Учреждения в которых реализуются формы соц обслуживания. Стационарная помощь

3.1 Социальное обслуживание и социальные услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов

Источники института социального обслуживания: федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в РФ", федеральный закон от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Специальный закон был принят раньше частного.

Для авторов социальный работник ищет личные, семейные и экологические силы. При посредничестве обменов между населением и окружающей средой социальные работники ежедневно обнаруживают отсутствие адаптации между потребностями населения и окружающей их средой. В то же время для авторов «ценности социального обслуживания представляют собой набор убеждений, которые определяют, что профессия считает желательной и доброй», что подразумевает принятие доминирующего общества.

Все это предложение направлено на укрепление психосоциального функционирования и максимизацию потенциала людей. По его мнению, даже профилактика предполагает коррекцию социальной неисправности. В обществах Парсонс определяет действие как «структуры и процессы, посредством которых люди формируют смысловые намерения и в большей или меньшей степени выполняют их в конкретных ситуациях». Он возвращается к взаимосвязи между личностью и окружающей средой, строит в культуре ориентацию действия личности или организма, которая учится и адаптируется к окружающей среде, будучи намерениями, основанными на узорах и ценностях, которые настраивают социальный порядок.

В законе также перечислены формы социального обслуживания:

1. Материальная помощь.

2. Социальное обслуживание на дому.

3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях.

4. Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания.

5. Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания.

Для него процесс адаптации работает через интеграцию в социальную систему. Дискурс адаптации становится более сложным в формулировании функций поддержания доминирующей картины путем интеграции и достижения целей как правительствами, так и экономикой, субъектами или личностями.

Таким образом, основы или предположения о социальной службе в перспективе хорошего социального функционирования являются основой функционализма. С другой стороны, эта теория предполагает, что господствующая и доминирующая капиталистическая система является составной частью общества, а ее ценности адаптации являются системными или нормальными.

6. Предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические).

7. Проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.). В принципе любой гражданин имеет право на оказание социальных реабилитационных услуг.

Эти формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг, которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания. Так социальное обслуживание на дому необходимо для тех, кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить одному дома.

Его следует рассматривать в его конструкции и без разделения дел, группы и сообщества или областей действия и теоретического обсуждения. Также по отношению к социальным движениям она рассматривает любительское видение, которое ограничивается социальными проблемами или решением социальных проблем, и должно формулировать экономические, социальные и психологические. Помимо ухода за авторитарной практикой, он ищет более сложную диагностическую ориентацию и ориентацию, которая исследует сильные и потенциальные возможности самого населения.

Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная. Государственная система состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Муниципальная система социальных служб самая многочисленная, состоит из муниципальных предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Виды учреждений социального обслуживания перечислены в законе, их 13 пунктов и их перечень не является закрытым.

По ее словам, социальный работник должен интегрировать знание себя со знанием другого и, в этом смысле, включать знания психоанализа, а также учитывать потребности населения. Рейнольдс ломается с определением профессии помощи в целях защиты общества в отношении «обездоленных». Он критикует связь между тем, что помогает, и тем, что помогает в качестве отношения превосходства, поднимая вопрос о том, что помощь структурируется обществом, включая промышленность помощи и отсутствие государства.

Предположение о том, что помощь должно быть квалифицировано наукой или техникой, было деконструировано Рейнольдсом как часть капиталистической структуры и индустрии помощи, настроенной как авторитарная практика и с моралистической и иллюзорной ориентацией. Автор приходит к выводу о необходимости непрерывного изучения социального работника во взаимоотношениях с населением, находящимся в трудном положении, и с населением без раздумий, а также для того, чтобы сформулировать профессиональные отношения с профессиональными, преподавательскими, а также исполнительными.

В законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" указано, что деятельность частных социальных служб, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию, подлежит лицензированию. С 10 февраля вступил в силу новый закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", где в ст.17 деятельность по оказанию социальных услуг в перечень лицензируемых видов деятельности не включается. Ранее действовавший закон содержал такую норму, что если тот или иной вид деятельности по закону не подлежит лицензированию, но если в ином более старом законе есть обязанность лицензирования, то лицензированию подлежит. Новый закон строже, лицензированию подлежит только то, что там указано.

Он считает Социальную Службу сложным искусством артикуляции между теорией и практикой, нарушая моралистическое видение. Подчеркивает необходимость профессионализма, совокупности знаний и навыков для квалифицированного подхода к новым ситуациям. Вердес-Леру считает, что социальный контроль, подразумеваемый в Социальной службе, изначально помещен как сдерживание «опасных классов», а в процессе индустриализации - как способ умиротворения классов, с целым «идеологическим оборудованием» для этой конфронтации.

Карз спрашивает, можем ли мы и должны определить социальную работу и заставим нас задуматься о ней как о месте принадлежности, идентичности, выполнении задачи в споре о пространстве, власти, представлениях. Этот же автор обращает внимание на процесс идеологического воспроизводства, который Социальная Служба играет в капиталистическом обществе как форму социального контроля, сохраняя статус-кво, даже формулируя себя в капиталистическом государстве. Эта идеологическая функция будет характерна для социальной работы в ее рабочем процессе, потому что ее сырье будет идеологически обусловлено социальными ситуациями.

Специальные правила обслуживания инвалидов установлены в соответствующем законе, он был назван выше. В этом законе перечисляются некоторые права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания:

1. Право на информацию в сфере социальных услуг, т.е. когда гражданин обращается за оказанием соответствующих услуг, то ему должны разъяснить его права и обязанности.

Вопрос о артикуляции социальной службы с производительной структурой капитализма все более углубляется. Однако считается, что радикализм в действии иногда имеет отношения с определенным радикальным гуманизмом, но с учетом его идеологических последствий в смысле приверженности рабочему классу. Это был ключевой вопрос в процессе переосмысления в Латинской Америке.

Речь идет не о повторении формул вульгарного материализма, а о создании политического проекта профессии. Он стремился сформулировать приверженность Социальному служению реальным потребностям рабочего класса в их исторических отношениях в контексте капиталистических обществ в целом и, в частности.

2. Право давать согласие на социальное обслуживание или отказываться от его предоставления. По общему правилу, социальное обслуживание осуществляется лишь при наличии добровольного согласия гражданина. Если речь идет о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания, то требуется письменное заявление гражданина или его законного представителя. Если гражданин отказывается от предоставления ему социальных услуг, то его должны уведомить о последствиях такого решения. А если возможно ухудшение состояния гражданина при отказе, то отказ оформляется в письменном виде, и подтверждение о получении информации о последствиях отказа тоже должно быть оформлено письменно.

Критика делается не только на капитализм в целом, но и на его зависимую, концентрирующую и исключающую форму в Латинской Америке. К этому добавляется глубокая критика позитивизма, индивидуальная проблема и мобилизация ресурсов. В этом смысле диалектическая основа воспринимается как ссылка на действие как разрыв с линеаризацией планирования, а затем доминирующей в профессиональной деятельности. Существует процесс двойного разрыва: с идеологией адаптации и его техникой, позитивистской методологией и эпистемологией.

Структура планирования, которая включает в себя диагностику, определение целей, выполнение и оценку, служила параметром для определения социальной службы в процессе развития с различными выражениями либо для интеграции в доминирующую систему, либо для действий, направленных на изменение, настройка социального работника как агента перемен. С точки зрения планирования, с одной стороны, подчеркивается процесс участия и демократии, или, с другой стороны, методологизм, свойственный технико-бюрократической рациональности.

