Поддержка коллективной деятельности при создании по. Коллективная разработка программного обеспечения. Понятие коллективной разработки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Санкт-Петербургский Колледж Телекоммуникаций им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича

Реферат

" Технология коллективной разработки "

Учебный предмет: Технология разработки программного обеспечения

Выполнила: студентка 510 группы

Белоусова Мария, ПКС 4 курс

Проверила: Кривоносова Н.В.

2. Понятие коллективной разработки

3. Технические командные роли

4. Психологические командные роли

5. Обязанности членов группы

6. Типы совместной деятельности

7. Общинная модель разработки

8. Повышение эффективности коллективной работы

Список используемой литературы

Все множество разработок в зависимости от количества участников и типов взаимоотношений между ними может быть сведено к триаде разработок, приведенной на рисунке ниже.

Люблю одиночество, даже когда я один. (Ж. Ренар )

Этот принцип был достаточно широко распространен в 70-80-е годы XX века. Сейчас он применяется редко.

Наиболее интересен принцип авторской разработки с точки зрения применения в области наукоемких приложений. Для таких приложений характерна необходимость многолетнего изучения предметной области, практически полное отсутствие начального финансирования проекта, малая рентабельность, определяемая узким кругом пользователей.

· исключения межличностных коммуникаций, связанных с необходимостью порождения и изучения большого количества технологической документации;

· исключения работ по разбиению проекта на составляющие, по распределению их между исполнителями, по координации деятельности исполнителей и контролю за их работой.

Объем программного продукта, выполненного методом авторской разработки, в 5-20 раз меньше по сравнению с индустриальными аналогами.

Авторская разработка предполагает достижение профессионального успеха, известности и славы в одиночку. Такое вполне реально, следует только правильно выбрать профессиональную "нишу", область ведения разработки.

2. Понятие коллективной разработки

программирование коллектив управление

Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек. (С.П. Капица )

Одним из основных вопросов коллективной разработки является разделение труда - от равноправных соисполнителей до организации в виде жесткой иерархии (например, бригады главного программиста).

О первых опытах коллективных разработок

Известно, что первые коллективные разработки программ велись примерно так. Начальник выполнял разделение большого проекта на меньшие части и передавал далее по иерархии. Через некоторое время, теперь уже снизу вверх, шла сборка программы из написанных фрагментов. Собрать работающий программный продукт удавалось не всегда.

3. Технические командные роли

Равноправные соисполнители

Бригада равноправных соисполнителей обычно состоит из специалистов, занимающихся примерно подобными задачами в рамках одного проекта. Естественно, специализаций в рамках одной бригады может быть несколько:

· инженеры-разработчики (специалисты по инженерии программирования и программисты);

· технические писатели;

· инженеры тестирования;

· инженеры качества;

· специалисты по сопровождению продукта;

· специалисты по продажам продукта.

Тип работы определяет содержание и природу выполняемой работы. Приведем список типов работ и областей специализации на основе классификации Конгер .

· Разработка приложений.

o Программист.

o Специалист по инженерии программирования.

o Специалист по инженерии знаний.

· Работа с приложениями.

o Специалист по приложениям.

o Администратор данных.

o Администратор базы данных.

· Техническая поддержка.

o Системный администратор.

o Сетевой администратор.

o Администратор коммуникаций,

· Обеспечение качества продукта.

o Технический писатель.

o Инженер тестирования.

o Инженер качества.

· Маркетинг.

o Специалист по сопровождению продукта.

o Специалист по продажам продукта.

· Системное интегрирование.

o Системный интегратор.

Из перечисленных специализаций очень интересна специализация системного интегратора. Основные задачи системного интегратора - предложить заказчику вариант решения его проблемы, выбрав наиболее приемлемый по цене и технике, и реализовать его. Таким образом, системный интегратор продает решения и несет ответственность за их реализацию. Системный интегратор как профессионал должен обладать знаниями из очень многих областей - прикладное и системное программное обеспечение, администрирование систем, аппаратура, сети, экономика и т. п.

Бригада главного программиста

Почему бригада скорой помощи состоит из двух врачей?

Один знает - куда ставить клизму, а другой - зачем!

(Анекдот о специализации в команде )

Харлан Миллз [Брукс 1999] предложил организовывать команды (бригады) главного программиста (chief programmer teams), подобные хирургическим бригадам. Лишь один участник команды занимается основной работой, остальные оказывают ему всевозможную поддержку. Бригада главного программиста включает десять человек, выполняющих специализированные роли в команде (рисунок ниже).

Основные члены бригады выполняют функции, перечисленные ниже.

· Главный программист. Лично выполняет анализ и проектирование, создание и отладку кода, написание документации. Должен обладать талантом, большим опытом работы и существенными знаниями.

· Дублер. Может выполнять любую работу главного программиста, но менее опытен. Подстраховывает главного программиста, может заниматься написанием кода, но не несет ответственности за проект.

· Администратор, он же - менеджер. Под его контролем - деньги, люди, помещения, машинные ресурсы, контакты с другими группами и руководством.

· Редактор. Фактически, это технический писатель. Его задача - критически переработать черновики документации (созданные главным программистом), снабдить их ссылками и библиографией и обеспечить публикацию или помещение в Интернете.

· Языковед. Эксперт в тонкостях языков программирования. Может найти эффективные способы использования языка для решения сложных задач. Обычно работает с несколькими бригадами.

· Инструментальщик. Разработчик специализированных инструментов - утилит и скриптов. Поддерживает основной инструментарий и оказывает по нему консультации. При необходимости может осуществлять администрирование операционной системы.

· Отладчик. Разработчик тестов и организатор тестирования программного продукта.

· Делопроизводитель. Отвечает за регистрацию всех технических данных бригады в библиотеке программного продукта. Благодаря делопроизводителю, активные программисты освобождались от рутинных работ. Заметим, что в настоящее время функции делопроизводителя автоматизированы и переданы репозиторию проекта.

4. Психологические командные роли

Роб Томсет (Rob Thomsett) предложил восемь ключевых ролей в проекте (рисунок ниже).

· Председатель. Выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям. Умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и обеспечить наибольшее применение потенциала каждого ее участника.

· Архитектор. Он же оформитель. Придает законченную форму действиям команды. Имеет четкое представление о проблемах и их возможных решениях.

· Генератор идей. Предлагает радикально новые идеи и стратегии, новые подходы к решению проблем, с которыми сталкивается группа. Особое внимание уделяет главным проблемам.

· Критик. Он же скептик, оценивающий проблемы с прагматической точки зрения. Ищет недостатки, изъяны и недоделки. Компенсирует оптимизм генератора идей.

· Исполнитель. Работник, собственно занимающийся написанием кода. Как правило, он не обладает широтой кругозора.

· Завершающий. Поддерживает в команде настойчивость в достижении цели. Играет доминирующую роль на завершающих стадиях разработки.

· Дипломат. Поддерживает силу духа в участниках проекта. Оказывает им помощь в трудных положениях. Пытается улучшить взаимоотношения в команде.

· Организатор. Обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах. Имеет много друзей и связей в своей организации, с помощью которых можно выпросить или одолжить необходимые ресурсы.

В реальных командах программистов могут быть выделены не все из этих ролей. Роль исполнителя часто берут на себя сразу несколько членов команды.

5. Обязанности членов группы

И у коллективного подхода есть недостатки:

· разрозненная связь с внешними источниками информации;

· несогласованное представление о разных сторонах проекта;

· несогласованность личных планов членов группы;

· отсутствие опыта, снижающее эффективность коллективной работы.

MSF - не готовое решение, а каркас, который можно адаптировать для нужд любой организации. Один из элементов этого каркаса - модель проектной группы. Она описывает структуру группы и принципы, которым надо следовать для успешного выполнения проекта.

Хотя модель группы разработчиков весьма конкретна, при знаков знакомстве с MSF ее нужно рассматривать в качестве отправной точки. Разные коллективы реализуют этот каркас по-разному, в зависимости от масштаба проекта, размеров группы и уровня подготовки ее членов.

Чтобы проект считался удачным, следует решить определенные задачи:

· удовлетворить требования заказчика - проект должен выполнить требования заказчиков и пользователей, иначе ни о каком успехе не может быть и речи, возможна ситуация, когда бюджет и график соблюдены, но проект провалился, так как не выполнены требования заказчика;

· соблюсти ограничения - разработчики проекта должны уложиться в финансовые и временные рамки;

· выполнить спецификации, основанные на требованиях пользователей - спецификации - это подробное описание продукта, создаваемое группой для заказчика; они представляют собой соглашение между проектной группой и клиентом и регулируют вопросы, касающиеся приложения, в основе этого требования лежит принцип "сделать все, что обещано";

· выпустить продукт только после выявления и устранения всех проблем - не существует программ без дефектов, однако группа должна найти и устранить их до выпуска продукта в свет, причем устранением ошибки считается не только ее исправление, но и, например, занесение в документацию способа ее обхода; даже такой способ устранения проблем предпочтительнее, чем выпуск приложения, содержащего невыявленные ошибки, которые в любой момент могут преподнести неприятный сюрприз пользователям и разработчикам;

· повысить эффективность труда пользователей - новый продукт должен упрощать работу пользователей и делать ее более эффективной. Поэтому приложение, обладающее массой возможностей применять которые сложно или неудобно, считается провальным;

· гарантировать простоту развертывания и управления - эффективность развертывания непосредственно влияет на оценку пользователем качества продукта, например, ошибка в программе установки может создать у пользователей впечатление, что и само приложение небезгрешно, от проектной группы требуется не только подготовить продукт к развертыванию и гладко провести его, но и обеспечить пользователей поддержкой, организовав сопровождение приложения.

