Адаптация молодых специалистов: законы успеха. Становление субъектности будущего специалиста как показатель успешности профессионального воспитания в вузе. Проблемы адаптации молодых специалистов

Здравствуйте, дорогие читатели! Я очень рада Вам!

В предыдущих статьях мы начали говорить об альтернативном образовании, особенно по IT профессиям и новым профессиям, которым ещё не обучают в ВУЗах (статья ), о самых востребованных и высокооплачиваемых сегодня профессиях (статья ). Из этой статьи Вы узнаете, как правильно выбирать профессии будущего новые и перспективные в нашем быстро меняющемся информационном, цифровом мире. Чтобы быть востребованными специалистами в ближайшем десятилетии.

Какую профессию надо освоить сегодня, чтобы быть востребованным специалистом в будущем?

Сейчас каждый школьник, но не каждый взрослый, знает, что человечество перешагнуло из индустриальной эпохи в постиндустриальную (или цифровую, информационную). Произошла новейшая технологическая революция. Высокие технологии сверхскоростными темпами меняют потребности человечества. Поэтому очень многие профессии индустриальной эпохи стали невостребованными. Им на смену пришли новые профессии, о которых ещё 5 или 10 лет назад никто не слышал, например, тренд-хантер, лайф-коучер, QA-инженер, SMM менеджер и множество других.

Каких умений от специалистов потребуют профессии будущего?

Мы ответим на этот вопрос с лёгкостью, заметив тенденцию нехватки на рынке труда специалистов на стыке специальностей. О нехватке таких универсальных специалистов говорят аналитики компаний по подбору персонала.

Примеры из моего опыта: в IT компании в паре работают бизнес-аналитик и системный аналитик, на TV – видео дизайнер и монтажёр, в области интернет-маркетинга – веб дизайнер сайтов и верстальщик. Примеров работы специалистов на стыке профессий множество. Так вот, всё чаще на рынке труда требуются профессионалы, которые могут покрыть обе профессии.

Мы видим, что IT-, био- и другие технологии вошли стремительно в нашу жизнь, поэтому аналитики, исследователи, футурологи предрекают появление множества профессий на стыке наук: молекулярный диетолог, биоинженер, энергоаудитор, сити-фермер и т.д.

Тенденции таковы, что профессии будущего потребуют таких умений от специалистов:
  • Кроссфункциональность, работа на стыке профессий
  • Умение творчески мыслить
  • Готовность к переобучению всю жизнь
  • Готовность к изменению профессии каждые 10 лет
  • Знание нескольких языков
  • Готовность к кросс-культурному перемещению (готовность работать в разных странах в связи с глобализацией)
  • Знание основ IT технологий
  • Умение работать удалённо
  • Быть профессионалом big date (собирать и работать с большим объёмом информации)
  • Уметь самообучаться, т.к. развитие технологий будет стремительным
  • Обладать soft skill (мыслить мягко, позитивно, терпеливо, доброжелательно добиваться целей)

Какие профессии будут нужны в ближайшем десятилетии по мнению «Sparks & Honey» – американской исследовательской компании

Данные доклада этой исследовательской компании заставили многих родителей задуматься, нужные ли знания они дают своим детям. Более 60% самых востребованных профессий предстоящего десятилетия еще не существуют!

Итак, в следующие 10 лет будет спрос на:
  • Консультантов по продуктивности
  • Корпоративных дезорганизаторов
  • Трейдеров альтернативных валют
  • Управляющих аккаунтами в соцсетях после смерти
  • Личных цифровых кураторов
  • Специалистов по лечению сетевой и гаджет-зависимости
  • Архитекторов виртуальной реальности
  • Менеджеров по управлению дронами (сервис доставки)
  • Проектировщиков шаблонов для 3D-печати
  • Специалистов-печатников 3D-принтеров

Интересно подробнее узнать о каждой из этих профессий? Можете прочитать в этой статье .

Поразительно, но многие из этих профессий будущего уже стали нашей реальностью. В видео смотрите рассказ о 5-ти таких супер новых профессиях.

Какие 25 профессий будут востребованы в ближайшие 15-20 лет по мнению журнала Forbs?

25 новых и перспективных профессий будущего – по мнению Forbs – это профессии на стыке разных областей знаний.

  1. Инженер-композитчик . Имеет знания в области композитных материалов для производства, которые используются в том числе в 3D-печати, в роботизированных технологических комплексах
  2. IT-генетик . Занимается программированием генома для лечения заболеваний, которые передаются по наследству.
  3. Урбанист-эколог . Занимается проектированием новых экологически чистых городов.
  4. Строитель «умных» дорог . Занимается строительством дорог по новым технологиям, устанавливает «умное» покрытие дорог с использованием датчиков для контроля за состоянием дорог, устанавливает «умные» знаки и разметку, системы видеонаблюдения.
  5. Оценщик интеллектуальной собственности . Занимается оценкой стоимости идей, изобретений и т. п.
  6. Менеджер краудинвестинговых и краудфандинговых платформ . Координирует взаимодействие между вкладчиками и авторами проектов.
  7. Менеджер космотуризма . Занимается разработкой туристических программ.
  8. Молекулярный диетолог . Занимается разработкой индивидуальных схем питания в соответствии с молекулярным составом пищи и результатами генотипа человека.
  9. Генетический консультант . Занимается генетическим анализом для заключения и рекомендаций по схеме лечения.
  10. Сити-фермер . Занимается выращиванием овощей и фруктов на стенах и крышах домов и небоскребов.
  11. Дизайнер виртуальных миров . Занимается созданием виртуальных миров с индивидуальной культурой, архитектурой, природой, законами.
  12. Консультант по здоровой старости . Создаёт для пожилых людей оптимальные комплексы физических нагрузок, рекомендации по образу жизни, системе питания.
  13. Прораб-вотчер . Консультант по строительству, оценивает и корректирует ход строительства при помощи цифровых проектов зданий.
  14. Экопроповедник . Обучает детей и взрослых экологически осознанному образу жизни.
  15. Специалист по преодолению экологических катастроф . Занимается предотвращением катастроф, которые могут быть осознаны людьми постепенно: загрязнение природы вокруг крупных промышленных центров, тающие ледники, радиационные свалки.
  16. IT-медик . Занимается проектированием программного обеспечения для диагностического и лечебного оборудования, создает базы физиологических показателей пациентов.
  17. Космобиолог и космогеолог . Космобиолог исследует поведение организмов в космосе, создает экосистемы для лунных баз и орбитальных станций. Космогеолог занимается добычей ископаемых на астероидах и Луне.
  18. Проектировщик «умной» среды . Генерирует и воплощает идеи для технологических решений, благодаря которым дома и офисы реагируют на запросы пользователей.
  19. Сетевой юрист . Занимается разработкой законодательства для сетей и виртуального мира, решает вопросы по защите виртуальной собственности.
  20. Мультивалютный обменщик . Занимается взаиморасчетами традиционных и альтернативных электронных валют.
  21. Проектировщик роботов для медицины . Занимается проектировкой роботов для медицины: роботы-хирурги, диагностические роботы, киберпротезы.
  22. Электрозаправщик . Занимается обслуживанием заправок электротранспорта.
  23. Проектировщик 3D-печати в строительстве . Занимается проектированием макетов, конструкций, подбирает оптимальные компоненты для их печати.
  24. Горный инженер системный . Контролирует полностью разработку месторождений, начиная от поисково-разведочных работ, заканчивая закрытием месторождения.
  25. Лингвист цифровой . Занимается разработкой новых интерфейсов общения между компьютером и человеком, обработкой текстовой информации (семантический поиск в интернет сети).

