Организационное поведение статьи. Формальное коммуникативное поведение в организации. Научные подходы к организационному поведению

Динамические аспекты функционирования организации рассматриваются достаточно популярной дисциплиной, называемой "Организационное поведение" (Ф. Лютенс, 1999, Hellriegel, D. et al., 1995, Robbins, S.P.,2002).

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Одно из самых популярных определений организационного поведения было предложено Стивеном Коссеном: « …дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, S., 1994).

В последние годы наибольшее развитие получили две конкурирующие парадигмы поведения организации. Первая из них основана на теории систем. Ее представители рассматривают организацию, прежде всего, как систему и принимают большинство положений, сформулированных в теории систем.

Второе направление, получившее название "модель участвующих сторон", представляет организации как сети взаимозависимых групп сотрудников, находящихся в отношениях сотрудничества и конкуренции.

У. Мастенбрук (1996) приводит таблицу, содержащую основные различия, принимаемые во внимание представителями первого и второго направлений.

Таблица 1. Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон.

Модель систем Модель участвующих сторон
1 Что является основным предметом анализа? Организация как сущность с определенными функциональными требованиями Субгруппы с заинтересованностью в собственной выгоде
2 Насколько прочной является организация? Стабильной, с деятельностью, направленной на сохранение Нестабильной, в лучшем случае, «сообществом интересов»
3 Каким движущим силам придается особое значение? Смыслу норм и связности Санкциям и вознаграждению
4 Каким предполагается имидж человека? Проявляющим беспокойство об интересах организации Равнодушным, расчетливым, проявляющим беспокойство о личной выгоде
5 Каким является анализ в эмоциональном отношении? Идеалистичным Циничным, реалистичным

Мастенбрук предлагает свой вариант - "модель участвующих сторон", с его точки зрения, объединяющую положительные качества описанных выше моделей, одновременно опирающуюся как на сетевые, так и на поведенческие свойства организаций.

Одна из традиционных логик построения учебных пособий по организационному поведению следующая. Сначала рассматриваются явления, минимальные по масштабу – индивидуальные различия работников, особенности их индивидуального поведения, нюансы общей и трудовой мотивации. Затем читателю предлагается перейти к изучению систем более значительного размера – малых и больших групп. После этого рассматриваются явления организационного порядка. Указанная логика характерна для подавляющего большинства вариантов учебной дисциплины «Организационное поведение». Чтобы убедиться в сказанном, достаточно познакомиться с одним из классических американских учебников, изданных на русском языке – «Организационном поведении» Ф. Лютенса. В рамках указанной логики построено и данное учебное пособие. Читателю будет полезно, прочитав параграф, попробовать ответить на контрольные вопросы, чтобы проверить себя.

В приложении к пособию даны некоторые психологические тесты, которые достаточно часто используются в практике организационного консультирования. Автору кажется, что их заполнение и обдумывание результатов тестирования также будет небезынтересно читателю.

Огромную благодарность я выражаю моим аспирантам и дипломникам, внесшим вклад в подготовку данного пособия Е.Будай, М.Ярушину, Ю.Петрову и Е.Королеву.

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Приз ВиолеттаРуслановна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Особенности организационного поведения работников поколения Y

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению Теории поколений применительно к российскому обществу и выделению на ее основе особенностей организационного поведения представителей поколения Y. Предложены различные методы работы с людьми данного поколения.Ключевые слова:теория поколений, организационное поведение, поколение Y, ценности, психологический портрет.

Актуальность темы статьи определена возрастающим внастоящее времяинтересом среди руководителей компаний к Теории поколений, разработанной американскими учеными Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувомв 1991 году. Популярность теории вызвана тем, что онадает возможность выявить глубинные ценности, черты и особенности, свойственные целому поколению людей. Это является ее значительнымпреимуществомперед трудами, направленными наизучениемотивов отдельной личности, часто не успевающими за изменениямисовременного мира.Рассмотрим Теорию поколений подробнее.

