Понятие виды и особенности исчисления рабочего времени. Рабочее время. Нормальное рабочее время

Есть ряд признаков, по которым можно определить в человеке склонность к проявлению этого типа конфликтогенов:
1. Снисходительное отношение к окружающим
Как правило, человек относится ко всем с показной доброжелательностью, при этом демонстрируя свое доминирование в том или ином аспекте. Он часто говорит фразы типа: «Вы только не обижайтесь, но я объясню Вам, как это надо делать», «Как можно было допустить ошибку в таком элементарном деле?», «Как же получилось, что Вы не знаете таких простых вещей» и т.д. Такое отношение однозначно вызывает негативные реакции, протест, обиду.
2. Хвастовство
Человек часто явно или скрыто выставляет на показ свои достоинства, показывает только те знания и умения, которыми владеет в совершенстве, старательно замалчивая те, где его может кто-то превосходить. Обычно, такой человек вызывает раздражение и желание его осадить, поставить на место.
3. Категоричность
Человек излишне уверен в своей правоте и всячески старается показать это окружающим, безапелляционно высказывая свою точку зрения, и пытаясь навязать ее собеседнику, при этом активно подавляя его. Такой человек часто использует короткие категоричные высказывания следующей конструкции: «Все чиновники – взяточники», «Все мужья / жены изменяют» и т.д. и стремится оставить за собой последнее слово в разговоре. Категоричность и безапелляционность всегда вызывают протест.
4. Непрошенные советы
Человек, часто из самых благих побуждений, дает советы тогда, когда его об этом не просят. Такое поведение воспринимается как попытка показать свое превосходство, навязать свое мнение и показать несостоятельность того, кому совет адресован. Естественной реакцией на непрошенные советы является раздражение.
5. Прерывание собеседника
Человек склонен часто перебивать собеседника, высказывая свои соображения, выражая свое мнение, не зависимо от того, интересно ли это мнение окружающим. При этом он обычно повышает голос или делает какие-либо жесты, привлекающие внимание.
Также для такого человека характерно исправлять других, например, в каких-либо фактах или просто в произношении того или иного слова, вклиниваясь в разговор. Таким поведением человек дает почувствовать окружающим, сто он считает свое собственное мнение гораздо более значимым, чем их. Реакция в данном случае, разумеется, имеет исключительно негативную окраску.
6. Сокрытие информации
Некоторые люди часто замалчивают какую-либо информацию. Они это делают на полубессознательном уровне и обычно не хотят причинить вреда. Как правило это делается для того, чтобы преподнести свои сведения наиболее эффектно, подгадать время, подождать удобной ситуации.
Тем не менее, намерения в этом случае не играют никакой роли, так как те люди, которые заинтересованы в получении информации, не имея таково начинают чувствовать тревогу, беспокоиться, что-то додумывать, создавать вокруг себя атмосферу неуверенности и нервозности. Разумеется, сокрытие фактов никогда не приветствуется в коллективе и может привести к конфликту.
7. Нарушение этики
Нарушение этики может быть сознательным, имеющим своей целью оскорбить кого-либо, показать свой протес или саботировать какое-то событие, и бессознательным, возникающим по недомыслию или вследствие неосведомленности об этических нормах. К нарушениям этики относят всякие нарушения социокультурных норм, как например использование чужих мыслей без ссылки на автора, причинение эмоционального или физического неудобства без принесения извинений. Часто такое поведение могут счесть, попросту говоря, хамским и реагировать соответственно.
8. Подшучивание
Человек склонен высмеивать всех и вся, часто не имея при этом оскорбительных намерений. Однако шутка может прийтись не к месту и не ко времени. Как правило, это вызывает раздражение и воспринимается как неуважение. В официальной беседе подшучивание над собеседником или над предметом серьезного обсуждения расценивается как нарушение этики.
9. Ложь
Обман является одним из сильнейших конфликтогенов. В абсолютном большинстве случаев люди лгут ради того, чтобы добиться своей цели в ущерб другим. Поведение, противоречащее понятию «честь» воспринимается резко отрицательно и имеет трудно поправимые последствия.
10. Напоминание о неудачах
Этот конфликтоген также относиться к разряду очень сильных, так как имеет чрезвычайно большое влияние на психическое состояние человека. Часто, не задумываясь над последствиями, человек напоминает собеседнику о его промахах и ошибках. Самое малое, что может стать результатом этого напоминание – ощущение дискомфорта у собеседника, но и этого уже достаточно, чтобы поставить под угрозу дальнейший ход беседы, и, не исключено, привести к конфликту.

! Важно помнить: очень часто причиной конфликтов становимся мы сами. Искать признаки конфликтогенов и искоренять их нужно в первую очередь в самом себе.
Бороться с собственным конфликтным поведением можно и нужно.
Для того чтобы избавиться от стремления к превосходству необходимо четко осознавать, что такое поведение – прямой путь к конфликту, следовательно, если Вы замечаете в себе склонность к одному или нескольким описанным типам поведения, Вы должны стараться искоренить в себе такие привычки, внимательнее относиться к своим партнерам и собеседникам, отдавать себе отчет в том, какое впечатление Вы на них производите.
Следуйте советам восточной философии. Великий Лао Цзы учил – все ручьи и реки текут к морю и отдают ему свои воды потому, что море ниже их, так же происходит и с людьми: великими становятся те, кто не держит себя выше других.