Примечание. На проект влияет множество факторов, некоторые из которых создают дополнительные ограничения. Когда проектная группа рассматривает на совещаниях цели проекта и график его создания и выпуска, следует убедиться, что проект окупится, то есть удастся выпустить нужный продукт, не превышая запланированных расходов.

Для достижения этих целей в модели проектной группы, выполняемые задачи распределяются по шести ролям: менеджмент продукта, менеджмент программы, разработка, тестирование, обучение пользователей и логистика. Люди, выполняющие конкретную роль, должны рассматривать проект со своей "колокольни" и обладать необходимой для этого квалификацией.

6. Типы совместной деятельности

Коллективная разработка предполагает большое количество различных действий, причем степень совместной деятельности может существенно изменяться от одного действия к другому. Можно выделить четыре типа совместной деятельности .

· Мандатная деятельность, обычно представленная формальными собраниями, проводимыми на регулярной основе. Обычно собрания планируются заранее, а присутствие на них обязательно. Статистика показывает, что программисты проводят около 4% своего рабочего времени на собраниях.

· Созываемая деятельность, которая имеет место в случае решения двух или более программистов собраться вместе для решения некоторого технического вопроса. Такие собрания обычно не планируются заранее и в них участвуют только действительно заинтересованные в решении проблемы программисты. На эту деятельность уходит около 14% рабочего времени.

· Естественная совместная деятельность имеет место, когда как минимум двое программистов работают над одной и той же задачей одновременно и обмениваются информацией о выполняемой работе. Эта деятельность занимает около 41% рабочего времени.

· Индивидуальная деятельность имеет место, когда программист работает над задачей, которая не выполняется в то же самое время никаким другим программистом и поэтому маловероятно его взаимодействие по этому предмету с любыми другими программистами группы. Эта деятельность занимает также около 41% рабочего времени.

7. Общинная модель разработки

Совершенство в проекте достигается не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать. (Антуан де Сент-Экзюпери )

Идеология общинной ("базарной") модели разработки сформулирована в программной статье Эрика Раймонда (Eric Raymond) "Собор и Базар". Общинная модель характеризуется тремя основными факторами.

· Децентролизованность разработки. Не существует ограничения сверху на количество людей, принимающих участие в проекте. Как правило, разработки такого типа ведутся на базе сети Интернет и могут включать любого заинтересованного разработчика Сети.

· Разработка ведется на базе открытых исходных текстов. По ним можно разобраться с сутью задачи и в любой момент подключиться к разработке.

· Большое количество внешних тестеров (бета-тестеров), позволяющих быстро обнаруживать ошибки и проблемы в программе.

Эрик Рэймонд сформулировал несколько уроков, которые позволяют лучше понять особенности общинной разработки.

· Каждая хорошая программа начинается с энтузиазма разработчика.

· Хорошие программисты знают, что можно написать, а великие - что можно переписать.

· При правильном отношении интересная проблема найдет вас сама.

· Когда вы теряете интерес к программе, ваша последняя обязанность - передать ее компетентному преемнику.

· Следует выпускать ранние и частые версии программ.

· Обнаружить проблему и исправить ее могут разные люди.

· Иногда использовать идеи пользователей лучше, чем свои идеи.

8. Повышение эффективности коллективной работы

Вот какие отношения друг с другом и к работе возникают в такой группе:

· заинтересованность;

· надежда, оптимизм, готовность к работе;

· определение задач и решений;

· проявление взаимопомощи;

· доверительные уважительные отношения;

· единение.

Последнее очень важно: эффективность работы группы при этом выше всего.

Для успеха проекта недостаточно только распределить роли и обязанности. Помимо структуры, следует придерживаться определенных принципов и методов. Ниже обсуждаются "лучшие методы и принципы", которые успешно применялись не только внутри Microsoft, но также партнерами и заказчиками компании.

Общее представление о проекте . Важнейший фактор для успеха проекта - единое понимание целей и задач проекта всеми участниками. Каждый из них изначально имеет свое мнение, касающееся приложения. В процессе формирования общего представления о проекте все эти мнения обсуждаются, что позволяет добиться единства целей всех членов проектной группы и заказчика.

На основе выработанного представления о проекте создается документ "Концепция проекта", который:

· описывает не только то, что делает продукт, но и то, чего он не делает;

· конкретизирует продукт (например, позволяет включать и исключать определенные функциональные возможности из данной версии); *побуждает группу достичь сформулированной цели;

· содержит описание путей реализации проекта, благодаря чему проектная группа и заказчик могут начать работу.

Примечание Создание концепции не гарантирует согласия с ней всех участников проекта (разработчиков, заказчика и пользователей). Поэтому необходимо проследить, чтобы все они тщательно изучили ее и полностью в ней разобрались.

Выработка согласованного мнения о проекте позволяет избежать разногласий между участниками проекта, мешающих достичь поставленных целей и разъединяющих группу. Оптимальный способ согласования концепции - обсуждение целей и задач проекта. Такая дискуссия дает возможность добиться взаимопонимания всех членов группы. При этом их обязательства будут не простым согласием: "Да, мы будем работать над проектом", в них появится мотивация: "Давайте приступим к работе и сделаем что-то действительно новое". Дискуссию на ранних стадиях проекта, как правило, организуют ее сотрудники отделов менеджмента продукта и менеджмента программы, имеющие опыт маркетинговых исследований.

Внимание! Не обольщайтесь тем, что действия проектной группы и их цель понятны заказчику. Подробно обсуждайте проект с заказчиком на всех стадиях его выполнения.

Группа равных . В группе равных важна каждая роль. Такой подход, и только он, делает возможным неограниченный обмен информацией между членами группы, повышает ответственность за выполнение работы и усиливает понимание того, что все шесть целей проекта одинаково важны. Естественно, в таких группах надо проводить проверку качества продукта; это делает представитель заказчика, разбирающийся в решаемой задаче.

Подчеркнем, что равенство - это не анархия. Равенство существует лишь в отношении ролей; в рамках каждой роли следует придерживаться обычной иерархической модели. В каждой группе необходима должностная иерархия и наличие руководителя, ответственного за управление и координирование работы своего направления. Задача остальных членов группы, исполняющих ту же роль, - выполнять поставленные перед ними задачи.

Ориентация на продукт - это не призыв работать над коммерческим программным обеспечением одним способом, а над приложениями для внутреннего пользования - иначе. Это требование - относиться к результату работы, как к продукту.

Прежде всего нужно выяснить, является проект самостоятельным или частью более крупного проекта. MSF рекомендует идентифицировать проекты - это позволяет людям чувствовать себя членами команды. Скажем, в Microsoft принята практика присвоения проектам кодовых имен (например "Чикаго" для Windows 95 и "Мемфис" для Windows 98). Кодовые имена четко идентифицируют проект и работающую над ним группу, позволяют людям четче ощущать причастность к проекту и ответственность за него. Создать и усилить значимость группы, поднять ее боевой дух можно разными способами - скажем, помещая название проекта на футболки, кружки и прочие сувениры.

Сформированное отношение к продукту позволяет сконцентрироваться на результате проекта, а не на процессе его достижения вовсе не означает, что процесс не важен для группы. Мы просто иначе расставляем приоритеты - процесс должен служить достижению цели, а сам по себе он не имеет ценности. Увлеченность процессом не должна стоять на пути к результату. Необходимо прежде всего, чтобы все, чувствовали ответственность за выпуск продукта.

Бывший менеджер программ Microsoft Крис Питере описал отношение к продукту следующим образом:

"У нас всех... одна и та же работа - выпуск продукта. Ваша задача - не писать код, не тестировать его и не создавать спецификации. Ваша задача - выпустить продукт. Именно это делает группа разработки продукта.

Ваша роль разработчика или тестера - вторична. Я не хочу сказать, что она не имеет значения - конечно, она важна, - но она вторична по отношению к вашей основной задаче - выпуску продукта.

Когда вы просыпаетесь утром и приходите на работу, вы спрашиваете себя: " Что мы делаем, пишем код или делаем продукт? " Ответ очевиден - мы делаем продукт. Вы не должны программировать, вы обязаны не программировать, и это не каламбур " .

Ориентация на отсутствие дефектов - это требование соблюдения качества продукта. Оно вовсе не подразумевает, что продукт должен быть выпущен без дефектов; достаточно, чтобы дефектов было не больше нормы, установленной группой на ранних стадиях разработки. Кроме того, это означает, что группе придется постоянно контролировать качество на всех стадиях: если завтра потребуется выпустить готовый продукт, группа должна быть готова выполнить это обязательно. Таким образом, с точки зрения качества продукт всегда должен быть практически готов.

В успешных группах все отвечают за качество продукта - эту обязанность нельзя переложить на других. В этом смысле все члены группы являются представителями заказчика.