Где можно получить знания по этим профессиям будущего уже сегодня?

Хотите узнать, где уже сегодня можно получить знания (базовые) по этим профессиям в России? Авторы журнала Forbs, Россия проанализировали современные учебные заведения, в которых можно получить знания для этих профессий будущего. Список учебных заведений для каждой из 25-ти профессий будущего Вы найдете в этой статье журнала Forbs, Россия .

Какие 20 профессий будут востребованы к 2030 году по версии исследовательской компании Британии «Fast Future»

«Fast Future» представила доклад по научной работе с сенсационными данными о профессиях будущего:

  1. Нано-медик
  2. Специалист по созданию искусственных органов
  3. Фермер, работающий с генными технологиями
  4. Хирург по увеличению памяти
  5. Консультант для пожилых людей
  6. Эксперт по научной этике
  7. Космический пилот, космический гид
  8. Специалист вертикальных ферм
  9. Специалист по борьбе с изменениями климата
  10. Погодная полиция
  11. Специалист по карантину
  12. Юрист виртуальный
  13. Менеджер аватаров и виртуальный учитель
  14. Разработчик альтернативного транспорта
  15. Специалист по адресному вещанию
  16. Утилизатор данных, информации
  17. Менеджер по виртуальному пространству
  18. Трейдер, брокер банка времени
  19. Социальный работник соц сетей
  20. Персональный бренд менеджер

Интересно описание каждой из этих загадочных профессий будущего? Можете узнать из этой статьи .

Итак, нас всех ждёт невообразимое будущее, которое сейчас мы уже видим в фантастических фильмах. Главное, что надо понять, так это то, что уже не будет профессии на всю жизнь и нужно будет быть готовым к тому, чтобы постоянно переучиваться . Ни в какую эпоху нет профессий с великим будущим, а есть только профессионалы с большим будущим . И ещё: во все времена профессию надо выбирать по душе и по своему призванию . Тогда вся жизнь будет яркой и наполненной и работа будет не в тягость, а в радость!

О том, как выбрать профессию по своим талантам и наклонностям читайте в этой статье.

До скорых встреч!

Выбирайте профессию по душе!

Желаю смелости и вдохновения при выборе!

P.S.1 Если Вам понравилась информация в статье, поделитесь ею в соц сетях с Вашими друзьями.

P.S.2 Пишите Ваши вопросы и мысли в комментариях.

P.S.3 Подписывайтесь на блог - ниже есть форма для подписки - ещё будет много статей по этой теме. Будьте в курсе последних трендов на рынке труда для себя и для своих детей!

В Интернете десятки миллионов страниц посвящено теме «Как стать успешным человеком». И хотя эта тема пользуется бешеной популярностью и многие сайты размещают на своих страницах руководства, правила и законы успешных людей, из миллионов читающих их, становятся действительно успешными не более 5%. Почему?

Здесь я хочу изложить свои мысли о том, почему же всё-таки 95% читателей, желающих изменить свою жизнь с помощью этих книг и статей, не достигают своей цели. Что, только пять процентов у нас умных и работящих людей, а остальные – лентяи и неумехи? Нет конечно! Тогда в чём же дело?

Начну с основного правила успешных людей – чётко представлять свою цель .

Не туманно мечтать о большом состоянии, классной машине и роскошном доме на берегу моря, а рисовать себе чёткие картины своего успеха, детально представлять цвет и интерьер внутри салона своей будущей машины, и до мелочей продумывать обстановку вокруг и внутри своего особняка. А так как мысли, тем более конкретные мысли, имеют привычку материализовываться, то успех не за горами!

Вот только в реальной жизни, человек, который родился и жил в постоянной нужде и серости нашей действительности, навряд ли сможет в самом начале своего пути к успешной жизни, во всех подробностях представлять себе обстановку, в которой мечтает жить и законы, а тем более нюансы бизнеса, которым собирается заниматься. Резкое изменение своих привычек, своего мировоззрения, потеря привычной, комфортной жизни и постоянная, тяжёлая работа во имя призрачного успеха, многих постепенно вводят в уныние и отбивают желание двигаться к своей цели.

Я думаю, здесь нужны не конкретные представления, которые могут окончиться депрессией, если что-то пойдёт не так, а желание учиться своему делу и умение терпеливо, без излишней торопливости и желания получить всё и сразу, строить сначала фундамент, а потом и само здание своего успеха, получая новые знания и в соответствии с ними корректируя свои действия.

Другое правило — никогда не сдаваться, не отказываться от своей мечты, а упорно идти к цели .

За этими красивыми словами, которым так хочется следовать, не обращая ни на что внимания, стоят, однако, очень серьёзные испытания. В описаниях жизненного пути успешных людей никогда почему-то не пишется о жертвах, которые они принесли на алтарь своего успеха, об унижениях, потерях близких друзей, развалах некогда счастливых семей, потере здоровья (большей частью психического, но бывает и физического) и сделках со своей совестью. Я лично знал несколько успешных женщин, которые добились некоторых успехов в своём бизнесе, заплатив, однако, за это разводами со своими мужьями и одиночеством. Конечно, для того, чтобы преодолеть такие потрясения нужна немалая сила воли и вера в свой успех. Даже жестокость и чёрствость. Большинство же людей не могут позволить себе платить такую высокую цену за свой успех и отказываются от этой «гонки за счастьем».

Поэтому, если уж вы твёрдо решили стать преуспевающим человеком, нужно быть готовым к серьёзным испытаниям, знать о них и по мере возможностей выбирать более безболезненные варианты достижения цели.

Третье правило. Успешным бизнесменом может стать любой. Главное – постоянно учиться, приобретать нужные навыки и работать над собой .

Тоже не совсем верно. Хотя обучением и трудом можно добиться многого, но, я думаю, только такие врождённые качества, как обострённая интуиция, быстрая реакция и личностная харизма, т.е. особая одарённость влиять на людей и вести их за собой, могут сделать человека действительно преуспевающим. Поэтому, я думаю, нужно уметь соизмерять свои потребности со своими способностями, чтобы не разочароваться во всех и всём, замахнувшись на непосильные цели и не достигнув их.

Чтобы стать успешным, нужно откинуть всякие сомнения, «отключить» мозги и следовать только по проложенной дороге, вымощенной ценными указаниями великих учителей и их жизненным опытом .

