Трудовое общество как понятие (концепт) экономической социологии. Трудовая деятельность. Функции трудового права

Введение

На протяжении всей истории развития нашего общества постоянно уделяется большое внимание повышению роли учителя, улучшению подготовки учительских кадров, в том числе и учителей трудового обучения, в настоящее время учителей технологии.

Учитель технологии готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, к творческой трудовой деятельности; формирует у них трудовые умения и навыки.

Забота о человеке с его растущими материальными и культурными потребностями служит главным ориентом экономического и социального развития страны. Народное благосостояние предстоит поднять на качественно новую ступень, улучшить весь комплекс условий жизни российских граждан, в том числе потребление товаров и услуг. В стране последовательно осуществляются меры по улучшению бытового обслуживания населения. Всё больше открывается частных предприятий по изготовлению и ремонту одежды. Население нуждается в таких кадрах, так как эстетические, конструктивно-эргономические и технологические требования к одежде из года в год возрастают. Появляются новые ткани, прокладочные и другие материалы, что требует от специалистов данной области высокой квалификации.

Цель курсовой работы заключается в характеристике технологии как образовательной области.

Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Проанализировать литературу по данному вопросу.

3. Сделать выводы по теме курсовой работы.

Труд как социальная категория

Труд и развитие общества

Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность.

Труд - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы для удовлетворения своих растущих потребностей. Отношения человека к природе всегда осуществляется в системе связей с другими людьми. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Великий русский писатель Н.Л.Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной ее особенностью является целенаправленный характер. Под этим понимается осознанность исполняющим работу той связи, которая существует между отдельными трудовыми приемами и операциями, совершаемыми им, и теми конечными результатами, к достижению которых направлена трудовая деятельность человека.

Трудовая деятельность для человека - естественная физиологическая потребность. Она, как и всякая деятельность, требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой. С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению к цели, эстетического удовлетворения. В процессе труда также человек мыслит, воображает, ощущает, запоминает. Всякий труд требует внимания.

Огромное значение труда в жизни общества и человека и объясняет тот интерес, который издавна проявляли люди к изучению и организации своей трудовой деятельности.

В средние века вряд ли можно говорить об изучении трудовой деятельности, это было, скорее, эмпирическое совершенствование трудовых движений и навыков, которые в небольших группах ремесленников достигли высокой степени совершенства.

Человек и человеческое общество возникли в процесс трудовой деятельности. Что такое труд, как возник труд, как происходило становление человека, какие формы принимает труд в различных общественно-экономических формациях, будущее труда - вот круг тех вопросов, на которые необходимо ответить.

Процесс труда включает в себя 3 обязательных элемента: 1. Целесообразную деятельность человека, или собственно труд. 2. Предмет труда. 3. Средство труда.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Это может быть или предмет, непосредственно данный природой, например, болванка, которую предстоит обработать на токарном станке для придания ей необходимой формы или растительное волокно, в процессе обработки которого получается ткань.

Средства труда - это все те вещи, предметы, при помощи которых человек воздействует на предмет труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат орудия производства, а также производственные здания, склады, дороги.

Важнейшая роль принадлежит орудиям производства, при помощи которых человек воздействует непосредственно на предмет труда, - от каменных орудий первобытного человека до современных машин.

Социально-экономические эпохи различаются уровнем развития орудий производства, что служит мерилом власти человека над природой. Они разнятся в первую очередь тем, как производится, а не тем, что производится.

Предмет труда и средство труда в своей совокупности составляют средство производства.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага и люди, приводящие в движение эти орудия и создающие материальные ценности благодаря известному опыту и трудовым навыкам, составляют производительные силы общества.

Трудящиеся массы являются основной производительной силой общества на всех этапах его развития. Каждый исторический момент в жизни общества определяется, в конечном счете, производительными силами, которыми оно располагает.

Однако люди производят материальные блага не в одиночку, не изолированно, а сообща (вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство).

Эти определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ и составляют производственные отношения. Характер производственных отношений показывает, в чьем владении и распоряжении находятся главные средства производства (земля, леса, недра, воды, сырье, орудие производства, производственные здания и т.д.) - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов.

Возникновение человека относится к началу четвертичному периоду истории земли, продолжавшегося немногим менее 1 млн. лет. С проблемой возникновения человека неразрывно связана и проблема возникновения и развития труда. В процессе целесообразной трудовой деятельности получается предмет, отличный от предмета труда. Процесс труда существует идеально в голове работающего, и то, что реально получается в результате, было заранее намечено как цель. Следовательно, человеческая трудовая деятельность - это целесообразная сознательная деятельности по преобразованию природы.

