Виды малого бизнеса в японии. Как открыть бизнес в японии. Капсульный отель, хостел

ИРИНА ЦВЕТОВА
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института Дальнего Востока Российской академии наук

Для реализации государственной политики в отношении малых и средних предприятий создана сеть специализированных органов
Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности 1 .

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов в Японии насчитывалось уже более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм.

Вместе с тем низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на НИОКР заставляют МСП балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Правовое обеспечение

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс их кооперирования, а закон о структуре организаций МСП (1957 г.) определил виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:

Модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

Повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

Рационализации управления (обучение современным методам);

Оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

Защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

Увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

Обеспечению гарантий возможности ведения дел путем регулирования предпринимательской деятельности;

Установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о содействии модернизации МСП правительство разработало для отраслей с преобладанием небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей промышленности были связаны разными формами субподряда с крупными компаниями, а в производстве наиболее сложной продукции эта доля достигала 80%. В рамках расширявшихся производственных связей возникали острые проблемы так называемых несправедливых сделок, включая задержки с оплатой выполненных субподрядных работ и поставок, а также необоснованное занижение цен со стороны заказчика. В этой связи в дополнение к мерам, предусмотренным антимонопольным законодательством, в 1956 г. принят закон о предотвращении задержек в оплате субподрядных работ, регулирующий субподрядные отношения.

Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют самостоятельность, превращаясь в филиалы крупных фирм, закон защищает право филиалов иметь внешние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Если она не стопроцентный собственник, а лишь совладелец филиала, то может потребовать ревизии его деятельности только по суду. Расчеты по субподрядам ведутся по рыночным ценам.

Давление заказчика на исполнителя (требование необоснованных скидок с договорной цены, навязывание сопутствующих условий и т.д.) пресекается государственной защитой интересов субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и Комиссия по справедливым сделкам - правительственные органы, имеющие право проводить расследования и возбуждать судебные дела.

В случае необходимости правительство на законодательной основе принимает чрезвычайные меры по поддержке небольших предприятий.

Такие меры, например, были разработаны в 1966 г. с целью преодоления кризиса в текстильной промышленности, где преобладали малые и средние фирмы, испытывавшие значительные трудности и не выдерживавшие конкуренции на внешних рынках. Широкое содействие оказывалось также целевому развитию малого бизнеса в отдельных районах в соответствии с законами о подъеме традиционной промышленности (1974 г.) и о временных мерах по поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.).

Для предупреждения банкротств правительство с 1977 г. поощряло создание МСП фондов взаимопомощи, члены которых в случае значительных финансовых затруднений могут получить кредит в размере десятикратного баланса их взносов. Государство предоставляет также определенные финансовые и налоговые льготы малому бизнесу в целях преодоления трудностей, связанных с ростом цен на энергоресурсы.

В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений.

Начиная с 1986 г., когда иена стала резко дорожать, возникла необходимость поощрения фирм, работающих на внутреннее потребление. Производственная переориентация ряда МСП, в том числе в определенных районах, была закреплена законами о соответствующих временных мерах.

О внимании правительства к проблемам малого бизнеса свидетельствуют и другие законы: о временных мерах по содействию развитию новых сфер предпринимательства путем объединения усилий МСП разных отраслей (1988 г.); о мерах по улучшению контроля над занятостью в небольших компаниях (1991 г.); о временных мерах по наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.); о содействии повышению эффективности денежного оборота МСП (1992 г.).

Формы государственной поддержки

Государственное стимулирование МСП проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов : льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний.

n Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования . Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию МСП предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).

Доля таких расходов на поддержку МСП в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26% (около 185,7 млрд иен). Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено 5,3 трлн иен, в 1994 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

n Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот , позволяющих МСП резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

n Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров , отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран.

С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

n Значительна роль государства в создании информационных сетей , предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

n Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения , организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах . Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано 5,7 млн консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

n В центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. На наш взгляд, необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

1 К разряду мелких и средних предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве японская статистика относит фирмы с числом занятых до 300 человек и уставным капиталом 100 млн иен, в оптовой торговле - соответственно до 100 человек и 30 млн иен, розничной торговле и сфере услуг - до 50 человек и 10 млн иен. В категорию мельчайших официальная классификация включает промышленные предприятия с числом занятых не более 20 человек и предприятия сферы торговли и услуг с численностью персонала не более 5 человек. Таким образом, в сферу малого и среднего бизнеса попадает огромный слой предприятий, начиная от примитивных надомных хозяйств семейного типа и кончая оснащенными современной техникой фирмами.