Проявление агрессии

Слово агрессия происходит от латинского aggressio – нападение. Агрессия однозначно воспринимается негативно и, как правило, вызывает ответную реакцию и практически неминуемо приводит к конфликту.
Как правило наиболее конфликтны те люди, для которых агрессивное поведение – свойство характера, а не реакция на определенные раздражители и ситуации. Однако таких людей относительно немного.
Среди тех, у кого нарушена пропорция агрессивности в характере, выделяют два типа людей:
люди с повышенной агрессивностью
Такие люди являются постоянным источником конфликтных ситуаций. Они не умеют бороться со своими внутренними проблемами, не привлекая окружающих и не выплескивая на них свои негативные эмоции;
люди с заниженной агрессивностью
Такие люди не являются источниками конфликтов, но часто в них вовлекаются, так как их поведение часто граничит с апатией. Они не склонны высказывать и тем более отстаивать свое мнение, за что их часто считают мягкотелыми и бесхарактерными. Эти люди добиваются в жизни гораздо меньшего, чем они на самом деле заслуживают.
Чаще всего агрессия бывает ситуативной, то есть вызванной объективными или субъективными обстоятельствами, в которых находится человек.

! Важно помнить, что агрессия в большинстве случаев – психическая реакция человека на полученный конфликтоген любого типа. Это значит, что если ваш собеседник проявляет агрессию, причина может скрываться в поведении вас самого.
Для того, чтобы сдержать свою агрессию необходимо дать ей выход. Однако надо помнить, что агрессия, выхлестнутая в коллективе, превращается в сильнейший конфликтоген и влечет за собой конфликт. Но и сдерживать эмоции нельзя, т.к. это может сильно сказаться на вашем психическом и даже физическом здоровье, привести к депрессии, неврозам, бессоннице, язве желудка и т.д.
Что же делать?
Агрессию можно снять самостоятельно. Для этого существует три способа:
пассивный;
активный;
логический.
emm
Пассивный способ снять агрессию выражается в «плаче в жилетку». Для этого можно выбрать близкого Вам человека, психоаналитика или просто того, кто способен вас выслушать, не проявляя негативных эмоций. Человеку необходимо в вербальной – словесной – форме выплеснуть накопившиеся эмоции. Рекомендуется даже поплакать, так как слезы, как ничто другое, снимают напряжение, расслабляют и успокаивают. Физиологически это объясняется тем, что слезы выводят из организма ферменты, вырабатывающиеся при стрессе и раздражении и не дающие потом человеку успокоиться.
Активный способ снять агрессию выражается в использовании двигательной активности. При борьбе с агрессией очень помогают занятия физическим трудом и спортом. Причем, физические упражнения должны быть связаны с какой-либо деятельностью, направленной на деструкцию, например, это может быть колка дров, выбивание ковров и т.п., а спортивные упражнения должны быть связаны с ударами, например, это может быть бокс, борьба, бадминтон или теннис и т.п.
Также большую пользу приносят циклические упражнения, то есть направленные ан методическое повторение одних и тех же элементов, как, например, бег или плавание. Для женщин прекрасно подходит фитнесс и аэробика.
Также агрессию снимают виды деятельности, поглощающие внимание и вызывающие сильные эмоции, таки как чтение детективов, просмотр психологических фильмов и фильмов ужасов, а также рыбалка, охота и т.п.
Физиологически польза активных занятий объясняется тем, что при физических нагрузках сгорает адреналин, являющийся неизменным спутником стресса.
Логический способ снять агрессию больше всего подходит тем, кто ставит работу мысли превыше всего остального и привык безраздельно полагаться на рациональность. Таким людям рекомендуется спокойно анализировать все происходящее, доискиваться до первопричин. Также логический способ предполагает активное использование умственной деятельности, например, при интеллектуальных играх, решении задач и разгадывании сложных кроссвордов.
Работа мысли притупляет эмоции.

Проявление эгоизма

Каждому человеку свойственно в большей или меньшей мере любить себя, однако эгоизм является крайней степенью этого чувства. Эгоисты склонны выстраивать всю свою систему оценок, ориентируясь на собственное благо. Эти люди используют окружающих для достижения своих целей, не считаясь ни с чьим мнением. Разумеется, такое поведение не сожжет восприниматься положительно, и как правило приводит к конфликтам.
Для того, чтобы преодолеть свой эгоизм необходимо чаще оглядываться по сторонам и принимать во внимание интересы других людей. Если этого не делать, то окажется, что эгоист находится в вакууме, вокруг него образуется пространство, не заполненное сочувствием и пониманием или просто положительными эмоциями, а это негативно скажется, прежде всего, на состоянии самого эгоиста.

! Важно помнить, что конфликтогенов в процессе общения можно и нужно избегать,
для этого нужно:
стараться всегда быть тактичным и вежливым, помня о том, что любое неосторожное слово может вызвать конфликт;
четко и недвусмысленно формулировать свои мысли, чтобы всегда быть правильно понятым;
проявлять эмпатию к собеседнику.
emm
Поставьте себя на место собеседника и представьте себе, что он почувствует в ответ на ваши слова и поступки.

