Что такое символический интеракционизм? Смотреть что такое "символический интеракционизм" в других словарях

Науке существует несколько достаточно крупных теорий, которые можно назвать парадигмальными. Символический интеракционизм - одна из таких теорий, которая базируется на том, что взаимодействия (интеракции) людей в обществе происходят при помощи общения, которое основывается на производстве и распознавании определенных символов. Человек реагирует на стимулы внешнего природного и социального мира опосредованно, осмысливает реальность с помощью образов, знаков, символов и обменивается этими символами в процессе Символический интеракционизм, видными представителями которого были американские учённые-социологи Дж. Г. Мид (1863-1931) и Г. Блумер (1900-1986), анализирует социальные взаимодействия в их символическом содержании. Основное понятие этой теории — взаимодействие (интеракция), которое представляет собой обмен символами.

Результаты, цели, содержание и т.д. реальная, если таковая имеется, материальная или символическая сила - это попытка навязать конструированные, продукт символической коммуникации между образованным и воспитателем, зависящий от их способностей вырабатывать смысл и выражать их в символической форме, адекватность их символические коды и т.д.; образовательный порядок, как и весь общественный порядок, является предметом переговоров. Благодаря этим открытиям концепция Мида является отправной точкой ориентационистской ориентации в социологии образования.

Символический интеракционизм Дж. Мида базируется на том, что представление индивидом реальности детерминировано его опытом общения с другими людьми, и особенно его восприятием мира, себя и других людей так, чтобы это было релевантным видению и символическим значениям социальной действительности других людей. По Дж. Миду общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Теория символического интеракционизма говорит о том, что символ может означать какой-либо предмет, событие или явление и предполагает определенную реакцию человека на него, которая может выражаться в определённых социальных действиях, соответствующих данному символу. Кроме этого, символ - это средство, с помощью которого человек может общаться и взаимодействовать с другими. Символическийинтеракционизмвсоциологии основывается на интерпретации в котором «просматриваются» символы, несущие значимую для людей информацию.

Основные теории социального применения в области образования интерпретируются, как правило, с точки зрения возрождения социологии «ее эпистемологического построения». Анализ токов, которые мы здесь изложим, подчеркивает существующую взаимосвязь между соответствующими теориями и ресурсами образовательной акции, так что «само построение объекта социологии немыслимо без учета образовательных процессов». Мы говорили о первом понятии в первом предмете этого курса, и мы не возвращаемся. Для него общество.

Парадоксально: хотя он состоит из автономных индивидов, это больше, чем просто совокупность, чем сумма автономных индивидов. Организация общества воспроизводится во внутренней организации личности через процесс производства и институционализации социального эго. Отправной точкой социологии Парсонса является актер действия. Таким образом, схема социального действия имеет следующую структуру: эго-альтер эго и взаимосвязь между ними, которые вместе образуют систему действий. Автор действия является одновременно актером и объектом действия.

Важнейшей заслугой Дж. Мида является разработанная им ролевая в соответствии с которой личность, её своеобразие и специфические особенности определяются через исполняемые ею социальные роли, а деятельность личности в этом случае является совокупностью её социальных ролей, запечатлённых в языковой системе символов и других символических системах. Благодаря процессу принятия социальных ролей индивид развивает свою самость - способность человека представлять себя в качестве объекта своего мышления.

Это всегда происходит в определенной среде, охватывающей множество физических и социальных объектов, которые оказывают давление на субъекта. Действие человека является культурным в том смысле, что значения и намерения, касающиеся действий действия, структурированы в терминах символических систем, в основном ориентированных на язык. Социальная система представляет собой ансамбль, состоящий из трех подсистем: подсистемы тела, поддержки поведения; подсистему личности и культурную подсистему. Общество и личность - это автономные подсистемы социального действия.

Самость человека в своем развитии проходит две стадии:

1) стадия игры, когда ребенок начинает играть роли, не являющиеся его собственными (учитель, врач, лётчик);

2) стадия состязания, когда, принимая участие в соревнованиях, ребёнок видит себя со стороны, глазами других детей.

Любую которая даёт индивиду чувство организованности, Дж. Мид называет так: «обобщенный другой». Каждый индивид видит себя с позиции «обобщенного другого».

Общество - это особый тип социальной системы, а личность - часть его окружения. У них есть определенная автономия, относительная. Но общество контролирует систему личности, а это, в свою очередь, оказывает условное давление на премию. Интеграция является основным функциональным требованием общества и относится к отношениям между отдельными лицами, частными коллективами и большим социальным сообществом.