Хоув и Штраус изучили период всемирной истории с 1584 по 1991 год и сделали прогноз до 2069 года. В XX веке они вычленили пять поколений, в XXI веке –одно, каждомуиз них поставилив соотношение наборуникальных ценностей и черт.Согласно исследованиям ученых, характеристикапоколенийс учетом истории России будет выглядеть следующим образом:1.Первое поколение –G1, также известное какпоколение «победителей». G1принадлежатлюди, родившиеся в период с 1900 по 1923годы. Ценностиэтого поколения были сформированы во время революционных событий1905 и 1917 годовпод влиянием массовой электрификации,коллективизациии индустриализации.G1 отличается ответственностью,трудолюбием, твердой веройв светлое будущее, приверженностью идеологии, патриархальностью и категоричностью суждений. На первое место «поколение победителей» ставит семьюи семейные традиции.2.За G1 следует «молчаливое»поколение. Его составляют люди 19231943годов рождения. Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиковсформировали у молчаливого поколения такие основополагающие черты, как стремление ксоблюдению правил и законов,уважение к должности и статусу. Главными составляющими характеров представителей данного поколения являются преданность, честь итерпение.3.«Молчаливое» поколение сменяет поколение «БебиБумеров» людей, родившихся в 19431963годы. Представители этого поколения росли в период советской «оттепели», покорениякосмоса, «холодной войны», во время появления первыхпластических операций и гарантированности медицинского обслуживания. Все это воспитало в «бебибумерах» коллективизм и командный дух наравне с заинтересованностьюв личностном росте и вознаграждении.Поколение «БебиБумеров» –поколение оптимизма и культамолодости.4.С 19631983 годов формируется новое поколение X(«Неизвестное поколение»). На его становление влияют перестройка, продолжение «холодной войны», война в Афганистане, распространение СПИД. Основными характеристиками поколения«иксов» являются стремление к непрерывному обучению, высокаяинформированность, неформальность взглядов, готовность к изменениям, поиск эмоций, прагматизм,максимальнаянадежда на себя. Большое внимание представители данного поколения уделяют вопросам равноправия полов ииндивидуальности. 5.За поколениемXследует поколение Y(«Миллениум»). Его представители, родившиеся в период с 1983 по 2003годы, оказались под влиянием распада СССР, последовавших за ним терактови военных конфликтов. Развитие цифровых технологий, Интернета,начало эпохибрендовтак же играли большую роль в формировании ценностей поколения Y.На первый план для поколения Y выходит стремление к развлечениям и немедленное вознаграждение. «Миллениалы» характеризуются большой степенью наивности,

всистему ценностей этой группывключены такие понятия, какуверенность в себе, позитивность, свобода и стремление к изменениям, творчество, компьютерная и техническая грамотность, гибкость, ответственность.6.С 2003 года началось становление нового поколения Z. Ценности его представителей пока что не определены полностью и продолжают формироваться.Однако на сегодняшний день существует предположение, что «зеты» будут активно интересоваться искусством и наукой, а одними из их ценностей станут соревнование и успех.Наглядно продемонстрируем классификацию поколений на рисунке 1:

