Макроэкономика. Внешнеэкономическая либерализация. Экономические последствия либерализации внешнеэкономической деятельности в россии

31.07.2019 Снилс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уфимский филиал

Кафедра "Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности"

Контрольная работа по дисциплине

"Государственное регулирование экономики"

"ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

студент ___Яваева К.В.______

группа ___ЭП-6-1___________

шифр __05-Э-609 __________

учебный год _2010/2011____

Введение 3

Внешнеэкономический сектор России 4

Либерализация ВЭД: плюсы и минусы 6

Проблемы российской экономики 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов свободной рыночной конкуренции. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной экономической функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления процесса образования новых частных предприятий, поддержки малого и среднего бизнеса, усиления доступности и качества гражданского судопроизводства и т. д.

Внешнеэкономический сектор России

Внешнеэкономический сектор России перед началом рыночных реформ, доставшийся ей в наследство от централизованно-планируемой экономики, существенно отличался от внешнеэкономического сектора стран с рыночной экономикой.

Это проявлялось в следующих его особенностях:

Практически отсутствовало соответствующее новым условиям внешнеэкономической деятельности законодательство и реальные возможности контроля за этим процессом.

Структура и уровень цен большинства товаров в стране были существенно иными, чем на мировом рынке.

Рубль не был конвертируемым (с некоторыми оговорками).

Россия практически не присутствовала на мировом рынке капиталов.

Экономика уже была в процессе международной дезинтеграции, связанной с развалом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Отрицательные последствия развала СЭВ усугублялись развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР.

Следует к этому добавить еще один негативный для начала преобразований факт: экономические трудности второй половины 80-х гг. привели "вдруг", "в одночасье" (за несколько лет) к тому, что страна оказалась должна бывшим братским социалистическим странам не менее 10 млрд. долл.
Дело в том, что в результате недальновидной политики советского руководства в течение предыдущих десятилетий огромные потоки топливно-сырьевых ресурсов в социалистические страны учитывались не в ценах мирового рынка, а в условных и очень низких ценах, не в мировых валютах, а в так называемых конвертируемых рублях.
Но в эти десятилетия наш экспорт преобладал над импортом даже при таком ценообразовании. В конце 1980-х гг. нараставшие экономические трудности и оголенность потребительского рынка в стране потребовали массированных поставок предметов потребления в СССР. Преобладание импорта над экспортом в торговле с европейскими социалистическими странами в течение всего лишь пяти лет во второй половине 80-х гг. сделали Россию должником этих стран, но уже не в условных конвертируемых рублях, а в реальных долларах.

Дополнительная проблема, затруднившая преобразования. Российским правительством было принято политическое решение взять на себя выплату всех долгов СССР. Возможные положительные экономические последствия этого решения могли появиться лишь значительно позже, а в начале трансформационных преобразований это сразу обернулось тяжелым долговым бременем для государственного бюджета новой России.

Это были особенные черты внешнеэкономического сектора России перед началом либерализации внешнеторговой сферы. В таких сложнейших условиях преобразования во внешнеэкономической сфере начались с ликвидации двух видов государственной монополии при социализме: монополии внешней торговли и банковской монополии.

Либерализация ВЭД: плюсы и минусы

Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:

Отмена государственной монополии внешней торговли.

Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.

Были отменены практически все ограничения и на импорт.

Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.
Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты. Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.
Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и во введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа, характерная для рыночной экономики.
Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами. Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.
В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.
Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.
Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастал год от года при его естественных колебаниях.
В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.
Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки - госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.
Очевидно, что от такой либерализации выиграли прежде всего предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.
Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.
Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, очень быстро был ликвидирован тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.
Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.
В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 млн. человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.
В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.
В проведении внешнеэкономической реформы, как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа.
Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса. а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику.
Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.

