Организаций социального обслуживания в сфере. Экономические основы деятельности учреждений и предприятий системы социального обслуживания

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Экологическое движение заинтересовано в общественном и общественном здоровье и осуждает различные формы загрязнения воздуха, воды и почвы и его вредное воздействие на здоровье. В этой тенденции также могут быть расположены группы «антипсихиатрий», которые осудили работу психиатрических больниц и теперь осуждают злоупотребление химическими средствами для решения проблем психического здоровья. Эти группы создали альтернативные ресурсы, такие как терапевтические сообщества, специализированные центры детоксикации, социальные и трудовые компании для людей с проблемами психического здоровья.

Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организа­ции при наличии лицензии) создают специализированные учре­ждения социальной службы, ведущее место среди которых от­водится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социально­го обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и прак­тическую деятельность по оказанию различных видов социаль­ной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей струк­туре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и ин­валидов, социальной помощи на дому, службы срочной соци­альной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необхо­димости и имеющихся возможностей. Такие центры оказыва­ют комплексную социальную помощь разных видов: психоло­гическую, юридическую, реабилитационную, социально-педа­гогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В 1980-х годах, и особенно в 1990-х годах, были созданы многочисленные ассоциации, которые можно охарактеризовать как «взаимопомощь», образованная людьми, затронутыми проблемой, или родственниками людей с заболеваниями или инвалидностью, такими как Общество Альзеимера в Квебеке, Ассоциация родителей слепых детей, просто упомянуть о самых значительных. Вклад этих ассоциаций заключается не только в обучении и информации, но также в возможности обмена, общения с другими людьми, которые живут аналогичной проблемой.

Активные группы в области СПИДа являются образцовыми: борьба со СПИДом в основном осуществляется общинным движением. Отношения с системой общественного здравоохранения. Начиная с 1980-х годов государство признало вклад общественных организаций. Это признание связано с возвращением государства и изменением той роли, которую оно взяло на себя в начале 1970-х годов, то есть взять на себя полную ответственность за медицинские услуги и социальные услуги.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

В контексте децентрализации создание региональных корпораций по вопросам здравоохранения и социальных услуг привело к формированию региональных консультационных групп общинных учреждений во всех административных районах и провинциальной таблице общественных групп и добровольцев. Закон 120 признает автономию общественных организаций в определении их руководящих принципов. Им предлагается большее финансирование и на трехгодичной основе.

Начиная с 1980-х годов, и особенно в 1990 году, правительства предприняли значительные шаги для контроля за бюджетным дефицитом и сокращения или ликвидации государственного долга. Кризис государственных финансов является центральным элементом, который объясняет поиск альтернативных способов предоставления государственных услуг. Хотя экономия затрат является первым аргументом для оправдания государственной стратегии, есть также интерес к лучшему удовлетворению потребностей граждан. В зависимости от принципа субсидиарности большая ответственность гражданина и сообщества обеспечивает больший динамизм в предоставлении услуг, и, как полагают Лавиль и Ниссен, мобилизация гражданского общества также, вероятно, приведет к усилению социальных связей.

Муниципальная социальная служба (органы местного само­ управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

Новые способы предоставления государственных услуг также означают более активное участие трудящихся с большей самостоятельностью в организации работы. Правительство Квебека признает, что возможность остаться в естественной среде является положительным фактором для здоровья и благополучия, а также для экономии расходов на услуги. Но для людей, которые испытывают постоянные или временные недостатки, пребывание в их домах требует вспомогательных услуг, которые, если они не гарантируются членами семьи, должны быть получены в государственных учреждениях или частных учреждениях.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

Чтобы ответить на эти проблемы, возникли многочисленные общественные экономические организации, особенно рабочие кооперативы, для удовлетворения этого растущего спроса на услуги на дому. С начала 1970-х годов канадская провинция Квебек была оснащена системой общественного здравоохранения и социальных услуг. Оригинальность этой системы заключается в интеграции медицинских услуг и социальных услуг в рамках одной администрации, Министерства здравоохранения и социальных служб. Децентрализация системы, которая впервые была преобразована в децентрализацию управления, с созданием региональных организаций здравоохранения и социальных услуг создает благоприятные условия для участия граждан.

    нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

    поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

    средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

    финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

    Во всех регионах были созданы круглые столы региональных консультаций общественных организаций. В советах директоров региональных корпораций, а также в сфере здравоохранения и социальных услуг имеются места, предназначенные для представителей населения и общественных организаций. Существует широкий круг общественных организаций в области здравоохранения и социальных услуг. Эти организации внесли новаторские ответы на социальные проблемы и проблемы со здоровьем, создавая услуги, выходящие за рамки логики прибыли и бюрократической логики государственных услуг.

    дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

    доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

    благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

    В настоящее время сокращение штата и увеличение спроса на социальные услуги и услуги здравоохранения привели к тому, что государство в большей степени признало вклад общественных организаций в миссию государства в области здравоохранения и социальных услуг, поскольку со-производителей услуг во множественной системе услуг с участием государственных, частных и общественных организаций. Задача организаций заключается в сохранении их автономии и самобытности.

    При создании систем общественного здравоохранения медицинские ассоциации были категорически против установления заработной платы для врачей. Вознаграждение за медицинский акт было предоставлено им после важных конфронтаций в нескольких провинциях с провинциальными властями, которые видели в компенсации по медицинскому акту фактор увеличения расходов на систему.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Советы регионального развития - это консультативные органы, состоящие из представителей различных социально-экономических секторов региона. Солидарный кооператив состоит из нескольких типов членов: членов, которые являются членами услуг, производимых кооперативом, и членов рабочих. Кроме того, он включает другого члена, любого лица или организации, которые заинтересованы в объекте кооператива. Этот последний тип элемента называется «членом поддержки».

Демерс, Луис. Демерс, Луис, Дюма, Альберт, Бегин, Клермон. Лес, Пьер-Герлье, Абельсон, Джулия, Говин, Франсуа-Пьер, Мартин, Элизабет, Эйлес, Джон. Фортин, Андре. Фрешет, Люси и Бариль, Луиза. Жирар, Жан-Пьер и Везина, Мартин. Частные некоммерческие организации в области здравоохранения: инновации на службе членов. Том 2, № 4: стр. 9. Лесеманн, Фредерик. Реформа здравоохранения и социальных услуг в Квебеке.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

Монреаль, выпускники кооперативов Альберт Сен-Мартен. Вайланкур, Ив. Канадские перспективы. Более четырех из десяти социальных работников работают в общих советах, большинство из них выполняют отраслевую универсальность. Модель отраслевой универсальности, задуманная в межвоенный период, продолжается, но сталкивается с изменениями нашего общества и новыми политическими, экономическими и социальными ставками. Отражение и подход, основанный на опыте профессиональной практики в области универсальности, чтениях и встречах с двумя рамками социальных действий.

Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

    слабая правовая база системы социального обслуживания;

    ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

    Он пытается координировать медико-социальные вмешательства посещенных медсестер и социальных работников с населением. Тем не менее, понятие универсальности сектора действительно усиливается и расширяется с годами. В том же году в декрете упоминается, что понятие универсальности, представленное Анри Сельером, по-прежнему тесно связано с идеей ведомственной координации социальных услуг: различные социальные службы, чтобы лучше их координировать.

    Эта административная реформа очень важна для социальной сферы. В каждом отделе создается единая ведомственная социальная служба: речь идет о оснащении, охватывающих департаменты многоцелевыми социальными работниками и размещающих их территориально. Универсальность становится стержнем многодисциплинарной совместной работы, объединяющей социальных работников, работающих с одними и теми же семьями.

    отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

    нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

    низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

    недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

    Секторы группируются в пределах избирательного округа, которые являются местами, где социальные мероприятия территории организованы и согласованы. Эта организация направлена ​​на обеспечение того, чтобы социальные работники обеспечивали тщательную и последовательную работу среди населения с целью обеспечения здоровья и социальной профилактики. Работа в команде, социальные работники, работники по уходу за детьми, улучшение условий рождения, борьба с недоношенностью и обеспечение хорошего развития маленьких детей.