Рис. 1. Хронологическая цепь

Согласно рассматриваемой теории,каждые четыре поколения образуютцикл. Как видно из рисунка, временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, примерно равен двадцати годам,соответственнодлительность одного цикла составит от восьмидесяти до девяноста лет. По мнению Хоува и Штрауса пятая генерация должна обладатьценностями, схожими с первой. .Следовательно, поколение Y, которому будет уделено особое внимание в данной статье, имеет схожие черты с поколением G1. Перейдем к более подробному рассмотрению особенностей людей поколения «Миллениум».Сейчас на российском трудовом рынкеиз присутствующих поколенийнаиболее активнымявляется поколение Y,представителей которого, находящихся в возрасте от 14 до 33 лет, насчитывается по данным Росстата около 28миллионов человек.Они приходятнасмену «иксам», которым на данный момент от 34до 53 лет. «Игреки» стремительновступили во взрослую жизнь и начали завоевывать ведущие Поколение победителей 19001923Молчаливое поколение 19231943Поколентие бебибумеров 19431963Поколение X 19631983Поколение Y 19832003Поколение Z 20032023позиции, оказывать влияние на формирование трендовобщественного развития. В связи с этим агентствоSaatchi & Saatchiпровело уникальное исследование,внедрив своих сотрудников в социальную среду поколения Yдля изучения в неформальной обстановке основных черт, свойственныхмолодым людям поколения «Миллениум». Опишем особенностиорганизационного поведения «игреков»,изучивглавные из них:1.Невозможное возможно.Интенсивное развитие технологий предоставило в пользование поколению «Миллениума» такие инструменты, которые предыдущие поколения с трудом могли себе вообразить, что значительно упростило быт «игреков»и открыло перед ними мир больших возможностей.Благодаря этомупредставители поколения Y практически не скованны какимилибо ментальными ограничениями,глядя на чудеса современной техники, они убеждаются, что все возможно. В отличие, к примеру, от «иксов» для «миллениалов» воплощение мечты и получение желаемого является основной составляющей успеха и полноценной жизни.2.Приоритет горизонтального развития. Обладая большой степенью любознательности, представителипоколения Yстремятся получить более широкий опыт в разных сферах, то естьразвиваться по горизонтали, а не совершенствоватьсяисключительно в рамках одной специальности. Престижность работы становиться менее важной для «миллениалов», ее место занимает предпринимательство.3.Лидерство и творчество.Воспитанныепредставителями поколения X, которые посвятилисебя достижению материального благополучия и не получиливозможности самореализации в работе, «игреки» выросли с мыслью, внушенной родителями, СМИ и маркетинговыми агентствами, что поиск своего «Я» и работа «для себя» важнее финансовой стабильности.Поэтомуматериальные ценности в сознании «миллениалов» уступили место поискуэмоционального опыта, независимости и творчеству.Поколение Yхочет управлять и влиять на ход событий, а не просто быть пешкойв игре. «Игреки» используют все многообразие возможностей, которое предоставила им эпоха, и быстроотказываются заниматься деятельностью, пришедшейся не по нраву.Это непостоянство,«метание» из одной сферы в другую рассматривается как значительный недостаток поколения..4.Ценность личного времени.Для людей, принадлежащих поколению«Миллениум», значительно возрастает значимостьличного времени, они стремятся использовать его максимально эффективно.Как следствие, «игреки» при прочих равных предпочитают работу с гибким графиком или возможностью перехода на «удаленку». Не удивительно, что именно в этом поколении появилась такая категория работников, как «фрилансеры» свободные специалисты, самостоятельно продающие свои услуги через интернет и осуществляющие деятельность дистанционно. При прохождении собеседования или назначении деловой встречи, одним из главных для «миллениалов» становиться вопрос о том, сколько времени будет длиться данное мероприятие. Получив ответ, «игреки»составляют план, в котором расписана каждая минута. Повышенная ценность времени определяет то, что как в деловом, так и в личном общениимолодые люди всегда предпочитают конкретику и прямолинейностьпространным и отвлеченным вещам.5.Нацеленность на результатимгновенное вознаграждение.Как мы уже выяснили, для «игреков» время является ценным ресурсом,адля того, чтобы использовать его экономно, они ориентированына быстрый результат.Кроме того, «миллениалы» не склонны перепроверять и анализировать полученную ими информацию, для них важнее действие. Для поколения Yв России ученые находят такому свойству следующее объяснение: поколение Xв России становилось в годы, когда многое надо было читать между строк, «игреки» же формировались в эпоху гласности, поэтому легко верят на слово.Вместе со стремлениемк выполнению поставленной цели, представители поколения рассчитывают на мгновенноевознаграждение. В связи с этим «протестный»потенциал «миллениалов» выше, чем у их предшественников. Представители поколения Xмогут долгое время не покидать рабочее место при задержке заработной платы, тогда как «игреки» в большем количестве случаев предпочитают покинуть подобное место работы.Данная особенность влечет за собой серьезный недостаток поколения Y

