Система государственных пособий гражданам имеющим детей. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей в законодательстве рф

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств Фонда социального страхования (далее – ФСС) России или государственного бюджета. В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка, либо оказания дополнительной материальной помощи.

Следует иметь ввиду, что право на предусмотренные пособия закреплено не за самими детьми, а именно за гражданами, имеющими детей, то есть за их родителями или лицами, официально их заменяющими. Более того, в федеральном законе 81-фз «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не предусмотрена возможность выплаты пособий юридическим лицам, осуществляющим попечительские функции.

В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.

На законодательном уровне понятие семьи как и понятие брака в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не закреплено. Это связанно с тем, что понятие брака и семьи включают не только имущественные правоотношения, но и личные. Введение юридического элемента в личные отношения членов семьи представляется большей частью неудачным и не достигающим своей цели.

Следовательно, понятие семьи в семейном праве Российской Федерации вытекает из теории и норм семейного права России. В этой связи, в современной юридической литературе существуют различные (неоднозначные) понятия семьи.

Например, семья это:

1. круг лиц, которые связанны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание;

2. организованная социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью;

3. союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (то есть детей).

Пособия семьям, имеющим детей регулирутся, помимо Конституции Российской федерации, различными федеральными законами, нормативно-правовыми актами, порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Трудовым кодексом, актами Министерства труда и социального развития и Фонда социального страхования, положения которых содержат разъяснения по применению законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий.

Согласно ст. 1 Закона №81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

В целях единообразного применения Закона №81-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Законодательство о государственных пособиях начитывает несколько основных нормативных актов нормативных актов.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает условия, размер и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. Ст. 11.1, 11.2), порядок его назначение и др. (ст. Ст. 12-16).

Правительством РФ издан ряд актов, регулирующих выплату пособий в частности:

1. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219 «О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы»

2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;

3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 №275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий».

5. Порядок и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. В указанном документе перечислены необходимые документы, предоставляемые для выплаты пособий и др. Условия.

Фонд социального страхования издает письма, в которых также поясняет некоторые вопросы, касающиеся выплаты пособий.

Основными признаками социальных пособий являются следующие:

1. денежная форма предоставления;

2. гарантированность осуществления;

3. целевое предназначение;

4. основания предоставления;

5. продолжительность выплаты;

6. законодательная закрепленность;

7. финансовые источники;

8. алиментарный характер отдельных видов пособий;

9. зависимость права на пособие или его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности;

11. порядок определения размера пособий.

В Конституции РФ говорится о социальных пособиях. В Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для характеристики пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении и передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка используется термин «государственные пособия». О государственных единовременных пособиях говорится в федеральных законах «О предупреждении распространения в России заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Термин «социальное пособие» в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» характеризует пособие малоимущим семьям (гражданам), а в Федеральном законе от 16 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» - «социально пособие на погребение».

Несмотря на различие в терминологии, все вышеперечисленные денежные выплаты как социальное материальное благо одинаковы, так как предназначены гражданам и установлены законодательством.

Следующим признаком социальных пособий является гарантированность предоставления, которая обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, право на пособие и его объем как материального блага регулируется законодательством. Это означает, что при наступлении условий, определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации. Например, по окончании болезни работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. В случае неисполнения требований законодательства право на пособие должно реализовываться в принудительном порядке. В нашем примере работник имеет право обращаться в суд по поводу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если ему было отказано в его выплате. В этом состоит гарантированность пособия.

Так же, для работника, имеющего право на какой-либо вид пособия, не имеет значения факт наличия или отсутствия финансовых средств для его выплаты. В случае отказа в выплате пособия по этой причине гражданин имеет право на защиту нарушенного права на социальное обеспечение двумя способами: в административном порядке (путем обращения в вышестоящий орган, осуществляющий выдачу пособия) и в судебном порядке.

Цель назначения пособия – возместить гражданам доход (или заработок), связанный с выполнением ими трудовой, профессиональной или иной общественно значимой деятельности в случаях его временной утраты или снижения размера. Это происходит, например, при временной нетрудоспособности, беременности и родах работающих лиц их безработицей, а также в целях оказания помощи в семье в содержании детей, например в связи с рождением ребенка, уходом за детьми и прочее. Кроме того, в жизни человека возникает необходимость в возмещении повышенных расходов единовременного характера, например при погребении умершего. В последние годы появились пособия, предназначенные для возмещения причиненного здоровью вреда – пособия военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти; пособия детям погибших военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом, а также гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакциональных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

Основания предоставления пособия. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей, под защитой государства находится материнство, каждый имеет право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом, например при рождении ребенка, смерти члена семьи. Иными словами, социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие факты отражаются в названиях соответствующих пособий, например пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка.