Причины конфликта

Люди изучают теорию конфликтов прежде всего для того, чтобы эффективно ими управлять, а управление, как известно, начинается с предвидения. Таким образом, Вы всегда можете сделать прогноз относительно возникновения и дальнейшего развития конфликтной ситуации, если будете знать, по каким причинам чаще всего происходят конфликты.
Среди причин, наиболее часто приводящих к открытому противоборству выделяют несколько основных групп:
причины, связанные с информационными факторами;
причины, связанные с факторами поведения сторон;
причины, связанные с ценностными отношениями сторон;
причины, связанные с объективной структурой ситуации.
emm
К группе 1. «причины, связанные с информационными факторами» относят всевозможные процессы, связанные с таким обменом или передачей информации, при которых данные утрачиваются, искажаются или по каким-либо другим причинам, нередко субъективным – физиологическим или психическим – воспринимаются неадекватно. С этими причинами часто связано возникновение коммуникативных барьеров, обыкновенно приводящих к недопониманию и недоразумениям, что закономерно выливается в конфликт.
К группе 2. «поведенческие факторы относят» различные проявления в поведении одной стороны, не устраивающие другую сторону.
К группе 3. «причины, связанные с ценностными отношениями сторон» относят поведенческие нормы, моральные и этические ценности, принципы значимые для одной из сторон и неприемлемые для другой.
К группе 4. «причины, связанные с объективной структурой ситуации» относят те объективные обстоятельства, которые могут затруднить общение, привести к его неэффективности. Личные параметры оппонентов (пол, возраст, социальная принадлежность и т.д.) рассматриваются как объективные факторы. Также значение имеют условия, в которых происходит общении (размер помещения, количество человек, температура и т.д.).
Нужно знать, что причины, приводящие к деконструктивным конфликтам (рассмотренные выше), и приводящие к конструктивным разнятся.

! Важно помнить, что если к деконструктивным конфликтам приводят как объективные, так и субъективные причины, то конструктивные конфликты возникают исключительно вследствие объективных причин
Среди причин приводящих к конструктивным конфликтам выделяют следующие наиболее часто встречающиеся:
неграмотное распределение нагрузки;
недостаток ресурсов для выполнения поставленных задач;
физически неблагоприятные условия работы;
несоответствующая оплата труда;
неудобный рабочий график.
Большинства конфликтов можно избежать, разрешить в зародыше, если анализируя обстановку вокруг себя вовремя заметить наличие факторов, способных привести к конфликту, и устранить их.

Типология конфликтов

В основе типологии конфликтов лежат различные их характеристики, например, состав участников, продолжительность, сфера возникновения и другие. Именно умение выделить наиболее важные структурные элементы конфликта и охарактеризовать их дает возможность отнести его к тому или иному типу, и, соответственно, найти максимально эффективный способ его разрешения.
Кроме этого классификация конфликтов дает возможность сопоставлять между собой их различные характеристики, что играет большую роль при их прогнозировании и разработке профилактических мер.
В основу классификации конфликтов могут быть положены, в частности, следующие их характеристики:
В зависимости от состава участников конфликтного взаимодействия различают:
внутриличностный конфликт возникает как противоборство различных аспектов одной и той же личности в результате неудовлетворенности окружающей действительностью;
межличностный конфликт – наиболее распространенный вид конфликта. При межличностном конфликте происходит столкновение личностей либо на почве несовместимости их взглядов, мировоззрений, характеров, либо в борьбе за обладание ценностями и за распределение ресурсов, как материальных, так и духовных;
конфликт между личностью и группой возникает, когда отдельная личность идет против мнения большинства;
межгрупповой конфликт (в больших и малых социальных группах, организациях) возникает, когда различные социальные группы стремятся к достижению несовместимых целей и препятствуют друг другу в их реализации.
В зависимости от масштаба конфликта выделяют его различные уровни:
микроуровень:
макроуровень;
глобальный конфликт.
По принадлежности участников конфликта к какой– либо социальной группе различают конфликты в организациях:
классовые конфликты;
национальные;
международные конфликты.
В зависимости от уровня субъектов конфликтного взаимодействия по отношению к социальной системе конфликты бывают:
горизонтальные;
вертикальные.
Вертикальными называются конфликты, участники которых находятся в отношении подчинения один другому. Участники горизонтальных конфликтов не находятся друг у друга в подчинении.
В зависимости от сферы жизнедеятельности общества, в которой развивается конфликт, различают:
политические;
экономические;
идеологические;
нравственные;
религиозные;
социальные;
правовые конфликты.
Субъектами этих конфликтов могут быть как отдельные личности, так и социальные группы:
политический конфликт развивается по поводу властных отношений, главным образом, по поводу приобретения власти и ее использования в интересах различных социальных групп;
экономический конфликт развивается в экономической сфере жизни общества. В его основе лежат противоречия, касающиеся распоряжения и использования, а также присвоения средств производства и противоречия, возникающие в процессе организации и управлении производством материальных благ;
идеологические, религиозные, нравственные конфликты основываются на противоречиях в духовной сфере человеческой жизнедеятельности;
социальный конфликт является следствием противоречий в распределении средств жизнеобеспечения, социальных благ и ресурсов;
правовой конфликт возникает по поводу юридических норм и правосознания.
Конфликты подразделяются по принципу продолжительности и напряженности протекания на:
продолжительные;
кратковременные;
бурные;
вялотекущие.
В зависимости от сферы в которой происходит разрешение конфликтов можно выделить те, что разрешаются в деловой сфере, и те, разрешение которых происходит в личностно-эмоциональной сфере.
Основой классификации служат также и причины, породившие конфликт – по причинам выделяют конфликты, в основе которых лежат объективные и субъективные причины.
По признаку социальных последствий и наличию позитивных тенденций различают конструктивные (продуктивные) и деструктивные (разрушительные) конфликты.