неумениемыслитьна большую перспективу.6.Запредельная амбициозность. Эпоха брендов, возвышающих индивидуальность, ориентированность общества на достижение интересов личности, культ «неповторимости» воспитали в молодых представителях поколения Yчрезмернуюуверенность в себе.Выходя во взрослую жизнь, «игрек» уверен, что перед ним открыты все двери, и он, выбрав лучшее предложение, осуществит легкий, быстрый старт. Но в большинстве случаев ожидания не совпадают с реальностью, особенно теперь, когда Россия вошла в период новогоэкономического кризиса, обещающего быть затяжным. Изза данного обстоятельства представители поколения «Миллениум» чаще разочаровываются в жизни и становятся несчастными, чем, например, люди поколения X, которые с самого начала знали, что успех достигается упорным трудом, и не питалииллюзорных надежд. Оптимизм и самоуверенность одновременно являются бичом и спасением «игреков», так как они дают «миллениалам» смелость стремитьсяк осуществлениюневозможного.7.Отсутствиегероев.Отличительной чертойпоколения Yявляется то, что у него нет героев. Невозможно назвать настолько же значимую для «игреков» личность, как, например, Юрий Гагариндля поколения бебибумеров (19431963 годов рождения). Существует предположение,что у «миллениалов» герои не появятся и в будущем. Вместе с этим,они могут сами статьпримерамидля последующихпоколений, несмотря на то, что героизм не является отличительной чертой «игреков»..8.Поколение социальных сетей.Развитие Интернета, компьютерных технологий определилиеще два важныхкачествапоколения–контактностьи большая информированность. Создание социальных сетей дало «миллениалам» эффективный инструмент коммуникации, позволяющий с легкостью устанавливать контакт с новыми людьми, общаться с несколькими друзьями сразуи получать обширную информацию обих частной жизни. «Игреки» имеют обширные каналы информации для сравнения собственных успехов с достижениями членов их социальной среды, изза этого представители данного поколения находятся в постоянной погоне за счастьем для того, чтобы жить не хуже других, однако чаще всего это напоминает охоту на привидений.9.Новое пониманиепатриотизма.Поколение Y, амбициозное и уверенное в себе,готово менять мир, в котором живет. «Миллениалы»заинтересованы в улучшении законов государства и общества, а значит, настроены на критику, способствующую изменениям. Изза того, чтоих отношение к родине не похоже наотношение к ней родителей, старшие частоприписывают им отсутствие патриотизма, однако «игреки»просто менее идеологизированы..Нацеленность на изменения проявляется и в организационном поведениипредставителей молодого поколения. Для того чтобы завоевать приверженность и лояльность «миллениалов» к компании, ее руководство должно включать сотрудников в процесс управления, давая им возможность влиять на будущее организации.10.

Романтическая модель брака.Существует распространенное заблуждение, что поколениеYне ценит институт семьи изза своей эгоцентричности. На самом деле для «миллениалов»семья просто приобретаетновоезначение. Брак в их представлении становится более свободным от обязательств, однако предполагает продуктивность в виде рождения и воспитания детей. Модель брака «игреков» ориентированана позитивные переживания, которые определяются интимноличностными отношениями между супругами. Современные молодые люди планируют выполнять родительские функции совместно, не придерживаясь традиционного взгляда о разделении гендерных семейных ролей и доминирующей женской роли в воспитании детей..В связи с этим появляются случаи, не типичные для практики российских компаний, когда отпуск для ухода за ребенком берут мужчины.Зачастую «игреки» предпочитают отодвигать брак и рождение детей на более позднее время, стараясь обрести к этому моменту все необходимое для создания счастливой семьи. Благодарятакому обстоятельству во многом выигрываюторганизации, получая поток молодых специалистов, готовых направить максимум энергии на продвижение по службе и не обремененных в начале карьеры супружескими обязательствами.Представим рассмотренные особенности организационного поведения поколения Yна рисунке 2:

Рис. 2. Особенности поколения YКак уже говорилось ранее, Штрауси Хоув утверждают, что ценности поколения «Миллениум» схожи с ценностями поколения G1, такженазванного «выжившими» или «победителями». Данная закономерность проявляется в следующих моментах: люди поколения GI были свидетелями выдающихся технологических прорывов и верилив светлое будущее так же, как «игреки»; они тоже были готовы действовать, стоять за правду и скептически относились к деньгам; они гордились своим ощущением могуществаи обладали завидным оптимизмом. Характеристика поколения Yдает нам понять, каки в каком направлении в будущем будут изменятьсяценности, преобладающиев обществе. Поколение «Миллениум» на сегодняшний деньоказывает наибольшее влияние натренды общественного развития. Рекрутинговые, маркетинговые и PRагентства стремятся заполучить внимание и одобрение именно этой категории людей для повышения Поколение Y"Невозможное возможно"Горизонтальное развитиеЛидерство и творчествоЦенность личного времениМгновенный результат и вознаграждениеЗапредельная амбициозностьОтсутствие героевСоциальные сетиНовое понимание патриотизмаРомантическая модель бракаэффективности своей деятельности, следовательно,мир постепенно будет трансформироваться под желания «игреков». Изучив особенности представителей поколения Y, рассмотрим методы, необходимые для продуктивной работы с ними.Новое поколение очень высоко ценит гибкость, что проявляется в частом задаваниитакихвопросовкак: «Можно ли прийти завтра на работу позже, если сегодня задержаться подольше?», «Можно ли взять работу на дом, и уйти сегодня раньше?».Следовательно, руководителям фирм нужно внедрять индивидуальный подход к сотрудникам, вводитьтам, где это возможно, гибкий график рабочего дня и систему «работы на дому». Однако не стоит идти на поводу у «игреков». Для эффективной работы с ними необходима продуманная система контроля над опозданиями, включающая как поощрительные меры, так и штрафы. Иначе организация столкнется с «хроническими опозданиями» представителей молодого поколения. Сотрудникипоколения Yне хотят оставлять свою личную жизнь дома.. Им нужна возможность, находясь на работе,делатьличные телефонные звонки и общаться в социальных сетях, также им важно, чтобы руководство относилось с пониманием к возникновению личных проблемв рабочее время. Для того чтобы данное обстоятельство не шло в ущерб деятельности организации, следует внедрять в корпоративную культуру правила «рабочей этики», которые бы определяли ситуации, в которых работнику позволено или, наоборот, запрещено отвлекатьсяот выполнения должностных обязанностей. Однако эти правила должны составляться с учетом высокой степени свободолюбия молодого поколения и быть личностно ориентированными.