Проблемы российской экономики

Чтобы оценить роль новой внешнеэкономической политики российского государства, нужно кратко сформулировать те ключевые проблемы российской экономики, в решении которых целенаправленное использование новых внешнеэкономических механизмов могло бы оказаться важным. Другими словами, необходимость новой внешнеэкономической политики объяснялась следующими важнейшими обстоятельствами:
Первое: низкий уровень эффективности многих отраслей российского производства, что проявляется в низком уровне производительности труда, высоких издержках производства (несмотря на ряд все еще сохраняющихся ценовых преимуществ, прежде всего по заработной плате и ценах на энергоносители), низком технологическом уровне производства в большинстве отраслей, недостаточной конкурентоспособности большинства наших товаров.
Второе: заметное отставание высокотехнологичного сектора экономики и ярко выраженная сырьевая и топливная структура нашего производства и экспорта.
Третье: недостаточно высокое место российской экономики в мировой экономике, не соответствующее ни ресурсному потенциалу страны, ни ее потребностям, что проявляется в медленной среднегодовой динамике российского ВВП за последние полтора-два десятилетия.
Четвертое: недостаточное и неэффективное накопление, отток капитала, недостаточно стимулирующая политика импорта высокотехнологичных инвестиций.
Пятое: повышение технического уровня российской промышленности без импорта высоких технологий невозможно.
Шестое: поиск оптимального, соответствующего российским особенностям места в международном разделении труда предполагает гибкое государственное регулирование этой сферы деятельности на основе реализации в целом либерального курса.
В этой связи примечательно, что, несмотря на общую приверженность либерально-экономическому курсу правительств западных стран и открытость их экономик, роль государства в реализации активной защитной внешнеэкономической деятельности там вообще не ставится под сомнение.
Из перечисленных основных проблем российской экономики вытекают и основные направления современной внешнеэкономической стратегии.

Заключение

Товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Список литературы

    Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 296 с.

    Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность. / Экономист. – 2009. - № 7.

    Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. - М.: Республика, 2007. - 591 с.

    Внешнеэкономическая деятельность РФ. / Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – 2006. - № 2.

    Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 2008. – 353 с.

    Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 2009.

    Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е издание - М.:ИНФРА - М, 2006 - 446с.

    Экономика внешних связей России. Под ред. А.С. Булатова. - М.:БЕК, 2007 - 704с.

Введение

Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989--1990 годах и резко ускорившаяся в конце 1991 года -- начале 1992 года, значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а именно уровень цен на мировых рынках стал определять тенденции в ценообразовании. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами.

Рассмотренная мной тема, актуальна и на сегодняшний день, так как Россия до сих пор ощущает на себе последствия либерализации. Экономика России до сих пор восстанавливается после реформ 90-х годов. Недавно наша страна вступила в ВТО, что так же даст свои последствия для экономики. Последствия либерализации можно рассматривать с двух сторон, с позитивной и негативной.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России, предметом-является ее последствия после либерализации и ее урегулирование со стороны государства.

Цель работы-рассмотреть цели и задачи либерализации, а также ее последствия для внешней экономики России. Исходя из данной цели, мы рассмотрим следующие задачи:

· Рассмотреть причины возникновения либерализации в России и ее последствия в 90-х годах;

· Изучить цели создания свободных экономических зон и внешнеэкономическую деятельность России в целом;

· Провести анализ либерализации внешнеэкономической деятельности;

· Выявить главные последствия либерализации;

· Рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.

В первой главе я рассмотрю причины и последствия либерализации в России в 90-х годах, а так же основные причины создания СЭЗ и внешнеэкономическую деятельность России 90-х годов.

Во второй главе моей работы я проведу анализ либерализации ВЭД и рассмотрю последствия либерализации.

В третьей главе на основе мною выявленных проблем, определю и рассмотрю современное состояние России после либерализации и ее перспективы.

Начало либерализации в России

Либерализация внешнеэкономической деятельности на территории России в 1991 году

Начиная с 1991 года, в России зародилось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в виде экономико-правового механизма побуждения и принуждения.

При этом становление рыночных отношений сопровождалось двумя различными подходами к ВЭД - полная либерализация и государственный контроль. Первое направление было закреплено Указом Президента РСФСР №213 15.11. 1991 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" См приложение 1, второе - Законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В 1991 при принятии Указа политика государства была направлена на стимулирование внешнеэкономической деятельности, стабилизацию внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций. Были отменены все виды валютных отчислений, а так же налоги на импорт и экспорт. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»При этом, контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 года стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 года, был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли. В 1995 г. первостепенными задачами стали защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. Первыми законодательными актами, которые закрепляли отдельные положения государственного регулирования ВЭД стали Закон РФ № 3615-1 от. 09.10.1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18.06.1993 г.

По своей сути внешнеторговая политика - это совокупность принципов, направлений и мероприятий, которые государство определяет в сфере внешней торговли. На основе внешнеторговой политики государство определяет свое отношение к регулированию внешней торговли как процессу, с одной стороны, и порядку государственного управления сферой внешнеторговых отношений, с другой.