Гражданин может быть помещен в стационар, только если он лишен ухода и поддержки со стороны родственников, помимо этого надо, чтобы он при этом не был способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности или он признан в установленном порядке недееспособным. Вопрос о помещении в учреждение решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

В тексте «Селатов» акцент делается на участии. В свою очередь, капиталистическая система не относится к очень четкому определению роли, которую должна выполнять социальная служба, настраивая разнообразные действия, направленные как на бюрократию, на спонтанность, так и на эмпиризм. Вайсхаупт считает, что профессиональные цели и институциональные цели сформулированы, поскольку профессионал является подчиненным агентом в иерархии, и его объект устанавливается в связи с институциональной властью, подтверждая в своих исследованиях, что интеграция населения является доминирующей в институциональных каналах.

Для граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание на дому включает и социально-медицинское обслуживание, оно предоставляется гражданам страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом (за исключением активной формы и иными тяжелыми заболеваниями). В предоставлении социальных услуг на дому может быть отказано, если гражданин является хроническим алкоголиком, страдает каким-либо инфекционным заболеванием карантинного характера и иными социально значимыми болезнями.

Этот аспект институционального анализа рассматривает не только властные отношения, но и рабочие процессы, условие контрактов в капиталистической логике, но диверсифицирует его анализ в соответствии с типом организации, где он вписан, например: государство, бизнес, неправительственных, рабочих и даже автономных. Такое разнообразие или неоднородность действий обусловлено очень многообразием внедрения социальной службы.

Именно в этом многообразии и в теоретическом и историческом противостоянии его формирования и формулирования сегодня ставится задача найти определение, которое может агрегировать предложения о действии, ценностях и методах. Целью Социальной службы, по данным Ассоциации североамериканских социальных работников, является поощрение права и самоопределения с отношением сочувствия к этому предмету, но с учетом культуры, языков, классов, этнических различий, способностей, религиозных, сексуальных ориентаций и различных выражений личности.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, помещаются в специальные дома-интернаты, где им оказывается медицинская, социально-бытовая помощь и иные услуги, причем предусмотрена для этих граждан гарантия сохранения за ними жилых помещений, которые они занимали по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Помещение сохраняется в течение 6-ти месяцев, т.е. в течение этого времени у него есть возможность отката, а потом все - облом.

В отличие от отношения человека и окружающей среды, определение рассматривает человека в его контексте. Осуществление этой профессии, которая является частью определения Международной федерации социальных работников, подразумевает рассмотрение сложности действий, а не только разнообразия вмешательств, формулирования изменений с решением проблем и участия в соблюдении прав человека и социальная справедливость.

Осуществление профессии социального работника или социального работника способствует социальным изменениям, решению проблем в контексте человеческих отношений, а также способности людей и приверженности делу улучшения «благосостояния». Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа фокусирует свое вмешательство на взаимоотношения людей с окружающей их окружающей средой. Принципы прав человека и социальной справедливости являются основополагающими элементами социальной работы.

В стационарах граждане пожилого возраста и инвалиды могут осуществлять лечебно-трудовую деятельность с целью улучшения общего состояния здоровья и трудового обучения гражданина. Т.е. напр., у инвалидов с детства есть возможность получить право на выплату страхового случая на производстве, на пенсию в связи с получением трудового стажа, но они не приравнены к лицам работающим по трудовому договору. В законе "Об обслуживании", установлена предельная продолжительность рабочего дня (не более 4-х часов) и т.д., но Трудовой Кодекс не регулирует эти отношения.

В этой перспективе социальная служба предполагает принципы прав человека и социальной справедливости, которые присутствуют при рассмотрении Прогрессивной социальной службы Соединенных Штатов и Англии. Фигейра-МакДоноу утверждает, что в дополнение к либеральным принципам свободы и равенства Социальная служба должна сформулировать индивидуальную автономию с поощрением социальной справедливости с целью обеспечения прав на свободу и равенство. Вместе с тем он указывает, что на практике он больше работает в смысле содействия автономии, чем социальная справедливость и демократическое участие.