«Игреки» отличаются большой работоспособностью, целенаправленностью и творческим подходом к работе.Эффективному использованиюэтих качествво благо организациипослужит созданиеруководителями прозрачнойсистемы обратной связи такой, чтобысотрудникам было понятно, за что и в каком размере они получатжелаемыепризнание и вознаграждение. Важно также обеспечить необходимую долю самостоятельности в выборе способов достижения цели работником, поощрять творческое решение задач, стоящих перед ним.Работая с «игреками»,стоит учитывать, что, они стоят против соблюдения условностейи ценят свое время. Следовательно, необходимо поощрять труд, повышать качество и скорость выполнения операций. Одним из небольших достиженийпоколения Y называют «пятничный день», когда сотрудники могутнеодеваться в соответствии сдресскодом.В интервью с представителем HRPortalГенеральный директор «Бюро тренинга и консалтинга» Евгения Шамис, успешнопродвигающая Теорию поколений в России, рассуждаяо поколении Y, заметила, что при равных условиях людиданного поколения чаще отдают предпочтениеработе, где можно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, где меньше бюрократизма. Кроме того,по ее мнению,для «игреков» очень важна личность руководителя.. Прислушавшись к мнению эксперта, можно сделать вывод, что современным руководителям будет полезно уделить внимание вопросам неформального лидерства в коллективе и совершенствованию системы обучения в организации.Завершая характеристику особенностей организационного поведения поколения Y, приведем краткий психологический портрет среднестатистического представителя данного поколения.Сегодняшний выпускник или молодой специалист обычно обладает набором следующих качеств: амбициозность, разносторонняя развитость,наличие широкогокругаинтересов, уверенность в себе, свободолюбие,ориентация на поиск нового опыта, гибкость, превалирование личной жизни над вопросами карьеры. По мнению Людмилы Оржеховской, старшегоменеджераотдела профессиональных квалификаций PwC, может показаться, что выпускники становятся все более расслабленными и менее ответственными, но если посмотреть чуть глубже, то можно увидеть, что система их ценностей меняется,и количество этих ценностей увеличивается, и работа перестает быть единственным приоритетом в жизни. Отсюда рассеивание внимания с точки зренияработодателя» .Подводя итог, стоит отметить, что многие работодатели обеспокоены тем, что у молодого поколения ожидания от своего трудоустройства сильно завышены, что «игреки» предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Изза этого в будущем,согласно прогнозам экспертов, представители поколения «Y» будут часто менять места работы. Однако«миллениалы» достаточно трудоспособны и, обладая значительным творческим потенциалом, могут принести большую пользу организации, поэтому специалистам кадровых подразделенийследует помогатьруководителям старших поколений понять молодых и создаватьдля последних более комфортные условия.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Купцова А.В. Межвозрастные различия в кадровой политике фирмы// Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 135136.2.Агафонова М.С. Так дайте, дайте мне мотив! Формирование партнерских отношений на уровне фирмы// Российское предпринимательство. 2008.№1. С. 143147.3.Агафонова М.С., Поваляева Н.В. Коллективные трудовые конфликты: формы и способы преодоления в современной России// Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 138139.

