Что бартерный обмен. Бартер. Бартерная сделка ее типы и формы. Причины использования бартера. Преимущества бартерной сделки

Культурная политика - деятельность государства, направленная на сферу культуры и искусства. Современная культурная политика цивилизованных стран - научно обоснованная деятельность государства, способствующая поддержанию и развитию культуры.

Другими словами, государство предъявляет обществу модель взаимоотношения с культурой и искусством. Оно определяет основные приоритеты в этой области и предлагает основные механизмы их реализации. Обнародовав свою позицию, государство выступает гарантом ее реализации.

В культурной политике любого государства присутствуют, как правило, три основные составные части: концептуальная, экономическая и законодательная . Первая составляющая, по сути дела, акцентирует философско-содержательный, ценностный аспект культурной политики. Именно здесь определяются стратегические цели государства в отношении культуры, формулируются основные ценностные установки, выявляются приоритеты, которые впоследствии транслируются всему обществу.

Культурная политика - порождение государственной власти. Именно она ее формулирует и, в конечном счете, реализует. Поэтому наряду с содержательно-концептуальными вопросами, здесь особую роль играют экономическая и правовая ее составляющие. Они и являются основными механизмами реализации культурной политики. Позиция государства относительно принципов финансирования культуры - ключевой вопрос ее экономической поддержки.

Определяя принципы финансирования культуры, (полное, частичное…) государство берет на себя ответственность за последовательное проведение их в жизнь, тем самым оно определяет финансовые условия существования культуры. Условия эти могут быть стимулирующие или наоборот.

Третьей важной составляющей культурной политики становятся законы. Они напрямую регламентируют организационно--творческую деятельность. В этом случае важны не только законы, непосредственно связанные со сферой культуры, но и смежные законы. Это целая система законодательных актов, которые обуславливают правила функционирования культуры.

В разных государствах не может быть идентичной культурной политики. Типы или модели культурной политики могут совпадать или быть родственными, но конкретное наполнение будет разным.

Культурная политика - явление социально-государственное, а потому конкретно-историческое. Если каждому овощу свое время, то и культурной политике - тоже.

Культурная политика - многоуровневая система. В ней интегрируются различные составляющие, но доминирующим должно быть духовное измерение личности и общества.

Культурная политика демократического государства - некий "кентавр". С одной стороны, свобода духа как неотъемлемое условие органического развития, а с другой - политика, которая непосредственно связана с властью, основными признаками которой являются принуждение в отношении общества и его членов через закон, регламентация политической жизни через установление норм, управление ею. Политическая власть за всю историю своего существования не смогла обойтись без культурных ценностей, используя их всякий раз на свой лад, в своих интересах (от Нерона до Гитлера, от Перикла до Гавела).

Культурная политика - одна из важнейших проблем современной жизни всего цивилизованного мира. В европейских университетах есть даже такая дисциплина, которая включена в учебные планы - "Культурная политика и планирование в культуре". Он появляется и в нашей системе образования

Культурная политика: история вопроса

Принято считать, что культурная политика как метод государственного управления появляется в Европе в конце XVIII века. Нельзя сказать, что это суждение спорное, но следует помнить, что культура - явление чрезвычайно древнее. Элементы управления ею возникли с возникновением культуры как реального процесса. Культурный ресурс в общественно-государственных целях использовали достаточно широко в различные исторические эпохи - античность, Средневековье, Возрождение. Но возможно наиболее ярко это произошло во Франции эпохи Просвещения, когда культура стала весьма важной составляющей общественной жизни. Известно, что несколько позднее во времена Французской Революции административная, законодательная и интеллектуальная элита усиленно работала над тем, чтобы выработать конкретные механизмы воздействия на общество через институты и инструменты культуры. Иначе говоря, культурная политика как процесс явление значительно более ранее, нежели культурная политика как понятие. Понятие культурной политики, понятие относительно молодое, как и сама культурологическая наука.

На начальном этапе своего становления культурная политика носила централизованный характер. Централизованных характер актуализировался через деятельность государства, именно ему в данной ситуации отдавалась пальма первенства для принятия судьбоносных решений. Централизованная культурная политика была направлена на расширение инструментов влияния государственной власти на граждан посредством культурных ценностей. Позднее государство создавало сети учреждений культуры, которые призваны были транслировать обществу основные идеи центральной власти. В основу этой политики, как совершенно справедливо отмечают современные исследователи данного вопроса, было поставлено рост культурного потребления . За этим лежали не только культурные, но и политические цели государства, которое хотело воздействовать на население посредством облагораживающей роли культуры. В Европе государство держало культуру на «коротком поводке», в США реализовывалась прямо противоположная тенденция: государство сознательно дистанцировалось от проблем культуры и искусства, что привело к очень интересным последствиям. Практически такое положение дел сохранялось до настоящего времени. Все наиболее яркие преобразования и динамические сдвиги в мировой практике культурной политике произошли именно во второй половине ХХ столетии и продолжаются по сегодняшний день. В основном это касается Европейской традиции. Наиболее существенные изменения совершились в европейских странах в этой области после Второй мировой войны.