Продолжительность выплаты пособия отражается в его названии, например, ежемесячные – ежемесячные пособия на ребенка, единовременные – единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические – пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности.

Законодательная закрепленность пособия свидетельствует о нормативном установлении данной выплаты. Пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу разных причин в большинстве случаев работодателями не используется. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего. Поэтому, пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения и могут рассматриваться в качестве дополнительных.

Субъекты РФ вправе издавать законы, дающие дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей

Пособие на детей в Российской федерации имеют право получать следующие категории граждан:

1. Граждане Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

2. Граждане Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

3. Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

4. Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственные пособия на детей не назначаются:

1. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3. Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

К принципам пособий семьям с детьми можно отнести следующие:

1. Принцип всеобщности, т.е в соответствии с Российским законодательством, любой семье, в которой есть ребенок, или несколько детей, гарантируется материальная поддержка со стороны государства в форме пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

2. Принцип социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Параллельно с системой обязательного социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (пособия семьям, имеющим детей, материнский (семейный) капитал и др.).

3. Принцип многообразия видов социального обеспечения. Принцип находит свое выражение в том, что в случае рождения ребенка государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.)

Финансирование пособий по материнству и детству производится из средств Фонда социального страхования. Начисление происходит по месту трудоустройства родителей. Впоследствии ФСС возмещает работодателю расходы при уплате налогов. Такой порядок действует для декретного пособия, по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Фондом социального страхования, в случае потери работы беременной женщиной;

Отделами социальной защиты населения – для перечислений на содержание детей в многодетных, малообеспеченных семьях, неработающим родителям.

Пенсионный фонд России финансирует материнский капитал, контролирует и выступает оператором по распоряжению этими средствами.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пособием является денежная выплата, назначаемая гражданам ежемесячно, периодически, либо единовременно в установленных законодательством случаях, с целью оказания материальной помощи семье с детьми; назначение пособий регулируется на законодательном уровне; пособия положены лицам, как имеющим гражданство РФ, так и не имеющим его, но постоянно проживающим на территории РФ.

Сегодня нас будет интересовать государственное пособие гражданам, имеющим детей, и прочие выплаты, положенные при пополнении в семье в том числе. Это очень важные моменты. Ведь государство как-то должно поддерживать население. Уже признали, что в стране за чертой бедности в основном находятся семьи, в которых есть как минимум 2 несовершеннолетних ребенка. И из этой ситуации необходимо как-то выходить. На что можно рассчитывать родителям в России в том или ином случае? О государственных выплатах рассказывает Федеральный закон №81 от 19.05.1995. И не только он. Так что положено родителям в том или ином случае? На какую поддержку им рассчитывать?

Ранняя постановка на учет

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, разнообразны. Первая, хоть и не самая значительная выплата, - денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты - обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней.

Сколько можно получить в таком случае? Не слишком много. С 2016 года матери, родившие малыша (важно: выдаются деньги только после родов!) за раннюю постановку на учет получат 576 рублей 83 копейки. Ни больше, ни меньше. Неважно, работали ли вы ранее, или нет. Данная компенсация установлена на законодательном уровне в фиксированных размерах.

Пособие по беременности

Это еще не все. Помимо ранней постановки на учет, есть еще назначаемое государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название "по беременности и родам". На него могут претендовать работающие гражданки. Обратите внимание на то, что вы должны выполнять должностные обязанности в одной конкретной компании на протяжении двух лет.

Сколько можно получить от государства в качестве подобной поддержки? Многое зависит от вашего заработка (официального). В расчет принимается 100% от оклада, который вы в среднем за месяц получали на протяжении последних двух лет. Обращаться за выплатой необходимо в бухгалтерию к вашему работодателю.

Неработающие гражданки не получают пособие по родам и беременности. Вообще, тем, кто официально не трудоустроен, положено меньше пособий. Стоит обратить на это внимание.

Единовременная выплата за роды

Очередной тип стимулирования семей, в которых недавно родился малыш, - это единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах.

На данный момент единовременная выплата составляет 15 512 рублей и 65 копеек. Обращаться за ней необходимо либо к работодателю, либо в фонд социальной защиты. На оформление данной выплаты у вас будет всего полгода с момента появления новорожденного на свет. Далее за родителями утрачивается возможность получения данного пособия.

