Минимальный должностной оклад. Может ли оклад быть меньше мрот? когда можно выплачивать зарплату меньше мрот на законных основаниях. Оклад может быть меньше мрот

Среди некоторых работодателей распространена практика незаконного изменения размера оклада – просто приказом директора о внесении изменений в штатное расписание.

Типичные ситуации:

руководство пришло к выводу о неэффективности «голых» окладов и приняло решение о делении устаревших окладов на две части: постоянную (процентов эдак 50 от бывшего оклада) и зарабатываемую премию, работник принят на работу с испытательным сроком, при этом на время испытания ему устанавливается маленький оклад, а на «послеиспытательное» время – большой, руководство увеличивает оклады лучшим работникам, и т.п.

Закон требует...

Во всех случаях, прежде, чем изменять оклад, необходимо внимательно прочитать ст. ст. 57, 72, 22, 132 Трудового кодекса РФ:

«Статья 57. Содержание трудового договора

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

«Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора

Изменение определенных сторонами условий трудового договора... допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме».

«Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель обязан:

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности...»

«Статья 132. Оплата по труду

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда»

Только по воле двух сторон

Таким образом, «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)» являются обязательными условиями трудового договора. Изменить их в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72 ТК РФ), в том числе недопустимо, чтобы руководство самовольно поделило большой оклад на маленький и премию. В одностороннем порядке работодатель и увеличивать оклад не вправе. Если работодатель хочет изменить работнику условия оплаты, то он должен предложить работнику подписать соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Ценность труда

Однако, следует иметь в виду, что, если Вы пропишите в таком соглашении, что оклад просто уменьшился или просто увеличился до такой-то суммы, не факт, что такое соглашение будет законным.

При изменении размера оклада нужно учитывать положения ст. 22 и ст. 132 ТК РФ.

Т.е., например, кассир выполнял 10 должностных обязанностей, прописанных в его трудовом договоре и должностной инструкции. За это он получал оклад 10 тыс. рублей.

Если с ним заключить соглашение о том, что его оклад уменьшится и станет составлять 8 тыс. рублей, то такое соглашение нельзя признать законным. Ведь оно нарушит ст. 22 ТК РФ о равной оплате за труд равной ценности. Смотрите, количество обязанностей не изменилось, те же 10 обязанностей, что и прежде. Значит, труд остается той же «ценности», квалификация работника не изменилась (ст. 132 ТК РФ). Только раньше работник получал за этот труд 10тыс. рублей, а теперь за него же 8 тыс. рублей. Т.е. ст. 22 нарушена.

А как нужно было сделать, чтобы получилось законно? Нужно было в соглашении к договору написать, что количество обязанностей работника уменьшилось (ценность, количество и качество труда тогда уменьшается), поэтому и оклад уменьшается. Или уменьшился объем обязанностей и рабочее время установили неполное.

Если Вы увеличиваете оклад по воле добрейшего руководства (не из-за инфляции или повышения квалификации работника), то поступать следует аналогично. Написать в соглашении к договору, что у работника становится больше обязанностей (ценность, количество и качество труда тогда увеличивается), и оклад увеличивается. Если просто увеличить оклад, не увеличивая объем обязанностей работника, то встанет вопрос: что ли раньше не доплачивали, раз за такой же труд платили меньше? А если с таким вопросом работник обратится в суд или Гострудинспекцию? Работодателям это ни к чему, поэтому следует проявить немного усердия в мелочах.

Увеличение оклада после испытания

Что касается работников, успешно прошедших испытание, то в связи с успехом просто так им тоже нельзя повышать оклад. Ведь согласно трудовому договору и должностной инструкции наверняка работник продолжает выполнять то же количество труда того же качества. При желании сторон испытанный работник и работодатель могут подписать соглашение к трудовому договору о том, что работнику поручается несколько новых обязанностей, и оклад его увеличивается. Некоторые работодатели также используют вариант: на время испытания работника берут на неполное рабочее время, а после успешного прохождения испытания по соглашению сторон работник начинает трудиться на условиях полного рабочего времени. Соответственно пропорционально увеличивается и оклад. В данном случае увеличивается объем труда.

