Основные направления экологической политики предприятия. Теоретические основы экологической политики. Инструменты реализации экологической политики

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экологическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и достижения целевых экологических показателей.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики и выполнению плана действий должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой такого официального решения может быть постановление Правительства Российской Федерации или соответствующее решение Администрации субъекта Федерации о принятии концепции экологической политики и утверждении плана действий.

В природоохранных стратегиях (планах) обычно выделяют следующие ключевые условия для повышения эффективности функционирования институциональных структур и лучшего осуществления принятых решений:

· наличие эффективных структур и необходимых ресурсов по реализации принятых решений;

· четкое распределение ответственности между институциональными структурами;

· разработка непротиворечивого и «прозрачного» законодательства;

· повышение экономической эффективности осуществления экологической политики;

· информационно-методическое обеспечение реализации экологической политики.

Наличие эффективных структур и необходимых ресурсов предполагает существование адекватных фондов, наличие персонала соответствующей квалификации и политическую поддержку принятым правилам и требованиям. Возможности ведомств, на которые возложена ответственность за выполнение нормативных актов, часто ограничены. Однако эффективное распределение ответственности между институциональными структурами и наличие четкого и непротиворечивого законодательства создает предпосылки уменьшения потребности в ресурсах для выполнения нормативных требований.

В ситуации, когда выделяются недостаточные фонды и отсутствует квалифицированный персонал, традиционная реакция состоит в требовании дополнительных ресурсов. Однако, суть проблемы исполнения не в этом. В первую очередь необходимо эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы и уметь привлекать внешние источники финансирования. Не нужно требовать, нужно уметь заинтересовывать.

Если увеличение или привлечение дополнительного финансирования маловероятно, то возможны следующие два направления экологической политики: 1- снизить потребность в ресурсах на осуществляемые виды деятельности за счет экономии средств; 2- видоизменить приоритеты с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Четкое формулирование и разделение ответственности институциональных структур имеет большое значение, поскольку экологические проблемы пересекают границы отдельных отраслей и территорий и для их решения требуется участие различных государственных органов. При определении ответственности институциональных структур важное значение имеют следующие факторы: минимизация возможностей возникновения конфликтов, четкое соответствие решаемой проблемы статусу и функциям соответствующих органов, обеспечение эффективной координации среди административных органов и других организаций.


Разработка прозрачного и непротиворечивого законодательства будет способствовать более простому и осознанному использованию соответствующих законов. Те юридические и физические лица, которые должны соблюдать или исполнять законы и нормативно-правовые акты, будут их соблюдать и выполнять в том случае, когда они будут хорошо понимать, как "работают" эти законы, и почему они были приняты именно в такой редакции. Прозрачность предполагает ясность в толковании и применении законов, а устойчивость – неукоснительной следование определенным принципам.

Повышение экономической эффективности осуществления политики заключается в разработке и выборе экономических инструментов и необходимости нахождения компромисса между экологическими целями и ограниченными ресурсами для их достижения.

Существующая в России система платежей за загрязнение (при которой платежи должны рассчитываться для сотен различных загрязняющих веществ) изначально создает трудности ее реализации. Она требует значительных затрат на определение размеров платежей для каждого из сотен равноприоритетных загрязняющих веществ. Слабая структура правоприменения, низкая дисциплина выполнения нормативов в сочетании с низкими ставками платежей за загрязнение мало способствуют сокращению общего загрязнения окружающей среды в России. Система платежей должна быть упрощена, например, путем фокусирования внимания на нескольких главных загрязняющих веществах. Это позволит существенно уменьшить потребности в персонале.

Чтобы облегчить трудности, возникающие у органов управления природопользованием, необходимо расширить возможности участия частного сектора в этом процессе. Частный сектор и некоммерческие организации, включая частные компании, местные и международные неправительственные организации, научно-исследовательские институты должны играть важнейшую роль при формировании и реализации экологической политики. Местные органы самоуправления помогут выявить наиболее важные локальные проблемы и предложить пути их решения. Неправительственные организации, заинтересованные в сокращении загрязнения окружающей среды, могут сыграть важную роль, осуществляя общественный контроль деятельности ведомств и предприятий и снабжать информацией о реакции населения.