Чтобы знать на какую услугу может претендовать гражданин, смотрите постановление Правительство РФ от 25 ноября 1995 года, им утвержден "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг", предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

правовой социальный обслуживание услуга

Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

Но он указывает, что стремление к правосудию играет центральную роль в профессии, которая отличает ее от других. В исследовании, проведенном с социальными работниками из Португалии, Амаро отмечает, что ценности правосудия дают идентичность профессии, но также отмечает, что разговоры о трансформации, расширении прав и возможностей, справедливости и уважении подразумевают конкретизацию на практике, хотя большинство специалистов считают, что изменение является символизирует вмешательство в социальную работу.

Это изменение принимает разные подходы, такие как изменение возможности, ситуация, менталитет и общество. Фактически, осуществление социальной работы не только напрягается между различными предложениями профессионалов, но также и в социальных предложениях об изменениях. В этом смысле бразильские профессионалы, мобилизованные их профессиональными организациями, разработали этически-политическое предложение с демократическими обязательствами, гражданством, политическим участием и критикой капитализма и неолиберализма в борьбе за строительство нового корпоративного проекта, который имеет фундаментальные принципы свободы и социальной справедливости.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансиона­ты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных професси­ональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-соци­альные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания относятся социаль­ное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.

Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бес­платным, частично платным или платным.

42 См.: Социальная работа с пожилыми / Ред.-сост. Т.Е. Демидова. М., 1995.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносто­ронней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблю­дении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитаци­онные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового харак­тера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

Основным видом стационарных учреждений являются дома-интернаты

и дома милосердия. Сеть стационар­ных учреждений для граждан пожило­го возраста и инвалидов складывается из домов-интернатов, финансируемых за счет областного и местного (муни­ципальных образований) бюджетов. Областные дома-интернаты многоме­стные - от 110 до 680 мест. Муниципальные стационарные учреждения от­личаются малой вместимостью - от 20 до 160 мест.

К работе в таких стационарах раньше привлекались участковые меди­цинские сестры терапевтического участка, сестры Красного Креста, чле­ны санитарного актива, активисты советов ветеранов. В последние годы специалисты сообщают о появлении новых форм госпитального обслу­живания пожилых, таких как больницы долговременного ухода, дома и отделения сестринского ухода, стационары кратковременного пребыва­ния, перепрофилирование медицинских коек в социальные в обычных больницах 43 .

Созданные в нашей стране специальные учреждения, предназначенные для жизни пожилых и нетрудоспособных людей, называются по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью либо потерявших близ­ких, много. Немало и тех, кто имеет родственников, но по различным при­чинам утратил с ними связь. До середины 1980-х гг. основной и, пожалуй, единственной, формой социальной помощи лицам пожилого и старческо­го возраста был дом-интернат. Дом-интернат - медико-социальное учреж­дение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В 1989 г. сеть интернатов для престарелых и инвалидов в России насчиты­вала 711 учреждений и 223,5 тыс. мест в них; в расчете на 10 тыс. всего насе­ления это составляло 15 коек для пожилых и старых людей 44 . Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделения для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут про­живать в этом учреждении от двух до шести месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжитель-

43 Березнев В.Я., Хромов А. С. К вопросу организации медико-социальной помощи престарелым в ста­
ционаре // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 137-138.

44 Кабалова Л. П. О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио­
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110-111.

ной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие ста­рые люди, которые прошли курс лучения в больнице, но еще недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении.

Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид - психоневрологический пансионат. В доме-интернате первого вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида - только инвали­ды в возрасте от 18 до 40 лет.

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Ки­тае и Индии, а затем в Византии, араб­ских странах. Приблизительно в 370 г. н. э. епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея (Израиль) 45 . В VI в. папа Пела­гий учредил первый дом для престаре­ лых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специ­альные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

В советское время дома-интернаты для престарелых и инвалидов стали основной и почти единственной формой социальной помощи. Сюда посту­пали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Назначение домов-интернатов состояло в оказании медицин­ской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспе­чения сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени. В 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 специ­ализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою со­знательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, близких. В настоящее время открыто 1061 стационарное уч­реждение социального обеспечения. Общее число мест - 258 500, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пан­сионата для престарелых, который находился бы на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.

