Система компетенций. Общие компетенции инструментальные, межличностные и системные. Факультет педагогики и психологии

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

«Письмо счастья» или неожиданный поворот

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

Что делать, если случилось неизбежное

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Срок исковой давности

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП . Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

Досудебное разбирательство

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Претензия должна быть правильно оформлена

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.

Другие моменты

  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

Коварство страховщиков

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Не попадайтесь в ловушку

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией .

В большинстве случаев страховщики предпочитают досудебное решение вопроса.

Поэтому в первую очередь гражданину будет предложено добровольно возместить ущерб.

Если же договориться не удастся, можно не сомневаться – компания подаст судебный иск.

Досудебный порядок, как правило, предпочтительнее для автовладельца, поскольку по итогам судебного разбирательства сумма к выплате может значительно возрасти за счет государственной пошлины, представительских услуг, судебной экспертизы и прочего.

ВАЖНО: Решив оплатить ущерб добровольно, виновник имеет возможность договориться со страховой компанией о снижении размера требований или о рассрочке.

В большинстве случаев страховщики охотно идут на уступки должнику, поскольку судебные тяжбы - это длительный процесс с негарантированными результатами.

Ряд действий со стороны виновника помогут либо существенно снизить размер компенсации, либо полностью избавиться от неожиданного финансового бремени. Рассмотрим эти действия более подробно.

Срок исковой давности

Получив уведомление с требованием погасить расходы страховщика, следует проверить, не истек ли срок давности по данному делу. Срок давности по суброгации составляет 3 года после ДТП. Данный факт может помочь водителю, однако чаще всего компания следит за данным сроком, а суд может принять претензию к рассмотрению.

Основное правило при требовании по суброгации – нельзя замалчивать ситуацию. В случае, если водитель не явится на заседание, вопрос может быть решен в пользу истца даже при нарушении срока давности иска. Суд скорее пойдет навстречу, если водитель лично заявит о факте истечения срока давности в процессе рассмотрения дела. Именно поэтому важно сделать это до того, как суд вынесет постановление.

Досудебное разбирательство

Наиболее часто встречается вариант досудебного решения вопроса. В данной ситуации страховая компания обращается к виновнику с претензией и предлагает добровольно удовлетворить требование. Чаще всего, подобное возмещение требуют, когда с момента ДТП прошло не менее 2 лет и виновник события не помнит деталей происшествия.

В процессе обсуждения проблемы с компанией невиновной стороны водителю необходимо определить, насколько сумма по суброгации оправдана и достоверна. Если сумма, назначенная к компенсации, соответствует реальной, водителю проще договориться о предоставлении рассрочки для уплаты возмещения. Как правило, страховая компания идет навстречу.

Надлежащее оформление претензии

Претензия в адрес виновника ДТП должна быть оформлена соответствующим образом: с четким описанием ситуации и причинами, по которым предъявляется претензия к возмещению. Претензия признается обоснованной, если к ней прилагаются подтверждающие документы:

  1. Акт независимой экспертизы с подробным описанием повреждений и фотографиями (оригиналы). В подтверждение суммы претензии прилагается расчет расходов на ремонт повреждений, квитанции об оплате ремонтных работ.
  2. Документ, устанавливающий виновность водителя в ДТП (справка с места аварии, постановление суда или постановление административного правонарушения).
  3. Основание на суброгацию должно быть подтверждено копией ПТС, полиса, квитанции, заявления владельца полиса о возмещении ущерба.

Если водителя признают виновным в произошедшей аварии на дороге, он может согласиться с постановлением об ответственности и стать потенциальным ответчиком для страховой компании потерпевшего. Второй вариант – выразить частичное или полное несогласие с выводами постановления и обжаловать их в суде. Если удастся отменить постановление ГИБДД, риски предъявления претензии по суброгации исчезают, т.к. именно установление виновности служит основанием для претензии к возмещению.

Как показывает практика, изначально страховые компании пытаются в добровольной форме получить свои средства обратно и составляют досудебную претензию, которую направляет виновной стороне.

Это актуально, если с момента аварии прошло не более 2 лет. В противном случае страховщик не будет терять время, и сразу обратиться в суд.

Что касается досудебной претензии, то это документ, в котором прописывают:

  • дату и время аварии;
  • личные данные виновной стороны;
  • характеристики автомобиля, который причинил ущерб;
  • сумму ущерба с учетом износа;
  • срок для возврата;
  • четкое объяснение, почему страховая компания просит перечислить средства;
  • реквизиты страховщика и наименование платежа.

