Характеристика основных разделов. Основные разделы бизнес-плана и их характеристика. Бизнес плана в повышении эффективности деятельности предприятия

28.07.2019 Снилс

Во Введении необходимо, прежде всего, кратко и четко сформулировать главную проблему работы, дать ее обоснование, то есть указать, для чего необходимо ее решить, а, кроме того, наметить те конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы решить главную проблему. Эти вопросы представляют собой пункты Основной части. Таким образом, во Введении обосновывается не только главная проблема курсовой, но и ее структура. Судьба всей работы во многом зависит от того, насколько четко, ясно, грамотно сформулирована главная проблема. В этой формулировке не должно быть ничего двусмысленного, недоговоренного, представляющего возможность разных толкований, так чтобы, познакомившись с ней, читатель мог без всякого труда уяснить, какова именно главная задача автора, и из каких возможных вариантов ее решения тот должен сделать выбор. Читателю необходимо также объяснить, почему правильный ответ на главный вопрос работы складывается из правильных ответов на те конкретные вопросы, которые намечены во Введении. Если во Введении к курсовой работе Спартанские цари по Геродоту указывается, что главной проблемой работы является проблема царской власти в Ликурговой Спарте или, что главная задача автора заключается в том, чтобы дать описание института царской власти в Спарте, то от этого, скорее всего ничего хорошего ждать не приходится. Вместо конкретного исследования почти наверняка получится более или менее удачная компиляция. И, наоборот, если во Введении будет сказано, что главная проблема заключается в том, чтобы выяснить, обладали ли спартанские цари в силу своего положения в обществе и государстве реальной властью и влиянием или не имели ничего, кроме почета и пустой видимости власти, то в этом случае доклад, по всей вероятности, будет представлять собой самостоятельное исследование. Введение не следует также перегружать, как это нередко делают начинающие авторы, ненужной информацией, которую можно найти в любом учебнике, например рассказом о Спарте и ее органах власти. Все лишнее в работе идет ей только во вред. Введение объемом более полутора - двух страниц, скорее всего, является неудачным.

В Характеристике источников студент чаще всего приводит общие сведения о сочинении, с которым он работает и об его авторе, рассказывая, например, кто такой был Геродот, и чему посвящена его «История». Но такая характеристика никак не обеспечивает условия для исследования конкретной проблемы. Разумеется, «Историю» Геродота, так же как и любое другое античное сочинение надо охарактеризовать как источник по конкретной теме исследования. Необходимо указать, в какой мере и в какой связи вопросы, рассматривающиеся в докладе, привлекали внимание античного писателя, каковы были его собственные источники информации по этим вопросам, и как он с ними работал, какими критериями он руководствовался при отборе фактов, то есть, стремился ли он выявить и передать самые типичные случаи или, наоборот, предпочитал писать о вещах и событиях, из ряда вон выходящих, как он сам относился в силу своих политических и религиозных взглядов, личных симпатий и антипатий к тому, о чем он пишет. Разумеется, все, о чем говорится в этом пункте, должно основываться на критическом анализе самого источника. В итоге, автор сможет сделать обоснованный вывод о достоинствах и недостатках охарактеризованного им сочинения как источника по его теме. Такая характеристика источника безусловно окажется полезной в дальнейшей работе над докладом.


В Характеристике использованной литературы студент - первокурсник нередко делает ту же самую ошибку, что и в характеристике источников: он в лучшем случае дает самую общую характеристику прочитанным им работам, а в худшем - их аннотированный перечень. На самом деле он должен охарактеризовать использованные им труды с точки зрения своей темы, для того чтобы обосновать необходимость дальнейшей работы в этой области. Ему надо показать, что проблема его работы до сих пор не привлекала внимания, отечественных ученых или еще не получила достаточно убедительного общепризнанного решения. Если в использованной им литературе уже имеются работы по его тематике, он, прежде всего, должен обратить внимание на их дефекты, не позволяющие согласиться с их выводами, либо - отметить, что выводы их авторов противоречат друг другу, и поэтому необходимо дальнейшее исследование. Разумеется, критика предшественников должна быть логичной, хорошо аргументированной и корректной. Студент вправе давать характеристику только тем работам, которые он сам прочитал, а не тем, содержание которых известно ему из вторых рук. Характеризуя использованные труды, студенты чаще всего забывают давать на них постраничные сноски, что, конечно же, недопустимо.