Повышение оклада избранным

В некоторых компаниях оклады повышают избранным за то, что они родственники директора или ударники труда. При этом нередко допускают ошибки следующего плана. Работают два кассира в двух кассах компании. У них одинаковые обязанности согласно трудовому договору и должностной инструкции, одинаковое рабочее время, одинаковое название должности согласно штатному расписанию. Т.е., согласно документации они выполняют одинаковый труд. Поэтому повысить оклад только одному из них будет незаконно. Нужно повышать сразу обоим. Если же есть необходимость все-таки выделить одного из них, то стоит добавить или изменить перечень его обязанностей по сравнению с другим работником и переименовать должность (недопустимо, чтобы по одноименной должности были разные комплекты обязанностей).

Не забывайте знакомить работника под подпись с изменениями, внесенными в должностную инструкцию, и отражать реформы в штатном расписании.

Размер окладов обязательно указывается в штатном расписании. При изменении окладов необходимо издавать приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Зарплата работника, полностью отработавшего свою норму рабочего времени за месяц, не может быть меньше федерального минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). В связи с этим многие работодатели задаются вопросами: что делать, если зарплата ниже , и может ли оклад быть ниже МРОТ?

Оклад может быть меньше МРОТ

Ведь зарплата включает в себя не только сам оклад, но и компенсационные выплаты (к примеру, различные надбавки за условия труда), а также и стимулирующие выплаты (например, премии) (ст. 129 ТК РФ). Следовательно, если за месяц работник получает с учетом всех надбавок и поощрений сумму, большую или равную МРОТ, то вопросов к вам ни у трудинспекторов, ни у работников быть не должно.

Важно отметить, что если после удержания НДФЛ из причитающихся работнику доходов он получает на руки сумму меньше МРОТ, то работодателю это ничем не грозит.

Доплата до МРОТ

Если зарплата работника все-таки меньше МРОТ, необходимо произвести доплату до МРОТ. С 01.01.2018 МРОТ составляет 9489 руб. (ст.3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ​). Соответственно, если какой-либо ваш работник получает зарплату (оклад + компенсационные/стимулирующие выплаты) меньше данной величины, то зарплату ему нужно увеличить.

Имейте в виду, что с 01.05.2018 МРОТ увеличится до 11163 руб. (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Чем грозит выплата зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель выплачивает своим работникам зарплату ниже установленного федерального размера оплаты труда, то при обнаружении трудинспекторами данного факта работодателю грозит штраф (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • если работодатель - юрлицо, то в размере от 30000 руб. до 50000 руб. для самой организации и от 10000 руб. до 20000 руб. для ее должностных лиц;
  • если работодатель - ИП, то в размере от 1000 руб. до 5000 руб.

Кроме того, работодателями, которые платят зарплату ниже установленного порога, интересуются налоговики, т.к. подозревают их в выплате зарплаты «в конвертах», а, соответственно, в сокрытии налогооблагаемых доходов и неуплате НДФЛ. Для работы с такими работодателями созданы комиссии по легализации налоговой базы.

Когда можно выплачивать зарплату меньше МРОТ на законных основаниях

Такое возможно, если работник трудится на условиях неполного рабочего времени и данный факт (с указанием рабочих дней и часов) зафиксирован в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему (ст. 93 ТК РФ). Ведь зарплата выплачивается за фактически отработанное время, а если работник трудится неполный день, то и причитающаяся ему сумма может быть меньше МРОТ.

Приведя зарплату в соответствие с федеральным МРОТ, не забудьте про региональный

Если в субъекте РФ, в котором ведет деятельность работодатель, специальным соглашением установлен размер регионального МРОТ, то зарплата работников не должна быть меньше именно этого размера (ст. 133.1 ТК РФ). Правда, если работодатель не хочет присоединяться к этому соглашению, то он вправе оформить письменный отказ от присоединения. Те же, кто такой отказ не написал, считаются автоматически присоединившимися к региональному соглашению. Следовательно, при выплате зарплаты ниже регионального МРОТ этим работодателям грозят те же санкции, что и при выплате зарплаты меньше федерального МРОТ.

