Что не является реорганизацией юридического лица. Способы реорганизации юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения, слияния и путем выделения нового юридического лица. ЗАО, ОАО могут преобразовываться в

Законодательство накладывает определённые ограничения на преобразование юридических лиц. Так общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) или открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив (но не в хозяйственное товарищество); производственный кооператив - в ООО, ЗАО, ОАО или хозяйственное товарищество ; ОАО и ЗАО могут быть преобразованы в ООО, производственный кооператив или в некоммерческую организацию и т.д.

См. также

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Преобразование (организации)" в других словарях:

    Преобразование организации прекращение юридического лица одной организационно правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно правовой формы. Законодательство… … Википедия

    Изменение сложившегося экологического равновесия природных комплексов, вызванное хозяйственной деятельностью людей. Может быть связано с хозяйственным освоением новых территорий или восстановлением биологической или иной продуктивности природных… … Экологический словарь

    преобразование - 3.14 преобразование (converting): Формирование полимерного сырья, чтобы сделать незаконченное или готовое изделие годным к употреблению. Источник …

    преобразование биометрических данных - 4.13 преобразование биометрических данных (biometric transformation): Преобразование ЗБИ, представленной в исходном формате ведущей организации ЕСФОБД, в ЗБИ, представляемую в целевом формате ведущей организации ЕСФОБД. Примечание Данное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - – один из видов корпоративных действий, в результате которого происходит одновременное создание одного либо нескольких новых и/или прекращение одного либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния,… … Википедия

    Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых,… … Википедия

    - … Википедия

    Формирование социалистических производственных отношений в деревне, важнейшее звено построения Социализма. Этот процесс предполагает, с одной стороны, создание крупных государственных с. х. предприятий, с другой постепенное объединение… … Большая советская энциклопедия

    ОСТ 1 02553-85: Комплексы пилотажно-навигационные цифровые самолетов и вертолетов. Общие требования и принципы организации эксплуатационного контроля - Терминология ОСТ 1 02553 85: Комплексы пилотажно навигационные цифровые самолетов и вертолетов. Общие требования и принципы организации эксплуатационного контроля: 1. Вычислительная система Совокупность оборудования комплекса для обработки и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ - действие, включающее различного рода манипуляции с образами представлениями (см. Манипулирование образом), активно выполняемые в сфере, сознания. Это и сукцессивное (развернутое во времени) восприятие, и всякого рода измерительные операции, и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Вопросы электромагнитобиологии , Роберт Тигранян. В книге исследуется механизм действия сверхслабых доз импульсного неионизирующего излучения. В качестве непосредственно воздействующего физического фактора рассматриваются возбуждаемые… электронная книга
  • Государственная оборона России. Императивы русской военной классики , . В книге представлены труды по вопросам организации обороны страны, строительства и подготовки вооруженных сил, нравственного преобразования войск таких военных игосударственных деятелей,…

РФ предусматривает такую процедуру, как реорганизация юридических лиц. В чем заключается ее специфика? Какие есть способы осуществления данной процедуры?

Что представляет собой реорганизация юрлица?

Прежде чем рассматривать предусмотренные законодательством РФ способы реорганизации юридических лиц, изучим то, что означает соответствующий термин. Его трактовка приведена непосредственно в положениях регулирующих источников права, главным из которых является Гражданский Кодекс России. В соответствии с его положениями, под реорганизацией юрлица стоит понимать процесс, в ходе которого юрлицо тем или иным способом передает собственные правомочия другому хозяйствующему субъекту.

При этом следует отличать, в частности, преобразование в виде слияния — когда несколько фирм консолидируют свои права и обязанности, от такого процесса, как реорганизация путем выделения, при котором изначальный хозяйствующий субъект не прекращает вести основную деятельность. Есть и иные разновидности реорганизации — далее в статье мы рассмотрим их подробнее.

Следует отметить, что совершенно другим с точки зрения права является процесс Его результатом является исключение записи о фирме как ведущей активную деятельность из государственного реестра. Однако ликвидация, реорганизация — процессы, которые, так или иначе, могут быть связаны между собой в рамках преобразований структуры управления предприятием, холдингов. Поэтому их рассмотрение может во многих случаях осуществляться в одном и том же контексте.