Информационно-методическая деятельность характеризует все виды работ, которые осуществляют органы управления с целью передачи юридическим и физическим лицам знаний о том, каким образом следует соблюдать установленные нормативы и стандарты. Информация такого рода преследует, среди прочего, цель добиться максимально возможного уровня выполнения нормативно-правовых актов при наименьших затратах. Эта цель может быть достигнута путем предоставления предприятиям максимально возможной адекватной информации и инструктивных материалов.

В информационно-методическую деятельность может быть включена разработка практического руководства по новым налогам. В тех случаях, когда это возможно, необходимо привлекать к работе соответствующие предприятия. Преимущество их прямого участия состоит в том, что предприятия в большей мере знакомы с условиями функционирования своей отрасли и представляют, как лучше организовать взаимосвязь между предприятиями отрасли.

Местные природоохранные органы играют важную роль в информационно-методической деятельности. Они могут оказать практическую и конкретную помощь предприятиям, включая организацию: информационных совещаний, встреч с отдельными предприятиями, семинаров для специально выбранных предприятий, посещений предприятий; ответов на телефонные запросы и письма.

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию .

Изображенная на рис. 3.2 модель системы управления отражает основные принципы экологической политики предприятия.

1. Обязательства и политика . Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.

В плане реальной деятельности система экологического управления будет осуществлять данный процесс в виде цикла, изображенного на рис. 3.4.

В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Под экоэффективностью понимается такая организация разносторонней экологической деятельности, которая позволяет не только сократить соответствующие затраты и издержки, но и получить дополнительную прибыль. Принципы экосправедливости проявляются в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов .

В более узком понятии экологический менеджмент представляет собой управление природоохранной и природопользовательской деятельностью и включает в себя:

    правовой и экономический механизмы охраны окружающей среды;

    систему управления;

    деятельность специалистов предприятия (и его руководства) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

На проходившем в сентябре 2000 г. во Владимирской области (г. Гусь-Хрустальный) семинаре по экологическому менеджменту было предложено при внедрении системы экологического менеджмента руководствоваться следующими принципами Хартии предпринимательской деятельности:

    Корпоративные приоритеты;

    Интегрированные системы менеджмента;

    Поэтапное улучшение;

    Подготовка персонала;

    Предварительная оценка;

    Внимание к продуктам и услугам;

    Учет потребностей клиентов;

    Внимание к процессам и площадкам в целом;

    Исследовательские программы;

    Предусмотрительность во всем;

    Работа с поставщиками и подрядчиками;

    Подготовленность к аварийным ситуациям;

    Передача прогрессивных технологий;

    Вклад в общее дело;

    Открытость, готовность к обсуждению;

    Выполнение установленных требований и отчетность.

Поскольку система экологического менеджмента является частью общего управленческого механизма организации (предприятия), то она должна стремиться к достижению конкретной цели, используя некий механизм и выполняя определенные функции. Итак, целью экологического менеджмента (как и любого другого) является достижение желаемых результатов, т.е. определенного состояния окружающей среды, причем именно состояние окружающей среды есть объект управления.

Механизм экологического менеджмента – совокупность средств воздействия как на формирование собственно экологической обстановки, так и на возможные экологические последствия от деятельности человека. А функции экологического менеджмента – совокупность различных видов деятельности, которые необходимы для управления экологическими процессами.

Таким образом, экологическая политика – публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач , в том числе:

    сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие;

    экологическая целесообразность;

    цивилизованное предпринимательство;

    добровольное расширение экологических обязательств предприятия в отношении всех заинтересованных в экологических аспектах его деятельности лиц и сторон;

    охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка воздействия на окружающую среду;

    поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования;

    достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

    повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;

    развитие более экологически чистого производства; минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;

    предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования; рациональное использование ресурсов;

    независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);

    информирование, мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;

    обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности («зеленая отчетность» предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

    соответствие действующему природоохранительному законодатель-ству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования .

Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии

Вне зависимости от вида производств и характера деятельности предприятие (организация) выступает в качестве опосредованного элемента, определяющего некую связь между собой и окружающей его средой, при этом происходит обмен разного рода информацией: энергетической, вещественной и т.п. на всех этапах хозяйственной деятельности. Предприятие выступает основным элементом, влияющим на загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Экологический менеджмент на предприятии это еще и искусство принимать эффективные управленческие решения в целях улучшения природоохранной деятельности предприятия

Рассмотрим схему процесса внедрения системы экологического менеджмента на предприятии, приведенную на рис. 3.5.

Допустим, высшее руководство некоего предприятия решило ввести у себя систему экологического менеджмента. Мотивы для такого решения могут быть следующие:

    создание условий для развития системы менеджмента качества;

    контроль экологических аспектов;

    соответствие требованиям законодательства;

    улучшение экологических показателей деятельности;

    возможность выхода на внешний рынок и т.п.

Обязательным условием для создания системы экологического менеджмента является предварительная экологическая оценка – объективная и обязательно независимая, основанная на системных подходах и документированная оценка исходной ситуации на предприятии (на момент внедрения системы экологического менеджмента) с последующей разработкой рекомендаций по ее улучшению. Подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией.

Цель такой оценки заключается в сборе необходимых для дальнейшей работы данных о состоянии окружающей среды и их анализе. При этом полученные характеристики считаются «начальными» или «нулевыми», с которыми сравниваются данные, получаемые в последующих временных периодах.

Эта оценка включает в себя исследование и анализ следующих элементов:

    применение и документирование необходимых процедур;

    соответствие деятельности предприятия законодательным и нормативным требованиям;

    предполагаемая экологическая политика предприятия;

    использование сырьевых и вспомогательных материалов;

    воздействие на окружающую среду и экологические аспекты деятельности;

    области повышенного риска и готовность к нештатным ситуациям;

    взаимодействие предприятия с заинтересованными сторонами и т.п.

Следующий этап – разработка экологической политики. В данной ситуации это специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Экологическая цель – это общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой этой организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях, когда это практически возможно. Экологическая задача – это детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели. Причем, цель – это ожидаемый результат решения проблем или использования ныне упускаемых возможностей, а задачи – это этапы устранения причин, вызывающих данную конкретную проблему.

Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике и определены для каждой функции и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

Для достижения поставленных целей организация разрабатывает программу экологического менеджмента, в которой определяют ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач. Программы должны регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации.

Для осуществления программ разрабатываются некие процедуры и определяются приоритеты на предприятии. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.

Процедуры должны охватывать все стороны деятельности предприятия начиная с момента поступления сырьевых материалов и заканчивая реализацией готового продукта; все аспекты, которые так или иначе могут приводить к воздействию на окружающую среду. Они могут касаться не только традиционных технологий, но и порядка информирования и обучения персонала, взаимосвязи с внешними заинтересованными сторонами. Общий перечень конкретных процедур, подлежащих документированию, устанавливается предприятием самостоятельно.

Экологические показатели характеризуют процесс производства, включая основную и вспомогательную деятельность. Они характеризуют функционирование системы экологического менеджмента и деятельность руководства по улучшению системы. Кроме того, они отражают информацию о местных, региональных, глобальных экологических условиях или состояние окружающей среды в текущий момент времени.

Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

С целью определения соответствия критериям стандарта ISO 14001 должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним, а его результаты в обязательном порядке докладываются руководству компании. Процедура такого контроля будет рассмотрена в последующих главах.

Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление – проверка – пересмотр плана».

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

в разделах

· Российская федерация

По мере роста экологических проблем, которые приняли характер экологического кризиса, все чаще стали раздаваться требования необходимости ведения экологической политики, т.е. необходимостинаправлять человеческую деятельность в соответствии с природой с помощью и при участии государства и политических партий, для того, чтобы обеспечить сохранение в природе экологического равновесия.

В настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер. Это обусловлено тем,что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во вниманиеэкологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти всестраны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Основную роль в обеспечении экополитики осуществляет государство, однако в современномобществе государство не является единственным субъектом экополитики, а лишь одним из них наряду с политическими партиями, научными и профессиональными организациями, хозяйственными субъектами, общественными движениями и т.д.

И все-таки, экологическая политика является важной составной частью политики любогогосударства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органамгосударственной власти.

Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нетобщепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и исходя изобщепринятой цели экополитики, можно предложить следующее определение экологической политики:

Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны.

В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней:

Международная, государственная (национальная), региональная, локальная.

В современных социально-экономических условиях большое внимание уделяется проблеме

формирования и реализации экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов,особенно промышленных предприятий, которые вносят основной вклад в загрязнение окружающей среды. В таком случае следует говорить об экологической политике как о «совокупности намерений и принципов в отношении экологических показателей», которая не только провозглашается официально, но и создает основу для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства.Элементами экологической политики являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмыреализации (инструменты).

Под политическими принципами в правовом государстве понимаются принципы демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Социально-экономические принципы: соответствие экономического развития и экологических возможностей, использование достижений научно- технического прогресса для решения экологических проблем, регулирование потребления, планирование естественного роста населения. В государствах с различными общественно-политическими системами эти принципы могут варьироваться. Например, для государств тоталитарного типа характерны такие политические принципы, как недемократичность, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация. Социально-экономические принципы в тоталитарных государствах основаны на идее неограниченности природных ресурсов, игнорировании экологических возможностейокружающей среды, приоритетности интересов государства перед личными интересами; ростнаселения, как правило, не контролируется.

В сфере ООС и ПП, как ни в какой другой сфере, сильно влияние принципов, согласуемых намеждународном уровне 1 . Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающейсреде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивомуразвитию (Йоханнесбург, 2002). К числу этих принципов относятся такие, как «загрязнитель платит»,требования устойчивости развития, предосторожности, применения технологии, наилучшей из доступных и др. Данные принципы вошли в экологическое и природно- ресурсное законодательство большинства стран. Это позволило согласовать национальные механизмы экологической политики.

Целью экологической политики в современных

условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества иэкономики.

Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. В социальной экологии выделяются следующие методы:

Административно-контрольные Контроль за соблюдением природоохранного законодательства, стандартизация, экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит
Технико-технологические Применение технико-технологических средств и решений для защиты и развития окружающей среды
Экономические Планирование природопользования, создание целевых программ, разработка эколого-экономических систем, система платежей, налогообложения, льгот и других стимулов для природопользователей
Законодательно-правовые Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений между обществом и природой
Политические Действия политических и других организаций, направленные на защиту окружающей среды
Воспитательно- образовательные методы Способствуют формированию экологического сознания и моральной ответственности населения - необходимая предпосылка для экополитики

1 Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндрес, К.Рихтер. СПб., 2003. С.191.

При формировании механизмов

природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для общества.

Процесс формирования и реализации экологической политики происходит при участии самихприродопользователей или субъектов экологической политики. К субъектам экологической политикиотносятся:

Государство Государство играет важную роль в формировании и реализации экополитики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов экополитики; контроль за соблюдением природоохранного законодательства
Хозяйственно- экономические субъекты Хозяйст венно-экономические субъект ы (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализироват ь влияние производственных программ на человека и окружающую среду и уст ранят ь возможные вредные последствия
Научно- исследовательские организации Роль научно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды
Политические партии Полит ические организации (партии) в качестве субъектов экополитики проявляют себя следующим образом: 1. они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях 2. через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения 3. если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию экологической политики и реализует ее с помощью правовых документов
Общественные организации Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения
Отдельные граждане Могут выступать с экологическими инициативами, объединяться в группы с целью решения конкретных, как правило, локальных экологических проблем.