МРОТ не равен величине прожиточного минимума

Трудовым кодексом установлено, что величина МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения (

Первая составляющая часть - оклад (должностной оклад) - в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах "от" и "до") значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583".


к меню

Зарплата за вычетом НДФЛ ниже МРОТ

Доходы, которые получают работники за исполнение трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ (пп. 6 п. 1 ) по ставке 13 % (п. 1 ).

Налог с заработной платы исчисляет, а затем перечисляет в бюджет работодатель. На руки работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ, и она может быть ниже установленного МРОТ.

Если работнику установлена зарплата 7 500 рублей (надбавки не начисляются, дополнительных коэффициентов нет), после удержания налога он получит 6 525 рублей (7 500 – 13 %). В данном случае работодатель не нарушит законодательство, если региональным соглашением не предусмотрен более высокий МРОТ.


к меню

Минимальная зарплата при неполной занятости

Месячная зарплата может быть ниже МРОТ, если:

  • сотрудник работает на условиях неполного рабочего дня/недели (); сотрудник работает по совместительству ().

При неполной занятости работники могут получать зарплату ниже МРОТ. Так как труд таких работников оплачивается пропорционально отработанному времени, то сумма, получаемая при пересчете заработной платы на полную ставку, должна быть равна или больше МРОТ.

Допустим, секретарь организации работает на полставки - 20 часов в неделю. Если МРОТ равен 7 500 рублей, работодатель обязан начислять секретарю заработную плату не менее 3 750 рублей в месяц (7 500: 2).


к меню

Районный коэффициент, региональный, Северный и МРОТ

Северные районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при проверке на соответствие оплаты труда сотрудника МРОТ не учитываются!

Потому что ТК РФ предписывает компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (). Оплачивать труд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, который выполняется в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы .

Примечание : Такой подход подтверждает судебная практика (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 (ред. от 26.04.2017) формат.pdf 320 Кб )

Если же работодатель нарушает вышеперечисленные правила, такие его действия считаются нарушением прав сотрудников.

Примечание : Северные коэффициенты к оплате труда, установленные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях скачать бесплатно в формате pdf

Примечание : Районные и региональные коэффициенты применяют в районах и местностях, не отнесенные к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям (но имеющие особые климатические условия), в которых применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате сотрудник ов скачать бесплатно в формате pdf


к меню

«Северные» коэффициенты определяются по фактическому месту работы

Районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате зависят от места, где фактически трудится работник, а не от «прописки» работодателя.

Примечание : Письмо Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333-6-1

Следовательно, к примеру, если работник оформлен в компании, зарегистрированной и находящейся в районе Крайнего Севера, но при этом периодически выезжает на полевые работы в другие регионы, при расчете заработной платы такого работника нужно применять районный коэффициент того региона, где он фактически трудился в тот или иной период.

Причем это правило работает даже в том случае, когда северный коэффициент , применяемый в районе, в котором сотрудник выполнял свои трудовые функции, ниже уставленного по месту нахождения компании-работодателя.


к меню

Штраф за выплату заработной платы ниже МРОТ

1. Штраф за нарушение трудового законодательства для должностных лиц и ИП от 1 000 до 5 000 рублей, для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 .

2. Штраф за повторное нарушение для руководителя от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, штраф за повторное нарушение для ИП от 10 000 до 20 000 рублей, для организации - от 50 000 до 70 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Выплата зарплаты ниже МРОТ в течение двух месяцев может повлечь штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Нарушитель может быть наказан принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).


к меню

Будет повышение МРОТ - какие процедуры выполнить?

1. Перенастроить расчет будущих пособий. Иначе будут проблемы с ФСС

С 1 первого числа месяца увеличения МРОТ больничные, детские и декретные пособия надо сравнивать с новыми минимальными лимитами, рассчитанными исходя из "Минималки". Программу нужно обновить и быть уверенным, что она знает о новых минимальных пособиях.

