Темы исследовательских работ по обществу. Исследовательская работа по обществознанию на тему

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец»

Мари – Турекского района Республики Марий Эл

Проектная работа по обществознанию

на тему:

«Социальный портрет сверстника»

Руководитель: Набиева Илнура Мансуровна, учитель истории и обществознания.

СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение:

- актуальность;

- цели и задачи.

    Основная часть:

- ход работы.

    Заключение.

    Список источников.

Введение. Сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и мне, то есть в данное время моими сверстниками являются 11-13 летние подростки. Каков же он, современный сверстник, каковы его интересы и занятия? Я поставила перед собой цель: создать социальный портрет сверстника. Определила задачи: - узнать, чем занимались сверстники в нашем посёлке 100 лет назад; - узнать о занятиях и интересах 12- летних подростков 50 лет назад; - узнать о жизни моих сверстников 25 лет назад; - узнать интересы современных подростков на примере моего класса; - сравнить, обобщить все полученные результаты и составить социальный портрет моего сверстника.

Основная часть: ход работы. Работа над проектом началась со сбора необходимой информации. Из Интернета и школьного архива я узнала, что 100 лет назад в нашем посёлке мои сверстники учились в Ульяновском трёхклассном училище. Скорее всего, в 12 - 13 лет как раз и заканчивали начальное обучение. А среднее образование они получить не могли, так как в нашем посёлке в то время не было средней школы. В этом училище учились дети из деревень и дети лиц, занимавших различные должности на заводе. Изучали Закон Божий, математику, русский язык, историю Отечества, основы стекольного дела. А чуть раньше, в конце19 века, ребята после учёбы работали у мастеровых подмастерьями. Ученики того времени были любознательными, более прилежными и послушными. О занятиях и интересах 11-13 – летних подростков 50 лет назад я узнала от своей бабушки. В 60-е годы мои сверстники учились в обычной средней школе. После уроков они помогали родителям по хозяйству. В семьях было по несколько детей, поэтому старшие присматривали за младшими. Подростки 60-х годов также помогали родителям в полях и огородах, ухаживали за домашними животными. Но на игры время тоже оставалось. Увлеченя ребят того времени были совсем другие. Не было ни компьютеров, ни телефонов. Даже телевизоры были не у всех. На той улице, где жила моя бабушка, было много детей. Все они собирались в свободное время и играли в различные игры. А чем занимались ребята моего возраста четверть века назад, я узнала у своей тёти. 26 лет назад, в 1988году, моя тётя и её сверстники тоже учились в школе. Образование уже стало 11- летним. Учеников в классах было много. Их школьная жизнь тоже была интересной. Тогда ещё были пионерская и комсомольская организации. Ученики помогали старым, одиноким людям, занимались сбором макулатуры, ходили в походы, на костры и турслёты и, конечно, помогали родителям. Для того, чтобы подробнее узнать о современных сверстниках, я составила анкету и провела опрос среди ребят моего класса. Оказалось, что мои сверстники, в основном, с удовольствием ходят в школу, хотя и не всем нравится учиться. Но таких ребят немного. Мои сверстники в свободное время гуляют, играют, слушают музыку. Помогают родителям в свободное от учёбы время совсем немного человек, что явно отличает современных подростков от ребят предыдущих поколений. У моих одноклассников есть различные увлечения. В основном, это занятия физкультурой и спортом и бисероплетение. В единичных случаях – кулинарные увлечения, чтение художественной литературы, рисование, коллекционирование и изготовление поделок из дерева. Несмотря на большое влияние и присутствие компьютеров в жизни современных подростков, ребята из моего класса сделали выбор в пользу подвижных игр с друзьями на свежем воздухе. А чтение книг оказалось предпочтительнее только у 6-ти человек.

Заключение Таким образом, можно сделать вывод и составить социальный портрет сверстника. Он будет выглядеть следующим образом: Мои сверстники: - это учащиеся средней школы; - это ребята, отдающие предпочтение общению с друзьями и активному отдыху; - это подростки, у которых есть различные увлечения; - к сожалению, малочитающие, хотя и не совсем отвергнувшие книгу в пользу компьютера; - это ребята, недостаточно помогающие своим родителям, и, скорее всего не потому что они ленивые, а потому что родители не просят о помощи; - это подростки, признающие трудности современной подростковой жизни.

Рекомендации: 1. Несмотря на присутствие в современной жизни компьютеров и сотовых телефонов, не забывать о чтении книг . Именно благодаря чтению художественной и научно- популярной литературы у человека развиваются речь, память, внимание, мышление. Читающий человек лучше адаптируется в обществе. Без труда сможет объяснить и понять других людей. 2. Обязательно помогать родителям . Труд облагораживает человека. Совместные семейные дела, обязанности сплачивают семью, делают её крепче .

Список источников: 1. Школьный архив. 2. Интернет- ресурсы. 3. Беседы с родственниками. 4. Анкетирование.

В представленных темах исследовательских работ по обществознанию предполагается рассмотрение следующих понятий: государственная власть, гражданское общество, конституция, межнациональные отношения, право и правовая система, социальная политика, государственный долг, семья, демография, политика и политические партии, выборы и т.д.

Среди перечисленных тем можно подобрать актуальную тему исследовательской работы по обществознанию для любого класса школы (5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс).

Данные темы проектов по обществознанию можно упрощать, расширять, изменять на свое усмотрение.

Темы исследовательских работ по обществознанию


Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности.
Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни
Влияние русского права на формирование российской правовой системы.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной компании.
Внешний государственный долг России и его погашение.
Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
Государственная власть в истории России.
Государство и гражданское общество.
Доблесть и честь русского воинства.
Дружба – центр межличностных отношений.
Знания и умения в информационную эпоху.
Значение технического прогресса в жизни общества.
Идеальная форма правления современного российского государства.
Институты гражданского общества в современной России.
Информационное общество и эволюция человеческих потребностей.
История герба России
История появления Конституции РФ
Как голосуют россияне: мои наблюдения и выводы.
Конфессии в России.
Международный терроризм – глобальная проблема современности.
Место отдельного человека в жизни общества.
Место традиций в жизни современного человека.
Мировая урбанизация в XXI веке.
Мировое сообщество и его влияние на Россию.


Мировой экономический кризис: причины и последствия.
Мое здоровье принадлежит только мне.
Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ)
Органы местного самоуправления в моём регионе.
Основные направления политики государства в области культуры.
Основные направления социальной политики российского государства.
Основные теории зарождения жизни на земле.
Особенности развития института государственной власти в советский период.
Подростковая преступность.
Политика государства в области охраны окружающей среды
Политические партии в современной России.
Политический терроризм в истории России.
Построение правового государства в современной России.
Проблемы демографической стабилизации ситуации на Земле.
Проблемы социализации молодежи в современных условиях.
Пропаганда здорового образа жизни.
Процесс экономической глобализации. Его истоки, сущность и значение.
Развитие парламентаризма в России.
Развитие самосознания в подростковом возрасте.
Реализация принципа разделения властей в формировании российской государственности.
Роль образования для достижения успеха в жизни.
Роль политических партий в формировании и становлении российской государственности.
Роль средств массовой информации в демократическом правовом государстве.
Россия унитарная: миф или реальность.
Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия.
Самые вредные достижения цивилизации.
Свобода совести.


Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
Семья – как малая группа и социальный институт. Проблемы современной семьи и пути их преодоления.
Семья в Древней Руси.
Смертная казнь: за и против.
СМИ и государственная власть в России.
Современная демографическая ситуация в России.
Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
Социальная ситуация и социальные проблемы современной России.
Социально-психологические особенности молодёжных субкультур.
Социальный контроль.
Способы, пути предупреждения преступлений.
Тенденции духовной жизни современной России.
Теории возникновения жизни на земле.
Терроризм, как фактор укрепления авторитарного государства.
У истоков политических партий российского общества.
Федерализм в России: успехи, проблемы, перспективы.
Формирование класса буржуазии в России.
Формирование культуры русского народа.
Формирование менталитета русского народа.
Формирование русской элиты.
Формирование сословий в российском обществе
Хип-Хоп, как стиль жизни.
Ценности здорового образа жизни в молодежной среде.
Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ.
Этика, мораль и политика.
Этнические и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни.

Темы проектов:

Жизненные цели молодого поколения России (по материалам СМИ)

Мои знакомые – пользователи Интернета (микросоциологическое исследование)

Мотивы учебной деятельности старшеклассников (микросоциологическое исследование)

Как изменить структуру потребления духовных ценностей школьниками (по материалам СМИ, бесед с родителями и учителями)

Интерес молодежи к текущим политическим событиям (по материалам Интернета и собственного макросоциологического опроса)

Какие человеческие качества наиболее ценят старшеклассники (микросоциологическое исследование)

Как повысить роль образования в развитии российского общества (по материалам прессы и интервью с учителями)

Использование достижений НТП в учебном процессе (на примере школы)

Яркая индивидуальность и зрелая личность (опыт сравнительной характеристики на примере литературного героя).

Возражая Фрейду (Соглашаясь с Фрейдом) во взглядах на структуру личности.

Отношение молодых к профессии педагога.

Кто выбирает профессии социально-гуманитарной направленности: социальный портрет.

Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе профессии.

Самые востребованные профессии: сегодня и 50 лет назад.

Наука и искусство – два способа постижения мира.

Объективное и субъективное в социальном познании.

Паранаука как явление социальной жизни.

Рынок труда и молодежь.

Молодежь середины 20 и начала 21 века: ценностные приоритеты. (Социологическое исследование)

Стили конфликтного поведения (по материалам СМИ)

Зачем человеку семья? (социологическое исследование)

Образ жизни современного старшеклассника.

Проект предложений к закону о молодежи.

Социальное развитие в программах политических партий России.

Создание (совершенствование) системы самоуправления в классе (школе)

Какие качества будущего политического лидера могут и должны быть сформированы в школе? (на основании социологического опроса старшеклассников)

Создание школьного общественно-политического журнала

Какой тип политической культуры преобладает у старшеклассников нашей школы?

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2002

Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.,1998

Гуревич П.С. Введение в философию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998

Климов Е.А. Профессии научных работников: Учеб пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М., 2005

Малышевский А.Ф. Введение в философию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.

Методология социальных и гуманитарных наук/ под ред. С.А. Лебедева. М., 2006

Мухаев Р.Т. Политология. М.,2007

Мушинский В.О. Азбука политики. М.,1998 www. uznai- prezidenta. ru (Уроки демократии)

http:// www. levada. ru (центр изучения общественного мнения)

I . Введение.
Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа. Впервые опубликовал свои работы по мордовской свадьбе П.И. Мельников – Печерский в «Симбирских губ. ведомастях» за 1851 под названием «Эрзянская свадьба» (№25) и «Мокшанская свадьба» (№26). Не случайно А.Н Посадский называет П.И Мельникова _ Печерского первооткрывателем мордовской свадебной поэзии. В 1866 г. этнограф С. Крантовский публикует в «Самарских губ. ведомастях» (№26) статью «Свадьба у Мордвы Бугульминского уезда Самарской губернии. И. И. Лепехин, И.Г.Георги, М.Д. Чупнов, М. Попов, Д.Н. Орлов, В. Ауновский, так же занимались собиранием и изучением мордовских свадебных обрядов. Значительную роль сыграла деятельность В.Н. Майнова. В работах «Очерки быта Мордвы» (1879) и «Очерк юридического быта Мордвы» (1885) он обобщил сведения о мордовском народе, собранные как его предшественниками, так и им самим. В период с 1880 по 1917 годы, начинает свою собирательную и научную деятельность выдающийся мордовский фольклорист, этнограф, историк и литвист М.Е. Евсевьев (1864 - 1931). Он произвел первые научные записи текстов свадебной поэзии и изучил их связи с обрядами. Традиционные обряды мордвы привлекли внимание не только ученых этнографов, историков и фольклористов. Мордовская свадьба стала источником творчества ряда художников Мордовии, которые попытались передать столь сложное театральное действо, характер персонажей и само праздничное настроение в своих работах. Следует отметить таких художников как Ф.В. Сычков и его картина «Молодая», И.И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы. Приданое», В.А.Попков «Свадьба в селе», «Невеста», О.В. Филипеня «Мордовские невесты», Медведев Г.А «Плачь мордовской невесты».
Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования. Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы. 2. Задачи исследования. ·
Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы. · Воссоздать целостную картину бытования свадьбы. · Обобщить изученный материал. · Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
5. Интервью

4. Объект исследования
Мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
5. Предмет исследования
Мордовская свадьба, в Зубово-Полянском районе, как историко-культурное и этнографическое явление.
\
6. Гипотеза
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
7.Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
II . Основная часть.
1. Свадебные обряды мордвы.
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи. Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом. У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня - ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее. Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе. Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом. В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы. После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой. Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы. Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения. Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы. Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды - Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой. Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников. В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу. Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. 2. Интервью
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя секции краеведения Зубово- Полянского района Якуниной Анны Петровны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1. С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.
2. Что вы можете рассказать о сватовстве?
Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки-невесты. Учитывалась здесь добрая слава рода, трудолюбие, здоровье девушки-невесты и состояние ее родителей. Оно продолжалось в доме невесты, куда приходили «ходоки» со стороны жениха. Выбирали один из легких дней, то есть, когда людям везет. Здесь, они, вместе с родителями невесты после некоторых церемоний, или даже споров, договаривались о цене, дарах и т.д. В зависимости от материального состояния родителей жениха, невесте давали разную цену.
3. Так же я слышала о таком обряде, как «васта варжама». Что вы можете о нем рассказать?
После церемонии «сватовства» родители невесты приходили в дом жениха, осматривать его имущество. И если родители невесты удовлетворены, то они приглашали приехать к себе на окончательный «пропой», это называется «прокс симома»- по-мордовски.
4. Было ли венчание у мордвы, и в чем заключалась данная церемония?

Венчание у мордвы появилось после принятия христианизации. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались. «Брак-это есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью, обещание жениха и невесты взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
5. Кто готовил свадебные наряды для жениха и невесты? Для жениха родители справляли так называемый полный костюм. Полный костюм состоял из рубахи, пиджака, длинных брюк, обуви, головного убора (кепки, или же фуражки)- был приобретен на семейный бюджет. В этом приобретении активное участие принимал отец.
Особое внимание уделяли костюму девушек. Девушка, когда на выдаче, и платок купят поярче, и лент родители не пожалеют. Основная забота за их наряд лежала на матерях. Деньга на них женщины выделяли из средств, которые получали от продажи холста, молочных и овощных продуктов. Девичья одежда составляла основную, а порой и единственную часть приданного, которое являлось неотъемлемым женским имуществом. По народным обычаям свадебный наряд переходил от матери к дочерям. В возрасте с 7 до 8 лет девочки уже приступали к вышиванию, а с 14-15 лет они уже начинали ткать. С раннего возраста девочки начинали готовить себе свадебный костюм, который назывался «шуваня щам».
6. В те времена у девушек были довольно интересные имена. А сохранялось ли имя девушки после замужества?
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»).
III . Заключение
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине. Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было. История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы. В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.