В реальной жизни слепое копирование поступков преуспевающих предпринимателей всегда приводило только к разочарованию и крушению собственных надежд. Бесполезно копировать мысли и поступки других. У каждого человека свой мир, свои взгляды, свой опыт и разные условия жизни. Успешным человеком можно стать только изучая собственный опыт (чужой, как показывает жизнь, ничему не учит), постоянно практикуясь и создавая свою формулу успеха. Да, это большая ответственность и обязательное творческое мышление. Но без этих слагаемых ничего не получится. Кстати, все великие люди, звёзды первой величины, никогда не упоминали, что следовали по чьему-то пути. Наоборот, все они утверждают, что САМИ прокладывали себе путь к реализации своих целей. Хотя и любят учить, как идти по проторенной ими дороге. 🙂

Ну и, наконец, подведу итоги моей статьи. Преуспевающим человеком и звездой первой величины может стать далеко не каждый. Это предопределено социальными условиями, личными качествами и условиями жизни, которые изменить очень трудно, а для многих и невозможно. Но уж если вы захотели изменить свою жизнь и стать успешным человеком, то, прежде всего нужно трезво оценить свои личные качества, затем быть готовым к трудностям и потерям и самое главное, любить то дело, которым вы решили заниматься, досконально изучать его механизм и всякого рода нюансы. Постоянно учиться общению с людьми и быть креативной личностью. Без этого ничего не получится

опубликовал: DarkMan | 02/08/2011

Великий Фрейд утверждал, что человеком движет два фактора: секс и желание быть великим, которое кроме как словом успех, никак иначе не назовёшь.
На протяжении всей истории человек стремился к успеху, но не все его добивались. Но ведь это и нормально – ведь не могут же все быть успешными. Только самых-самых помнит мировая история. Но понятие успех весьма растяжимо. Успешным можно быть в разных вещах. Кто-то успешен на работе, кто-то в общении, кто-то в любовных похождениях – и это всё успех. Успехом можно озаглавить стремление быть лучшим, лучшим многих, лучшим остальных.

Но какие же качества отделяют успешных людей от неуспешных? Почему одни успешны, а другие нет? В чём разница между людьми, которые постоянно добиваются успехов и теми, кто о нём только говорят и мечтают?

Успешные люди, знают что они станут успешными
Под этой фразой я подразумеваю уверенность — уверенность в себе, крепкую уверенность в том, что вы всего добьётесь, что вы самый лучший. Необходимо поверить в себя, в свои силы, в успех своей идеи!

Успешные люди знают, чего они хотят
У вас в воображении должно быть чётко представлено то, чего вы хотите достигнуть! Разберитесь со своими целями, подумайте что вам нужно от этой жизни. Задайте самому себе вопрос: «А оно тебе нужно?». Масштабные цели не должны вас пугать. «Это слишком сложно», «Это не достижимо» – выкиньте из головы подобные убеждения. Запомните: вы можете всё!

Препятствия, это всего лишь проверка
Воспринимайте препятствия, лишь как опыт, как проверку данную вам. Не расстраивайтесь если у вас что-то не получилось. Ищите другие пути и продолжайте штурмовать «крепость» на пути к цели.

Тот, кто ничего не делает, вряд ли чего-нибудь добьётся!

Биться надо, биться! Встать с дивана и идти пробиваясь к своей цели.
Как избавиться от лени? Начать постепенно воспитывать в себе силу воли. Преодолевать себя в мелких, незначительных вещах, а потом переходить к более крупным, масштабным. Сегодня проработать на пять минут дольше, завтра на двадцать пять.

Успех приходит не сразу
Помните, что долговременные цели и есть путь к успеху . Не ждите что на вас завтра же ливнем польётся успех! Ничего подобного! Быстро ничего не получается. Всё великое начиналось с малого! Начните и вы. Сначала маленький первый шаг, потом второй, там уже и третий.. Постепенно разгонитесь и уже вас будет не остановить. Тут и успех подтянется, сам вас найдет, сам придет, полюбит и будете Вы жить с ним припеваючи!

Опираясь на эти законы, можно вывести те внутренние качества, которые помогут стать успешнее.

  • 1. пылкое желание – жажда успеха таких людей непреодолима, цели определены, стремление получить задуманное – крепко;
  • 2. страсть, с которой они отдаются любому делу – они «не работают», в прямом смысле, когда не просто управляют своими компаниями, а занимаются делом с удовольствием;
  • 3. настойчивость – у них тоже бывают провалы, но это не повод, чтобы сдаваться; они начинают прокладывать свой путь к успеху снова;
  • 4. вера в себя – многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому;
  • 5. энтузиазм – несмотря на то, что ситуация не всегда складывалась должным образом, они никогда не бросали своей идеи;
  • 6. смелость – им очень часто отказывали в материальной помощи финансовые управляющие, но они не сдавались; они шли дальше, и в итоге находили суммы, чтобы начать свое дело;
  • 7. глобальное мышление – они не думали о сегодняшнем, а работали на далёкую перспективу, что многие считали сумасшествием: Форд и его автомобили, братья Райт и самолёт, Эдисон и его вентиляционная труба, Гейтс и другие.
  • 8. возможности – не в плане появления счастливого случая, а умение предложить ту необходимость, которая на данный момент нужна человечеству, поиск свободных востребованных рыночных ниш – пример с Кельогом, который случайно сжёг кукурузу и заметил, что у неё приятный вкус;
  • 9. позитивное мышление – эта характеристика даёт им веру для движения в выбранном направлении;
  • 10. забота о людях – каждый успешный человек делает качественные и полезные продукты или услуги для людей такими, какими предпочёл бы воспользоваться сам.

Есть, конечно, и другие личные качества натуры, которые двигают людей к цели и дают шанс заработать миллионы: такие, как решительность, любовь, дисциплинированность, терпение. На самом деле их очень много. Истина же заключается в том, что такие черты присущи, практически, каждому из нас.

Вы от рождения уникальны! Каждый из нас родился человеком и имеет такое количество талантов, что даже ели вы проживете 100 жизней, вы не сможем реализовать их все, но 100 раз сможете стать успешнее других! Выразить количество комбинаций и цепочек в вашем мозгу просто не возможно, в вашей голове за секунду пролетает тысячи мыслей, но сфокусироваться вы можете только на одной за раз — это и есть

Если попытаться выразить количество мыслей, которые находятся в вашей голове, вам понадобиться число с восьмью страницами нулей. Не важно чего вы добились в жизни – это лишь самая малая часть чего вы можете добиться.

Что такое успех?

Успех – это способность прожить жизнь так, как тебе этого хочется. Ты делаешь то, что тебе приносит удовольствие, в окружении тех, которыми ты восхищаешься и уважаешь.

Брайан Трейси

Обычно люди преследуют 4 основных цели в своей жизни:

  • Здоровье и жизненная сила

Каждый из нас стремиться к тому, чтобы не болеть, быть здоровым и иметь много энергии, которую мы сможет потратить на работу, которая в свою очередь ведет нас к нашей мечте.

  • Отличное отношение к себе

Каждому нравиться когда к нему хорошо относятся, каждый из нас пытается добиться этого разными путями, но цель одна – получить уважение и любовь.

  • Удовольствие от работы

“Человек наиболее успешен в той работе, которая приносит ему удовольствие.” К сожалению я не помню кто это сказал . Естественно, что каждый из нас стремиться получить такую работу.