Если программа будет ориентироваться на старые лимиты, то компания занизит пособия и будут проблемы с ФСС. Недостающие суммы надо будет доплатить работникам с процентами.

Пособия с учетом нового МРОТ пересчитываются в двух случаях:

  1. в расчетном периоде у сотрудника нет заработка или он меньше минимального. Это 187 200 руб. за два предыдущих года, или в расчете на день - 256,44 руб. (187 200 ₽: 730 дн.);
  2. стаж сотрудника менее шести месяцев, поэтому больничное пособие за полный календарный месяц не должно оказаться больше нового МРОТ - 11 163 руб. (на 1 мая 2018 г.)

2. Пересчитать старые пособия

Новый МРОТ влияет на декретные пособия и пособия по уходу за ребенком. Все пособия, назначенные после увеличения минималки, рассчитываем в повышенном размере. Так, пособие по уходу за первым ребенком, назначенное с июля, должно быть не меньше 11163 х 40%.

Вот две ситуации, когда детские и декретные пособия надо пересчитывать:

  • декретный отпуск начался до 1 июля и заканчивается после этой даты. А декретные, рассчитанные из нового МРОТ, больше первоначальных;
  • сотрудница прервала отпуск по уходу за ребенком до 1 числа месяца повышения, после 1 числа возобновила его. Минимальное пособие, рассчитанное из нового МРОТ, превышает первоначальное.

к меню

3. Поднять зарплаты

Как сравнить с новым МРОТ оклады совместителей и какие бумаги оформить? Сравните зарплаты работников с новым МРОТ, если:

  • в регионе, где работает компания, не установлена региональная минималка;
  • региональная минимальная зарплата есть, но организация отказалась ее применять. Т.е. не присоединилась к трехстороннему соглашению.

Во всех других случаях нужно смотреть на региональный МРОТ, который может повышаться вслед за федеральным. Убедитесь, что после 1 июля продолжает действовать прежний документ о региональном минимуме.

Оклад за месяц работы на полную ставку должен быть больше или равен МРОТ, если сотрудник на окладной системе оплаты труда. Стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки надо исключить из расчета. Помимо оклада в состав зарплаты могут входить премии, бонусы. Тогда оклад вполне может быть меньше МРОТ. Главное, чтобы в сумме с премиальными и сдельными выплатами начисленная работнику зарплата за месяц была больше или равна минимуму.

Проверьте и зарплаты работников, которым установлен сокращенный рабочий день. Исходя из минималки, определите допустимую зарплату в расчете на ставку работника. Убедитесь, что начисляете работнику столько же или больше.

Сообщать работникам об изменении зарплаты и ее составных частей надо за два месяца (ст. 57, 72 ТК РФ). Но так как вы повышаете зарплату, а не снижаете ее, нарушение этого срока не критично. Тут главное заключить допсоглашение к трудовому договору так, чтобы с 1 июля работник имел зарплату не ниже МРОТ.

Примечание : Проследите, чтобы соглашение о новой зарплате вступало в силу не позднее 1 числа месяца повышения МРОТ.

Для этого оформите приказ о новой зарплате и внесите изменения в штатное расписание. Утверждать всё штатное расписание заново не нужно. Достаточно сделать приложение с обновленными окладами.

Примечание : Скачать образец дополнительного соглашения к трудовому договору о зарплате (.doc 32 Кб)

4. Составить пояснения для налоговиков, почему у вас такая зарплата

Если будет необходимость, то придется приготовить пояснительное письмо для инспекции, в случае если у вас много совместителей и тех, кто работает неполный день. Потому что у них выплаты могут быть и ниже МРОТ. Но налоговики из отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и РСВ видят общие суммы, сопоставляют их с численностью, получают низкие зарплаты и запрашивают пояснения. Вместе с пояснением приложите выписку из штатного расписания по работникам неполного дня.

Примечание : Скачать образец пояснения в налоговую о зарплате (.doc 32 Кб)

5. Перевести сотрудников на неполный день

Как это сделать, чтобы зарплата в целом по организации осталась на том же уровне?

