Федеральные и территориальные внебюджетные фонды. Система внебюджетных фондов

На систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не утверждались представительным органом, и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях. Правительство также имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

Специальные фонды или счета существуют в Германии, Франции, Англии, Японии и США, а также во многих других странах. За счет их средств в отдельные периоды в отдельных странах покрывается более половины государственных расходов.

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать эти потребности от значительного недофинансирования.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался следующими Законами Российской Федерации :

Иные не запрещенные законом поступления.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

Пенсионному фонду РФ (ПФ РФ);

Экономическое содержание внебюджетных отраслевых фондов НИОКР ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого — расширенное воспроизводство.

Во исполнение решения Правительства РФ № 165р и Постановления Правительства РФ № 604 был установлен порядок формирования и использования внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции.

За предшествующие годы решениями Правительства РФ указанные фонды были образованы в составе следующих организаций:

Федеральной службы лесного хозяйства;

Комитета РФ по рыболовству;

Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Рослегпрома;

Комитета РФ по металлургии;

РАО «Газпром»;

Минтопэнерго РФ;

Комитета РФ по машиностроению;

Рослеспром;

Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности;

Федеральной службы геодезии и картографии;

Минстроя РФ;

Минтранса РФ (семь фондов по видам (транспорта) Минсвязи РФ;

Министерства путей соотношения РФ.

Источником формирования фондов являются средства, предусматриваемые в (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями.

Указанные средства включаются в себестоимость товарной продукции (работ, услуг) в безусловном порядке. Величина включаемых средств устанавливается единой для всех видов продукции (работ, услуг) в размере 1,5%.

Отчисления в фонды производятся, исходя из установленного размера в процентах к полной себестоимости товарной продукции (работ, услуг).

В составе себестоимости продукции (работ, услуг) отчисления в фонды отражаются промышленными предприятиями по статье «Внепроизводственные расходы», другими предприятиями (организациями) — по аналогичным статьям. В элементном разрезе указанные отчисления отражаются по элементу «Прочие расходы».

Средства фондов, формируемые за счет ежеквартальных отчислений предприятий, используются целевым назначением на финансирование научно-технических программ (проблем), исследований и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение.

Ответственность за правильность и своевременность перечисления средств в фонды возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

Средства фондов формируются министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями на специальных счетах в банках, открываемых по представлению Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Министерства, ведомства, концерны, корпорации и ассоциации ежеквартально представляют в Миннауки Российской Федерации информацию о движении средств указанных Фондов.

Министерства, ведомства, концерны, корпорации и ассоциации ежеквартально перечисляют 10% собранных средств своих фондов в Российский внебюджетный фонд финансирования важнейших межотраслевых НИОКР мероприятий по освоению новых видов продукции («Российский фонд технологического развития») при Миннауки РФ.

Для осуществления операций, связанных с движением средств отраслевых внебюджетных фондов, открываются депозитные счета в коммерческих банках. Распорядителями этих счетов являются отраслевые органы управления (министерства, комитеты и др.), концерны, корпорации, ассоциации. Однако значительная доля средств не подлежит отраслевому перераспределению и используется непосредственно на предприятиях, выполняющих НИОКР.

Помимо перечисленных были образованы еще ряд внебюджетных фондов различного назначения. Большинство из них прекратило свое существование. Остались и существенно увеличились лишь внебюджетные отраслевые фонды НИОКР.





Назад | |

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА, денежные средства (см. ДЕНЬГИ) государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет государственный. Внебюджетные средства аккумулируются во внебюджетных целевых фондах, которые в Российской… … Энциклопедический словарь

Денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет государственный. Внебюджетные средства аккумулируются во внебюджетных целевых фондах, которые в Российской Федерации являются частью финансовой… … Политология. Словарь.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ Юридическая энциклопедия

Юридический словарь

Разновидность целевых государственных и местных денежных фондов. В.ц.ф. создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть разделены на социальные и… … Энциклопедический словарь экономики и права

внебюджетные целевые фонды - одно из звеньев финансовой системы РФ; разновидность целевых государственных и местных фондов денежных средств. Делятся на социальные и экономические. К числу социальных относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ,… … Большой юридический словарь

ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ - внебюджетные фонды, образуемые и используемые в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759 1 «О дорожных фондах в РФ». Закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Юридический словарь

дорожные фонды - вид государственных внебюджетных фондов; созданы для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Подразделяются на Федеральный и территориальные Д.ф., к числу… … Большой юридический словарь

Внебюджетный фонд - (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… … Энциклопедия инвестора

Проблема объединения средств предприятий и территориальных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры стала необхо­димой и актуальной. Один из возможных путей концентрации средств предприятия на финансирование общерегиональных меро­приятий - образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.

Вопрос о внебюджетных фондах органов местного управления в СССР возник еще в конце 70-х годов прошлогр века. Целесообраз­ность и возможность формирования таких фондов были предложе­ны и обоснованы в работах Научно-исследовательского финансово­го института Минфина СССР Г.Б. Поляком.

При проведении в начале 1980-х годов экономического экспе­римента в г. Поти, предусматривавшего сочетание отраслевого и территориального принципов в управлении предприятиями, распо­ложенными на территории, Г.Б. Поляком впервые были апробиро­ваны на практике разработанные им методические рекомендации по формированию и использованию средств внебюджетных фондов.

