Виды социальных служб защиты населения. Развитие системы социальных служб в субъектах российской федерации

Дисциплина: Социология
Тип работы: Диплом
Тема: Социальные службы и виды социального обслуживания

«Социальные службы и виды социального обслуживания»

Введение.3

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение. 5

1.1. Социальная служба, её цель, значение, задачи. 5

1.2.Соотношение социальной службы и социального обслуживания. 10

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация. 13

2.1. Государственные органы социальной службы. 13

2.2. Муниципальные органы социальной службы. 18

2.3. Негосударственные органы социального обслуживания. 25

Глава 3. Виды социального обслуживания, их содержание. 35

3.1. Общее социальное обслуживание. 34

3.2. Специальное социальное обслуживание. 44

Заключение 64

Список литературы 66

Введение

Многие программы социальной защиты, реализуемые на местном уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными) затратами в расчете на одного участника, и при этом охватывают незначительную долю потенциальных получателей помощи из числа бедных. Различные программы социальной помощи и содействия занятости недостаточно взаимоувязаны, отсутствуют единые базы данных об оказании социальной помощи по различным каналам, учет бедных домохозяйств и получателей социальной помощи не отражает полной картины бедности в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг бедности и оценка эффективности социальных программ на региональном уровне.

Актуальность нашего исследования обусловлена острыми социальными проблемами современного российского общества, необходимостью повышения качества социального обслуживания, развития социальных служб.

Объектом исследования являются отношения социального обслуживания между гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации и органами социального обслуживания, порядок создания и функционирования государственных, муниципальных и частных учреждений социального обслуживания.

Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие порядок создания и деятельность органов социального обслуживания, права и обязанности лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, действующие центры социального обслуживания.

Целью работы является выявление недостатков эффективности работы органов социального обслуживания населения, пути совершенствования социальной работы.

Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:

Проанализировать действующие нормативные акты, регулирующие вопросы социального обслуживания;

Оценить уровень социального обслуживания в России;

Провести сравнение социального обслуживания в России и зарубежных странах;

Изучить работу действующих центров социального обслуживания;

Выявить направления дальнейшего совершенствования социального обслуживания в различных формах.

При написании работы использовано действующее российское законодательство, законодательство зарубежных стран, данные о работе социальных центров, учебная и периодическая литература.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение


Социальная служба, её цель, значение, задачи

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.

За последнее десятилетие в стране сформирована инфраструктура учреждений нового типа - социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: одиноких пенсионеров, инвалидов, беспризорных и безнадзорных детей, жертв домашнего насилия, людей, испытывающих психологические проблемы, лиц без определенного места жительства и других категорий граждан, имеющих высокий риск попадания в число бедных. Услугами социальных служб ежегодно пользуются миллионы россиян.

Однако сфера социального обслуживания оказалась практически не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, не эффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения. Устарела нормативная правовая база.

В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах будет осуществлена оптимизация системы оказания социальных услуг, направленная на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.

Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами, предполагается:

Обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг;

Разработать нормативы предоставления социальных услуг различным группам населения в зависимости от реальной нуждаемости1.

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Приняты основные законы, составившие правовую базу для его функционирования: Федеральный закон от 10.11.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации2.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации3.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах4.

Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба; о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается5.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.10.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

1.2. Соотношение социальной службы и социального обслуживания.

Социальное обслуживание входит, включается в более широкое определение – социальная работа. В июле 2001 г. было принято международное определение социальной работы как профессии, которое гласит: «профессия социальной работы способствует социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобождению людей для улучшения их общего благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается на тех этапах, когда люди взаимодействуют со своим окружением. Принципы прав и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы».