Общество и личность - это две системы действий, которые взаимопроникают. С одной стороны, общество - это целое, состоящее из множества различных качественно и иерархически структурированных подсистем: нормы и коллективность как важнейшие составляющие; ценности и роли как элементы, которые связывают социальную систему, с одной стороны, с культурными и личностными системами - с другой. Личность также представляет собой множество одноразовых систем и подсистем. Он усваивает свои общественные подсистемы в качестве своих компонентов, будучи фактически объектами, организованными и культивируемыми в терминах символических значений, согласно которым действие направлено.

Последователь и ученик Дж. Мида американский учёный Герберт Блумер развил исходные постулаты этой теории. По Г. Блумеру символический интеракционизм основывается на трёх базовых постулатах:

1) Человек скорее действует на основе значений, которые он придаёт предметам, событиям и явлениям, нежели просто реагирует на внешние природные и социальные стимулы;

Цель акции двоякая: к самому себе, к удовлетворению ее потребностей, интересов и т.д.; изменить эго, спровоцировать положительную реакцию. На уровне системы личности структурные переменные проектируются в стабильную организацию компонентов требований к потребностям, что эквивалентно «программированию» для отдельных параметров стоимости. Такая организация личности является результатом интернализации значительных социальных объектов.

Внутренние компоненты системы личности, которые мы называли положениями. Предметы первой необходимости не являются врожденными, но приобретаются в интерактивном опыте человека. Действие актера подчиняется двойному ограничению: внутреннему, воплощенному в ожиданиях роли, а именно вариантам стоимости и соблюдению норм, которые ожидает партнер и которые эго усвоил в форме предметов первой необходимости; внешний, проявленный в санкциях, которые применяет партнер, если ожидания роли не были соблюдены и переданы актеру через используемые символические системы.

2) Символические значения являются не столь фиксированными, постоянными, сформулированными заранее, сколь создаются, развиваются и изменяются в ситуациях взаимодействия;

3) Символические значения являются результатом трактовок, осуществляемых в контекстах взаимодействия (интеракциях).

В своих работах Г. Блумер подробно рассматривал коллективное поведение людей, основу которого составляют общие значения, символы, ожидания, разделяемые социальной группой. Это, чаще всего, сознательное поведение индивидов в коллективе, но бывает и спонтанное групповое поведение, такое, как действие толпы, паника и т.д. Такое поведение может возникнуть в обстоятельствах нарушения принятых значений, обычных форм существования. Г. Блумер наряду со спонтанными группами исследовал также устойчивые формы социального поведения - а также движения возрождения и националистические, имеющие чёткую структурную организацию и формирующиеся на основе общепринятых значений.

В той степени, в которой два типа ограничений направляют действие в одном и том же направлении, обеспечивая его непротиворечивый и, следовательно, предсказуемый характер, мы имеем дело с институционализированным действием, т.е. интернализация и институционализация - фактически неразделимые процессы. Следовательно, соответствие как способ удовлетворения собственных потребностей-потребностей имеет тенденцию совпадать с соблюдением в качестве условия, которое допускает благоприятную реакцию со стороны других и предотвращение побочных реакций.

Среди парадигм современной социологии ведущее место занимает символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в западной социологии и социальной психологии, сосредотачивается на осмыслении и анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом смысле.

Символический интеракционизм основывается на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления. Социальное взаимодействие (интеракция) при этом рассматривают как такую, что происходит не непосредственно (по схеме стимул), а опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник взаимодействия предоставляет соответствующего значения. Символическими посредниками взаимодействия в основном являются слова, но выполнять эту функцию могут любые предметы или действия (например, выражение лица, жест и т.п.). Простейшим примером может быть речевое общение: на ожидаемую реакцию можно надеяться лишь в том случае, если собеседники предоставляют своим словам одинаковое значение. Языки (устные, письменные их формы, графические и т.п.) являются чрезвычайно сложными системами символических средств человеческой коммуникации. Кроме языков, люди творили еще и множество других символических систем, без использования которых невозможно представить себе общественной жизни и организующих опыт людей, помогают координировать совместные действия, поддерживают сплоченность общества.

Парсонсовская гипотеза интернализации-институционализации социального объекта позволяет решить социальный парадокс, утверждая институциональный индивидуализм, формулу, которая основывает индивидуальную свободу на ценностях, которые, с одной стороны, включены в нормативную систему, объективно объективны, а с другой стороны, они интернализируются в системе личность, поэтому субъективны. Парсонса. Следовательно, система личности уже не является пассивным продуктом социальных отношений, как в Дюркгейме, а конструкцией, которая осуществляется путем интернализации внутренних ограничений.

Таким образом, сущность символического интеракционизма - в анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Причем большое внимание уделяют основном символическом средства взаимодействия - языке.

Социальный символ является необходимым элементом выполнения любой социальной роли, без которой говорить о взаимодействии абсурдно. По социальным символами стоит соотнесения лицом собственных действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенности.

Тезис Парсонса является оригинальным, поскольку в нем утверждается интернализация социальных объектов как систем посредством участия индивида в конкретных системах взаимодействия, сформулированных в непрерывном социальном. Определенный социальный объект усваивает и стабилизирует структуру личности посредством прогрессивного, статического процесса, который включает в себя два аспекта: внутренний, индивидуальный и внешний, социальное взаимодействие. Связь между развитием личности и прогрессивным повышением сложности структур социальной интеграции выражается Парсонсом в виде двух теорем: «зеркального образа», согласно которому структура личности подобна продуктивной социальной структуре и дифференциации, согласно которой структура личности развивается в процессе постепенной дифференциации интернализованных объектных систем.

Достаточно удачно интерпретировал символический интеракционизм американский социолог Нейл Смелсер. Он отмечает, что люди не реагируют бессознательно непосредственно на взаимодействии внешнего мира, как животные на любые стимулы. В свою очередь, люди придают определенное значение полученным стимулам и реагируют большой степени на эти значения или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть: язык, отдельные слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражения их лица и поступки.

Как и при интернализации все более сложных и более дифференцированных объектных систем, система личности дифференцируется. Другими словами, интернализация - это механизм, с помощью которого формируется социальная идентичность индивида. Социализация является непрерывным процессом, она осуществляется в четыре последовательные фазы, каждая из которых поддерживает приобретения предыдущей фазы следующим образом: фаза адаптации, в которой происходит устная зависимость, и первичная идентичность матери и ребенка; Фаза фиксации аффективной зависимости и автономии Я, которая подразумевает возникновение первой автономной роли ребенка, «выразительную» роль, дополняющую инструментальную роль матери на основе первичной дифференциации матери и ребенка, которая позволяет выделить себя как объект.

Прошлый опыт человека и взаимопонимание того, что означают определенные символы, как правило, по мнению ученого, облегчают общение людей. Сторонники теории символического интеракционизма наблюдают действия людей в обычных условиях, формы, которые люди придают своим действиям, и то, почему они это делают.

Современные концепции символического интеракционизма развивались в результате усвоения и переработки идей Дж. Мида. Его сторонники (Г. Блумер, И. Гофман, Т. Шибутани, А. Леви-Стросс и др.) Придерживались главного тезиса: социология имеет объект исследования процесс символического взаимодействия - интеракции индивидов в обществе, которая понимается преимущественно как "система коммуникаций межличностного общения ". По их мнению, социальный мир, как и личность, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Таким образом, социальный мир наполнен субъективностью и представляет собой через смысловую призму - организованный мир культуры. Причем эта система значимых символов играет роль "скрепя" социального порядка.

Фаза интеграции, в которой интернализация семьи происходит как структурированная система; наиболее важными особенностями этого периода являются: сексуальная дифференциация и быстрое изучение роли пола, связанной с формированием гендерных групп; идентификация с семьей в целом, с братьями или сестрами, однополыми парами и т.д. скрытая фаза, в которой глобальная социальная система интегрируется через систему семейной школы - группы по равенству. Эта фаза совпадает педагогически с малым и средним школьным возрастом.

Теперь есть культурные приобретения от контакта с группами вне семьи. Родительский контроль ослабляет мальчиков. Для этого возраста важны две группы: группа сверстников и группа школьников. Школа становится школьной школой, более важной, чем семья, в обеспечении ребенка социальной системой; он обеспечивает достижение интегративной функции, а также распределение новых статусных ролей, а также оптимальные условия работы с помощью образовательных задач и за ее пределами. Фаза кризиса подросткового возраста и полной зрелости, в которой подростковые пары, система образования и местные общины имеют важное значение.

Данная "символическая взаимодействие" между людьми в повседневной жизни акцентирует внимание на коммуникативных формах - языке, информационных процессах, средствах связи и др. Из этого следует, что процесс взаимной интерпретации, которую предоставляют люди воспринятым символам и изделиям общих определений, необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную "клеточку" социальной жизни.

Подростковый возраст - это возраст сексуальной реактивации. Незначительные сексуальные импульсы должны быть согласованы с образцами поведения, усвоенными на предыдущих этапах, и с набором культурных давлений, характерных для социальной среды подростка. Теперь интеграция подростков происходит во взрослых коллективах, семья формируется.

Деторождения, интеграции происходит в профессиональной системе и в местном сообществе. Подросток подбирает новые образцы для подражания: муж-жена, профессиональные роли, гражданин, сосед, прихожанин и т.д. социализирующие агенты размножаются и диверсифицируются. Подросток подражает или укрепляет новые социальные ценности: социальную солидарность, привязанность к культурным стандартам, специфическим для сообщества, доверие к социальным иерархиям, заинтересованность в повышении когнитивных и моральных качеств, личный престиж и т.д. этот этап специфичен для озабоченности, с которой нужно двигаться, чтобы «делать, делать».

Человеческое общество, согласно идеям Г. Блумера (США), выступает разносторонним социальным процессом, в котором люди заняты построением совместных действий с целью решения существующих ситуаций. В данном теоретическом направлении оказываются две школы символического интеракционизма - чикагская и Айовского. Сторонники первой, изучая взаимодействия, делают акцент на процессуальной его стороне, представители другой - на стабильных символических структурах.

Наконец, все это сосредоточено на присвоении культуры молодого поколения нашего поколения, которое позже станет истинным культурным сторонником будущих поколений. Эта концепция системного функционализма также широко представлена ​​в видении образования. Генетически говоря, она очень близка к теории образования Дюркгейма. Таким образом, для Парсонса, а также для Дюркгейма образование является социальной функцией, его ролью является создание социального бытия человека, его социальная идентичность, установленная на службе сохранения общественного порядка, обеспечения конституционной стабильности.

Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменения социальных значений, не имеющих строгой причинно обусловленности и в большей степени зависят от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Образование имеет целью социализировать человека, а также социальную дифференциацию в качестве дополнительного процесса. Эволюция человеческой личности к социальной дифференциации может происходить только в социальной среде, в рамках социальных взаимодействий, реагируя на потребности вещей. В то же время образование - это интернализация, движение от внешней стороны индивида к его внутреннему пространству; передача коллективного сознания в индивидуальное сознание; роль роли, связанная с позицией. Учитывая объект образования в качестве актера является шагом вперед в педагогике означающего отказ от пассивности обучения, которая является достоинством концепции Парсонса и лечения процесса социализации, что взаимодействие приводит к идее интеракционизма обучения идеи характера взаимозаменяемы тревогам образованной что опять-таки является педагогическим прогрессом.

В рамках социологии символического интеракционизма имели место несколько подходов. Первый из них - так называемый "драматический подход", разработанный И. Гофманом (опираясь на "психодраматические модель" социального мира Дж. Морено) - отождествляет элементы сценического действия и социального взаимодействия. Этот подход опирался в теорию взаимодействия как игру и находился под действием социально-психологических и структурно-функционалистичних теоретических ориентаций. В этой "версии" человек ведет игру вместе с другими индивидами, а характер и процесс их взаимодействия обусловлено благодаря таким отождествлением, как: "сценарий", "аудитория", "актер", "маска". Социальный мир как драма имеет свой сценарий, в процессе игры актеры выступают на сцене, где и происходят социальные действия. Задача "драматургической" социологии в отдельных случаях состояла в том, чтобы найти пути, способы приспособления индивидов к "сценарных" условий социальной системы.

Другой подход чисто методологическим - рефлексивная социология, или "социология социологии», разработанная американским социологом Эльвина Гоулднера. Он предполагал неизбежность неточностей, ложности в социологических теориях по той причине, что общие представления о мире, которые подсознательно разделяют люди, и совокупность убеждений, присущих той или иной группе людей, в которую входит и сам теоретик или социолог, - не совпадают друг с другом. А значит, возникает вопрос: "способна социология преодолеть эту свою ограниченность, и теоретические и практические вооружение должен использовать социолог для коррекции неточностей и искажений, неизбежно возникают?». Таким образом, "социология социологии" представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирует свою реализационную деятельность, критически оценивает и исправляет ошибки, возникающие при освоении и познании окружающего мира.

Контрольный вопрос:

1. Современные концепции символического интеракционизма.