Результаты этого опыта были положительно оценены в дирек­тивных документах Правительства о Поти иском экономическом эксперименте. В 1986 г. в Постановлении Совета Министров СССР о расширении прав и полномочий местных Советов им было раз­решено формировать такие фонды. С тех пор организация внебюд­жетных фондов на областном, районном и городском уровнях стала повсеместной.

Функционирование таких фондов было зафиксировано в зако­нодательных актах СССР, РСФСР, в Законе РФ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. Территориальные внебюджетные фонды форми­ровались за счет следующих источников:

(1) добровольных взносов юридических и физических лиц;

(2) доходов от аукционов;

(3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;

(4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нару­шения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.

Территориальные внебюджетные фонды создавались на основа­нии решений территориальных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти от­крывали в банках специальные счета для хранения средств, посту­пающих в фонды. Для управления фондом создавались коллегиаль­ные органы, состоящие из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальные органы принимали решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в эти фонды средства направлялись на расхо­ды, связанные:

(1) со строительством на кооперативных началах объектов соци­ально-бытового назначения;

(2) увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием пла­новых затрат в случае невыполнения планового размера до­ходов;

(3) перерасходами установленных смет и нормативов.

Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны,

как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание территориальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействовало:

концентрации средств организаций и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры; усилению заинтересованности местных органов в результа­тах своей хозяйственной деятельности;

укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придавало необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и пла­новых задач;

более эффективному использованию материальных и фи­нансовых ресурсов нашего общества;

усилению экономической связи местных органов с органи­зациями, расположенными на подведомственной им терри­тории;

освобождению предприятий от выполнения не свойствен­ных им функций по развитию местного хозяйства; расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри ин­фраструктуры;

росту влияния местных органов власти на развитие отдель­ных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и уч­реждений, что создает необходимые условия для их дина­мичного развития;

повышению уровня обслуживания и совершенствования ус­луг, оказываемых населению.

Однако к середине 90-х годов центральные органы власти утра­тили контроль за формированием и использованием территориаль­ных внебюджетных фондов, и было принято решение о их ликви­дации и включении всех мобилизуемых в эти фонды средств В бюд­жеты в виде целевых бюджетных фондов.

Эти меры обосновывались ослаблением контроля со стороны финансовых органов за использованием средств внебюджетных фондов и ссылкой на отсутствие в международной практике таких фондов. Однако эти доводы несостоятельны. Местным финансовым и контрольным органам следует выполнять возложенные на них обязанности, в том числе по контролю за формированием и ис­пользованием внебюджетных фондов. Ведь случаи нерационального использования бюджетных средств или их хищения не являются поводом для ликвидации бюджетов. Несостоятельна и ссылка на отсутствие международной практики. Практически во всех странах, где имеются спонсоры, меценаты, физические и юридические лица, помогающие своими средствами согражданам, формируются раз­личные внебюджетные фонды, в том числе благотворительные, специальные, культурные и т.д.

Нецелесообразно и включение внебюджетных фондов в состав территориальных бюджетов в качестве целевых фондов. Обоснова­нием этого служит следующее обстоятельство. В условиях, когда не реально формирование территориальных бюджетов по принципу «один бюджет - один налог», когда территориальные налоги по объему мобилизуемых средств незначительны, неизбежна помощь территориальным бюджетам из вышестоящих бюджетов.

В этих условиях включение внебюджетных фондов в состав тер­риториальных бюджетов автоматически ведет к снижению объема помощи их вышестоящих бюджетов. Это приведет к снижению ак­тивности территориальных органов власти по изысканию дополни­тельных доходов. Юридические и физические лица также не будут заинтересованы из-за обезличен ности пожертвований в передаче своих средств территориальным органам власти. Страдать от этого будет население, не получающее дополнительного объема услуг бюджетных организаций.

Ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в виде доб­ровольных взносов юридических и физических лиц, были, есть и будут во все времена и во всех странах. В нашей стране еще до Ок­тябрьской революции 1917 г. такие ресурсы передавались мецена­тами городам в виде построенных медицинских, образовательных и культурных объектов- Например, в Москве такими объектами были больницы Солодовникова, Университет Шанявского, созданный на средства Морозовых, картинная галерея Третьякова.

До начала 90-х годов сверхбюджегные ресурсы, главным обра­зом в виде материальных ценностей и стоимости выполненных ра­бот, передавались местным Советам предприятиями, шефствующи­ми не только над отдельными социальными объектами, но и над конкретными территориями (районами, поселками, деревнями). Проведенные нами в середине 80-х годов обследования ряда горо­дов СССР показали, что стоимость переданных городским Советам материальных ценностей и произведенных работ составляла более 40% от объема ресурсов, выделенных из городских бюджетов на городское хозяйство.

Во всех странах наблюдается передача юридическими и физиче­скими лицами добровольных взносов на развитие населенных пунк­тов. В США, Англии, Франции, Германии и т.д. есть меценаты - физические и юридические липа, есть общественные фонды, за счет средств которых проводятся большие расходы на общественные нуж­ды. Эти средства поступают в территориальные внебюджетные фон­ды, а затем используются на строительство общественных объектов, их оснащение, на оказание помощи малоимущим и т.д.

По мере развития экономики в нашей стране, роста ВВП, уве­личения числа лиц с высокими доходами будут увеличиваться воз­можности для меценатства.

Таким образом, внебюджетные фонды в различных формах должны функционировать в системе местных финансов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