45 В XIII в. Цезарея - город крестоносцев, город римлян, город Понтия Пилата и св. Павла. Совре­менная Цезарея - это фешенебельный поселок вилл с оригинальной архитектурой и музеем со­временного искусства.

Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневроло­гическом интернате живут престарелые и инвалиды, страдающие определен­ными хроническими психическими заболеваниями. В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые граждане, достигшие пен­сионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обя­занных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, име­ющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интер­наты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающи­еся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреж­дениях здравоохранения.

Учреждения, предоставляющие социальные услуги и помощь пожилым гражданам и инвалидам, развернуты в каждом городе и регионе страны. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое ме­сто занимают стационарные учреждения системы социальной защиты на­селения местной администрации. К примеру, в Кемеровской области за 12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услу­ги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полуста­ционарных условиях, удалось создать:

♦ 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и ин­валидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;

♦ 330 отделений социального обслуживания на дому;

♦ 54 отделения срочной помощи;

♦ 28 отделений дневного пребывания;

♦ 26 отделений социально-медицинского обслуживания;

♦ 41 социальный приют временного пребывания;

♦ 1 социально-реабилитационное отделение;

♦ 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жилье на 265 человек);

♦ 17 социальных магазинов и 8 социальных столовых при центрах соци­ального обслуживания 46 .

К концу 2001 г. в Кузбассе функционировало 32 стационарных учрежде­ния социального обслуживания на 6 975 мест для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов. Если сравнить обеспеченность населе­ния Кемеровской области местами в домах-интернатах с соответствующим общероссийским показателем, который определен на уровне 32 места на 1 тыс. человек старше 60 лет, то в Кузбассе приходится всего 10 мест на 1 тыс. человек соответствующего возраста. За рубежом показатель потребности в домах-интернатах выше в 4-6 раз (40-60 мест на 1 тыс. человек населения старше 60 лет) 47 .

Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хо­зяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные

46 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобиль­ность и способность к самообслуживанию. В медико-социальных отделени­ях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном соци­альном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Медико-социальные отделения получили широкое распростра­нение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

Поезда милосердия - новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых име­ются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь: выдают лекар­ства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.

Новыми формами в практике организации медико-социальной помощи пожилым и старым людям в нашей стране стали в последние годы геронтоло-гические центры. Они осуществляют специализированную стационарную по­мощь, консультативно-поликлиническую и организационно-методическую по­мощь лечебно-профилактическим учреждениям города и районам области.

Сегодня в деятельности государства по обеспечению защиты и улучшению социального положения пожилых людей самыми проблематичными являются охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение достойным жильем. Несмотря на значительный объем оказанных социальных услуг пенсионерам, спрос на них удовлетворяется не полностью. Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание со­ставляет около 80 тыс. человек. Озабоченность вызывает техническое состо­яние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в -аварийном состоянии или относятся к категории ветхих 48 .

Существуют в стране и православные патронажные службы. Для верующе­го старика это спасение, когда рядом с ним - православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда понадобится, священника, ис­поведоваться, причаститься. Но таких служб пока еще очень мало, они пере­гружены работой и вынуждены многим отказывать. Как правило, они работа­ют бесплатно, но бывает, родственники больных способны и готовы платить - без таких постов содержать патронажную службу пока невозможно.

На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в кня­жение Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и пра­вославные монастыри строили помещения для богаделен и призрения старых. В 1722 г. Петр I издал приказ: на освободившиеся места в монастырях опре­делять отставных солдат. Этим распоряжением царь преследовал цель обес­печить приют и питание старым и раненым, не имевшим средств к существо­ванию. В 1830-е гг. в Москве были открыты «дома трудолюбия», где прожи-

48 Починок А. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответствен­ность // АиФ Долгожитель. 2003. № 1.