Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Экологическое движение заинтересовано в общественном и общественном здоровье и осуждает различные формы загрязнения воздуха, воды и почвы и его вредное воздействие на здоровье. В этой тенденции также могут быть расположены группы «антипсихиатрий», которые осудили работу психиатрических больниц и теперь осуждают злоупотребление химическими средствами для решения проблем психического здоровья. Эти группы создали альтернативные ресурсы, такие как терапевтические сообщества, специализированные центры детоксикации, социальные и трудовые компании для людей с проблемами психического здоровья.
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.
В 1980-х годах, и особенно в 1990-х годах, были созданы многочисленные ассоциации, которые можно охарактеризовать как «взаимопомощь», образованная людьми, затронутыми проблемой, или родственниками людей с заболеваниями или инвалидностью, такими как Общество Альзеимера в Квебеке, Ассоциация родителей слепых детей, просто упомянуть о самых значительных. Вклад этих ассоциаций заключается не только в обучении и информации, но также в возможности обмена, общения с другими людьми, которые живут аналогичной проблемой.
Активные группы в области СПИДа являются образцовыми: борьба со СПИДом в основном осуществляется общинным движением. Отношения с системой общественного здравоохранения. Начиная с 1980-х годов государство признало вклад общественных организаций. Это признание связано с возвращением государства и изменением той роли, которую оно взяло на себя в начале 1970-х годов, то есть взять на себя полную ответственность за медицинские услуги и социальные услуги.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Государственная социальная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социального обслуживания субъектов Российской Федерации).
В контексте децентрализации создание региональных корпораций по вопросам здравоохранения и социальных услуг привело к формированию региональных консультационных групп общинных учреждений во всех административных районах и провинциальной таблице общественных групп и добровольцев. Закон 120 признает автономию общественных организаций в определении их руководящих принципов. Им предлагается большее финансирование и на трехгодичной основе.
Начиная с 1980-х годов, и особенно в 1990 году, правительства предприняли значительные шаги для контроля за бюджетным дефицитом и сокращения или ликвидации государственного долга. Кризис государственных финансов является центральным элементом, который объясняет поиск альтернативных способов предоставления государственных услуг. Хотя экономия затрат является первым аргументом для оправдания государственной стратегии, есть также интерес к лучшему удовлетворению потребностей граждан. В зависимости от принципа субсидиарности большая ответственность гражданина и сообщества обеспечивает больший динамизм в предоставлении услуг, и, как полагают Лавиль и Ниссен, мобилизация гражданского общества также, вероятно, приведет к усилению социальных связей.
Муниципальная социальная служба (органы местного само управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предприятия социального обслуживания муниципального подчинения).
Негосударственная социальная служба (учреждения и предприятия социального обслуживания общественных, благотворительных, религиозных и других негосударственных организаций).
Новые способы предоставления государственных услуг также означают более активное участие трудящихся с большей самостоятельностью в организации работы. Правительство Квебека признает, что возможность остаться в естественной среде является положительным фактором для здоровья и благополучия, а также для экономии расходов на услуги. Но для людей, которые испытывают постоянные или временные недостатки, пребывание в их домах требует вспомогательных услуг, которые, если они не гарантируются членами семьи, должны быть получены в государственных учреждениях или частных учреждениях.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:
Чтобы ответить на эти проблемы, возникли многочисленные общественные экономические организации, особенно рабочие кооперативы, для удовлетворения этого растущего спроса на услуги на дому. С начала 1970-х годов канадская провинция Квебек была оснащена системой общественного здравоохранения и социальных услуг. Оригинальность этой системы заключается в интеграции медицинских услуг и социальных услуг в рамках одной администрации, Министерства здравоохранения и социальных служб. Децентрализация системы, которая впервые была преобразована в децентрализацию управления, с созданием региональных организаций здравоохранения и социальных услуг создает благоприятные условия для участия граждан.
нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
Во всех регионах были созданы круглые столы региональных консультаций общественных организаций. В советах директоров региональных корпораций, а также в сфере здравоохранения и социальных услуг имеются места, предназначенные для представителей населения и общественных организаций. Существует широкий круг общественных организаций в области здравоохранения и социальных услуг. Эти организации внесли новаторские ответы на социальные проблемы и проблемы со здоровьем, создавая услуги, выходящие за рамки логики прибыли и бюрократической логики государственных услуг.
дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и др.;
доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
В настоящее время сокращение штата и увеличение спроса на социальные услуги и услуги здравоохранения привели к тому, что государство в большей степени признало вклад общественных организаций в миссию государства в области здравоохранения и социальных услуг, поскольку со-производителей услуг во множественной системе услуг с участием государственных, частных и общественных организаций. Задача организаций заключается в сохранении их автономии и самобытности.
