Продукция машиностроения которую использует инфраструктурный комплекс. Конспект урока "состав и значение инфраструктурного комплекса". Образовательные и культурные

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Данный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей, разнообразных веществ. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Все виды транспорта взаимодействуя, образуют транспортную систему совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами и пассажирами. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России (протяженность 150 тыс. км). Главная задача железных дорог — обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Следует отметить, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития народного хозяйства. Поэтому важнейшие транспортные магистрали перегружены. Основные черты географии российских дорог определились еще в дореволюционный период. В европейской части их конфигурация напоминает колесо, центр которого — Москва, от которой отходят "спицы" — радиусы, пересекающиеся кольцевыми дорогами.

На восток от европейского "колеса" протянулись широтные магистрали, и чем восточнее, тем их меньше. Это создает серьезные проблемы, так как особенно быстро возрастают перевозки между Сибирью, Уралом и европейской Россией. Поэтому важнейшей задачей стала необходимость строительства новых железных дорог на востоке России. Уже построена, но слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В отдаленной перспективе возможно продолжение на восток Печорской магистрали (Салехард – Воркута — Коноша), которая объединила бы территории европейского Севера. Особым направлением является создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, первая из которых — между Москвой и Санкт-Петербургом.

Автомобильный транспорт - один из самых дорогих в стране, с протяженность около 949 тыс. км. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребит елям и осуществлять перевозки в местах, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. География автомобильных дорог (из них только 73 % — с твердым покрытием) сходна с географией железнодорожных магистралей. В восточных районах число дорог резко снижается, и до сих пор нет автомобильной дороги, пересекающей всю Россию с востока на запад.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются дороги в сельской местности, совершенствуются выпускаемые модели автомобилей и автобусов, а также повышается доля автомобилей с дизельными двигателями, снижающими расход топлива, по сравнению с бензиновыми, на 30 %.

Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.


Большая часть судов России физически устарела (более 10 лет эксплуатации), поэтому эти суда не могут заходить в иностранные порты. Флоту недостает многих типов судов: газо- и лихтеровозов, мало рефрижераторов и паромов. В России имеется 39 портов различной величины, но относительно крупных среди них — только 11, что недопустимо мало, и к тому же 60 % портов мелководны и не могут принимать большие суда.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского побережья, второе портам Балтийского бассейна. Через порты Черного моря, в основном, ведется экспорт нефти, а по морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.

Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а строительство дорог для сухопутного транспорта требует больших средств и времени. Протяженность внутренних водных судоходных путей более 85 тыс. км. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них — Волго-Камский, являющийся стержнем Единой глубоководной системы европейской части России. При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Значительную часть расстояния суда проходят в режиме постоянной скорости, при котором вырабатывается минимум токсичных веществ.

Авиационный транспорт — единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны, но относительный объем перевозимых грузов невелик. Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Авиационный транспорт загрязняет атмосферу в значительной степени, например, за один час реактивный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, сохраняющихся в атмосфере 2 года.

Трубопроводный транспорт по величине выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз дешевле и осуществляется

быстрее, чем железных дорог. В перспективе по трубопроводам, кроме нефти и газа, будут транспортироваться с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руда). На сегодняшний день протяженность магистральных трубопроводов более 212 тыс. км.

Связь . Основная задача этого звена коммуникационной системы — передача разнообразной информации, объем и роль которой в современный период возрастают. Из-за несоответствия уровня развития российской системы связи Россия практически выпадает из глобальной системы связи. В городах телефонами обеспечено лишь 30 %, а на селе — только 10 % семей. Несколько лучше положение с радиофикацией населения. Наиболее благоприятное подразделение — телевидение, с помощью которого телевизионным вещанием охвачено 96 % населения страны. Но в области многоканального и спутникового телевидения Россия отстает от стран Запада.

Сфера обслуживания имеет сложный характер. Важная роль в ней принадлежитрекреационному хозяйству . Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер России создает благоприятные условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. В России насчитывается более 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и лечебных грязей. В стране сформировались крупные санаторно-курортные и рекреационные районы. Среди них выделяют районы, образовавшиеся: 1) на основе природных ресурсов и условий; 2) вокруг крупных городов; 3) районы ценных и культурных исторических объектов. 4) районы давнего пользования — Минеральные воды, Сочи и другие.

Урок-39 9 класс Дата____

Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс

Цели и задачи урока :

    Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».

    Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

    Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.

    Изучить состав транспорта.

Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Вы знаете “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный

Морской и речной

Электронный

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами .

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

    Протяжённость магистрали

    Направление магистрали.

    Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

    Крупные транспортные узлы магистрали.

    Состав и направление грузопотоков.

    Перспективы развития магистрали.

5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод

В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.

Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.

Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.

Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.

Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.

Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.

Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.

В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.

В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.

Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.

Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.

Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().