Контроль внешнеторговой деятельности - это особый механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм внешнеторгового регулирования. Он представляет собой проверку государством соблюдения законодательства, то есть это контроль правильности и законности совершения валютных операций и применение ответственности за их нарушение. Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2006-577с

Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда. Это одна из отраслей экономики, которая оказывает наибольшее влияние на экономическую безопасность государства. Несоблюдение положений экономико-правового механизма государства должно повлечь за собой реакцию государственного аппарата с использование сил принуждения, для привлечения к ответственности за совершение правонарушений. Тем более важно привлечение к ответственности за совершение проступков оказывающих отрицательное влияние на экономическую безопасность государства. За нарушение установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Внешнеэкономическая политика: Учебное пособие. / Бабин Э.П., Исаченко Т.М. - М.: Экономика - 2009

Внешнеэкономическая политика России была нацелена на обеспечение активного сальдо по основным операциям, а также на стабилизацию производственных и финансовых сфер, на углубление системного реформирования экономики и создание конкурентной среды. В сложившихся условиях внешнеэкономическая политика была переориентируема на решение таких задач, как стабилизация экспорта сырьевых товаров, накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике и структурной перестройки экспортного потенциала, поддержание должного уровня платежеспособности по коммерческим кредитам и долгосрочным обязательствам зарубежным коммерческим банкам, привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для развертывания экспортных возможностей, а также осуществление активной торгово-промышленной поддержки российских экономических интересов на рынках и экспорта продукции перерабатывающих производств. Важнейшей задачей Правительства Российской Федерации и уполномоченных на то государственных органов является строжайший контроль за соблюдением таможенного и иного законодательства в отношении экспорта, особенно стратегических ресурсов, и обязательное привлечение к ответственности за нарушение установленного порядка.

Общим для всех постсоциалистических стран была ликвидация государственной монополии внешней торговли. Все остальные черты трансформационных преобразований во всей группе рассматриваемых стран оказались специфичными. Особенными были и первоначальные условия, существовавшие перед началом преобразований внешнеэкономической деятельности в разных странах. В настоящем разделе курса экономики основное внимание будет уделено российским особенностям этих преобразований.

Внешнеэкономический сектор России перед началом рыночных реформ , доставшийся ей в наследство от централизованно-планируемой экономики, существенно отличался от внешнеэкономического сектора стран с рыночной экономикой.

    Это проявлялось в следующих его особенностях:

    Практически отсутствовало соответствующее новым условиям внешнеэкономической деятельности законодательство и реальные возможности контроля за этим процессом.

    Структура и уровень цен большинства товаров в стране были существенно иными, чем на мировом рынке.

    Рубль не был конвертируемым (с некоторыми оговорками).

    Россия практически не присутствовала на мировом рынке капиталов.

    Экономика уже была в процессе международной дезинтеграции, связанной с развалом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

    Отрицательные последствия развала СЭВ были усугублены развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР.

    Следует к этому добавить еще один негативный для начала преобразований факт: экономические трудности второй половины 80-х гг. привели "вдруг", "в одночасье" (за несколько лет) к тому, что страна оказалась должна бывшим братским социалистическим странам не менее десяти миллиардов долларов.Дело в том, что в результате недальновидной политики советского руководства в течение предыдущих десятилетий огромные потоки топливно-сырьевых ресурсов в социалистические страны учитывались не в ценах мирового рынка, а в условных и очень низких ценах, не в мировых валютах, а в так называемых конвертируемых рублях.

Но в эти десятилетия наш экспорт преобладал над импортом даже при таком ценообразовании. В конце 1980-х годов нараставшие экономические трудности и оголенность потребительского рынка в стране потребовали массированных поставок предметов потребления в СССР. Преобладание импорта над экспортом в торговле с европейскими социалистическими странами в течение всего лишь пяти лет во второй половине 80-х гг. сделали Россию должником этих стран, но уже не в условных конвертируемых рублях, а в реальных долларах.

    Дополнительная проблема, затруднившая преобразования. Российским правительством было принято политическое решение взять на себя выплату всех долгов СССР. Возможные положительные экономические последствия этого решения могли появиться лишь значительно позже. А в начале трансформационных преобразований это сразу обернулось тяжелым долговым бременем для государственного бюджета новой России.

Это были особенные черты внешнеэкономического сектора России перед началом либерализации внешнеторговой сферы. В таких сложнейших условиях преобразования во внешнеэкономической сфере начались с ликвидации двух видов государственной монополии при социализме: монополии внешней торговли и банковской монополии.

Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

    Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:

    • Отмена государственной монополии внешней торговли.

      Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.

      Были отменены практически все ограничения и на импорт.

      Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Всё это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.

Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты . Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.

Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и в введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа , характерная для рыночной экономики.

Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами . Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы . Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. были введены обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.

В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары, или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.

Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.

Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастая год от года при его естественных колебаниях.

В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу . Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.

Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшими частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.

Очевидно, что от такой либерализации выиграли прежде всего предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.

Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.

Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, был ликвидирован и ликвидирован очень быстро тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.

Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.

В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 миллионов человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.

В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.

В проведении внешнеэкономической реформы , как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа .

Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса. а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику .

Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.

Чтобы оценить роль новой внешнеэкономической политики российского государства, нужно кратко сформулировать те ключевые проблемы российской экономики, в решении которых целенаправленное использование новых внешнеэкономических механизмов могло бы оказаться важным. Другими словами, необходимость новой внешнеэкономической политики объяснялась следующими важнейшими обстоятельствами:

Первое: низкий уровень эффективности многих отраслей российского производства, что проявляется в низком уровне производительности труда, высоких издержках производства (несмотря на ряд все еще сохраняющихся ценовых преимуществ, прежде всего, по заработной плате и ценах на энергоносители), низком технологическом уровне производства в большинстве отраслей, недостаточно конкурентоспособности большинства наших товаров.

Второе: заметное отставание высокотехнологичного сектора экономики и ярко выраженная сырьевая и топливная структура нашего производства и экспорта.

Третье: недостаточно высокое место российской экономики в мировой экономике, не соответствующее ни ресурсному потенциалу страны, ни ее потребностям, что проявляется в медленной среднегодовой динамике российского ВВП за последние полтора-два десятилетия.

Четвертое: недостаточное и неэффективное накопление, отток капитала, недостаточно стимулирующая политика импорта высокотехнологичных инвестиций.

Пятое: повышение технического уровня российской промышленности без импорта высоких технологий невозможно.

Шестое: поиск оптимального, соответствующего российским особенностям места в международном разделении труда предполагает гибкое государственное регулирование этой сферы деятельности на основе реализации в целом либерального курса.

В этой связи примечательно, что, несмотря на общую приверженность либерально-экономическому курсу правительств западных стран и открытость их экономик, роль государства в реализации активной защитной внешнеэкономической деятельности там вообще не ставится под сомнение.

Из перечисленных основных проблем российской экономики вытекают и основные направления современной внешнеэкономической стратегии.

Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:

Отмена государственной монополии внешней торговли.

Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.

Были отменены практически все ограничения и на импорт.

Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.

Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты. Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.

Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и во введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа, характерная для рыночной экономики.

Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами. Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.

В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.

Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.

Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастал год от года при его естественных колебаниях.

В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.

Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки - госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.

Очевидно, что от такой либерализации выиграли, прежде всего, предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.

Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.

Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, очень быстро был ликвидирован тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.

Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.

В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 млн. человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.

В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.

В проведении внешнеэкономической реформы, как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа.

Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса, а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику.

Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.

Либерализация экономики России, проведенная в начале 1990-х гг., отменила монополию внешней торговли, открыла перед российскими организациями возможность самостоятельно проводить внешнеторговые операции. При этом отсутствие опыта работы в условиях рынка и начавшийся в стране экономический кризис существенно сократили долю России в мировом ВВП и мировом экспорте.

Только к концу 1990-х гг. ситуация во внешней торговле нормализовалась. К этому времени предприятия получили опыт работы на мировом рынке, государство сформировало соответствующую нормативно-правовую базу, рубль стабилизировался, цены на сырье, являющееся основой экспорта России, выросли. Все это способствовало установлению внешнеторговых отношений современной России, увеличению экспорта российского сырья и продукции, а также росту ее доли в мировом экспорте.