Помимо грамотно составленной претензии, финансовая компания должна приложить акт, в котором будет указана сумма перечислений пострадавшему. Акт следует заверить подписью и печатью уполномоченного сотрудника.

Что касается оплаты, то с ней опытные эксперты советуют не торопиться. Получив письмо необходимо изначально проверить, соответствует ли указанная сумма с реально выплаченной. Если все верно, но сумма ущерба высокая, то следует обратиться в офис финансовой компании и написать заявление, на имя директора, в котором попросить рассрочку. В заявление следует прописать:

  • сроки возврата;
  • дату, когда средства будут поступать на счет страховщика;
  • указать доход, за счет которого будет происходить погашение долга.

Как показывает практика, в большинстве случаев страховщики идут навстречу таким клиентам и готовы принимать оплату равными частями.

Досудебный порядок – это мера пресечения непомерных аппетитов страховой компании, когда она собирается взыскать с вас слишком большую сумму, а в то же, время – это способ, хоть как-то попытаться показать серьезность своих намерений не укрываться от закона и защитить свои права максимально, насколько это будет возможно.

Причем все этапы рассмотрения претензий и самого дела могут исчерпать полностью все проблемы, а необходимость в судебном разбирательстве сведется к нулю.

Этот процесс может затрагивать как застрахованных водителей, так и на случай, когда не нужно решение суда суброгации КАСКО по вине пешехода, а все споры улажены между сторонами.

Если на ваше имя поступила претензия от страховой компании о возмещении расходов в порядке суброгации, то не стоит вдаваться в панику, и судорожно размышлять над тем, как избежать суброгации от страховой. Дело в том, что если претензия страховщиков имеет серьезное обоснование, и дозволяется на законодательном уровне, то в таком случае никаких возможностей для уклонения от принятых на себя обязательств у вас не будет. Но пока это не доказано в полной мере, стоит придерживаться двух правил, которые помогут вам защититься, если суброгация неправомерная.

  1. Ни в коем случае не пытайтесь игнорировать претензию. В противном случае, в глазах суда вы автоматически будете признаны виновными, и суброгация будет подтверждена.
  2. Нельзя сразу же признавать все требования страховщиков, поскольку вполне вероятно, что обстоятельства происшествия на дороге не дают возможность страховой компании выставить вам счет.

Как правило, страховая компания направляет на ваше имя бумагу, в которой указано, что на основании того, что вы признаны виновным в сложившемся ДТП, вы обязаны возместить страховые суммы, которые были направлены на покрытие материального ущерба пострадавшей стороне.

И первое, что вам следует сделать после получения данной бумаги, это начать интенсивный сбор всей документации, которая прямо или косвенно касается аварийной ситуации. Причем делать это необходимо в быстрых темпах. Уже на стадии досудебного урегулирования вы должны на руках иметь полное документальное сопровождение. Это позволит вам более детально подготовиться к предстоящему процессу, и даст возможность понять, как избежать суброгации по КАСКО.

  • документы, которые подтверждают вашу вину в сложившейся аварийной ситуации. Это решение суда, которое уже вступило в законную силу, справка от сотрудников дорожной полиции, выданная на месте аварии;
  • документы, которые могут подтвердить право страховой компании требовать от вас возврата денег в порядке суброгации. В частности, здесь должны быть представлены все документы, которые тем или иным образом проливают свет на взаимоотношения между страховщиком и его клиентом;
  • документы, которые прямо подтверждают сумму материального ущерба, которую ваши действия спровоцировали в результате аварии. Это оценка независимых экспертов, фотографии с места аварии, калькуляция ремонтных работ, выполненная на станции ТО и т.д.

После того, как вы соберете все необходимые документы, их необходимо тщательно и внимательно изучить. Самостоятельно это сделать сложно, поскольку неподготовленный человек может упустить из вида важные моменты. Поэтому на этой стадии необходимо обратиться к квалифицированному юристу, который поможет разобрать ситуацию и определит, имеет ли страховая право на возмещение, или же вы сможете создать все условия, чтобы узнать, как избежать суброгации.

Тем не менее, если вы решили использовать в полной мере исключительно свои знания, то необходимо особое внимание уделить следующим моментам.

  1. Соответствуют ли выполненные ремонтные работы всем повреждениям, которые были получены в результате аварии?
  2. Находились ли вы на проведении экспертной оценке, или же в процессе вы участия не принимали?
  3. Не были ли использованы лишние ремонтные работы, без проведения которых можно было обойтись, или которые не касались бы повреждений, полученных в результате аварии?