По данным статистики, многие россияне давно и успешно занимаются бизнесом в такой азиатской стране, как Япония. Влиться в бизнес этой страны довольно сложно, так как рынок там насыщен и уже поделен. Тем не менее, эта страна обладает определенной привлекательностью для наших предпринимателей.

Иностранному предпринимателю начать свой бизнес в Японии можно в трех правовых формах, а именно:

    • Акционерное общество — Kabushiki Kaisha.

Чаще всего предприниматели отдают предпочтение именно первому варианту – акционерному обществу. Эта форма имеет некоторые достоинства финансирования и ограниченную ответственность учредителей.

Однако, чтобы зарегистрировать акционерное общество, необходимо иметь стартовый капитал в размере 10 миллионов йен (или больше). Поэтому бизнесменам, которые имеют ограниченные денежные средства, выгоднее регистрировать общество с ограниченной ответственностью. Эта форма предприятий требует наличия стартового капитала всего в 3 миллиона йен. Для открытия филиала иностранной компании рамки стартового капитала не установлены вообще. Акционерное общество может регистрироваться как закрытого, так и открытого типов.

Налогообложение в Японии

Если вы собираетесь открыть в Японии филиал материнской компании, которая находится в вашей стране, но столкнуться с какими-либо налогами вам не придется. Относительно обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, то к ним применяется своя система налогообложения, которая предполагает налог на прибыль, на дивиденды и авторские гонорары.

Как открыть бизнес в Японии

Процедура подачи и обработки заявки на регистрацию компании, а также сам процесс регистрации довольно сложен. Без наличия определенных знаний иностранному предпринимателю вряд ли удастся справиться с этим самому. Поэтому среди бизнесменов, желающих открыть свое дело в Японии, широко распространена практика передачи ведения всей процедуры регистрации японским специалистам в этой сфере (юристам, аудиторам, бухгалтерам).

При подаче всех документов на регистрацию компании в соответствующий орган, нужно так же предоставить свидетельство о приложении печати директора. Однако получить такое свидетельство может или гражданин Японии, или гражданин другой страны, получивший свидетельство о регистрации иностранца.

Если эти условия не соблюдены, то документы утверждаются подписью учредителя или директора, а не печатью. Это будет значительно усложнять весь процесс ведения бизнеса, ведь необходимо будет каждый раз заверять подпись свидетельством нотариуса, которое выдано в родной стране учредителя.

Исходя из данных официальной статистики, больше 15-ти лет к ряду около 500 россиян ведут свой постоянный бизнес в . Из экономических руин Страну восходящего солнца действительно подняло «чудо», однако, как и во всем мире сегодня, Япония переживает кризис.

Если вы подумываете наладить бизнес-отношения с Японией, откажитесь от идеи торговли подержанными иномарками: все куски этого пирога уже давным-давно разобраны. То же самое касается и рынка новых авто. Русским авто продают не японцы, а пакистанцы, цепко удерживающие эту ячейку бизнеса уже давно.

Кстати о машинах. лучше приобретать на проверенных и сертифицированных виртуальных аукционах. Такие машины защищены от брака на 90%, а то, что вам предложат купить в магазинах нашей страны? на 70% и есть брак.

Бизнес, построенный на экспорте морепродуктов, также вряд ли примет новичков. Во-первых, он не вполне легален, что в разы увеличивает риск, и, во-вторых, опасен для жизни (но это выплывает из первого пункта).

Лесозаготовками и продажей древесины японцам занимаются отнюдь не русские, а китайцы. Так что и тут «дело? дрянь».

Как вывод: «три кита» прибыльного русско-японского бизнеса - морепродукты, лес и автомобили или:

А) опасны для жизни и здоровья;
б) уже сто лет как освоены, увы, не русскими.

Но в Японии можно развить не только эти три линии бизнеса. Есть варианты, среди русских поддержки не нашедшие, однако со стороны Японских инвесторов рассматриваемые как выгодные проекты.

Например, продажа жителям РФ «японской культуры» (предметов китча и разнообразных сувениров) и славных высокотехнологичных японских мелочей. Наибольшим спросом пользуются японские памперсы, салфетки, расчёски и прочая бытовая мелочь.