Лидерами исследований, посвященных вопросам культурной политики, являются представители развитых европейских стран. Данная проблематика волновала и волнует самых разнообразных деятелей науки и практики, понимающих, что культура и искусство являются мощным ресурсом общественного развития. В разные период времени на авансцену этой проблематики выдвигались различные ее аспекты, но наука и практика в решении этих проблем в европейских странах шли всегда рядом. Известный британский исследователь и практик в области культуры как стратегического ресурса общественного развития Ч. Лэндри и его единомышленник Ф. Матарассо на одной из научных конференций обратили на это положение дел свое внимание и, проводя анализ этапов становления современной культурной политики, отметили, что до 60-х годов XX века в области культуры влияния государства любой политической окраски было весьма значительным и объяснялось это «старым добрым» представлением о цивилизирующей, облагораживающей роли культуры и искусства, о демократизации доступа к нему как к общественному благу. Отсюда приоритетом культурной политики того времени становится широчайший доступ населения к культурным ценностям через специальные образовательные программы, бесплатный доступ в музеи, популяризация культуры на государственных теле- и радиоканалах. Власть была до определенной степени заинтересована ростом культурного уровня своих граждан. Собственно эта идея была заложена в конце сороковых годов Организацией Объединенных Наций (ООН).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла ставшую сегодня легендарную "Всеобщую декларацию прав человека". В этом историческом документе в числе важнейших прав каждого человека было провозглашено право "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" / См. статья 27/.

Спустя некоторое время примерно в 70-е годы мировое сообщество пришло к выводу об ограниченности осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий культурного развития, основывающихся на количественном критерии доступа к культурным ценностям и росте материального благосостояния.

С начала 1970-х годов многие страны приступают к поиску новой парадигмы культурной политики. В основе этой парадигмы лежала идея персонализированного удовлетворения потребностей. На смену лозунгу «культура для всех» приходит лозунг - «культура для каждого». Каждый отдельный гражданин государства существует в определенном пространственном континууме, он, как правило, укоренен в определенном месте и для него важны те культурные ценности, традиции, процессы и события, которые осуществляются в его личном и ближайшем культурном окружении и пространстве. С помощью этих событий и участия в них происходит процесс культурной идентификации, столь важных для любого человека, а кроме того актуализация собственного творческого потенциала человека.

В начале 80-х гг. всемирная конференция по культурной политике (Мехико,1982 г.) выработала и предложила международному сообществу следующую формулу: "Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого общества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1988-1997 годах Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить механизмы обеспечения культурными ценностями. 80-е годы становятся десятилетием новой модели в культурной политике, основывающейся на принципе децентрализации. Децентрализация представляла собой определенную форму партнерства государственной власти и регионов. Европейский союз принял и поддерживает с 1985 г. по настоящее время программу - «Европейская культурная столица». Именно эта программа стала стимулом развития нового подхода развития общества в целом и отдельных его территорий через культурный ресурс. Данная программа каждый год выбирает новую культурную столицу Европы, что является важным моментом в запуске механизма активизации культурных ресурсов территорий.

В конце 80 - начале 90 годов зарождается инструментальный подход к культурной политике, сутью которого состоит то, что в его рамках «принципиальная ценность культуры определялась её способностью служить различным политическим целям и стратегиям, направленным на общественное развитие или решение социальных проблем». Во главу угла была поставлена идея децентрализации в осуществлении культурной политики государств. Это, безусловно, в первую очередь касается европейских стран. Разные страны находили собственные способы решения подобных вопросов.

В частности, уже упомянутые выше Ф.Матарассо и Ч. Лэндри пишут: «В 1980-х годах политики и деятели искусства заинтересовались перспективами инвестиций в культуру. Оказалось, что оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому развитию и процветанию, в том числе и на местах. Это было признано в докладах ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 год) и Совета Европы («Стремление к целостности», 1997 год) по результатам исследования целого ряда стран, в том числе Франции и Великобритании. Названные документы открыли новую эпоху и внесли свой вклад в появление концепции культуры как средства развития общества. В самом простом приближении под этим подразумевается применение культуры для достижения целей, напрямую с ней не связанных - например, использование театральных постановок и вечеров для взрослых для пропаганды здорового образа жизни. Но более тщательный анализ показывает, что любая культурная деятельность и, соответственно, любые инвестиции в культуру имеют неизбежный социально-экономический эффект и идут на благо общества в целом».

В 1998 году под эгидой ЮНЕСКО в шведской столице - городе Стокгольме была проведена международная конференция, на которой было высказано предложение государствам-членам ЮНЕСКО изменить в очередной раз угол зрения на культурную политику и превратить ее в основное, осевое звено стратегии развития своих стран, что нашло отражение в итоговой декларации конференции. Мировой банк поддержал эту идею на встрече во Флоренции в 1999 года. Мировой банк принял решение о выделении финансовых займов тем развивающимся странам, в которых в стратегиях и программах национального развития культурная составляющая будет осмысливаться как основополагающая.

Так называемые «нулевые годы» ознаменовались кардинальными преобразованиями в нашей стране и ряде стран Восточной Европы, что повлекло кардинальные трансформации и в области культурной политики. Идеологизация и жесткое администрирование стали сменяться цивилизованными подходами в управлении культурой, построенными на либеральных ценностях

Современные типы культурной политики

В настоящее время существует ряд типологических моделей политики в сфере культуры, что объясняется разными подходами к определению ее целей, механизмов реализации и результатов. Одной из первых в современной мировой культурологии стала типология, предложенная французским исследователем Абраам Моль, автором знаменитого бестселлера «Социодинамика культуры». В названной работе А. Моль различает четыре группы культурной политики, основанных на двух противоположных подходах классификации. Он предлагает выделить две основные модели: социостатическую и социодинамическую как наиболее характерные для существующей культурной реальности.

