Расшифровка личного номера паспорта. Все, что вы не знали о белорусском паспорте

27.01.2019 Снилс

С 1 января 2012 года изменился алгоритм формирования личного номера гражданина нашей страны. Кто бы мог подумать, что подобное движение к совершенству внесет в нашу жизнь немало недоразумений. Сегодня отделы по гражданству и миграции по всей стране встретились с совершенно новой проблемой. Обладатели паспортов, выданных после 1 января 2012-го, обращаются в органы с просьбой подтвердить… подлинность основного документа гражданина РБ.

Чаще всего визит в подразделения по гражданству и миграции происходит после попытки получить кредит в банке. При проверке кредитной истории соискателя особенно бдительные банковские работники находят несоответствие между цифрами в личном номере и датой рождения кредитополучателя. Кроме того, идентификационный номер обладателя паспорта образца 2012 года не указывает на пол его владельца. Непорядок?

Действительно, многие годы по личному номеру человека можно было легко составить его «портрет», расшифровать информацию о владельце. Инструкции по его расчетам нигде не публиковались. Но что можно утаить от нашего человека? В народе быстро распространилась весть о формировании идентификационного номера в Беларуси, что позволило людям без трудов запомнить 14-значный личный номер наизусть.

Логика «получения» личного номера гражданина РБ была проста:

Цифра 1 – мужчина, родившийся в XIX веке, 2 – женщина, родившаяся в XIX веке, 3 – мужчина, родившийся в XX веке, 4 – женщина, родившаяся в XX веке, 5 – мужчина, родившийся в XXI веке, 6 – женщина, родившаяся в XXI веке.

Шесть последующих цифр – день, месяц и год рождения. Потом буква – это код региона, в котором был получен паспорт. А – Минск, В – Минская область, С – Брестcкая область, К – Гродненская, Е – Витебская, М – Могилевская, Н – Гомельская. Три последующие цифры означают порядковый номер человека, обратившегося за паспортом, среди родившихся с ним в один день и год. Еще две буквы – признак гражданства: GB и PB – гражданин Республики Беларусь, BA - лицо без гражданства, постоянно проживающее в республике, BI - иностранный гражданин, постоянно проживающий в стране. Последняя – контрольная цифра.

Но жизнь указала на некоторые неудобства использования старого алгоритма. И с 1 января 2012 года алгоритм формирования идентификационного номера изменился. Новая формула не включает в себя данные о дате рождения и поле владельца. Это практически случайный набор символов, полученный сложным путем вычислений (см. ниже). Случайным набором чисел с 1 января 2012 года считается и прежний идентификационный (личный) номер, указанный в наших паспортах, полученных до 1 января 2012 года.

Личный номер, присвоенный гражданину в прежние годы (в том числе содержащий ошибку в дате рождения), остается ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ. Меняется отношение к нему. Цифры, указывающие на дату рождения, по новому законодательству (постановление МВД РБ № 345 «Об установлении порядка формирования идентификационного номера и внесении изменений в некоторые постановления Министерства внутренних дел РБ»), считаются случайным набором символов.

Бдительные же работники госслужб, не успевающие следить за переменами в белорусском законодательстве, находят «несоответствия» в документах. В случае с банковскими кредитами чаще всего службы безопасности банков указывают на несовпадение даты рождения кредитополучателя с цифрами в личном номере документа образца 2012 года, и это является поводом для направления человека в ОВД.

– За последнюю неделю в наше ведомство с подобными «проблемами» обратились 5 человек, – говорит начальник отделения по гражданству и миграции ОВД администрации Московского района Юрий Бразинский. – Все они – несостоявшиеся кредитополучатели как коммерческих, так и государственных банков города. Наша «помощь» заключается в том, что мы разъясняем постановление МВД Республики Беларусь № 345 или же, в самых сложных ситуациях, распечатываем выдержки из постановления МВД Республики Беларусь № 345 для предоставления по месту требования.

Любопытно, что в подобных случаях ни один человек не обратился в административные органы повторно – то есть распечатка документа, вступившего в силу почти год назад, оказывается достаточным аргументом, чтобы претензии к клиенту у банка иссякли.