В соответствии со стандартом специальности 350500 - социальная работа, специалист социальной работы:

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Предполагается, что местом осуществления профессиональной деятельности специалиста социальной работы могут быть государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В общем виде всю деятельность, подпадающую под международное определение социальной работы, можно распределить на следующие категории:

Социальное обслуживание - предоставление социальных услуг для обеспечения жизнедеятельности клиентов

Социальное консультирование - предоставление информации о состоянии социальных служб и условиях их функционирования, а также о возможных последствиях обращений в социальные службы, при этом ответственность за принятые решения несет только сам клиент

Социальное патронирование - осуществление оперативного сопровождения клиента в его жизнедеятельности, защита его интересов (правовая и социальная адвокатура)

Социальное обучение и просвещение - обучение навыкам самообслуживания и социального взаимодействия, передача клиенту информации о социальном пространстве в виде, доступном для него и пригодном к непосредственному или опосредованному применению

Социальное обеспечение - передача клиентам материальных средств и услуг на безвозмездной основе за счет государственных или иных источников

Социальное страхование - накопление материальных и иных средств для использования их в страховых случаях.

Несмотря на то, что социальная работа как профессиональная деятельность официально признана в России в 90-х годах 20 века, на практике она существовала давно как в государственных учреждениях, так и в виде общественных движений и занятий по социальному обеспечению граждан. Поэтому с полным правом можно утверждать, что структура и направления современной социальной работы в России «выросли» на базе социального обеспечения и несут многие его признаки. Не случайно, что в законодательных актах Российской Федерации понятие социальной работы часто замещено понятием социального обслуживания, которое представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг6.

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация

2.1. Государственные органы социальной службы

Государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов...

Забрать файл

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008)

(извлечение)

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2. Бесплатное социальное обслуживание в осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

обеспечение реализации настоящего Федерального закона;

разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

установление порядка координации деятельности социальных служб ;

создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания ;

иные полномочия.

Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Меры социальной поддержки работников определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб , непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб , непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних , могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

Социальная работа - особый вид социогуманистической деят-ти связанный с чел-ом как объектом и субъектом соц. защиты и помощи.

Оказание помощи индивиду или группе имеющим проблемы;

Актуализация потенциала лиц имеющих проблемы с целью самопомощи;

Предупредительная деятельность в соц. сфере

Влияние на формир-е и реализацию соц. политики на всех уровнях для оздоровления соц. сферы как среды жизнедеят-ти лич-ти.

Проявляются в географической, полит, соц.-эконом, культ. подсистемах общества.

    Социальная политика - определяет социальную поддержку, социальную защиту людей и социальную работу в целом как систему мер по оптимизации социального развития общества, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

    социальная защита - система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

    социальное обслуживание – деятельность социальных служб: по социальной поддержке: оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого- педагогических услуг и материальной помощи; проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    клиенты социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

    социальные услуги - действия по оказанию помощи, предусмотренной законодательством. Помощь оказывается: отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством России (например, пенсионерам, инвалидам); клиенту социальной службы.

    трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, например: неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; безработица; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество.

    социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

    социальная реабилитация - понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

    социальные гарантии - это система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

    социальный работник - это специалист в области социальной работы: это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы. Социальный работник помогает клиенту обеспечить: выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, связь клиента с системами, которые могут предоставлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации; изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента; адаптироваться к изменившимся условиям социальной действительности.

    Соц работа как профессия. Профтребования к специалисту.

Признаки профессиональной деят-ти.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов профессиональной деятельности. Деят-тью называют совокупность действий ч-ка, напр. на желаемое изменение какого-либо предмета.

Профессия - тип занятий, ориентированных на нужды опред. слоев населения и призваны решать спец. проблемы с опорой на спец. знания.

У соцработника объектом деят-ти является ч-к, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Соцработой называется проф. деят-ть, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способных без посторонней помощи решить свои жизн. проблемы, а во многих случаях и жить. Любая профес. деят-ть, в т.ч. соцработа имеет свою структуру, каждый элемент кот. необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры наз-ют целостными системами. Соцработа представляет собой целостную систему. Структура соц.раб. состоит из неск-их относительно самост-х, но в то же время зависимых др от др элементов или компонентов. Это - субъект, содержание, объект и связующие их в единое целое средства, функции и цели. Любая профес. деят-ть совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим. суть и хар-р профес. деят-ти фактором.