    Децентрализация и универсальность сектора

    Это изменение работодателя сопровождается созданием статуса территориального агента. Третья гражданская служба, территориальная государственная служба, рождается децентрализацией. Универсальность по-прежнему является центральной концепцией социальных действий департаментов, но теперь они свободны для зарождения и осуществления своей территориальной организации.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

Таким образом, некоторые отделы будут продолжать поддерживать традиционную универсальность в рамках территориальных единиц или подразделений, территориальных пространств или медико-социальных центров. Другие будут выбирать работу миссий социальных работников или работать по объективным из местных центров действий и социального развития.

Модель теоретического вмешательства

При децентрализации общие советники должны реагировать на проблемы своих сограждан и сталкиваются с логикой управления и контроля социальных расходов. Социальные службы, находящиеся под их полномочиями, несут ответственность за осуществление этих положений. Понятие универсальности сектора является частью профессиональной культуры социальных работников. Во время начальной подготовки студенты должны пройти пятимесячное профессиональное обучение в многоцелевом социальном обслуживании. Хотя корректировки и отступления, возможно, облегчили это положение в последние годы, универсальность по-прежнему является моделью вмешательства, в которой признана профессия.

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Он передает традиционные профессиональные ценности. Универсальный, универсальный и унифицирующий подход: универсальная социальная служба имеет глобальный и общий подход к трудностям отдельных лиц и семей. Он касается всех трудностей и лежит в основе всех социальных вмешательств, которые он должен координировать и согласовывать.

Соотношения близости с пользователями и окружающей средой: универсальная социальная служба близка к тем, кто нуждается в помощи. Его повседневное присутствие, которое обнадеживает и доступно, отражается в присутствии постоянного персонала, организации коллективных мероприятий в центрах, расположенных в этом секторе, и практике посещения домов для людей. Благодаря своей географической основе его универсальность поддерживает сеть взаимоотношений с местными живыми силами, позволяя ей использовать оборудование с хорошей информацией и легкостью и максимально использовать своих пользователей.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах. В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

планово-организационную : планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

управленческую : обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

    выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

    определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

    поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

    участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

    анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

    привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Учреждения социального обслуживания пенсионеров

В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда :

достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

Не нуждающиеся в помощи;

Частично утратившие трудоспособность;

Нуждающиеся в обслуживании;

Требующие постоянного ухода и т. д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

    дома-интернаты;

    отделения дневного и ночного пребывания;

    специальные дома для одиноких престарелых;

    больницы и отделения для хронических больных;

    стационары различного типа;

    территориальные центры социального обслуживания;

    отделения социальной помощи на дому;

    геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

    обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;

    предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

    создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

Социальное обслуживание инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой явля­ется обеспечение инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономических, поли­тических и других прав и свобод, предусмотренных Конститу­цией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, ко­торое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последст­виями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инва­лидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в воз­расте до 16 лет − категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвали­дам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих госу­дарственным программах, предоставления им социальной по­мощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются сле­дующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвал идов:

    социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального об­служивания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

    срочное социальное обслуживание в целях оказания не­отложной помощи разового характера остро нуждающимся в со­циальной поддержке;

    социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в общест­ве, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожи­лых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению о Центре социального об­служивания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказа­нию различных видов социальной помощи престарелым граж­данам, инвалидам и другим группам населения, нуждающим­ся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания, в том числе отделения днев­ного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помо­щи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются :

    выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здраво­охранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, об­ществами инвалидов и т.д.);

    определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

    дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в со­циальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

    предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в со­циальной поддержке;

    анализ уровня социально-бытового обслуживания населе­ния города, района, разработка перспективных планов разви­тия этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от харак­тера нуждаемости граждан и местных условий;

    привлечение различных государственных и негосударст­венных структур к решению вопросов оказания социально-бы­товой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабили­тацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вы­званных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, кото­рые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государст­венной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной эксперти­зы возлагаются:

    определение группы инвалидности, ее причин, сроков, вре­мени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    разработка индивидуальных программ реабилитации ин­валидов;

    участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональ­ное заболевание;

    определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как систе­мы медицинских, психологических, педагогических, социаль­но-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жиз­недеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации явля­ются восстановление социального статуса инвалида, достиже­ние им экономической независимости и его социальной адап­тации.

Реабилитация инвалидов включает :

медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального об­разования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

социальную реабилитацию инвалидов, которая состо­ит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных меро­приятий, технических средств и услуг, предоставляемых ин­валиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-соци­альной экспертизы для инвалида разрабатывается индивиду­альная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприя­тий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сро­ки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановле­ние, компенсацию нарушенных или утраченных функций ор­ганизма, восстановление и компенсацию способностей к выпол­нению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида явля­ется обязательной для исполнения соответствующими органа­ми государственной власти, органами местного самоуправле­ния, а также предприятиями, учреждениями и организация­ми, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социаль­ной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность орга­нов государственной власти, независимо от ведомственной при­надлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляю­щие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реаби­литационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к ин­формации и к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, важнейшей задачей государства на совре­менном этапе является создание эффективной системы социаль­ного обслуживания как комплекса услуг различным категори­ям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в ре­шении возникших у них социальных проблем по восстановле­нию или усилению их способности в самообеспечении и само­обслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспо­собности лиц е ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы − повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных га­рантий.

Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
Экономическая форма организаций - это система прав и ограничений, которыми обладает организация в принятии экономических решений.
Выделяют 2 типа экономических форм организаций:
1. Коммерческая организация
2. Некоммерческая организация.
1. Коммерческими организациями являются такие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, и распределяют получаемую прибыль между своими учредителями.
2. Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не в праве распределять полученную прибыль между учредителями.
Различают несколько форм некоммерческих организаций:
1. Потребительский кооператив.
2. Общественная или религиозная организация.
3. Некоммерческое партнерство.
4. Фонд.
5. Учреждение.
6. Государственная корпорация.
7. Объединение юридических лиц (ассоциации или союз).
Перечень форм некоммерческих организаций не является закрытым и может дополняться Федеральными Законами.
Формы коммерческих организаций - могут быть полное товарищество, хозяйственные общества, унитарные предприятия.
Негосударственные (частные) некоммерческие организации составляют 3-й сектор экономики и соответственно социальной сферы, занимающей промежуточное положение между 1-м государственным сектором и 2-м частным сектором.
Одной из причин создания частных некоммерческих организаций является рассмотрение этих организаций в качестве средства преодоления изъянов рынка без обращения к государству. Другим фактором порождающих потребность в деятельности частных некоммерческих организаций является сочетание изъянов рынка с деятельностью государства. Недостатки присущие экономическим отношениям между производителем и потребителем медицинских, социальных, образовательных, культурных услуг обуславливают неудовлетворительность объемов качества и доступности ряда услуг с точки зрения эффективности использования ресурсов и существующих в обществе представлений о социальной справедливости. Поэтому участие государства в предоставлении соответствующих услуг призваны исправить эти недостатки рыночного механизма.
Третий сектор является заметной составляющей экономики.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию оплаты труда работников.
Источниками финансирования социальных служб являются:
- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;
- поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;
- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;
- дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
- доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;
- благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.
План работы - это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.
Разработка плана начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории. На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на предстоящий плановый период.
На основании данного анализа формируется концепция долгосрочного развития социальной службы и ее работы. Затем разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений. После этого определяются программные мероприятия, исполнители, уточняются необходимые ресурсы.
Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда является основным инструментом возбуждения и поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.
Оплата труда социальных работников основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основной особенностью организации бухучета и отчетности в сфере социальной работы является то, что данные учреждения относятся к некоммерческим организациям, в которых учетная политика должна быть связана с экономический деятельностью этого учреждения и должна быть направлена на долговременное существование и осуществление уставных целей и задач.