Понимание целей бизнеса . Чтобы выпустить успешный продукт, группе недостаточно разбираться только в технической стороне проекта. Создано множество технически совершенных и безупречно написанных продуктов, не способных выполнять задачи, поставленные заказчиком. Чтобы избежать такой ситуации, члены группы должны ясно представлять себе решаемую задачу.

И здесь необходимо активное участие заказчика в процессе разработки. Его обязательно нужно привлекать к созданию концепции проекта, к принятию решений по продукту и его использованию и к анализy промежуточных версий.

Ответственность в равной мере . Крис Питерс однажды не без юмора заметил:

"Чрезвычайно важно, чтобы ответственность разделяли сотрудники как можно более низких уровней. Ваша цель не в том, чтобы лишиться сна, переживая из-за проекта, которым вы руководите.

Ваша цель не в том, чтобы лишить сна руководителей направлений.

Не спать по ночам от переживаний за проект должны абсолютно все. Вот когда вы этого добьетесь, считайте, что распределили ответственность должным образом " .

Чтобы добиться согласованной работы всех членов группы, вы должны сделать их роли взаимозависимыми и перекрывающимися, они все в одинаковой мере должны разделять ответственность за выпуск нужного продукта в запланированные сроки. Таким образом разрушается узкая специализация членов группы, которая ведет к изолированности, а не к совместной работе.

Совместное проектирование . Джим Маккарти так описал концепцию общего участия в проектировании в своей книге "Dynamics of Software Development":

" Цель проектирования любого продукта - собрать лучшие идеи. Поэтому в проектировании должны участвовать все члены группы " .

В создании функциональных спецификаций должны участвовать представители всех направлений, так как у каждого из них свое представление о проекте. Они должны убедиться, что в проекте учтены не только требования всей группы, но и требования каждой роли.

Обучение на опыте других проектов . Чтобы не полагаться на удачу, стоит воспользоваться опытом работы над другими проектами, как успешными, так и провалившимися. Изучение опыта - основа совершенствования. Один из методов структурирования и накопления опыта - подведение итогов каждого этапа, зафиксированное в обзоре. Обзор, основа которого - сопоставление планов с результатами, помогает скорректировать дальнейший ход работы и избежать ошибок в дальнейшем. Кроме того, при этом можно выявить хорошо зарекомендовавшие себя методы, чтобы применять их в будущем.

Примечание. Очень важно делиться информацией о методах работы с другими группами разработчиков своей организации.

· используйте меньше людей, но лучших в своей области;

· подбирайте задачи в соответствии с квалификацией и мотивацией людей;

· помогайте людям набирать опыт и знания;

· подбирайте людей, дополняющих друг друга;

· не бойтесь отсекать все, что не подходит.

Обучение группы . Работа группы эффективна, если все ее члены понимают, что они делают. Однако во многих случаях это простое правило реализуется недостаточно полно. Выпустить же нужный продукт в срок удастся только при наличии формального и неформального планов обучения проектной группы.

Изучение методологии . Разработка программного обеспечения - это не только создание кода. Поэтому изучение методологии разработки руководителями групп и основными участниками проекта сократит затраты и время выполнения проекта.

Изучение технологий . Создать хороший продукт очень сложно. Поэтому группам разработчиков, логистиков и, по возможности, менеджеров программы надо изучать существующие технологии. Каждый день появляются новые формы обучения современнейшим технологиям, однако для успешнойреализации таких технологий недостаточно только знания их основ, необходимо понимать способы их применения.

Вот какие технологии необходимы для работы над проектом по созданию системы управления ресурсами (Resource Management System, RMS), о которой идет речь в практикумах этой книги:

· Dynamic HTML;

· Microsoft Active Server Pages (ASP);

· Microsoft Visual Basic Scripting Edition (VBScript); *Microsoft Internet Information Server (US);

· Microsoft Windows NT 4.0;

· Microsoft Windows 2000;

· Microsoft Systems Management Server 2.x (SMS);

· Microsoft Outlook 2000;

· Microsoft Visual InterDev;

· Microsoft Visual Basic 6.0 (VB);

· Microsoft Visual C++ 6.x (C++), библиотеки ATL и STL;

· Microsoft Transaction Server 2.0 (MTS);

· Microsoft SQL Server 7.x;

· создание СОМ-объектов с помощью VB и C++;

· ActiveX Data Objects (ADO);

· Collaborative Data Objects (CDO).

Часто при обучении упускают из вида сопровождение приложения в существующей информационной инфраструктуре. Однако успех проекта зависит не только от качества созданного кода. Проектная группа должна исследовать взаимное влияние инфраструктуры и приложения друг на друга. Как скажется на приложении появление новых операционных систем, новых версий существующих операционных систем или новых базовых приложений, используемых продуктом?

Кроме того, проектной группе придется учесть то обстоятельство, что во время работы над проектом могут появиться новые технологии или новые версии приложений. Нужно уметь оценивать влияние новых функциональных возможностей таких продуктов на жизненный цикл проекта. Поэтому время на обучение следует включать в график проекта еще до определения даты выпуска приложения.

Координация работы с внешними группами . Проектная группа, рассчитывающая на успех, должна взаимодействовать с внешними группами - как с заказчиком и пользователями, так и с другими разработчиками. Этим занимаются менеджер программы, менеджер продукта, инструктор и логистик. В обязанности этих ролей входят как внутренние, так и внешние контакты, в то время как разработчики и тестеры изолированы от общения с внешним миром. (Такая изоляция приводит к повышению эффективности труда этих двух групп.)

Важно, чтобы взаимодействие с внешними группами было явным и понятным. На рис. 3.3 проиллюстрирована координация взаимодействий, связанных как с бизнесом, так и с технологиями. Проектным группам, как правило, приходится взаимодействовать с большим количеством внешних организаций, включая финансовые и юридические подразделения и отделы контроля качества продукта.

Коллективное владение кодом позволяет каждому разработчику выдвигать новые идеи в любой части проекта, изменять любую строку программы, добавлять функциональность, фиксировать ошибку и проводить реорганизацию. Один человек просто не в состоянии удержать в голове проект нетривиальной системы. Благодаря коллективному владению кодом снижается риск принятия неверного решения (главным разработчиком) и устраняется нежелательная зависимость проекта от одного человека.

Работа начинается с создания тестов модуля, она должна предшествовать программированию модуля. Тесты необходимо помещать в библиотеку кодов вместе с кодом, который они тестируют. Тесты делают возможным коллективное создание кода и защищают код от неожиданных изменений. В случае обнаружения ошибки также создается тест, чтобы предотвратить её повторное появление.

Кроме тестов модулей, создаются тесты приемки, они основываются на пользовательских историях. Эти тесты испытывают систему как "черный ящик" и ориентированы на требуемое поведение системы.

На основе результатов тестирования разработчики включают в очередную итерацию работу над ошибками.

Все коды в проекте создаются парами программистов, работающими за одним компьютером. Парное программирование приводит к повышению качества без дополнительных затрат времени. А это, в свою очередь, уменьшает расходы на будущее сопровождение программной системы.

Оптимальный вариант для парной работы - одновременно сидеть за компьютером, передавая друг другу клавиатуру и мышь. Пока один человек набирает текст и думает (тактически) о создаваемом методе, второй думает (стратегически) о размещении метода в классе.

Во время очередной итерации всех сотрудников перемещают на новые участки работы. Такие перемещения помогают устранить изоляцию знаний и "узкие места". Особенно полезна смена одного из разработчиков при парном программировании.

Замечено, что программисты очень консервативны. Они продолжают использовать код, который трудно сопровождать, только потому, что он все еще работает. Боязнь модификации кода у них в крови. Это приводит к предельному понижению эффективности систем. В XP считают, что код нужно постоянно обновлять - удалять лишние части, убирать ненужную функциональность. Этот процесс называется реорганизацией кода. Поощряется безжалостная реорганизация, сохраняющая простоту проектных решений. Реорганизация поддерживает прозрачность и целостность кода, обеспечивает легкое понимание, исправление и расширение. На реорганизацию уходит значительно меньше времени, чем на сопровождение устаревшего кода. Увы, нет ничего вечного - когда-то отличный модуль теперь может быть совершенно не нужен.

И еще одна составляющая коллективного владения кодом - непрерывная интеграция.

Без последовательной и частой интеграции результатов в систему разработчики не могут быть уверены в правильности своих действий. Кроме того, трудно вовремя оценить качество выполненных фрагментов проекта и внести необходимые коррективы.

По возможности XP-разработчики должны интегрировать и публично отображать, демонстрировать код каждые несколько часов. Интеграция позволяет объединить усилия отдельных пар и стимулирует повторное использование кода.

Список используемой литературы

1. С.А. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник. - СПб.: Питер, 2002

2. Брауде Э. Технология разработки программного обеспечения. - СПб.: Питер, 2004

3. Г.С. Иванова, Т.Н. Ничушкина, Е.К. Пугачев. Объектно-ориентированное программирование: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп./Под. Ред. Г.С. Ивановой. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э Баумана, 2003.

4. Книга цитат от Джона Ллойда

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Использование моделирования в программной инженерии в процессе разработки программного обеспечения. Основные этапы процесса разработки программного обеспечения, их характеристика. Моделирование процессов, их определение фазами и видами деятельности.

    реферат , добавлен 25.12.2017

    Понятие программной инженерии как применения определенного систематического измеримого подхода при разработке, эксплуатации и поддержке программного обеспечения. Модели процесса разработки программного обеспечения. Управление программными проектами.