Первая или социостатическая модель описывает устойчивые характеристики культурной политики, в частности, ее цели и основные институты. Социодинамическая модель культурной политики призвана подчеркнуть непрерывный характер изменений в культурной сфере, что позволяет фиксировать динамику процессов, происходящих в культуре как на уровне содержания, так и формы в различные культурно-исторические периоды развития общества

Выделив две основные модели культурной политики, А.Моль более детально раскрывает их суть и формы актуализации. В частности, социостатистическую модель он дифференцирует на три подтипа:

- Популистская/демагогическая (суть - удовлетворение культурных потребностей максимального количества людей, роль государства - создать условия и не регламентировать развитие культуры).

- Патерналистская/догматическая (суть - осуществления различного рода регламентаций в сфере культуры, которые важны для правящей элиты, государство программирует и обеспечивает развитие культуры своими средствами).

- Эклектическая. (Смысл культурной политики формируется с ориентацией на индивидуализацию потребления культурных ценностей и их соответствия признанным в государстве и обществе культурным образцам, их иерархии, а также заявленным приоритетам и мерой доступа к ним).

Альтернативный тип культурной политики, названный А. Молем социодинамическим, также дифференцируется, но только на два подтипа, а именно:

- прогрессивный

- консервативный

Первый из заявленных подтипов представляет собой не что иное как активно развивающийся тип культурной политики, тяготеющий к динамическим трансформациям по направлению к положительным изменениям, под воздействием социальной макросреды. Этот тип культурной политики делает ставку на внедрение новаций во имя развития культуры.

Второй подтип культурной политики, исходя из концепции А. Моля, стремится строить свою конструкцию по принципу сохранения устойчивой традиции. В этом случае следование традиции - залог устойчивого развития. Консерватизм хорош до определенных пределов, иногда жесткое следование консервативным традициям может привести к стагнации, хотя культура по своей сути весьма консервативна, ее динамика не может сравниться с динамикой развития технологий и цивилизации.

Наши трудности с культурной политикой очевидны. Концептуально приоритет духа и свобода личности декларированы, но практически не реализуются, так как не обеспечены ее юридическая и экономическая стороны. Какие-то подвижки осуществляются, но кардинальных перемен общество еще не ощутило, так как и само общество еще только на пути к гражданскому своему состоянию. Современные исследователи и практики культурного процесса пытаются предложить собственное видение проблемы, но пока это все еще не обрело конкретной актуализации.

Свои идеи по данной проблематике высказывали разные представители науки и культуры. В частности, директор института культурологии К. Разлогов предлагает несколько сценариев развития российской культурной политики. Известный российский кинорежиссер, серьезно интересующийся вопросами культурной политики, современного развития и функционирования нашей культуры А. Кончаловский на одном из закрытых семинаров ВШЭ в 2010 г. сформулировал собственное небезынтересное видение этой проблемы.

Культурная политики объективная реальность, она проектируется, внедряется, функционирует и определенным образом влияет на развития культуры любого государства в любой конкретно-исторический период времени..

Культурная политика и управление культурой

Культурная политика тесно связана с методами управления в культуре. Эти методы разнятся, прежде всего, в зависимости от господствующей формы власти. Они могут быть жесткими, административно-командными или более мягкими, гибко регулируемыми, а в иных случаях и саморегулируемыми.

Наша культура долгие десятилетия испытывала на себе жесткие формы давления административной системы. Но система управления культурой в период транзитной экономики имеет чрезвычайно много сложностей и проблем, которые связаны с общей ситуацией в стране. И, прежде всего, с ее нестабильностью. Сегодня весьма трудно говорить о конкретных вопросах управления культурой, потому что их, к сожалению, значительно больше, чем ответов. Но обсуждать их необходимо, а тем более принимать конкретные решения. Это задача и политиков, и законодателей, и теоретиков в области различных гуманитарных наук (теории культуры, экономики культуры), а также практиков. Возможно, для нас важнее посмотреть, как строится система управления культурой с точки зрения идеальной модели в странах с развитой экономикой. А затем попытаться приложить возможные варианты к нашим условиям. Известно высказывание И. Вебера, что “самое трудное искусство - это искусство управлять”. А управлять культурой и искусством особенно трудно.

В настоящее время наиболее острой для отечественной культуры является проблема финансирование. Государство с ней не справляется, несмотря на то, что уже не финансирует всех тотально. Бюджет в обозримом будущем не сможет удовлетворить запросы культуры. Симптоматично в этом плане высказывание нынешнего министра культуры РФ М.Е. Швыдкого: "Для той структурной организации, в какой находится российская культура, вообще никаких денег не может хватить … Бюджеты всех уровней задыхаются от количества тех, кто "имеет право", кто "не хуже других". Сто театров в Петербурге, двести театров в Москве. Никто не знает, сколько в точности, но всем чего-то положено".

Одна из наиболее распространенных оценок финансирования культуры государством сегодня укладывается в одно слово - недостаточное. В связи с этим звучат ряд предложений, которые позволили бы изменить существующее незавидное положение, в частности, выделить ядро национальной культуры и финансировать его сполна. Все остальное должно испытать на себе то, что на языке рыночников называется конкуренцией. Здесь в полный рост встает проблема эффективного менеджмента в сфере культуры.