При создании систем общественного здравоохранения медицинские ассоциации были категорически против установления заработной платы для врачей. Вознаграждение за медицинский акт было предоставлено им после важных конфронтаций в нескольких провинциях с провинциальными властями, которые видели в компенсации по медицинскому акту фактор увеличения расходов на систему.
Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Советы регионального развития - это консультативные органы, состоящие из представителей различных социально-экономических секторов региона. Солидарный кооператив состоит из нескольких типов членов: членов, которые являются членами услуг, производимых кооперативом, и членов рабочих. Кроме того, он включает другого члена, любого лица или организации, которые заинтересованы в объекте кооператива. Этот последний тип элемента называется «членом поддержки».
Демерс, Луис. Демерс, Луис, Дюма, Альберт, Бегин, Клермон. Лес, Пьер-Герлье, Абельсон, Джулия, Говин, Франсуа-Пьер, Мартин, Элизабет, Эйлес, Джон. Фортин, Андре. Фрешет, Люси и Бариль, Луиза. Жирар, Жан-Пьер и Везина, Мартин. Частные некоммерческие организации в области здравоохранения: инновации на службе членов. Том 2, № 4: стр. 9. Лесеманн, Фредерик. Реформа здравоохранения и социальных услуг в Квебеке.
Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Монреаль, выпускники кооперативов Альберт Сен-Мартен. Вайланкур, Ив. Канадские перспективы. Более четырех из десяти социальных работников работают в общих советах, большинство из них выполняют отраслевую универсальность. Модель отраслевой универсальности, задуманная в межвоенный период, продолжается, но сталкивается с изменениями нашего общества и новыми политическими, экономическими и социальными ставками. Отражение и подход, основанный на опыте профессиональной практики в области универсальности, чтениях и встречах с двумя рамками социальных действий.
Однако развитие сети учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
слабая правовая база системы социального обслуживания;
ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
Он пытается координировать медико-социальные вмешательства посещенных медсестер и социальных работников с населением. Тем не менее, понятие универсальности сектора действительно усиливается и расширяется с годами. В том же году в декрете упоминается, что понятие универсальности, представленное Анри Сельером, по-прежнему тесно связано с идеей ведомственной координации социальных услуг: различные социальные службы, чтобы лучше их координировать.
Эта административная реформа очень важна для социальной сферы. В каждом отделе создается единая ведомственная социальная служба: речь идет о оснащении, охватывающих департаменты многоцелевыми социальными работниками и размещающих их территориально. Универсальность становится стержнем многодисциплинарной совместной работы, объединяющей социальных работников, работающих с одними и теми же семьями.
отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Секторы группируются в пределах избирательного округа, которые являются местами, где социальные мероприятия территории организованы и согласованы. Эта организация направлена на обеспечение того, чтобы социальные работники обеспечивали тщательную и последовательную работу среди населения с целью обеспечения здоровья и социальной профилактики. Работа в команде, социальные работники, работники по уходу за детьми, улучшение условий рождения, борьба с недоношенностью и обеспечение хорошего развития маленьких детей.
Это изменение работодателя сопровождается созданием статуса территориального агента. Третья гражданская служба, территориальная государственная служба, рождается децентрализацией. Универсальность по-прежнему является центральной концепцией социальных действий департаментов, но теперь они свободны для зарождения и осуществления своей территориальной организации.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
Таким образом, некоторые отделы будут продолжать поддерживать традиционную универсальность в рамках территориальных единиц или подразделений, территориальных пространств или медико-социальных центров. Другие будут выбирать работу миссий социальных работников или работать по объективным из местных центров действий и социального развития.
При децентрализации общие советники должны реагировать на проблемы своих сограждан и сталкиваются с логикой управления и контроля социальных расходов. Социальные службы, находящиеся под их полномочиями, несут ответственность за осуществление этих положений. Понятие универсальности сектора является частью профессиональной культуры социальных работников. Во время начальной подготовки студенты должны пройти пятимесячное профессиональное обучение в многоцелевом социальном обслуживании. Хотя корректировки и отступления, возможно, облегчили это положение в последние годы, универсальность по-прежнему является моделью вмешательства, в которой признана профессия.
Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Он передает традиционные профессиональные ценности. Универсальный, универсальный и унифицирующий подход: универсальная социальная служба имеет глобальный и общий подход к трудностям отдельных лиц и семей. Он касается всех трудностей и лежит в основе всех социальных вмешательств, которые он должен координировать и согласовывать.