Если в результате проведенного анализа, у вас закрепилось ощущение, что сумма ущерба не соответствует реальности (а такое бывает очень часто, так как страховщики не чураются идти на сознательный обман своих клиентов), то вы можете направить ответную претензию, в которой необходимо будет указать реальную стоимость ущерба, и подтверждение вашей готовности к погашению долгов.

Если страховщики отказываются, то в таком случае дело будет решаться в суде. Как показывает практика, при достаточной аргументированности, суд всегда примет вашу сторону. Особенно если станет известно, что вы пытались решить проблему на стадии досудебного урегулирования.

Какая судебная практика суброгации по каско с виновника дтп в 2018 году

В соответствии со сложившейся судебной практикой страховая компания имеет полное право на возмещение расходов с виновной стороны происшествия, и, в случае малейшей возможности, обязательно этим воспользуется. В случае, если виновность водителя с полисом ОСАГО не вызовет сомнений, а срок исковой давности не пройдет, суд займет сторону страховщика, обязав выплатить значительную сумму. Не стоит забывать о серьезности последствий и игнорировать подобные уведомления.

Если внимательно изучить статистику добровольных выплат, то можно увидеть, что в 2017 году ее размер составил не более 5%. Это свидетельствует о том, что владельцы автомобилей совершенно не желают перечислять деньги по первому требованию финансовой компании.

Получив письмо, водители уверены, что если придется оплачивать деньги, то только после судебного разбирательства. Именно в суде каждая сторона может привести соответствующие доказательства в пользу своей правоты.

Что касается виновной стороны, то доказательств может быть несколько и о них шла речь немного выше, в разделе «как не платить».

Что касается судебной практики, то точной статистики, на чью сторону он встанет – нет. Все рассматривается в индивидуальном порядке и выносится решение.

Подведем вывод и отметим, что суброгация – это право страховщика вернуть перечисленные пострадавшему средства, на оплату восстановительного ремонта. Что касается сроков исковой давности, то они по страхованию не превышают 3 лет. Однако не стоит полагать, что финансовая компания забудет вернуть свои средства. В большинстве случаев, так называемые «письма счастья» получают все страхователи.

Для того, чтобы иметь более полное представление о таком процессе, как суброгация по КАСКО, можно рассмотреть несколько примеров из судебной практики.

Ситуации складываются не всегда стандартно, а потому и случаи каждый в отдельности имеет свои нюансы и отличительные особенности.

Пример 1

Случай из юридической практики. После случившегося два месяца назад ДТП клиентке юридической консультации страховая компания прислала уведомление-претензию, что она является должницей по праву суброгации. Насчитали ей возмещение долга 400 тыс. руб. По решению суда виновником аварии была она.

Только вот почему такая сумма большая – не известно. Пришлось подавать в суд на страховую компанию за превышение размера суброгации.

В итоге судебного разбирательства выяснилось, что в момент проверки и оценки повреждений автомобиля потерпевшего, клиентку как виновницу не приглашали на это мероприятие вообще.

В итоге в ее отсутствие были дважды посчитаны некоторые одни и те же детали поломанного авто, что отражено в калькуляции. Пришлось страховщику заново проводить экспертизу, но уже в присутствии виновной стороны. Сумма из-за этого уменьшилась до 280 тыс. руб.

Пример 2

В ДТП было два участника, которые оба нарушили правила дорожного движения. Это было подтверждено протоколом сотрудника ГИБДД.

Одна из машин – ВАЗ-2101 – был поврежден не так сильно (сумма ущерба составила 15 тыс. руб.), а вот второй автомобиль – BMV-7 – имел повреждения на сумму ущерба около 200 тыс. руб.

При этом суд установил процент вины водителя немецкой иномарки в 30%, а степень вины водителя ВАЗа – 70%. В денежном выражении суд определил суммы возмещения ущерба сторонам.

Чтобы снизить собственные потери и все же усилить смысл страхования себя от рисков собственной халатности, можно в этом случае просто заключить со страховщиком дополнительный договор ДСАГО.

Причем все тонкости, когда именно должна вступить в действие ваша страховка ДСАГО, лучше всего прописать в тексте договора и все заранее обсудить с страховым агентом.

Также можно зайти еще и с другой стороны – снизить объем выплат, которые могут лечь на вас тяжким грузом.

