Профессия социальный педагог. Профессия преподаватель

Во многом профессия преподавателя схожа со школьным учителем и связана с обучением, с разницей лишь в уровне учебного заведения: один обучает студентов, другой — школьников.

Однако задачи преподавателя, как правило, значительно шире. Помимо обучения преподаватель занимается ведением научно-исследовательской работы, пишет статьи по своей специализации, помогает в создании учебных пособий, участвует в научных мероприятиях и многое другое. Также он может заниматься административной деятельностью.

Места работы

Должность преподавателя имеется во всех вузах, учебных заведениях профессионального образования — колледжах, училищах, техникумах, а также в коммерческих учебных центрах. Немало преподавателей занимается и подготовкой абитуриентов к вступительным экзаменам, то есть репетиторством.

Обязанности преподавателя

Как правило, должностные обязанности преподавателя выглядят просто:

  • чтение лекций;
  • проведение лабораторных и практических занятий;
  • тестирование учеников (в том числе создание тестов);
  • проведение промежуточных и итоговых аттестаций (прием зачетов и экзаменов).

Также в функции преподавателя может входить проведение семинаров, участие в конференциях в качестве докладчика, а также некоторые задачи методиста — составление учебных планов, методических пособий. Ведение научной деятельности не является требованием, но сильно влияет на положение и карьеру преподавателя.

Требования к преподавателю

Стандартные требования к преподавателю таковы:

  • высшее профессиональное образование по специальности;
  • знание современных методик обучения;
  • опыт преподавательской деятельности;
  • умение ладить с людьми, корректность в общении;

В некоторых учебных заведениях требуется знание иностранных языков, нормативных актов и положений. Наличие ученой степени и (или) звания рассматривается как сильное преимущество.

Образец резюме преподавателя

Как стать преподавателем

Стать преподавателем можно только при наличии законченного высшего профильного образования, хотя иногда к проведению занятий допускают и студентов последних курсов. Однако хочется сказать, что хорошим преподавателем становятся, а не рождаются. На этом пути потребуется опыт обучения, создания своих методик и их оттачивания, постоянного самообучения и создания из себя эксперта высшей категории.

Зарплата преподавателя

В настоящее время заработная плата преподавателя высокой не является и колеблется от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Ее уровень зависит от типа учебного заведения, его государственного или негосударственного статуса, стажа работника, наличия у него ученого звания или степени и прочих факторов. При этом средняя зарплата преподавателя по стране составляет около 22 тысяч рублей в месяц, что существенно ниже среднероссийского уровня.

Разумеется, многие специалисты берут дополнительную нагрузку, включая административную и репетиторскую. Благодаря этому преподаватели зарабатывают больше, но как это влияет на качество их работы неизвестно.

Считается одной из самых важных, ведь именно представители этой профессии дают нам знания. Слово «преподаватель», как правило, вызывает у нас ассоциации с людьми, работающими в средних специальных или высших учебных заведениях.

Эта профессия своими корнями уходит в XII век , когда появилось большое количество начальных, средних и высших школ. В первое время преподавателям приходилось переживать гонения, так как считалось неприличным заниматься продажей собственного времени, в то время как большинство занималось производством или продажей различных изделий. Было престижным работать на богословском факультете. Немного позже появились юридические, философские и медицинские факультеты.

Профессия преподаватель очень востребована , так как с каждым годом растет количество желающих получить хорошее образование. Сегодня высшие учебные заведения переполнены студентами, которые хотят строить успешную карьеру, имея диплом. Разумеется, чтобы выучить их, необходимы педагоги.

Однако очень часто можно услышать о том, как преподаватель университета или школьный учитель резко сменил род своей деятельности и стал менеджером в какой-нибудь частной фирме . Это вызвано не очень высокой заработной платой преподавателя. Тем не менее находятся представители этой профессии, оставшиеся преданными своему делу, и для того чтобы получить дополнительный заработок, они дают частные уроки по своей дисциплине, делают на заказ рефераты и курсовые работы.

Что же касается личных качеств, то профессия преподаватель требует от человека высокой стрессоустойчивости, умения держать ситуацию под контролем, строгости, отзывчивости и доброты . Каждый представитель этой профессии должен уметь доступным языком передавать те или иные знания, быть коммуникабельным и ответственным.

Преподавателю необходимо ладить с учениками и находить с ними общий язык . В противном случае занятия могут быть сорваны. Для того чтобы этого не произошло, нужно в совершенстве знать предмет и методику преподавания.

Профессия преподаватель имеет массу минусов. Такой род деятельности подразумевает огромное количество стрессов . Дело в том, что в группах сосредоточено много людей с разными характерами. Все они придут сдавать экзамены, зачеты, некоторые даже будут предлагать взятки. Кроме того, обязанности преподавателя не заканчиваются после выхода из аудитории, ему также нужно потратить определенное количество времени на разработку семинарских и практических занятий.