Основная часть представляет собой конкретное исследование главной проблемы работы путем изучения ее отдельных аспектов. Работая над каждым пунктом и подпунктом, автор прежде всею должен уяснить себе самому, какую проблему он должен решить в каждом отдельном случае, и как эта проблема помогает решить главную проблему доклада. Нельзя забывать, что отдельный, пункт доклада интересен не столько сам по себе, сколько как часть единого целого. Недостаток, наиболее характерный для докладов I курса - это опора автора не на всю совокупность прямых и косвенных свидетельств источников, а только на отдельные наиболее заметные и очевидные. Но, как известно, отдельными вырванными из контекста примерами можно доказать все, что угодно, поэтому даже, если в результате такой работы автор приходит к правильным выводам, они не имеют научной ценности. Автор должен уметь находить не только прямые, но и косвенные свидетельства источника, критически анализировать их и оценивать с учетом контекста. Для успешной работы необходимо не только владеть всеми профессиональными навыками, но и материалом своего источника или источников. Начинающие исследователи не всегда удачно работают с косвенными свидетельствами. Некоторые из них чересчур увлекаются гипотезами и предположениями, выстраивая целые цепочки из них на очень узком основании или вообще исходя из общих логических умозаключений. Необходимо иметь в виду, что люди в античном мире отнюдь не всегда руководствовались привычной нам логикой, и что научной гипотезой именуется лишь такое предположение, которое основывается на свидетельствах источников, в противном случае оно называется домыслом. Когда студент, исходя из упоминаний Геродота о большом могучем флоте самосского тирана Поликрата, делает предположение о наличии кораблестроения на Самосе, а исходя из этого предполагает, что там были развиты также ткачество, металлообработка и все прочие виды ремесел, необходимые для постройки кораблей, он вместо дома на солидном фундаменте строит замок на песке. Ведь ничто не мешает допустить, что самосцы покупали корабли за границей, а не строили у себя дома. Это предположение будет выглядеть совсем иначе, если докладчику удастся найти хотя бы косвенные свидетельства о постройке кораблей на Самосе.

Некоторые студенты, не сумев найти в источнике ответы на интересующие их вопросы, обращаются вместо источника к научной литературе, причем нередко положения, заимствованные из чужих исследований становятся основой работы, а отдельные свидетельства источников используются иллюстративно для подтверждения готовых положений, заимствованных из литературы. В этом случае работа из самостоятельного исследования превращается в компиляцию, а иногда и в плагиат. Начинающему автору необходимо иметь в виду, что создать новое знание можно только, основываясь на критическом анализе источника, что все аргументы в конкретном исследовании основываются только на материале источника, а научная литература в лучшем случае помогает сориентироваться в контексте и точнее понять то, о чем идет речь в источнике. Она ни в коем случае не может служить заменой источника. Иногда студенты, не справившись с анализом своего источника, по собственной инициативе без ведома преподавателя привлекают на подмогу другие источники, вернее те их свидетельства, которые попадаются им в научной литературе. Фактически это является одним из вариантов уже охарактеризованной выше ситуации.

Заключение должно содержать четкий и ясный ответ на тот главный вопрос, который сформулирован во Введении, причем этот ответ должен напрямую вытекать из конкретных выводов по каждому пункту Основной части. Нередко студенты, забыв о сути этого раздела, начинают строить в нем глобальные выводы и развивать идеи, очень слабо связанные с основной задачей доклада. Это является грубой ошибкой. Заключение должно быть максимально конкретным и компактным. (По А.Л.Смышляеву)

Программа «Развитие» является комплексной, а, следовательно, включает все основные направления развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.

Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три-четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов – их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развитие умения пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. использование сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами понимают общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень – более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления:

Ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).

Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности и т. д.

Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.



Конструирование . Этот раздел является важным разделом для овладения средствами умственной деятельности. Он содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.

Развитие элементарных математических представлений . Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела – обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зрительно представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).

Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы – формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве. Для этого необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.

Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте . Этот раздел предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую. В процессе реализации программы дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.

Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача – научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.

В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не должно мешать творческому процессу – созданию художественного образа. Важнейшая задача – развивать творческую фантазию и способность выразить средствами живописи свое отношение.

Развитие игровой деятельности детей – одна из главных задач программы «Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется на два основных вида игры дошкольника – сюжетно-ролевую игру и игру с правилами. Учитывая специфические особенности этих видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.

Достоинствам программы является четкая выстроенность, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.


2.3. Задачи и организация работы в различных
возрастных группах

Согласно концептуальным положениям, представленным в программе, ведущим в образовании дошкольника является организация его собственного опыта.

Н.Е. Веракса характеризую специфику образовательной программы подчеркивает «первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого – создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ ознакомления не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики, и т. п. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.

Для понимания сущности познавательных способностей важно учитывать способы регуляции поведения ребенка при решении им задач разных классов. Было выявлено три основных позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

Первый способ взаимодействия с реальностью – нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.

Второй способ – смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А.В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.

Третий способ – преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, проявляется в следующем:

Возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

Развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

Развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

Согласно программе «обучение построено по принципу поступательного движения от одного возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная задача в младшей группе (три-четыре года) – развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре-пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели). В старшей группе (пять-шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования. В подготовительной группе (шесть-семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior – внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план».

Организация воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах. Численность подгрупп составляет 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Наряду с указанным выше выделим характерные особенности образовательной программы «Развитие»:

Реализация личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности;

Развитие собственной активной позиции у ребенка посредством предоставления ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

Развитие личности ребенка, формирование значимых качеств осуществляется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми;

Направленность программы на развивающее обучение;

Реализация задач социального или нравственного воспитания детей достигается посредством «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой»;

Реализация задач развития эмоционально-личностных отношений между детьми, осуществляется через включение ребенка в совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д.

Альтернативой образовательной программе «Развитие» является программа «Одаренный ребенок». Однако, указанная программа предназначена для работы с одаренными дошкольниками шести и семи лет и рассчитана на 2 года. Положительным является то, что обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А. Венгера о развитии детских способностей. Отличительной чертой программы «Одаренный ребенок» является то, что она предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных дошкольников в плане их общих способностей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. В целом по методическим подходам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите теоретических положения, которые составили основу программы «Развитие».

2. На развитие каких способностей детей дошкольного возраста направлена программа?

3. Укажите основные разделы программы.

4. Охарактеризуйте сенсорное воспитание дошкольников.

6. Какие основные направления включает раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»?

7. На что ориентирован раздел «Развитие элементарных математических представлений»?

9. На что ориентирован раздел «Изобразительная деятельность»?

10. Назовите основные виды игры дошкольника.

11. Назовите основные позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

12. Назовите основные общеразвивающие эффекты программы «Развитие».

13. Укажите центральные задачи развития дошкольника на различных возрастных этапах.

14. Назовите образовательную программу, которая по методическим принципам совпадает с программой «Развитие».


ТЕМА 3

Программа «Детство»

План

3.1. Концептуальные положения программы.

3.3. Организация жизнедеятельности детей.

3.4. Методическое обеспечение образовательной программы.

27. Характеристика основных разделов бизнес-плана

Среди целей предприятия выделяют: эффективное использование имеющихся преимуществ для того чтобы стать ведущей фирмой на рынке данного товара, занять определенное место на рынке, обеспечить прибыль и объем продаж в определенном объеме. Раздел стратегии включает описание способов и путей достижения указанных целей: сконцентрировать силы и средства на определенном направлении, сократить затраты на инвестиционной или эксплуатационной стадии проекта за счет чего-либо, использовать преимущества в данной сфере и возможности в другой.