    презентация , добавлен 12.11.2014

    Понятие программного обеспечения, вопросы его разработки и использования. Общая характеристика системного программного обеспечения и работа операционной системы. Специфика процесса управления разработкой программного обеспечения и его особенности.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Цели и задачи программной инженерии. Понятие программного обеспечения. Шесть принципов эффективного использования программного обеспечения. Виды программного обеспечения: общесистемное, сетевое и прикладное. Принципы построения программного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Реализация задачи использования методики SDLC (управление жизненным циклом разработки программного обеспечения) при внедрении реальной системы информационных технологий. Описание проекта внедрения системы автоматической регистрации участников выставок.

    реферат , добавлен 10.09.2010

    Современные инструменты разработки программного обеспечения для СУТП. Универсальные языки программирования и сравнение их со SCADA-системами. Разработка программного обеспечения с использованием многоканальных измерительных преобразователей Ш9327.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2011

    Исследование объектно-ориентированного подхода к проектированию программного обеспечения будильника. Модель программного обеспечения. Взаимодействие между пользователями и системой. Диаграммы и генерация программного кода при помощи средств Rational Rose.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    Основные этапы разработки программного обеспечения (пакета программ), анализ требований к системе. Метод пошаговой детализации. Языки программирования низкого уровня и высокого уровня (императивные, объектно-ориентированные, функциональные, логические).

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Понятие и ключевое отличие распределенной разработки программного обеспечения, его достоинства и недостатки. Концептуальное решение и выбор типа разработки. Особенности программного обеспечения с открытым исходным кодом. Идея и развитие Open Source.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2012

    Порядок автоматизации расчетов себестоимости и длительности программного обеспечения производственного предприятия. Выбор языка программирования и системы управления базами данных. Разработка алгоритмов расчета себестоимости программного обеспечения.

Авторская разработка Авторская разработка – это создание программных продуктов, при котором весь жизненный цикл разработки поддерживается одним человеком. Был распространён в г.г. и сейчас применяется редко из-за сложности, объема, требуемого качества, сопровождения. С появлением ПК программное обеспечение стало продуктом массового применения, поэтому стали доминировать крупные компьютерные компании с развитой структурой менеджмента и рекламной компанией. Авторские разработки применяются в области наукоемких приложений. Для таких приложений характерна необходимость многолетнего изучения предметной области, практически полное отсутствие начального финансирования проекта, малая рентабельность, которая определяется узким кругом области.


Авторская разработка выигрывает по производительности 30 и долее раз коллективной разработки за счёт: исключения меж личных коммуникаций, связанных с необходимостью порождения и изучения большого количества документации исключения работ по разбиению проекта на составляющие, по распределению работ между исполнителями координации действия между исполнителями и контролем за их работой Авторская разработка предполагает достижение профессионального успеха. В принципе это реально, но необходимо найти свою нишу. В настоящее время авторская разработка применяется при создании условно бесплатных программных продуктов.


Коллективная разработка Коллективная разработка – это создание программного продукта коллективом разработчиков. Один из основных вопросов коллективной разработки является разделение труда. Один человек не способен создать приложение масштаба предприятия. Ни один разработчик просто не удержит в голове все требования к системе и варианты проекта. Поэтому сегодня разработкой промышленных систем занимаются проектные группы, и все обязанности распределяются среди членов группы. Существует две основные модели организации коллектива при разработке ПО: 1) иерархическая модель (начальник -> подчинённые) 2) модель группы (не определяет структуру коллектива с точки зрения отдела кадров) Основной моделью разделения труда в наше время является иерархическая структура. подчинённые) 2) модель группы (не определяет структуру коллектива с точки зрения отдела кадров) Основной моделью разделения труда в наше время является иерархическая структура.">


Иерархическая модель Если в современных производственных средах один менеджер проекта (начальник) отвечает за все тонкости разработки и принимает все важные решения, возникает множество проблем, ведущих к провалу проекта. Иерархическая модель грешит множеством недостатков: нехватка информации невозможность учесть все особенности проекта отсутствие полноценной связи между всеми участниками проекта трудность освоения новых технологий сложность расстановки приоритета (чтобы справиться, нужно быть гениальным) структура равноправности соисполнителей (доверительность-каждый отвечает за своё) Кроме того, опыта одного человека чаще всего недостаточно для быстрого решения задачи и для интеграции приложения в существующую инфраструктуру. В организациях, построенных на основе иерархической модели, затруднен обмен информацией в этой модели он, по определению, осуществляется через посредников.


Модель группы Дабы сгладить недостатки иерархической модели, в проектной группе предусматривается распределение обязанностей руководителя между членами коллектива. При этом за проект отвечает не один человек, а все члены группы каждый за свой участок. Модель группы не определяет структуру коллектива с точки зрения отдела кадров. Задача модели проектной группы определить цели проекта и распределить обязанности. Руководители каждого направления с помощью выделенных им ресурсов выполняют возложенную на них часть работы. Обязанности ролей определяются работой над проектом, а не деятельностью «штатной единицы».. И у коллективного подхода есть недостатки: разрозненная связь с внешними источниками информации; несогласованное представление о разных сторонах проекта; несогласованность личных планов членов группы; отсутствие опыта, снижающее эффективность коллективной работы.


Примерный состав бригады: 1. разработчики специалисты по инженерии и программированию (приёмы и методы программирования, знания инструментальных систем) программисты 2. технические писатели 3. специалисты по качеству 4. специалисты по сопровождению 5. специалисты по продаже


Разделение по типам работы: 1. разработка приложений требует: программистов специалистов по инженерии и программировании специалистов по инженерии и знаниям 2. работа с приложениями - эксплуатация требует: специалистов по приложениям администраторов данных администраторов баз данных 3. техническая поддержка системный администратор сетевой администратор администратор коммуникации 4. обеспечение качества программы технический писатель специалист по тестированию специалист по качеству 5. маркетинг специалист по сопровождению специалист по продаже продукта 6. системное интегрирование системный интегратор (основные задачи: предложить заказчику варианты решения проблемы, выбрать приемлемый вариант по цене, технике и реализовать)


Модель бригады главного программиста 1. Главный программист: анализ проектирование создаёт, реализует, пишет документацию. большой опыт работы и существенными знаниями с большим талантов 2. Дублёр Может выполнять любую работу главного программиста, но с небольшим опытом работы. Не несёт ответственность. 3. Администратор (менеджер) контроль денег, людей, помещений, машинных ресурсов, контактов с другими группами и руководством. 4. Редактор технический Критически перерабатывает документацию. Перерабатывает языки документации, которые разрабатывает программист. 5. Языковед Эксперт в тонкостях языка программирования. Может найти эффективные способы программирования. Обычно работает с несколькими бригадами программистов. 6. Инструментальщик Разработчик специализированных инструментальных утилит, скриптов, поддерживает основной инструментарий и оказывает по нему консультации. Может осуществлять администратор. Работает с несколькими бригадами. 7. Отладчик Разработчик тестов и организатор тестирования ПП (тестировщик, тестер) 8. Делопроизводитель Отвечает за регистрацию всех данных в бригаде, благодаря активным программистам освобождается от рутинных работ. В настоящее время функции делопроизводителя автоматизированы и выключены из проекта.


Модели коллективной разработки компании Microsoft (MSF) MSF не готовое решение, а каркас, который можно адаптировать для нужд любой организации. Один из элементов этого каркаса - модель проектной группы. Она описывает структуру группы и принципы, которым надо следовать для успешного выполнения проекта Хотя модель группы разработчиков весьма конкретна, при знакомстве с MSF ее нужно рассматривать в качестве отправной точки. Разные коллективы реализуют этот каркас по-разному, в зависимости от масштаба проекта, размеров группы и уровня подготовки ее членов.


Чтобы проект считался удачным, следует решить определенные задачи: удовлетворить требования заказчика проект должен выполнить требования заказчиков и пользователей, иначе ни о каком успехе не может быть и речи, возможна ситуация, когда бюджет и график соблюдены, но проект провалился, так как не выполнены требования заказчика; соблюсти ограничения разработчики проекта должны уложиться в финансовые и временные рамки; выполнить спецификации, основанные на требованиях пользователей спецификации это подробное описание продукта, создаваемое группой для заказчика; они представляют собой соглашение между проектной группой и клиентом и регулируют вопросы, касающиеся приложения, в основе этого требования лежит принцип «сделать все, что обещано»; выпустить продукт только после выявления и устранения всех проблем не существует программ без дефектов, однако группа должна найти и устранить их до выпуска продукта в свет, причем устранением ошибки считается не только ее исправление, но и, например, занесение в документацию способа ее обхода; даже такой способ устранения проблем предпочтительнее, чем выпуск приложения, содержащего невыявленные ошибки, которые в любой момент могут преподнести неприятный сюрприз пользователям и разработчикам;


Повысить эффективность труда пользователей новый продукт должен упрощать работу пользователей и делать ее более эффективной. Поэтому приложение, обладающее массой возможностей применять которые сложно или неудобно, считается провальным; гарантировать простоту развертывания и управления эффективность развертывания непосредственно влияет на оценку пользователем качества продукта, например, ошибка в программе установки может создать у пользователей впечатление, что и само приложение небезгрешно, от проектной группы требуется не только подготовить продукт к развертыванию и гладко провести его, но и обеспечить пользователей поддержкой, организовав сопровождение приложения. Примечание. На проект влияет множество факторов, некоторые из которых создают дополнительные ограничения. Когда проектная группа рассматривает на совещаниях цели проекта и график его создания и выпуска, следует убедиться, что проект окупится, то есть удастся выпустить нужный продукт, не превышая запланированных расходов. Для достижения этих целей в модели проектной группы выполняемые задачи распределяются по шести ролям: менеджмент продукта, менеджмент программы, разработка, тестирование, обучение пользователей и логистика. Люди, выполняющие конкретную роль, должны рассматривать проект со своей «колокольни» и обладать необходимой для этого квалификацией.