Для этого применяются такие способы как:

  • обжалование в суде виновной в аварии стороны;
  • приведение доказательств существования на момент столкновения сторонних обстоятельств, повлиявших на действие или бездействие виновника в ДТП;
  • присутствуйте лично при осмотре автотранспортного средства потерпевшей стороны, чтобы лично убедиться, что к общей сумме возмещения ущерба не прибавят ничего лишнего;
  • акт осмотра повреждений ТС потерпевшего не должен содержать тех повреждений, которые не имеют отношения к аварии;
  • кроме этого внимательно посмотрите, не посчитали ли одни и те же детали по два-три раза в калькуляции, и учитывался ли износ.

По закону (ст. 965 ГК РФ) страховщик не имеет право с вас ничего взыскивать, пока он не произведет все полагающиеся выплаты потерпевшему. Это говорит о том, что закон защищает вас от двойного долга – перед страховщиком по суброгации и перед потерпевшим по возмещению ему ущерба.

Кроме этого, сумма суброгации ни в коем случае не должна превышать ту сумму, которая была выплачена вашим страховщиком потерпевшей стороне.

Остальная часть погашаться должна юридическим лицом, на балансе которого находится автомобиль – вашим работодателем.

Чтобы не платить совсем страховку, которую ранее страховщик выплачивал потерпевшему вместо вас, так не получится.Чтобы снизить собственные потери и все же усилить смысл страхования себя от рисков собственной халатности, можно в этом случае просто заключить со страховщиком дополнительный договор ДСАГО.

Причем все тонкости, когда именно должна вступить в действие ваша страховка ДСАГО, лучше всего прописать в тексте договора и все заранее обсудить с страховым агентом.Также можно зайти еще и с другой стороны – снизить объем выплат, которые могут лечь на вас тяжким грузом.

По закону (ст. 965 ГК РФ) страховщик не имеет право с вас ничего взыскивать, пока он не произведет все полагающиеся выплаты потерпевшему. Это говорит о том, что закон защищает вас от двойного долга – перед страховщиком по суброгации и перед потерпевшим по возмещению ему ущерба.Кроме этого, сумма суброгации ни в коем случае не должна превышать ту сумму, которая была выплачена вашим страховщиком потерпевшей стороне.

Получение претензии по суброгации не значит, что лицо, которому она пришла, должно немедленно её оплачивать. Существует немало способов того, как не платить по суброгации вообще или же свести сумму выплат к минимуму.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, каким образом претензия оформлена. Если она изложена в виде письма, в котором расплывчато излагаются требования заплатить определённую сумму, то такое обращение не следует обращать внимания.

Правильно подготовленная претензия должна включать в себя ряд документов, в число которых входят следующие.

  • Справка о ДТП, подтверждающая виновность совершившего аварию лица. В отдельных случаях это может быть решение суда.
  • Расчёт стоимости ремонта повреждённой машины и квитанция о том, что он был оплачен.
  • Официальные бумаги, подтверждающие право на суброгацию.

До того как платить по претензии, следует прояснить следующие вопросы.

  • Проверить, компенсировал ли страховщик ущерб.
  • Соответствует ли эта сумма той, что заявлена в претензии.
  • Соотносится ли реальный ремонт с тем, который указан в претензии.

В последнем случае следует быть особо внимательным, так как нередки случаи, когда страховые компании идут на подлог, завышая сумму выплат за ремонт и запчасти, которые фактически на машину не устанавливались.

Однако следует учитывать, что если страховая компания решила выдвинуть претензию по суброгации, то она сделает всё необходимое, чтобы довести данный вопрос до конца. Если это произошло, еще раз советуем вам прибегнуть к помощи юриста, который проанализирует имеющиеся материалы и предложит пути решения проблемы.

  • Исковая давность по суброгации по КАСКО составляет всего 3 года с момента, когда страховой компании стало известно о нарушении ее права. На практике такой момент обычно отсчитывается с даты предоставления материального возмещения потерпевшей стороне по договору КАСКО.
  • Обязательность соблюдения претензионного порядка взыскания средств при регрессе. Обязательно правильное оформление требования о взыскании средств в порядке суброгации для успешного разрешения спора в суде.
  • Для взыскания средств обязательно требуется предоставление полного пакета обосновывающих документов: фиксация произошедшего дорожно-транспортного происшествия, доказательство правильности расчета причиненного ущерба, подтверждение перевода средств в счет возмещения вреда, бумаги на транспортное средство – ПТС, полис КАСКО, копия заявления о наступлении страхового случая, постановление об открытии дела по административному или уголовному правонарушению в связи с ДТП, выданные ОВД или судом.