Выделяют 2 вида реорганизации — добровольная и принудительная. Рассмотрим их особенности подробнее.

Что представляет собой добровольная реорганизация?

Соответствующий вид реорганизации осуществляется в соответствии с принятым руководством фирмы решением. При этом возможны варианты в определении дальнейшего формата ведения бизнеса. Так, например, если предполагается реорганизация путем слияния, то хозяйствующие субъекты, которые участвуют в данном процессе, заключают особое соглашение, в рамках которого фиксируется порядок рассматриваемой процедуры, а также принципы распределения долей в образуемой фирме (или же установления объемов акций, которые передаются во владение тем или иным совладельцам).

Что представляет собой принудительная организация?

Данный вид реорганизации предполагает принятие решения, в соответствии с которым реализуется рассматриваемая процедура, компетентным органом власти или же судом. Поводом для принудительной реорганизации может быть, к примеру, необходимость в организации расчета фирмы с кредиторами за счет реализации имущества, которое подлежит распределению между иными хозяйствующими субъектами.

Классификация реорганизаций

Какие есть способы реорганизации юридических лиц? Законодательство РФ предусматривает классификацию, по которой выделяется 5 соответствующих процедур:

Слияние фирм;

Присоединение одной компании к другой;

Разделение фирмы;

Выделение предприятия;

Преобразование бизнеса.

Слияние представляет собой объединение в одну структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из слившихся фирм прекращает свою деятельность. Как только в Федеральной налоговой службе регистрируется новое юрлицо, то процедура реорганизации путем слияния считается завершенной.

Порядок может предполагать присоединение одной компании или нескольких к другой. При этом каждая из фирм, которая входит в состав другой структуры, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в виде присоединения предполагает передачу компании, в которую вошел соответствующий хозяйствующий субъект, его прав и обязанностей. Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только ФНС РФ вносит в государственный реестр сведения о том, что все присоединенные фирмы прекратили свою деятельность.

Порядок реорганизации юридического лица также может предполагать разделение, которое представляет собой процедуру образования на основе фирмы других хозяйствующих субъектов, получающих юридическую самостоятельность.

Следующий вариант преобразования предприятия — выделение. Он предполагает образование на базе фирмы новых юридических лиц, которые становятся независимыми от него хозяйствующими субъектами. Данная процедура считается завершенной, как только ФНС регистрирует все хозяйствующие субъекты, выделившиеся из фирмы.

Следующая разновидность реорганизации — преобразование. Данная процедура предполагает прекращение деятельности одного юрлица и последующее создание на его основе нового хозяйствующего субъекта. Как только ФНС РФ завершает государственную регистрацию новой компании, то рассматриваемая процедура считается завершенной.

Таковы основные способы реорганизации юридических лиц, отражающие распространенную классификацию. То, какие конкретно из них могут быть выбраны, предопределяется спецификой конкретного вида бизнеса, обязательствами компании, приоритетами ее владельцев — перечень факторов, которые могут влиять на их предпочтения, может быть весьма внушительным.

Классификация реорганизаций: права и обязанности хозяйствующих субъектов

Классификация реорганизаций может быть проведена и по иным основаниям. Например — с точки зрения определения объемов тех прав и обязанностей, что переходят от реорганизуемой фирмы к правопреемникам. Так, они могут быть переданы иному хозяйствующему субъекту:

В полном объеме;

Частично — при том, что лишь некоторый объем прав и обязанностей переходит к другим правопреемникам;

Частично при условии распределения изначально полного объема прав и обязанностей, что принадлежали фирме.

В общем случае первый вариант распределения прав и обязанностей характеризует такие процедуры, как реорганизация путем преобразования, слияния, а также присоединения. Второй — при разделении. Третий — при выделении.

Документальное оформление реорганизаций

При осуществлении реорганизаций могут формироваться следующие документы:

Разделительный баланс;

Передаточный акт.

При этом первый документ формируется, если осуществляется разделение или же выделение. Второй — если осуществляется реорганизация в форме присоединения, слияние или же преобразования. Так или иначе, оба указанных документа должны отражать сведения об обязательствах хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе преобразования бизнеса.

Основные этапы реорганизации

Рассмотрев виды и способы реорганизации юридических лиц, изучим теперь специфику этапов, в рамках которых соответствующая процедура осуществляется. В общем случае последовательность действий хозяйствующих субъектов, что вовлечен в реорганизацию, будет следующей.

Прежде всего, компетентные лица — например, совет директоров хозяйственного общества, принимают решение о преобразовании бизнеса. Далее осуществляется уведомление Федеральной налоговой службы о том, что будет осуществлена организация. Налоговики при этом должны быть проинформированы о том, что руководство фирмы приняло решение о преобразовании предприятия в течение 3 дней после его принятия.

Следующий шаг — внесение ФНС изменений в Единый государственный реестр юрлиц, отражающих факт начала процедуры преобразования предприятия. После — в отраслевом журнале публикуются сведения о том, что осуществляется реорганизация соответствующего юридического лица.

Реорганизация юрлиц по ГК РФ: нюансы

Существует довольно много нюансов, что характеризуют процедуру, о которой идет речь. Изучим их, опираясь на Гражданский Кодекс. Реорганизация юридического лица — процедура, которая осуществляется, как мы отметили выше, главным образом на основе положений ГК РФ.

Прежде всего, стоит отметить, что ГК РФ допускает реорганизацию: при одновременном сочетании разных ее форм — если это возможно с точки зрения отсутствия несоответствий процедуры действующим нормам права, с участием двух и более юрлиц, которые ведут деятельность в разных правовых формах — опять же, в случае, если данная процедура не нарушает положений действующего законодательства.

Любые ограничения юрлиц в осуществлении реорганизации могут устанавливаться только законом. При этом в регулирующем законодательстве могут определяться положения, в соответствии с которыми будут фиксироваться отдельный порядок реорганизации:

Страховых фирм;

Клиринговых компаний;

Финансовых организаций;

Трейдинговых корпораций;

Инвестфондов;

Негосударственных пенсионных фондов;

Народных предприятий.

Выше мы отметили, что пути решения реорганизации могут быть основаны на правовых актах, издаваемых судами. Следует отметить, что учредители хозяйственного общества обязаны исполнять положения данных актов. Иначе соответствующая процедура будет осуществлена арбитражным управляющим — исходя из норм, установленных в ГК РФ. Данный вариант может быть менее предпочтителен для владельцев бизнеса.

Решение суда о реорганизации является основанием для осуществления ФНС РФ государственной регистрации вновь формируемых юридических лиц. Ее завершение, как мы отметили выше, является главным критерием признания процедуры, о которой идет речь, состоявшейся.

В ряде случаев те или иные способы реорганизации юридических лиц могут быть инициированы по решению компетентных государственных органов.

Один из ключевых нюансов соответствующей процедуры — правопреемство. Изучим его подробнее.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Правопреемство предполагает законный переход прав и обязанности юрлица, в отношении которого осуществляется реорганизация, к другому хозяйствующему субъекту в установленном объеме. Закономерности здесь следующие:

При слиянии юрлиц права каждого из них получает вновь создаваемый хозяйствующий субъект;

При присоединении — компания, в которую входят другие, принимает их права и обязанности;

При разделении фирмы ее права и обязанности переходят к хозяйствующим субъектам, сформированным на ее основе;

При выделении — к каждому из образовавшихся юрлиц переходят права и обязанности реорганизованного;

При преобразовании — объем прав и обязанностей нового юрлица по сравнению с таковым, что характеризовал деятельность прежнего, остается без изменений.

При этом в предусмотренных законом случаях права — в зависимости от формы реорганизации юридического лица, права и обязанности передаются по передаточному акту.

Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Что представляет собой передаточный акт?

Назначение передаточного акта — определение перечня прав и обязанностей, передаваемых в рамках такой процедуры, как реорганизация, от одного юридического лица к другому. Рассматриваемый документ включает положения, в соответствии с которыми устанавливается правопреемство фирмы в отношении всех кредиторов и должников, а также то, каким образом может оно может определяться с учетом возможных изменений в правах и обязанностях хозяйствующего субъекта.

Передаточный акт составляется учредителями фирмы или же компетентным государственным органом, которым принято решение о выборе той или иной формы реорганизации юридического лица. Соответствующий документ направляется в ФНС вместе с иными источниками, что передаются налоговикам — в рамках взаимодействия с ними в установленном законом порядке. Если передаточный акт не будет предоставлен ФНС, то внесение ведомством необходимых изменений в государственный реестр не будет осуществлено.

Гарантии прав кредиторов

Следующий важнейший аспект реорганизации — гарантии прав кредиторов хозяйствующего субъекта, который меняет свой статус в установленном порядке. Данные гарантии также устанавливаются в положениях ГК РФ. Прежде всего, соответствующее юридическое лицо обязано, как мы отметили выше, в течение 3 дней после принятия решения о реорганизации уведомить ФНС о том, что статус организации предполагается изменить.

Получив данное уведомление, налоговики вносят в государственный реестр запись о том, что фирма реорганизуется. В свою очередь, данный хозяйствующий субъект обязан публиковать в ведомственных СМИ уведомление об этом. В соответствующем документе и отражается то, в каком порядке кредиторы могут заявлять свои требования.

В случае если они возникли до того, как реорганизуемый хозяйствующий субъект впервые опубликовал уведомление в ведомственном СМИ, то кредитор в судебном порядке имеет право требовать досрочно исполнить обязательства должника или же компенсации возникших убытков. Данные требования могут быть предъявлены управомоченной стороной в течение 30 дней после того, как реорганизуемая фирма опубликует последнее уведомление.

Требования кредиторов, которые выдвинуты в установленный законом срок, должны быть исполнены до того, как будет осуществлена реорганизация — в форме присоединения, слияния, преобразования или иного типа. При этом кредитор не будет иметь права требовать от должника погасить обязательства досрочно в случае, если в течение 30 дней с момента предъявления соответствующих требований он получит обеспечение, величина которой будет признана достаточной. Законом также определяются случаи, при которых права кредитора, так или иначе, реализуются независимо от процедуры реорганизации.

Если требования кредитора не исполнено, его убытки — не возмещены, а достаточное обеспечение не предоставлено ему, то перед ним солидарную ответственность несут те лица, что фактически обладают возможностью управлять действиями реорганизуемых хозяйствующих субъектов.

Основные критерии достаточности обеспечения кредитора — согласие управомоченной стороны его принять, а также наличие на исполнение обязательств реорганизуемого хозяйствующего субъекта.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательства юридического лица не прекращаются в связи с его реорганизацией в форме преобразования. Они в полном объеме переходят к юридическому лицу, созданному в результате преобразования.

Обоснование вывода:
Действительно, в отличие от прежней редакции ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 года, нынешняя редакция этой нормы не содержит прямого указания на то, что к созданному в результате преобразования юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Действующая редакция ГК РФ предусматривает, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Однако подобное изменение формулировки ГК РФ не должно восприниматься в качестве указания на то, что преобразование организации является основанием прекращения имевшихся у нее обязательств перед третьими лицами. Последствием всех предусмотренных законом способов реорганизации является универсальное правопреемство (смотрите, в частности, ГК РФ). Представляется, что новая редакция этой нормы призвана подчеркнуть различия между преобразованием и прочими формами реорганизации: во всех остальных случаях происходит перераспределение объема прав и обязанностей, тогда как в случае с преобразованием все права и обязанности реорганизуемого юридического лица после завершения процедуры преобразования сохраняются за одним лицом.
Напомним, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации ( ГК РФ), преобразованное юридическое лицо при этом считается прекратившим свою деятельность ( Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Следовательно, указание в ГК РФ на то, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, означает сохранение за созданной в результате преобразования организацией всего комплекса прав и обязанностей, принадлежавших преобразованному (прекратившему деятельность) юридическому лицу, в неизменном виде. Приведенная норма является одним из предусмотренных законом оснований для перехода к другому лицу как долга, так и прав кредитора ( , ГК РФ).
Вышеизложенное подтверждается и судебной практикой ( Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2015 г. N Ф01-2788/15 по делу N А79-5559/2014, Арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2015 г. N Ф06-22452/13 по делу N А65-16414/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2016 г. N 17АП-17146/15, Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2016 г. N Ф06-5334/15 по делу N А72-1021/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2016 г. N Ф09-8545/15 по делу N А47-3047/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Правовое регулирование процесса преобразования юридических лиц регулируется п. 5 ст. 58 ГК РФ. Норма закона закрепляет суть преобразования. Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида подразумевает переход к вновь возникшему юридическому лицу права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Существовавшее ранее юридическое лицо прекращает существование, на его основе образуется новое юридическое лицо, обладающее всеми активами и пассивами реорганизованного лица. Причинами добровольной реорганизации является принятое на общем собрании учредителей решение о начале реорганизации, принудительная реорганизация осуществляется по решению государственных органов или суда. Например, Федеральный закон «Об ОА» определяет, что число акционеров ЗАО не должно превышать более пятидесяти, если же численный состав увеличился, ЗАО должно быть преобразовано в ОАО.