Но один менеджмент не сможет решить эти вопросы, если не будет сделан шаг в сторону изменения правовой базы. Аксиоматично, что в условиях перехода к рынку всем культурным учреждениям бюджетного финансирования хватить не может. В силу этих причин следует искать источники внебюджетного финансирования. Дело это для России новое, поэтому следует обратиться к опыту европейских стран, где работа эта ведется давно. Как было отмечено выше, в Европе существует несколько моделей решения этого вопроса, но несмотря на их разнообразие для всех европейских стран вопрос внебюджетной финансовой поддержки культуры остается весьма актуальным. В качестве доказательства этого тезиса приведем ответы на два вопроса:

1. Что является ключом к поощрению спонсорской поддержки культуры Европы из частного сектора?

2. Следует ли поощрять установление единого налогового пространства в Европе?

Guy de Wouters, президент CEREC с 1991 по 1997г.;

CEREC: Европейская Комиссия по бизнесу, искусству и культуре;

Carlos Morjandino, президент EFC (Европейский Центр Фондов);

Raymond Weber, директор отдела образования, культуры и спорта, Европейский Комитет (Council of Europe);

Jhr Daniel Cardon de Lichtbuer, председатель EHG (Группа Европейского Наследия).

Guy de Wouters , CEREC :

1) Во-первых, я считаю, что различие между "либеральными" системами, которые поощряют частные инициативы финансирования (Дания, Великобритания, др.) и "королевскими" системами в рамках которых культуру финансирует государство (Франция, Бельгия, Испания, Италия, др.) должно быль ликвидировано.

Во-вторых, влияние должно иметь место на уровне ЕС - нужно не сожалеть о том, что в Европе, которая прежде всего озабочена экономическими вопросами, культура остается на заднем плане, но стараться изменить эту ситуацию.

2) Что касается "налоговой гармонизации", некоторый прогресс имеется, но остается еще многое сделать для введения единого европейского налогового режима для спонсорства. Следует надеяться, что единый режим будет отражать те существенные налоговые льготы, которые предоставляются спонсорам в странах с наиболее благоприятным климатом для спонсорства.

Спонсорство само по себе должно стать более "прозрачным", более профессиональным и эффективным, как со стороны бизнеса, так и со стороны искусства.

Корпоративное спонсорство будет продолжать развиваться в Европе, поскольку бизнес осознает, что это часть долгосрочной стратегии.

Таким образом, спонсорство не должно быть подвержено экономическим изменениям, но, скорее, должно адаптироваться к изменяющимся требованиям общества, в котором нам предназначено жить.

Carlos Morjandino , EFC

1) В построении более справедливого мира государство естественно играет свою роль, однако существует другая сторона, которая имеет все возрастающую социальную значимость - ответственность корпоративных спонсоров и фондов, которые широко представлены в EFC.

Как я уже упомянул, коммерческий сектор должен осознать значимость культурного спонсорства в современном обществе.

Одинаково важно и то, что налоговая политика должна поощрять спонсорство и это ответственность, и я бы даже сказал, обязанность, государства.

2) Единое налоговое пространство это вопрос, которые изучался в EFC со многих сторон, поскольку это очень актуальная проблема для его членов. Единый налоговый режим в Европе когда-нибудь станет реальностью, но его достижение потребует большого такта и осмотрительности, поскольку совершенно необходимо, чтобы он отражал те национальные налоговые режимы, которые наиболее благоприятны для спонсорства.

Raymond Weber , Европейский Комитет

1) Я бы не сказал, что общеевропейская культурная политика недостаточно развита. Однако, говоря реалистично, она имеет свои рамки. Корпоративное спонсорство подвержено влиянию рынка. Как ни хорошо определена корпоративная стратегия в отношении спонсорства, но для того, чтобы обеспечить его продолжительность, оно должно основываться на крепких экономической и финансовой базах, которые являются основой для его существования. Я твердо уверен, что правительства и международные организации должны поощрять развитие необходимых правовых и налоговых структур для всех компаний (а не только крупных), чтобы поддерживать спонсорские инициативы любых масштабов. Важно поддерживать также общий менталитет, благоприятствующий спонсорству.

2) Очевидно, что это единственный вариант, и в этом направлении уже есть прогресс, по мере того как ЕС внедряет политику продвижения к единому валютному режиму. Единая валюта в конце концов потребует и единой налоговой системы. Корпоративное спонсорство должно будет соответствовать этим изменениям и будет становиться все более общим. Это даст возможность освободиться от национальных рамок, которые по многим параметрам слишком узкие в отношении культуры.

Jhr Daniel Cardon de Lichtbuer , Группа Европейского Наследия

1) Ключ в изменении отношения. Нельзя навязывать решение, можно лишь делать рекомендации. Наши клиенты и сотрудники поддерживают эту тенденцию к интернационализации, т.к. мы постепенно открываемся навстречу мультикультурному влиянию в наших филиалах и странах, в которых мы работаем.

2) Ответ, безусловно, да. В приведенных высказываниях улавливается общая мысль о том, что спонсорство должно стимулироваться не только законодательством отдельных государств, но и на общеевропейском уровне, чему должно способствовать принятие единого европейского налогового режима.

Но обратимся к практике одной из европейских стран, где культурный сектор традиционно играет существенную роль. Такой страной по праву можно считать Великобританию. Подобной оценки придерживается и британское правительство. В настоящее время в культурном секторе британской экономики задействовано около 500 000 человек, а его доход для британской экономики составляет 10 млрд. ф. ст. Только в Лондоне оборот культурного сектора в 1995 г. составил 7,5 млрд. ф. ст., другими словами, 5,7 % ВНП Лондона.