  • Финансовая независимость

Каждый хочет быть делать и получать то, чего ему захочется, а поскольку все в нашем мире крутиться вокруг денег, финансовая независимость – это одна из основных целей жизни человека.

Почему одни люди успешнее других?


Множество людей пыталось понять это, найти эту формулу успеха и многим это удалось, но как оказалось, не всякий может использовать законы успеха, а лишь тот, кто поверит в себя.

Ты находишься там, где находишься, и являешься тем, кем являешься, из-за самого себя. Причина всему – ТОЛЬКО ты. Все что происходит сейчас или будет происходить в будущем с тобой, зависит ТОЛЬКО от тебя и не от кого-то другого.

Это лишь капля в море из того, что вы должны не только усвоить, но понять и принять. Откажитесь от различных отговорок, это все ваши выдумки, на самом деле это все ваши психологические барьеры и чтобы вы не твердили самому себе о том, что вы могли бы сделать что-то но… Нету времени, нет денег, плохо воспитали родители, из не благополучной семьи и т.д. – это все ТОЛЬКО ваши отговорки!

Может быть это все и правда, но кто сказал, что это должно управлять вашей жизнью? А сколько примеров людей, которые когда-то начинали с продажи газет на улицах, а сейчас одни из самых богатых в мире? Очень много! Не важно где вы и кто вы, важно лишь то, что у вас в голове, себя вы должны победить в первую очередь. Найдите ваши законы успеха и станьте успешнее других сегодня!

Законы успеха — 5 законов как стать успешнее других!


  1. Закон контроля

Вы будете чувствовать себя счастливым ровно на столько, на сколько можете контролировать свою жизнь.

В психологии это называют локусом контроля, он бывает внутренним и внешним.

Внутренний локус контроля – это когда вы чувствуете, что вы успешный человек, что вам все по плечу и нет ничего невозможного для вас!

Внешний локус контроля – это когда вы чувствуете себя игрушкой в чьих-то руках, допустим в руках боса, родственников, обстоятельств и т.д. Именно это вам и надо в себе преодолеть, поскольку это просто ваше подсознание, психологические барьеры, которые вам надо сломать. Такой тип мышления неизбежно приведет вас к поражениям!

Я тоже раньше так думал из-за своей семьи, она более чем “неудачная”, но после того как я начал изучать психологию успеха, это изменило мою жизнь. Да,да… я знаю, что говорю как участник какой-то секты или актер рекламирующий товар – “это изменило мою жизнь, я теперь счастлив, идите за мной, бла бла бла… “, но это на самом деле так. Я нашел законы успеха и готов стать успешнее других! Если вы в это не верите, можете подписаться на RSS и следить как измениться жизнь моего блога, я уже составил план в блокноте и скоро выскажу его суть на блоге, ждите .

2. Сила веры

Это мой любимый закон успеха и звучит он примерно так – “Все во что ты веришь, рано или поздно становиться реальностью”, но я всегда воспринимаю его всего двумя “Мм”. Мысли материальны… это лично мое понимание.

А вы знали что вы не верите в то, что видите? На самом деле вы видите то, во что верите . Всегда мыслите позитивно и верьте в себя, перестаньте думать о неудачах, станьте оптимистом и вы увидите как измениться ваша жизнь и ваше окружение.

3. Закон ожидания

Еще один закон из серии ! То чего вы ожидаете с полной уверенностью, это обязательно сбудется. Прошу не путать! Вы не обязательно получите то чего хотите, но обязательно получите то, чего ожидаете. (Да, психология вещь не легкая и над ней надо много думать ).

Каждое утро, когда вы встаете говорите себе: “У меня все получится”, “Я верю в себя”, “Нет ничего, чего бы я не смог сделать”. Произнося эти фразы, вы мысленно создаете силовое поле, убеждаете самого себя в правдивости этих слов, тем самым ожидая от себя наилучших результатов.

4. Закон успеха — притяжения

Вы – это ваши мысли, а ваши мысли притягивают к себе людей, которые гармонируют с ними. То есть, если вы будете чувствовать себя неудачником, проигравшим, ни на что не способным, скорее всего вас будут окружать такие же люди как и вы. Возьмем в пример школу . Да-да! Именно то место, где вы годами протирали штаны сидя за партой. Вспомните ваш класс в 10-11 классе. Вы наверняка не ходили компаниями по 20-30 человек, а разбивались на маленькие группы по 3-6 человек. А теперь вспомните какие это были компании? Всегда в одной компании были те, кто любил погулять в клубах, в других те, кто просто любил общение с друзьями и спокойную жизнь, в третьей те, кто любил футбол. Так же наверняка было 2-3 человека, которые постоянно были вместе и вели себя немного странно и как-то по другому не так ли? Ведь я угадал, верно?

Конечно, сейчас вы скажите: “Это знает каждый, в каждой школе такое было”, но я имел ввиду не это, а закон притяжения, разве не великолепный пример? Вы думаете психология изменилась после окончания вашей школы? Нет! Наверняка большая часть из вас общается с людьми подобными им, потому, что это создает для вас зону комфорта. Меняете мысли, значит меняете себя, а значит меняете окружение. Как говорит Брайан Трейси: “Перестань водится с индюками, если хочешь летать с орлами ”. Мне очень нравиться это выражение .

P.s. О зоне комфорта мы поговорим позже, подпишитесь на RSS , чтобы не пропустить это. Очень важно знать о ней и не «застрять»! Со мной это и случилось, в итоге пришлось начинать все с нуля и тут мне помогли законы успеха и я уверен, что стать успешнее других мне под силу!

5. Правило эха или закон соответствия

Представьте, что весь мир зеркальный, куда бы вы не посмотрели везде вы, скорее всего это вызывает у вас не особо приятные ассоциации. Что будет с миром, если все люди будут такими же как вы? Если будут работать, делать и учится столько же как вы, каким был бы этот мир? Если вы читаете эту статью, скорее всего мир был бы далеко не мед. Подумайте, что вам надо изменить в себе, чтобы поменять этот мир и сделать лучше?

Почему одни люди успешнее других? Ответ на вопрос!

Одни люди успешнее других потому, что… я вам не дам ответа на этот вопрос .

Не подумайте, это не потому, что я жадный или не знаю, а потому, что каждый должен это понять сам! Мне сто раз давали ответ на этот вопрос и ничего в моей жизни не поменялось, пока я сам этого не понял. Хорошо подумайте над этим, а я вам буду помогать.

Задания

Я хочу чтобы каждый из вас давал ответы в комментариях в конце каждой моей статьи из раздела “Психология успеха”. Поверьте мне, эти ответы действительно помогут вам, как они помогли мне и тысячам других людей на этой планете. Важно не только понять это, но и записать , поэтому обязательно оставьте комментарии.

1. Посмотрите на то чем вы занимаетесь, на ваше дело и дайте 3 объективные причины почему одни успешнее других в вашей сфере?

2. Вы должны понять, что все, что с вами происходит, все это зависит от вас в полной мере, не зависимо от того где и как живете, если вы не добились успеха, это ваша и ТОЛЬКО ваша вина.