Модель проектной группы Менеджер продукта Менеджер программ Разработчики Тестеры Инструктор Логистик Работа над проектом включает множество разных видов деятельности и изучение требований с разных точек зрения, поэтому распределение основных задач по нескольким ролям повышает шансы на успех проекта. Как видно из рисунка, в MSF определены шесть таких ролей, которые и составляют модель проектной группы. У каждой из ролей свои обязанности, выполнение которых и обуславливает удачу проекта.


Цели и роли Шесть ролей модели проектной группы связаны с шестью целями проектной группы, что проиллюстрировано в таблице. Все эти цели важны для успеха проекта в целом, и поэтому все роли равноправны. В этой модели нет руководителя всего проекта есть группа людей, знающих, что нужно делать и делающих это. ЦельРоль Удовлетворение требований заказчика Соблюдение ограничений проекта Соответствие спецификациям Выпуск только после выявления и устранения проблем Повышение эффективности труда пользователя Простота развертывания и постоянное сопровождение Менеджер продукта Менеджер программы Разработчик Тестер Инструктор Логистик


В проектную группу должны входить: опытные руководители; инициативные сотрудники, способные принимать решения и нести ответственность за свое направление работы. Их задача: сконцентрироваться на выпуске продукта; выработать общее представление о проекте. Для эффективной работы проектной группы требуется соблюдение следующих правил в отношениях между людьми: доверие делает действия людей согласованными, при этом все следуют принципу «мы делаем то, что обещали сделать»; уважение люди признают способности других, следуя правилу «каждый из нас необходим нашей группе»; согласие все должны знать и поддерживать цели проекта и верить в его успех «мы завершим проект, и точка»; ответственность люди должны ясно понимать цели проекта, свои обязанности и чего от них ожидают «я сделаю свою работу, вы свою, и к четвергу мы построим наш дом». Подытожив эти характеристики, мы получаем главный принцип « обязанность каждого выпустить нужный продукт в нужное время ».


Менеджер продукта Менеджер продукта должен вовремя реагировать на потребности заказчика. Его главная задача сформировать общее представление о поставленной задаче и о том, как ее решать. Он должен ответить на вопрос «Зачем мы делаем все это?» и убедиться, что все члены группы знают и понимают ответ на него. Основная цель этой роли удовлетворение требований заказчика. Для этого менеджер продукта выступает представителем заказчика в группе разработчиков и представителем группы у заказчика. Менеджер продукта сообщает группе предварительную дату выпуска продукта, устанавливаемую заказчиком. Примечание Основная причина неудачи многих проектов непонимание ожиданий заказчика. При любых запланированных или нет изменениях проекта, его ресурсов или даты выхода продукта ожидания заказчика, пользователей и проектной группы должны быть скорректированы. Группа менеджмента продукта представляет интересы заказчика и помогает ему определить необходимые функции приложения и их приоритеты. Руководителя группы менеджмента часто называют «борцом за продукт». Как правило, это один из топ-менеджеров организации. Остальные члены группы менеджмента продукта должны хорошо разбираться в структуре организации, ее стратегии и бизнес- целях.


Менеджер программы Менеджер программ – его задача вести процесс разработки с учетом всех ограничений. Является руководителем разработки. Его цель повысить авторитет каждого члена группы, а не подавить их своим авторитетом. Главная обязанность выполнить все стадии разработки так, чтобы нужный продукт выпущен был в назначенное время. Он координирует деятельность других членов группы. Главный менеджер программы составляет график проекта на основе информации, полученной от остальных членов группы. Для выполнения своих обязанностей менеджер программы должен отлично разбираться в деловой стороне проекта и иметь ясное представление о технологиях, необходимых для его выполнения. От руководителя отдела программного менеджмента требуется коммуникабельность и талант организатора. Менеджер программы отвечает и за бюджет проекта, объединяя требования к ресурсам всех членов группы в единый план расходов.


Разработчик Разработчики знакомят остальных членов группы с применя- емыми технологиями и собственно создают продукт. В качестве консультантов они предоставляют исходные данные для проектирования, проводят оценку технологий, а также разрабатывают прототипы и тестовые системы, необходимые для проверки решений и сокращения рисков на ранних стадиях процесса разработки. Как программисты разработчики отвечают за низкоуровневое проектирование и оценку затрат на реализацию продукта. В большинстве организаций несколько основных разработчиков занимаются и архитектурой приложения. Как правило, это требуется на ранних стадиях проекта, когда уточняются детали функциональных спецификаций и описывается взаимодействие продукта с внешними системами. Разработчики сами оценивают сроки своей работы. Такая концепция MSF создание графиков ответственными за выполнение конкретного участка членами группы называется составлением расписания «снизу вверх». Она позволяет выпустить нужный продукт в нужное время за счет уточнения графиков и повышения ответственности за выполнение работы в запланированные сроки. Разработчики отвечают и за техническую реализацию проекта.


Тестер Задача тестеров испытание продукта в реальных условиях, дабы определить, что в продукте работает и что не работает, и нарисовать таким образом точный «портрет» приложения. Естественно, для проведения тестов нужно отлично разбираться и в требованиях пользователей, и в том, как их удовлетворить. Тестеры разрабатывают стратегию, планы, графики и сценарии тестирования, которые позволяют убедиться, что все ошибки выявлены и исправлены до выпуска приложения. При работе над проектом необходимо контролировать изменения, им должны заниматься все участники группы, но чаще всего в полном объеме этим приходится заниматься именно группе тестирования. Некоторые важные обязанности тестеров: · уведомление об ошибках и их отслеживание; · контроль сборки продукта; · выявление и контроль рисков.


Инструктор Цель группы обучения повысить эффективность труда пользователей. Поэтому инструкторы «принимают сторону» пользователей подобно тому, как менеджеры продукта представляют интересы заказчика. Однако перед пользователями инструкторы выступают в роли представителей проектной группы. Персонал группы тестирует удобство использования продукта, выявляет проблемы в этой области и проверяет проект пользовательского интерфейса. Довольно часто приложение сдается в эксплуатацию без плана обучения, а проектные группы даже не имеют представления о том как пользователи будут изучать приложение. Задача инструкторов - не допустить этого, заранее спроектировав, составив и протестировав все необходимые материалы, включая краткие памятки, руководства пользователей, системы, онлайновой помощи, Web-страницы и даже если понадобится целый учебный курс. Когда материалы подготовлены, группа координирует обучение пользователей. Примечание. Роль обучения важна и в случае разработки приложения для другой организации. Ведь при этом вам неизвестно, насколько хорошо ее сотрудники информируют пользователей. Так же, как отдел менеджмента продукта управляет ожиданиями заказчика, отдел обучения должен управлять ожиданиями пользователей.


Логистик Логистик представляет интересы служб поддержки и сопровождения, справочных служб и других служб канала доставки. Он занимается развертыванием продукта и его сопровождением и контролирует продукт с этой точки зрения в процессе проектирования. Кроме того, его задача составление графиков развертывания приложения. Логистики, менеджеры продукта и менеджеры программы совместно определяют порядок передачи продукта пользователям и организации, после чего логистики готовят их к развертыванию приложения. Логистик, участвующий в крупном проекте, должен обладать опытом развертывания крупномасштабных приложений на нескольких сотнях компьютеров. Именно поэтому от него требуется коммуникабельность и хорошая техническая подготовка. Логистик руководит всеми сотрудниками, устанавливающими и настраивающими пользовательские системы. Кроме того, он должен уметь координировать установку программного обеспечения и оценивать ее результаты. Перед сдачей приложения в эксплуатацию следует составить документацию, определить требования к резервному копированию данных и разработать план восстановления на случай отказа систем. После развертывания логистики в течение некоторого времени консультируют группу сопровождения.


Размеры группы и масштаб проекта В проектной группе за каждое направление должен отвечать как минимум один человек. При реализации крупного проекта возникает затруднение, связанное с эффективным обменом информацией. В небольших организациях или при работе над мелкими проектами роли можно совмещать. Однако в этом случае существует другая проблема как «усидеть на нескольких стульях» одновременно, не упустив из виду ни одной существенной детали проекта с точки зрения каждой роли.