Поддержка культуры частным сектором в Англии - это традиция, поощряемая государством (Департамент Национального Наследия, переименованный в 1997 г. в Департамент Культуры, Спорта и СМИ). К концу 70-х гг. такие крупные институты культуры как Arts Council (Комитет по искусству) внедрили некоторые механизмы и программы финансового исследования. В этом развитом рынке партнеры работают совместно в полной гармонии, ожидая, что эта лучшая практика будет скоро воспринята и остальной частью Европы.

Более половины крупных коммерческих компаний помогают культуре. Из 100 наиболее значительных британских компаний, 60% так или иначе участвуют в развитии культуры. Малые и средние компании, число которых возрастает с каждым годом, начинают осознавать свою выгоду от такого рода деятельности.

В исследовании, проведенном организацией Arts & Business в 1996-97 гг., общая сумма поддержки культуры коммерческим сектором составила 95,6 млн ф. ст. по сравнению с 79,8 млн ф. ст. в 1995-96 гг.

Музыка (включая оперу), как и повсеместно в Европе, является приоритетным сектором: ее финансовая поддержка составляет 27% от общей суммы, то есть около 21 млн. ф. ст. Далее идут театры и музеи.

Детальное исследование, проведенное Arts & Business, позволяет нам определить реальные цифры спонсорской деятельности и успех спонсорства. Действительно, 54% от вышеупомянутой суммы составляет собственно спонсорство, и лишь 6.3% - безвозмездные корпоративные пожертвования. Опера получает около 11% общей суммы спонсорской поддержки; в основном эти средства идут на технические (функциональные) расходы, нежели на поддержку творческой деятельности. Что касается балета и танцев, они являются основными получателями… (15% от общей суммы).

Процентное соотношение спонсорского финансирования различных форм искусства можно привести в виде таблицы

Виды искусства

Процент спонсорского финансирования от общей суммы

театры

музеи

музыка

опера

фестивали

изобразительное искусство

кинематография, видео-арт

4,5

танцы

наследие

2,5

центры искусств

публикации

фотография

ремесла (прикладное искусство)

другое

Особо следует сказать о Национальной Лотерее, которая оказывает финансовую поддержку культурным проектам в стране.

Доход Национальной Лотереи составляет 1 млрд. ф.ст. ежегодно; часть этого дохода направляется в сектора культуры и наследия. Созданная Актом о Лотерее в 1993 г. и функционирующая с марта 1995 г., данная лотерея находится в частном владении. Операторы лотереи, консорциум под названием Camelot Group Pic , имеют 72% доходов на административные расходы и призы. 28% предназначены для поддержки культуры, спорта, благотворительных и прочих социальных нужд. В период с марта 1995 г. по февраль 1998 г. Национальная Лотерея поддержала 38518 проектов общей стоимостью 4.7 млрд.ф.ст. (из них 8737 культурных проектов общей стоимостью 1.1 млрд. ф.ст.)

Лотерея никогда не финансирует проект полностью, поэтому менеджеры проектов обязаны соискать недостающие суммы: у государства, местных городских комитетов и спонсоров/доноров. Одним из условий, на основании которого Комитет по Искусству выделяет средства организациям культуры, является наличие от 10% до 15% средств, полученных от частного сектора.

Подводя итог, следует констатировать, что в нашем случае все три составляющие культурной политики являются своеобразными рифами, которые с трудом должна преодолевать наша культура. Она нуждается в реальной помощи не только государства, но и бизнеса, а также различных общественных организаций. Очевидна необходимость и в современных менеджерских кадрах. Важно помнить, что дорогу может осилить только идущий.

  • Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры// Сборник статей.
  • Лендри Ч. Креативный город.
  • Лендри Ч., Пахтер М. Культура на перепутье.
  • Моль А. Социодинамика культуры.
  • Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Культурна политика// Теория культуры
  • Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Опыт многоканальное финансирование культуры// Культура и культурная политика.
  • Странствующая столица: роль культуры в развитии территории
  • Хангельдиева И.Г. Рифы современной российской культурной политики// Культура и рынок: современные тенденции.
  • Joost Smiers. Arts under pressure. Promoting Cultural Diversity in the age of Globalisation
  • Что такое бартер?

    Бартер совершают две стороны. Каждая из сторон хочет заключить сделку друг с другом, но вместо обмена деньгами за продукт или услугу, они просто обмениваются продуктами или услугами, которыми обладают. Это такая сделка, когда продукт или услуга, которой обладает одна из сторон, предлагается в обмен на продукт или услугу, которой обладает другая сторона.

    Понятие бартера пришло к нам еще из античных времен, как мы все хорошо знаем, деньги как способ обмена пришли в историю после того, как бартер уже существовал более 100 лет. Было обнаружено, что использование денег или монет гораздо проще, чем обмен продуктами.

    Бартер в основном используют в бизнесе, связанном с продуктами или услугами, потому что у них есть то, что можно продать и обменять в последствии на деньги. Проще говоря, бартер – это обмен товаров и услуг без выплаты денег.

    Многие из нас в молодости использовали бартер, даже не зная об этом. Например, если вы когда-нибудь отдавали своему другу комиксы в обмен на его баскетбольный мяч, вы совершали бартер. Если вы помогали соседке покрасить забор в обмен на шоколадное пирожное или если джентльмен на перекрестке помог отремонтировать вашу машину в обмен на вашу газонокосилку, вы также были вовлечены в процесс бартера.