Контрольная таблица «Основные типы конфликтов»

im04-05
Очень часто мы сами являемся источником конфликтов, но не всегда этот осознаем. Предлагаем Вам пройти простой тест, который поможет Вам понять, насколько Вы конфликтны и, возможно, по-другому взглянуть на собственное поведение.

Тест «Насколько конфликтно ваше поведение?»

Инструкции: Вам следует ответить на 7 простых вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответа. Вы выбираете только один – тот, который больше всего Вам подходит.
emm
Вопросы:
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Что Вы сделаете?
а) не станете вмешиваться;
б) встанете на сторону потерпевшего или того, кто, по вашему мнению, прав;
в) вмешаетесь в любом случае и станете отстаивать свою точку зрения.
2. Критикуете ли Вы руководство за допущенные ошибки на собраниях коллектива?
а) нет;
б) да, но для этого есть личные причины;
в) всегда критикуете за ошибки, причем не только руководство, но и всех, кто его защищает.
3. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) да, но только в том случае если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) Вы спорите со всеми и по любому поводу.
4. Дома на обед подали недосоленое блюдо. Что сделаете Вы?
а) не станете акцентировать внимание на такой ерунде такой пустяк;
б) молча возьмете солонку;
в) сделаете замечание и, может быть, демонстративно не станете есть.
5. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Как Вы отреагируете?
а) бросите на обидчика возмущенный взгляд;
б) сухо сделаете замечание;
в) Выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
6. Кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась. Как Вы поступите?
а) промолчите;
б) выскажите сове мнение, но коротко и тактично;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.
7. Не повезло в лотерее. Как Вы воспринимаете это?
а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором и постараетесь отыграться;
в) проигрыш надолго испортит вам настроение.
emm
Подсчет баллов:
За каждый ответ «а» прибавляйте 4 балла; за «б» – 2 балла; за «в» – 0 баллов.
Подсчитайте количество баллов. Если Вы набрали:
emm
от 20 до 28 баллов – Вы тактичный человек, не любите конфликтов и, по возможности, избегаете критических ситуаций. Вы стремитесь не портить отношения с окружающими, поэтому в ситуациях конфликтного общении всегда стараетесь учитывать возможные последствия и не допускать грубостей.
emm
от 10 до 18 баллов – о Вас говорят, что Вы – конфликтная личность. Однако на самом деле Вы вступаете в конфликт только тогда, когда не видите другого выхода и все «мирные» средства исчерпаны. Вы настойчиво защищаете свое мнение, не принимая во внимание, как это отразится на Вашем положении. Тем не мене, Вы стараетесь не выходить за рамки корректности. За это Вас уважают.
emm
8 и менее баллов – Вы ищите повод для споров, большая часть которых происходит по мелочам. Вы любите критиковать, но делаете это только тогда, когда это выгодно лично Вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если сами не уверены, что правы.

КОНСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ

Конструктивный и деструктивный конфликт

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) в зависимости от роли, которую они играют, и последствий, которые за собой влекут. Конструктивные конфликты полезны, они положительно влияют на функционирование и развитие социальной системы, ведут к позитивным изменениям.
emm
Деструктивные – вредны

! Управлять конфликтом – значит превратить потенциально деструктивный конфликт в конструктивный, направить силы конфликтующих сторон на поиски его разумного решения.
Признаки конструктивного конфликта:
главное в конструктивном конфликте – не одержать верх над оппонентом, а решить проблему;
в процессе разрешения конструктивного конфликта положительно развиваются взаимоотношения между его участниками;
участники конструктивного конфликта всегда готовы к переговорам;
в процессе конструктивного конфликта оппоненты соблюдают морально-этические нормы и остаются в рамках деловых отношений.
emm
Признаки деструктивного конфликта:
нежелание сторон идти на уступки друг другу, жестко фиксированная позиция;
при деструктивном конфликте вместо обсуждения конкретной проблемы часто происходит «переход на личности»; стороны больше интересует не цель, а сам ход выяснения отношений;
деструктивный конфликт часто провоцирует поведение, не укладывающееся в рамки морально-этических норм;
деструктивный конфликт ведет к разобщению людей внутри группы и затрудняет совместную деятельность.