3. Что вас ограничивает? Какие мысли и убеждения? Подумайте над этим, а затем над этой фразой – “А что если все ваши убеждения в корне не верны?”.

4. Измените свою жизнь, настройтесь на положительные эмоции и постоянно мыслите позитивно.

5. Что бы вы сделали и изменили, если бы вам был гарантирован успех?

6. Весь мир – это ваше отражение, как можно изменить мир к лучшему?

7. Все, о чем вы думаете, говорите в слух, диалог самого с собой – это давно не признак сумасшествия, а помощь определить правильный путь.

И в заключение:

Почему вы должны меня слушать?

Есть ряд причин для этого.

1. Я увлекаюсь психологией и философией, то есть понимаю в этом.

2. Все, что я вам здесь рассказал – это не мои мысли, это мысли известного бизнесмена по имени Брайан Трейси (спросите у википедии и вы убедитесь в том, что его стоит слушать), я же просто преподнес это все вам на блюдечке, для большего понимания, так сказать обычным, человеческим языком

3. Я испытал эту программу и то как она работает на себе, вы сможете увидеть ее результат позже, но для этого подпишитесь на обновления моего блога удобным для вас способом.

Как и обещал:

Видео смотреть всем ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

_______

Каждый пользователь должен пользоваться лучшим браузером! Введите - бесплатные браузеры скачать и выбирайте какой вам нравиться.

Вам понравилось?

Сер. б. 2007. Вып. 4

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В. Н. Петрова

ОБРАЗ БУДУЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни человека. Она не только отнимает много времени, но и является необходимой составляющей чувства удовлетворенности жизнью1. Современные психологи склоняются к мысли, что жизнь человека такова, какой он сам ее делает. Данную точку зрения разделяют такие ученые как А. Маслоу с его теорией самоактуализации, Э. Берн, писавший о жизненных сценариях, а также автор теории поступка М. Бахтин, создатель теории личностных конструктов Дж. Келли и Н. А. Логинова, сформулировавшая концепцию жизненного пути. Эти теории подчеркивают неслучайность жизненных событий, суть их сводится к тому, что человек - сам строитель своего будущего, которое во многом связано с теми смыслами и жизненными ценностями, которые он проповедует2.

Э. Берн говорит о том, что человек сам планирует собственную жизнь. Каждый человек еще в раннем детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы «прокручивает» в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это психологический импульс, который толкает человека вперед, часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Э. Берн считает сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, а жизненный путь - это то, что происходит в действительности (он во многом предопределен генетически, родительскими установками и внешними обстоятельствами).

Представители когнитивного направления, в том числе Дж. Келли, автор конструктивного альтернативизма, утверждают, что человек всегда стремится объяснить существующий мир, а также пытается прогнозировать и контролировать возможные события и свое поведение, учитывать последствия различных действий и поступков. Объективная реальность, конечно же, существует, но люди смотрят на нее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не обязательно. Дж. Келли понимает человека как исследователя, который постоянно выдвигает рабочие гипотезы (образы возможного будущего) о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Цель этой деятельности - уменьшить неопределенность путем предвидения будущего и построения планов. Именно это положение легло в основу его теории личностных конструктов. В когнитивной теории Дж. Келли рассматривается способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. При этом акцент делается на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понимать события, происходящие в их жизни. Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Личностный конструкт представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста (например, умный - глупый). Дж. Келли полагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по своей природе (обладают эмерджентным

© В. Н. Петрова, 2007

и имплицитным полюсами), т. е. сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не в оттенках серого. Можно выделить следующие свойства конструктов:

Наличие диапазона применимости конструкта - событий, при которых конструкт релевантен или применим;

Наличие фокуса применимости - явлений в рамках диапазона применимости, к которым конструкт применим в наибольшей степени;

Проницаемость - непроницаемость - допуск в диапазон применимости элементов, которые еще не истолкованы в пределах границ конструкта, т. е. открытость для объяснения новых явлений.

Типы конструктов:

1. Утвердительный стандартизующий, относящий элементы только к одной классификации.

2. Констелляторный, соответствующий шаблонному мышлению - возможность принадлежности элементов другим областям, но постоянство в составе своей сферы.

3. Предполагающий - открытый для альтернативных конструкций, нового опыта.

Основной постулат теории Дж. Келли: «Процессы личности - это проложенные

в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события (формирует образ возможного будущего)». Выражение «процессы личности» предполагает, что человек-это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения. Иными словами, люди управляются своими собственными конструктами, ориентированными на будущее. Однако при этом диапазон применимости системы Дж. Келли ограничивается пониманием поведения человека. Выражение «проложенные каналы» означает, что, с его точки зрения, поведение человека относительно стабильно во времени и в ситуациях. Он полагал, что люди действуют в пределах «проложенных тропинок или каналов», а не беспокоятся о не поддающейся прогнозированию пустоте. Иначе говоря, они стремятся к предупреждению и предвосхищению будущего. Здесь слово «каналы» синонимично слову «конструкты», которые индивидуальны в интерпретации явлений у каждого человека. Изменить конструкты страшно, трудно, а иногда невозможно, поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его убеждениям и конструктам. Каждый человек должен выработать собственную индивидуальную систему конструктов с высокой прогностической эффективностью, обеспечивающую способность развивать и апробировать новые гипотезы и конструкты.

Таким образом, мы можем говорить о том, что теория личностных конструктов Дж. Келли рассматривает образ будущего в контексте репрезентации действительности в сознании, как феномен сознания. Объективная действительность существует и движется во времени, однако она открывает возможности для различных ее интерпретаций. Конструкты представляют собой субъективные параметры категоризации и оценки событий, которые не обязательно могут быть выражены в словесной форме. Валидность конструктов как системы прогнозирования (образа будущего) проверяется в поведении. Развитие личности, по сути, заключается в развитии, обогащении, уточнении и иерархизации образа будущего. Этот процесс происходит непрерывно у каждого человека3.

А. Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии, разработал теорию самоактуализации личности, которую он характеризовал как желание человека стать тем, кем он может стать. Побуждение к реализации наших потенциалов естественно

и необходимо. Реализация нашей способности к самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту4. В рамках деятельностного подхода А. Г. Асмолов рассматривает жизненный путь личности как путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность в еще одной проекци-и - «личность как субъект выбора». В этом случае нас прежде всего интересует вопрос: как личность творит действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своему образу будущего, к своему характеру, способностям и продуктам деятельности? Основные жизненные цели, смыслы и мотивы (т. е. по сути образ будущего) формируются и изменяются в деятельности, в делах и поступках человека. Однако их динамика не определяется целиком и полностью только социальной позицией человека, они имеют свою внутреннюю детерминацию - желаемое будущее, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл. Личностный смысл есть содержание установки. Смысловая установка, включая эскиз будущей деятельности, может фиксироваться, существовать в латентной форме во времени и актуализироваться, обуславливая наиболее существенные способы поведения в соответствующей ей ситуации5.