Курс лекций

«Организационное поведение»

Введение

Организационное поведение представляет собой одну из концепций в теории организаций, у истоков которой стояли У.Беннис, Г.Ливитт, Г.Лайкерт, Ф.Лутанс, К.Арджирис и др. Ее специфика состоит в осмыслении поведения с позиций организации как единого целого. Впервые термин «организационное поведение» использовал Ф.Ротлисбергер в 50-е годы вместо модного в то время понятия «человеческих отношений». Это сравнительно новый предмет, который определяется как «изучение структуры, условий эффективности функционирования организаций, а также поведения групп и отдельных индивидов внутри организации». Термин достаточно условен, потому что реальностью является прежде всего поведение людей, которые образуют организацию.

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем . Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

В настоящее время разработана так называемая «согласованная модель» организационного поведения, которая объясняет процессы, при помощи которых входные потоки преобразуются в выходные. Она включает четыре важнейших элемента организации: формальную структуру; характеристики целей, которые организация ставит перед собой; неформальные отношения, существующие между членами рабочих групп; характеристики людей, выполняющих те или иные задания.

Основная задача теории организационного поведения заключается в выяснении факторов (причин, обстоятельств), которые регулируют деятельность и общение людей, являющихся членами той или иной организации. Решение этой задачи предполагает учет как собственно организационных условий, влияющих на поведение людей, так и внеорганизационных механизмов. «…То, что служащий делает, и те решения, которые он принимает, в очень значительной мере определяются типом личности, структурой характера и взглядами, заложенными в него до того, как он пришел в организацию, а также воздействиями, которым он подвергается вне своего пребывания в организации. …Но если бы эти воздействия извне полностью определяли поведение, то люди вели бы себя в организациях точно так же, как они ведут себя в любых других местах. Однако на самом деле, индивидуумы, поставленные в организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации или в других организациях… Организация, в которой оказывается индивидуум, сама по себе является определяющим фактором его поступков и решений».

Важное место в исследованиях организационного поведения занимает проблема удовлетворенности работой. Причина неослабевающего интереса к проблеме удовлетворенности кроется в том, что положительные или отрицательные установки относительно выполняемой работы существенно влияют на формы организационного поведения. Эти установки представляют собой комплекс знаний, ожиданий, чувств и мотивов, касающихся работы и всего, что с ней связано (оплата, условия, взаимоотношения). Люди, как правило, охотно рассказывают, что они чувствуют, чего ожидают и как себя ведут, если это касается их работы, — они говорят о своих рабочих установках.

Организационное поведение влияет на все процессы управленческого характера в компании. Наладить продуктивные внутренние отношения поможет развитие организационной культуры.

Из статьи вы узнаете:

Организационное поведение обозначает поведение сотрудников в компании, в результате которого устанавливаются и поддерживаются производственные отношения персонала друг с другом, с руководством и внешней средой. Оно является частью предприятия и описывает различные аспекты взаимоотношений людей на работе.

Скачайте документы по теме:

Сущность организационного поведения

Сущностью организационного поведения является поведение работников в условиях совместной деятельности для достижения эффективного результата.

Проводите анализ поведения каждого члена коллектива, отдельной группы и всего предприятия для выявления их влияния на функционирование компании. Согласно теории, на организационное поведение влияют психологические, социально-психологические и организационно-экономические факторы.

Какие факторы влияют на организационное поведение?

  • Роли и статусы сотрудников.
  • Интересы и индивидуальные особенности.
  • Мотивы и стимулы персонала.
  • Цели и ценностные ориентации и т.д.

Уровни организационного поведения:

  1. Поведение человека и межличностное взаимодействие на предприятии.
  2. Поведение рабочих групп и межгрупповые отношения.
  3. Поведение организационной системы в целом, ее взаимоотношения с клиентами, партнерами.

С одной стороны предприятие оказывает на работников воздействие, изменяя их стремления, мотивацию, навязывая нормы поведения. С другой - индивид влияет на организацию и ее окружение, совершая поступки и высказывая мысли. Таким образом выражается двойственность сущности организационного поведения .

Сотрудничество работников

HR-менеджеру в такой ситуации необходимо решить, как обеспечить сотрудничество работников в компании и предотвратить конфликты в организационной сфере.

Цели системы организационного поведения

HR-менеджеру следует формировать и развивать определенную управленческую систему, осуществляющую балансировку организационного поведения.

В нее входят следующие цели:

  • анализ причин и поступков (групповых и личных) сотрудников в сложившихся в компании условиях;
  • определение методов аналитического и эмпирического исследования и прогнозирования организационного поведения работников на предприятии;
  • формирование навыков корректировки и управления поведением персонала;
  • стремление к созданию коллектива , работающего на принципах сотрудничества, а не конфронтации;
  • создание организационной культуры предприятия.