Раздел описания и текущего состояния проекта должен представлять суть проекта, давать характеристику состояния дел, обоснования для уверенности в успехе проекта.

Раздел, касающийся менеджмента и собственности, содержит информацию об организационной форме бизнеса, содержании учредительных документов, данные об основных руководителях (об их образовании, практическом опыте работы и деловой репутации).

Раздел исследования рынка и его сбыта содержит информацию о неудовлетворенных потребностях и сегментации рынка сбыта, потенциал рынка и прогнозы объемов продаж, сведения о конкурентах и барьерах входа на рынок.

В разделе о продукции и услугах необходимо описать специфику производства с учетом конкурентных преимуществ, расценки и себестоимость продукта как в России, так и за рубежом, технические характеристики производства, нормативы и стандарты, в соответствии с которыми будет производиться продукция.

Графики проведения работ, поставок сырья и материалов описываются обычно в разделе оперативные планы.

В разделе, посвященном оценке риска, должна быть приведена оценка финансово-экономических, технических и социально-политических рисков. Под оценкой риска, как правило, понимают анализ чувствительности производства к тому или иному виду риска; здесь делается прогноз выполнения бизнес-плана при изменении начальных условий.

автора Варламова Татьяна Петровна

42. Характеристика основных типов и видов инфляции Различают следующие типы инфляции: 1) скрытую (подавленную);2) открытую. Выделяют: 1) по проявлению:а) внутреннюю инфляцию (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);б) внешнюю (снижение

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

64. Характеристика основных форм ссудного процента Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые возможно по ряду признаков.1. По формам кредита:1) коммерческий процент – устанавливается по договоренности между юридическими лицами, при

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

84. Характеристика основных элементов банковской системы Банк является основным элементов банковской системы. Это означает, что он должен:1) обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого;2) функционировать в рамках общих и

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

2.2.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса. Характеристика его разделов и статей Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

62. Понятие и характеристика основных счетов Основные счета применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу и размещению, а также по источникам его образования. Учитываемые на них объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм

Из книги Бухгалтерский учет автора Шерстнева Галина Сергеевна

33. Характеристика основных хозяйственных процессов Производственная или хозяйственная деятельность предприятия состоит из трех основных хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации продукции. Производственный процесс состоит из трех этапов

автора Автор неизвестен

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МСА И РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА (состав, перечень документов, их классификация и внутренняя

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности 3.1.1. Сущность организации инновационной деятельности Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

20. Раздел бизнес-плана. Фирма, ее бизнес Бизнес-план может состоять из следующих разделов:1) резюме фирмы (содержит сведения о фирме);2) виды товара, услуг, производимой продукции, которая является предметом бизнеса;3) анализ рынка сбыта товаров и

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Структура бизнес-плана Одним из надежных вариантов организации деловых процессов в компании является процедура использования внутреннего бизнес-плана. В бизнес-плане словесно и при помощи цифр излагаются ключевые вопросы, касающиеся поставленной маркетинговой цели.

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 40. Характеристика наличия основных фондов на дату и в среднегодовом исчислении. Балансы основных фондов по полной и остаточной стоимости Балансы основных фондов используются для характеристики динамики объема основных фондов за год.Баланс основных фондов

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Разработка бизнес-плана При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих вопросов.1. Что у меня есть? Это оценка своего положения на сегодняшний день, оценка ресурсов, активов и наличных средств.2. Чего я собираюсь добиться? Это стратегия процесса. Каковы

автора Абрамс Ронда

Объем бизнес-плана Насколько объемным должен быть идеальный бизнес-план? Никаких магических чисел не существует, но мы советуем использовать следующие руководящие принципы: Ограничьте собственно план (исключая финансовую часть и приложения) 15–35 страницами; 20 страниц

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Обновление бизнес-плана В некоторых случаях поиски финансирования занимают несколько месяцев. За это время планы вашей компании могут измениться (особенно если речь идет о новом предприятии). Но вы должны быть уверены, что бизнес-план соответствует текущей деловой

Состоит из следующих разделов:

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)».

