Целевое назначение внебюджетных фондов. Всероссийский заочный финансово-экономический институт

К экономическим внебюджетным фондам отнесены четыре группы фондов: I) отраслевые, межотраслевые, специальные; 2) фонды поддержки предпринимательства; 3) фонды поддержки науки и 4) инвестиционные.

Большую группу фондов федерального значения составляют внебюджетные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды, создаваемые министерствами и ведомствами. Это фонды НИОКР и инвестиционные фонды. Отчисления в отраслевые, межотраслевые и специальные фонды относятся, как правило, на себестоимость продукции (например, по постановлению Правительства РФ № 315 фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% объема реализуемой продукции, а суммы отчисленных средств относятся на себестоимость продукции), при этом формирование и использование этих средств для федеральных властей слабо контролируемо, что дает повод говорить о попытках отраслевиков уйти от части налога на прибыль.

К числу фондов федерального уровня относится и ряд фондов, созданных в целях развития предпринимательства, конкуренции, поддержки науки. Это, например, региональные фонды поддержки малого предпринимательства, созданные в целях финансового обеспечения федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Источники ресурсов фондов - преимущественно бюджетные средства. Однако для этой группы фондов возможно использование нескольких доходных источников - бюджетных средств, заработанных (плата за льготный кредит, экспертизу и т.д.), а также добровольных перечислений на нужды развития науки, малого бизнеса и т.д.

Все большее распространение в ходе экономических реформ приобретают фондовые формы финансирования российской на- Уки. В настоящее время действуют как российские фонды поддержки науки, так и международные. В числе наиболее крупных Российских фондов назовем Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР). Первые три финансируются преимущественно за счет средств бюджета (от 1 до 4% от ассигнований, выделенных в федеральном бюджете на финансирование науки), Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и за счет других источников, таких, как плата за экспертизу, банковский процент и др. Этот фонд содействует инновационным проектам в малом и среднем предпринимательстве, выдавая на возвратной основе и льготных условиях кредиткые средства в зависимости от сферы приложения проекта, его принципиальной новизны и других критериев. Клиенты фонда имеют доступ к краткосрочным займам для закупки необходимого сырья и материалов, могут получать оборудование в лизинг, а также безвозмездные ресурсы для проведения выставок, на подготовку кадров, информационное обеспечение34

Инвестиционные фонды. К числу институтов инвестирования, действующих в настоящее время на российском рынке, можно отнести инвестиционные фонды (паевые и акционерные), негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, общества взаимного страхования, кредитные союзы и др. Они аккумулируют крупные финансовые ресурсы, которые используют для вложений на финансовом рынке.

Паевые инвестиционные фонды - сравнительно новое явление на российском фондовом рынке, они действуют с 1996 г. Их задача - создать условия для выхода на рынок ценных бумаг мелким инвесторам. Это нетрадиционная для нас форма коллективного инвестирования средств, альтернативная пассивному накоплению и деятельности нелицензированных финансовых компаний. Инвестиционный пай является именной ценной бумагой. Владелец пая получает доход не в виде фиксированного процента или дивиденда, а в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи пая в результате прироста стоимости имущества фонда. Средства пайщиков передаются в доверительное управление управляющей компании, которая вкладывает их в наиболее надеж - ные и ликвидные инструменты фондового рынка с целью получения максимальной доходности. Прибыль, заработанная в паевом инвестиционном фонде, не облагается налогом, поскольку паевой фонд не является юридическим лицом. Налогом на прибыль не облагаются и доходы фонда в виде банковских процентов, дивидендов и процентов по ценным бумагам, доходы от продажи ценных бумаг и реализации недвижимости. Пайщики платят налог с дохода - разницы между ценой выкупа и ценой размещения. В случае владения паем в течение ряда лет инвестор не уплачивает налог, даже если стоимость пая многократно увеличилась. При этом существуют льготы для пайщиков фонда - физических лиц. По схемам налогообложения доходов либо предоставляется льгота по подоходному налогу при выкупе паев на сумму до 1000 минимальных размеров оплаты труда в течение года, либо в качестве базы для налога принимается разница между суммами покупки и продажи паев. Паевые фонды делятся на открытые (в любой день можно купить и продать пай) и интервальные (сделки совершаются только в оговоренные сроки, но не реже одного раза в год).

Согласно Положению о структуре активов открытых паевых фондов, их активы могут составлять корпоративные, государственные, ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления, денежные средства в российской и иностранной валюте на банковских счетах и во вкладах. В интервальных фондах, кроме прочего, активы могут включать недвижимость и права на нее.

