которые не могут самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией, и государством предусматриваются следующие действия по повышению конкурентоспособности этих групп на рынке труда: субсидирование и квотирование рабочих мест, выход на досрочную пенсию, организация специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Эти мероприятия позволяют низкоактивным найти работу, хотя не всегда трудоустройство является критерием повышения жизненного уровня.
Участие в тех или иных мероприятиях, предусмотренных государством в целях помощи при трудоустройстве, является параметрами адаптированности на рынке труда.
В некоторых регионах разрабатываются программы снижения напряженности на рынке труда. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда» разработана и одобрена Правительством РФ Программа дополнительных мероприятий.
Республика Бурятия одной из первых подписала соглашение о выделении региону федеральных средств в виде субсидий на реализацию Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2010 год.
В результате подписания Соглашения Республике Бурятия выделено 360,6 млн. рублей, в том числе 335,9 млн. рублей — субсидии из федерального бюджета и 24,7 млн. рублей — ассигнования бюджета республики.
Новыми направлениями Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2010 год, являются создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан гражданами, организующими собственное дело, и создание специализированных рабочих мест для инвалидов. В отдельное направление выделена стажировка выпускников профессиональных учебных заведений, действующих на предприятиях республики, где предусматривается наставничество.
Однако, несмотря на принимаемые меры для многих, оказавшихся в состоянии незанятого, это сопряжено с большими трудностями экономического и психологического характера. Многим требуется помощь в адаптации к новому статусу.

Трудоустройство – это сис-ма организ-ых, экон. и правов. ср-в; направленная на обесп-ние трудовой занятости населения. В шир. смысле трудоустройство предполагает частную деят-ть. В узком смысле трудоустройство проц. поиска подходящей работы у устройства на ней, проц. профес. подготовки, повышения квалиф-ции и переподготовки граждан. Процесс трудоустр-ва дел. на 2 стадии: 1.Обращение лица в органы гос. службы занятости и возникают правоотношения, лицо приобретает статус безработного; 2. заключение трудов. договора с нанм-лем, который указан в направлении органа гос. службы занятости.

Направление необязательно для нанимателя. Формы трудоустройства: 1. самост-ное устройство лица (напрямую); 2. устр-во лица ч-з посредника (орган гос. службы занятости); 3. действующие на основании лицензии негосуд. фирмы и бюро по трудоустройству.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости населения.

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ;

организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

3. Понятие безработного, его права и обязанности. Подходящая работа и ее критерии.

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в Государственной службе занятости.

Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:

· трудоспособность;

· наличие трудоспособного возраста;

· постоянное проживание на территории Республики Беларусь;

· отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы;

· регистрация в качестве безработного в Государственной службе занятости.

При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

· профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;

· бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;

· социальные гарантии и компенсации;

· обжалование неправомерных действий службы занятости.

Этим правам безработного соответствуют обязанности Государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь в выборе такой работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т. д.

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);

прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7–9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;

обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью;

выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;

обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;

состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.

Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) дважды.

Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения.

В корне государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населœения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населœенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделœения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелœены на проведение мероприятий по ее увеличению. Служба занятости наделœена широким кругом прав и обязанностей:

‣‣‣анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

‣‣‣вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

‣‣‣информировать обращающихся работников и работодателœей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

‣‣‣оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

‣‣‣организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

‣‣‣оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населœения;

‣‣‣регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

‣‣‣разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

‣‣‣подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на базе межправительственных соглашений;

‣‣‣оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, в случае если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

‣‣‣выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

‣‣‣публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения." 2014, 2015.