Если нет возможности повысить зарплату до МРОТ, можно пойти другим путем. Сократите ставку и одновременно повысьте оклад так, чтобы в итоге зарплата сотрудника осталась на прежнем уровне.

Например, дворник работает на полную ставку с зарплатой 8900 руб. У компании нет денег, чтобы повысить ему оклад до 11163 руб. (минималка с 1 мая 2018 г.) Поэтому дворника перевели на 0,8 ставки, а оклад повысили до 8960 руб. В итоге зарплата выросла всего на 60 руб., до 8960 руб. (11200 ₽ × 0,8). Но теперь она выше нового МРОТ (11200> 11163).

Будет лучше, если сотрудник сам напишет заявление о переводе на неполный день. В дополнительном соглашении к договору поменяйте оклад и режим работы. Издайте приказ и измените штатное расписание.

При повышении окладов работникам (согласно штатному расписанию), надо ли создавать приказ о повышении окладов пофамильно? Если надо, то какой оклад указывается для совместителей в приказе (полный оклад по должности или оклад согласно занимаемой ставки)?
Какой оклад нужно указать в трудовом договоре и в приказе о повышении оклада у совместителя - полный по ставке или фактический?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Вопрос об издании приказов о повышении должностных окладов работникам с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, каждый работодатель решает для себя самостоятельно. Трудовое законодательство не содержит такого обязательного требования.
2. В трудовом договоре и приказе о повышении должностного оклада с работником-совместителем необходимо указывать его фактический оклад, а не оклад за полную ставку.

Обоснование вывода:
1. В силу ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Следовательно, для увеличения работникам оклада требуется внесение изменений в документ, устанавливающий систему оплаты труда (с учетом требований части четвертой ТК РФ) и в трудовые договоры работников (с учетом положений ТК РФ). Издание же приказа с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, трудовым законодательством не предусмотрено и остается на усмотрение работодателя.
2. Условия оплаты труда работника, в том числе размер оклада, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). При этом вопрос о том, следует ли в трудовом договоре работников с неполным рабочим временем (в том числе работников-совместителей) указывать полный размер оклада, определенный системой оплаты труда для соответствующей должности, или часть указанной суммы, которую будет получать работник с учетом продолжительности его рабочего времени, на практике вызывает многочисленные споры. Так, например, в некоторых консультациях специалистов Роструда встречается подход, в соответствии с которым в трудовых договорах должен фигурировать тот размер оклада, который предусмотрен штатным расписанием (то есть установленный для работников с полной занятостью) (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
Однако нам представляется более справедливой иная точка зрения. По смыслу ТК РФ в трудовом договоре должны указываться условия оплаты труда конкретного работника, а не некие условия оплаты, предусмотренные для той или иной должности. Поскольку в силу ТК РФ оклад работника является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей, по нашему мнению, выполнение работником возложенных на него трудовым договор обязанностей в полном объеме предполагает обязанность работодателя выплатить ему в полном размере оклад, определенный тем же договором. В связи с этим указание в трудовом договоре не того размера оклада, на который может претендовать работник исходя из продолжительности его рабочего времени, не будет являться корректным и может повлечь за собой возникновение трудового спора. Причем суд может прийти к выводу о необходимости выплаты работнику оклада именно в том размере, который указан в трудовом договоре (решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 июня 2011 г. по делу N 2-1490/2011). В разъяснениях специалистов Роструда также встречается позиция о необходимости отражения в трудовом договоре того размера оклада, который совместители будут фактически получать (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
В приказе о повышении оклада совместителю также необходимо указывать его фактический оклад, т.к. он должен соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая ТК РФ) и, следовательно, содержать сумму, закрепленную в трудовом договоре с совместителем.
В качестве компромиссного варианта возможно указание в трудовом договоре как предусмотренного штатным расписанием размера оклада для работников с полной занятостью, так и той части этой суммы, которую будет получать конкретный работник с учетом установленной ему продолжительности рабочего времени. Например: "Оклад работника составляет 10000 рублей (50% от оклада 20000 по должности такой-то с учетом установленной работнику продолжительности рабочего времени)".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.