В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологическихотношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность экополитикизависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования иреализации.

Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании экологической политики, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права граждан постояннорасширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений.

В социалистических странах, таких как СССР, реализация идеи прогресса, основанного на быстромразвитии производительных сил и экономическом росте, привела к истощению природных и социальныхресурсов. Ускоренные темпы промышленного развития без учета влияния на окружающую средуспособствовали возникновению экологических рисков. Неразвитость производительных сил, несовершенствотехнологий и «бесплатные» природные ресурсы привели к нарушению экологического равновесия,обострению социальных, санитарно-гигиенических проблем, противоречиям между

природопользователями разных уровней.

Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического,социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние наэкологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.


Похожая информация.


Введение

Рассматривая различные типы экосистем, следует отметить, что стратегию развития любой экосистемы определяет экологическая политика системы. Разработка экологической политики направлена на решение главной задачи - обеспечение устойчивости параметров состояния среды обитания при различных видах воздействий на нее. В научно-технической и учебной литературе не принято рассматривать предприятие как локальную экологическую систему, взаимодействующую с экосистемами высших рангов. Рассматривают экологическую деятельность предприятия как природопользователя и источника загрязнений окружающей среды.

Следует рассматривать предприятие как автономную экологическую систему, основанную на его хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду, в соответствии с терминологией международных экологических стандартов. Стратегию развития экологической деятельности предприятия определяет его экологическая политика, направленная на обеспечение устойчивого состояния окружающей среды при осуществлении предприятием определенной хозяйственной деятельности. Реализация экологической политики предприятия осуществляется с помощью специальной организационной структуры управления экологической деятельностью - экологического менеджмента предприятия. В дополнение к основным видам экологической деятельности всех типов экосистем - природопользованию и природоохранной деятельности на уровне предприятия - необходимо развивать новые направления экологической деятельности, имеющие непосредственное влияние на повышение результатов его финансового и социально-экономического состояния, осуществление хозяйственной деятельности. Эти новые направления связаны с обеспечением конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции и социального развития предприятия, а также с включением его экологической деятельности в автоматизированную систему управления.

Экологическая политика предприятия

Международные документы по стандартизации рекомендуют следующее определение экологической политики - это заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью предприятия, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая политика согласно стандартам определяет цели и задачи экологической деятельности, охват экологизацией организационных структур менеджмента предприятия, обязательства предприятия по охране окружающей среды. В конечном счете соблюдение этих условий определяет эффективность экологического менеджмента предприятия.

Экологический менеджмент предприятия является частью менеджмента хозяйственной деятельности, одним из направлений рыночных отношений предприятия. На рисунке 1 показана структура управления рыночной хозяйственной деятельностью предприятия. Важно отметить, что экологический менеджмент в данной структуре управления входит в менеджмент предприятия и его руководитель является заместителем генерального директора (управляющего, менеджера) предприятия. В составе такой команды управления экологический менеджмент может выступать и в качестве юридического лица.

С учетом некоторой аналогии с маркетинговыми исследованиями, формированием портфеля заказов на производство и реализацию конкурентоспособной продукции и бизнес-планированием документально оформленная экологическая политика предприятия должна учитывать влияние следующих факторов:

анализа внешних условий экологической деятельности с учетом особенностей региона, территории, предприятия;

здержек экологической деятельности и источников их покрытия;

енсации потерь от наносимого ущерба при воздействии загрязняющих выбросов в атмосферу, воду, почву, воздействии выбросов на флору и фауну, оценке эффективности воздействий;

мероприятий по диагностике и предотвращению аварийных ситуаций и катастроф;

комплектующих, топливно-энергетических ресурсов, условий хранения и транспортировки энергоносителей, расходных материалов и веществ;

анализа жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями охраны окружающей среды;

чения работников предприятия по проблемам экологизации хозяйственной деятельности.