Причины конструктивных конфликтов

Может ли конфликт принести пользу? Позитивные последствия конфликта

Конфликт выявляет имеющиеся проблемы, причем наличие двух или более конфликтующих сторон даёт возможность взглянуть на эти проблемы одновременно с различных точек зрения.
При конструктивном конфликте разногласия, дискуссии, споры, разноплановые подходы как формы конфликтного поведения стимулируют поиск наиболее эффективного решения проблемы.
В процессе конструктивного конфликта проясняются позиции участников, раскрывается сущность отстаиваемых ими интересов, люди лучше узнают друг друга.
Конструктивный конфликт объединяет людей на основе наличия общих интересов с одной стороны, и точек соприкосновения с другой, помогает создать коллектив единомышленников.
Конструктивные конфликты – одна из движущих сил прогресса, так как помогают преодолевать застойные явления и стимулируют поиск новых, более продуктивных и совершенных решений.
Конструктивные конфликты дают возможность каждому человеку «быть услышанным», высказать свою точку зрения, а значит, создают условия для самореализации и развития личности, удовлетворяют потребность человека во внимании и уважении.
В ходе конструктивного конфликта снимается «синдром покорности», повышается активность человека, уровень его самооценки и ответственности.
Конструктивные конфликты снимают напряженность в коллективе без ущерба для рабочего процесса.

Контрольная таблица «Последствия конфликтов»

im07
Позитивные последствия конструктивных конфликтов реализуются при их положительном разрешении, что благоприятно сказывается на организации в целом. Поэтому нужно не избегать конфликтов, и уж тем более не пускать их на самотек, а учиться грамотно их разрешать, своевременно выявлять и устранять причины, приводящие к конфликтным ситуациям.

Что такое выгодный конфликт

Ученые-конфликтологи утверждают, что конфликт достаточно часто является началом социального взаимодействия. В упрощенном виде эта модель работает, когда детская дружба начинается с борьбы за одну игрушку в детском саду. Также и в деловом мире, с борьбы за обладание одними и теми же благами начинается взаимодействие, нередко приводящее к партнерству.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного

Конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала можно разделить на: общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно на личность.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Он выявляет пробелы, просчеты и недостатки, которые возникают в обществе и из-за которых и разгорается сам конфликт.

Также конфликт снимает социальную напряженность и устраняет ситуацию стресса, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Разрешение конфликта приводит к стабилизации системы , при этом устраняются источники и очаги неудовлетворенности. Стороны, участвующие в конфликте, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к взаимопониманию, нежели к конфликту. Кроме того, разрешение конфликтной ситуации может способствовать предотвращению более серьезных, значимых конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы не возник данный конфликт.

Конфликт стимулирует групповое творчество, он объединяет энергию участников, которая необходима при решении данной задачи. Когда люди ищут пути урегулирования конфликта, происходит процесс анализа трудных ситуаций, в ходе которого возникают новые оригинальные идеи, разрабатываются новейшие информационные технологии, возникают необходимые пути решения той или иной задачи.

Конфликт может стать средством выяснения соотношения сил общественных организаций или общностей и может уберечь от последующих более разрушительных конфликтов.

Конфликт может служить связующим звеном для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить иным содержанием старые нормы.

Влияние конфликта распространяется и на индивидуальные характеристики личности.

Конфликт может способствовать адекватной самооценке и самопознанию личности. Это ситуация, при которой необходимо реально оценить свои способности, выявить новые возможности, лучшие неизвестные до этого качества. Это закалка характера, чувство собственного достоинства и гордости.

Конфликт может помочь искоренить нежелательные свойства человеческого нрава, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т. п.

Ситуация конфликта помогает адаптировать человека в группе, поскольку именно в конфликте происходит раскрытие самого себя и постановка на «круги своя». Затем человек либо отвергается обществом, либо вливается в коллектив и принимается членами группы. В случае, когда человек отвергнут обществом, никакой адаптации не происходит.

Деструктивные функции конфликта

Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, что в конечном итоге может привести к человеческим жертвам и материальным потерям. Кроме сторон, участвующих, например, в военном конфликте, пострадать могут совершенно невинные люди.

Состояние конфликта также может замедлить темпы развития страны. Конфликт может предшествовать дезинтеграции общества, уничтожению социальных коммуникаций и культурному отчуждению социальных обществ внутри общественной системы.

Состояние конфликта приводит к разрушению нравов, упадку общественной жизни и, зачастую, нарастанию пессимистического настроения.

Что может оставить после себя конфликт? – упадок системы всей организации, снижение эффективности работоспособности и дисциплины. Также может возникнуть чувство стрессовой ситуации, подавленности, депрессии.

Кроме того, каждый участник конфликта может быть разочарован его последствиями, останется ощущение разочарования в своих способностях, возможностях, потенциалах.

Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. Вера во вчерашних друзей, в коллег по работе, в партнеров по бизнесу может подорваться в одночасье, возникнуть недоверие к близким и родным людям.