Соотношения близости с пользователями и окружающей средой: универсальная социальная служба близка к тем, кто нуждается в помощи. Его повседневное присутствие, которое обнадеживает и доступно, отражается в присутствии постоянного персонала, организации коллективных мероприятий в центрах, расположенных в этом секторе, и практике посещения домов для людей. Благодаря своей географической основе его универсальность поддерживает сеть взаимоотношений с местными живыми силами, позволяя ей использовать оборудование с хорошей информацией и легкостью и максимально использовать своих пользователей.
Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.
Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:
аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
планово-организационную : планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
управленческую : обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;
информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за щите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и др.
Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.
Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.
Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, т. е. предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.
Цель деятельности Центра − способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Основными задачами Центра являются :
выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.
Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;
Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);
Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.
Учреждения социального обслуживания пенсионеров
В соответствии с Конституцией РФ граждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.
В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.
Большое значение в современных условиях приобретают институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда :
достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;
свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;
координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер;
индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;
ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом − при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.
На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.
На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:
Не нуждающиеся в помощи;
Частично утратившие трудоспособность;
Нуждающиеся в обслуживании;
Требующие постоянного ухода и т. д.
Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.
Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
дома-интернаты;
отделения дневного и ночного пребывания;
специальные дома для одиноких престарелых;
больницы и отделения для хронических больных;
стационары различного типа;
территориальные центры социального обслуживания;
отделения социальной помощи на дому;
геронтологические центры и т.д.
В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.
Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:
обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;
предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;
создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.
Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Медицинское обслуживание граждан осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.
На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.
Социальное обслуживание инвалидов
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет − категория «ребенок-инвалид».
Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.
В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвал идов:
социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);
срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.
Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.
Основными задачами деятельности Центра являются :
выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.
Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.
На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:
определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.
Реабилитация инвалидов включает :
медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;
социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.
Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.
Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц е ограниченными возможностями.
Основная цель формирования этой системы − повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
Экономическая форма организаций - это система прав и ограничений, которыми обладает организация в принятии экономических решений.
Выделяют 2 типа экономических форм организаций:
1. Коммерческая организация
2. Некоммерческая организация.
1. Коммерческими организациями являются такие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, и распределяют получаемую прибыль между своими учредителями.
2. Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не в праве распределять полученную прибыль между учредителями.
Различают несколько форм некоммерческих организаций:
1. Потребительский кооператив.
2. Общественная или религиозная организация.
3. Некоммерческое партнерство.
4. Фонд.
5. Учреждение.
6. Государственная корпорация.
7. Объединение юридических лиц (ассоциации или союз).
Перечень форм некоммерческих организаций не является закрытым и может дополняться Федеральными Законами.
Формы коммерческих организаций - могут быть полное товарищество, хозяйственные общества, унитарные предприятия.
Негосударственные (частные) некоммерческие организации составляют 3-й сектор экономики и соответственно социальной сферы, занимающей промежуточное положение между 1-м государственным сектором и 2-м частным сектором.
Одной из причин создания частных некоммерческих организаций является рассмотрение этих организаций в качестве средства преодоления изъянов рынка без обращения к государству. Другим фактором порождающих потребность в деятельности частных некоммерческих организаций является сочетание изъянов рынка с деятельностью государства. Недостатки присущие экономическим отношениям между производителем и потребителем медицинских, социальных, образовательных, культурных услуг обуславливают неудовлетворительность объемов качества и доступности ряда услуг с точки зрения эффективности использования ресурсов и существующих в обществе представлений о социальной справедливости. Поэтому участие государства в предоставлении соответствующих услуг призваны исправить эти недостатки рыночного механизма.
Третий сектор является заметной составляющей экономики.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию оплаты труда работников.
Источниками финансирования социальных служб являются:
- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;
- поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;
- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;
- дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
- доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;
- благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.
План работы - это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.
Разработка плана начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории. На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на предстоящий плановый период.
На основании данного анализа формируется концепция долгосрочного развития социальной службы и ее работы. Затем разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений. После этого определяются программные мероприятия, исполнители, уточняются необходимые ресурсы.
Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда является основным инструментом возбуждения и поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.
Оплата труда социальных работников основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основной особенностью организации бухучета и отчетности в сфере социальной работы является то, что данные учреждения относятся к некоммерческим организациям, в которых учетная политика должна быть связана с экономический деятельностью этого учреждения и должна быть направлена на долговременное существование и осуществление уставных целей и задач.