На мировоззренческий потенциал понятия поступок первым обратил внимание М. М. Бахтин, несомненной заслугой которого является постановка вопроса о поступке как единственном пути преодоления разрыва идеального и реального, культуры и жизни. Совершая поступок, человек осуществляет выбор, вырабатывает сознательное решение, отчетливо представляя цель, ожидаемый результат и последствия (образ желаемого будущего) в своих действиях. При этом личность рассматривается как интегрирующий фактор, определяющий характер и динамику поступков. Динамика личности есть динамика осуществляемых выборов, прохождения «точек бифуркации» и реализации выборов. Каждый поступок есть не только проявление желаемых целей и образов будущего, но и создание, формирование новых интересов, установок и образов6.

Личность есть результат двух одновременных процессов: социализации и индивидуализации. Индивидуализация - «самопрограммирование» поступка, связанное с личностной рефлексией. Она выражается в осознании собственных стремлений и желаний и соотнесении их с интересами окружающих, Благодаря этому основания поступков личности носят характер «сверхпрограммного самоопределения», «самодостраивания опыта личности»7.

С целью изучения влияния образа будущего на успешность трудовой деятельности нами было проведено исследование, состоявшее из нескольких этапов:

1. С целью выявления внутренней картины мира была применена методика Дж. Келли, позволяющая определить конструкты, с помощью которых личность интерпретирует события и строит свою жизнь.

2. Изучение смысловой сферы респондентов проводилось с помощью методики предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

3. Для выявления особенностей формирования жизненной перспективы была применена методика изучения образа возможного будущего В. Н. Петровой.

Методика Дж. Келли (Метод репертуарных решеток) позволяет выявить индивидуальную систему конструктов личности: отношения к миру и установки человека, его позиция в мире. Это, по сути, есть специфическая разновидность структурированного интервью, целью которого является выяснение направления развития системы конструктов,

ее ограничений и возможностей. Метод основывается на процедуре выявления элементов (значимых для данной выборки и темы исследования персонажей или объектов реального мира) и конструктов (отношений установки человека по отношению к миру и к себе). Репертуарная решетка есть производная репертуарного теста ролевых конструктов, разработанного Дж. Келли для «познания того, что стоит за словами». В данном случае для формирования списка элементов использовались следующие вопросы:

1. Назовите 1-2 профессии, по которым вы хотели бы работать.

2. Назовите 1-2 профессии, которые вы хорошо знаете.

3. Назовите 1-2 профессии, на которые Вы никогда бы не согласились.

4. Назовите 1-2 профессии, о которых Вы мечтаете, но знаете, что никогда не будете по ним работать.

Дж. Келли описал шесть методов выявления конструктов:

1. Метод минимального контекста (карточная форма). Испытуемому предлагается поставить конкретные имена в ролевой список"элементов. Затем предъявляются три элемента из списка и предлагается назвать какое-нибудь качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличаются от третьего. Затем просят назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего человека - это противоположный полюс конструкта. Триад представляется столько, сколько сочтет нужным экспериментатор.

2. Последовательный метод. Также предъявляются триады, но в каждой последующей меняется только один элемент.

3. Метод самоидентификации. Также используются триады, но каждый раз один элемент - это «Я сам».

4. Метод ролевой персонификации. Берется триада, как в методе самоидентификации, и задаются вопросы типа: «Предположим, что вы втроем проводите вместе вечер. Что это может быть за место? Как будут развиваться события? Как поведете себя вы? Как поведут себя другие?»

5. Метод полного контекста. Все элементы, выписанные на карточках, раскладываются на столе перед испытуемым. Его просят выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-нибудь важному качеству. Затем респондента просят назвать, чем отличаются другие карточки от этих двух и т. д. Таким образом, формируются группы карточек.

6. Совмещенный метод полного контекста и ролевой идентификации. Карточки сортируются на группы, после чего в каждую из них помещается карточка «Я сам» и т. д. В нашем случае мы использовали последовательный метод для выявления конструктов. Их иерархия определялась методом попарных сравнений.

Методика предельных смыслов (МПС) (Д. А. Леонтьев, 1999) направлена на выявление динамических смысловых систем сознания. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы имеют следующий вид: «Зачем люди делают что-то?» Первый вопрос обычно задается о каких-либо повседневных занятиях, например: «Зачем люди смотрят телевизор?». Исходя из ответа испытуемого, исследователь задает следующий вопрос. Например, если ответ: «Чтобы отдохнуть», то следующий вопрос будет: «А зачем люди отдыхают?» и т. д.8

Словесные формулировки смыслов, данные на вопрос «Зачем... ?», называются категориями. Линейная последовательность смысловых категорий образует цепь. Цепь заканчивается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не способен ответить на вопрос «Зачем... ?» Далее процедура повторяется еще несколько раз. В результате мы имеем смысловое дерево, которое обрабатывается тремя способами:

1. Структурный анализ - выявление количественных индикаторов:

Абсолютное число предельных категорий;

Абсолютное число узловых категорий, фигурирующих как ответы на два или более вопроса «Зачем...?»;

Индекс связности полученной структуры - отношение числа узловых категорий (служащих обоснованием более чем одной нижеследующей категории, т. е. точка, в которой несколько цепей сливаются в одну) к числу предельных;

Абсолютное число всех сформулированных категорий;

Средняя длина цепей;

Продуктивность - соотношение общего абсолютного числа неповторяющихся категорий, названных испытуемым, к числу исходных категорий.

Структурные индикаторы в совокупности отражают степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения. Сформированное мировоззрение отличается большим количеством узловых категорий, большей средней длиной цепей и более высокой продуктивностью.

Индекс децентрации - удельный вес в индивидуальном протоколе категорий, субъектом действия в которых выступают другие люди («Чтобы дети жили лучше», «Чтобы родственники не страдали» и т. п.). Он, на наш взгляд, показывает, в какой степени для субъекта собственное Я выступает абсолютным смысловым центром мира. В случае отсутствия децентрированных категорий мы можем говорить о том, что данный испытуемый не соотносит свои помыслы и действия с интересами других людей. Обычно удельный вес децентрированных категорий колеблется в пределах 10 % (примерно такова же доля рефлексивных и негативных категорий). Чаще всего это бывает ссылка на абстрактных «других», несколько реже - на детей, близких, окружающих и прочих. Присутствие категорий такого рода мы понимаем как свидетельство того, что человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними.

Индекс рефлексивности - удельный вес категорий, описывающих не практическое действие, а психическое отражение («Чтобы ощущать себя в безопасности», «чтобы знать, что происходит вокруг», «чтобы начальство ценило» и т. д.). Сюда мы относим только те категории, в которых указано, пусть в самом общем виде, содержание соответствующих ментальных процессов. Так, например, категория «знать больше других» рефлексивной не является. Данные определения не обязательно имеют отношение к рефлексии в строгом смысле слова. Объединяющий их признак - все они описывают те или иные акты сознания в широком смысле слова, как собственно интеллектально-рефлексивные (знать, понимать, сознавать), так и непосредственно-чувственные (чувствовать, ощущать, помнить). Их наличие интерпретируется как развитость внутреннего мира, осознание собственного ментального функционирования. Отсутствие таких категорий мы рассматриваем как симптом нарушений регулярных функций сознания по отношению к практической деятельности. Слишком большое число данных категорий, напротив, свидетельствует о чрезмерной интеллектуализации, застревании на стадии планирования и обдумывания, наличии трудностей в переходе от замысла к воплощению.