Благодаря знанию основ организационного поведения можно:

  1. Полнее использовать человеческий ресурс компании и выбирать оптимальные направления развития ее деятельности с использованием современных технологий.
  2. Разработать проекты организационных мероприятий в соответствии с критериями, отражающими поведение индивида и характер его потребностей.
  3. Определить стратегии вмешательства, исключающие консерватизм в организации труда и позволяющие преодолеть на предприятии минималистические подходы к информационным технологиям.

Модели организационного поведения

Выбор правильной модели организационного поведения для конкретного коллектива и предприятия имеет принципиальное значение. Так как каждая модель оказывает разное мотивирующее воздействие на деятельность сотрудников.

Основные модели организационного поведения:

  1. Автократическая модель организационного поведения основывается на жесткой дисциплине и контроле руководства за трудовым процессом. Сотрудники подчиняются руководителю без возможности высказывания своих идей и мнений. При этом у персонала снижается самоуважение, развивается негативное отношение к руководству, падает мотивация .
  2. Патерналистская модель ориентирована на материальные поощрения, безопасность и зависимость работников от предприятия. Усилия руководства нацелены на обеспечение потребностей персонала. У сотрудников при таком методе организационного поведения отсутствует мотивация к развитию способностей, обучению и получению высокого результата труда. В итоге данный подход быстро приведет к снижению производительности.
  3. Поддерживающая модель базируется на принципе партнерских взаимоотношений. Каждый сотрудник ощущает поддержку, помогающую сохранить чувство значимости. Нормой организационного поведения становится активное вовлечение персонала в производственные процессы, что обеспечивает повышение производительности труда. Если результативность труда не соответствует ожиданиям, сотрудник вместе с менеджером пытается совместно определить причину низкой производительности. Поддерживаются специалисты, которые стремятся к развитию и совершенствованию труда. При данной модели высока мотивация работников к труду, лояльность к предприятию.
  4. Коллегиальная модель представляет собой развитие поддерживающей модели организационного поведения. Успех модели определяется формированием у персонала чувства партнерства, ощущения своей полезности и необходимости. Это выражается в энтузиазме и высокой эффективности при решении рабочих задач.

Управление организационным поведением

Для успешного управления организационным поведением необходимо целенаправленно воздействовать на сотрудников коллектива. Для этого в процессе работы нужно показать, каким образом работники должны сотрудничать друг с другом для достижения производственных целей.

Сотрудников при этом можно распределять на отдельные группы или отделы в соответствии с выполняемыми ими задачами. В ряде случаев эффективным решением оказывается создание самоуправляемых рабочих команд.

Активизация человеческого ресурса

Все используемые методы организационного поведения должны обеспечивать активизацию человеческого ресурса предприятия: навыки, умения и способности персонала.

Для этого в процессе руководства:

  • Обеспечивайте мотивацию организационного поведения за счет наличия стандартов деятельности, повышения самооценки сотрудников, мотивации на достижения, поощрения хорошо выполняющих свою работу сотрудников.
  • Координируйте отдельных работников и функциональные группы так, чтобы все члены организации работали на достижение общих целей.
  • Способствуйте установлению позитивных межличностных отношений. Используя лидерские позиции, навыки коммуникаций, гибкость при конфликтах.
  • Сохраняйте стабильность трудовой деятельности. Помогайте сопротивляться стрессовым факторам на производстве и условиям неопределенности.

При управлении организационным поведением, отслеживайте и оценивайте индивидуальные и групповые показатели труда. Это позволит определить эффективность работы персонала и понять, в какой мере им достигаются поставленные цели. При их достижении сохраняйте и улучшайте показатели. Если эффективности работы нет, корректируйте менеджмент организационного поведения.

Подобная функция контроля позволит оценить качество выполнения функции планирования, организации и управления. Нередко члены рабочей группы не взаимодействуют должным образом друг с другом, из-за чего страдает эффективность совместной деятельности. Проведите анализ такой особенности организационного поведения. Чаще всего она возникает из-за личностных конфликтов между членами группы, плохого проектирования работ или неправильного подхода руководителя.

Вывод

Важной задачей HR-специалиста является развитие организационной культуры и налаживание тесных и продуктивных внутренних связей. Для повышения эффективности деятельности компании важно обеспечивать активизацию человеческого потенциала внутри предприятия с учетом психологических особенностей персонала.