Профес. требования связаны с его квалификационной хар-кой, где заключены его обязанности: выявлять нуждающихся в помощи, устанавливать причины в трудностях, устанавливать содействие в интеграции в деят-ти разных учреждениях, проводить психологические, правовые, соц. консультации, оказывать содействие отдел. группам населения, самопомощь, контролироватьть ситуации через личное участие.

Существует много описаний профессионально важных качеств для социального работника, выделим четыре группы наиболее важных:

1.Интеллектуально-профессиональные качества: высокий профессионализм, компетентность, культура, эрудиция, владение технологией, знания психологии, педагогики, юриспруденции, другие необходимые знания.

2. Моральные качества: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, желание помочь человеку, терпимость, ответственность.

3.Коммуникативные качества: общительность, тактичность, умение слушать, способность поддержать человека», способного контактировать с людьми, «строить» диалог, умение стимулировать в человеке его внутренние резервы и другие.

4.Волевые качества: организаторские способности, настойчивость, инициативность, выдержка, самообладание, организованность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца и иные.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

    Соц работа как особый вид практической деятельности (объекты, субъекты, содержание)

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или компонентов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной помощи. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Существует 3 модели соц. Работы

Соц. - педагогическая модель: в основе- воспитание, сознательное воздействие на индивида или группу. Воздей-е осуществляет субъект, с целью выработки опред. кач-ва у воспитуемого. Объект - это подростки, дети и лица, с девиантным поведением.

Когнитивная модель: в основе возможности мыслительного процесса клиента. Происходит регуляция поведения клиента путем обучения его осмысливать адекватные механизмы своих поступков, которые должны соотв-ть конкретным. соц. ситуациям.=>Клиент создает собств. конструкцию для решения своих проблем, получает новую инфо и лучше адаптируется. Объектом явл. сознательная личность.

Витальная модель: основана на концепции жизненных сил, индивидуальной и соц. субъективности. В основе возм-ти клиента решать свои проблемы в об-ве, обеспечивать норм. ур-нь своей жизнедеят-ти.=>усиление веры в свои силы, возможности и одновременно способ-ти соц. раб-ка в его теорит. и практич. грамотность. Объектом явл. человек имеющий проблему.

    Этика соц работы.

Этика в социальной работе - не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей - нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

В целом этика социальной работы включает в себя следующие уровни:

Применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник -клиент, социальный работник - социальный работник, социальный работник - коллектив социального учреждения, социальная служба - социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы;

Оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

Оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.

    История возникновения соц работы.

Распечатка.

    Система соц служб в россии.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Создаются социальные службы следующих организационно-правовых форм: государственные, коммерческие, смешанные, благотворительные, религиозные и общественные.

Государственная система социальных служб – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:

1) правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых и оригинальных (основанных на типовых) положений, регламентов;

2) организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;

3) практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.

Государственные социальные службы имеют различные направления деятельности, концентрируя свое внимание на таких категориях, как семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, инвалиды и дети.

    Соц политика государства. Основные направления соц политики.

Социальная политика - система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются: повышение благосостояния; улучшение условий труда и жизни людей; осуществление принципа социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

Основные направления социальной политики.

1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как:

Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;

Поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

Регулирование трудовых отношений - минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

    Технологизация соц работы. Понятие метода и технологии в соц работе.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает основным условиям технологизации. Социальная технология - это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно посредством технологизации знаний получает социальное выражение отношение людей к организации их деятельности, направленной на реализацию поставленных задач и целей. Социальная технология - это совокупность способов, методов, средств разрешения сущностного противоречия между взаимо- и самореализацией людей в процессе социальной деятельности. Социальные технологии включают в себя следующие компоненты: теоретическое обоснование; технологические процедуры; технологический инструментарий; критерии и методы; гуманитарно-экономическое обеспечение; этапы внедрения. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер; отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность. Технологизаиия социальных процессов включает в себя: разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции; поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата; однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций. Социальный процесс - предмет технологизации. Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы - содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные. Социальный процесс - это изменение социального объекта под воздействием внутренних и внешних факторов; последовательная, непрерывная смена его состояний. Основные характеристики социальных технологий: универсальность - предполагает возможность применения социальной технологии на различных по численности и специфике объектах для решения частных однородных задач; конструктивность - нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами; результативность - ориентация на конечный, проверяемый результат; оперативность - возможность реализовать технологию в оптимальные сроки; относительная простота - социальная технология должна содержать промежуточные этапы, операции и быть доступной для специалиста определенной квалификации; надежность - наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма; гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся условиях; экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономичной; удобство в эксплуатации. Эффективность социальной технологии можно определить как конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки.