Считается, например, что экологическая политика предприятия должна учитывать следующие требования:

образование и внедрение специализированной структуры управления;

обязательность выполнения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

льности предприятия, связанными с охраной окружающей среды и техникой безопасности, санитарным состоянием условий производства и обеспечением качества и безопасности продукции;

общедоступность документированной экологической политики для персонала предприятия и других заинтересованных участников его хозяйственной деятельности;

оценку и мониторинг соответствия экологических параметров хозяйственной деятельности предприятия и ее взаимодействия с окружающей средой.

Заметим, что эти требования, как и рассмотренные выше факторы, положенные в основу экологической политики предприятия, не противоречат положениям экологического менеджмента экосистем. Существует главная проблема экологической политики экосистем и предприятий, которая до сих пор остается за рамками нормативно-методических основ экологической политики. Суть проблемы состоит в следующем.

Если принять за аксиому положение о том, что экологическая безопасность общества и среды обитания характеризуется устойчивостью параметров состояния компонентов экосистем, то необходимо располагать нормативами этих параметров в виде допустимых равновесных диапазонов изменения этих параметров. Такое нормирование необходимо осуществлять, прежде всего, для планетарной экосистемы и продолжить его далее последовательно для национальных и региональных экосистем. Эти нормативы определят допустимые воздействия на параметры состояния компонентов экосистем. Таким образом, предоставляется возможность составить своеобразный экологический кадастр допустимых воздействий, а также для каждого вида воздействия на параметр состояния компонента экосистемы установить стоимостный эквивалент обеспечения допустимого воздействия и стоимостный эквивалент компенсации нанесенного ущерба среде обитания при допустимом воздействии на отдельные компоненты системы и па систему в целом. Предприятие является частью региональной экосистемы. Поэтому нормативно-методической базой экологической политики предприятия мог бы служить экологический кадастр данного региона. Этот кадастр можно было бы положить и в основу планирования экологической деятельности предприятия.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При этом абсолютное большинство экологических действий связаны с природопользованием и охраной окружающей среды.

При разработке экологических программ и проектов разных уровней принципиальное значение имеет обоснованность критериев и допустимых нормативов при оценке степени опасности воздействия результатов хозяйственной деятельности на окружающую среду, масштабов этой опасности, ее интенсивности и длительности, а также компенсации от нанесенного ущерба в материальном и денежном выражении. Опасность хозяйственной деятельности предприятия заключается в состоянии инженерных коммуникаций, в процессах использования топливно-энергетических и природных ресурсов, в наличии шумов и вибраций, излучений, в освещенности рабочих мест и в других источниках воздействия на окружающую среду и персонал предприятия. Состояние таких источников контролируется с помощью диагностики и экологического мониторинга. Диагностика связана с оценкой основного и вспомогательного технологического оборудования, учетом, хранением, транспортировкой и утилизацией отходов производства, идентификацией загрязнения окружающей среды материалами, веществами, соединениями химических элементов при взаимодействии которых с другими химическими элементами образуются новые вредные вещества.

С учетом положений экологической политики и на основе экологических программ и проектов, их экспертизы, плана экологических мероприятий, мониторинга состояния окружающей среды, нормативов потребления ресурсов и финансовых средств разрабатывается экологическая программа предприятия. Это главный исполнительный документ экологического менеджмента предприятия. Основные элементы экологической программы предполагается использовать при составлении экологического паспорта природопользователя (предприятия), содержание которого приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Экологический паспорт промышленного предприятия

Направление экологической деятельности

Оценка состояния

Экологические нормативы

Природопользование

Нормативы потребления природных ресурсов

Текущие и капитальные затраты

Охрана окружающей среды

Нормативы допустимых воздействий и их источники

Текущие и капитальные затраты. Запасы и резервы

Экологизация технологии производства продукции

Нормативы экологической безопасности продукции. Технические регламенты

Плановая норма прибыли от производства и реализации конкурентоспособной, экологически чистой продукции

Информационное обеспечение экологической деятельности

Система управления СОБЭП

Оценка эффективности экологического менеджмента предприятия

Экологическая безопасность при нештатных и аварийных ситуациях

План мероприятий

Оценка возмещения экологического вреда

Экологическое состояние предприятия

Сертификация АСОКП, СОБЭП

предприятия

Нормативы затрат на сертификацию

Положения экологической политики и структура экологической программы предприятия зависят от использования обоснованных критериев экологичности хозяйственной деятельности. В качестве таких критериев рассматривают экологически чистое производство, экологически чистую продукцию, экологически безопасную окружающую среду при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.