Звонок специалисту

– В нашем отделе не было ни одного случая отказа в принятии документов в связи с изменением личного номера паспорта, – комментирует начальник отдела выдачи и сопровождения кредитов населению филиала № 100 – Брестского областного управления ОАО «Беларусбанк» Анна Морозова. – В нашем банке работает специальная программа, в которую вносятся все изменения паспортных данных клиента. При обращении в банк каждый кредитополучатель выражает свое согласие на направление информации в кредитный регистр Национального банка Беларуси с указанием действующих и прежних сведений. Служба безопасности проверяет достоверность заявленных данных. Если на этом этапе выявляются расхождения в документах, банк обращается в РОВД за разъяснениями. Случаев отказа клиенту в приеме документов с действующим паспортом в связи с расхождением даты рождения и личного номера у нас не было.

Группы 1 2 3 4 5
ЦЦЦЦЦЦЦ Б ЦЦЦ ББ Ц

Где Ц - цифра от 0 до 9;

Б - буква латинского алфавита (от A до Z);

1-я группа: целое число из последовательности неповторяющихся случайных равномерно распределенных чисел в диапазоне от 7000000 до 7999999 включительно;

2-я группа: символ A;

3-я группа: номер последовательности случайных чисел;

4-я группа: сигнатура идентификационного номера, заполняется символами PB;

5-я группа: контрольная цифра.

Контрольная цифра рассчитывается по модулю 10 с постоянно повторяющейся весовой функцией 731731... следующим образом:

Слева направо умножить каждую цифру соответствующего элемента цифровых данных на весовой показатель, стоящий в соответствующей последовательной позиции;

Сложить результаты каждого умножения;

Разделить полученную сумму на 10 (модуль);

Остаток деления является контрольной цифрой;

Алфавитные знаки от A до Z имеют последовательно следующие значения от 10 до 35.

В связи с многочисленными письмами граждан по вопросу наличия номера идентификации в паспорте гражданина Республики Беларусь, а также другими смежными вопросами Конституционный Суд в решении от 26 июня 2001 года, направленном в Совет Министров Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, обратил внимание на то, что введение новых технологий компьютерного учета граждан должно происходить в обстановке большей гласности.

Вопрос: Правомерно ли наличие идентификационного номера в паспорте гражданина Республики Беларусь?

Накопление информации о личности в электронных базах данных, которыми располагают налоговые органы, Фонд социальной защиты населения и некоторые другие государственные органы, направлено на их более эффективную работу и не должно сопровождаться вторжением в частную жизнь граждан.

Конституционный Суд предложил выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, определив в этих целях на уровне закона механизмы обеспечения конституционных гарантий от незаконного вмешательства в личную жизнь, незаконного сбора и хранения информации о гражданине и пользования этой информацией.

Судом предложен ряд других мер, направленных на разрешение возникших вопросов. Ввиду актуальности проблемы паспортизации граждан, которые отказываются от получения новых паспортов, в том числе и по религиозным мотивам, предложено найти иные решения в направлении, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

Предложения Конституционного Суда предполагают внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения, после чего обретут обязательную силу. Осуществление указанных вопросов находится в ведении органов исполнительной власти.

Решением Конституционного Суда РБ от 15 апреля 2004 года, №П-98/2004 , в связи с обращением Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, касающееся проблемы наличия в паспорте гражданина Республики Беларусь номера идентификации, на основе анализа Конституции, положений нормативных правовых актов, касающихся поставленных вопросов, позиции Православной церкви, компетентных государственных органов, установлено следующее.

Международный стандарт для машиносчитываемых паспортов наряду с другими обязательными реквизитами предусматривает наличие личного номера... Это требование было закреплено в Положении о паспорте гражданина Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 1993 года № 463. В пункте 6 указанного Положения было предусмотрено, что в паспорт гражданина Республики Беларусь должен вноситься и номер идентификации.

В приложениях 4 и 6 к Инструкции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 1 февраля 1995 года № 13, определены механизм генерации идентификатора и правила формирования машиносчитываемых строк.

Как установлено, проблема наличия в паспорте гражданина Республики Беларусь личного номера приобрела остроту на территории Беларуси после начала подготовительных работ по частичной реализации с 1 января 2001 года Закона от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», проводимых Фондом социальной защиты населения на территории г.Гомеля (Центральный район), г. Жлобина и Жлобинского района. В целях создания этой системы в качестве индивидуального социального номера был взят личный номер гражданина, содержащийся в паспорте нового образца, что потребовало активизации процесса паспортизации в указанных районах. Это, в свою очередь, вызвало ответную реакцию отдельных православных верующих, суть которой изложена в их обращениях в Конституционный Суд и другие государственные органы.