Раздел 2. «Общее описание компании».

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)».

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)».

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта».

Раздел 6. «Производственный план».

Раздел 7. «План маркетинга».

Раздел 8. «Юридический план»

Раздел 9. «Организационный план».

Раздел 10. «Оценка риска и страхование».

Раздел 11. «Финансовый план».

Раздел 12. «Стратегия финансирования».

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)»

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту - предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Раздел 2. «Общее описание компании»

Собственно бизнес-план начинается с общего описания компании. Его объем не должен превышать нескольких страниц. В описании следует отразить основные виды деятельности и характер компании. Не нужно вдаваться в детали, поскольку их можно изложить в других разделах.

В данном разделе следует ответить на следующие вопросы. Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг? Что и как она намерена предоставлять своим клиентам? Где она расположена? В каких географических пределах она намерена развивать свой бизнес (в своей местности, в масштабах страны, в международных масштабах)?

Следует предоставить также некоторые сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания. Находится ли ее бизнес на начальной стадии, когда она еще не имеет полностью разработанный ассортимент продукции? Имеет ли она разработанный ассортимент товаров, но еще не начала маркетинг? Или же она уже ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности? Т.е. доказать возможность выполнения проекта.

Очень важно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические районы. Или, может быть, она надеется стать открытой компанией либо привлекательным кандидатом на поглощение другой фирмой. Изложение таких целей важно для рецензента и может способствовать возникновению у него значительного интереса к предложениям. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)»

В этом разделе бизнес–плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

3. Название товара.

4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

6. Дорогие ли эти товары (услуги)?

7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

8. На каких рынках и каким образом они продаются?

9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

11. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

12. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

13. Имеет ли данный товар фирменную марку?

14. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)»

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:

1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?

2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?

6. Как предполагается реагировать на эти изменения?

7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?

9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес–плана необходимо представить:

Оценку потенциальной емкости рынка.

Оценку потенциального объема продаж.

Оценку реального объема продаж.

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта»

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по таким критериям, как реклама, размещение, продукция, услуги, цены и имидж.

Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5-ти или 10-ти балльной системе. Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

Раздел 6. «Производственный план»

Является одним из основных разделов бизнес-плана, в котором рассматриваются основные производственные показатели и объемы реализации продукции, переменные и постоянные издержки, план по персоналу, затраты на амортизацию основных производственных фондов, требования к организации производственного процесса и основные технико-экономические характеристики производства, специализированного оборудования и используемых технологий.

В данном разделе подробно описывается путь, с помощью которого планируется наладить производство и реализацию продукции с указанием проблемных и узких мест, на которые необходимо обратить особое внимание и средств (методов) их преодоления.

Раздел 7. «План маркетинга»

Основная цель заключается в том, чтобы показать потенциальному инвестору (стратегическому партнеру) элементы маркетинговой программы претендента, стратегии и тактики его поведения на рынке. Кроме того, в рамках маркетингового плана часто оценивается объективность анализа конкуренции на конкретном целевом рынке и концентрация внимания руководства компании на наращивании ключевых конкурентных преимуществ.

Маркетинговый план имеет крайне важное значение в структуре бизнес-плана, поскольку он определяет оптимальную стратегию компании на рынке и во взаимоотношениях с внешними партнерами и конкурентами, а потому от его объективности и проработанности во многом зависит успех рыночной деятельности компании. Маркетинговый план можно разбить на три взаимосвязанные структурные части:

1. конкурентный анализ;

2. формирование конкурентной (деловой) стратегии компании;

3. формирование программы маркетинга (особенности используемого инструментария маркетинга).

Раздел 8. «Юридический план»

В этом разделе, который особенно важен для новых предприятий и фирм, указывается та форма, в которой намечается вести дела. Практически, речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частная фирма, кооператив, государственное предприятие, СП и так далее.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех проекта, и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.