Важно: в рамках суброгации водитель транспортного средства, управление которым осуществлялось в служебных целях, возмещение не предоставляет. Корректно ответчик определяется как работодатель – компания, которой принадлежит на праве собственности транспорт.

Допускается заключение договора о дополнительном страховании автогражданской ответственности для защиты автомобиля от возможных повреждений.

Особенности определения виновного лица для выплаты страховки

Иногда на дорогах происходят аварии, в которых виноваты оба водителя. Это не лишает страховщика КАСКО права требования в порядке суброгации. В этом случае объем ответственности второго участника снижается пропорционально степени его вины.

По умолчанию считается, что при обоюдной вине все участники аварии несут ответственность перед друг другом в равной части. Поэтому суброгационная претензия выставляется в размере 50% от реального ущерба.

Водитель, может не согласиться с таким порядком дел и обратиться в суд, который достоверно определит степень его вины. Однако нужно понимать, что судья может как снизить лимит ответственности истца, так и наоборот – обязать его выплатить больше чем 50%.

На практике случаются ситуации, когда застрахованным по КАСКО транспортным средством управляет не сам страхователь. При этом непосредственный водитель допускается к управлению транспортным средством на основании:

  • доверенности;
  • трудового или гражданско-правового договора.

В случае если виновным в аварии является такое лицо, у практиков возникает вопрос о правомерности предъявления страховой компанией требований в рамках регресса или суброгации именно к нему.

Ответ на данный вопрос обозначен в пункте 49 упомянутого выше постановления Пленума ВС РФ: если лицо допущено к управлению транспортным средством согласно договору страхования (например, факт возможности допуска такого лица к управлению транспортным средством прямо обозначен в договоре или данное лицо вписано в полис), то имущество считается застрахованным и страховка действует.

Соответственно, страховая компания при указании в полисе другого лица помимо страхователя и совершения им ДТП не вправе предъявлять требования о взыскании компенсации ни в порядке регресса, ни в порядке суброгации.

Что же касается лиц, которые совершили ДТП на застрахованном автомобиле, но не были обозначены в договоре (полисе), то данный факт является нарушением условий соглашения между страхователем и страховой компанией, поэтому она вправе отказать в выплате страховки при ДТП в данной ситуации.

Обоюдной виной при автодорожном происшествии считается тот случай, когда установлено два виновника в аварии, независимо от количества участников в ДТП.

Так, бывает, когда оба водителя нарушили Правила дорожного движения. Обычно виновников в этом случае выявляют сотрудники дорожной полиции (ГИБДД) и. если имеются несогласия, тогда судебными органами по законодательному акту – п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Причем судебное разбирательство в итоге установить и степень виновности, которая будет в решении суда отражена в процентом соотношении. Например, 50% х 50%, 20% х 80% или 40% х 60%.

Точно также, через суд должен быть определен и порядок суброгации по КАСКО. Ведь, согласно степени вины, суд определит и размер долга, который должны будут вернуть своему страховщику виновные водители, каждый со своей стороны.

Виновные стороны могут в частном порядке попытаться обжаловать свою вину, но для этого потребуется суду предъявить дополнительные весомые доказательства – фотосъемка или видеосъемка, более полно раскрывающая суть произошедшего, где четко видно, что ваша вина минимальна.

Обоюдной виной при автодорожном происшествии считается тот случай, когда установлено два виновника в аварии, независимо от количества участников в ДТП.Так, бывает, когда оба водителя нарушили Правила дорожного движения. Обычно виновников в этом случае выявляют сотрудники дорожной полиции (ГИБДД) и. если имеются несогласия, тогда судебными органами по законодательному акту – п. 2 ст. 1083 ГК РФ.Причем судебное разбирательство в итоге установить и степень виновности, которая будет в решении суда отражена в процентом соотношении. Например, 50% х 50%, 20% х 80% или 40% х 60%.

Что входит в суброгацию по каско

В таком случае пригодится полис КАСКО, который покроет все расходы на ремонт транспортного средства и лечение, если оно необходимо. Эта система страхует именно вас, возмещая ущерб, нанесенный другим участником движения. И все же одной страховки недостаточно, чтобы получить средства. Вы должны хорошо изучить все правила страхования и дорожного движения. Крайне важно знать каждый нюанс, чтобы обернуть все в свою сторону, и доказать, что авария была вызвана не по вашей небрежности, а по вине другого человека.

Ущерб, который наносит виновник ДТП другому участнику, оценивается независимыми экспертами и компенсируется страховой компанией.

Если у обоих автовладельцев есть ОСАГО и сумма выплат до 400 000 рублей, от виновника не может ничего требоваться.

Если же эксперты оценили ущерб свыше этой суммы, оставшуюся часть средств страховая по полису ОСАГО не оплачивает. Более подробно о том, в чем заключается разница между полисами ОСАГО и КАСКО, и как происходят выплаты по этим полисам при наступлении страхового случая, можно прочесть в .

Существует два варианта:

  1. Виновник аварии самостоятельно (или через суд) возмещает пострадавшему денежные средства (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. оплачивает страховая, а 100 тыс. – виновник).
  2. У пострадавшего имеется полис КАСКО. По нему страховая выплачивает оставшуюся часть денег (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. выплатят по ОСАГО и 100 тыс выплатят по КАСКО). После завершения всех необходимых действий, фирма страхователя подает в суд на виновника ДТП с целью взыскать сумму выплаты (100 000 рублей).

Переход к фирме страховщика по КАСКО права требовать денежную компенсацию с виновника аварии называется суброгацией. Она регламентируется второй частью Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 965.

Законность процедуры

Уже пять лет процедура суброгации используется всеми страховыми фирмами, выдающими полиса КАСКО. Им совершенно неважно с кого они будут требовать выплаты компенсации.

Суть в том, что «письма счастья» (письма с досудебным требованием денежных средств) приходят людям через 1-3 года после ДТП (срок исковой давности по суброгации по КАСКО к виновнику – 3 года). Это совершенно законно, хоть и не всегда справедливо. Ранее, мы уже подробно рассматривали вопрос о том, в каких случаях виновнику ДТП придется выплачивать суброгацию, а также изучали порядок ее выплат и сроки исковой давности в .

Процедура законна, но расчет денежной компенсации необходимо проверить самостоятельно. Не редко бывают случаи, когда рассчитывается стоимость новых (а не изношенных на момент ДТП) запчастей, включаются поврежденные ранее детали и подобные истории.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по КАСКО?

Да, компания имеет на это полное право. Когда человеку приходит заказное письмо от фирмы-страховщика потерпевшего, следует тщательно проверить все данные.

  1. Паспортные данные.
  2. Дата, время, место ДТП.
  3. Указание статей Гражданского Кодекса России (965, 1064, 1072,1079).
  4. Сумма претензии.

Претензия должна включать копии документов:

  • заявление потерпевшего (о том, в какие сроки потерпевший может обратиться в СК для возмещения ущерба по КАСКО, мы уже писали );
  • акт страховой;
  • расчет суммы ликвидных остатков;
  • расчет суммы возмещения;
  • заявление потерпевшего о способе возмещения ущерба;
  • полис КАСКО;
  • отчет оценки поврежденного автомобиля;
  • справка, выданная в ГИБДД об аварии;
  • инженерное заключение;
  • акт по скрытым дефектам автомобиля;
  • фототаблица;
  • документ о переводе денег пострадавшему (платежка).

Если этих копий во вложении нет, их следует потребовать в письменной форме (отзыв на претензию).

В нем описывается, когда и каким образом произошло столкновение, что было повреждено. Затем указывается, каких бумаг не хватает и что вы не согласны с содержимым претензии.

Игнорировать письмо в любом случае не следует. С суммами до 30 000-40 000 рублей крупные фирмы редко обращаются в суд.

Судебные издержки будут намного больше, а время высокооплачиваемых юристов – слишком ценный ресурс для КАСКО. При больших суммах размер денежных средств можно уменьшить до ½ в досудебном и судебном порядке.

Минимального и максимального предела для претензии не существует. Срок исковой давности – 3 года с момента аварии (узнать подробно о сроках исковой давности по КАСКО, можно в ).

Если «письмо счастья» датировано числом, которое превышает трехлетний срок после ДТП, в суде можно смело ссылаться на срок исковой давности и отказываться от выплат.

Минимизация компенсации

Многие водители задаются вопросом: «Как не платить суброгацию по КАСКО?», отвечаем: «Не платить — нельзя, но можно минимизировать выплаты», собственно об этом мы и поговорим ниже.

Досудебная минимизация:

  1. Самый простой способ минимизации выплаты компенсации – пойти в офис фирмы и поторговаться. Если задолженные денежные средства до 50-100 тыс. рублей, многие страховые идут навстречу виновнику ДТП (нет времени и желания возиться с мелкими делами).
  2. Внимательно изучить и самостоятельно рассчитать стоимость компенсации. Зачастую фирмы юлят с калькуляционными расчетами.
  3. Вычеркнуть надуманные, абсурдные, не доказанные и умозрительные повреждения.

Судебная:

  1. Доказать, что указанные повреждения были вписаны из-за отсутствия на экспертизе третьего лица (вас).
  2. Подробно разобраться в отчете эксперта по оценке нанесенного ущерба. Часто в нем можно встретить различные не состыковки, неточности, заведомо ложные данные, подделки.
  3. Неточности при составлении отчета по ДТП сотрудниками ГИБДД.

Если дело доходит до судебных разбирательств, следует позаботиться о хорошем адвокате. Юристы компаний, выдающих отличаются своей «железной хваткой». У компании можно попросить отсрочку платежа или рассрочку погашения компенсации.

Судебная практика по суброгации по КАСКО

Как показывает практика дела, дошедшие до суда, разваливаются в 15-20% случаев. Остальные 80-85% выигрышные. В практике существуют вопиющие случаи:

  1. Volkswagen столкнулся с ребенком на велосипеде. У машины помята дверь, ребенок в больнице (сотрясение, переломы). Через 3 года фирма потребовала возмещение средств в сумме 80 000 рублей. Суд, признав действия компании законными и оправданными, обязал родителей выплатить данную компенсацию.
  2. BMWX6 столкнулась с Ладой 2105. По ОСАГО владельцу иномарки выплатили положенные 400 тыс. Через 2 года пенсионеру из Лады пришла претензия на 374 тыс.рублей. Он обратился к хорошим юристам, которые предложили страховщикам урегулировать все в досудебном порядке, но с меньшей суммой (120 000 рублей) и рассрочкой на 5 лет. Страховщик подал в суд, где его действия признали необоснованными и присудили пенсионеру выплатить 80 000 рублей с рассрочкой на 5 лет.
  3. Мужчина попал в ДТП по своей вине, которую он признал в полной мере. В досудебном порядке страховщики хотели компенсацию в размере 438 000 рублей. После проведения повторной независимой экспертизы с виновной стороны, им удалось договориться на 105 000 рублей.

От суброгации не застрахован никто. По любому можно попасть на выплату компенсации страховщикам, будь то автомобиль, квартира, дача, вещи и т.д.

После получения письма не следует впадать в отчаяние. Необходимо тщательно проверить все данные (особенно дату) и обдумать свои дальнейшие действия. Надеемся, благодаря нашей статье вы узнали немного больше о том, в каких случаях страхования компания может предъявить суброгацию по КАСКО к виновнику ДТП.

Компетенции принципиально отличаются от традиционных квалификационных требований. В высшей российской школе принято следующее определение.

При этом подходе оценке подлежат не только знания, усвоенные студентами, но и способность находить им применение в различных профессиональных ситуациях. В отличие от традиционных терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет интегральный характер, это:

Знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);

Знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);

Знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).


Первые списки компетенций опубликовал Дж. Равен в книге «Компетентность в современном обществе» (1984). В ней помимо списков дается и развернутое толкование компетентности. Как пишет Дж. Равен, это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». Все виды компетентностей – суть «мотивированные способности».

Список Дж. Равена состоит из 37 компетенций, которые можно разделить на пять групп.

Первая: описывает компетенции как тенденции к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; к контролю за собственной деятельностью;

Вторая: описывает компетенции как показатель готовности к отдельным видам деятельности, например, решать сложные вопросы; работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; заниматься организационным и общественным планированием; обучаться самостоятельно; использовать новые идеи и инновации для достижения цели; а также готовность к взаимодействию, например, разрешать другим людям принимать самостоятельные решения; полагаться на субъективные оценки; идти на умеренный риск;

Третья: описывает способности межличностного взаимодействия: разрешать конфликты и смягчать разногласия к совместной работе для достижения цели; побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; слушать окружающих и принимать во внимание то, что они говорят; эффективно работать в качестве подчинённого; принимать решения;

Четвёртая: включает описание различных психологических черт: уверенность в себе, отсутствие фатализма, самоконтроль, настойчивость, доверие, персональная ответственность, адаптивность (отсутствие чувства беспомощности);



Пятая: описывает компетенции как склонности, установки и другие аспекты психологических особенностей (внимания, мышления, способов поведения и т.п.). Это склонности к размышлениям о будущем, установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; поиск и использование обратной связи; стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников; знание того, как использовать инновации; вовлечение эмоций в процесс деятельности, привычка к абстрагированию; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; использование ресурсов.