Данная проблема в определенной степени была снята с принятием Советом Министров Республики Беларусь постановления от 26 февраля 2001 года № 267 «О внесении дополнения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», которым пункт 14 указанных Правил был дополнен нормой следующего содержания: «В случае отсутствия в паспорте личного номера гражданина или письменного отказа гражданина от использования его личного номера для целей персонифицированного учета в системе государственного социального страхования страховой номер присваивается Фондом социальной защиты населения».

Внеся данное уточнение, Правительство посчитало возможным обходиться без использования личного номера гражданина в такой достаточно важной сфере, как система государственного социального страхования. Конституционный Суд также отмечает, что этот номер не оказался востребованным и в системе государственного учета налогоплательщиков. Таким образом, будучи задуманным в качестве универсального номера для различных систем персонифицированного учета, указанный номер на практике таковым не стал, хотя практически все государственные органы (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по делам религий и национальностей, Государственный налоговый комитет, Фонд социальной защиты населения, Прокуратура Республики Беларусь и др.), которые по запросам Конституционного Суда высказали свою позицию по рассматриваемой проблеме, считают нецелесообразным исключать из паспорта гражданина Республики Беларусь личный (идентификационный) номер гражданина, приводя при этом свои аргументы…

На основании изложенного Конституционный Суд посчитал необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.

Многочисленные жалобы граждан по поводу существующего порядка присвоения им идентификационных номеров и имеющие в связи с этим место отказы отдельных граждан от получения новых паспортов свидетельствуют об общественной значимости проблемы и необходимости принятия ряда мер, направленных на ее разрешение…

Введение государством новых технологий компьютерного учета своих граждан должно происходить в обстановке большей гласности, чем это имело место в нашей республике…

В условиях глобализации общественных процессов возрастающий во всем мире всеобщий контроль над личной и общественной жизнью человека может привести к нарушению его конституционных прав, прежде всего права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на честь и достоинство, прямого либо косвенного ущемления внешних проявлений духовной свободы личности, оказания давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности…

В связи с этим Конституционный Суд предложил выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, определение в этих целях на уровне закона механизмов обеспечения конституционных гарантий от незаконного вмешательства в личную жизнь, незаконного сбора и хранения информации о гражданине и пользования этой информацией. Необходимы безотлагательное изучение и анализ вопросов социальных последствий любых нововведений в области указанного компьютерного учета (с учетом зарубежной практики), целенаправленная и последовательно проводимая работа по разъяснению гражданам целей и задач, которые ставит перед собой государство в этой сфере, в том числе определение возможности выдачи паспортов без личных (идентификационных) номеров…

по мнению Конституционного Суда, актуальной остается проблема паспортизации тех граждан, которые отказываются от получения новых паспортов. Для избежания конфликта, в основе которого лежат религиозные убеждения верующих, можно было бы рассмотреть вопрос о выдаче таким гражданам паспортов без указания в них личного номера, либо найти иные решения в направлении, когда бы права граждан не противопоставлялись интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

Принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 15 апреля 2004 года.

Председатель Г.А.Василевич

© Конституционный Суд Республики Беларусь. Источник: http://ncpi.gov.by/constsud/

Решением Конституционного Суда РБ от 6 декабря 2005 года № П-165/2005«Об электронной идентификации граждан» в связи с обращением группы православных христиан по вопросам, касающимся электронной идентификации граждан, создания и объединения электронных баз личных данных, планируемой выдачи новых удостоверений личности, содержащих электронную информацию и биометрические данные отмечено следующее…

Конституционный Суд уже рассматривал проблему личного номера в паспорте в своих решениях от 26 июня 2001 года «Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь» (письмо от 28 июня 2001 года № 05-04/837 Премьер-министру Республики Беларусь) и от 15 апреля 2004 года «Об обращении Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси» (письмо от 17 апреля 2004 года № 05-10/36-206 в Министерство внутренних дел Республики Беларусь).