В интересах обеспечения конкурентоспособности продукции, в интересах товаропроизводителей и потребителей наиболее важным является критерий экологической чистоты продукции. Он требует комплексной оценки. Такая оценка производится на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на этапе подготовки к производству и при серийном производстве продукции, на этапах ее эксплуатации и утилизации. Такая оценка не только носит количественный анализ экологичности продукции, но и охватывает различные направления хозяйственной деятельности, связанные с определением источников и видов воздействий на окружающую среду, включая анализ последствий воздействий на окружающую среду на территории региона производства продукции, а также на территории ее использования по назначению.

Рассматривается и воздействие продукции на окружающую среду, которое оценивается по уровню опасности, длительности воздействия (кратковременное, или импульсное, периодическое, непрерывное, аварийное), характеру воздействия (прямое, косвенное, кумулятивное) и учитывает территориальный фактор. Анализ этих воздействий распространяется не только на продукцию, но и на условия ее производства, на состояние воздушного и водного бассейна предприятия, земельного участка и прилегающей к предприятию территории санитарно-охранной зоны.

Требование экологической чистоты (безопасности) продукции предполагает максимально возможное исключение из производства токсичных материалов и веществ, сырьевых компонентов, которые могут переходить в неизменном виде в готовую продукцию или образовывать вторичные вредные вещества при взаимодействии, например, со вспомогательными материалами. Эти требования в конечном счете направлены на устранение выбросов токсичных веществ в окружающую среду.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт И СО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, но снижению вредного воздействия: На окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Система управления качеством продукции и система управления охраной окружающей среды должны сосуществовать не параллельно при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, а совместно и на паритетных основах. Основной функцией экологического менеджмента предприятия следует считать обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности с учетом всех направлений экологической деятельности предприятия. При этом система управления экологической безопасностью должна быть совмещена с системой обеспечения качества продукции как в части нормативных требований к продукции и условиям ее производства, так и в части применяемых методов и средств мониторинга, контроля измерений и испытаний, а также в части подтверждения соответствия продукции установленным требованиям качества и экологической безопасности на этапе эксплуатации продукции. Дополнительными функциями такой системы являются природопользование и охрана окружающей среды, экологический мониторинг этих направлений, действия в условиях нештатных и аварийных ситуаций, связанных с нерегламентированными выбросами, сбросами и отходами производства. Следовательно, значительная часть экологических требований и действий может осуществляться в системе обеспечения качества продукции и менеджментом качества и экологическим менеджментом совместно.

Именно совмещение функций, а не поглощение экологической системы системой качества, является вполне оправданным не только по общенормативным требованиям экологической безопасности, общеметодическим подходам к решению практических задач, общетехнологическим средствам измерений и испытаний. Оно подтверждено также комплексностью и системностью решения этой задачи. Система управления экологической безопасностью создается на базе системы управления качеством продукции с использованием унифицированных информационных компьютерных технологий, в частности технологий штрихового кодирования. Напомним, что система обеспечения качества продукции как система обеспечения ее конкурентоспособности создается в интересах товаропроизводителей и потребителей, а система обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности (включая систему охраны окружающей среды) предприятия создается в интересах устойчивого развития общества и среды обитания.