Для жен военных

Жены военнослужащих тоже не остались без внимания. Если их мужья в поздние сроки беременности жен служили по призыву, можно рассчитывать на денежную помощь от государства. Важно: акушерский срок "интересного положения" должен быть не менее 180 дней. Только при подобных обстоятельствах можно обратиться в соответствующие органы для получения денег.

Сколько можно получить таким образом? Это государственное пособие гражданам, имеющим детей, выплачивается единовременно в размере 24 565 рублей 89 копеек. Не стоит путать его с единовременным пособием по беременности и родам - его женщина тоже сможет получить после того, как родит малыша.

До полутора лет

Закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.

Если мать (или другой человек среди родственников, который будет до 1,5 лет) не работала, рассчитывать можно лишь на небольшие выплаты в фиксированных размерах. Правда, в России предусматривается индексация данной материальной поддержки.

Родственник, ухаживающий за младенцем, ежемесячно получает 40 % от среднего за 24 месяца оклада - это если на момент появления нового члена семьи человек работал. А вот неработающий гражданин рассчитывать может только, как уже было сказано, на сравнительно небольшие суммы. На первого малыша платится по 2 908 рублей 62 копейки. А вот до 1,5 лет составит уже 5 817,24 рублей. На последующих детей выплачивается аналогичная сумма.

Выплаты до трехлетнего возраста

Редко кто оставляет малышей в полтора года для того, чтобы вновь выйти на работу. Поэтому государство предусмотрело небольшое пособие на ребенка до 3 лет. Оно мало кого интересует ввиду мизерных размеров. Сейчас многие говорят о том, чтобы повысить данную денежную помощь родителям.

Сколько будет получать ухаживающий за малышом в период с 1,5 до 3 лет? Всего 50 рублей. Как говорят многие родители, нет смысла в оформлении данной компенсации. Ведь бумажная волокита, которой сопровождается процесс, приносит больше минусов, чем плюсов в конечном итоге. Но запомните, что пособие на ребенка до 3 лет все равно имеет место. При желании вы можете получить его. Выплачивается ежемесячно в указанный ранее период времени.

Исключение составляют пособия, которые должны выдаваться женам военнослужащих. Они получают действительно достойную поддержку. В 2016 году таким лицам положено 10 528 рублей и 24 копейки в месяц. Правда, в расчет берется только период, в который отец малыша проходил службу по призыву.

Что такое материнский капитал

Есть еще один тип поддержки семей с несовершеннолетними. Но это не государственное пособие гражданам, имеющим детей. Речь идет о так называемом материнском капитале. Выдается семьям в которых рождено от двух детей, и на момент оформления документов они все являются несовершеннолетними. Данная денежная помощь может быть потрачена либо на лечение ребенка, на которого выдается компенсация, либо на его обучение. Но также можно потратить капитал на улучшение жильищных условий. Последний вариант наиболее распространен в России.

Размер маткапитала не зависит от количества детей. Обратите внимание на то, что это Раз и навсегда выплачивается обсолютно на всех несовершеннолетних. Иными словами, если при рождении второго ребенка вы оформили данную помощь, после появления третьего малыша маткапитал не выдается.

Сколько можно получить? В 2016 году родителям положено столько же, сколько и в 2015. А именно - 453 тысячи 26 рублей. Сейчас обсуждается индексирование данной выплаты. Достаточно собрать определенный перечень документов и получить сертификат на материнский капитал. Сделать это не так уж трудно, как кажется.

Один родитель

В России предусмотрена дополнительная материальная поддержка, если родитель один воспитывает малыша. Зачастую подобные случаи распространяются на детей, являющихся инвалидами. Если речь идет о такой ситуации, то компенсация при инвалидности у ребенка производится до 23 лет. Рассчитывать на нее может мать-одиночка.

На что можно надеяться? Базовый размер материальной поддержки составляет 6 000 рублей. Аналогичную сумму составляет пособие на ребенка до 18 лет, который является инвалидом 1 или 2 группы. За ним в обязательном порядке должен осуществлять уход только один родитель. В противном случае можно не надеяться на выплаты родителям. Только инвалид будет получать пенсию в связи со своим особым статусом.

Помощь многодетным семьям

На что еще следует обратить внимание? Многодетная мать имеет право на получение дополнительных денежных средств. Они выплачиваются не от работодателя, а из государственного фонда. Что положено семьям, которые считаются многодетными? Для начала необходимо понимать, что подобный статус дается тем, у кого от трех и более несовершеннолетних детей. Остальные семьи считаются обычными.

Как правило, можно рассчитывать на государственную поддержку. может получить определенные льготы. То же самое касается семей, в которых более двух несовершеннолетних. Неважно, усыновленных или родных.