Индекс негативности - удельный вес категорий, выражающих прямое отрицание («чтобы не опасаться будущего», «чтобы не остаться одному» и т. д.) При этом мы не относим к данной категории высказывания, в которых отрицание не выражено грамматически, хотя по замыслу может и присутствовать («чтобы избежать трудностей» и т. п.) Данная характеристика отражает, на наш взгляд, гомеостатическую ориентацию личности, когда человек ограничивает всякую активность, не вызванную ситуативной необходимостью.

3. Проективный анализ - содержательная интерпретация смысловых цепей и структур с точки зрения отражения в них глубины личностных особенностей смысловой сферы испытуемых9.

Данное исследование проходило в два этапа:

Сначала было проведено пилотажное тестирование безработных в количество 24 человек в возрасте от 25 до 55 лет, состоящих на учете в Томском городском центре занятости населения. Основным результатом был вывод о том, что система внутренних конструктов может влиять на протекание трудовой деятельности.

С целью проверки данной гипотезы был проведен второй этап исследования, посвященный выявлению различий в системе ценностей и специфике построения образа возможного будущего у успешно работающих и безработных граждан. В исследовании приняли участие 28 безработных и 20 успешно работающих граждан.

Прежде всего остановимся на результатах исследования безработных респондентов. В первую очередь обращает на себя внимание трудность проведения самого тестирования: оно проходило достаточно долго, а ответы отличались однообразием. У каждой профессии часто выделялось какое-либо одно качество (например, умственный труд, работа с людьми). Основньгм типом выявляемых конструктов являлось описание предмета или средства труда (чаще вещественные и внешние функциональные). У респондентов с более развитой и многообразной системой конструктов чаще причина потери работы была не связана с личностными особенностями (переезд в другой город и т. п.).

При описании образа возможного будущего были выявлены следующие особенности: для безработных характерен страх проявлять свои желания; люди хотят чего-то, но говорят об этом неохотно, в шутку и без надежды на исполнение. При этом конкретные профессиональные выборы чаще всего не совпадают с жизненными целями и потребностями, даже если речь идет о переобу чении за счет центра занятости. Этот вывод подтверждается также и тем, что часто наиболее значимые конструкты, предъявляемые требования противоречат имеющейся профессии, и, на наш взгляд, именно это являлось причиной потери работы.

У многих безработных наблюдается нежелание брать на себя ответственность за выполняемую работу, за свой выбор, за принятие решения. При этом у большинства безработных нет четких целей в жизни, их объединяет нежелание изменяться самим, менять профессию, а, следовательно, и всю свою жизнь. Они часто видят минусы своего положения, но ничего не хотят менять. Даже те испытуемые, у которых были выявлены конструкты, связанные каким-либо образом с личностным ростом, движением вперед, развитием, не выделяли их как основные. Одновременно выдвигалось множество требований к возможной будущей работе: чтобы она была легкой, в комфортных условиях.

Интересным является тот факт, что ни у кого из безработных не был выявлен конструкт, связанный с уровнем заработной платы, с богатством. Мы объясняем это внутренней готовностью согласиться на имеющиеся достаточно невыгодные материальные условия взамен отсутствия сложных, рискованных и ответственных действий.

Теперь обратимся к результатам опроса работающих респондентов и наибольшее внимание уделим их сравнению с безработными испытуемыми.

Во-первых, успешно работающие люди, как правило, занимаются тем видом деятельности, который им подходит, нравится и может быть описан с помощью выявленных значимых конструктов. Они чаще всего знают, чего хотят. Даже если имеющееся положение их чем-то не устраивает, они уже параллельно основному виду деятельности пробуют подобрать или реализовать более подходящие варианты в других сферах.

Во-вторых, у работающих испытуемых мало общих, повторяющихся конструктов, они более разнообразны; профессии сравнивались по нескольким параметрам. Конструкты, связанные с предметом труда, выделялись крайне редко - на первое место выдвигается удовольствие, интерес, который вызывает работа. Если у безработных среднее количество конструктов составило 6,8, то у работающих - 12,2, что говорит о более высоких, многообразных требованиях, предъявляемых к работе и жизни успешно работающими испытуемыми. "

Кроме того, у работающих респондентов появляются конструкты, связанные с управлением, руководством, материальным обеспечением, нравственностью, честностью, любовью к людям, а также конструкты, ориентированные в будущее, связанные с целеустремленностью, развитием («высокий уровень профессионализма», «повышение квалификации» и т. п.). Это подтверждается тем, с какой готовностью данная группа испытуемых называла профессии, о которых они мечтают. Вообще часто подчеркивалось, что работа должна положительно влиять на личность, это неотъемлемая часть всей жизни. У большинства испытуемых из этой группы встречались такие конструкты, как самостоятельность и ответственность, знания, широкий кругозор и эрудиция; появились конструкты, относящиеся к творчеству, желанию проявить себя в обществе.

Таким образом, у работающих респондентов чаще наблюдаются стремление к развитию; неотрывность профессиональной жизни от всей остальной, высокая оценка знаний и широкого кругозора; описание занимаемой должности в системе значимых конструктов.

Обратимся к анализу результатов применения методики предельных смыслов. Уже в самом начале хочется обратить внимание на интересную особенность: работающие испытуемые в основном отвечали на вопросы нетерпеливо, часто испытывали явные трудности и нежелание отвечать. Безработные же, наоборот, отвечали легко и быстро. Возможно, это связано с неопределенной жизненной ситуацией в данный период (отсутствие работы), которая заставляет человека задуматься о жизни и смысле существования. У успешно работающих и в целом благополучных людей, имеющих более-менее стабильную жизнь, йет острой необходимости заниматься ее анализом.

В целом ответы работающих респондентов более конкретны, привязаны к жизненной ситуации. Ответы же безработных более обобщенны. Например, категория «жить», которая может содержать в себе множество различных ценностей, интересов и смыслов, встречается 2 раза у работающих и 10 раз у безработных. У работающих респондентов в ходе анализа ответов достаточно легко выделить сферы, являющиеся для них смысловыми: социальный статус, собственная красота, профессиональное совершенство, семья, дети, развитие, любовь, сильная родина, новые знания, общение. Безработные же говорят: «чтобы жить интересно», «было хорошо», «не скучно», радоваться, «получать удовольствие», «быть счастливым», «жить легче», но не говорят, как этого можно добиться, в каких сферах, через реализацию каких потенциалов. Таким образом, мы можем говорить

о том, что опрошенные безработные способны строить образ отдаленного будущего, но испытывают явные трудности с определением способов его достижения и реализации. Успешно работающие же, наоборот, способны легко выстраивать ближайшие цели и пути их достижения, но испытывают явные трудности с определением глобальных, предельных смыслов жизни.