Человек может совершать свою трудовую деятельность только в обществе. Труд отдельного человека лишь составная часть общественного труда. Приобщаясь к труду, человек становится творцом истории, совершенствует все, что было оставлено ему предшествующими поколениями тружеников, и, как эстафету, передает достигнутое будущему поколению нашей земли. Таким образом, труд становится реальным воплощением человеческого бессмертия.

Велика роль труда и в развитии отдельного человека. Люди давно заметили и стали использовать труд как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Труд начинается с изготовления орудий. Умение изготовлять орудия и пользоваться ими передавалось от взрослых к детям. Эта передача осуществлялась в непосредственном общении детей со взрослыми путем привлечения детей к посильному участию в трудовых процессах, выполнявшихся взрослыми. Постепенно к этому добавлялось преднамеренное воздействие взрослых на детей для научения какому-либо делу, передачи необходимых для этого сведений и умений. Но и в этих случаях обучение и воспитание еще было непосредственно связано с трудом.

Позднее, когда развитие производства вызвало необходимость в людях, обладающих определенной подготовкой, возникает школа - учебно-воспитательное учреждение, специально предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающего поколения.

В классовом обществе умственный труд отделился от физического. И это привело к созданию двух обособленных систем образования: общего теоретического, оторванного от трудовой деятельности и производственного, практического, оторванного от подлинно научного знания. Общее среднее образование, которое было доступно лишь детям привилегированных слоев населения, приобретало чисто словесный характер, а профессионально-техническое, предназначенное для детей трудящихся, вооружало их главным образом ремесленными трудовыми навыками и давало весьма скудный запас общеобразовательных знаний.

Передовые мыслители и педагоги давно подняли голос протеста против отрыва воспитания и обучения от труда и выдвинули идею трудовой школы. Впервые эта идея была высказана представителями раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), которые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде и выдвигали требование к подготовке к труду всего подрастающего поколения.

Позднее о необходимости труда для всестороннего развития личности выдвигали Ж.-Ж. Руссо и Песталоцци, Р.Оуэн, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, а в России - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

Важность и значимость трудовой подготовки, и подходы к её преподаванию рассматривались такими классиками педагогических наук, как Я. А. Коменский, И. Г. и К. Д. Ушинский.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. М. Казакевич, В. А. Кальней, А. С. Лында, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. С. Столяров, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и другие учёные.

Трудовые ресурсы - это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов - это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

  • - возраст от 16 до 54 лет для женщин;
  • - возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также относятся:

  • - работающие лица пенсионного возраста;
  • - работающие подростки в возрасте до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан трудоспособного возраста:

  • - неработающие инвалиды I и II групп;
  • - пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях.

Качественные характеристики трудовых ресурсов неразрывно связаны с такими понятиями как человеческий потенциал и трудовой потенциал.

Человеческий потенциал - это совокупность качеств конкретного индивида, сформировавшаяся под воздействием социальных сил и взаимодействия общества и личности.

Человеческий потенциал становится трудовым ресурсом только тогда, когда он включен в систему общественного производства.

Трудовой потенциал - это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество трудовых ресурсов и их потенциальные возможности, а также количество трудовых ресурсов.

С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три составляющие трудового потенциала: физическую, интеллектуальную и социальную.

Физическая составляющая трудового потенциала - это физические и психологические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия труда и так далее.

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала - это накопление людьми знаний и опыта по различным аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень и система образования, научные исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных индивидуумов и их развитие.

Социальная составляющая трудового потенциала - это восприимчивость трудовых ресурсов к факторам социальной сферы. К таким факторам можно отнести социальную среду, социальную справедливость и социальную защищенность.

К количественным характеристикам трудового потенциала можно отнести следующие показатели: численность населения, численность населения в трудоспособном возрасте, численность экономически активного населения, численность трудовых ресурсов (в том числе по годам). Основными факторами количественных показателей выступают: продолжительность трудоспособного возраста, уровень жизни населения, соотношение групп населения трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, миграция населения.

Представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает такой интегральный показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который учитывает такие факторы как продолжительность жизни, образования, валовой внутренний продукт (ВВП).

Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ.

Понятие рабочая сила охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу которые будут использоваться в качестве наемной рабочей силы.

К потенциальной рабочей силе можно отнести способности к труду ближайшего трудового резерва - выпускников всех учебных заведений, военнослужащих подлежащих демобилизации и т.д.

Различают также всю совокупность способностей человека, и ту ее часть, которая используется в профессиональном труде, то есть оплачиваемом труде.