Какие льготы полагаются? Во-первых, 30 % покрытие расходов на детский сад и коммунальные платежи. Во-вторых, в общеобразовательных учреждениях подобному слою населения предлагаются бесплатные обеды. Медицинские лекарства до 6-летия детей тоже положены. В некоторых случаях можно даже бесплатно получить школьную форму!

О денежных средствах тоже не стоит забывать. При многодетности имеет место пособие на ребенка до 18 лет (либо до 16). Это региональная ежемесячная выплата, которая в каждом регионе разная. В среднем до 16 (или 18) лет многодетные семьи имеют право на получение 600 рублей. Где-то данная компенсация меньше, где-то больше. Обычно выплачивается до тех пор, пока ребенок учится в общеобразовательных учреждениях и не достиг совершеннолетия.

Региональная помощь на детей

Впрочем, это еще не все. Пособие на первого ребенка, а также на последующих, может дополнительно назначаться не только на государственном, но и на региональном уровне. Разумеется, его размер тоже будет зависеть от вашего региона проживания.

Можно получить региональное пособие семьям с детьми. Это единовременная денежная помощь, обычно она платится на каждого рожденного малыша. В среднем ее размер составляет от 15 до 30 тысяч рублей. Уточняйте особенности в местной администрации.

Имеют место губернаторские выплаты. Они, как и региональные, зависят от вашего региона проживания. И выплачиваются за счет средств ФСС РФ от губернатора. Носят единовременный характер, положены на каждого ребенка. Например, в Калининграде "губернаторские" составляют 3 500 рублей. Не слишком много, но и не мало. Обратитесь в администрацию вашего субъекта РФ, чтобы точно узнать размер данной денежной выплаты.

Оформляем пособия на ребенка

Каков порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей? Достаточно обратиться в Фонд социальной поддержки населения или к своему работодателю, чтобы получить те или иные денежные средства. Как альтернативное решение - "служба одного окна", или МФЦ. В целом, для оформления пособий чаще всего необходимо предъявить:

  • свидетельства о рождении детей;
  • паспорт родителя, получающего деньги;
  • написанное заявление на ту или иную материальную поддержку;
  • реквизиты банковского счета, на который будет производиться выплата средств;
  • копии и оригиналы трудовой книжки;
  • свидетельство о заключении брака/разводе;
  • выписку о неполучении (для неработающих);
  • справку из женской консультации о постановке на учет;
  • выписки о среднем заработке за последние 2 года (для работающих);
  • военный билет мужа (для жен военнослужащих) либо иной документ, подтверждающий службу гражданина;
  • выписку с места работы мужа о неполучении им пособия (официально не трудоустроенным - справка, подтверждающая отсутствие пособия по безработице).

Вышеперечисленные документы необходимы всегда. Они помогают получить денежную помощь из средств ФСС РФ. Обычно люди сразу обращаются или к работодателю в бухгалтерию, или в фонд социального страхования. Сейчас популярность набирает работа МФЦ.

Если вы хотите обратиться за получением материнского капитала, придется собирать новый пакет документов. Итак, вы смогли оформить пособие на ребенка. Документы для маткапитала нужны практически те же. Только список укорачивается в несколько раз. Теперь вам необходимо предъявить:

  • паспорт родителя-получателя (и его СНИЛС);
  • свидетельства о рождении всех детей (+ их СНИЛСы);
  • заявление на маткапитал;
  • свидетельство, подтверждающее оформление брака.

Это все. Не забудьте снять копии и приложить их к заявлению установленного образца. Вышеперечисленный перечень подается в Пенсионный Фонд вашего района. В обмен на него вы сможете получить специальный сертификат на маткапитал. Ничего трудного или особенного. Главное заранее подготовить документы - это значительно облегчит вам жизнь.

Теперь понятное, какое государственное пособие гражданам, имеющим детей, положено в том или ином случае. Помимо вышеперечисленной помощи, можно получить налоговый вычет. Он помогает трудоустроенным родителям платить меньше налогов. На первых двух малышей из суммы оклада вычитается 1 400 рублей, на третьего и последующих - 3 000.

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах:

Денежные выплаты (пособия);

Услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.);

Льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).

Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и др.

Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

Единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) (Приложение. Рис.38.).

Рисунок 38. Пособия гражданам, имеющим детей

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга.

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи.

Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются:

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г.

Средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

2. Единовременные пособия

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Пособие установлено в размере 300 рублей, с 01.01.2008 г. оно проиндексировано до 325,5 рублей. Единовременное пособие предоставляется по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается при передаче ребенка в семью, биологические родители которого неизвестны, умерли или объявлены умершими, лишены или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в местах лишения свободы и т.п. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер указанных единовременных пособий по ФЗ от 19.05.1995 г. составляет 8000 руб., с 01.01.2008 г. он проиндексирован до 8680 руб. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам – органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Для назначения пособия необходимо представить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия и другие документы. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки, усыновитель – копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, приемные родители – копию договора о передаче ребенка на воспитание в семью и другие документы, указанные в постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.

Право на единовременное пособие имеет жена военнослужащего по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Это пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Право на единовременное пособие не предоставляется женам курсантов военных образовательных учреждений.

Размер пособия в 2008 г. был равен 14000 рублей.

Важнейшим направлением государственной поддержки семей с детьми является прямая материальная помощь- система государственных пособий, представляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая представляет гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства, детства, определена Федеральным Законом от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который действует в настоящее время с последующими изменениями и дополнениями. Порядок назначения и выплаты указанных пособий регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2011 г. Федеральный Законо от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, по прежнему действует Постановление Верховного Совета РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе». и не отменено пособие по уходу за ребенком лицам, работающим в сельской местности.

Все выплаты неразрывно связаны между собой. Обеспечивается равенство родителей в воспитании детей. Семье предоставлено право, самой решать, кто из родителей или других членов семьи берет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; право на дополнительный выходной день предоставляется одному из работающих родителей, воспитывающих ребенка инвалида по их выбору, ежемесячное пособие на ребенка получает один из родителей. Вместе с тем сегодняшнее положение большинства семей в России вызывает озабоченность: существенно снизился их уровень жизни, сократилась рождаемость детей, увеличилось число неполных семей. Ухудшилось их здоровье, увеличивается число детей страдающих хроническими заболеваниями.

Не лучше обстоят дела и в Орловской области. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженными по сравнению с другими группами населения размерами среднедушевых доходов. В целом по области за 2010 год доля семей с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40,9%. Сегодня 2140 семей области (1,5%) не способны к самостоятельному выживанию без постоянной ежемесячной поддержки, а 18,5 тысяч семей нуждаются в ежеквартальной помощи и уже в текущем году органами социальной защиты населения принято на учет 60320 семей с детьми, что составило 42% от общего числа. Безусловно, необходимы срочные меры по изменению ситуации. Однако Фонд социального страхования с введением единого социального налога и снижением отчисления в Фонд с 5,4% до 4% лишен возможности, что-либо предпринять. Незначительное повышение пособий в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2006 г. № 122-ФЗ нисколько не улучшило положение с социальной защитой семьи. На фоне роста цен норматив для исчисления пособий в 100 рублей дает по-прежнему низкие суммы пособий. Если пособия семьям, имеющим детей, выплачивались в зависимости от минимальной заработной платы, то сейчас они утверждены в твердой сумме и являются настолько низкими, что фактически утратили функцию материальной поддержки материнства и детства, а также функцию стимулирования рождаемости. Так сумма единовременного пособия в 1500 рублей равняется только 5-ти минимальным зарплатам и покрывает всего 30 процентов затрат семьи, связанных с рождением ребенка. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 200 рублей, составляет 66,7% МОТ и обеспечивает только 13,1% прожиточного минимума трудоспособного лица. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в размере 100 рублей составляет 8% прожиточного минимума. Повышение его в 2005 году до 300 рублей не решит проблемы, поскольку данный вид пособия не возместит даже минимум заработной платы, которая в 2005 г. будет 450 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка настолько мало, в настоящее время обеспечивает всего лишь 5,6% прожиточного минимума ребенка в полной семье и 11,2% в неполной. Представляется, что размеры рассматриваемых в данном параграфе пособий следует увязать с величиной прожиточного минимума, чтобы они могли обеспечить необходимое качество жизни детей, предусмотренное Федеральным Законом от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.» Федеральный Закон от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.». Проблему совершенствования системы социальных выплат для семей, имеющих детей, следует решать путем закрепления в законодательстве прожиточного минимума в качестве основного социального стандарта при определении размеров таких выплат. В настоящее время готовится увеличение в 2005 году размеров всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» согласно которому предусмотрено некоторое повышение пособий на детей: - пособие по уходу за ребенком предполагается выплачивать в размере 50% среднего заработка, но не менее 170 рублей и не более 60% величины прожиточного минимума в целом по стране; - единовременное пособие при рождении ребенка, в размере 3-кратной величины прожиточного минимума; - единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в сумме 20 процентов величины прожиточного минимума в целом по РФ.