    Искусство обмена

    Некоторые большие компании используют бартер уже очень много лет. Это то, что должен включать в себя ваш бизнес, потому что бартер имеет свои преимущества, например, поможет увеличить продажи и сохранить капитал в некоторых ситуациях. Как уже говорилось ранее, мы все совершали бартер в тех или иных ситуациях, но это большая редкость, что понятие бартер дожило до наших дней.

    С помощью новых технологий, используемых в бизнесе сейчас, компьютер может отслеживать бартерные новости и списки, это поможет увеличить рост этой отрасли торговли. К сведению, сейчас существует такое понятие, как «бартерная биржа», сильно отличающаяся от «экономии денег».

    Сейчас мы постараемся объяснить, что такое «бартерная биржа». Это группы людей, которые создают рынок для торговцев с целью совершения бартера. Бартерные сделки также способствуют росту этой индустрии. Сегодня бартерная индустрия – это многомиллионная индустрия, и она стала очень успешным способом помощи роста компаниям, способствующим торговле без капиталовложений.

    Нет никаких сомнений, что бартер – это большой бизнес, и он растет с каждым годом.

    Почему вам следует воспользоваться бартером?

    Основная причина, по которой бизнесмены используют бартер – это сохранение денежных ресурсов. Так как капитал жизненно необходим для бизнеса, это отличная стратегия для того, чтобы сохранить его. Тем не менее, бартер - это не только сохранение капитала, это сбыт ваших товаров и услуг и нормальная транспортировка, когда продуктами и услугами обмениваются, вместо того чтобы обмениваться деньгами.

    Бартер определенно привлекает заказчиков, поэтому товарооборот будет хорошим. Использовать бартер гораздо проще, чем вкладывать деньги. Это приемлемый способ абсолютно для всех бизнесменов.

    Бартер способствует продажам, если весь капитал был направлен на создание, укрепление или покупку компании. Это хорошо еще и потому, что открывает другие перспективы для бизнеса. Там, где продажи маленькие, возможность бартера докажет, что продажи еще не потеряны и на деле увеличит продажи.

    Это возможное расширение, потому что освобождает бюджет компании для других нужд так же хорошо, как и снижает чрезмерные вклады в ценные бумаги. Тот факт, что бизнес может вырасти без вложения в него дополнительного капитала, делает бартер привлекательным проектом, нуждающимся в серьезном изучении.

    Бартер - обмен товарами или услугами с другим человеком без участия денег. Бартерная система использовалась в течение нескольких тысячелетий, и задолго до того, как были изобретены деньги. В древние времена эта система часто могла включать людей только одной местности, однако сегодня с использованием Интернета бартер носит глобальный характер. Как правило, торговля осуществляется через интернет-аукционы и своп-рынки.

    История бартера

    История бартерных схем начинается с 6000-ого года до нашей эры. Введенный Месопотамскими племенами, бартер был принят финикийцами. Финикийцы обменивали товары по всему миру. Вавилонское государство также разработало улучшенную систему бартера, когда стали обмениваться продукты питания, чай, оружие и специи. Время от времени использовались и человеческие черепа. Соль была еще одним популярным атрибутом обмена, причём настолько ценным, что частенько заменяла жалование римских воинов.

    В средние века европейцы путешествовали по всему земному шару, чтобы выменять изделия ремесел и мехов на шелка и духи. Колониальные американцы меняли мушкеты на оленьи шкуры, и пшеницу. Когда деньги были изобретены, бартер не закончился, он принял более организованную форму.

    Из-за недостатка денег, бартер стал популярен в 1930-х годах во время Великой депрессии в США, а к 1933 году число людей, полностью существовавших за счёт мены достигло 60 миллионов. То есть фактически пол-страны было вовлечено в этот процесс. Люди, оказавшиеся на грани голода и выживания, объединялись в бартерные кооперативы взаимопомощи, либо действовали самостоятельно.

    Натуральный обмен получил значительное распространение в экономике нашей страны девяностых годов, когда рабочие получали заработную плату продуктами их производства. Следствием явилось снижение налоговых поступлений и ослабление мощи государства.

    Недостатки бартера

    • Товаровладелец не сразу может найти тех, кто может ему предложить нужные товары и, в свою очередь, нуждается в его товаре.
    • При бартере не существует меры товарных стоимостей, поэтому довольно трудно установить цену каждого товара по отношению ко всем остальным.
    • Дополнительные затраты на транспортировку грузов. Перемещение большинства товаров, имеющих значительный вес и объём сопряжено со значительными издержками.
    • Услуги и товары, которыми вы обмениваетесь, могут быть обменены на некачественные или дефектные изделия. Вы не хотели бы обменять игрушку, которая почти совершенно новая и в отличном состоянии на игрушку, которая не работает, не так ли? Это может быть предостережением для беспорядочных мен, потому что хороший бартер требует навыков и опыта.

    Несмотря на перечисленные неудобства и трудности, бартер всегда существовал в прошлом и будет существовать в будущем.

    Преимущества бартера

    • Как уже упоминалось ранее, вам не нужны деньги, чтобы выменять.
    • Гибкость схемы. Даже неоднотипные или не связанные между собой вещи могут быть реализованы, например, продукты питания в обмен на ноутбук.
    • Когда люди путешествуют по разным странам, они могут хорошо сэкономить деньги при обмене домами (квартирами). Если ваши родители имеют друзей в другой стране и им нужно где-то остановиться на время семейного отдыха, друзья могут предоставить свой дом в полное распоряжение на какой-то срок в обмен на ваш дом.
    • При бартерном обмене вы можете не расставаться с вещами. Вместо этого достаточно оказать равноценную услугу. Например, если ваш друг имеет скейтборд, который вы хотите получить или временно попользоваться, а его велосипед нуждается в ремонте, вы можете предложить свои услуги по ремонту велосипеда в обмен на скейтборд. При бартере обе стороны могут получить то, что они хотят или в чём нуждаются, без необходимости тратить деньги.