Конкретное наполнение раздела соответственно зависит от выбранной правовой формы организации. Западные инвесторы предпочитают иметь дело с предпринимателями, вкладывающими в дело свои собственные средства. Малое предприятие – наиболее короткий путь к успеху для начинающего предпринимателя, особенно, в сфере перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Эффективность малых предприятий состоит в том, что они способны активизировать структурную перестройку экономики, дать широкую основу выбора потенциальным потребителям и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Раздел 9. «Организационный план»

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные:

– квалификация;

– прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координацию и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.

Раздел 10. «Оценка риска и страхования»

Раздел разбит на две части. В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

Раздел 11. «Финансовый план»

Раздел бизнес-плана, посвященный , во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и/или обосновать реальность достижения его целей в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля.

Раздел 12. «Стратегия финансирования»

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько средств требуется для реализации данного проекта? Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».

2. Источники финансовых ресурсов и формы их получения. Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Источник - Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Томск, 2004. 53 с
Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов /Учебно-методическое пособие, под общей редакцией Савельева Ю.В., Жирнель Е.В., Петрозаводск, 2007.

Лекция – 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (предмет, задачи, система, методы, история)

Лекция – 2 ЛИЧНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

сфера, индивидуально-психологические особенности)

Лекция – 3 ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА

Лекция – 4 ПИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ

Лекция – 5 ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Лекция – 6 ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО

Лекция – 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Лекция – 8 ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

раздел юридическая психология расследование


Лекция - 1

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(предмет, задачи, система, методы, история)

Известно, что слово «психология» имеет греческое происхождение (психо – душа и логос - наук) и означает науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой и с окружающим его миром в целом. Но мало кто знает, что пугающее для многих слово «психо», от которого происходят не менее пугающие и стыдные для рядового обывателя слова и понятия «псих» и «психушка», связаны с именем древнегреческой девушки Психеи, которая затмила своей красотой Богиню Любви Афродиту.

Влюбившись в ее сына Эрота, Психея ради этой любви смогла преодолеть множество тяжелых испытаний, недоступных простой смертной девушки, и в итоге стала его избранницей и была возведена Зевсом в ранг Богини.

Этот древнегреческий миф в символической форме возносит Силу Человеческой Любви до Божественных высот, приравнивая ее с Божественной Силой. Поэтому стремление к Любви является высшим назначением человеческого сердца и человеческой души. И идеалом высших проявлений души является Любовь. А душа, способная к беззаветной Любви, излучающая Любовь и есть «Психея». И ассоциации с страшными «психушками» здесь уже выглядят достаточно приземлено.

Тем более, что и во всех сегодняшних традиционных религиях именно Любовь к Всевышнему, Себе, Своей Отчизне, Своим Близким и т.д. является высшим проявлением человеческой души. И изучать с помощью специально разработанных научных подходов то, как функционирует и проявляет себя душа в различных жизненных ситуациях – это очень интересное и увлекательное занятие. Оно не бывает скучным.

Что же касается изучаемой нами юридической психологии, то этот аспект функционирования человеческой души находится в сфере действия установленных обществом законов или в сфере действия права.

В связи с этим дадим определение юридической психологии, как науки.

Юридическая психология – это самостоятельная отрасль психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей и закономерностей развития личности в сфере действия права.

Являясь прикладной дисциплиной и результатом интеграции психологии в юриспруденцию, она, вместе с тем, имеет и самостоятельное значение, которое неуклонно возрастает с расширением правовой деятельности в обществе.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что основная ее проблема – это изучение личности как субъекта и объекта деятельности в сфере правоотношений.

Объектом юридической психологии являются личность и социальные группы, являющиеся носителями правовых отношений, а в качестве предмета выступают психологические механизмы, обусловливающие различные формы правонарушений и поведение законопослушных граждан, работников юридического труда.