Вся совокупность способностей к труду - это общие способности к труду конкретного человека.

Способности, используемые в процессе труда - это первичные или профессиональные способности.

На рынке труда рабочая сила - это товар, ценой которого является заработная плата.

Именно первичные способности к труду являются товаром.

Процесс управления трудовыми ресурсами включает фазы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

  • - демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется численность населения, его половозрастная структура, численность экономически активного населения;
  • - миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;
  • - уровень развития профессионального образования и его доступность, что оказывает влияние на профессионально - квалификационную структуру трудовых ресурсов;
  • - наличие в экономике легальных доходов, не связанных с трудовой деятельностью;
  • - уровень оплаты труда.

Воздействие на данные факторы позволяет государству управлять формированием трудовых ресурсов.

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов состоит в первичном распределении ресурсов по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям и регионам страны.

Использование трудовых ресурсов - это включение их в трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется способность людей к труду.

Важнейшим показателем эффективного формирования и использования трудовых ресурсов является соответствие между человеческим потенциалом индивидуумов (физическими и интеллектуальными качествами) и их рабочими местами.

Для обеспечения эффективности управления трудовыми ресурсами могут применяться такие методы как:

  • - профессиональная ориентация;
  • - планирование профессионального пути;
  • - методы социально-трудовой адаптации;
  • - мониторинг в социально-трудовой сфере;
  • - целенаправленное воздействие государства на спрос и предложение на рынке труда.
  • - трудоустройство с помощью органов трудоустройства населения.

Результатом эффективного управления трудовыми ресурсами является конкурентоспособная рабочая сила. Под конкурентоспособностью индивидуума на рынке труда подразумевается:

  • - ориентация в выборе профессии на потребности экономического развития;
  • - профессиональная мобильность (способность овладевать системами требуемых знаний и навыков);
  • - физическая мобильность (способность сменить место жительства с целью трудоустройства);
  • - готовность к повышению квалификации или переквалификации.

Существует большое число количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Рассмотрим основные количественные характеристики. Их можно разделить на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Трудовые ресурсы включают население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население трудоспособного возраста и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста.
  • 2. Количество населения в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет плюс женщины от 16 до 54 лет).
  • 3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое включает постоянное население в трудоспособном возрасте и иностранных граждан, занятых в экономике. Не включаются в этот показатель неработающие инвалиды I и II групп и неработающие лица, получающие пенсию на льготных условиях.
  • 4. Экономически активное население - население страны трудоспособного возраста, которое хочет и может работать. Экономически активное население состоит из занятых и безработных.
  • 5. Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая, работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).
  • 6. Не занятое в экономике население - лица трудоспособного возраста - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие, российские граждане работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
  • 7. Безработные - лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие.

К относительным показателям, характеризующим трудовые ресурсы можно отнести:

  • 1. Уровень экономической активности населения;
  • 2. Уровень занятости населения;
  • 3. Уровень безработицы;
  • 4. Число безработных, приходящееся на 1000 занятых:
  • 5. Уровень обращаемости населения в органы службы занятости4
  • 6. Средняя продолжительность трудоустройства граждан, дней:
  • 7. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
  • 8. Средняя продолжительность безработицы.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов можно отнести здоровье, интеллектуальные способности, профессиональный опыт и навыки, возраст, социализация индивидуумов, и так далее.

Основными показателями, характеризующими качество трудовых ресурсов относятся:

Читайте также:
  1. A) философское понятие, которое отражает единство качества и количества
  2. I. Понятие производной высших порядков
  3. I. Структура социологии, её объект, предмет, метод и функции.
  4. II. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
  5. V.1 Понятие муниципальной службы. Взаимосвязь функций местного самоуправления и муниципальной службы.
  6. VI. ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ)
  7. А) Понятие о комплексных числах
  8. А4.1. Понятие о подземном пожаре и места их возникновения.
  9. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы их реализации
  10. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Виды административно-правовых отношений.
  11. Административное наказание: понятие и виды
  12. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

В экономической социологии концепт «трудового общества» противостоит концепту «эксплуататорского» (т.е.присваивающего) капиталистического общества, получившего развитие в марксизме. В отличие от марксистского (радикального по определению западных социологов) направления в социологии, капитализм по их убеждению вырастает на так называемой «трудовой» основе, а не на «хищнической, грабительской» основе, которую описал Маркс как процесс «первоначального накопления капиатала».

Макс Вебер первым в ряду социологов подчеркнул важную роль религиозной (а именно «протестантской») этики и значение религиозного обоснования смысла труда для становления капитализма. Именно трудовая этика, сформированная протестантизмом, согласно М. Веберу, стала одной из основ капитализма.