Крупные проекты. Чтобы справиться с крупным проектом, приходится делить проектную группу на тематические и функциональные подгруппы. Тематические группы. Это небольшие подгруппы из одного или нескольких человек, роли которых различны. Каждой из таких групп выделяется некий набор функциональных возможностей приложения, за все стороны проектирования и разработки которого она и отвечает (включая составление проекта и графика реализации). Например, какой-либо группе нужно предоставить решать задачу вывода данных на печать. Функциональные грппы Функциональные группы формируются в рамках одной роли. Они нужны в очень крупных проектных группах или при работе над крупномасштабными проектами, когда отдельные роли нуждаются в дополнительном подразделении. Например, в Microsoft отдел менеджмента продукта обычно состоит из групп планирования и маркетинга. Обе они занимаются менеджментом продукта, но первая отвечает за определение действительно необходимых заказчику функций приложения, а вторая за информирование потенциальных клиентов о достоинствах продукта.


Небольшие проекты Хотя в модели группы разработчиков предусмотрено шесть направлений деятельности, необязательно включать в проектную групп шесть человек. Некоторые должности можно совмещать. В небольших группах один человек может играть несколько ролей. При этом мы нужно соблюдать следующие принципы разделения должностей: Нельзя совмещать разработку с другими видами деятельности ее создателей приложения не стоит отвлекать от основной задачи. Если «повесить» на разработчиков дополнительные обязанности, то скорее всего график работ будет нарушен, а дату выпуска продукта придется отодвинуть. Конфликт интересов нельзя совмещать роли, интересы которых противоположны. Пример менеджер продукта и менеджер программы. Первый хочет выполнить все требования заказчика, второму же надо уложиться в график и бюджет. Если совместить эти роли, возникает опасность упустить просьбу заказчика о внесении изменений в проект либо, напротив, принять их без должного анализа влияния на график работ. Таким образом, назначение на эти роли разных людей позволяет соблюсти интересы всех участников проекта.


Деструктивные и созидательные сочетания ролей На рис. показаны комбинации ролей, оказывающие позитивное и негативное влияние на проект. Роли, отмеченные буквой «3» Запрещено нельзя совмещать из-за конфликтов интересов. Вероятность совмещения ролей, отмеченных буквой «Н» Нежелательно и из-за сильного различия в необходимой квалификации Например, знания и опыт менеджера продукта и логистика сильно отличаются. Сочетания ролей, помеченные буквой «Д» Допустимо возможны, так как их интересы совпадают. Например, как тестеры, так и инструкторы отвечают за выполнение требований пользователей. Менеджер продукта Менеджер программы РазработкаТестиро- вание ИнструкторЛогистика Менеджер продукта ззддн Менеджер программы ззннд Разработка ззззз Тестиро- вание днздд Инструктор днздн Логистика ндздн


Повышение эффективности коллективной работы заинтересованность; надежда, оптимизм, готовность к работе; определение задач и решений; проявление взаимопомощи; доверительные уважительные отношения; единение. Для успеха проекта недостаточно только распределить роли и обязанности. Помимо структуры, следует придерживаться определенных принципов и методов. Ниже обсуждаются «лучшие методы и принципы», которые успешно применялись не только внутри Microsoft, но также партнерами и заказчиками компании.


Общее представление о проекте Важнейший фактор для успеха проекта единое понимание целей и задач проекта всеми участниками. Каждый из них изначально имеет свое мнение, касающееся приложения. В процессе формирования общего представления о проекте все эти мнения обсуждаются, что позволяет добиться единства целей всех членов проектной группы и заказчика. На основе выработанного представления о проекте создается документ «Концепция проекта», который: описывает не только то, что делает продукт, но и то, чего он не делает; конкретизирует продукт (например, позволяет включать и исключать определенные функциональные возможности из данной версии); побуждает группу достичь сформулированной цели; содержит описание путей реализации проекта, благодаря чему проектная группа и заказчик могут начать работу.


Группа равных В группе равных важна каждая роль. Такой подход, и только он, делает возможным неограниченный обмен информацией между членами группы, повышает ответственность за выполнение работы и усиливает понимание того, что все шесть целей проекта одинаково важны. Естественно, в таких группах надо проводить проверку качества продукта; это делает представитель заказчика, разбирающийся в решаемой задаче. Равенство это не анархия. Равенство существует лишь в отношении ролей; в рамках каждой роли следует придерживаться обычной иерархической модели. В каждой группе необходима должностная иерархия и наличие руководителя, ответственного за управление и координирование работы своего направления. Задача остальных членов группы, исполняющих ту же роль, выполнять поставленные перед ними задачи.


Принципы и методы эффективной коллективной работы Общее представление о проекте Группа равных Ориентация на продукт Ориентация на отсутствие дефектов Понимание целей бизнеса Ответственность в равной мере Совместное проектирование Обучение на опыте других проектов Обучение группы Изучение методологии Изучение технологий


Координация работы с внешними группами Разработчик Тестер Логистик Менеджер продукта Инструктор Менеджер программы Пользователи Планирование бизнеса Технологическая архитектура Стратегическое планирование Технологические цели Группы эксплуатации и сопровождения Проектная группа Пользователи Бизнес-цели Заказчик

30 июня в МГТУ СТАНКИН состоялось заседание общественного совета по реализации проектов в области коллективной разработки программного обеспечения. 3 Июль 2015, 11:03

30 июня в МГТУ СТАНКИН состоялось заседание общественного совета по реализации проектов в области коллективной разработки программного обеспечения. В нем приняли участие сотрудники ФПИ, ООО «Рексофт», ЗАО «Топ Системы», АО «Системы управления», АО «Объединенная приборостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК "Росатом", АО «Вертолеты России», ОАО «Объединенная ракетно-космической корпорация», ИТ кластера Сколково и других научных и производственных организаций ОПК, научные сотрудники институтов РАН, МГУ им.М.В.Ломоносова, ведущих технических ВУЗов, представители Минкомсвязи и Минпромторга России.

Участники совещания отметили, что задачами общественного совета являются научно-техническая и технико-экономическая экспертиза планируемых и выполняемых проектов коллективной разработки ПО, участие в приёмке и подготовка предложений по внедрению результатов, полученных при выполнении проектов коллективной разработки ПО, подготовка предложений в органы исполнительной власти Российской Федерации, общественные и другие организации по вопросам повышения эффективности выполнения работ в области коллективной разработки ПО, подготовка предложений в организации по стандартизации, связанных с подготовкой новых и корректировкой существующих нормативных документов в области коллективной разработки ПО. Целью деятельности общественного совета является повышение эффективности выполнения проектов, направленных на решение проблем импортозависимости и обеспечения технологического лидерства страны на основе коллективной разработки отечественного программного обеспечения.

На заседании были утверждены: положение об общественном совете по реализации проектов в области коллективной разработки ПО, план заседаний общественного совета, сформирована рабочая группа по стандартизации, а также группы потребителей и образовательных учреждений. Участники совещания одобрили технологические принципы, заложенные в основу интегрированной инженерной программной платформы. Председателем общественного совета был избран заместитель генерального директора – руководитель направления информационных исследований Фонда перспективных исследований Сергей Гарбук. Заместителем председателя был избран заместитель генерального директора АО «Объединённая приборостроительная корпорация» Андрей Чендаров.

Кроме того, участники совещания решили, что требуется регулярное доведение информации по проекту «Гербарий» до заинтересованных сторон. В ходе проработки вопросов управления НСИ следует рассмотреть возможность использования современных международных стандартов и сформировать профиль требований, предъявляемых к ИПО, а также предложить инструментарий для управления требованиями. В части квалификационного тестирования поступило предложение проанализировать возможность использования сторонних продуктов, а также включить в сценарии нагрузочное тестирование. Замечено, что при лицензировании продуктов необходимо обеспечить вариант лицензирования по АРМ, а не только по пользователям. Также отмечено, что изложенные в ходе выступлений принципы являются актуальными и могут эффективно использоваться при разработке других типов программного обеспечения. Гарантией работоспособности решений на технологической платформе «Гербарий» являются обязательные для всех без исключения разработчиков механизмы валидации и квалификационного тестирования модулей. Предложенные к реализации механизмы коммерциализации и лицензирования призваны увеличить заинтересованность разработчиков и потребителей в переходе на данную технологическую платформу. Для реализации планов по импортозамещению в области инженерного ПО разработку программных средств управления полным жизненным циклом высокотехнологической продукции целесообразно осуществлять на базе предложенных технологических решений и принципов коллективной разработки.

Разработка программного обеспечения, кроме достаточно сложного технического аспекта, имеет сложный организационный или даже психологический аспект.

Так известно, например, что потребности заказчика всегда достаточно сложно определить полностью в какие-то начальные моменты разработки и даже после обследования. Это влечет за собой большое количество незапланированных работ, что отрицательно сказывается на качестве продукта.

Вопрос в том, как построить модель отношений заказчика и разработчика с учетом интересов обеих сторон и без потери качества?

Каждая сторона состоит из независящих функционально ролей. Каждая роль может включать в себя несколько человек. Роли совместимы только внутри сторон.

Итак, сторона заказчика имеет следующие ключевые роли: менеджер продукта и бизнес-аналитик.

Менеджер продукта — это представитель разработчика у заказчика, он обязан представлять интересы заказчика у разработчика. Это главный источник информации как для заказчика, так и для разработчика, его цель — полное удовлетворение потребностей заказчика в рамках выделенных ресурсов.

Бизнес-аналитик — это представитель заказчика, ответственный за создание системы. Он досконально знает бизнес-процесс своего предприятия и обязан предоставлять полную и достоверную информацию.

Сторона разработчика : менеджер программы, аналитик, программист, тестировщик.

