Оказание социальных услуг с помощью интернета. Социально-бытовые услуги. Основные виды социальных услуг

Основные виды социальных услуг

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

Социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

Социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):

В стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);

В полустационарных учреждениях {отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);

В нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);

На дому;

В комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);

В иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с Федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах.

4.1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении,

4.1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.

4.1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.

4.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.

4.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.

4.1.6. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.

4.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.

4.1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.

4.1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).

4.1.10.Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.

4.1.11.Содействие в приготовлении пищи.

4.1.12.Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

4.1.13.Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.

4.1.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.

4.1.15.Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.

4.1.16.Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.

4.1.17.Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.

"СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. ГОСТ Р 52143-2003" (утв Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст)

4.1.18.Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.

4.1.19.Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

4.1.20.Создание условий отправления религиозных обрядов.

4.1.21.Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.

4.1.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.

4.2. Социально-медицинские услуги

4.2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.

4.2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

4.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание
санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).

4.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

4.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

4.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.

4.2.7. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.

4.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).

4.2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.

4.2.10.Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.

4.2.11.Организация квалифицированного медицинского консультирования.

4.2.12.Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.

4.2.13.Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.

4.2.14.Организация медико-социального обследования.

4.2.15.Оказание первой доврачебной помощи.

4.2.16.Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).

4.2.17.Оказание помощи в выполнении физических упражнений.

4.2.18.Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

4.2.19.Организация лечебно-трудовой деятельности.

4.2.20.Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).

"СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. ГОСТ Р 52143-2003" (утв Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст)

4.2.21.Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации,

4.2.22.Организация экстренной медико-психологической помощи.

4.2.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.

«Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г. вступит в силу только через год – 1 января 2015 года. В нем устанавливаются обновленные правовые, организационные и экономические основы граждан в России . На сегодняшний день в стране уже действует ряд законов, направленных на определенных слоев и групп населения. Рассмотрим, какие новшества устанавливает в социальной сфере указанный закон.

Социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, осуществляемая поставщиками соц. услуг ( или , осуществляющими соц. обслуживание). Получить социальную услугу может любой гражданин, признанный нуждающимся в соц. обслуживании.

В законе указывается, что социальной услугой может являться постоянная, периодическая или разовая , в том числе и срочная, гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и/или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги могут предоставляться как бесплатно, так и за плату (полную или частичную). Устанавливаются следующие виды социальных услуг :

Бытовые – для поддержания жизнедеятельности получателей социальных услуг (далее – получателя услуг) в быту
-медицинские – их цель – сохранение здоровья получателей услуг (организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за состоянием здоровья)
-психологические – т.е. оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде (оказание психологической помощи - телефон доверия)
-педагогические – связанные с профилактикой отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании
-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других трудовых вопросов
-правовые – т.е. помощь в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей услуг
-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе
-срочные социальные услуги (бесплатное горячее питание, обувь, одежда и т.д.).

Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. Все получатели услуг вносятся в соответствующий регистр, а поставщики – в соответствующий реестр.

Правом на получение социального обслуживания обладают граждане:
-полностью/частично утратившие способность к самообслуживанию и самостоятельному обеспечению жизненных потребностей
-имеющие в семье
-имеющие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации
-при отсутствии возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними
-при наличии внутрисемейного конфликта (по различным основаниям)
-при отсутствии определенного , работы и средств к существованию
-иные обстоятельства, в соответствии с региональными законами

Глава 3, указанного , устанавливает основные права и обязанности получателя услуг. Так, в частности, среди прав можно выделить право на получение бесплатной информации о видах социальных услуг и условиях их получения, право выбора поставщика услуг, право участвовать в составлении индивидуальных программ помощи и т.д. К основным обязанностям получателей услуг относятся :
-предоставление сведений и документов, необходимых для предоставления соц. услуг
-информирование поставщиков услуг об изменении обстоятельств, связанных с предоставлением соц. услуг
-соблюдение условий договора о предоставлении соц. услуг

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление гражданина , поданное в уполномоченные орган. Заявление рассматривается в течение 5 дней (о предоставлении срочных соц. услуг – немедленно). При положительном решении, производится разработка индивидуальной программы для получателя услуг . Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и подлежит пересмотру раз в три года, с учетом реализованных результатов.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг , заключенному между поставщиком соц. услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику соц. услуг.

Как уже говорилось выше, социальные услуги могут предоставляться как за плату, так и бесплатно . Бесплатно данные услуги предоставляются:
-несовершеннолетним
-лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
-если на дату обращения среднедушевой доход получателя услуг, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ
-в иных случаях, на основании региональных нормативно-правовых актов

В остальных случаях, соц. услуги предоставляются за плату или за частичную плату . Размер ежемесячной платы рассчитывается исходя из формы услуги и таких величин как тарифы на соц. услуги, среднедушевой доход получателя услуги, в регионе. Плата за предоставление соц. услуг производится в соответствии с договором о предоставлении соц. услуг.

Виды социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания населения

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные услуги - действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. Услуги могут быть платными и бесплатными. Бесплатные услуги предоставляются:

гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и имеющим доходы ниже четырех минимальных размеров оплаты труда;

гражданам, находящимся в чрезвычайной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией;

несовершеннолетним - сиротам, безнадзорным;

семьям, в которых совокупный доход на каждого члена ниже четырех минимальных размеров оплаты труда.

Органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные основания для предоставления бесплатных услуг. Платные социальные услуги в государственных и муниципальных социальных учреждениях оказываются в порядке, установленным действующим законодательством, а в частных и иных службах - самостоятельно или на договорной основе.

Выделяют следующие виды социальных услуг:

социальная помощь на дому;

социально-медицинское обслуживание на дому (осуществляется специалистами с медицинским образованием);

консультативная помощь;

срочное социальное обслуживание;

юридическая помощь;

предоставление временного приюта;

психологическая помощь.

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ГОСТУ социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

·социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

·социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

·социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

·социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

·социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социально-бытовые услуги

Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.

Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.

Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.

Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном и т.д.

Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).

Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.

Содействие в приготовлении пищи.

Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.

Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.

Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.

Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.

Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.

Сопровождение вне дома, в том числе к врачу и т.д.

предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи;

организация дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социально-медицинские услуги

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.

Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).

Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.

Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.

Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.

Организация медико-социального обследования.

Социально-медицинский патронаж.

Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.

Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.

Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение и т.д.

Социально-психологические услуги

Социально-психологическое и психологическое консультирование.

Психологическая диагностика и обследование личности.

Психологическая коррекция.

Психотерапевтическая помощь.

Социально-психологический патронаж.

Психологические тренинги и т.д.

Социально-педагогические услуги

Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.

Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.

Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей и т.д.

Социально-экономические услуги

Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. социальный обслуживание помощь престарелый

Оказание материальной помощи.

Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.

Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.

Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.

Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому и т.д.

Социально-правовые услуги

Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.

Помощь в оформлении документов.

Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.

Обеспечение представительства в суде для защиты прав и интересов.

Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.

Содействие в получении страхового медицинского полиса.

Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) и т.д.

Список литературы

1)Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 (принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст). Интернет. #"justify">)Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: «Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 692 с.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().