Экологическая политика предприятия должна содержать также требования к подтверждению соответствия продукции, условий ее производства и безопасности окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Подтверждение соответствия, проводимое в добровольной или обязательной формах, рассматривается как акт общественного признания экологической безопасности предприятия, производимой им и реализуемой продукции, как рейтинговый имидж предприятия. Кроме того, если выпускаемая продукция входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, то без документов о таком подтверждении она не допускается на рынок потребления. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям безопасности, утверждается Правительством Республики Беларусь. Отсутствие таких документов на эту категорию продукции является дополнительным препятствием для свободной конкуренции, получения инвестиций, лицензирования, квотирования, участия в тендерах на разработку программ и проектов.

1.3 Экологическая политика предприятия

Экологическая политика (политика в области окружающей среды) – заявление предприятия или организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием, как для действий, так и для установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства предприятия соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы её могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой, должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем, чтобы отражать изменяющиеся внешние условия и учитывать поступающую информацию. Политика предприятия в области окружающей среды должна регулярно контролироваться, чтобы проверить насколько она соответствует принципам и что имеет место постоянное улучшение характеристик окружающей среды.

Высшее руководство предприятия должно определить экологическую политику и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности предприятия;

б) включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращала её загрязнение;

в) включала обязательства в отношении выполнения требованиям нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

д) была документально оформлена, внедрялась, поддерживалась и доводилась до сведения всех сотрудников предприятия;

е) была бы доступна для общественности.

Предприятие должно определить собственную экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. Процесс формирования экологической политики подробно регламентирован ГОСТ Р ИСО 14004и включает в себя три этапа:

1. Принятие экологической стратегии, как обязательства руководства предприятия: её составление входит в функции руководителя предприятия. Должна коротко излагать намерения директора предприятия относительно охраны окружающей среды;

2. Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду: рассматривает весь диапазон условий работы предприятия, включая и аварийные ситуации. Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть оформлены документально;

3. Принятие экологической политики.

Политика в области охраны окружающей среды означает цели и принципы действия предприятия по отношению к окружающей среде, включающие соответствие всем требованиям нормативно-правовых актов в части охраны окружающей среды.

Экологическая политика должна учитывать следующие вопросы:

1. Задачи решаемые предприятием, взгляды руководства на перспективы развития предприятия;

2. Постоянное улучшение состояния окружающей среды;

3. Предупреждение загрязнения окружающей среды;

4. Координацию решения вопросов охраны окружающей среды с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);

5. Конкретные местные или региональные условия;

6. Соответствие действующим нормативно-правовым документам по вопросам охраны окружающей среды.

Кроме соответствия нормативно-правовым документам в области охраны окружающей среды экологическая политика предприятия может устанавливать обязательства в отношении:

· минимизация любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду при внедрении новых технологий;

· разработки процедуры оценки экологической эффективности работы и связанных с ней показателей;

· проектирования выпускаемой продукции таким образом, чтобы минимизировать её воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;

· предотвращения загрязнения окружающей среды, сокращения отходов и потребления ресурсов;

· повышения уровня образования и подготовки персонала;

· обмена опытом в области охраны окружающей среды;

· поощрения к внедрению систем управления окружающей средой для поставщиков и подрядчиков.

Политика предприятия в области окружающей среды должна регулярно контролироваться.

Цель контроля – проверить насколько политика предприятия соответствует провозглашенным и наблюдается ли при её реализации постоянное улучшение характеристик окружающей среды.


2. Общая характеристика деятельности предприятия

2.1 Организационная структура предприятия

ООО «Сибнефть – Хантос» образовалось 1.01.2005г. на основании приказа ОАО «Сибнефть» от 6.04. 2005г. № 63 на базе ТПДН «Приобский» и ТПДН «Пальяновский»

За восемь месяцев работы было добыто:

· 2007,1 тыс. тонн нефти, что составило 98,5% к плановому объему;

· 14,4 млн. м3 газа, что составляет 91,4% к плану.

Дополнительная добыча нефти от всех проведенных ГТМ составила 1 101,8 тонн. Пробурено 307416 м горных пород (125,2 к плану). Введено 96 новых скважин (112,9% к плану). Проведено 6 ГРП на действующем фонде скважин, дополнительная добыча от ГРП составила 54,9 тыс.тонн.