Напряженная активность повседневной жизни, моральная дисциплина, трудолюбие и праведно накопленный (заработанный) капитал – именно эта шкала ценностей как нельзя лучше способствовала становлению новых экономических отношений. Эти ценности легли в основание принципиально нового цивилизационного типа общества, которое позднее западные социологи определили как «трудовое общество».

Для того, чтобы превратить капитал из средства господства и насилия над другими в средство созидания – средство труда и служения – необходимо совершенно иное мировоззрение. И, прежде всего необходимо, чтобы значение высшей ценности, освященной самим Богом, получил экономический труд , то есть всякая продуктивная деятельность, направленная на получение дохода, или законной прибыли. Именно такая, основанная на трудовой аскезе (самоотречении) и рациональном хозяйствовании, экономическая активность была возведена протестантской этикой в ранг религиозного призвания.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XX в., парадигма трудового общества определяла пути развития западной цивилизации.

Осмысливая трансформацию современного капитализма, западные социологи еще в 70-х гг. XX века заговорили о «смерти трудового общества». Современная эпоха с ценностных позиций (в русле социокультурного подхода к развитию общества) все больше рассматривается как переход от трудового типа общества к обществу иного типа («потребительское», или «досуговое»). В качестве иллюстрации характерных черт этого «нового» общества, может быть приведено следующее высказывание: «Идеал мужчины, честного трудяги, зарабатывающего на достойную жизнь, уважаемого в семье и кругу друзей, остался в прошлом. Его заменил молодой сексуальный красавец, успешно торгующий своей славой». («Сильный пол пора защитить» // Комсомольская правда. 19 янв. – 2000. — № 9. – С

М. Вебер писал: «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются “отсталыми” по западноевропейским масштабам». Указанная черта остается характерной для многих т.н. «переходных обществ», не прошедших трудовую реформацию и задержавшихся в своем социально-экономическом развитии. С другой стороны, кризис «трудового общества», переживаемый западной цивилизацией подвергает постоянной угрозе ее социогенетические основы и репродуцирует модернистские по форме, но архаичные по своему духу формы хищнической предприимчивости.

Влияние новой протестант­ской экономической культуры на развитие капиталисти­ческих отношении к Заиадной Европе вXVII-XVIII вв.

Суть влияния протестантской экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующих субъектов заключалось в том, что ее нормы мотивировали, стимули­ровали, заставляли, наконец, производительно работать не один, а оба факто­ра : труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило и едином ритме, по одним законам.

«Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стре­мились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической актив­ности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить не­заработанное. Мера труда — этическая, экономическая, социальная — отсутст­вовала в качестве фундамента общественной организации труда.

Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала вы­ровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного про­тестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, стала столь же почетной, как и престижный труд профессионалов или деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и про­цветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм пове­дения. Восторжествовала единая, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюриз­мом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подне­вольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (неза­служенно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности — богатство и нищета — в равной мере осуждались. Умерен­ность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей…

Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуж­далось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не поза­видует и последний бедняк. Все категории населения, как избранные Богом, нравственно уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но бо­гатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел тру­диться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобиль­ности, если она совершается легальным путем. А легальный путь — самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами.

Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и благода­ря тому, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм ос­вящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности» (Кравченко А.И. «Социология Макса Вебера: труд и экономика». М., 1998).

Труд не может рассматриваться социологией вне контекста человека и общества, поскольку оба включены в труд, определяют его и пользуются его продуктами. В связи с этим теория социологии труда апеллирует к двум базовым сущностям труда. Они имеют различную природу, но, несмотря на это, дополняют друг друга, так что труд представляет собой единство двух противоположных сущностей, рассматриваемых с позиции человека и общества.

Природная сущность труда

Труд представляет собой деятельность человека, которая есть нс что иное, как затраты человеком физической и психической энергии. Строит ли человек дом, выращивает хлеб, производит автомобиль, пишет книгу, создает теорию или сочиняет музыку, он всегда затрачивает энергию.

Важно заповнить!

Базовая характеристика труда состоит в том, что труд - это затраты человеком энергии своего организма.

Естественно, что такие затраты разнообразны и не могут быть сведены только к трудовой деятельности. Энергию человек тратит постоянно, когда дышит, потребляет пищу, передвигается, размышляет, даже когда отдыхает, для поддержания жизнедеятельности организма затрачивается огромное количество энергии.