Преобразование довольно молодая процедура, регулируемая гражданским правом. Обусловленность появления преобразования заключается в том, что процесс приватизации в середине 90-х годов прошлого столетия повлекла за собой смену собственников юридических лиц, что подразумевало изменение правового статуса, то есть изменение организационно-правовой формы предприятий.

В современной цивилистике вопрос о реорганизации в форме присоединения является дискуссионным. С одной стороны, специалисты не рассматривают преобразование как отдельную форму реорганизации, а считают его процессом ликвидации, не порождающим правопреемство и иным субъектным составом, который не меняется. Преобразование не предполагает смены одного юридического лица другим, зато предусматривает изменение организационно-правовой формы.

Иная противоположная позиция предлагает изучение данной процедуры как специального вида реорганизации. Данная позиция заключает в себе мнение о том, в данном случае имеется правопреемство в полном объеме в сфере обязательственных отношений, за исключением договора расчетного счета, заключенного с банком.

Некоторые специалисты считают, преобразование юридического лица не всегда связано со сменой организационно - правовой формы. Поэтому этот процесс не всегда является реорганизацией. При смене типа ОА на закрытое или открытое процесса реорганизации не происходит. Потому что смена типа общества не является реорганизацией, влекущей всех правовых последствий: досрочного прекращения требований кредитора, составление передаточного акта, права требовать досрочного выкупа акций.

Законодатель установил ограничения по выбору новой правовой формы. Исходя из ст. 56 Федерального закона «Об ООО», общество преобразуется в хозяйственный субъект другого вида или производственный кооператив. Федеральный закон «Об АО» в ст. 20 говорит, что ЗАО или ОАО может быть реорганизовано в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство. Некоммерческая автономная организация преобразуется в фонд, ассоциация равно как и союз - в фонд, автономную некоммерческую организацию, товарищество или некоммерческое партнерство, согласно ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях». Гражданский Кодекс в ст. 112 дает возможность преобразовать производственный кооператив в хозяйственное общество. Новая организационно-правовая форма вновь возникшего юридического лица означает новые требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу. Так, например, уставный капитал ООО или ЗАО предусматривает не менее 10 тысяч рублей, для АО это требование составляет 100 тысяч рублей.

В данном случае необходимо указать на то, что для акционерного общества изменение его типа - закрытого или открытого - не является преобразованием. При реорганизации ОАО в любой другой вид юридического лица лишает обязанности ежегодного опубликования в СМИ информации, доступной для всех участников общества.

При реорганизации путем преобразования меняется объем прав и обязанностей, характерных для того или иного юридического лица. Так, в результате преобразования полного товарищества в хозяйственное общество меняется принцип единогласного управления делами общества, где каждый участник имеет один голос. При управлении делами хозяйственного общества голоса распределяются между участниками пропорционально их долям.

Реорганизация в форме преобразование преследует смену организационно-правовой формы юридического лица, изменяет объем прав и обязанностей участников реорганизованного лица, что может осуществляться двумя способами.

Один из них предусматривает применение первой части ГК РФ к отдельным видам юридических лиц (к ООО, ЗАО, ОАО, государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям). Меняя свой правовой статус данные учреждения автоматически производят смену специфики организационно-правовой формы волеизъявления самих субъектов без выбора новой организационно-правовой формы. Отсутствие юридических последствий, присущих преобразованию не может быть признано реорганизацией.

Другой способ изменения организационно-правовой формы предусматривает, что юридическое лицо, такое как индивидуальное предприятие, созданное хозяйственным путем, религиозная организация, благотворительный фонд, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные в срок до 1 июля 1999 г. подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

Чтобы осуществить процедуру реорганизации, необходимо созвать собрание участников юридического лица, на котором принимается решение о начале преобразования, о порядке и условиях, определении доли участников общества. Например, согласно п. 1 ст. 48 ФЗ «Об АО» решение о реорганизации в форме преобразования акционерного общества принимается третьей частью всех акционеров, т.е. большинством. При этом исходя из ст. 65 ФЗ вопрос о созыве внеочередного или очередного собрания находится в компетенции совета директоров. В течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании в налоговый орган должно поступить письменное уведомление о реорганизации, на основании чего и вносятся записи в ЕГРЮЛ. Письменно или посредством СМИ в течение тридцатидневного срока должны быть уведомлены кредиторы, чтобы реализовать возможность досрочного исполнения обязательств должником, а при невозможности такого исполнения - его прекращения и возмещения понесенных этим убытков. После государственно регистрации созданного общества и получения всех соответствующих документов из налогового органа, внебюджетных фондов, органа статистического учета, после процедуры закрытия и открытия счетов, общество может считаться вновь созданным путем преобразования, имея при себе все права и обязанности, полученные в результате универсального правопреемства, оформленного передаточным актом.

Во время реорганизации путем присоединения составляется передаточный акт - документ, на основе которого осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемому учреждению, который составляется и утверждается на собрании участников предприятия. Процесс составления передаточного акта регламентируется ст. 59 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи ГК РФ акт содержит положения о правопреемстве прав и обязательств в отношении кредиторов и должников, п. 2 гласит, что акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего субъекта права. Изменения в учредительные документы не могут быть внесены и зарегистрированы, если передаточный акт не представлен в регистрирующий орган. Передаточный акт включает в себя бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, акты инвентаризации, первичные учетные документы по материальным ценностям, опись имущества.

Изучив нормы закона, регламентирующие процесс реорганизации в форме преобразования, можно сделать вывод, что сущность данной процедуры - весьма дискуссионный вопрос. Многие специалисты уверены, что преобразование нельзя относить к реорганизации, поскольку смена организационно-правовой формы не заключает в себе правопреемства, основой другой позиции является убеждение, что преобразование - специальный вид реорганизации, оформляемый, как и все остальные, специальным передаточным актом и регистрируемый в соответствующих органах.

На практике, закон четко определил место процедуры преобразования, отнеся его к одной из форм реорганизации. Таким образом, согласно ст. 57 ГК РФ, различают пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Согласно выше указанным способам, при одних происходит прекращение ранее существовавших юридических лиц, при других - ранее существовавший субъект права не прекращает своей деятельности, но образуется также новое юридическое лицо.

Так, при слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает свое существование, права и обязанности переходят к вновь образованному субъекту права.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. При этом статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Имеют лишь различие в том при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых предприятий, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация может затрагивать интересы их кредиторов этого общества. Исходя из этого, в ст. 60 ГК РФ законодатель предусмотрел гарантии всех участников юридического лица. Поэтому при применении любого из способов реорганизации необходимо письменно уведомить кредиторов. Процесс реорганизации протекает для всех форм в общем порядке. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших лиц. Однако, при реорганизации в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Реорганизация - сложный и длительный процесс. Требующий от учредителей, принявших решение о начале этой процедуры специальных знаний, соответствующей квалификации, соблюдения множества процедур. По своей сложности этот процесс во всех формах требует проведения инвентаризации имущества юридического лица; согласование всех расчетов с налоговым органом и внебюджетными фондами; погашение задолженности по зарплате и прочим расчетам с работниками организации и т.д.

Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ 1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом - передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает 2 .

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества - с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение. Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего 3 , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью 4 .

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона 5 .

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение . Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. 6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного - реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение . В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние . При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.