Основная задача юридической психологии во многом совпадает с основной задачей правовой науки или юриспруденции – обеспечение правовой грамотности и компетентности, коррекционно-реабилитационной работы среди граждан. Но при этом следует указать, что наиболее востребованным ее назначением является оказание помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности. Кроме того, юридическая психология ставит перед собой следующие вполне конкретные задачи:

1. Исследование психологических механизмов, способствующих или препятствующих эффективному усвоению правовых норм.

2. Выявление психологической природы правонарушений и факторов, обуславливающих социопатогенез, с выработкой мер по их нейтрализации.

3. Разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-правового, семейного законодательства и процесса его применения, других правоотношений между людьми.

4. Исследование психологических особенностей профессий юридического труда в целом и отдельных видов правоохранительной деятельности (следователя, судьи, адвоката).

5. Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок, разработка профессиограмм профессиональной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального отбора на службу в правоохранительные органы.

6. Изучение индивидуально-психологических особенностей правонарушителей и преступников.

7. Изучение механизмов преступного поведения, мотивации отдельных видов преступлений.

8. Исследование психологических механизмов исправительной системы наказания в плане эффективного исправления поведения осужденных и профилактики рецидивов повторных правонарушений.

9. Совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленной на сокращение преступности в стране.

И это только самые основные и востребованные на сегодня задачи ЮП.

Механизм противоправного поведения имеет сложную природу, поэтому при его изучении необходим системный подход, который предполагает комплексное использование правовых психологических дисциплин: уголовного, правового, гражданского права, криминалистики и т.д., как общая, возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, психологии управления и общения, психиатрии. Содержание юридической психологии предполагает наличие следующих разделов:

1. Методологический. Включает в себя предмет, задачи и методы изучения, используемые в рамках данной науки. Исторический аспект развития юридической психологии;

2. Правовая психология – раздел, изучающий психологические механизмы правовой социализации личности, десоциализации, приводящие к правонарушениям;

3. Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп;

4. Психология юридического труда – раздел, изучающий психологические характеристики процессуальной деятельности, психологические основы судопроизводства и других видов деятельности работников правоохранительных органов;

5. Проблемы судебной психологической экспертизы;

6. Психология осужденных (пенитенциарная психология), изучающая особенности личности осужденных, психологические основы их реабилитации, методы психолого-педагогического воздействия на них, с целью коррекции поведения и последующей адаптации.

Методы юридической психологии

Основными методами, которые используются юридической психологией – это различные методы беседы и опроса, методы обобщения и анализа материалов дела и независимых характеристик, структурного и структурно-генетического анализа, биографический метод, психодиагностические методы, методы наблюдения и эксперимента, изучения результатов деятельности личности, метод изучения отдельного случая.

В частности, беседа строится на доверительном общении с исследованным лицом при помощи непрямых, косвенных вопросов, через которые формируются общие личностно-значимые точки соприкосновения, что делает опрос более эффективным и затрудняет возможность формирования лживых умозаключений и высказываний.

В целом, метод опроса – это сбор первичных данных, на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, о субъективных состояниях личности. Используемые психологами и следователями методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенный (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысла). Они могут иметь открытый (призывающий к подробному описанию предметов и явлений) или закрытый (конкретика типа «да» или «нет») характер. При опросе важен грамотный баланс открытых и закрытых вопросов, что повышает эффективность в получении нужной информации. Этому можно быстро научиться и закрепить в работе.

Методы наблюдения может быть внешними (сторонними), внутренним (включенными) и самонаблюдением.

Внешнее наблюдение ведет экспериментатор. Он описывает внешность личности, ее изменения, двигательные и эмоциональные реакции, поведение. Для регистрации наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи на магнитофон, применение фотосъемки и киносъемки. Но в условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона, здесь есть определенные ограничения по использованию оперативной информации. Но данные, получаемые в ходе наблюдения за поведением обследуемого при допросах, очных ставках, следственном эксперименте могут помочь в судебном заседании более четко определить устойчивые личностные свойства, особенности привычного реагирования в кризисных ситуациях.