Чтобы стать преподавателем, необходимо получить высшее профильное образование . Затем можно пойти в аспирантуру. Как известно, в обязанности аспирантов входит проведение занятий . Также можно после окончания университета устроиться по специальности на работу для приобретения опыта. Затем через несколько лет, устроившись работать преподавателем в учебном заведении, вы сможете приводить своим студентам реальные примеры из своей практики .

Как вы смогли убедиться, профессия преподаватель играет очень важную роль для общества. Благодаря представителям этой профессии появляются квалифицированные работники абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Кроме того, преподаватели дают рекомендации по самостоятельному изучению чего-либо . Это дает возможность в дальнейшем заниматься самообразованием после окончания учебного заведения.

Профессия социального педагога с каждым годом становится все более востребованной, что является показателем возрастающей ответственности общества за судьбу подрастающего поколения, реального понимания им того, что от уровня культуры, воспитанности молодежи зависит будущее страны.
Круг обязанностей социального педагога достаточно широк, они работают в различных социальных службах, таких как центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и, разумеется, в детских домах, детских интернатах. В их задачу входит осуществление социальной защиты детей, оказавшихся в сложной ситуации, поэтому в сферу внимания социального педагога могут попасть как дети, живущие в семьях, так и дети, находящиеся в детских домах, приютах, интернатах.
Несмотря на то что места работы разные, деятельность социальных педагогов похожа. Во всех случаях для оказания квалифицированной помощи ребенку необходимо провести целый комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин его отклоняющегося поведения, которое может быть обусловлено самыми разными факторами, например неблагополучной ситуацией в семье, заболеваниями, вызванными наследственностью, психологическими травмами и т. д. Именно поэтому оказание помощи ребенку начинается с изучения медико-психологических особенностей его личности. В ходе такого изучения социальный педагог должен выявить интересы и потребности ребенка, проблемы, вызывающие трудности психологического, интеллектуального, поведенческого характера. Поскольку развитие и становление личности проходит в определенной социальной среде, то и она оказывается в зоне внимания специалиста данного профиля. Изучение социальной среды ребенка также является многосторонним и включает и материальные условия жизни, и манеру общения, и круг интересов, и потребности членов данной социальной группы, и конфликтные ситуации и т. д. Столь сложное и многогранное исследование связано с тем, что деятельность социального педагога направлена на страдающего ребенка, и его ошибка может привести к полной деградации личности, к потере обществом человека, который мог бы прожить полноценную и полезную для себя и людей жизнь. Поэтому исследование помогает определить задачи, которые должен решить социальный педагог для оказания помощи ребенку, попавшему в сложную ситуацию, а также формы и методы психолого-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем.
Помощь, оказываемая детям, нуждающимся в защите, может быть разной и включать, например, материальную, психологическую поддержку семьи и тем самым способствовать улучшению семейного микроклимата. Это может быть посредническая деятельность с организациями, учреждениями, целью которой является социальная защита, например работа с педагогическим коллективом школы, с органами опеки и попечительства, с комиссией по делам несовершеннолетних, устройство ребенка в какой-то клуб, кружок и т. д.
Как уже говорилось, социальные педагоги работают в разных учреждениях. Если в центры помощи семье и детям нередко приходят добровольно либо родители, либо сами дети, то в детском доме или в интернате чаще всего ребенок оказывается вопреки его воле, поэтому на деятельность социального педагога, помимо всегда присутствующей индивидуальности ребенка, большое влияние оказывает специфика условий, в которых ему приходится действовать. В одном случае на подрастающую личность старая среда оказывает опосредованное влияние, которое необходимо учитывать педагогу, ровно как и то, что ребенок оказался в чуждом ему окружении, а следовательно, в стрессовой ситуации. Наблюдая ребенка изо дня в день, социальный педагог нередко становится не только профессиональным помощником для решения различного рода проблем, но и настоящим другом, тем единственным человеком, которому можно рассказать о том, что наболело.
В тех случаях, когда ребенок продолжает оставаться в семье, среда продолжает оказывать непосредственное влияние на его развитие, причем это влияние может оставаться негативным, подчас даже тогда, если приход в службу социальной помощи был добровольным. Таким образом, при организации помощи социальный педагог должен строить свою работу с учетом этого влияния.
Помимо социального педагога, есть специалисты по социальной работе. Это к ним обращаются комиссии по делам несовершеннолетних, школы, органы опеки и попечительства, общественность, а также социальные педагоги в том случае, если ребенка необходимо поместить в детский дом, приют или интернат, если необходимо оказать социальную помощь, например предоставить путевку в лагерь, бесплатные продуктовые наборы или дать возможность ему бесплатно обедать в приюте. Эти же специалисты организовывают общественную защиту прав несовершеннолетних правонарушителей, по требованию судьи предоставляют психолого-педагогическую экспертизу, выступают в суде в качестве их общественного защитника или в качестве третьего лица.
В круг обязанностей специалистов по социальной работе также входит консультирование всех заинтересованных лиц по вопросам социальной защиты и решение такого сложного вопроса, как подготовка материалов по лишению родительских прав или об ограничении в родительских правах.
Сложность, многогранность работы социальных педагогов и специалистов требуют качественного и разностороннего образования: знания психологии, педагогики, физиологии, социологии, юриспруденции и других учебных дисциплин, необходимых для данной профессии. Вместе с тем важнейшими составляющими данной профессиональной деятельности являются такие личностные качества, как чуткость, деликатность, эмпатия, терпимость.
Итак, представители перечисленных профессий могут быть учеными-исследователями, работать в прикладной области знания, а также могут трудиться преподавателями вузов и школьными учителями, причем в наши дни нередко бывает и так, что человек одновременно выступает во всех трех ипостасях, что обогащает его знания и, как следствие, его деятельность.
Для того чтобы получить профессию, связанную с областью социально-гуманитарного знания, не всегда нужно поступать в высшее учебное заведение, некоторые профессии предполагают и среднее специальное образование. Поэтому уже сейчас желательно купить справочник для поступающих в различные учебные заведения, посмотреть, каких специалистов и в каких отраслях знаний готовят в них, где они расположены, знания каких учебных дисциплин особенно необходимы. Как правило, все учебные заведения весной проводят дни открытых дверей, и, даже несмотря на то что в этом учебном году вы не будете поступать в вуз, лицей или колледж, вам стоит сходить и поближе познакомиться с учебными заведениями.
В ближайшее время вам предстоит сделать сложный и важный выбор; не спешите, обдумайте и взвесьте все за и против, в том числе и свои способности, возможности, честно определитесь с мотивами вашего выбора. Ведь счастливый человек - это не богатый человек, а тот, который нашел себя и живет в ладу со своей совестью.
Основные понятия: профессии социально-гуманитарного профиля.



1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго. Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».
2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.
3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.
4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?
5. Ученые утверждают, что образование и правильно выбранная профессия позволяют человеку быть социально мобильным. Докажите связь профессионального выбора и личной мобильности. Объясните, какое значение для человека имеет возможность мобильности.
6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий. Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада.
7. Как, по-вашему, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.
8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.
9. В параграфе говорится, что, работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.
10. В параграфе говорится о том, что обществознание является необходимым учебным предметом для гуманитария. Опираясь на материал § 2-3, определите, что дают знания философии, социологии, политологии, социальной психологии для выбранной вами профессии.

Поработайте с источником

В 20-х гг. XX в. велись острые дискуссии по вопросу о роли философии в жизни человека и общества. Эти споры привлекли внимание многих ученых, и одним из них был Иван Александрович Ильин. Свои мысли о том, что такое философия, каково ее место в жизни людей, каким должен быть философ, он изложил в работе «Проблемы духовной культуры и религиозной философии».

Философская наука, как таковая, покоится на предметном опыте, т. е. на проверенном, верном, адекватном восприятии изучаемого предмета изучающею душою. Без этого восприятия душа философа остается познавательно-бессильною и некомпетентною. Так, сознание, не воспринимающее чистого... понятия, не в состоянии формулировать законы логики; душа, отвращающаяся от показаний совести, бессильна судить о добре и зле... Самое обычное, отвлеченное мышление при всей своей «формальности» есть своего рода опыт, и этот опыт нуждается в культуре.
...Философия как наука, основанная на предметном опыте, не только не чужда жизни, но связана с нею глубочайшею и драгоценною связью. Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, слагается в предметном переживании и верном познании тех ценностей, через которые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоить жить на Земле; и исследование это требует от исследователя подлинной жизни в предмете...
Философ, подобно поэту, художнику и ученому, подобно политику и пророку, питается сознательно или бессознательно, volens aut nolens 1 , духовным опытом своего народа. Он имеет родину, т. е. национальную духовную культуру, в которой сложился его индивидуальный дух, с его любимыми и ведущими предметами, с его творческим актом, с его жизненными убеждениями; от этой-то духовной культуры питается - и положительно, и отрицательно - его личный опыт и его личное познавательное творчество...
Философия родится в жизни духа и от духовной жизни. Поэтому тот, кто желает творить ее, должен прежде всего начать духовную жизнь, он должен быть духовен.
Вопросы и задания: 1) На чем основана, по мнению И. А. Ильина, настоящая философия? 2) Каков, по мнению автора, главный предмет исследования философии как науки? 3) Какие требования к философу предъявляет наука философия и почему? 4) Автор утверждает: «Душа, отвращающаяся от показаний совести, бессильна судить о добре и зле». Согласны ли вы с точкой зрения автора? 5) Автор утверждает, что философ должен питаться духовным опытом своего народа. Как вы полагаете, какое место в философской науке должно отводиться мировому духовному опыту? Как могут сочетаться в творчестве философа национальный и мировой духовный опыт?

Выводы к главе I

1. Обществознание (обществоведение) - это не только одна из школьных дисциплин, но и отличающаяся от наук о природе система наук об обществе, о формах и закономерностях его развития, о современном состоянии общества, его истории и перспективах. Это вместе с тем совокупность знаний общества о самом себе, включающая, помимо научных, также и вненаучные (донаучные, повседневные и т. п.) формы знания. Социально-гуманитарные знания объединяют результаты двух видов познания: с одной стороны, социальных наук, ориентированных на изучение структур, общих связей и закономерностей, а с другой - гуманитарного познания, направленного на конкретное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
Единство обществознания определяется общими проблемами, стоящими перед людьми в их совместной и индивидуальной жизни, связью проблем глобального характера и проблем индивидуальной самореализации людей.
2. Философия занимает особое место в системе социально-гуманитарных знаний. Философия - это отличная от науки форма постижения материального и духовного мира. Основной проблемой в ней является проблема смысла жизни. Философия ориентирована на осмысление основных проблем бытия человека и на их эволюцию, на определение границ человеческой самореализации в отношениях с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией. Философские знания отличаются от других видов знания тем, что они глубоко личностны, так как затрагивают жизненные интересы человека, побуждая его к определенным действиям.
Отличаясь от науки, философия тесно связана и взаимодействует с ней. Хотя философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы наук, она учитывает их достижения, опирается на весь опыт духовного освоения мира.
3. Даже краткий экскурс в историю философии позволяет сделать вывод о том, что на протяжении тысячелетий люди пытались понять мир, в котором они живут. В трудах выдающихся мыслителей прошлого заключены вершины человеческой мысли, мудрость веков. История свидетельствует о том, что социальные науки отделились от философии и оформились как самостоятельные сферы познания лишь в Новое время. Глубокие трансформации в современном мире, стремительные изменения условий жизни человека в наше время порождают потребность в научном изучении современного общества, в философском осмыслении новых проблем, с которыми сталкивается человечество.
4. Социально-гуманитарное образование открывает путь ко многим современным профессиям. Обществом востребованы и преподаватели общественных дисциплин в школах и университетах, и научные работники в области социальных наук, и социальные работники, и специалисты, способные изучать конкретные ситуации в сферах социальных и межличностных отношений, политики, науки, воспитания, а также квалифицированно консультировать в этих областях. Каждая профессия имеет свои привлекательные аспекты; вместе с тем в каждой из них есть свои специфические трудности, а труд не всегда достойно вознаграждается. При выборе путей дальнейшего образования важно учесть и собственный интерес к той или иной науке, и все аспекты последующей профессиональной деятельности.

Вопросы и задания к главе I

1. При обсуждении вопроса о соотношении социальных и естественных наук среди различных точек зрения была высказана и такая: никакого различия между социальными и естественно-научными формами и методами познания нет. Социальное познание является научным лишь в том случае, если использует те же формы и методы, что и естественно-научное. Выдвигалось и другое понимание проблемы: между естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего, поскольку социальное познание обращено не к природе, а к сфере человеческой деятельности. И еще один взгляд на проблему: представители естественных и социальных наук «едят одно блюдо, но с разных концов и разными ложками». А какова ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее пользу.
2. Какие из представленных в этой главе идей, выдвигавшихся мыслителями далекого и недавнего прошлого, вызвали у вас наибольший интерес? Объясните почему.
3. Используя справочник для поступающих в вузы или Интернет, выпишите те образовательные учреждения, в которых имеются специализации по философии, социологии, политологии, психологии (можно ограничиться своим регионом). Оформите информацию о них в виде таблицы, в которой обозначьте вузы (факультеты), наименование вступительных экзаменов, профессии, которые получают выпускники.
4. Предположим, что предстоит встреча с молодыми специалистами - научным сотрудником центра социологических исследований и школьным психологом и вы хотите узнать как можно больше об их профессиях. Запишите вопросы, которые вы задали бы им.

Готовимся к экзамену

1. К социальным наукам из числа перечисленных ниже относится:
1) анатомия;
2) этика;
3) генетика;
4) математика.
2. Исключите лишнее из списка социальных наук:
1) история;
2) политология;
3) генетика;
4) правоведение.
3. Верны ли следующие высказывания?
А. Естествознание и гуманитарные науки - ветви одной науки как целого.
Б. Предмет социального познания - сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба высказывания неверны.
4. Напишите три предложения, содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях.

1 Волей или неволей.

Часто представители гуманитарных профессий совмещают научную или практическую деятельность с работой преподавателя в высшем или среднем учебном заведении. Бывает и так, что, получив диплом философа, социолога, политолога, человек находит свое место в средней школе в преподавании обществознания. Профессия преподавателя высшей школы привлекает часть выпускников, а профессия учителя средней школы, к сожалению, многими расценивается как запасной вариант. Согласно данным социологических исследований, профессия учителя средней школы по привлекательности занимает 27-е место и соседствует с профессиями официанта, портного и шахтера. И это несмотря на то, что в течение многих столетий профессия учителя считается самой мирной и гуманной профессией на Земле.

В профессиональной деятельности учителей средней школы и преподавателей, работающих в высших и средних специальных учебных заведениях, очень много общего. Несмотря на то что в общественном мнении творчество зачастую связывают с профессиями артистов, художников, писателей, тем не менее профессия учителя и преподавателя принадлежит к числу творческих. Их творчество - это одновременно творчество и актера, и театрального режиссера, и сценариста. А еще преподаватель, особенно школьный учитель, - это психолог, причем универсальный: ему надо знать, чувствовать, понимать ученика, класс, родителей. Кроме того, разрабатывая урок, вузовскую лекцию, необходимо знать психологию восприятия передаваемого знания, психологию усвоения учебного материала.
Безусловно, между школьным учителем и преподавателем вуза есть разница. Эта разница обусловлена тем, что каждый из них имеет дело с человеком в разных возрастных периодах. Этап школьного обучения - это период интенсивного роста, становления личности. Учитель помогает этому процессу: обучает думать и понимать учебный материал, формирует у учащихся способы мышления, соответствующие современной культуре. Но в этом процессе вопросы и задания, даваемые учащимся, должны не только соответствовать их физическому взрослению, но и способствовать их развитию. Кроме того, школа учит учиться, она учит читать, писать, составлять планы, писать конспекты, понимать, о чем идет речь, дает основы научного знания, учит ориентироваться в литературе и т. д. Поэтому, готовясь к уроку, учитель читает не только учебник и научную литературу, в арсенал его подготовки в обязательном порядке входит еще и методическая литература. С ее помощью он выстраивает возможный сценарий урока: цель, вопросы, задания, - предусматривает трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся, продумывает, каким образом донести самое главное, чтобы получаемые знания наполнялись смыслами и мир представал во всей его удивительной неповторимости.



В высшее учебное заведение попадает человек, уже подготовленный к тому, чтобы учиться самостоятельно, поэтому преподаватели вузов, в отличие от школьного учителя, не объясняют новый материал, а читают лекции. Особенность их деятельности связана не с передачей основ знания, а с введением в мир науки. Вузовский преподаватель также готовится к лекции, однако эта подготовка отличается от подготовки учителя: ему надо погрузить студентов в мир достигнутого наукой, в мир научного поиска, познакомить с нерешенными проблемами. Поэтому он сидит в библиотеке, узнает о последних исследованиях, читает монографии, сборники статей, журналы, сопоставляет различные точки зрения по своей научной дисциплине и т. д.
Отличаются от школьного урока и студенческие семинары. Их задача - помочь студентам разобраться с вопросами, которые были непонятны. На этих же занятиях происходит практическое знакомство с будущей профессией; например, студенты педагогических вузов представляют свои разработки уроков, проводят игры, целью которых является знакомство с азами педагогического мастерства. На семинарах студенты обучаются и элементам исследовательской деятельности, знакомят своих сокурсников с результатами своего научного поиска.
Таким образом, семинар - это и обсуждение наиболее сложных лекционных вопросов, и выступление с докладами и рефератами, и практическая деятельность. Поэтому семинарские занятия - это в большей степени самостоятельная деятельность студентов.
Профессия учителя и вузовского преподавателя - профессия востребованная, на сегодняшний день среди них нет безработных. Однако, несмотря на то что этот труд приносит радость и удовлетворение, тем не менее он связан с большим количеством сложностей (несоразмерная со значимостью труда маленькая зарплата, при этом у вузовского преподавателя она не выше учительской, несмотря на его ученую степень, которая является необходимым условием его деятельности; к тому же рабочий день не заканчивается уроком или лекцией: у учителя он продолжается и позже, и даже иногда в свое свободное время он бросает семью или отставляет в сторону другие личные проблемы и отправляется со своими подопечными на экскурсию, в театр, на школьный вечер; а еще классный час, проверка дневников, уборка класса, родительские собрания и педагогические советы и т. д. И всегда надо проявлять максимум деликатности, знаний, понимания).

ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Часто представители гуманитарных профессий совмещают научную или практическую деятельность с работой преподавателя в высшем или среднем учебном заведении. Бывает и так, что, получив диплом философа, социолога, политолога, человек находит свое место в средней школе в преподавании обществознания. Профессия преподавателя высшей школы привлекает часть выпускников, а профессия учителя средней школы, к сожалению, многими расценивается как запасной вариант. Согласно данным социологических исследований, профессия учителя средней школы по привлекательности занимает 27-е место и соседствует с профессиями официанта, портного и шахтера. И это несмотря на то, что в течение многих столетий профессия учителя считается самой мирной и гуманной профессией на Земле. В профессиональной деятельности учителей средней школы и преподавателей, работающих в высших и средних специальных учебных заведениях, очень много общего. Несмотря на то что в общественном мнении творчество зачастую связывают с профессиями артистов, художников, писателей, тем не менее профессия учителя и преподавателя принадлежит к числу творческих. Их творчество - это одновременно творчество и актера, и театрального режиссера, и сценариста. А еще преподаватель, особенно школьный учитель, - это психолог, причем универсальный: ему надо знать, чувствовать, понимать ученика, класс, родителей. Кроме того, разрабатывая урок, вузовскую лекцию, необходимо знать психологию восприятия передаваемого знания, психологию усвоения учебного материала.
Безусловно, между школьным учителем и преподавателем вуза есть разница. Эта разница обусловлена тем, что каждый из них имеет дело с человеком в разных возрастных периодах. Этап школьного обучения - это период интенсивного роста, становления личности. Учитель помогает этому процессу: обучает думать и понимать учебный материал, формирует у учащихся способы мышления, соответствующие современной культуре. Но в этом процессе вопросы и задания, даваемые учащимся, должны не только соответствовать их физическому взрослению, но и способствовать их развитию. Кроме того, школа учит учиться, она учит читать, писать, составлять планы, писать конспекты, понимать, о чем идет речь, дает основы научного знания, учит ориентироваться в литературе и т. д. Поэтому, готовясь к уроку, учитель читает не только учебник и научную литературу, в арсенал его подготовки в обязательном порядке входит еще и методическая литература. С ее помощью он выстраивает возможный сценарий урока: цель, вопросы, задания, - предусматривает трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся, продумывает, каким образом донести самое главное, чтобы получаемые знания наполнялись смыслами и мир представал во всей его удивительной неповторимости. В высшее учебное заведение попадает человек, уже подготовленный к тому, чтобы учиться самостоятельно, поэтому преподаватели вузов, в отличие от школьного учителя, не объясняют новый материал, а читают лекции. Особенность их деятельности связана не с передачей основ знания, а с введением в мир науки. Вузовский преподаватель также готовится к лекции, однако эта подготовка отличается от подготовки учителя: ему надо погрузить студентов в мир достигнутого наукой, в мир научного поиска, познакомить с нерешенными проблемами. Поэтому он сидит в библиотеке, узнает о последних исследованиях, читает монографии, сборники статей, журналы, сопоставляет различные точки зрения по своей научной дисциплине и т. д.
Отличаются от школьного урока и студенческие семинары. Их задача - помочь студентам разобраться с вопросами, которые были непонятны. На этих же занятиях происходит практическое знакомство с будущей профессией; например, студенты педагогических вузов представляют свои разработки уроков, проводят игры, целью которых является знакомство с азами педагогического мастерства. На семинарах студенты обучаются и элементам исследовательской деятельности, знакомят своих сокурсников с результатами своего научного поиска.
Таким образом, семинар - это и обсуждение наиболее сложных лекционных вопросов, и выступление с докладами и рефератами, и практическая деятельность. Поэтому семинарские занятия - это в большей степени самостоятельная деятельность студентов.
Профессия учителя и вузовского преподавателя - профессия востребованная, на сегодняшний день среди них нет безработных. Однако, несмотря на то что этот труд приносит радость и удовлетворение, тем не менее он связан с большим количеством сложностей (несоразмерная со значимостью труда маленькая зарплата, при этом у вузовского преподавателя она не выше учительской, несмотря на его ученую степень, которая является необходимым условием его деятельности; к тому же рабочий день не заканчивается уроком или лекцией: у учителя он продолжается и позже, и даже иногда в свое свободное время он бросает семью или отставляет в сторону другие личные проблемы и отправляется со своими подопечными на экскурсию, в театр, на школьный вечер; а еще классный час, проверка дневников, уборка класса, родительские собрания и педагогические советы и т. д. И всегда надо проявлять максимум деликатности, знаний, понимания).

ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Профессия социального педагога с каждым годом становится все более востребованной, что является показателем возрастающей ответственности общества за судьбу подрастающего поколения, реального понимания им того, что от уровня культуры, воспитанности молодежи зависит будущее страны.
Круг обязанностей социального педагога достаточно широк, они работают в различных социальных службах, таких как центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и, разумеется, в детских домах, детских интернатах. В их задачу входит осуществление социальной защиты детей, оказавшихся в сложной ситуации, поэтому в сферу внимания социального педагога могут попасть как дети, живущие в семьях, так и дети, находящиеся в детских домах, приютах, интернатах.
Несмотря на то что места работы разные, деятельность социальных педагогов похожа. Во всех случаях для оказания квалифицированной помощи ребенку необходимо провести целый комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин его отклоняющегося поведения, которое может быть обусловлено самыми разными факторами, например неблагополучной ситуацией в семье, заболеваниями, вызванными наследственностью, психологическими травмами и т. д. Именно поэтому оказание помощи ребенку начинается с изучения медико-психологических особенностей его личности. В ходе такого изучения социальный педагог должен выявить интересы и потребности ребенка, проблемы, вызывающие трудности психологического, интеллектуального, поведенческого характера. Поскольку развитие и становление личности проходит в определенной социальной среде, то и она оказывается в зоне внимания специалиста данного профиля. Изучение социальной среды ребенка также является многосторонним и включает и материальные условия жизни, и манеру общения, и круг интересов, и потребности членов данной социальной группы, и конфликтные ситуации и т. д. Столь сложное и многогранное исследование связано с тем, что деятельность социального педагога направлена на страдающего ребенка, и его ошибка может привести к полной деградации личности, к потере обществом человека, который мог бы прожить полноценную и полезную для себя и людей жизнь. Поэтому исследование помогает определить задачи, которые должен решить социальный педагог для оказания помощи ребенку, попавшему в сложную ситуацию, а также формы и методы психолого-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем.
Помощь, оказываемая детям, нуждающимся в защите, может быть разной и включать, например, материальную, психологическую поддержку семьи и тем самым способствовать улучшению семейного микроклимата. Это может быть посредническая деятельность с организациями, учреждениями, целью которой является социальная защита, например работа с педагогическим коллективом школы, с органами опеки и попечительства, с комиссией по делам несовершеннолетних, устройство ребенка в какой-то клуб, кружок и т. д.
Как уже говорилось, социальные педагоги работают в разных учреждениях. Если в центры помощи семье и детям нередко приходят добровольно либо родители, либо сами дети, то в детском доме или в интернате чаще всего ребенок оказывается вопреки его воле, поэтому на деятельность социального педагога, помимо всегда присутствующей индивидуальности ребенка, большое влияние оказывает специфика условий, в которых ему приходится действовать. В одном случае на подрастающую личность старая среда оказывает опосредованное влияние, которое необходимо учитывать педагогу, ровно как и то, что ребенок оказался в чуждом ему окружении, а следовательно, в стрессовой ситуации. Наблюдая ребенка изо дня в день, социальный педагог нередко становится не только профессиональным помощником для решения различного рода проблем, но и настоящим другом, тем единственным человеком, которому можно рассказать о том, что наболело.
В тех случаях, когда ребенок продолжает оставаться в семье, среда продолжает оказывать непосредственное влияние на его развитие, причем это влияние может оставаться негативным, подчас даже тогда, если приход в службу социальной помощи был добровольным. Таким образом, при организации помощи социальный педагог должен строить свою работу с учетом этого влияния.
Помимо социального педагога, есть специалисты по социальной работе. Это к ним обращаются комиссии по делам несовершеннолетних, школы, органы опеки и попечительства, общественность, а также социальные педагоги в том случае, если ребенка необходимо поместить в детский дом, приют или интернат, если необходимо оказать социальную помощь, например предоставить путевку в лагерь, бесплатные продуктовые наборы или дать возможность ему бесплатно обедать в приюте. Эти же специалисты организовывают общественную защиту прав несовершеннолетних правонарушителей, по требованию судьи предоставляют психолого-педагогическую экспертизу, выступают в суде в качестве их общественного защитника или в качестве третьего лица.
В круг обязанностей специалистов по социальной работе также входит консультирование всех заинтересованных лиц по вопросам социальной защиты и решение такого сложного вопроса, как подготовка материалов по лишению родительских прав или об ограничении в родительских правах.
Сложность, многогранность работы социальных педагогов и специалистов требуют качественного и разностороннего образования: знания психологии, педагогики, физиологии, социологии, юриспруденции и других учебных дисциплин, необходимых для данной профессии. Вместе с тем важнейшими составляющими данной профессиональной деятельности являются такие личностные качества, как чуткость, деликатность, эмпатия, терпимость.
Итак, представители перечисленных профессий могут быть учеными-исследователями, работать в прикладной области знания, а также могут трудиться преподавателями вузов и школьными учителями, причем в наши дни нередко бывает и так, что человек одновременно выступает во всех трех ипостасях, что обогащает его знания и, как следствие, его деятельность.
Для того чтобы получить профессию, связанную с областью социально-гуманитарного знания, не всегда нужно поступать в высшее учебное заведение, некоторые профессии предполагают и среднее специальное образование. Поэтому уже сейчас желательно купить справочник для поступающих в различные учебные заведения, посмотреть, каких специалистов и в каких отраслях знаний готовят в них, где они расположены, знания каких учебных дисциплин особенно необходимы. Как правило, все учебные заведения весной проводят дни открытых дверей, и, даже несмотря на то что в этом учебном году вы не будете поступать в вуз, лицей или колледж, вам стоит сходить и поближе познакомиться с учебными заведениями.
В ближайшее время вам предстоит сделать сложный и важный выбор; не спешите, обдумайте и взвесьте все за и против, в том числе и свои способности, возможности, честно определитесь с мотивами вашего выбора. Ведь счастливый человек - это не богатый человек, а тот, который нашел себя и живет в ладу со своей совестью.
Основные понятия: профессии социально-гуманитарного профиля. 1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго. Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».
2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.
3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.
4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?
5. Ученые утверждают, что образование и правильно выбранная профессия позволяют человеку быть социально мобильным. Докажите связь профессионального выбора и личной мобильности. Объясните, какое значение для человека имеет возможность мобильности.
6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий. Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада.
7. Как, по-вашему, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.
8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.
9. В параграфе говорится, что, работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.
10. В параграфе говорится о том, что обществознание является необходимым учебным предметом для гуманитария. Опираясь на материал § 2-3, определите, что дают знания философии, социологии, политологии, социальной психологии для выбранной вами профессии.

Поработайте с источником

В 20-х гг. XX в. велись острые дискуссии по вопросу о роли философии в жизни человека и общества. Эти споры привлекли внимание многих ученых, и одним из них был Иван Александрович Ильин. Свои мысли о том, что такое философия, каково ее место в жизни людей, каким должен быть философ, он изложил в работе «Проблемы духовной культуры и религиозной философии». ...Философская наука, как таковая, покоится на предметном опыте, т. е. на проверенном, верном, адекватном восприятии изучаемого предмета изучающею душою. Без этого восприятия душа философа остается познавательно-бессильною и некомпетентною. Так, сознание, не воспринимающее чистого... понятия, не в состоянии формулировать законы логики; душа, отвращающаяся от показаний совести, бессильна судить о добре и зле... Самое обычное, отвлеченное мышление при всей своей «формальности» есть своего рода опыт, и этот опыт нуждается в культуре.
...Философия как наука, основанная на предметном опыте, не только не чужда жизни, но связана с нею глубочайшею и драгоценною связью. Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, слагается в предметном переживании и верном познании тех ценностей, через которые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоить жить на Земле; и исследование это требует от исследователя подлинной жизни в предмете...
Философ, подобно поэту, художнику и ученому, подобно политику и пророку, питается сознательно или бессознательно, volens aut nolens 1 , духовным опытом своего народа. Он имеет родину, т. е. национальную духовную культуру, в которой сложился его индивидуальный дух, с его любимыми и ведущими предметами, с его творческим актом, с его жизненными убеждениями; от этой-то духовной культуры питается - и положительно, и отрицательно - его личный опыт и его личное познавательное творчество...
Философия родится в жизни духа и от духовной жизни. Поэтому тот, кто желает творить ее, должен прежде всего начать духовную жизнь, он должен быть духовен.
Вопросы и задания: 1) На чем основана, по мнению И. А. Ильина, настоящая философия? 2) Каков, по мнению автора, главный предмет исследования философии как науки? 3) Какие требования к философу предъявляет наука философия и почему? 4) Автор утверждает: «Душа, отвращающаяся от показаний совести, бессильна судить о добре и зле». Согласны ли вы с точкой зрения автора? 5) Автор утверждает, что философ должен питаться духовным опытом своего народа. Как вы полагаете, какое место в философской науке должно отводиться мировому духовному опыту? Как могут сочетаться в творчестве философа национальный и мировой духовный опыт?