Попова Е. П.
Организационное поведение: социологическая перспектива

Попова Елена Павловна - Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории организаций департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук Национального исследовательского университетаВысшая школа экономики”, Москва, Россия, [email protected]
ID статьи на сайте журнала: 6269

Полный текст

Ссылка при цитировании:

Попова Е. П. Организационное поведение: социологическая перспектива // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 57-65

Рубрика:

Социология управления

Аннотация

Анализируется состояние организационного поведения в контексте структурно-функционального подхода. Сделан вывод о том, что в нынешнем состоянии организационное поведение претендует на синтез двух базовых управленческих наук - теории управления и теории организаций. Но в действительности в нем преобладает психологический подход. В этом случае оно теряет свою предметную специфику и “сливается” с психологическими дисциплинами. Перспективы развития организационного поведения автор связывает с социологическим подходом при анализе поведения индивидов и групп в организации. Это позволяет понять природу организации, без чего невозможно выполнение управленческой наукой прогностической функции.

Ключевые слова

организационное поведение; теория организаций; социология организаций

Литература

Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: ООО “Вершина”, 2004.

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Доблаев В.Л. Организационное поведение. М.: ЭКСМОС, 2002.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

Литвинюк А.А. Организационное поведение. Учеб. для академич. бакалавриата. 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2015.

Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. 10-е изд. СПб.: Питер, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.

Роббинз С.П. Основы организационного поведения. 8-е изд. М.: Изд. дом “Вильямс”, 2006.

Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Филонович С.Р. Предисловие научного редактора перевода // Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. XXI-XXIV.

Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М, 2000.

Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Щербина В.В. Существует ли сегодня наука социология? // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 31-41.

Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.

Hannan M.T., Freeman J. Organizational Ecology. Cambridge, 1989.

Показаны все записи. Оставить последние 10

Angelina 04.05.2016
Пожалуйста, подскажите, каким образом можно получить доступ к полному тексту онлайн версии публикации
moderator 04.05.2016

Здравствуйте!
Пожалуйста, укажите название статьи, журнал, номер.

Кира 06.08.2016
Добрый вечер! как прочитать полный тест статьи ID 6219. Социологические исследования. 2016. № 6. С. 3-13
moderator 08.08.2016

Здравствуйте!
Полные тексты статей номера публикуются с задержкой в 3 месяца.

Олеся 23.09.2016
Доброе утро, а когда выйдет полный текст данной статьи? Вроде бы уже прошло 3 месяца
moderator 23.09.2016
carl3133 22.10.2016
Здравствуйте!Как прочитать статью 2016 №9 С. 31-39 ?
moderator 24.10.2016

Здравствуйте!
Тексты статей публикуются через три месяца после выхода номера.

Алёна 11.12.2016

Здравствуйте! Как получить текст статьи?
Парламентаризм и правительственная система - определение и разграничение. – Полис. Политические исследования. 1992. № 3. С. 38

moderator 12.12.2016

Алёна, здравствуйте!
К сожалению, электронной версии статьи - Парламентаризм и правительственная система - определение и разграничение. – Полис. Политические исследования. 1992. № 3. С. 38, нет

moderator 12.12.2016

Алена,
Если у Вас есть возможность посетить редакцию журнала, то имеется печатный вариант статьи. Вы можете ее получить.

Ирина Владимировна 04.01.2017

Уважаемые редакторы!!!
Текст статьи не открывается, а переводит гиперссылкой на страничку Дня Победы...

moderator 05.01.2017

Уважаемая Ирина Владимировна,
Спасибо, ошибку исправили.

Наталья 20.05.2017
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, где найти полный текст статьи Булдаков В. П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 100-114. ID статьи 5157
moderator 22.05.2017

Уважаемая Наталья, здравствуйте!
Полный текст статьи Булдаков В. П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности (электронную версию) Вы можете приобрести в Полисмаге. Информацию об этом Вы можете найти на странице статьи на официальном сайте журнала. http://www.politstudies.ru/article/5157

иван 01.06.2017
ГДЕ СТАТЬЯ?!
moderator 05.06.2017

Иван, здравствуйте!
На сайте журнала выложены только сведения о статье. Электронная версия статей этого номера не была опубликована.

Любовь Лебединцева 01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.
moderator 02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Александр 09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator 09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Валерий 17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator 20.08.2018
Бисерка Кошарац 30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator 30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

София Кудрина 11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator 12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

moderator 12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.