Дж. Равен сделал акцент исключительно на социально-психологической сфере, а выделенные им компетенции относились к личностным или межличностным характеристикам. Если учесть, что каждая компетенция требует создания методики формирования (предполагается, что она неврожденная) и соответственно методики оценки уровня ее сформированности, то становится очевидным, что подход к составлению компетенций через такие параметры, как тенденция, склонность, готовность и т.п., вряд ли мог быть реализован на практике.

В последующие годы были проведены исследования, показавшие, что перечисленные выше компетенции не устраивают и по другому основанию. Для быстро изменяющихся условий, особенно в сфере управления, адекватными ситуации оказывались другие компетенции. На основе психологических исследований Г. Шродер (1989) выделил одиннадцать составлявших компетентности высокоэффективных менеджеров, работающих в условиях нестабильности и неопределенности, которые объединил в три группы.

Первая группа : требования к компетентности в области мышления:

1. Сбор информации: способность собирать различную информацию из многочисленных источников.

2. Формирование концепции на основе собранной информации: способность создавать модели, связывать разрозненные сведения, определять общую картину, вскрывать причинно-следст­венные связи.

3. Концептуальная гибкость: способность выявлять и оценивать возможные варианты при планировании и принятии решений, держать в голове несколько вариантов, сравнивать преимущества и недостатки.

Вторая группа : требования к межличностному взаимодействию:

4. Межличностное общение: умение задавать вопросы, резюмировать и пересказывать своими словами услышанное, чтобы понять идеи, концепции и чувства собеседника, умение видеть события и проблемы глазами собеседника.

5. Управление взаимодействием: способность увлекать других, создавать команды, члены которой осознают ценность целей, чувствуют себя по достоинству оцененными и наделенными полномочиями.

6. Влияние на окружающих: умение использовать аргументацию, моделировать будущее, апеллировать к интересам других для обеспечения поддержки своим идеям, стратегиям.

7. Передача идей: способность излагать мысли ясно и увлекательно, чтобы собеседник понимал суть сообщения, эффективно использовать убеждающие технологии.

8. Проактивная позиция: умение распределять задания в команде, реализовывать планы и идеи, брать на себя ответственность за возникающие ситуации в полном объеме.

9. Ориентация на развитие: способность обучать людей, помогать им понять их достоинства и недостатки, находить ресурсы для обучения.

Третья группа : личностные особенности:

10. Уверенность в себе: имеет собственные взгляды на проблемы, когда необходимо; без колебаний принимает решения; мобилизует себя и окружающих на реализации решений; заражает окружающих уверенностью в успехе.

11. Стремление к совершенству: имеет высокие внутренние стандарты качества работы; ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели; повышает свою эффективность; сопоставляет достигнутое с поставленными целями.

Европейская комиссия предлагает типологию компетентностей: универсальные (общие) и профессиональные (формируются в рамках специальных дисциплин).

По рабочей классификации универсальные компетенции были разделены на три категории: инструментальные, межличностные и системные.

Инструментальные компетенции включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

Конкретизированный набор инструментальных компетенций включает:

· способность к анализу и синтезу;

· способность к организации и планированию;

· базовые общие знания;

· базовые знания по профессии;

· коммуникативные навыки в родном языке;

· элементарные компьютерные навыки;

· навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);

· способность решать проблемы;

· способность принимать решения.

Межличностные компетенции включают индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Межличностные компетенции включают способности:

· к критике и самокритике;

· работать в команде;

· взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;

· воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

· работать в международном контексте;

· приверженности этическим ценностям.

· межличностных навыков.

Системные компетенции – это сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых как основы. Они включают способности:

· применять знания на практике;

· исследовательские;

· к обучению;

· к адаптации к новым ситуациям;

· к генерации новых идей (творчеству);

· к лидерству;

· понимания культур и обычаев других стран;

· работать автономно;

· к разработке проектов и их управлению;

· к инициативе и предпринимательству;

· ответственности за качество;

· воли к успеху.

Компетенции многофункциональны и междисциплинарны, необходимы для достижения целей и решения задач в различных ситуациях, не только в школе, но и в любой сфере жизнедеятельности человека: социальной, политической, правовой и т.п. Овладение первыми тремя компетенциями потребует значительного интеллектуального развития, рефлексии, самооценки, критического мышления, способности к определению собственной позиции. Все перечисленное есть не что иное как компетентность в плане личности, основу которой составляет способность учиться всю жизнь, непрерывная подготовка в профессиональном плане, в личной и общественной жизни.