Публичные и не публичные акционерные общества. Публичные и непубличные общества как субъекты предпринимательского права. Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

С 1 сентября 2014 года в Гражданском Кодексе РФ произошли изменения, утверждённые 5 мая 2014 года федеральным законом №99-ФЗ. Согласно данному документу, в гл.4 ГК РФ вносятся правки, касающиеся организационно-правового статуса акционерных обществ. А именно, из гражданского законодательства исключаются такие формы организаций, как ОАО и ЗАО. В качестве нововведения в нём появляются публичные и . В течение переходного периода акционерные организации открытого типа должны получить публичный статус, а закрытые АО – преобразоваться в неакционерную форму.

Что такое публичная компания?

Публичные компании – это акционерные общества, ценные бумаги которых имеют свободное обращение на фондовом рынке. К таким организациям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента. Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.

Публичные общества характеризуются следующими признаками:

  • акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;
  • информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
  • ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
  • данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.

Условия отнесения общества к публичным компаниям

По новым нормам (ст. 66.3. № 99-ФЗ) акционерное общество признается публичным в 2 случаях:

  1. Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».
  2. В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.

Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании. ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.

С момента присвоения статуса деятельность публичных компаний России регулируется законами об акционерных обществах (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) и о ценных бумагах (№39-ФЗ от 22.04.1996 г.).

Последствия приобретения публичного статуса

Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.

  1. Согласно п.7 ст.3 закона №99-ФЗ наименование и учредительные документы юридических лиц должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса. Это означает, что открытые акционерные общества, действующие на 1 сентября 2014 года, должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
  2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг.
  3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
  4. Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
  5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
  6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
  • годовой отчёт;
  • годовую бухгалтерскую отчётность;
  • список аффилированных лиц;
  • устав АО;
  • решение об эмиссии акций;
  • сообщение о проведении собрания акционеров;
  • другие данные, предусмотренные законодательством.

По сути, изменения в законодательстве не затрагивают существенным образом те акционерные фирмы, которые являлись открытыми по юридической форме и по сути. До сентября 2014 большая часть ЗАО и ОАО, не размещавшие свои ценные бумаги на фондовом рынке, а размещавшие их среди круга ограниченных лиц, существовали как акционерные общества только «на бумаге». Фактически же они представляли собой общества с ограниченной ответственностью, где вместо долей в уставном капитале участники приобретали акции. Теперь такое положение непубличных организаций закрепляется де-юре.

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство.Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — "Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — "Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — "Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании.

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах. Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

Похожих статей пока нет.

12.10.2018

Несмотря на то, что нормы о публичных и непубличных компаниях действуют уже более трёх лет, наши читатели часто спрашивают о том, какие общества являются публичными, а какие нет, и в чём заключаются основные различия между ними. Наша новая статья ответит на данные вопросы и позволит более полно разобраться в этой проблеме.

Определение понятий. Главные отличительные признаки

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее - ПАО) - это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество - это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными . Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО . Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года) . Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.

Характеристики непубличного общества

Существенным признаком подобной формы организации компании считается отсутствие свободного обращения акций или долей на рынке, а также ссылки в Уставе на публичность. Владелец бумаг или долей не может продать их когда захочет и кому захочет. О подобной операции он должен сначала известить компаньонов (и само общество) и предложить им свой пакет или долю. Соответственно, эти бумаги и доли нельзя разместить на бирже. Несоблюдение данного принципа приведет к оспариванию сделки в арбитраже.

Так, владелец акций непубличного акционерного общества, являющегося рыболовецким предприятием, решил расстаться со своими бумагами. По закону и Уставу он был должен известить свою компанию о желании продать акции. Однако субъект поступил по-другому. Он разместил на местном телеканале объявление о продаже своих бумаг в количестве 158 штук. Это объявление увидели другие совладельцы АО и тут же обратились к руководству компании с вопросом: почему нарушается преимущественное право при покупке акций? Руководство юрлица, в свою очередь, только развело руками - за последнее время никто из собственников не обращался в АО с целью реализации своих акций. Тогда совладельцы обратились к регистратору и выяснили, что действительно один из их партнеров тайно продал пакет третьему лицу. Естественно возмущенные акционеры обратились в суд, который признал сделку незаконной и перевел на совладельцев права и обязанности приобретателей. (Решение Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24- 5773/2017 от 18.12.2017 года) .