    Практика соц работы за рубежом.

Отличительной чертой является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных соцпрограмм на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Эта система позволяет полностью и оперативно реализовывать потребности людей в каждом регионе страны.

Социальное страхование и гос. помощь являются 2 основными формами гос. системы соцобеспечения. Различие их в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся, предпринимателей, лиц свободных профессий, а гос. помощь – за счет ассигнований из средств госбюджета, бюджетов штата, местных органов власти.

Система госстрахования дополняется частными системами страхования, имеющими 2 формы коллективную по месту работ и индивидуальную. 1/3 пенсий выплачивается частными компаниями.

В США распространены дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, пособий по безработице, субсидий на продолжение образования).

Для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг.

Особое внимание уделяется жилищно – бытовому обслуживанию инвалидов и пожилых. Практикуются доставка на дом обедов, купание в ванной, стрижка, стирка, транспортные услуги, гимнастика.

Спецучреждения соцработы с детьми предоставляют следующие услуги: организация спецгрупп профессионального обучения, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д.

Обслуживание умственно отсталых детей осуществляется в психиатрических клиниках, домах – интернатах. В США проводится работа с бежавшими из дома детьми, функционируют приюты и общежития, проводятся консультации, беседы с родителями; оказывается помощь таким семьям.

Социальная работа с «группой риска» и с правонарушителями строится в США на основе программ: программ полиции, базовых программ судов по делам несовершеннолетних, программ школ. Программы школ разделяются на программы спецшкол и нормальных школ.

В США существует 2 формы исправительных учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. На период осуждения к подростку приставляется наставник.

Если рассматривать работу с неполными семьями, то можно отметить в стране широкое развитие групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера».

Одной из важных проблем американского общества остается проблема соцзащиты расовых и этнических меньшинств. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни (чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски). Бедность и безработица в расовых меньшинствах неблагоприятным образом влияют на структуру семей, положение детей в этих группах. Распад семей стресс дают такой импульс к негативным явлениям как алкоголизм, психические расстройства, суициды, бездомность детей, подростковая беременность, проституция. Практика соцработы в США с меньшинствами строится на ценностях, присущих соцработе, на понимании этнических реалий, на профессиональном подходе, на практическом опыте.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США - речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: консультационные; врачебные; информационные; правовые (с контрольной функцией); по общему уходу (исключая врачебные); организационные.

Социальная работа в Норвегии .

Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинаний, например пожертвований церквей, горожан, профсоюзов и т. п. Это может быть выражено в форме сиротских домов, поддержки людей с физическими недостатками, пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, и т.д.

В Норвегии можно выделить соцслужбы 3 видов: частные, частные при поддержке правительства или крупных предприятий, бюджетные.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, каждый 10 занят в социальной сфере.

Организация общественного управления основана на 3 уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966г), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Большая часть деятельности региональных советов – это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и соцработы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми могут пользоваться люди и получать там услуги.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах. Среди молодежи ведется работа «на улицах». Она имеет цель помочь молодым людям «завязать с наркотиками и алкоголем».

В семьях с неблагоприятными условиями ведется надзор, экономическая поддержка, помощь в устройстве детей в д/с, ит.д.

Служба здоровья несет ответственность за охрану здоровья населения, общественного питания в школах.

На муниципальном уровне есть следующие службы: центры добровольцев; службы, работающие с конфликтующими сторонами; молодежные клубы; приют для женщин; центры для беженцев; а также приюты, частные дома в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами.