Публичный конкурс должен быть направлен на. Публичный конкурс. Толкование понятий конкурс и аукцион: Видео

Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия : 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;

2) ценностно-рациональное действие совершается через веру;

3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне;

4) традиционное действие – привычка, инерция.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: действующее лицо; объект (индивид или общность, на которое направлено действие); цель действия; способ действия; результат действия (реакция объекта).

В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Взаимодействие может иметь следующие виды :

– непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями;

– опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Социальное взаимодействие можно классифицировать :

По количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее;

Типу контактов: солидарное или антагонистическое;

Уровню организованности: организованное или неорганизованное;

Характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное;

Уровню: межличностное, групповое, социетальное.

Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.


К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», символического интеракционизма» и «теория обмена».

Концепция «зеркального Я : В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется

переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».

Теории символического интеракционизма . Символический интеракционизм (от лат. interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид,

А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени

социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.

Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.

Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах

Э. Гоффмана (1922 – 1982), которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли.

Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.

Публичный конкурс – это обещание выплатить награду тому, кто наилучшим образом выполнит определенную работу или достигнет иных результатов и будет признан в соответствии с условиями проведения конкурса его победителем. Конкурс можно рассматривать как разновидность публичного обещания награды, однако в отличие от последнего результат, за который объявлена награда, может быть достигнут несколькими участниками (минимальное число участников 2) и в связи с этим необходимо определить лучший результат. Для того, чтобы конкурс считался публичным необходимо сведения о его проведении довести до неопределенного круга лиц. Это может быть сделано как в устной, так и письменной форме в средствах массовой информации.
По своей юридической природе публичный конкурс – это односторонняя сделка.
Субъектами возникших отношений являются организаторы и участники конкурса. В качестве организаторов конкурса могут выступать юридические и физические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Участниками конкурса являются физические и юридические лица.
Различают открытый конкурс, в котором могут участвовать все желающие и закрытый конкурс, круг участников которого определяют организаторы конкурса.
Конкурсное объявление должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок предоставления работ, размер и форму награды.
Для участников конкурса предусмотрены гарантии на случай отмены публичного конкурса или изменения его условий. В этом случае участник, выполнивший указанную в объявлении работу до того, как ему стало известно или должно было стать известно о состоявшихся отмене или изменении условий конкурса, имеет право требовать возмещения расходов, которые он до указанного момента понес в связи с публичным конкурсом и в соответствии с его условиями. При этом условия публичного конкурса могут быть изменены или сам конкурс может быть отменен не позднее первой половины установленного в объявлении срока и непременно тем же способом, что и само объявление о конкурсе.
Участники конкурса имеют также право на получение информации о принятом организатором конкурса решения о выплате награды.
Организатор публичного конкурса освобождается от обязанности возвратить участникам, которые не были признаны победителями, представленные ими работы не только тогда, когда это было предусмотрено в объявлении о публичном конкурсе, но и в случае, когда это вытекает из характера соответствующих работ.
Особым образом урегулирован вопрос об использовании произведений литературы, науки и искусства, представленных лицами, удостоенными награды. Организаторы публичного конкурса, если иное не предусмотрено условиями конкурса, имеют преимущественное право на заключение договора об использовании произведения. При этом победитель конкурса имеет право как на получение награды, так и на авторское вознаграждение.

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (ст. 1057 ГК РФ).

Одно из отличий публичного конкурса от публичного обещания награды заключается в изначально заданной состязательности — требовать выдачи награды (т.е. выступать в качестве кредитора) может не любой «отозвавшийся», представивший обусловленный результат, а лишь тот из «отозвавшихся», чей результат признан наилучшим.

Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Публичный конкурс отличается также большей степенью формализации.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен (ст. 1058 ГК РФ).

В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене. Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (ст. 1059 ГК РФ).

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, об с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения (ст. 1060 ГК РФ).

При этом лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы (ст. 1061 ГК РФ).

Толкование понятий конкурс и аукцион: Видео

Гражданский кодекс, N 14-ФЗ | ст. 1057 ГК РФ

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса (действующая редакция)

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1057 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс - разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.

2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства" выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

Цель публичного конкурса "БАМ в истории моей семьи" - популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог.

Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России - поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

3. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в "Российской газете" (федеральный выпуск N 6278), а также на сайте Минобрнауки России.

Объявления о проведении конкурса "БАМ в истории моей семьи" и на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства", а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

4. Поскольку конкурс - соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы - результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора - его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ).

6. Применимое законодательство:

Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

Распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

Распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

Положение о конкурсе "За производство высококачественной пищевой продукции" (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

Положение о Всероссийском конкурсе "За служение спорту" (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

Положение о Всероссийском конкурсе "Спортивная солидарность" (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

Судебная практика по статье 1057 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПГ17-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Вместе с тем Судебная коллегия считает ошибочной позицию суда первой инстанции о противоречии Положения статье 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации и о неопределенности содержащегося в нем правового регулирования, влекущего широту дискриминационных полномочий и свидетельствующего о наличии в региональном нормативном правовом акте коррупциогенных факторов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-Г09-17, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    При этом обязательным условием конкурса является также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Однако, в нарушение ч.4 ст. 1057 ГК РФ в Положение отсутствуют критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, порядок объявления результатов конкурса, которые являются существенными условиями...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-3374, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды, исследовав обстоятельства спора и представленные доказательства пришли к выводу, что оспариваемый сбор ответчиком предложений по формированию списка национальных проектов не являлся публичным конкурсом в смысле статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации Отбор заявок проводился ответчиком во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, ответственным за реализацию которого является специальный публичный субъект – Минэкономразвития...

+Еще...