Далее, организация подобного типа может функционировать вообще без Совета Директоров (СД). Более того, после 2015 года, когда многие АО перешли в эту категорию, они с удовольствием ликвидировали СД ввиду «их полной неэффективности и высокой затратности», а функции этих структур перераспределили между другими органами юрлица. (Решение Арбитражного Суда Новосибирской области по делу № А45- 18943/2015 от 23.10.2015 года) . Ну, насчет неэффективности, конечно, можно поспорить, а вот затраты на содержание Советов действительно очень большие.

Следующий важный момент заключается в том, что когда число владельцев бумаг не превышает 50 человек, то фирма вправе не полностью раскрывать информацию о себе. С другой стороны, если численность акционеров превысит эту цифру, то организация просто обязана публиковать для всеобщего сведения свою бухгалтерскую и годовую отчетность. Несоблюдение данного требования приводит к тому, что управление ЦБ РФ тут же выносит предписание нарушителю и требует соблюдение закона. (Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43- 40794/2017 от 24.01.2018 года) .

Учитывая закрытый характер компании, ее размеры, а также отсутствие свободного обращения акций на рынке, законодатель разрешил непубличным компаниям привлекать в качестве счетной комиссии не только регистратора, но и нотариуса. Подобная «вольность» в ПАО категорически запрещена.

Далее, определенная «закрытость» НАО влияет и на порядок покупки ценных бумаг. Так, если в отношении ПАО действуют требования, касающиеся соблюдения процедуры обязательных и добровольных предложений совладельцам при покупке крупных пакетов акций (более 30%), то в отношении непубличной фирмы такие нормы не действуют. Покупатели ее активов не ограничены подобными дополнительными процедурами. В то же время законодатель установил, что общее собрание и Устав НАО могут в принципе ограничить число акций, принадлежащих одному собственнику. В свою очередь (как мы увидим ниже), данная норма не применима уже к ПАО.

Основные характеристики ПАО

Как мы уже сказали выше, главной чертой ПАО является ссылка на данную форму в Уставе и свободное обращение акций на рынке. Однако кроме этих признаков есть и другие.

Например, подсчет голосов и вообще обязанности счетной комиссии в ПАО выполняет только регистратор с лицензией. Никаким нотариусом его заменить нельзя. Для этого он выделяет своего представителя, который присутствует на собрании, подсчитывает голоса и удостоверяет решения. (Решение Арбитражного Суда Воронежской области по делу № А14- 16556/2017 от 22.11.2017 года) . Отсутствие регистратора автоматически ведет к недействительности собрания.

Далее субъект, купивший более 30% голосующих акций, должен направить совладельцам обязательное предложение о приобретении у них подобных бумаг. При неисполнении этого требования, Территориальное управление ЦБ РФ выносит предписание устранить нарушение закона. (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу № А56- 37000/2016 от 01.11.2016 года) . Для непубличного общества подобное требование отсутствует.

Следующей характерной чертой публичной компании является обязательность наличия Совета Директоров. Причем в него должны входить не менее 5 человек. Как мы уже говорили выше, непубличное юрлицо вправе отказаться от этой структуры. Закон не препятствует этому.

Кроме того, в отличие от НАО, законодатель категорически запрещает ограничивать число акций, принадлежащих собственнику в ПАО. Так, в одной из московских публичных компаний общее собрание ограничило количество акций, которое может находится в руках одного владельца. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать муниципальному органу сосредоточить у себя контрольный пакет бумаг. Однако арбитраж признал ничтожным положение Устава, закрепляющее данное требование и признал незаконным подобное решение собрания. (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40- 156079/16-57-890 от 14.06.2017 года) .

Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм

Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.

Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.

Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.

Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.

Общие особенности

Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.

Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО - это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.

Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).

ООО - непубличная компания

Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция - это все-таки ценная бумага, а доля - это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций .

Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.

Краткие выводы

Подведем теперь некоторые итоги. Прежде всего, законодатель довольно подробно перечислил нам признаки публичных и непубличных обществ. Однако при этом он «раскидал» нормы по ГК РФ и закону об АО, чем серьезно затруднил их комплексный анализ. Впрочем, он и не мог поступить по-другому. Новеллы вводились все-таки не для исследователей-теоретиков, а для практического применения. С другой стороны, корпоративные юристы теперь должны обладать недюжинными познаниями в этой сфере, чтобы умело применять новые статьи и случайно не допустить нарушений закона.

Далее, давая характеристику публичным и непубличным обществам, авторы законопроекта внесли определенную сумятицу в теорию юрлиц. Так, не упомянув о такой функции юрлица, как «извлечение прибыли», и отнеся к непубличным компаниям ООО, они позволили выдвинуть предположения, что к этой категории могут относиться даже некоммерческие организации.

Кроме того, введя термин «публичное», законодатель фактически создал новую организационно-правовую форму - ПАО . С другой стороны, его антоним - «непубличное» привел к возникновению АО (даже не НАО!) вместо ЗАО, но нисколько не изменил организационно-правовую форму ООО. Оно как было ООО, так и осталось. Данное противоречие уже привело к спорам среди ученых-юристов касательно правовой сущности данных терминов.

В целом же еще раз подчеркнем: корпоративное и акционерное законодательство усложняется с каждым годом. А потому, мы настоятельно советуем нашим читателям, при возникновении вопросов в данной сфере, использовать помощь только квалифицированных специалистов, специализирующихся в данном направлении. Это позволит, в конечном итоге, избежать многих проблем.

Публичные и непубличные общества как субъекты предпринимательского права

Федеральным законом № 99-ФЗ, принятым 5 мая 2014 года, были внесены поправки в гражданское законодательство в отношении организационно-правовых форм юридических лиц. 1 сентября 2014 года новые положения статьи 4 первой части ГК РФ вступил в силу:

1.Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.

2.Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.

Что такое публичные и непубличные акционерные общества

Публичное акционерное общество считается публичным, если его акции и ценные бумаги публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг. Акционерное общество считается также публичным, если устав и фирменное наименование указывают на то, что общество является публичным . Все остальные акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) станут непубличными

Что такое публичная компания

К таким организациям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента. Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.

Публичные общества характеризуются следующими признаками:

- акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;

Информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;

Ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;

Данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.

Условия отнесения общества к публичным компаниям

По новым нормам (ст. 66.3. № 99-ФЗ) акционерное общество признается публичным в 2 случаях:

1.Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».

2.В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.

Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании. ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.

Последствия приобретения публичного статуса

Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.

1.открытые акционерные общества, действующие на 1 сентября 2014 года, должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.

2.С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг

3.Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.

4. Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.

5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.

6.Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:

годовой отчёт;

годовую бухгалтерскую отчётность;

список аффилированных лиц;

устав АО;

решение об эмиссии акций;

сообщение о проведении собрания акционеров;

другие данные, предусмотренные законодательством.

Законодатели считают, что хозяйственные организации в форме ЗАО, по сути, не являются акционерными, поскольку их акции распределяются среди закрытого списка участников и даже могут находиться в руках единственного акционера. Такие образом, эти общества практически не отличаются от обществ с ограниченной ответственностью и могут быть преобразованы в ООО или в производственный кооператив.

Реорганизация закрытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью не обязательна. ЗАО вправе сохранить акционерную форму и приобрести статус непубличного в том случае , если признаки публичности у него отсутствуют.

Поправки в гражданское законодательство практически не затрагивают ООО. Согласно новой классификации, эти юрлица признаются непубличными автоматически . Никаких обязанностей по перерегистрации в связи с новым статусом на них не возлагается.