В Японии выгодно выращивать бизнес для продажи. Эту ячейку занимают в основном европейские и американские бизнесмены, поднаторевшие в ведении международных дел уж явно больше наших предпринимателей. Однако, камнем преткновения для россиян становится вовсе не заграничная конкуренция, а мизерный процент маржи - всего 7-10% от покупки бизнеса, в то время как для Европы речь идет уже о 20%.

для продажи можно вырастить по такому принципу:
? покупаем никому не известную японскую фирму;
? оптимизируем её и
? продаем «втридорога».

Русские 7% (цифровое значение этого «втридорога») образуются оттого, что у европейцев и американцев репутация лучше. Пренебрегать такими предложениями все равно не стоит: именно благодаря им можно выйти на более крупные рынки.

Япония известна неадекватными идеями бизнеса, которые вызывают у наших предпринимателей удивление и непонимание того, как эти странные услуги или товары могут пользоваться спросом. Все дело в менталитете, который слишком отличается от жителей СНГ. В данном рейтинге нет слишком странных идей. Основное внимание я уделил необычным, оригинальным и интересным идеям бизнеса из Японии 2017-2018 года, которые можно адаптировать под российский рынок. Стоит отметить, что большинство идей все-таки не выходят за пределы Японии, так как не выстреливают в других странах. Блог сайт подготовил для вас несколько перспективных направлений, на которые стоит обратить внимание.

№ 1. Мебель с выемками для сумок

Эта идея может стать находкой для российских предпринимателей. Женщины часто сталкиваются с этой проблемой, так как в отличие от мужчин они постоянно и везде носят с собой сумки. Японские изобретатели нашли способ, как повысить удобство для женщин. Для этого были созданы стулья с выемками для сумок. В основном такая мебель является актуальной для заведений общественного питания, офисов, банков (к этому списку можно добавить все те заведения, которые обслуживают клиентов) и т.д.

№ 2. Жидкие перчатки на основе силиконового геля

Ещё одна инновационная вещь из Японии. Это специальные жидкие перчатки на основе силиконового геля. По своему составу они похожи на обычный крем, который необходимо нанести на руки. Через некоторое время после нанесения жидких перчаток образуется тонкая пленка, выступающая в качестве защиты для рук. Такие перчатки можно активно использовать в быту: для мойки посуды, нанесения краски, масел, при ремонта авто и т.д. Они более удобные по сравнению с обычными перчатками. Перчатки очень просто удаляются с рук. Для этого нужно потереть руки под теплой водой.

№ 3. Установка автозаправочных станций под потолком

Гениальное решение от японских изобретателей, которые додумались установить заправочные колонки под потолком. Такое решение имеет несколько преимуществ. Во-первых, наиболее грамотное использование шланга (шланги свисают прямо над машиной, что позволяет избежать ситуации с нехваткой длины). Второе преимущество заключается в безопасности. Ярким примером являются различные видео на YouTube, где водители умудряются врезаться в автозаправочные колонки, что приводит к взрывам, возгоранию и жертвам. Недавно посмотрел видео, когда человеку стало очень плохо за рулем, он потерял сознание и врезался в колонку. Выход из таких ситуаций есть.

№ 4. Гамак для ног

В крупных мегаполисах жизнь протекает стремительными темпами. Токио не является исключением. Специально для офисных работников продаются гамаки для ног. Он фиксируется под столом и выступает в качестве подставки для ног. Такой гамак легко помещается в сумку в отличие от пуфиков и подушек для ног. В виде креплений выступают крючки, которые крепятся к столу. Новый продукт выпускается в разных расцветках (на данный момент их около 6).

№ 5. Уличные торговые автоматы по продаже продуктов питания

Вендинг – невероятно популярен в Японии. У деловых японцев нет времени, чтобы бегать по крупным супермаркетам в поисках продуктов питания. Все необходимые продукты питания и вещи можно купить в вендинговых автоматах, которые встречаются во всех многолюдных местах японских городов. Что можно приобрести в японских автоматах? Практически всё, что угодно: игрушки, фрукты, лед для напитков, зонты, цветы, свежие овощи, фаст-фуд, живую рыбу, крабов, роллы, суши, вареные и сырые яйца.

№ 6. Капсульные отели

Формат отелей, которые ориентированы на места с большим скоплением людей. Такие комнаты имеют небольшие размеры. Главная фишка таких отелей заключается в том, чтобы разместить большое количество людей на ограниченной площади. Например, капсульные отели идеально подходят для размещения рядом с вокзалами, аэропортами, ночными клубами и т.д. Здесь нет речи о комфорте. Комнаты-капсулы – места исключительно для сна.