Акционерные инвестиционные фонды являются юридическими лицами, регистрируются в виде открытого акционерного общества. До 1999 г. существовали чековые и денежные инвестиционные фонды, последние практически не стали заметным явлением. В настоящее время лишь 3 бывших чековых фонда из 700, действовавших в России, зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

В 1992-1994 гг. чековые фонды собрали 52 млн ваучеров, их акционерами стали 25,5 млн человек. Согласно Указу Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов», эти фонды Должны быть преобразованы либо в паевые, либо в инвестиционные, либо остаться открытыми акционерными обществами, устранив из названия слова «чековый инвестиционный фонд». Из 691 ЧИФа, входившего в реестр Госкомимущества, часть преобра зована, часть заявила об отказе от инвестиционной деятельности, по части (64 фонда) передан в МВД запрос на проведение опера- тивно-розыскных мероприятий.

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) появились в 1997 г., когда Центробанк России разрешил на определенных условиях объединять депонированные средства в пулы, что раньше запрещалось. ОФБУ не являются юридическим лицом. Это имущественный комплекс, передаваемый в доверительное управление и объединяемый на праве общей собственности, а также приобретаемый доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. В настоящее время Банком России зарегистрировано свыше 140 ОФБУ, все они обязаны раскрывать балансы фонда на сайте «Ассоциации защиты информационных прав инвесторов» в сети Интернет, однако это делает лишь часть указанных фондов. 4.

Негосударственные социальные внебюджетные фонды

Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ. В 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляет специально образованная Инспекция НПФ. Постановлением Правительства РФ предприятиям разрешено включать отчисления в лицензированные НПФ в себестоимость продукции (до 1% объема реализованной продукции).

Территориальное размещение негосударственных пенсионных фондов весьма неравномерно. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, однако более трети из них находятся в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Рос-

1 См.: Савицкий К.Л., ПерцевА.П., КапитанМ.Е. Инструментарий инвестора. М., 2000. СЮ.

См. там же. С. 14. товская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60% их общей численности.

Благотворительный фонд - распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран 35.

Существует несколько типои частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard); фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (пол конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, ориентированы на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей: фонд Рокфеллеров, фонд Сороса, фонд Макартуров и т.д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; аналогичные законы действуют в ряде регионов РФ. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки - налогового и неналогового характера; их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

Фонды - некоммерческие организации, особая форма финансов общественного сектора, специфика которой состоите том, что они выступает и как форма перераспределительных отношений, и как результат финансовых потоков, и как субъект финансовых отношений - финансовый институт. В фондах аккумулируются ресурсы для общественно значимых целей, что порождает их многообразие: существуют государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные фонды и т.д.

Специфика фондов проявляется и в распределении финансовых ресурсов, которое осуществляется адресно и на конкурентных началах (конкурсной основе).

Динамичное развитие фондов в современной экономике связано с тем, что они выступают реальным инструментом преодоления провалов рынка в сфере производства благ общественного пользования и обеспечения дифференцированного спроса на них. Так, бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укреплению институтов общества, межбюджетного регулирования. С другой стороны, внебюджетные фонды, особенно в переходной экономике, являются формой децентрализации государственных полномочий и решения задач финансового обеспечения общественных потребностей в отдельных сферах деятельности: научной, инновационной, инвестиционной, предпринимательской, социальной, благотворительной и т.д.

Кафедра «Финансы, бюджет и страхование»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

Преподавание дисциплины "Целевые бюджетные и внебюджетные фонды" строится исходя из требуемого образовательным стандартом уровня базовой подготовки экономистов в области финансов, бюджета, бюджетной системы и налогов. Конечной целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области финансовых отношений по созданию и использованию внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

Особое значение изучение данной дисциплины имеет для специализации "Государственные и муниципальные финансы", поскольку функционирование внебюджетных и целевых бюджетных фондов организуется государственными органами, работники которых пополняются за счет выпускников указанной специализации. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса:

Преподавателями кафедры подготовлена компьютерная обучающая программа по дисциплине "Целевые бюджетные и внебюджетные фонды". Компьютерные обучающие программы (КОПР) - это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом. КОПР не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе студента, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Они включают в себя теоретический материал, разбор решения типовых задач и поясняющие примеры, графические и анимационные материалы, тесты для самоконтроля и контроля знаний, необходимые дополнительные и сервисные средства.

Литература Основная

    Конституция РФ.

    Бюджетный Кодекс РФ.