Непубличные АО

Непубличное акционерное общество - это юридическое лицо, соответствующее следующим критериям:

минимальный размер уставного капитала – 10000 руб;

количество акционеров – не более 50;

в наименовании организации нет указания на то, что она является публичной

акции компании не размещаются на бирже и не предлагаются к приобретению по открытой подписке.

из фирменного наименования ЗАО следует исключить слово «закрытое».

Признание АО непубличным предоставляет ему гораздо большую свободу в управлении своей деятельностью по сравнению с публичной компанией. Так, бывшее ЗАО не обязано публиковать информацию о своей работе в открытых источниках. По решению акционеров управление организацией может быть полностью передано в руки совета директоров или единоличного исполнительного органа общества. Собрание акционеров вправе самостоятельно определять номинальную стоимость акций, их количество и тип, предоставлять отдельным участникам дополнительные права. Ценные бумаги АО покупаются и продаются путём простой сделки.

Все решения АО должны быть удостоверены нотариусом либо регистратором. Ведение реестра акционеров непубличного акционерного общества передаётся специализированному регистратору.

ООО как непубличные компании

Минимальная сумма уставного капитала – 10000 рублей;

Состав участников – максимум 50;

Список участников ведётся самим обществом, все изменения регистрируются в ЕГРЮЛ;

Правомочия участников по умолчанию устанавливаются согласно их долям в уставном капитале, но могут быть изменены при наличии у непубличного общества корпоративного договора или после внесения соответствующих положений в устав фирмы с фиксацией поправок в ЕГРЮЛ;



Сделка по отчуждению долей оформляется нотариально, факт перехода прав вносится в ЕГРЮЛ.

В отличие от документации публичных компаний, сведения, содержащиеся в корпоративном договоре непубличного общества с ограниченной ответственностью, являются конфиденциальными и не раскрываются третьим лицам.

Оформление решений участников общества должно проводиться в присутствии нотариуса. Однако здесь предусмотрены и другие возможности, не противоречащие законодательству, а именно:

Внесение в устав изменений, определяющих иной способ подтверждения решений собрания участников ООО;

Обязательное удостоверение протоколов общества подписями всех участников;

Применение технических средств, фиксирующих факт принятия документа.

Наряду с ЗАО из гражданско-правового оборота также исключается форма юридических лиц ОДО (общество с дополнительной ответственностью). Согласно новым правилам такие организации должны перерегистрироваться в непубличные ООО.

Привычная аббревиатура ОАО начала уходить в небытие - согласно федеральному закону № 99 от 05.05.14 на смену этой организации приходят публичные акционерные общества. Стоит разобраться, а есть ли отличия в ОАО и ПАО, какие характерные признаки у такой формы организации деятельности и кто теперь может стать держателем акций. И сегодня мы поговорим про число участников публичного акционерного общества, органы управления, а также о том, как открыть публичное акционерное общество (его ).

Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

Понятие и суть

По сути ПАО является полным аналогом открытого акционерного общества - теперь это более уточняющая форма организации деятельности, указывающая степень публичности.

ПАО (Публичное акционерное общество) могут отличаться:

  1. Выбором деятельности.
  2. Количеством акционеров.
  3. Организацией управления.

Во всех остальных случаях у всех ПАО есть сходные черты. Признаки, характеризующие публичное акционерное общество, довольно специфичны, их невозможно спутать с другими формами организации деятельности.

Про акционерного общества читайте ниже.

Видео ниже рассказывает о том, как акционерные общества заменяются на ПАО и подобные организации:

Характерные особенности

Первое, чем отличается ПАО от , и нескольких других форм организации деятельности - это наличие акций. В то же время, их тоже имеет, но и здесь ПАО имеет свои особенности.

Два характерных признака ПАО:

  1. Свободная продажа акций.
  2. Неограниченное количество акционеров.