Менеджер программы — это главный технический специалист проекта, он является хранителем спецификации и заинтересован в ее минимальных изменениях во время разработки.

Аналитик формализует информацию, получаемую со стороны заказчика в виде моделей, он обязан уметь выявлять закономерности и делать правильные обобщения, анализировать и проектировать комплекс взаимосвязанных программ для реализации функций предметной области.

Программист — непосредственно кодировщик.

Тестировщик — специалист по тестированию, он отвечает за соответствие системы ее спецификации.

Сторона качества : бизнес-аналитик и технолог.

Бизнес-аналитик — специалист по предметной области вообще, независимо от конкретного предприятия.

Технолог — специалист по технологии, контролирующий правильность ее использования.

В реальности каждая сторона работает в противовес двум остальным и необходима для сохранения общего баланса.

Каждая роль может включать в себя несколько человек. Нужно учитывать, что при работе над большим проектом возникает проблема взаимодействия исполнителей между собой. Взаимодействие исполнителей друг с другом требует времени, что в определенной степени снижает производительность труда . Причем взаимное непонимание приводит к дополнительным затратам на последующих стадиях разработки, например, непонимание среди программистов приводит к дополнительным затратам на тестирование.

Проблема взаимодействия возникает уже при работе группы из четырех и более человек. Для управления их работой необходим руководитель.

Решением этой проблемы может стать организация бригад , например бригады главного программиста ,если рассматривать на примере программистов.


Бригададолжна включать от 3 до 7 человек. Число 10 является верхней границей численности бригады. Это обусловлено требованием максимальной управляемости коллектива.

В бригаде в зависимости от квалификации выделяют следующих специалистов.

Руководитель бригады (например, главный программист) — это превосходно подготовленный, творчески мыслящий, наделенный организацион­ными способностями специалист. Он выполняет работу верхнего уровня, в том числе распределение работы внутри бригады.

Заместитель руководителя бригады (например, старший программист) поддерживает тесную связь с руководителем бригады и дорабатывает более мелкие вопросы. При обсуждении проекта заместитель должен выступать в роли оппонента руководителю бригады.

Непосредственно исполнители (например, младшие программисты) — два или три "менее опытных" (но не "менее способных") специалиста. Они выполняют работу нижнего уровня, определенную руководителем бригады.

В большом проекте в состав каждой или нескольких бригад могут входить следующие специалисты.

Администратор отвечает за распределение времени, подбор кадров, размещение исполнителей, финансирование, поддержку связи с высшим руководством.

Библиотекарь ведет системную библиотеку, например, библиотеку модулей, используемых в оперативном режиме. Все изменения в программные модули вносит только библиотекарь. Он также ведет системную документацию — системный журнал.

Технический исполнитель (документатор) занимается написанием документации по проекту, что освобождает более квалифицированных специалистов от этой рутинной работы.

Секретарь выполняет обычную работу секретаря.

Опыт разработки крупных ПО показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить проект на отдельные слабо связанные по данным и функциям подсистемы . Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов. В случае использования CASE-средств это означает деление функциональной модели системы (ди­аграммы потоков данных для структурного подхода).

Поэтому после первоначального определения функций, которые должно выполнять разрабатываемое ПО, проект распределяется между различными командами раз­работчиков (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Группы специалистов, занятых в разработке ПО

(n — количество функций ПО)

При этом необходимо обеспечить координацию ведения общего проекта и исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое может возникнуть в силу наличия общих данных и функций.

Результатом стадии должны быть:

Общая информационная модель системы;

Глобальные функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;

Точно определенные интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами (те данные, которые передаются между ними);

Построенные прототипы экранных форм, отчетов, диалогов (должен быть определен стандарт интерфейса пользователя).

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения, а затем тестирование системы в целом.

Разработка программного обеспечения – это групповой процесс. Большинство программных продуктов рождается в результате коллективных усилий. Люди являются одной из главных составляющих, необходимых для производства программного продукта. При организации работы программистов важно учитывать не только их технические навыки, но и взаимодействие между ними.

Существует две основные модели организации коллектива при разработке ПО:

– Иерархическая модель. определяет начальников и подчиненных, т.е – это структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень. Можно выделить следующие недостатки иерархической модели:

§ нехватка информации на различных уровнях;

§ невозможность учесть все особенности проекта;

§ отсутствие полноценной связи между всеми участниками проекта, так как вся информация идет в одном направлении – вверх по иерархии, к главному менеджеру;

§ трудность освоения новых технологий, необходимых при создании кроссплатформенных приложений;

§ сложность расстановки приоритетов.

– Модель проектной группы. В проектной группе предусматривается распределение обязанностей руководителя между членами коллектива. При этом за проект отвечает не один человек, а все члены группы - каждый за свой участок.

Можно выделить следующие недостатки модели группы:

§ разрозненная связь с внешними источниками информации;

§ несогласованное представление о разных сторонах проекта;

§ несогласованность личных планов членов группы;

§ отсутствие опыта, снижающее эффективность коллективной работы.

При разработке программного обеспечения выполняемые задачи распределяются по семи ролевым группам и шести ролям. Участники команды, выполняющие конкретную роль, должны рассматривать проект с точки зрения своей специализации и обладать необходимой квалификацией.

Рисунок 1 – Роли в модели проектной группы

Каждая ролевая группа выполняет свои задачи:

«Архитектура»

§ формулирует спецификацию решения и разрабатывает его архитектуру;

§ определяет структуру развертывания (внедрения) решения.

«Разработка»

§ определяет детали физического дизайна;

§ оценивает необходимые время и ресурсы на реализацию каждого элемента дизайна;

§ разрабатывает или контролирует разработку элементов;

§ подготавливает продукт к внедрению;

§ консультирует команду по технологическим вопросам.

«Тестирование»

§ обеспечивает обнаружение всех дефектов;

§ разрабатывает стратегию и планы тестирования;

§ осуществляет тестирование.

«Управление выпуском»

§ представляет интересы отделов поставки и обслуживания продукта;

§ организует снабжение проектной группы;

§ организует внедрение продукта;

§ вырабатывает компромиссы в управляемости и удобстве сопровождения продукта;

§ организует сопровождение и инфраструктуру поставки.

«Удовлетворение потребителя»

§ представляет интересы потребителя в команде;

§ организует работу с требованиями пользователя;

§ определяет компромиссы, относящиеся к удобству использования и потребительским качествам продукта;

§ определяет требования к системе помощи и её содержание;

§ разрабатывает учебные материалы и осуществляет обучение пользователей.

«Управление продуктом»

§ выступает в роли представителя заказчика;

§ организует работу с требованиями заказчика;

§ формирует ожидания заказчика;

§ формирует общее видение и рамки проекта;

§ определяет компромиссы между параметрами "возможности продукта / время / ресурсы";

§ организует маркетинг;

§ разрабатывает, поддерживает и исполняет план коммуникаций.

Влияние на успех группы такого важного фактора, как состав команды, выявили М. Белбин и его коллеги. Было проведено исследование нескольких сотен небольших групп в процессе их деятельности. Учёные определили, что поведение членов групп соответствует одной из девяти выделенных ими в ходе исследования ролей (Таблица 1).

Таблица 1 – Типология командных ролей М. Белбина

Виды командных ролей Необходимые личностные качества и вклад в деятельность команды Допустимые недостатки
Мыслитель (генератор идей) Творческая направленность, богатое воображение, неординарность мышления. Стремление к новаторству. Источник оригинальных идей для команды. Недостаточность опыта межличностного общения. Психологическая неустойчивость. Может долго задерживаться на рассмотрении "интересных идей".
Исполнитель Претворяет идеи в практические действия. Превращает решения в легко выполнимые задания. Вносит упорядоченность в деятельность команды. Недостаточная гибкость. Неприязнь к фантастическим идеям. Неприязнь к частым изменениям планов.
Доводчик Усердие и добросовестность. Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью. Отслеживает своевременность выполнения заданий. Чрезмерная обеспокоенность состоянием дел. Склонность к внутренним переживаниям. Нежелание перепоручать свои обязанности. Неприятие несерьезного отношения к его обязанностям со стороны других.
Оценщик (эксперт) Исповедует беспристрастный критический анализ ситуации. Стратегический подход и проницательность в оценках. Точность суждений, стремление рассматривать все возможные варианты решения. Недооценка факторов стимулирования и воодушевления. Недостаточность вдохновения и творческого воображения. Способность сбивать других, подавляя их инициативу.
Исследователь ресурсов Владение искусством проведения переговоров, разнообразие контактов. Талант импровизатора, изучает благоприятные возможности. Энтузиазм, коммуникабельность. Теряет интерес по мере угасания энтузиазма. Перескакивает от одной задачи к другой. Нуждается в повышенном внешнем давлении.
Формирователь Постоянная ориентированность на решение поставленной задачи; стимулирует работу всей команды. Способствует реализации принятых решений; побуждает сотрудников работать интенсивнее. Энергичность, стремление к превосходству и работе с полной отдачей сил. Легко переходит к состоянию раздражительности. Импульсивность и нетерпеливость. Нетерпимость к нечетким формулировкам и нерешительности в поведении. Результат - любой ценой.
Коллективист Способствует гармонизации отношений в команде и устранению разногласий. Внимательно выслушивает собеседника; опирается на мнения других. Чуткость, отсутствие чрезмерной самоуверенности. Нерешительность в кризисных ситуациях. Стремление избегать обострения ситуаций. Может воспрепятствовать совершению действий в решающий момент.
Председатель (координатор) Четко формулирует цели; хорошо выполняет функции ведущего во время дискуссий. Способствует эффективному принятию решений. Имеет хорошие коммуникативные навыки; социальный лидер. Может производить впечатление человека, склонного к манипуляциям. Склонность к переложению своих обязанностей на других. Может приписывать себе заслуги всей команды.
Специалист Обладает редко встречающимися навыками и знаниями. Целеустремленность и способность концентрировать усилия. Инициативность и способность всецело отдаваться работе. Полезен только в узкой профессиональной сфере. Зачастую слабые коммуникативные навыки. Иногда, образно выражаясь, "не видит леса за деревьями".