Однако уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Если одерживает победу один из участников, то другой одерживает поражение

Последствия конфликтов

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Овладение «Тотальным ДА»: навыки конструктивного слушания Итак, исходное состояние, исходный уровень в отношении конструктивного слушания, это, естественно, неосознанная некомпетентность. Не задумываясь о стиле своего общения и не слыша себя, большинство людей

Из книги По ком звенят кедры автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Приложение 3 Классическая модель деструктивного воздействия тоталитарных групп Однажды, мои студенты поставили надо мной эксперимент.Они испробовали техники изменения поведения на своем преподавателе. Во время лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда я

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Страх: избавиться от деструктивного переживания! Совсем без страха жить нельзя, ведь страх – это естественный природный механизм, присущий не только людям, но и животным и призванный обеспечить наше выживание перед лицом опасности. Страх, во-первых, включает механизм

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Использование конструктивного рисунка в тесте ТиГр Использование конструктивного рисунка является основным отличием теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) от других рисуночных методик. В сравнении с произвольными изображениями

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

5.6. Последствия деструктивного перфекционизма Как уже говорилось, многие психотерапевты и клиницисты рассматривают перфекционизм только как патологическую зависимость, как болезнь. Люди, предъявляющие слишком высокие требования к себе и к другим, более подвержены

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

7.5. Стадии и механизмы развития деструктивного трудоголизма Работомания проходит в своем развитии несколько стадий аналогично наркомании и алкоголизму. Выделяют четыре фазы ее развития.1. Начальная, латентная стадия, как правило, проходит незамеченной. Человек

Из книги Против баб! автора Хмелевская Иоанна

9.3. Негативные последствия деструктивного трудоголизма Последствия для здоровьяМного пишется о том, что трудоголизм негативно отражается на здоровье человека. В психотерапии и психиатрии трудоголизм рассматривается как саморазрушение через работу «на износ». Однако,

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Различия жесткого, мягкого и конструктивного подходов на переговорах Как выбрать правильный стиль, с кем и когда применять? Чем отличаются жесткие и мягкие переговоры и с кем какой формат уместнее?Попробуйте для начала определить, какие формулировки из представленных

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

ОТЛИЧИЕ - вот это слово.Но об этом позже.Самкам приходилось затрачивать массу усилий, чтобы пробиться. Отпахал человек свое, вроде и неплохо отпахал, можно теперь и расслабиться, образно говоря, пивка выпить, а тут что? Накось выкуси! Разбежался! Какая-то гангрена напахала

Из книги Из противников в союзники автора Бург Боб

6.3.4.2. Линия конструктивного самоутверждения Тип личности, который мы назвали конструктивным, способен применять самые разные стратегии, но преимущество всегда отдает конструктивным.Формирование половой идентичности проходит следующие этапы.Девочки данной группы уже

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Причины деструктивного конфликта Соломон перечисляет пять причин, которые вызывают разрушительные и пагубные конфликты. Когда мы пытаемся вовлечь кого-либо в спор, мы должны задуматься, не лежит ли в основе конфликта какая-нибудь из следующих причин.1. Гордость. В Книге

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

Глава 76 Хотите стать мастером конструктивного влияния? Говорите мало и делайте много Мудрецы Талмуда писали: «Говори мало, делай много и будь со всеми приветлив». Этот совет особенно полезен тем, кто хочет овладеть искусством конструктивного влияния.Мастера

Из книги автора

План Готтмана – Рапопорта для конструктивного разрешения конфликта Прежде чем вы начнете претворять план в действие, соберите все имеющиеся у вас клипборды, бумагу и ручки, чтобы можно было делать записи. Мне нравится этот традиционный метод отслеживания ситуации,

Из книги автора

Формирование конструктивного контакта Наблюдайте и слушайте внимательнее, тогда вам откроются намерения людей Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. Зенон из Китиона, древнегреческий философ, стоик Характеристики поведения и

Продуктивный и деструктивный конфликт

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта).

(Слайд2)

Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятии как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

(Слайд 3)

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

(Слайд 4)

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленность противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

* Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

* Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

* Конфликт проявляет общественное мнение.

* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

* В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

* Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

    Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

    Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

    Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

Для деструктивного конфликта характерно, что:

1) Усилия сторон направлены на разрушение.

2) У участников взаимоисключающие цели.

3) Процедура взаимодействия не определена и не согласована.

Типичный пример деструктивного конфликта на уровне тела – драка. На уровне психики – скандал. На уровне интеллекта – спор. В драке каждый стремится разрушить тело соперника. В скандале – психическое состояние. В споре – картину мира.

Для конструктивного конфликта характерно, что:

1) Усилия сторон направлены как на разрушение, так и на созидание.

2) Цель у участников общая.

3) Процедура взаимодействия определена и согласована.

Типичный пример конструктивного конфликта на уровне тела – поединок. На уровне психики – выяснение отношений. На уровне интеллекта – дискуссия. В поединке стороны выясняют, кто сильнее или какая техника и тактика более эффективна. Во время выяснения отношений определяется, кто прав, кто виноват. Во время дискуссии – кто умнее или чья картина мира ближе к истине.Тип конфликта Усилия

направлены: Общая цель Процедура Типичные примеры

Деструктивный На разрушение Нет Не согласована Драка. Скандал. Спор

Конструктивный Как на разрушение, так

и на созидание Есть Согласована Поединок. Выяснение отношений. Дискуссия

И, несмотря на то, что во время конструктивного конфликта стороны, безусловно, стремятся разрушить что-то в партнере (например, в дискуссии – заблуждения партнера), но делают они это с общей согласованной созидательной целью и по согласованным правилам. (Кстати, правила – это яркое отличие конструктивного конфликта от деструктивного).

Основные способы разрешения конфликтов

Главное помнить одно: устранить конфликт нельзя, будем учиться им управлять!
Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Не говорите обидных слов оппоненту. Когда ситуация выходит из под контроля, помните «молчание – Золото».
Не старайтесь победить в споре. Помните: конфликты не побеждают, их улаживают. Пытайтесь честно понять точку зрения другого. Проявляйте к нему уважение, ищите компромиссное решение. В споре рождается истина, если вдруг оказалось, что вы не правы, достойно признайте это.
Если не удается договориться, обратитесь к третьей стороне. Со стороны зачастую видны ошибки или решение проблемы оказывается на поверхности для стороннего человека.
Помните несколько афоризмов: «Если приходиться общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что Вы не такой!», «Смиритесь с тем, чему пока нельзя помешать», «Помните, Вам никто ничего не должен!»

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации.

Однако все они могут быть сведены к следующим основным:

1 – соперничество; может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве, с другой стороной, и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы

2 – избегание; реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

3 – сотрудничество; можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждаете принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

4 – приспособление; ; означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны, и не очень существен для вас, или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

5 – компромисс. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Практическая работа:

1)Тест «Стратегия поведения в конфликте»

С помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения педагога в ситуациях конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией.

Инструкция: Вам предлагается 15 утверждений. Каждое из них оцените в бланке ответов следующим образом: Совсем не согласен – 1 балл; Не согласен – 2 балла; Скорее согласен – 3 балла; Согласен – 4 балла; Полностью согласен – 5 баллов.

Утверждения

    Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
    2.Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
    3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
    4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
    5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
    6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
    7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
    8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
    9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
    10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
    11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
    12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
    13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
    14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
    15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

    Обработка результатов . В бланке ответов рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму в каждой колонке.

    Соответствие номеров колонок стратегиям поведения в конфликте:
    1 – соперничество ;

2 – избегание ;

3 – сотрудничество ;

4 – приспособление

5 – компромисс .

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов по ней превышает 10.

По группам предлагается педагогическая ситуация:

Например: Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Рассмотреть ситуацию и предложить выход из нее в соответствии с 5 тактиками улаживания конфликтной ситуации, какой выход из данной ситуации конструктивный, а какой деструктивный? Попытайтесь это доказать.

Конфликт может быть функциональным и дисфункциональным. Функциональные конфликты приводят к повышению эффективности работы. Конфликты же дисфункциональные заканчиваются общей неудовлетворенностью, разрушением сотрудничества. Соответственно и последствия конфликта могут быть конструктивными или деструктивными. Среди первых - поиск и выработка взаимоприемлемого решения, снятие враждебности, разрядка эмоций, анализ проблем и разработка различных вариантов их решения. Деструктивные же последствия конфликта таковы: индивиды чувствуют неудовлетворенность ситуацией, их одолевает общее плохое самочувствие.

К конструктивным последствиям конфликта относятся: чувство причастности к решению проблемы, которое уменьшает трудности в реализации решения; расположение сторон к сотрудничеству в будущих ситуациях; уменьшение синдрома покорности; расширение набора альтернативных вариантов решения проблемы; проработка членами группы возможных проблем в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться; обращение внимания сторон на проблему, которая провоцирует индивидов на конфликтное взаимодействие и требует своего решения.

В числе диструктивных последствий конфликта: неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, рост текучести кадров и снижение производительности); меньшая степень сотрудничества в будущем; сильная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами; формирование представления о другой группе как о "враге", представления о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны - как отрицательных; сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами; придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Стадия ликвидации последствий конфликтов особенно важна, когда речь идет о межнациональных конфликтах. Самая острая стадия вооруженного конфликта, сопровождающаяся открытыми столкновениями и жертвами всех сторон, вовлеченных в конфликт, обычно является и самой короткой его стадией. Как только силовым подразделениям удается купировать конфликт, взять ситуацию под контроль, обеспечить медицинскую и гуманитарную помощь всем пострадавшим и нуждающимся, наступает так называемый этап ликвидации последствий конфликта.

Из плоскости проблем, связанных с прекращением кровопролития и восстановлением порядка, конфликт переходит в плоскость решения проблем политико-правового характера. Времени на ликвидацию последствий конфликта зачастую требуется гораздо больше, чем на прекращение вооруженных столкновений. Но говорить о полной ликвидации последствий конфликта можно лишь после того, как найдены решения всех политико-правовых проблем, в той или иной степени сдерживающих процесс урегулирования. Этот этап может занять годы.


7.3. Урегулирование и разрешение конфликта

Урегулирование конфликта возможно путем компромисса, доминирования одной стороны над другой и путем интеграции.

Компромисс - способ урегулирования конфликта, означающий уступки с обеих сторон и потому для них обеих нежелательный.

Доминирование - победа одной стороны над другой. Несмотря на относительную простоту этого способа, он неэффективен с точки зрения дальней перспективы.

Интеграция - способ, предполагающий нахождение такого решения, при котором выполняются желания всех субъектов конфликта и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия заинтересованных сторон: выявление всех различий и наиболее существенных противоречий. Однако урегулирование конфликтов интегративным путем осложняется, как правило, поисками новых решений. Благодаря интеграции может быть создано нечто новое и ценное. Тем самым утверждается понимание конфликтов как явлений, связанных с прогрессивным развитием социальной организации, а их содержание рассматривается как возможный критерий оценки профессиональной деятельности социального работника.

Дж. Рубин предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов:

Доминирование, когда одна сторона пытается навязать другой свою волю физическими или психологическими средствами;

Капитуляция, предполагающая, что одна сторона безоговорочно уступает победу другой;

Уход, когда одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте;

Переговоры, в процессе которых стороны конфликта (две или более) обмениваются предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение;

Вмешательство "третьей стороны" - индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению.

Ч. Дарендорф предлагает следующую последовательность в применении различных форм урегулирования конфликтов.

1. Переговоры. Они предполагают создание специального органа, предназначенного для регулярных встреч конфликтующих сторон для обсуждения острых вопросов и принятия решений. Если переговоры оказываются безрезультатными, рекомендуется привлечение "третьей стороны", т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций.

2. Посредничество. Это наиболее мягкая форма участия "третьей стороны". Посредничество предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений. По мнению Ч. Дарендорфа, несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество часто оказывается весьма эффективным инструментом урегулирования конфликтов.

3. Арбитраж. Это следующий шаг в разрешении конфликтов. Особенностью арбитража является то, что в случае обращения к нему как к "третьей стороне" исполнение его решений считается обязательным. Арбитраж делает обязательным как обращение к "третьей стороне", так и принятие решений. Это приближает данную меру к фактическому подавлению конфликта.

Ч. Дарендорф подчеркивает, что урегулирование конфликтов не приводит к их исчезновению. Если есть общество, есть и конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным конфликтом.

Разрешение конфликта - это минимизация проблем, разделяющих субъектов конфликта, обычно осуществляемая через поиск компромисса, достижение согласия и т. д. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента, т. е. прекращение конфликтного взаимодействия конфликтующих сторон. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, индивиды продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И в этом случае угаснувший было конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.

Действительно, при социальном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда субъекты перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешить управленческий конфликт путем изменения требований одной из сторон: соперники идут на уступки и меняют цели своего поведения в конфликте. Управленческий конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства "третьей силы", создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Cтраница 1


Деструктивный конфликт разрушает структуру и снижает эффективность деятельности организации. Он может возникнуть тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискутируя и унижая его в глазах окружающих. Нередко это сопровождается яростным сопротивлением другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями. Решение проблемы становится невозможным, разрушая межличностные отношения.  

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей. Неправомерные действия подчиненных руководитель видит обычно лучше, чем свои ошибочные действия.  

По последнему признаку выделяются стабилизирующие, конструктивные и деструктивные конфликты. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы, а деструктивные, наоборот, разрушая старые нормы, углубляют противоречия. Конструктивные (или продуктивные) конфликты между агентами, порождая новые нормы взаимоотношений, способствуют адаптации MAC в новых условиях среды за счет функционально-структурной перестройки и установления новых связей между агентами.  

Поскольку именно руководитель является той инстанцией, которая должна нейтрализовать конфликт, особое значение приобретает анализ ошибочных действий руководителя, приводящих к деструктивным конфликтам.  

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в клевету, склоку и, другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы всего коллектива.  

Одним из лучших методов управления, предотвращающих деструктивные конфликты, является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, уровень требуемых результатов, кто предоставляет различную информацию и кто ее получает, какова система полномочий и ответственности, а также принятых процедур и правил.  


Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа круг (например, круглый стол) резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.  

В таком случае на предприятии нужен был бы не профком, а стачком. Как и другие члены общества, профсоюзные работники должны иметь социальную ответственность, предполагающую деятельность по сохранению стабильности в обществе, снижению социальной напряженности, предотвращению истерик и, тем более, деструктивных конфликтов. Если можно добиться улучшения социальной защиты работников, обеспечения их прав мирным способом, то профсоюз должен его использовать полностью. Как показывает опыт, именно такой тактики придерживается МОПО ОАО ЛУКОЙЛ, а также ряд других профсоюзных организаций ТНК. Благодаря этому достигнуты достаточно основательные успехи в создании системы социальной защиты работников.  

Следовательно, конфликт выполняет две функции: конструктивную, когда в результате конфликта повышается эффективность деятельности организации, и деструктивную, когда он приводит к обратному результату. Цель руководителя состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы им управлять и найти способ сделать его конструктивным. Так, межгрупповой конфликт способствует укреплению солидарности внутри каждой из конфликтующих групп. Если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что они что-то потеряли, то это деструктивный конфликт; если же они удовлетворены результатом, то такой конфликт конструктивный.  

Страницы:      1