Имеет публичное акционерное общество (ПАО) также свои плюсы и минусы:

Недостатками такой формы является ответственность по обязательствам личным имуществом по долгам акционерного общества и необходимость ежег одного внешнего аудита деятельности. Важно знать, что личная ответственность напрямую зависит от объема пакета акций.

Плюсов у такой формы организации значительно больше - по факту любой акционер является совладельцем бизнеса. Любой человек может стать членом ПАО с малыми вложениями, не имея при этом никаких предпринимательских навыков.

Для главных инициаторов создания публичного акционерного общества такой подход в организации деятельности дает возможность привлечь в бизнес дополнительные материальные средства, максимально увеличивая шансы на успешное развитие предприятия.

Публичное акционерное общество несколько отличается от других форм предпринимательства своими управленческими органами. У таких компаний появились дополнительные возможности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В ПАО их собрания теперь вынуждены посещать регистраторы или нотариусы. В зависимости от вида деятельности, величины компании и наличия дочерних предприятий возможна различная структура органов управления.

Основа управленческой структуры выглядит так:

  • Общее собрание акционеров
  • Наблюдательный совет (директора)
  • Генеральный директор
  • Исполнительная дирекция
  • Ревизионная комиссия.

Структура может быть более разветвленной - законодательно допускается несколько директоров. Также в составе органов управление возможно участие юридических лиц.

Сейчас количество членов коллегиального органа управления не может быть менее пяти участников. Все члены правления не могут участвовать своими акциями во время принятия решений на общем собрании участников ПАО. Эти аспекты обычно отражены в учредительных документах.

Про учредительные документы на публичное акционерное общество, количество, состав и ответственность участников читайте ниже.

О регистрации ПАО расскажет специалист в видео ниже:

Учредительные документы и участники

В документах ПАО и его фирменном названии законодательно закреплена необходимость указания публичности организации. Главным учредительным документом ПАО является устав организации, определяющий полное и сокращенное названия компании, права акционеров, размеры уставного капитала, структуру управления и многое другое.

Раньше для участников ОАО была доступна возможность преимущественного приобретения акций, лицами уже являющимися их держателями. Публичные акционерные общества теперь руководствуются только федеральными законами, сейчас они не могут предусматривать такие особенности покупки в своих уставах. Это дает возможность любому желающему приобрести акции без оглядки на действующих акционеров.

Акционеры ПАО имеют те же права, что и участники открытых акционерных обществ. Это не зависит от размера пакета акций. Они могут:

  • Получать дивиденды
  • Изучать ряд документов
  • Входить в число органов управления
  • Распоряжаться собственными акциями
  • Участвовать в общем собрании акционеров
  • В случае ликвидации ПАО претендовать на часть имущества.

Вместе с этим, участники имеют и ответственность - долги ПАО распространяются на его участников согласно объему их пакета акций. Члены организации отвечают своим личными средствами, если имущества ПАО не хватает для погашения долговых обязательств. В то же время персональные обязательства акционеров не играют роли для акционерного общества, ПАО не отвечает за долги своих участников.

Про минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества читайте ниже.

Формирование капитала

Капитал ПАО обеспечивают его акционеры в разных пропорциональных долях. Для публичного акционерного общества установлены минимальные значения уставного капитала в размере 100 000 рублей. Также допустимы имущественные взносы - их стоимость назначает независимый оценщик.

Согласно изменениям от 2014 года теперь 3/4 уставного капитала необходимо внести до регистрации ПАО. Остальная часть вноситься в течении года.

Публичное акционерное общество заменило ОАО. В этой организационной форме деятельности появились новые нюансы, но принцип остался прежним - акционеры формируют капитал, имеют право голоса и возможность получать дивиденды. Также за ними осталась ответственность по погашению долговых обязательств акционерного общества. Структура управления получила возможность разветвления, а открытость данных стала еще более публичной.

До оплаты полного размера уставного капитала для ПАО невозможно организация открытой продажи своих акций.

О том, что могут скрывать акционерные общества, расскажет это видео: