Предпринимательская деятельность граждан юридических лиц. Кто имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? Чем может заниматься индивидуальный предприниматель

Новая редакция Ст. 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность - одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:

а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальный закон.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях - распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности. В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается "лицо без гражданства"), место жительства в РФ (указывается адрес - наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа - свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона). Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

  • Вверх
  • 1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  • 2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. - Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.
  • 3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
  • 4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  • 5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, предпринимательская деятельность гражданина - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (Гражданский Кодекс РФ статья 2).

Таким образом, предпринимательская деятельность подразумевает осуществление деятельности (каких-либо действий, например, торговля, консультирование, техническая разработка документации, проведение анализа, создание нематериальных объектов, таких как программы и др.) в определенной сфере или как в законодательных нормах "вид экономической деятельности". Можно торговать лесом, детскими товарами, продуктами питания, медикаментами и др. В настоящее время существует перечень видов экономической деятельности, действующий на территории нашей страны, ОКВЭД или Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. То есть осуществлять предпринимательскую деятельность можно по какому-либо виду экономической деятельности. Таким образом, деятельность, которую ведет предприниматель, является специфичной.

Предпринимательская деятельность может вестись только самостоятельно либо физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическим лицом, участником которого может стать физическое лицо (гражданин). Все решения о том, как ведется деятельность, кто наши клиенты, как привлечь клиентов, как выстраиваются бизнес-процессы, куда расходуется прибыль, как развивается дело принимает сам индивидуальный предприниматель или участники общества. То есть именно эти лица несут полную ответственность за деятельность.

Принимая решения в процессе ведения предпринимательской деятельности, мы не всегда видим всю картину целиком или не придаем значения важности тем или иным факторам, в этой связи возникают возможности для принятия решений, которые могут нанести некоторый ущерб деятельности, то есть возникают риски. Среди предпринимательских рисков можно выделить внешние, связанные с экономической ситуацией, положением на рынке, нормативной базой и др., и внутренние, идущие от организации предпринимательской деятельности, например качество бизнес-процессов, управления, исполнения, персонала и др.

Таким образом, если в двух словах говорить о предпринимательской деятельности, это то что (торгую, консультирую, разрабатываю, выращиваю, и др.) вы делаете и в какой сфере экономической деятельности (рыболовство, сельское хозяйство, легкая промышленность и др.), и для того, чтобы вести предпринимательскую деятельность потребуется Свидетельство о государственной регистрации.

Обратите внимание на то, что некоторые виды деятельности требуют обязательного лицензирования или сертификации. Более подробно о подобных видах деятельности, подлежащей лицензированию можно узнать из закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на осуществление предпринимательской деятельностью означает, что гражданин имеет возможность, действуя в правовом поле (законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, действующие на данный момент на территории Российской Федерации), извлекать прибыль или преследовать иные цели (при образовании некоммерческих организаций).

Более подробно хочется рассмотреть предпринимательскую деятельность гражданина как индивидуального предпринимателя.

Основными признаками деятельности гражданина как индивидуального предпринимателя являются:

  • 1. Это самостоятельная деятельность.
  • 2. Это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.
  • 3. Это деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • 4. Это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При нарушении этого требования в отношении заключенных при этом сделок гражданин не вправе ссылаться на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя. Следует учитывать, что к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила, установленные для регулирования деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других нормативных актов и существа правоотношения.

Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, заявленных в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, то он может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда, с момента вынесения которого утрачивает юридическую силу регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Необходимо отметить, что при осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы вправе предъявить к нему требования, не связанные с осуществлением им своей предпринимательской деятельности. Такие требования кредиторов, не заявленные ими в вышеуказанном порядке, сохраняют силу и после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

В случае признания индивидуального предпринимателя банкротом требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в следующей очередности:

  • 1. требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинения вреда жизни или здоровью, посредством капитализации повременных платежей, и требования о взыскании алиментов;
  • 2. выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе и по контракту, а также вознаграждения по авторским договорам;
  • 3. требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
  • 4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • 5. выплата другим кредиторам по закону.

Если индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, завершил расчеты со своими кредиторами, то он освобождается от выполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании его банкротом. Однако, надо иметь в виду, что сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

И последний, но важный момент - ведение предпринимательской деятельности возможно только после успешного прохождения государственной регистрации, результатом чего станет получение Свидетельства о регистрации. Только наличие данного свидетельство открывает вам путь к ведению легальной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и за ее пределами (внешнеэкономическая деятельность).

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами.

———————————
Более подробно см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 32 — 33, 37 — 39, 42 — 56.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439″ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр.). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных . Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить…». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наряду с зарегистрированными индивидуальными предпринимателями предпринимательской

деятельностью может заниматься также глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Предпринимательская деятельность граждан регулируется ст. 23 и 25 ГК. Вместе с тем к предпринимательской деятельности этих субъектов могут применяться, за некоторыми исключениями, также правила закона, регулирующие деятельность коммерческих организаций - юридических лиц. Все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами малого предпринимательства.