В решении от 15 апреля 2004 года Конституционный Суд отмечал, в частности, актуальность проблемы паспортизации граждан, отказывающихся от получения новых паспортов. Для избежания конфликта, в основе которого лежат религиозные убеждения верующих, по мнению Суда, следовало бы найти такое решение вопроса, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом…

Конституционный Суд полагает, что при принятии органами государственной власти соответствующих решений по обозначенной проблеме нельзя не обратить внимания, в том числе на позицию Православной Церкви, обнародованную на официальном сайте Московского патриархата, направленную как на поиск возможных путей и способов разрешения, имеющих место конфликтных ситуаций с участием отдельных верующих, отказывающихся от получения паспорта нового образца по причине наличия в нем личного (идентификационного) номера гражданина, так и на предостережение о возможных последствиях для общества в связи с введением электронных систем идентификации и учета граждан.

Кроме того, Конституционный Суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

В послании Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В.Путину отмечается: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметки о личном коде, а также каких-либо данных, неизвестных или непонятных владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы» (Журнал Московской Патриархии. 2004г. № 10).

В обращении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии акцент сделан на то, что нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового.

Как считает Синод, наряду с техническими преимуществами создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. Синодом, в частности, отмечается опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и т.п. Позиция Синода заключается в том, что вряд ли оправданно дистанционное опознание человека безего ведома, особенно в местах, где он не должен представляться. Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство, в системах учета нельзя присваивать человеку некий номер, который будет использоваться вместо имени. По мнению Синода, главное не допустить, чтобы люди, по многим причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были отнесены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и т.д. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности.

Конституционный Суд полагает, что вышеизложенная позиция заслуживает внимания, и может быть учтена при подготовке проекта Закона «О регистре населения» Республики Беларусь, иных актов, направленных на правовое регулирование создания электронных систем идентификации и учета, защиты персональной информации в целях максимального обеспечения конституционных прав и свобод граждан, совершенствование механизма их гарантий, а также при принятии решений по вопросам, требующим безотлагательного реагирования.


РАЗЪЯСНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Идентификационный номер в паспорте гражданина

Вопрос: Правомерно ли наличие идентификационного номера в паспорте гражданина Республики Беларусь?

Ответ: В связи с многочисленными письмами граждан по вопросу наличия номера идентификации в паспорте гражданина Республики Беларусь, а также другими смежными вопросами Конституционный Суд в решениях от 26 июня 2001 г. и от 15 апреля 2004 г., направленных в Совет Министров Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, обратил внимание на то, что введение новых технологий компьютерного учета граждан должно происходить в обстановке большей гласности.

Накопление информации о личности в электронных базах данных, которыми располагают налоговые органы, Фонд социальной защиты населения и некоторые другие государственные органы, направлено на их более эффективную работу и не должно сопровождаться вторжением в частную жизнь граждан.

Конституционный Суд предложил выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, определив в этих целях на уровне закона механизмы обеспечения конституционных гарантий от незаконного вмешательства в личную жизнь, незаконного сбора и хранения информации о гражданине и пользования этой информацией.

Судом предложен ряд других мер, направленных на разрешение возникших вопросов. Ввиду актуальности проблемы паспортизации граждан, которые отказываются от получения новых паспортов, в том числе и по религиозным мотивам, предложено найти иные решения в направлении, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

Предложения Конституционного Суда предполагают внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения, после чего обретут обязательную силу. Осуществление указанных вопросов находится в ведении органов исполнительной власти.

Всем известно, что паспорт – это документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданскую принадлежность своего владельца. По одной из версий, это слово происходит от латинского passus- движение, и porta, что в переводе означает врата.

Что представляет собой белорусский паспорт?

Белорусский паспорт – это синий буклет с золотистым теснением Государственного герба РБ стандартного размера (8,5х12,5см), в котором 33 пронумерованные страницы.

В белорусском паспорте страницы 1-2 являются титульными. С 3 по 24-ую страницы предназначены для визовых отметок и штампов. 25-30- страницы для общегражданских штампов. И, наконец, 31-33 страницы являются информационными. На них располагаются следующие сведения о владельце:

  • число, месяц год и место рождения.
  • идентификационный номер
  • серия и номер паспорта
  • код РБ и тип документа
  • наименование государственного органа, выдавшего паспорт, дату выдачи
  • срок действия паспорта
  • подпись владельца и должностного лица, выдавшего паспорт
  • печать с изображением Государственного герба РБ и машиносчитываемую зону.