Вместе с тем труд обязательно предполагает затраты человеческой энергии. Без них невозможно какое-либо изменение предметов природы. В таком качестве человек выступает субъектом трудовой деятельности, в то время как природа становится ее объектом. В процессе труда при взаимодействии человека с природой возникает обмен, когда реализуются потенции человека, т.е. он как бы отдает свою энергию природной среде, а та, в свою очередь, в тех же количестве и качестве "отдаст" свой продукт человеку. Рудокоп прилагает усилия, чтобы добыть железную руду. Сталевар тратит силы, чтобы из руды выплавить металл, кузнец затрачивает энергию, чтобы из стали произвести, например, гвозди. Чем больше усилий и, соответственно, энергии они будут затрачивать, тем большего результата достигнут. Это эквивалентный обмен, поскольку большие затраты умственного и физического потенциала пропорционально приводят к большей результативности. Во взаимосвязи природы и человека последний как бы обменивает свою энергию на продукты природы, добывая их и (или) изменяя согласно своим потребностям.

Важно знать!

Деятельность, осуществляемая всегда посредством осознания человеком того, как, что и в каком количестве возможно, следует или необходимо получить от природы, и представляет собой сам труд.

Однако влияние человека на природу не исчерпывается только ее изменением. В процессе труда происходит также изменение самого человека. Так как человек является природным существом, вместе с преобразованием природы происходит и его изменение. В данном случае человек сам является объектом труда. Это становится возможным благодаря тому, что изменение природы в процессе труда всегда происходит с целью удовлетворения потребностей человека. В доисторические времена человек довольствовался жильем, произведенным из соломы и тростника. На смену ему пришли дома, построенные из дерева. Следующим этапом были жилища из глины и необожженного кирпича. После того как человек научился обжигать глину, появились строения, напоминающие современные дома, недостатком которых было то, что они плохо отапливались, кондиционировались, в них было мало света. Осознав это, человек начал совершенствовать внутреннюю архитектуру домов: провел водопровод, использовал стекло для окоп, электричество для освещения. В современных домах имеются достижения информационных технологий: человек может дистанционно управлять отоплением, контролировать безопасность, осуществлять приготовление еды или стирку белья. Стремление во все времена сделать свое жилище максимально комфортным, а также накапливаемый веками опыт давали возможность улучшать условия проживания, одновременно совершенствуя способы достижения этой цели.

В труде человек накапливает опыт и развивает свои знания. Этому способствует осознание человеком того, как, с помощью чего он может достигнуть желаемой цели. Для этого человек использует имеющуюся только у него уникальную способность - воображение. Пи одно животное нс обладает воображением и поэтому не наделено сознанием такого уровня, каким обладает человек. Ни одно животное, кроме человека, не строит дороги, не производит автомобили, не пишет книги, не рисует картины и не снимает фильмы. Воображение присутствует всегда, когда человек конструирует в своем сознании образ цели, абстрактную модель результата деятельности. Именно с этого начинается процесс труда. Далее воображаемый предмет, опять же с помощью труда, становится реальным не только для самого создателя, но и для других людей.

В истории фантазии часто становились реальностью, потому что они представляли собой нарождающиеся потребности человека. С древних времен человек хотел летать, как птицы, - появились самолеты; хотел плавать, как рыбы, - появились корабли и подводные лодки; хотел видеть и знать, как живут другие люди, - появился телевизор; хотел общения на расстоянии, - появился сначала телефон, затем Интернет.

Процесс потребления результатов трудовой деятельности стимулирует возникновение новых потребностей. Для их удовлетворения человек продолжает трудиться, создавая новые знания и производя новые продукты. Таким образом, происходит постоянный процесс развития человека в труде. Родоначальник философии труда Г. Гегель считал труд важнейшим и единственным источником развития человека .

Накопленные знания не исчезают вместе с человеком, а передаются другим людям, поэтому каждое последующее поколение использует знания, добытые предыдущим. Знания, доставшиеся в наследство, совершенствуются, развиваются, дают толчок к появлению новых. Па этом зиждется вся история человечества, это положено в основу общественного прогресса. Возможность такой преемственности связана с тем, что человек является не только природным, но и общественным существом.

  • Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три момента процесса производства: материал, орудие труда и труд сливаются в нейтральном результате -- продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой -- прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Труд -- сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом -- формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворче-ство: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)".

С экономической точки зрения труд -- это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются: сознательный характер; связь с созиданием благ; рациональность; целенаправленность; общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства -- самостоятельный и труд несамостоятельный -- наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение). Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра -- степень интеллектуализации труда и квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации -- предмет и продукт труда -- учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда. По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.). Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер.

Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения -- отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), -- трудовым отношением.