    Почему необходимо заключать договор

    Если обмен связан со значительными суммами, лучше использовать бартерный договор, где будут расписаны все особенности сделки, понятны права и обязанности сторон.
    Бартерное соглашение позволяет обстоятельно объяснить, что торгуется и кем. Для получения услуг следует указать определенную задачу, работу, или отметить количество часов, необходимое для работы. Для товаров, вам, скорее всего нужно будет включить количество и условия их передачи.

    Обмен без соглашения может иметь неприятные последствия. С одной стороны, как и любой контракт, обмен на бумаге, подписанный сторонами, означает, что каждый должен придерживаться определённых условий сделки. С другой стороны, в зависимости от ситуации, предметы и услуги, участвующие в торговле могут облагаться налогом.

    Если вы являетесь владельцем бизнеса и отдавая товар подрядчику за выполненную работу, вы ведь юридически расплачиваетесь с ним. Обе стороны должны позаботиться о включении этой сделки в расчёт налогов.

    Бартер - что это простыми словами, будет раскрыто в настоящей статье. Также в ней будет обозначено оформление бартера по российскому законодательству и отмечены некоторые нюансы судебной практики, возникающие в бартерных правоотношениях.

    Что значит по бартеру

    Прежде всего, отметим, что значит по бартеру. Само слово «бартер» происходит от французского barater («обменивать»). В этой связи по бартеру значит по обмену, без использования денег.

    Сочетания со словом «бартер» встречаются в разных общественных отношениях и разных отраслях права. В частности:

    • бартерные сделки — обменные сделки, применяемые во внутренней или внешней торговле;
    • бартерный лизинг — вид лизинга, когда вместо лизинговых платежей поставляется товар (согласно Московской конвенции о межгосударственном лизинге от 25.11.1998);
    • внешнеторговая бартерная сделка — вид сделки, заключаемой во внешнеэкономической деятельности и предполагающей обмен товарами, работами или услугами; сделка не исключает также применение платежных средств (ст. 2 закона «Об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ);
    • договор мены — предусмотренный гражданским правом РФ вид договора, предполагающий обмен товарами (ст. 567 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ);
    • бартерная торговля — вид торговли, не предполагающий денежных расчетов (ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения», утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст);
    • карточка бартерной сделки — документ учета бартерных операций, необходимый для таможенного контроля;
    • мена продовольствия городского резерва — извлечение части резерва с заменой на аналогичные запасы (распоряжение правительства Москвы «О городском резервном продовольственном фонде» от 02.10.2007 № 2183-РП).

    В чем трудность бартера

    В чем трудность бартера, зависит от конкретной сферы применения бартерных отношений. Рассмотрим сложности бартера при неденежной оплате труда работников (то есть когда за выполняемую работником трудовую функцию работодатель осуществляет оплату в натуральной, а не денежной форме).

    • размер неденежного возмещения не может быть больше чем 20% от месячной зарплаты (ч. 2 ст. 131 ТК РФ);
    • установлен запрет на выплату зарплаты в таких формах, как алкоголь, наркотики, яды и токсины, оружие, боеприпасы, вещи, ограниченные в обороте, расписки, купоны, долговые обязательства, боны (ч. 3 ст. 131 ТК РФ);
    • необходимо письменное согласие работника на бартерную оплату его труда, причем согласие может быть дано как на конкретную выплату, так и на определенный период, а также может быть отозвано (подп. «а» п. 54 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами РФ ТК РФ» от 17.03.2004 № 2, далее — постановление № 2);
    • бартер является обычной или желаемой практикой в соответствующей отрасли экономики, например в сельском хозяйстве (подп. «в» п. 54 постановления № 2);
    • осуществляемые выплаты подходят для использования работником или его семьей (подп. «г» п. 54 постановления № 2);
    • цена предоставляемого товара является разумной (подп. «д» п. 54 постановления № 2).

    Что такое бартер: определение

    Определения, что такое бартер, были даны в первом разделе настоящей статьи. Рассмотрим более подробно определение одной из наиболее часто используемых форм бартера — договора мены.

    Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ договор мены определяется через следующие характеристики:

    • каждая из сторон передает товар в обмен на другой товар;
    • товар в рамках данного соглашения передается в собственность другой стороны.

    ВАЖНО! К договору мены применяются положения законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу мены. При этом сторона, передающая товар, признается продавцом, а принимающая сторона — покупателем, в связи с чем каждая сторона в рамках мены является и продавцом, и покупателем (п. 2 ст. 567 ГК РФ).

    Подробнее о купле-продаже читайте в наших статьях по ссылкам:

    Договор бартера

    Рассмотрим некоторые особенности договора бартера на примере мены подробнее. При квалификации договора следует учитывать такие нюансы, выявленные судебной практикой:

    • обмен товара на услуги — смешанный договор, а не мена (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» от 24.09.2002 № 69, далее — письмо № 69);
    • если предоставление товара заменяется на оплату, то данное изменение считается новацией обязательства, что влечет необходимость применения положений о купле-продаже (п. 4 письма № 69);
    • уступка права требования не может оформляться договором мены (п. 3 письма № 69).