Паспорт гражданина РБ является собственностью Республики Беларусь и в случае умышленной порчи последнего, предусмотрена административная ответственность.

Предъявите документы, пожалуйста!

О тонкостях эксплуатации паспорта знают немногие, поэтому предъявить документ могут потребовать где угодно и кто угодно: от продавщицы в малюсеньком магазине, до охранника в крупном гипермаркете.

В Положении “О документах, удостоверяющих личность” от 18.06.2009 сказано, что гражданин обязан предъявить паспорт только по требованию должностных лиц, которые уполномочены проверять документы. Это:

  • сотрудники МВД
  • сотрудники органов пограничных служб
  • сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений
  • сотрудники МИДа

Поэтому, если в магазине у Вас попросили предъявить паспорт для того, чтобы удостовериться в возрасте, знайте, что это не совсем законно. Но, во избежание всяческих неудобств, лучше всего всегда иметь при себе копию 32-33 страницы паспорта. Таким образом, Вы всегда сможете удостоверить свою личность.

Знайте свои права!

Изъятие паспорта гражданами или службами, не входящими в перечисленный список, считается незаконным. Однако временное изъятие паспорта у гражданина возможно в следующих случаях:

  • при заключении владельца паспорта под стражу, наказании в виде ареста, направлении в исправительное учреждение открытого типа, пожизненном заключении или смертной казни.
  • при госпитализации в психоневрологическое учреждение
  • при нахождении в лечебно - трудовом профилактории
  • при задержании в качестве обвиняемого, либо при административном задержании на срок более 3-х часов
  • в случаях, когда паспорт является вещественным доказательством в уголовном деле

Во всех остальных случаях изъятие паспорта считается незаконным и является административным правонарушением, которое влечет за собой наказание в виде штрафа- от четырех до пяти базовых величин, установленных на день оплаты. Так что, если по каким-то причинам охранник в магазине требует от Вас предъявить паспорт, можете рассказать ему о последствиях, к которым это может привести.

Что делать в тех случаях, если Вы потеряли или нашли паспорт?

Согласно действующему законодательству, в случаях утери (хищения) паспорта, после подачи соответствующего заявления, органы гражданства и миграции по месту жительства заявителя, обязаны выдать справку, удостоверяющую личность гражданина. Однако срок ее действия ограничен. Справка действительна только в течение месяца. Этого срока вполне достаточно для того, чтобы получить новый паспорт.

В случае находки чужого паспорта, гражданин обязан отнести его в ближайшие органы внутренних дел. Таким образом, законный владелец будет иметь возможность возврата своего документа. Важно знать, что скрытие факта находки чужого паспорта является административным правонарушением, за которым следует соответствующее наказание.

Замена паспорта

Замена паспорта необходима в следующих случаях:

  • при окончании срока действия нынешнего
  • в связи со сменой фамилии имени собственного, либо отчества владельца
  • при наличии неточностей в выданном документе
  • при отсутствии свободных страниц в паспорте
  • замена паспорта в связи с изменением пола.

У многих граждан при замене паспорта возникает закономерный вопрос: как быть, если в паспорте, который подлежит замене, есть действующая виза для выезда за границу? В этом случае владельцу паспорта (после написания необходимого заявления) выдают новый документ и старый (в котором вклеена виза), с проставленными в нем отметками об аннулировании. Когда необходимость в его использовании отпадает, гражданин обязан сдать его в соответствующие органы.

При нахождении гражданина РБ за границей, в случае необходимости замены паспорта, он может обратиться в консульское учреждение Республики Беларусь в той стране, где он находится. Там документ могут продлить на срок до двух лет. Правда эта услуга не бесплатная и стоит 45 евро.

Просить паспорт в залог незаконно!

На этом вопросе хотелось бы заострить особое внимание. Зачастую при краткосрочной аренде квартиры, в пунктах проката коньков или в агро усадьбах, требуют оставить в залог какой-нибудь документ, например паспорт или водительское удостоверение. Так хозяева жилплощади или прокатов стараются обезопасить себя от случаев воровства или порчи имущества.

Принятие паспорта в залог считается незаконным согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, и влечет за собой наложение штрафа!