Что такое проект и для чего он нужен

Проект – это самостоятельная творческая разработка. Он отличается от обычного учебного задания тем, что:

    его можно выполнять в группе, распределяя задачи между всеми участниками

    тему можно выбрать абсолютно любую, даже выходящую за рамки учебного предмета, в зависимости от интересов участников

    работа над проектом предполагает более длительный промежуток времени подготовки, что дает возможность использовать различные методы исследования и более глубоко проникнуть в суть проблемы.

Проект помогает развить творческие способности и показать себя с лучшей стороны.

Как выбрать тему проекта?

Работа над проектом – это один из видов творчества. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблемы. Прежде чем начать работу над проектом, необходимо определить проблему, то есть главный вопрос, на который необходимо найти ответ. Что такое проблема? В философском словаре древнегреческое слово проблема (problema ) переводится как преграда, трудность, задача, это вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблему необходимо исследовать. Значит проблема – это трудность, требующая решения. Но не всякий вопрос является проблемой. Но что же значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан тому или иному индивидууму. Проблема – это загадка, противоречивая ситуация, вопрос, на который нет однозначного ответа. Задача исследователя – найти эти противоречия и их изучить.

    Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.

    Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

    Что мне интересно больше всего?

    Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, философией или экономикой, политикой или социальной психологией)?

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

    Что из изученного по обществознанию хотелось бы узнать глубже?

    Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, кроме учителей можно обратиться за помощью к родителям, поговорить об этом с одноклассниками, друзьями, знакомыми. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Какими могут быть темы исследования? Все темы можно условно распределить на три группы:

    фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

    экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

    теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Выбранная для проекта тема должна соответствовать следующим требованиям:

    актуальность (современность, злободневность поднятой проблемы)

    наличие новизны (работа должна выходить за рамки изученного)

    формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему

    тема должна быть конкретной.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

    между известным и неизвестным

    между знаниями и умениями

    между сложностью задачи и наличием способа ее решения

    между потребностями и возможностями их реализации

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия – расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Таким образом, ситуация может приобрести проблемный характер, если:

    имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить

    требуется установить сходства и различия, а также причинно-следственные связи

    необходимо обосновать выбор

    требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта

    стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения

Проблема обязательно должна отражать реальную жизнь, быть знакомой и значимой для ученика, а ее решение должно быть важно для учащегося.

Цель проекта – это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и, по возможности, решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации проекта.

Планирование проекта

Класс _______________

План проекта на тему:____________________________________________________________________

Цель

Задачи: _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нужно исследовать? ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники информации _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид информации ________________________________________________________________________________

Конечный продукт ________________________________________________________________________________

Ответственный за работу в группе ________________________________________________________________________________

Распределение обязанностей в группе

Ход работы

ФИ ученика

ФИ ученика

ФИ ученика

ФИ ученика

Что нужно сделать?

Результат выполнения задания

Презентация проекта – это представление своей деятельности на суд зрителей. Важно помнить, что наглядность важна даже в том случае, если продуктом проектной деятельности является реферат, эссе или сочинение. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.

Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, - важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении определенного времени и была связана с обработкой большого количества информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Очень важно научиться выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. Автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность). Презентацию желательно отрепетировать.

Структура речи должна состоять из следующих элементов:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

Во вступлении слушателей необходимо познакомить с темой проекта, ее автором (авторами), озвучить имя докладчика. Далее следует сообщить цели проекта, представить выдвинутую гипотезу, ответить на вопрос, была ли она подтверждена или опровергнута в ходе реализации проекта.

В основной части обосновывается необходимость задач, которые были поставлены и решены для достижения цели, приводятся аргументы в пользу оптимальности выбора методов исследования. Упоминается вклад каждого участника проекта.

В заключении речи дается оценка результатов проекта, особенностей работы над ним, возможные перспективы представленного проекта. Возможности участия с данным проектом в конференции, конкурсе, в работе школьного музея.