№ 7. Моргающие очки из Японии для работы за компьютером

Многие компании активно переносят свой бизнес в Интернет. За несколько лет увеличилось количество людей, которые работают за компьютером. Такие люди испытывают проблемы с глазами. При долгой работе за компьютером обсушиваются глаза, повышается уровень усталости. Все это привод к ухудшению зрения. Когда человек работает за компьютером, то он перестает моргать. Японская компания для таких людей разработала моргающие очки «Masunaga Optical». Они предназначены для корректировки зрения и снятия напряжения глаз. Стекла очков состоят из жидкого кристалла. Данный материал с периодичностью пускает электрический импульс, заставляя человека моргать. Это никак не скажется на комфорте. Импульсы имеют короткую продолжительность – около 0,1-0,2 секунды. Поэтому для человеческого глаза они незаметны.

№ 8. Производство технологичных роботов и автоматизация процессов

Япония является безоговорочным лидером в сфере производства роботехники. Передовые японские технологии способны производить роботов для автоматизации различных процессов. Роботы задействованы в разных сферах деятельности: в отелях, гостиницах и ресторанах для обслуживания персонала, сфера производства, автоматизация домашних процессов и т.д. Есть даже роботы для открытия бутылок!

№ 9. Жидкий пластырь из Японии

Современные технологии избавляют нас пользоваться старыми товарами и отдать предпочтение более продвинутым вариантам. На японском рынке появился жидкий пластырь. Специальное гелеобразное вещество наносится на порез или рану. После высыхания образует эластичную и тонкую пленку, которая обеззараживает рану и защищает от воздействия окружающей среды. Это способствует быстрому заживлению порезов и ран.

Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропускать много интересных видео на тему бизнеса и инноваций из разных стран мира. До скорых встреч.

Бизнесмены много слышали о Японии, и многое из того, что они слышали, одновременно завораживало и сбивало с толку. Я хочу откровенно поговорить о Японии, обсудить некоторые мифы, которые вводят в заблуждение западных бизнесменов, и кратко обрисовать, что лежит в основе некоторых стратегических успехов японских компаний на мировой сцене. Не забывайте, что мы будем рассматривать относительно крупные корпорации; небольшие компании редко могут успешно конкурировать на международном рынке.

Между японской и западной системами бизнеса существует четыре кардинальных отличия. Позвольте мне сформулировать их в виде простых утверждений:

  1. Концепция корпорации в Японии принципиально иная.
  2. Для японского бизнесмена компания - это прежде всего люди.
  3. Государство в Японии играет роль помощника, а не диктатора.
  4. Центральная идея японской стратегии бизнеса - поменять поле сражения.

До Второй мировой войны Япония копировала западную корпоративную систему - капиталисты и рабочие, имущие и неимущие. Крупные капиталисты появились в конце XIX в. как прямой результат стремления правительства Мейдзи догнать сильные западные страны.

Большинство из них, включая пять знаменитых дзайбацу - Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Furukawa и Yasuda , тем или иным образом, по очень низкой цене, завладели государственными текстильными фабриками, медными рудниками, судостроительными и металлургическими заводами и т. п. В те времена японские компании работали точно так же, как большинство западных предприятий после промышленной революции; другими словами, богатые становились богаче, а бедные беднее. Рабочие, нещадно эксплуатируемые и лишенные какой-либо гарантии занятости, участвовали в традиционных организационных ритуалах. Коммунисты были очень активными, и компании находились под постоянной угрозой забастовок с требованиями улучшить условия труда.

Большинство западных аналитиков считают существующую в Японии корпоративную систему с ее уникальными особенностями - пожизненное трудоустройство и послушные профсоюзы - результатом древних культурных традиций. На самом деле эта система родилась в период послевоенной разрухи. Работы тогда почти не было. Фабрики и заводы были сожжены дотла. Деньги ничего не стоили, а инфляция превышала 100% в год.

Капиталисты - Большая пятерка, а также множество мелких компаний - были ликвидированы в результате политики дзайбацу кайтай, потому что генерал Макартур был убежден, что именно военно-промышленный комплекс подтолкнул Японию к войне. Не было практически ничего, с чего можно было бы начать дело.

К счастью, в головах инженеров сохранились технологии, которые раньше использовались для строительства танков, самолетов и военных кораблей, и некоторые инженеры объединились с горсткой менеджеров из довоенных дзайба-цу, чтобы открыть маленькие фабрики для производства рисоварок, одежды и других предметов первой необходимости. Эти предприятия приглашали на работу квалифицированных рабочих, но денег на зарплату не было, поэтому большинство работодателей платили едой, которая в те дни была важнее денег. Эти зарождающиеся компании были больше похожи на деревенские общины, чем на корпорации. Люди вместе жили, работали и преодолевали трудности. Если кто-то пытался организовать компанию и управлять ею по-старому, т.е. эксплуатировать голодных рабочих, начинались беспощадные забастовки. Неудивительно, что в то время японцы предпочли - хотя и ненадолго - жить под правлением социалистов. Если честно, люди приветствовали бы любой режим, который пообещал бы им еду. Спустя время некоторые из этих общин достигли определенных успехов в производстве потребительских товаров для населения и скобяных изделий для оккупационных войск. Но их будущее выглядело весьма неопределенным, пока не началась Корейская война

Неожиданно они были вынуждены производить свои товары в огромных количествах. Они получали щедрые прибыли и сразу инвестировали их в расширение производства, платили зарплату жителям общины, которые, соответственно, превратились в наемных работников, получающих ежемесячное жалованье. С этого момента история хорошо известна. Японцы с энтузиазмом несли свои сбережения в банки, которые в свою очередь довольно либерально ссужали деньги компаниям, которые хотели расти и расширяться. Несмотря на резкий рост, большинство компаний сохранило и первых жителей общины как своих отцов-основателей, и ментальность деревенской общины, которая преобладала на заре их деятельности и осталась практически неизменной до наших дней. Задолго до создания политических партий, не говоря о национальных профсоюзах, эти жители общин организовывались в небольшие корпоративные профсоюзы, чтобы обеспечить лучшую коммуникацию с руководством компаний и справедливое участие в прибылях. Даже сегодня избрание лидером такого корпоративного профсоюза считается для молодого честолюбивого рабочего хорошим стартом, способствующим его восхождению по корпоративной лестнице. Все эти обстоятельства оказали сильнейшее влияние на японский корпо- ративный сектор, и современные аналитики часто указывают на них как на главные причины успеха японского бизнеса. Кое-кто даже пытается скопировать особенности нашей системы. Но японская концепция корпорации, основанная на идее деревенской общины, принципиально отличается от западной модели, которая считает акционеров настоящими владельцами компании, а сотрудников лишь наемной силой.

В представлении японца компания - это группа людей, где каждый является тяин, или партнером (не наемным работником).

Акционеры - это группа состоятельных и заинтересованных лиц, или кредиторов. Как и банки, они являются всего-навсего еще одним источником капитала, и их цель - заработать деньги на коллективной мудрости и трудолюбии корпорации. Многие руководители японских компаний на вопрос, что они считают своей главной ответственностью, отвечают, что они работают ради благополучия своих людей. В перечне их забот акционеры располагаются немного выше, чем банкиры. Н

На самом деле в Японии большинство генеральных директоров работают почти на таких же условиях найма, как и заводские рабочие. В свое время они проделали стандартный путь по корпоративной лестнице: пришли в компанию, когда им только исполнилось 20, потом вступили в профсоюз, лет в 35 стали катё (начальниками отделов) и т. д. Преимущественно институциональное владение акциями и относительно неразвитый фондовый рынок можно объяснить только с этой исторической точки зрения.

Важно, что знаменитая японская «система» с пожизненным наймом, с повышением по службе на основе стажа и с покладистыми корпоративными профсоюзами - следствие послевоенного общинного развития, а не какой-то заранее задуманной стратегии. И дело здесь не в древнем культурном наследии, а в прагматичности и эффективности институционального устройства. Как долго смогут просуществовать общественные ценности крупной япон- ской компании, зависит от искусства конкретных корпоративных лидеров. Я же считаю, что присущая японцам особая креативность позволит большинству компаний достаточно долго сохранять свои традиции и культуру. Следует заметить, что описанный мною социальный климат характерен для более старых, крупных и престижных компаний; его не встретишь в небольших молодых фирмах. В 1979 г. в Японии обанкротилось более 17 тыс. компаний, и, разумеется, у их сотрудников не было никакой гарантии занятости. Небольшие фирмы, в которых редко имеются профсоюзы, обычно нанимают и увольняют людей в зависимости от своего объема работ. Это дает системе внутренний динамизм, поскольку поощряет рабочую силу переходить в более конкурентоспособные компании. Такой естественный отбор, когда слабым компаниям позволяют умирать, а не посылают туда государственные команды спасения, - еще одно непредумышленное преимущество японского подхода.