Регистрация граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей

осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Для государственной регистрации предприниматель представляет в регистрирующий орган: заявление по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора и конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода (если заявление направляется ценным почтовым отправлением). Государственная регистрация производится в день представления документов или в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается либо высылается по почте бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя. Предельный размер ставки регистрационного сбора не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда.

Предпринимательский статус гражданина обязывает его полностью отвечать по своим долгам как перед бюджетом, так и перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом) и утратить качество предпринимателя.

Требования кредиторов предпринимателя, признанного банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Из установленных законом пяти очередей в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов (п. 3 ст. 25 ГК).

В ходе осуществления процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторами могут заявляться требования по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью. После завершения расчетов с кредиторами предприниматель освобождается от исполнения требований по этим обязательствам, если они были не только предъявлены, но и учтены при признании предпринимателя банкротом.

В соответствии с законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротами могут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 202-213).

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть вновь зарегистрирован в качестве такового в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 216).

Гражданская правоспособность иностранного физического лица определяется его личным законом. Личным законом считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Равным образом российское право является личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации. При наличии у лица нескольких гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 1-5 ст. 1195 ГК). При этом, по общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами (ст. 1196 ГК).

Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Различают четыре состояния дееспособности: 1)

полная дееспособность; 2)

частичная дееспособность; 3)

ограниченная дееспособность; 4)

«нулевая» дееспособность (полная недееспособность).

Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак в установленном порядке ранее этого возраста или в результате эмансипации.

Эмансипация - это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным при условии его работы по трудовому договору (контракту) или занятия с согласия законных представителей (родителей, усыновителей либо попечителя) предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия законных представителей или по решению суда - при отсутствии такого согласия.

Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и неэмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет. За малолетних сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые малолетние вправе самостоятельно совершать с 6-летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условий) только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, по общему правилу, с предварительного (либо последующего) письменного согласия (одобрения) своих законных представителей. Вместе с тем в этом возрасте подростки вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, в частности сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (скажем, недорогие подарки), и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели (например, для приобретения фотоаппарата) или для свободного распоряжения.

Ограниченная дееспособность граждан также регламентируется законом. По общему правилу, никто не может быть ограничен в право- и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего подобное ограничение. Более того, по общему правилу, являются ничтожными полный или частичный добровольный отказ гражданина от право- или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение право- или дееспособности (ст. 22 ГК).

В дееспособности могут быть ограничены как полностью дееспособные (совершеннолетние), так и частично дееспособные граждане (подростки в возрасте от 14 до 18 лет).

Совершеннолетний гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение. После решения суда такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя. Ограничение дееспособности и попечительство отменяются судом по отпадении указанных оснований, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности.

Частичная дееспособность подростка в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничена также лишь по решению суда по ходатайству законных представителей подростка либо органа опеки и попечительства. При наличии достаточных оснований (в том числе злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, безрассудного расходования своих заработка, стипендии, иных доходов) суд может не только ограничить, но и лишить подростка права самостоятельно распоряжаться любыми своими доходами.

Полностью недееспособным по решению суда с установлением над ним опеки может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени такого гражданина сделки совершает его опекун. При отпадении оснований признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

ГК подробно регламентирует функции, права, обязанности и деятельность органов опеки и попечительства, в роли которых выступают органы местного самоуправления (ст. 31 - 41).

Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от патронажа над дееспособными гражданами. Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина также может быть назначен в этом случае лишь с согласия такого гражданина. Обычно помощник заключает с подопечным договор поручения или договор о доверительном управлении имуществом подопечного.

Гражданская дееспособность иностранного физического лица,

как и его правоспособность, определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК). Однако физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. При этом признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 2, 3 ст. 1197 ГК). Предоставление иностранным гражданам и апатридам в РФ так называемого национального режима не исключает установления в отношении них, как правило, в их же интересах, определенных принятых в международной практике юридических формальностей. В этой связи во исполнение п. 4 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" Правительство РФ постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1020 утвердило Положение об иммиграционном контроле, а постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" - Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации21

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" утверждено Положение о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации (Российская газета. 10 октября 1998 г.)

В настоящее время статус иностранцев в России определяется, помимо ГК, федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившим в силу 31 октября 2002 г.(РГ, 31 июля 2002 г.). Данный закон определяет основные понятия (иностранного гражданина, лица без гражданства и др.), устанавливает три правовых режима пребывания иностранцев в России (временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание), регулирует порядок их въезда, выезда из страны и их регистрации.

Местом жительства гражданина, являющимся важным элементом его правового статуса, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признаётся место жительства их законных представителей (ст. 20 ГК).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 г. № 5242 - I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227. Введен в действие с 1 октября 1993 г.) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон установил взамен прописки регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской

Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Российская газета. 27 июля 1995 г.). Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. пункты 10, 12 и 21 данных Правил признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (Российская газета. 10 февраля 1998 г.). Ранее (4 апреля 1996 г.) Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные статьи и пункты ряда нормативных актов города Москвы и некоторых других населенных пунктов и регионов, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы (Российская газета. 17 апреля 1996 г.).