Результаты контент-анализа и последующей статистической обработки количественных данных с помощью программы Statistica позволяют сделать следующие выводы.

В выборке безработных было выявлено несколько корреляционных плеяд. Первая из них связана с желанием респондентов жить не зря, что подразумевает самореализацию, выполнение собственной миссии, желание оставить след, стремление к тому, чтобы не растворилось собственное Я, самосознание (под категорией «самосознание» мы понимаем все, что связано с самомнением, самооценкой, самоидентификацией и т. д.), успех в труде, стремление помогать и любить. Все перечисленные категории тесно связаны между собой, взаимозависимы и коррелируют с общим успехом в трудовой деятельности.

Следующая группа относительно велика, хотя и не такая однородная. В нее входит категория «справедливость», которая связана со стремлением «не отличаться от других», со спокойствием и желанием «быстрее чего-либо добиться». Справедливость также связана с отдыхом, расслаблением, заботой о собственном Я, а расслабление предполагает еще и веселье. Таким образом, если у человека будет возможность отдыхать, расслабляться, не терять своего Я, то это будет справедливо.

Еще одна плеяда состоит из четырех категорий: стремление к отсутствию проблем, к продолжению рода и продолжению жизни на Земле, а категория «продолжение рода» связана с категорией «жить по-человечески».

Обобщая полученные данные, можно сказать, что достижение целей для безработных связано в их сознании с наслаждением жизнью. При этом полноценная жизнь предполагает выполнение некоторой деятельности, а это связано с нереализованными стремлениями. Мы часто могли наблюдать восприятие данной категорией испытуемых себя как неполноценных и неуспешных. Также представляет интерес обнаруженная связь между категориями «не думать» и «идти в ногу со временем». Следовательно, по мнению испытуемых, их привычка задумываться о серьезных вопросах, о смысле жизни, о целях своего существования является в какой-то степени анахронизмом.

В отличие от безработных у успешно работающих испытуемых была выявлена всего одна корреляционная плеяда. Они стремятся помогать другим, и улучшение жизни других, по их мнению, ведет к улучшению собственной жизни. Особенно значимо для них общение с другими людьми, которое делает жизнь интересной и наполненной. В обнаруженной плеяде по количеству связей на первом месте стоят категории «отличаться» и «добиться цели». Успешно работающие испытуемые считают, что отличность от других делает жизнь нескучной, позволяет любить, приносить пользу, решать проблемы, облегчает жизнь и обеспечивает спокойствие (у безработных же, наоборот, спокойствие обеспечивается похожестью на других). Достижение цели, по мнению работающих респондентов, обеспечивает высокий социальный статус, комфорт, наслаждение жизнью, расслабление, позволяет «не растворить свое Я», оставить след, влияет на самосознание. Обращает также на себя внимание другое интересное отличие: работающие испытуемые чаще говорят о «решении проблем», а безработные об их отсутствии. Также для работающих большое значение имеет расширение кругозора. Оно позволяет познавать мир, повышать интеллектуальный уровень, что обеспечивает дальнейшее развитие и спокойствие.

Наличие множества плеяд у безработных и одной с многочисленными внутренними связями у работающих, на наш взгляд, свидетельствует о меньшей структурированности и сформированное™ образа будущего и жизненной перспективы у неработающих граждан. Кроме того, применение критерия Манна-Уитни позволило выделить значимое различие между безработными и работающими испытуемыми: успешно работающие в значительно большей степени склонны к рефлексии, самоанализу, более внимательны к своему внутреннему миру; для безработных большее значение имеют категория «легкая жизнь», ожидание возможного внезапного избавления от всех проблем, беззаботной жизни и внутренняя неготовность прикладывать собственные усилия и брать ответственность на себя.

Кластерный анализ позволил выделить следующие группы категорий у успешно работающих испытуемых:

Ценности семейной жизни, предполагающие взаимопомощь и стабильную «хорошую» жизнь.

Ценности" самореализации, связанные с саморазвитием, высоким интеллектом, достижением целей и успешным трудом,

Ценности комфортной жизни, предполагающие отдых, красоту, жизнь без стресса, ощущение счастья и полноценной жизни.

Ценности спокойствия и здоровья.

У безработных граждан в результате кластерного анализа были выявлены следующие группы категорий:

Ценности счастливой жизни, предполагающие общение, широкий кругозор, деятельность и самореализацию.

Ценности успеха, включающие выполнение миссии, самосознание, успешный труд, деньги, «не быть дураком», «оставить след на Земле» и жизнь, прожитую не зря.

Ценности наслаждения жизнью, когда приятно, ни о чем не думаешь, не скучаешь, идешь в ногу со временем, отдыхаешь, расслабляешься.

Ценности спокойствия, подразумевающие быстрое достижение чего-либо и стремление «не отличаться от других».

Ценности семьи, включающие продолжение рода, жизнь по-человсчески, отсутствие проблем.

Сравнение этих результатов показывает, что одни и те же ценности для безработных и успешно работающих граждан имеют разное содержание:

Стремление к саморазвитию и достижениям в жизни у безработных связано с желанием «не быть дураком», а у работающих со стремлением расширять кругозор и достигать целей.

Работающие стремятся получать радость от деятельности, а безработные счастливы, когда никакой деятельности от них не требуется.

Для работающих в семейной жизни важно помогать другим, а безработные стремятся к отсутствию проблем.

Детальный анализ образа возможного будущего у безработных граждан не выявил никаких зависимостей между отношением к собственному будущему, нереализованными стремлениями, личными и профессиональными перспективами, активностью и какими-либо действиями. Это свидетельствует о недостаточной сформированное™ образа возможного будущего и неготовности к его реализации.

В целом можно сказать, что полученные результаты свидетельствуют о том, что для безработных характерны страх изменений и неудач, нежелание брать на себя

ответственность, отсутствие четких жизненных целей, стремления к развитию и выстраиванию жизненной перспективы. Успешная трудовая деятельность во многом связана со стремлением к развитию, реализации своего потенциала, осознанием собственных жизненных целей, целостностью восприятия жизненной перспективы и взаимозависимостью отдельных сфер жизни. У успешных профессионалов система жизненных ценностей и перспектив связана с особенностями выполняемой трудовой деятельности. Задача психологов нам видится в том, чтобы помочь людям, испытывающим трудности при поиске работы, увидеть в себе качества и выявить личностные смыслы, затрудняющие трудоустройство, и изменить их.

" Бартенева 3. С. Безработный. Планирование будущей карьеры // Профессиональный потенциал. 2003. № 1. С. 12-16.

2 Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001. 172 с.

3 Пастернак Н. А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности // Вопросы психологии. 2001. № 1.С. 82-90.

4 Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. С. 300.

5 Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002. С. 480.

6 Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995. С. 140.

7 Абульханова-Славская К. А. Психология личности и время жизни. СПб., 2001. С. 299; Nuttin J. R. The future time perspective and motivation and learning. Lauven: Lauven University press; Hilisdale (New York): Lawrence Eribaum Associates, 1985. 235 p.

8 Пастернак H. А. Указ. соч. С. 82-90.

® Сидоренко E. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001. С. 350.