Организация контроля в муниципальном образовании. Описание и виды муниципального контроля органов местного самоуправления. административный, осуществляемый руководством администрации и ее структурными подразделениями

30.06.2019 Виды

Контроль является одной из составляющих управленческого цикла.

К.-проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным требованиям.Он ориентировании на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

Виды контроля:Внешний -(прокуратура, суды, субъекты РФ, ведомственный)

по масштабу общий осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр,детальный контролер рассматривает все мелочи, детали проверяет каждый шаг исполнителя.

по форме документальный, собеседование, заслушивание отчетов

по предмету контроля -контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей, контроль исполнения распорядительных документов включает контроль точного толкования, контроль деятельности подразделений это проверка целей, задач, функций, методов работы, профессиональных качеств сотрудников

Внутренний (представительный, административный, общественный)

По продолжительности -периодический и непрерывный

По временному фактору- предварительный осуществляется до начала работ. контролируется в соответствии установленным требованиям, текущий осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными.позволяет установить отклонения и принять корректирующие решения, окончательный осуществляется после выполнения работы, отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, результаты учитываются для последующих работ. В зависимости от целей деятельности - служебный, экологический, санитарный, юридический

При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие основаны на его социально-политических аспектах, частные отражают организационно-техническую сторону.

Принципы контроля: общие -массовость,всесторонность,объективность,повсеместность контроля, реальность, результативность, гласность

Частные -осмысленное и однозначное восприятие цели сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, становление достижимых целей, вознаграждение за достижение, отсутствие чрезмерного контроля.

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяются на: представительный,административный . Представительный орган в соответствии с ФЗ2003г. Наделен исключительными полномочиями по контролю исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными объектами контроля со стороны представительного органа является соблюдение прав граждан,выполнение местных планов и программ развития. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии. Контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизиооная комиссия) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органам муниципального образования в соответствии с его уставом. К его полномочиям относится контроль исполнения местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки проекта местного бюджета, отчета о его исполнении. Результаты проверок подлежат публикации. Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль действий подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания

41. Организация работы с обращениями граждан

Конституция РФ(ст33) и ФЗ устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. К депутатам и должностным лицам.

Обращение - это юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди­ческих последст­вий. Направ­ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Обращением можно считать только такое послание, из которого следует жела­ние автора побу­дить адресата к каким-либо действиям.

Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан - важное самостоятельное направление деятельности органа управления, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан

Формы обращений граждан По способу обращения - письменные, на приемах населения, на встречах с населением, по электронной почте, по интернету, через пейджер, по телефону По количеству граждан -индивидуальные, коллективные. По существу - предложения, заявления, жалобы.

Предложение -обращение гражданина или групп граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муницип.органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местной администрации. Жалоба -обращение по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление -обращение по поводу принадлежащих им или другим гражданам прав,свобод и законных интересов. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращения гражданина и дать на него письменный ответ. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом сроков ответа на обращение граждан устанавливается административная ответственность. Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, является одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат так же гарантией защиты их прав и законных интересов.

Этапы технологии работы с обращениями граждан: прием и первичная обработка письменных обращений; регистрация; направление на исполнение; уведомление заявителя о направлении обращения в другие организации; уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения; контроль за сроками исполнения и выполнением принятых по ним решениям; информационно-справочная работа; уведомление заявителя о вынесенном решении; группировка обращений в дела; текущее хранение; анализ поступивших обращений; опубликование в печати обращений, имеющих важное общественно-политическое значение; личный прием граждан.

Письменные и устные обращения граждан, замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы органов управления. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин жалоб, а также вынуждающих граждан обращаться в редакции сми по вопросам, которые могут и должны разрешаться в подразделениях.

В ходе проверок организации работы с обращениями граждан изучаются : Планирование работы. Должностные инструкции сотрудников. Знание сотрудниками требований нормативных документов. Материалы коллегий, оперативных совещаний. Полнота и качество заполнения учетных форм. Накопительные дела с материалами по письменным обращениям граждан. Организация приема граждан. Статистические и аналитические материалы. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан. Результаты проверок отражаются отдельной справкой или актом. Результаты аналитической работы по обращениям граждан используются при проведении проверок в разработке мер по улучшению качества жизни населения.

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Это деятельность субъектов контроля, направленная на предупреждение и своевременное выявление фактов незаконных и неэффективных действий в сфере местных финансов; предусматривает оперативное принятие управленческих мероприятий по исправлению выявленных недостатков, Компенсацию причиненного вреда и применения санкций к виновным лицам.

Объектами финансового контроля на местном уровне являются местные бюджеты, целевые фонды местного самоуправления, местные займы, коммунальное имущество и земля, а также финансовая деятельность участников бюджетного процесса на местном уровне и предприятий коммунальной собственности.

Субъектами финансового контроля на местном уровне являются органы государственного управления, органы местного самоуправления, специализированные структурные подразделения отраслевых министерств, ведомств и государственных комитетов, финансовые и бухгалтерские службы учреждений, предприятий и организаций коммунальной собственности, А также граждане и общественные объединения, наделенные контрольными полномочиями в отношении объектов фин. контроля.

Контрольными полномочиями в сфере местных финансов наделены различные государственные и общественные институты. Особенностью финансового контроля на местном уровне является участие большого количества субъектов, в зависимости от которых его разделяют на контроль органов государственного управления, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, ведомственный, внутренний и общественный контроль.

Финансовый контроль органов государственного управления - это контроль со стороны органов центральной власти, который может быть применен в отношении любого объекта контроля и направлен на обеспечение выполнения законодательства и соблюдение интересов государства в сфере местных финансов. В настоящее время органы государственного управления играют определяющую роль в обеспечении финансового контроля на местном уровне. Это обусловлено, во-первых, неразвитостью на местном уровне других видов финансового контроля, во-вторых, тем, что подавляющая часть финансовых ресурсов местного самоуправления направляется на выполнение делегированных полномочий.

Ведущее место среди органов государственного управления, наделенные контрольными полномочиями в сфере местных финансов, принадлежит специализированному органу государственного финансового контроля Государственной контрольно-ревизионной службе Украины. Этот финансовый орган осущ. следующий финансовый контроль.

Государственная контрольная служба уполномочена осуществлять ревизии и проверки, как в сфере местных бюджетов, так и в коммунальном секторе.

Основными задачами Государственной контрольно-ревизионной службы в сфере местных финансов является:

Контроль за законным, целевым и эффективным использованием смет местных бюджетов, Других финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления;

Контроль за сохранностью и использованием коммунального имущества;

Контроль за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, Которые получают средства из местных бюджетов;

Разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений;

Проведение системного анализа обстоятельств и причин, способствующих совершению финансовых нарушений, и мероприятий для их предотвращения.

Новым направлением деятельности Государственной контрольно-ревизионной службы является аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетного учреждения - это форма контроля, направленная на предотвращение финансовых нарушений и обеспечения достоверности финансовой отчетности. Основной задачей финансово-хозяйственного аудита является содействие бюджетному учреждению в обеспечении правильности ведения бухгалтерского учета, законности использования бюджетных средств, коммунального имущества, составлении достоверной финансовой отчетности и организации действенного внутреннего финансового контроля.

Кроме этого направления аудита начата работа по внедрению аудита эффективности выполнения бюджетных программ - формы контроля, которая направлена на определение эффективности использования бюджетных средств для реализации запланированных целей и установление факторов, которые этому препятствуют. Аудит эффективности осуществляется с целью разработки обоснованных предложений по повышению эффективности использования средств местных бюджетов в процессе выполнения бюджетных программ.

Важная роль в осуществлении финансового контроля на местном уровне принадлежит местным государственным администрациям. Эти органы государственного управления наделены полномочиями осуществлять следующий контроль за соответствием бюджетному законодательству Украины показателей местных бюджетов низшего уровня. Кроме того, местные государственные администрации обеспечивают составления, исполнения и составления отчетности об исполнении местных бюджетов соответствующего уровня. Это придает им право осуществлять все виды контроля на этих этапах бюджетного процесса.

В отличие от центрального уровня, где закон о государственном бюджете фактически не является объектом контроля и не может быть отменен, утверждения Дженни советами решения о местных бюджетах подлежат контролю со стороны местных государственных администраций. На следующий день после их подписания эти решения должны быть присланы в местной государственной администрации высшего уровня. Областные и городские государственные администрации в городах Киеве и Севастополе уполномоченные осуществлять контроль соответственно за районными и городскими (городов областного значения) бюджетами и районными бюджетами в городах общегосударственного значения. Районные государственные администрации наделены контрольными полномочиями относительно городских (городов районного значения), сельских, поселковых бюджетов.

Органы исполнительной власти наделены правами приостанавливать действие принятого местным советом решения о бюджете в случае нарушения требований бюджетного кодекса и закона о государственном бюджете по формированию соответствующего бюджета в части государственных делегированных полномочий. Так, Кабинету Министров Украины предоставляется право в течение месяца со дня принятия решения об областном бюджете, бюджетах городов Киева и Севастополя приостанавливать его действие с одновременным обращением в суд. Такими же полномочиями наделены председатели областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций о районных, городских (городов областного значения), районных в городах Киеве и Севастополе бюджетов в случае выявления фактов нарушения законодательства при их утверждении. Подобным образом председатели районных государственных администраций обеспечивают контроль за законностью решений о городских (городов районного значения), поселковые и сельские бюджеты.

Помимо контрольных полномочий в бюджетной сфере, местные государственные администрации имеют право осуществлять контроль в коммунальном секторе. Объектами такого контроля является состояние коммунального имущества, объектов коммунальной инфраструктуры, использования земель и др..

Основной задачей Министерства финансов Украины является обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной, налоговой политики государства. Для выполнения этих стратегических задач оно наделено определенными контрольными полномочиями. Несмотря на то, что Министерство финансов реализующего контрольные функции в основном в сфере государственных финансов, часть их находится в плоскости местных финансов. Относительно местных бюджетов финансовые органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой из стадий бюджетного процесса.

Местные финансовые органы организуют составления проектов местных бюджетов. Контрольная деятельность этих органов направлена, прежде всего, на проверку представленных главными распорядителями средств бюджетных запросов. По ее результатам они формируют выводы о существенности включения бюджетных запросов к проекту местного бюджета перед представлением его на рассмотрение соответствующей местной гос. администрации.

На стадии выполнения местных бюджетов местные финансовые органы осуществляют контроль за соответствием бюджетной росписи показателям утвержденного местного бюджета.

Организуя выполнения местных бюджетов, финансовые органы контролируют как доходную, так и расходную его части. Осуществляя мониторинг доходов, они должны своевременно выявлять отклонения фактических поступлений от планируемых, и принимать соответствующие меры. Если по результатам квартального отчета окажется, что общий фонд бюджета недополучает более 15% поступлений, финансовый орган должен подготовить изменения в бюджет, которые будут предусматривать адекватное уменьшение расходной части бюджета.

Местные финансовые органы осуществляют предварительный и текущий контроль при распределении средств местного бюджета между главными распорядителями бюджетных средств. В таком случае целью контроля является обеспечения соответствия выделенных средств утвержденном росписи бюджета. Кроме того, финансовые органы могут выяснять вопрос законности, эффективности, рациональности бюджетных расходов. Специалисты финансовых органов могут привлекаться к проведению ревизий и проверок учреждений, предприятий, организаций, получающих средства из местных бюджетов.

Местные финансовые органы принимают участие в подготовке отчета об использовании местного бюджета. Для этого они анализируют отчетные данные, полученных от органов Государственного казначейства, выявляют отклонения и неточности и принимают меры по их устранению.

С внедрением казначейского обслуживания местных бюджетов, появились новые субъекты финансового контроля на местном уровне - территориальные органы Государственного казначейства Украины. Свои контрольные полномочия эти органы осуществляют на этапе выполнения местных бюджетов и составления отчетности об их выполнении, преимущественно в виде текущего контроля.

Органы казначейства при исполнении доходной части местных бюджетов контролируют правильность зачисления поступлений, правильность применения нормативов разграничения доходов, установленные Бюджетным кодексом, законом о государственном бюджете и решениями советов о местных бюджетах. Казначейство контролирует перечисление дотации выравнивания местным бюджетам на предмет соответствия запланированным объемам.

Контрольная деятельность территориальных органов казначейства на этапе выполнения расходной части местного бюджета начинается при регистрации смет бюджетных учреждений и других плановых документов. Они проверяются на предмет соответствия показателям выписок по росписи местного бюджета. Целью такого контроля является недопущение отклонений объемов основных финансовых документов распорядителей и получателей бюджетных средств от показателей, предусмотренных в расходной части бюджета. Это позволяет предупредить превышение расходов над утвержденными бюджетными назначениями.

Казначейская модель обслуживания местных бюджетов предусматривает осуществление контроля за соответствием обязательств, которые берут распорядители бюджетных средств, показателям смет.

Контроль органов казначейства непосредственно на этапе платежа (кроме расходов, осуществляемых за счет собственных поступлений) должно обеспечить соответствие расходов условиям зарегистрированных обязательств и соблюдением условий целевого назначения средств, за счет которых они осуществляются. При осуществлении расходов в части собственных поступлений бюджетных учреждений казначейский контроль должен обеспечить их соответствие направлениям, которые предусмотрены утвержденной смете.

Еще одним участком контрольной деятельности органов казначейства является проверка финансовой отчетности распорядителей и получателей средств местных бюджетов. Проверяется соответствие данных отчетности показателям бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов, которые осуществляют органы казначейства; наличие логической взаимосвязи между отдельными элементами финансовой отчетности клиентов казначейства.

Деятельность органов Государственной налоговой службы Украины направлена, прежде всего, на обеспечение надлежащего исполнения доходной части бюджетов. Объектами контроля являются налогоплательщики - юридические (в том числе бюджетные учреждения) и физические лица.

В сфере местных финансов органы государственной налоговой службы выполняют такие функции:

Осуществляют контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты;

Ведут учет налогов и других обязательных платежей, которые зачисляются в местные бюджеты, Обеспечивают правильность вычислений и своевременность поступления этих налогов и платежей;

Контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов и других платежей, А также проверяет правильность определения объектов налогообложения и исчисления налоговых платежей;

Обеспечивают применение и своевременное взыскание в местные бюджеты сумм финансовых санкции, предусмотренные действующим законодательством за нарушение налогового законодательства, А также взыскание административных штрафов;

Проводят проверки фактов сокрытия и занижения сумм налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты.

Кроме того, объектами контроля органов Государственной налоговой службы выступают исполнительные комитеты сельских и поселковых советов. Они проверяются на предмет соблюдения порядка принятия и учета налогов, иных платежей, полученных от налогоплательщиков наличными, своевременности и полноты их перечисления в бюджет.

Несмотря на то, что Счетной палате отведено важное место в системе финансово-экономического контроля, ее полномочия на местном уровне является весьма ограниченными. Согласно действующему законодательству этот орган государственного финансового контроля наделен правами по осуществлению контроля только использование средств государственного бюджета. Поэтому Счетная палата имеет право контролировать местные государственные администрации и органы местного самоуправления лишь в случае, если они получают, перечисляют, тратят средства государственного бюджета или используют или осуществляют управление объектами права государственной собственности.

Характеризуя уровень организации финансового контроля органов государственного управления, можно сделать вывод, что большое количество субъектов контроля не обеспечивает надлежащую финансовую дисциплину. Такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что действующая система финансового кон троллей на местном уровне направлена в основном на выявление и фиксации нарушений, а не на их предупреждение и профилактику.


Финансовый контроль на местном уровне - 5.0 out of 5 based on 1 vote

На любом уровне государственной власти функционируют различные исполнительные структуры, которые контролирует муниципальное право.

Муниципальный контроль за их работой осуществляют специализированные инстанции. Надзор в сфере местного самоуправления - это группа методов, обеспечивающая соблюдение нормативных актов, а также других правовых документов, в том числе и уставов муниципальных образований.

Что такое муниципальная власть?

Данная система власти действует от имени граждан и в их интересах. Поэтому население имеет право обращаться в муниципальный контроль и надзор над деятельностью государственных органов. Эта возможность воплощается посредством обращения в квалифицированные инстанции с претензиями, письмами и заявлениями. Непосредственно контролем над их работой занимается целая система надзорных органов. Они действуют на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Муниципальная власть – вид публичных отношений, воздействующий на деятельность других объектов, меняет и приводит ее в норму тем целям и правилам, которые установлены в пределах государственной политики.

Федеральный уровень

К исполнительно-распорядительной власти специальных полномочий относят Министерство финансов Российской Федерации, казначейство России, Федеральную налоговую службу, Счетную палату РФ, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Центральный банк. Данные структуры осуществляют государственный финансовый надзор. Минфин реализует контроль согласно отраслевым нормативам, которые утверждены государственным Постановлением номер 329.

В зависимости от него установленное Министерство имеет право вносить проекты Федерального закона и других официальных документов установленной формы, по которым нужна резолюция правительства. Она необходима для решения вопросов, которые входят в сферу надзора Минфина, федеральных органов государственного управления. В полномочия этой структуры входит контролирование исполнения бюджетных статей.

Федеральное казначейство - это централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы. Казначейство действует через территориально обособленное подразделение. В его обязанности входит учет кассовых операций, связанных с приемом, хранением и расходованием денежных средств федерального бюджета. А также в его работу входят установление режима банковских счетов, сортировка доходов от полученных налогов в соответствии с законом. Федеральная налоговая служба осуществляет свою работу на основании Положения номер 508. Данная инспекция реализует свою компетентность через территориальные подразделения.

Над какими структурами ФНС осуществляет контроль?

Федеральная налоговая служба контролирует следующие действия субъектов Российской Федерации:

Соблюдение законодательства о налогах и сборах. Законность суммы начислений, своевременность и полноту их зачисления, согласно кодифицированному законодательному акту. Особый вид финансовых операций, который состоит в купле либо продаже, а также другие сделки с валютными ценностями. Как правило, они совершаются резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж. Полноту регистрации прибыли предпринимателей и юридических организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Данная государственная служба вправе действовать как напрямую, так и через органы федеральной исполнительной власти «на местах». Росфиннадзор осуществляет контроль:

За растратой бюджетных денежных средств, материальных ценностей и важных бумаг, относящихся к госсобственности. За соблюдением валютного законодательства всеми объектами, а также нерезидентами (юридические, физические лица, действующие в одном государстве). За соответствием проведенных операций разрешениям и лицензиям. За функционированием предприятий, которые используют материальные средства, относящиеся к госсобственности, а также получающих помощь от государства, займы, инвестиции.

Федеральная таможенная служба

Таможня считается доверенной общефедеральной госструктурой, которая реализует свой функционал в соответствии с отраслевым законодательством. Данная служба контролирует ввоз и вывоз грузов как с, так и на территорию Российской Федерации. В ее обязанности входит надзор за выполнением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, устранение контрабанды и прочих подобных нарушений.

Национальная служба мониторинга

В компетенцию этой организации входит отслеживание нелегальных доходов, спонсирования терроризма. Обязанностями данного исполнительного органа считаются:

выработка государственной политики;нормативное и правовое регулирование;координация функционирования указанной сферы остальных исполнительных структур.

В чем состоит понятие муниципального контроля?

Это исполнение деятельности компетентных органов власти, которые выявляют, предотвращают и пресекают нарушения законодательных актов.

В реестр видов муниципального контроля включается:

    Проработка документов.Проверка сооружений, домов, помещений, территорий и грузов.Подбор экземпляров объектов природы, их изучение, исследование.Проведение следствия, которое направлено на выявление причин и результатов нанесенного ущерба.

Для этого и существуют различные формы проверок муниципального контроля, это:

подготовительный;настоящий;грядущий.

Надзор рассчитан на постоянное наблюдение за исполнением обязательных указаний, анализирование и прогноз выполнения требований нормативно-правовых актов как гражданами, так и юридическими организациями.

Классификация

Следует выделить виды муниципального контроля. Это:

внутрихозяйственные;внутриведомственные.

Второе понятие проводится органами государственного управления отдельной сферой деятельности, а также другими структурами, относящимися к ответственным учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый надзор исполняется специальными службами в границах одного предприятия. Определены основные виды государственного и муниципального контроля. Это:

бюджетные;экологические;правовые.

В устав муниципального образования включены соответствующие условия об их формах.

Контролирование

Осуществление муниципального контроля в сфере обслуживания включает в себя:

анкетирование граждан (жителей);рассмотрение и анализирование претензий;систематическое сравнение расходов и доходов других служб.

Исполнение надзора гарантируется распределением контактов необходимых структур в доступных для людей местах. В определенных ситуациях недобросовестное оказание услуг повлечет повышенное поступление жалоб в соответствующие надзорные органы. При этом важно, чтобы претензии поступали не на предприятие, предоставляющее некачественные услуги, а в контролирующую данную сферу организацию. Так будет обеспечиваться подобающий учет эффективности сервиса жителям подрядчиками. Уровень удовлетворенности населения устанавливается проведением социальных опросов среди граждан. А также к способам надзора относят еще плановые и внеплановые проверки. Таким методом изучается качество уборки территории и благоустройства дворов, соблюдение графика общественного транспорта и многое другое.

Экологический надзор

Государство предусматривает разнообразные формы муниципального контроля юридических лиц в природоохранной деятельности. Территориальные компетентные органы и политические деятели должны содействовать населению, общественным и другим некоммерческим предприятиям в исполнении ими своих прав в отношении экологии (индивидуальное общее право, которое представляет собой объединение норм права, регламентирующих социальные взаимодействия в сфере общества и природы). При реализации ими любой хозяйственной деятельности компетентные органы власти должны принимать все необходимые меры по ликвидации пагубного влияния на здоровье общества, по устранению электромагнитных полей в зоне отдыха. Контроль предполагает как плановые, так и внеплановые проверки, а также отбор проб для проведения экспертизы. Особое значение в осуществлении надзора имеет обращение к населению. Каждая претензия или письменное заявление фиксируется в установленном порядке. При обнаружении проблем виновники привлекаются к ответственности.

Муниципальный земельный надзор

Кроме надзора со стороны государства, имеются и другие формы учета в области землевладения. Особенное значение придается муниципальному земельному контролю. Статья семьдесят два Земельного кодекса Российской Федерации подтверждает законность такого учета.

Исполнение земельного надзора за использованием земельного надела в населенных пунктах возлагается на местное самоуправление либо организации, уполномоченные ими, согласно закону нашей страны.

Отталкиваясь от положений Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление контроля происходит только по отношению к землепользованию.

Возможность введения надзора в процессе защиты землевладений органом местного самоуправления не предоставляется. Законодательные документы компетентных организаций по отношению к земельному контролю регулируют процесс реализации поверок за использованием земли в рамках определенной территории.

Задачи земельного надзора

Основное предназначение процедур по государственному и муниципальному контролю заключается в учете исполнения разнообразных организаций и населением следующих нюансов:

определенной системы землепользования согласно их конкретному предназначению;условий по защите использования земельных участков;временных промежутков по овладению территорий, при их фиксации в нормативных документах;порядка строительства, который установлен по отношению к эксплуатации земельных участков;введений по выполнению предписаний, касающихся использования земельных владений и устранения правонарушений, которые были выявлены при землепользовании, внесенные государственным служащим;ограничительных мер по применению землевладения, предусмотренных муниципальной властью, которые исполняются во благо общественных интересов или для обеспечения государственной безопасности населения.

Внутренний муниципальный контроль считается неотъемлемой частью управления над муниципальными органами местного самоуправления. Как правило, он осуществляется в пределах определенных федеральных компетенций, которые распределяются между соответствующими территориальными службами. Надзорная деятельность проводится для выявления нарушений и незаконных действий, причиняющих ущерб, а также помогает привлекать виновных лиц к несению ответственности.