Постановлением от 14 августа 2002 г. №599 Правительство РФ внесло новые изменения и дополнения в Правила регистрации от 17 июля 1995 г22. Теперь по месту пребывания можно регистрироваться на любой срок (а не на три месяца). Отменены какие-либо запреты на регистрацию (в части письменного согласия всех совершеннолетних лиц, постоянно проживающих в жилом помещении; размера жилой площади, приходящейся на одного проживающего и т.

П.). Вместе с тем сохранились особенности регистрации граждан в отдельных регионах, прежде всего в г. Москве и Московской области(см. об этом: РГ, 14, 21, 28 июня 2002 г.)

В рамках своих конституционных прав гражданин РФ имеет также возможность на выезд из РФ и на въезд в РФ. Он не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции от 18 июля 1998г. №110-ФЗ (Вступил в силу с 22 августа 1996 г. Российская газета. 22 августа 1996 г.; 24 июля 1998 г.). Более того, Конституционный Суд РФ своим постановлением от 15 января 1998 г. № 2-П признал неконституционными положения части первой ст. 8 данного закона, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации (Российская газета, 29 января 1998г.).

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев. Переселенцы - это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т.п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

Вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" в редакции Закона от 20 декабря 1995 г.23 в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане РФ, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства не территории России.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" в редакции Закона от 28 июня 1997 г. № 95 - ФЗ (Действует с 3 июля 1997 г. Российская газета. 3 июля 1997 г.) беженцем признается, в частности, лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона "О беженцах", в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством России порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или права постоянного проживания на территории России, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, издают подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. В соответствии с Общим положением о данном подразделении, утвержденным приказом МВД РФ от 31 мая 2002 г. №522 (РГ, 11 июня 2002 г.) в целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 (СЗ РФ, 2002, №8, ст. 813) и Постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. №327 , одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

В повседневной жизни нередки случаи длительного немотивированного отсутствия некоторых граждан, в том числе предпринимателей в месте их жительства. В целях недопущения неразумно долгой неопределенности в имущественных и личных отношениях данных граждан с другими лицами закон устанавливает возможность признания таких граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При необходимости постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего оно передается на основании решения суда лицу, определяемому органом опеки и попечительства, с которым данный орган заключает договор о доверительном управлении. Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, и погашается задолженность по другим его обязательствам. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина суд отменяет свое решение, и на этом основании отменяется также доверительное управление имуществом.

Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, во время лесного пожара) или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (скажем, от взрыва самолета, в числе пассажиров которого числился пропавший), - в течение 6 месяцев. При пропаже без вести в связи с военными действиями гражданин, напротив, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо указанный в решении суда день его предполагаемой гибели. Объявление гражданина умершим (юридическая смерть) влечет те же последствия, что и фактическая смерть - регистрацию смерти в органах записи актов гражданского состояния, прекращение брака, открытие наследства.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет свое решение, на основе чего аннулируется запись о смерти в актовой книге. Гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, перешедшего к нему безвозмездно, т. е. в порядке наследования или дарения. Лицо, приобретшее имущество гражданина, объявленого умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество или его стоимость, только если будет доказана осведомленность этого лица в том, что объявленный умершим гражданин фактически жив.

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).

Юридическое лицо должно обладать в совокупности 4 легальными признаками: организационной упорядоченностью (или единством); имущественной обособленностью; возможностью выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью.

Признание юридическим лицом определенной «организации» не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции должен определяться, согласно ст. 51 ГК, законом о регистрации юридических лиц. данный закон принят 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (Российская газета, 10 августа 2001 г.). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники) юридического

лица должны заключить учредительный договор и (или) утвердить устав юридического лица и направить этот (эти) учредительный документ одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

При изучении действующего порядка государственной регистрации как создания, так и реорганизации и ликвидации юридических лиц необходимо учитывать соответствующие изменения и дополнения, внесенные в ст. 51. 54, 61, 62 и 63 ГК, а также в федеральные законы, определяющие правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц, федеральным законом от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (РГ, 26 марта 2002 г.). Данный закон, введенный в действие с 1 июля 2002 г., в частности внес изменения и дополнения в законы, регламентирующие порядок регистрации создания, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, общественных объединений, благотворительных организаций, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, организаций с иностранными инвестициями и др.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», таким органом является федеральное министерство по налогам и сборам (СЗ РФ, 2002, №20, ст. 1872). За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина. В РФ ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о их создании, реорганизации и ликвидации. Данный реестр обычно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в ней сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438. В тот же день Правительство РФ постановлением №439 утвердило формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению (РГ, 26 июня 2002 г.) В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая база;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов определяются Правительством Российской Федерации.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов при государственной регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 закона.

Государственная регистрация осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 закона.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 ст. 8.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 закона для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки -с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок называется эмансипацией.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом следует отметить, что ряд требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от организаций-юридических лиц, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданским процессуальным законодательством.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.