    Налоговый Кодекс РФ.

    Гражданский Кодекс РФ.

    Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ

    Федеральный Закон "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. №166-ФЗ

    Федеральный Закон "Об обязательном пенсионном страховании в в РФ" от 15.12.2001г. №167-ФЗ

    Постановление Правительства РФ "О Программе пенсионной реформы в РФ" от 20.05.98г. №463

    Федеральные Законы о Федеральном бюджете на 2002-2007 гг.

    Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие. / Под ред. Карчевского В.В. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Дополнительная 1. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.

2. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Периодические издания:

1. Журналы "Финансы", "Вопросы экономики" 2. Российская газета, Коммерсантъ, Экономика и жизнь, Финансовая газета. Интернет-ресурсы: 1.http://www.budgetrf.ru- Бюджетная система РФ 2.http://www.minfin.ru- Министерство финансов РФ 3.http://www.government.gov.ru/- Федеральные органы исполнительной власти РФ 4.http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики РФ

Как мы уже отмечали, государственные финансы - это регулируемые в определенном правовом поле потоки средств, циркулирующих в национальной экономике через создаваемую на макроуровне систему централизованных денежных фондов. В сферу государственных финансов относят в частности государственные целевые фонды. их главной особенностью является то, что они имеют четко выраженные источники формирования и четко выраженные направления использования. Эти фонды формируются для социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, для обеспечения необходимого уровня в случае временной потери трудоспособности, случае наступления безработицы, для решения приоритетных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства и связанных с обеспечением финансовыми ресурсами мероприятий по ускорению научно-технического прогресса, внедрения инновационных технологий, производства новых видов продукции и тому подобное.

Необходимость функционирования целевых государственных фондов обусловливается следующими причинами:

1. Бюджет предусматривает дефицитное финансирование и, следовательно, не все статьи расходов при неблагоприятных финансовых условий могут выполняться в полном объеме. Недофинансирования в определенных случаях является недопустимым, поэтому существуют защищенные статьи бюджета. Примером есть статьи, которые обеспечивают выплату заработной платы бюджетным работникам. Подобная роль отводится и целевым государственным фондам, которые имеют четко выраженные источники формирования и использования средств.

2. При наличии дефицита бюджета, в отдельных случаях средства государственных целевых фондов могут использоваться на покрытие дефицита.

3. Государственные целевые фонды формируются исполнительными органами власти и более приемлемыми для выполнения возложенных на них задач.

Источниками формирования доходной части государственных целевых фондов являются:

Обязательные отчисления юридических и физических лиц;

Доходы от инвестирования собственных средств

Добровольные взносы, спонсорская помощь;

Бюджетное финансирование.

В Украине государственные целевые фонды делятся на две группы: общегосударственные и местные. Общегосударственные целевые фонды создаются на общегосударственном уровне с целью финансирования государственных программ. Местные фонды формируются местными органами самоуправления для обеспечения региональных программ.

Общегосударственные целевые фонды делятся на две группы: постоянные и временные. Создание постоянных фондов связано с выделением отдельных функций государства. В частности, в реализации социальной функции особое внимание уделяется социальному страхованию. К постоянным общегосударственных целевых фондов относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Временные фонды формируются с целью ускоренного решения актуальных проблем и прекращают свое функционирование после выполнения поставленных задач. К временным фондов относят фонд охраны окружающей природной среды, фонд охраны труда.

Итак, источники формирования средств государственных целевых фондов могут иметь как стабильное, так и временный характер.

По критерию отношений с государственным бюджетом государственные целевые фонды делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные - это фонды, которые входят в состав государственного бюджета, финансирование расходов которых осуществляется за счет средств, как общего, так и специального фондов государственного бюджета. В бюджетный фонд Украины относятся: инновационный фонд, фонд охраны окружающей природной среды, фонд содействия молодежному жилищному строительству, специальный фонд безопасности авиации, фонд социальной защиты инвалидов, государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях, фонд развития виноградарства, садоводства и хмелеводства и тому подобное. Формирование целевых фондов в структуре государственного бюджета Украины закреплено Бюджетным кодексом Украины. Предусмотрено, что Кабинет Министров Украины вместе с проектом государственного бюджета на следующий год представляет проекты смет всех государственных целевых фондов, которые образуются за счет обязательных платежей (налогов и сборов) исходя из потребностей конкретных отраслей экономики и социальной сферы.

Внебюджетные целевые фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, фонд гарантирования вкладов физических лиц, государственный внебюджетный фонд приватизации и тому подобное.