Важнейшими функциями муниципального управления являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного управления и контроль их исполнения.

Эффективность деятельности органов управления по достижению их целей в значительной степени определяется уровнем организации выполнения

распорядительных документов в органах управления и контроля их исполнения. Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления, М.:ЮРАЙТ, 2009. С.112.

От систематичности и целенаправленности организации выполнения распорядительных документов и контроля их исполнения зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

Согласно классификации, предложенной профессором Радченко, контроль исполнения распорядительных документов следует относить к общим функциям государственного и муниципального управления. Каждая общая функция управления образуется на базе одной или двух основных функций социального управления (планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование и координирование).

Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть выполнены следующие комплексы однородных работ: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. М.:НОРМА, 2010. С.98.

  • - регистрация, учёт и постановка документов на контроль;
  • - разработка планов мероприятий по выполнению документов;
  • - своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в документах, по срокам и объёмам выполненных работ;
  • - информирование исполнителей о приближении сроков исполнения распорядительных документов;
  • - воздействие в необходимых случаях на исполнителей распорядительных документов, по вине которых нарушаются сроки исполнения документов;
  • - регулярное информирование руководителей органа управления о ходе исполнения документов;
  • - снятие документов с контроля.

Контроль исполнения распорядительных документов основывается как на общих, так и на частных принципах контроля, отражающих организационно-техническую сторону контроля.

К частным принципам контроля исполнения распорядительных документов органов государственного управления относятся: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону:ПЕЛИКАН, 2010. С.54.

  • - системность контроля исполнения распорядительных документов;
  • - личная ответственность первого руководителя за состояние контроля исполнения;
  • - централизация контроля исполнения;
  • - единство ответственности за организацию исполнения и контроль исполнения;
  • - единство подготовки распорядительных документов и контроля их фактического исполнения;
  • - соответствие содержания распорядительного документа необходимым условиям контроля его исполнения.

Контроль исполнения документов включает в себя следующие стадии:

1. Учет контролируемых документов.

  • 2. Непосредственную проверку и регулирование хода исполнения документов.
  • 3. Анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания. Хедоури. Ф, Мескон М. Основы менеджмента. М.:СТАР, 1993. С.98.

Органами контроля за исполнением распорядительных документов в субъекте Российской Федерации являются контрольные органы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Эти функции в регионе прежде всего осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации. Кроме этого осуществляет контроль за деятельностью Администрации субъекта Российской Федерации Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, на которое возложена задача координации всех контрольных органов на всех уровнях государственного управления, Прокуратура Российской Федерации, министерство юстиции Российской Федерации, министерство внутренних дел Российской Федерации, налоговая служба Российской Федерации и другие контрольные органы Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью своих территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации, а также контрольных органов субъектов Федерации.

Объектами контроля являются Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Главы Администрации, правительства субъекта Российской Федерации по различным вопросам.

Разнообразие объектов контроля исполнения распорядительных документов не может скрыть его специфики - проверяется и оценивается с одной стороны деятельность организаций, должностных лиц с точки зрения ее содержания и эффективности, а с другой стороны - деятельность по выполнению конкретных правовых актов. Попов Г.Х. Проблемы теории управления, М.: ЮРАЙТ, 2009. С.44.

В администрации функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда руководство сформулировало цели и задачи в распорядительных документах.

Контроль за исполнением распорядительных документов - это часть в едином процессе обеспечения достижения администрацией своих целей, выраженных в постановлениях и распоряжениях. Здесь важно то, что уже сами по себе цели и планы администрации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ.

Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности организации исполнительной власти.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.

Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам.

Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Система контроля - выражается в совокупности субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерений, выработки корректирующих воздействий.

Используются различные системы линейного, функционального и операционного контроля. Линейный контроль охватывает администрацию в целом. Каждая процедура функционального контроля ограничена рамками соответствующего подразделения и точно очерчена. Процедуры операционного контроля ограничены рамками одного конкретного задания.