    О других вопросах договорного права можно прочитать в наших статьях по ссылкам.

    Кто-то открывает бизнес, имея собственный стартовый капитал. Кто-то получает помощь от инвесторов. Но многие в самом начале предпринимательской деятельности не могут похвастаться большим товарооборотом и прибылью. Ведь большую часть дохода приходится отдавать в счет долгов и солидную сумму выделять на развитие предприятия. Новое дело требует постоянных вложений, прежде всего ― финансирования. И где прикажете начинающему бизнесмену искать источник денег, когда каждый рубль на счету ему дорог и достался нелегко?

    На самом деле, достаточно просто оглянуться вокруг и проявить креативность. Один из самых полезных и недооцененных способов управления бизнесом всегда к вашим услугам, он был ходу еще тогда, когда люди понятия не имели, что такое деньги. И этот способ ведения дел не потребует от вас никаких финансовых вложений. Речь идет о бартере.

    Понятие бартертерная сделка

    Бартер, так называется особый вид товарообменных сделок. Под бартерными сделками обычно понимают натуральный товарообмен по договору. Участвуют в таких сделках две стороны. И эти стороны желают произвести друг с другом обмен товара на товар (услугу). То есть, бартер это обмен товарами и услугами без денежных выплат. Чаще всего бартер применяют в бизнесе с услугами и продуктами, так как там имеется некий объект, подлежащий обмену.

    В процессе бартера задействованы две стороны. Каждая из сторон хочет заключить сделку, но вместо обмена деньгами за продукт или услугу, они готовы обменяться продуктами или услугами, имеющимися в наличии.

    Надо отметить, что бартерная система весьма гибкая, поэтому довольно часто заключают смешанные договора, когда часть сделки оплачивается денежными средствами, а часть товарами или услугами.

    В бартерной сделке каждая сторона выступает в смешанной роли продавца и покупателя, что вполне естественно. Поэтому бухучет в этом случае сочетает приобретение и реализацию как импорта, так и экспорта товара.

    Особенно важна для бухгалтерии оценка этих товаров. Так как классический бартер подразумевает обмен равный, когда цена за оба товара ровна.

    Внешнеторговая бартерная сделка

    Существует и особый вид бартера, внешнеторговая сделка. Внешнеторговые сделки заключаются с иностранными партнерами, когда товар обменивается на товар согласно договору мены. Если в договоре отдельно не прозвучало, что товары не равноценны, то это допущение остается в силе по умолчанию.

    По законодательству объектами бартерных сделок могут быть и товары, и услуги, и работы, и интеллектуальная собственность.

    Документально, любые бартерные сделки, как уже упоминалось, скрепляются договором в простой письменной форме. Обязательно в договоре надо указывать дату и номер.


    В этом документе со всеми подробностями описываются качество товара и его количество, цена, сроки по экспорту и импорту. Если речь идет не о товаре, то полный перечень работ, услуг или итогов интеллектуальной деятельность, их сроки выполнения, время предоставления услуг, оговариваются авторские права, когда речь идет об интеллектуальной собственности. Также, в документе указывается способ, как разрешить претензии и недоразумения, буде такие возникнут.

    Когда речь идет о сделке солидной и внешнеторговой, то есть заключенной с представителями других государств, обязательным является оформление паспорта на сделку и демонстрация его в таможенных органах. Именно паспорт позволяет контролировать сделки. По каждому заключенному договору оформляется один паспорт, если договор в процессе изменяется, то и паспорт следует переоформить согласно новым дополнениям.

    Эти паспорта оформляются после подачи заявления и целого пакета документов (договора, учредительные документы компании, документы, удостоверяющие личность и т.д.) уполномоченному МВЭС РФ (Министерство экономического развития и торговли)

    Если сумма договора велика, то есть зашкаливает за 5 млн., обращаться следует для оформления паспорта в Управление МВЭС по Центральному району.

    На рассмотрении чиновниками берется три недели, 21 рабочий день.

    Очевидные плюсы бартера

    Бартер давно и прочно занял свое место в современном бизнесе, и не только потому, что позволяет экономить денежные средства компании. Он увеличивать продажи и доходы и помогает получить новых клиентов.

    Что это значит?

    • Так как в товарообороте задействованы только товары и услуги, то денежные средства компании, благодаря бартерной сделке, остаются в целости и могут быть израсходованы на текущие и первоочередные цели.
    • Товар, задержавшийся на складе, всегда можно пустить в дело благодаря бартеру, освободив место для нового.
    • Когда клиент доволен, он всегда посоветует своим знакомым и коллегам продавца, с которым ему было приятно иметь дело. Если ваши товары или услуги были оценены, ждите новых клиентов.
    • Бартер помогает налаживать связи и устанавливать контакты с возможными партнерами. Полезные связи всегда в цене.
    • Цены на товары, проходящие по бартеру, всегда ниже, так как в них нет накладных расходов.

    Кстати, к бартеру стоит подходить креативно, ведь это, прежде всего, контакт с партнером и хороший способ продвижения вашего бизнеса. Это своего рода взаимопомощь и он не столь официален, как обычные денежные отношения. Когда вам срочно что-то потребовалось, и вы располагаете весьма ходовым товаром, стоит поискать подходящих кандидатов на обмен, ведь им, вполне вероятно, нужен именно ваш товар.