В равной степени важными для эффективной командной работы их можно считать лишь при условии, что они применяются в надлежащее время и наилучшим образом. Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или к разработке проекта, обычно требуются инновационные идеи (т.е. нужен «мыслитель»). Затем возникает необходимость оценки того, как эти идеи могут быть претворены в практически выполнимые задачи (т.е. нужен «исполнитель»). Успех достигается при условии, что в команде есть хороший координатор («председатель»), задача которого - обеспечить наибольшую отдачу от членов команды в нужное время. Движущую силу и стимул команда обретает в лице энергичного «формирователя». Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает «исследователь ресурсов». Чтобы сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главной цели, в составе команды должен быть «оценщик» (т.е. «эксперт»). Всевозможные трения и недоразумения между членами команды устраняются усилиями «коллективиста». Благодаря наличию «специалиста» команда имеет редко встречающиеся навыки и знания, в которых периодически возникает необходимость. Роль «доводчика» состоит в том, чтобы не упустить из виду даже мельчайшие детали реализации всех намеченных планов.

Однако для успешной разработки программного обеспечения недостаточно просто распределить среди участников проектной команды роли и обязанности. Необходимо, чтобы все участники команды понимали и соблюдали следующие базовые принципы коллективной работы:

– Единое понимание целей проекта. Данное условие является важнейшим фактором успеха как при разработке ПО, так и при любой совместной деятельности. На начальных этапах работы каждый участник команды имеет собственное мнение и представление о продукте. Необходимо обсудить частные мнения и по итогам обсуждения выработать концепцию проекта – единый документ, который содержит:

§ описание возможностей продукта (что продукт позволяет сделать);

§ конкретизацию продукта (описание функциональных возможностей данной версии);

§ описание путей реализации проекта.

– Равенство, свободный обмен информацией, общая ответственность и четкие ролевые функции. В группе разработчиков важна каждая роль. Только такой подход позволяет наладить свободный обмен информацией между проектными группами и отдельными разработчиками и сформировать общую ответственность за качество продукта проекта.

– Ориентация на продукт и понимание целей заказчика, нацеленность на результат.

– Постоянное коллективное обучение. Обучение людей является одной из важнейших составляющих успеха проекта и всей компании. Постоянное коллективное обучение позволяет членам проектной группы извлекать пользу из отрицательного опыта сделанных ошибок, равно как и воспроизводить успехи, используя проверенные методы работы других людей. На разных этапах реализации проекта применяются следующие виды обучения:

§ обучение на опыте других проектов;

§ изучение методологии;

§ изучение технологий.

Эффективное взаимодействие с внешними группами. Проектная группа должна эффективно взаимодействовать с внешними группами – с заказчиком, пользователями, другими разработчиками. За эффективность внешних взаимодействий отвечают менеджер проекта, менеджер продукта, специалист по внедрению и логистик. В их обязанности входят как внутренние, так и внешние контакты.

Можно выделить следующие этапы развития команды:

1. Первый этап – формирование (или шумиха) – характеризуется избытком энтузиазма. Люди должны преодолеть внутренние противоречия, переболеть конфликтами прежде, чем сформируется действительно спаянный коллектив. На этом этапе многое зависит от лидера: он должен четко поставить цели членам команды, верно определить их роли в проекте.

2. Второй этап – бурление (или неразбериха) – самый сложный и опасный период. Мотивация новизны уже исчезла, а сильные и глубокие стимулы у команды еще не появились. Неизбежные сложности или неудачи порождают конфликты, «поиск виновных». На этом этапе важно обеспечить открытую коммуникацию в команде – конфликты не следует прятать или разрубать. Споры необходимо разруливать – спокойно, терпеливо и тщательно.

3. Третий этап – становление. В команде растет доверие, люди начинают замечать в коллегах не только проблемные, но и сильные стороны. На смену битве амбиций приходит продуктивное сотрудничество. Четче становится разделение труда, исчезает дублирование функций. Лидер перестает находиться в состоянии постоянного аврала, работа по построению команды на этом этапе – уже не тушение пожара, а скрупулезный труд по отработке общих норм и правил.

4. Четвертый этап – отдача. Наконец-то можно получить дивиденды за потраченные усилия. Команда работает эффективно, высок командный дух, люди хорошо знают друг друга и умеют использовать сильные стороны коллег. Высок уровень доверия. Это лучший период для раскрытия индивидуальных талантов. Люди хотят и могут совершенствоваться, они более всего заинтересованы в профессиональном росте. Растет значение нематериальной мотивации сотрудников, а оценивать и поощрять материально лучше команду в целом. Если четвертый этап достигнут, значит, команда создавалась не зря.

Любая коллективная разработка программного обеспечения сталкивается с одними и теми же проблемами:

– групповая работа над кодом, документами;

– учет проблем, ошибок, требований;

– документирование, накопление и циркуляция (поиск, трансляция, агрегация) знаний компании;

– организация правильного тестирования.

Работа средств коллективной разработки основана на выполнении двух базовых функций:

– Ведение общей для всех разработчиков базы данных проекта, содержащей историю изменений в каждом файле проекта.

– Автоматизация следующих операций:

§ доступа к общей базе данных;

§ обработки конфликтующих версий файла;

§ именования различных версий файла;

§ ввода и сохранения комментариев к изменениям.

Формирование рабочих коллективов и выбор программного проекта вещи взаимосвязанные. В данном курсе даётся возможность студентам сначала «собрать команду», а потом выбрать проект. Группы, работающие над проектом должны состоять из 3-5 человек. Группы менее 3 человек, не позволят студентам получить навыки коллективной работы над проектом. Группы более 5 человек требуют более сложной координации и допустимы для уже сложившихся творческих коллективов.

При формировании групп следует учитывать психологическую совместимость, входящих в них студентов. Задача преподавателя помочь студентам получить навыки конструктивной работы в коллективе. При формировании и утверждении групп следует избегать как существующих, так и потенциальных конфликтов внутри одной группы.

В сильные сформированные группы преподаватель может по собственному усмотрению добавить студента, не нашедшего группу самостоятельно. Студенты, не сумевшие сформировать группы, разделяются на группы преподавателем, либо вводятся в уже существующие группы.

Сформированные группы утверждаются преподавателем. Если преподаватель считает, что с точки зрения освоения практических навыков, предусмотренных программой ТРПО, данная группа малоэффективна, то он вправе расформировать или переформировать такую группу. Использовать данное право следует только в исключительных случаях, предварительно проконсультировавшись с лектором.

Студенты на основе своих личных предпочтений и желаний организуют рабочие команды. Следует выбирать тех людей, с которыми приятно и интересно работать. После выбора темы проекта рекомендуется распределить роли между участниками, договориться о способах взаимодействия, а так же определить количество часов в неделю, выделяемых на работу над проектом каждым участником. Данный момент является очень важным, поскольку одной из распространенных причин провала проекта является невыполнение рабо­чих обязательств одним или несколькими членами группы.

Следует определить схему и частоту проведения собраний. Встреча коллектива, совместно работающего над проектом должна проходить не реже одного раза в неделю. Собрание является точкой интеграции полученных результатов проекта и определения дальнейших действий проекта. На собрании обсуждаются и вырабатываются различные решения, касающиеся проекта. Например, распределение задач, определение приоритетов, назначение ответственных, изменение плана и т.п.

1. Руководитель проекта назначает секретаря и оглашает заранее подготовленную повестку собрания и краткий отчет о текущем состоянии проекта. (~5 минут).

2. Участники собрания вносят замечания. В результате формируется окончательная повестка собрания. (~5 минут).

3. Собрание идет согласно выработанной повестке. Заслушиваются отчеты разработчиков о проделанной работе, включая отчеты об исправлении замечаний, и выполняется анализ текущей документации и других артефактов. Обсуждаются и определяются дальнейшие направления и задачи. (~35–70 минут).

4. Подведение итогов. Распределение задач, назначение ответственных и т.п. (~10 минут).

В случае недостаточности еженедельных собраний для командной работы разработчиков, команда может использовать дополнительное время. Например, это полезно на начальных этапах проекта в случае активной работы с заказчиком

Разработчики сочетают командную работу с индивидуальной. В процессе разработки каждому из разработчиков должны поручаться конкретные задачи для решения. Зоны ответственности, роли разработчиков и другие правила, регулирующие индивидуальную работу и ее сочетание с командной, фиксируются в плане проекта. Текущее распределение задач отражается в протоколах собраний и индивидуальных журналах разработчиков.