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества. Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена. В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным. Меры реформаторов по стимулированию внешнеэкономической деятельности и стабилизации внутреннего рынка неизбежно привели к конвертируемости национальной валюты, на что влияли такие факторы, как темпы инфляции, состояние платежного баланса, степень доверия к рублю как внутри России, так и за ее пределами и ряд других. Мировой опыт показывает, что, чем выше темп инфляции в той или иной стране, тем ниже курс ее национальной валюты. В России эта связь между валютным курсом и темпом инфляции особенно четко прослеживалась, ибо, если принять, что идеальным для внешней конвертируемости рубля считается годовой уровень инфляции в 3-8%, то можно сделать вывод о том, что в условиях высокой инфляции для подобной конвертируемости рубля не были созданы необходимые условия. Негативно влиял на валютный курс рубля и бюджетный дефицит, при котором российский рубль обесценивался и мог дальше обесцениваться, что, по мнению специалистов, является «прямым следствием введения неподготовленной свободной купли-продажи инвалюты по существующему курсу за рубли в условиях товарной неконвертируемости». Рост цен привел к тому, что доверие населения к рублю уменьшилось, в этой связи процесс «долларизации» стал нарастать. При неуклонном росте внутренних цен на протяжении первого года реформы всякие попытки фиксации курса рубля к доллару объективно вели к снижению эффективности экспортных операций, что негативно отражалось на платежном балансе страны. Также следует обратить внимание, что на либерализацию цен и внешней торговли пошли в то время лишь Россия и государства Прибалтики. Поэтому взаимную торговлю со странами СНГ приходилось осуществлять с большими трудностями, в том числе связанными с таможенными и тарифными квотами, с отсутствием единых обменных курсов и эффективного платежного механизма. Изначально предполагалось, например, взимать экспортные налоги с бывших республик СССР, вошедших в СНГ. Но потом было решено отказаться от этого принципа, т.к. распространение такого порядка на эти государства СНГ, по мнению руководства страны, означало бы возведение таможенных барьеров между его участниками и тормозило бы принятие разрабатываемых в то время принципов совместной таможенной политики. И тем не менее сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю в странах СНГ и отсутствие, как отмечалось, единых обменных курсов, «размытость» отношений и границ между Россией и новыми независимыми государствами создавали серьезные трудности для взаимной торговли, в особенности, если учесть, что Россия является сырьевой страной, имеет большие запасы полезных ископаемых, прежде всего, газа, нефти, угля и др., в которых нуждались и нуждаются многие бывшие республики СССР. Негативное воздействие на взаимную торговлю, как впрочем и на всю экономику России, оказывало отсутствие контроля за экономической деятельностью бывших советских республик при сохранении единого рублевого пространства, а также наращивание поставок неоплаченных сырья и энергоресурсов в СНГ, что обостряло проблему внешней задолженности многих новых независимых государств. Фактически Россия осуществляла субсидирование экономик последних.

В духе либерализации внешней торговли на территории России вводился единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, распространяемого на торговлю со всеми государствами-субъектами и на все субъекты хозяйственной деятельности.

Результатом либерализации цен и внешней торговли явились высокие темпы роста цен в экономике, а также кардинальные и негативные для экономического развития изменения ценовых пропорций (особенно на начальном этапе реформ).

Либерализация цен и внешней торговли в 1992 г. дали возможность сырьевым отраслям многократно поднять цены на свою продукцию относительно среднего уровня по экономике. Так, дефлятор цен в нефтедобыче за 1992 г. в 5 раз превышает средний индекс цен, в газовой промышленности - в 4 раза, в нефтепереработке - в 2,4 раза, в металлургии - в 2 раза. При этом в остальных отраслях наблюдается значительное снижение относительных цен: дефлятор в сельском хозяйстве в 2,4 раза по сравнению с индексом цен по экономике, в пищевой и легкой промышленности - в 2 раза ниже, в машиностроении - в 1,2 раза.

Именно либерализацию внешней торговли в условиях «ножниц» между внутренними и внешними ценами на энергоносители некоторые исследователи считают главной причиной инфляции в 1992-1994 годах.

Ожидалось, что с вступлением в ВТО режим регулирования импорта и экспорта станет еще более либеральным. Это обеспечит более благоприятные условия для иностранных компаний, ввозящих в нашу страну продовольствие и, соответственно, для отечественных экспортеров - для вывоза из России сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По мере насыщения внутреннего рынка отечественным продовольствием будет увеличиваться экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе зерна, масла растительного, молока сухого, мяса птицы и свиней, льноволокна. Присоединение к ВТО позволит России выйти на рынки стран-членов ВТО как полноправному партнеру, откроет доступ к международному механизму разрешения торговых споров, позволит участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов, создаст условия для конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Однако, либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала обострение бюджетных и долговых проблем, не способствовала экономической динамике в большей части производственного сектора страны, усилила социальное напряжение. Либерализация внешнеэкономической сферы не обеспечила устойчивый экономический рост. Открытие российской экономики обнажило ее низкую конкурентоспособность, показало необходимость структурной модернизации и эффективного включения в глобальное хозяйство. Весьма важное значение для России приобрел поиск действенных механизмов защиты национальных производителей, стимулирования и диверсификации экспорта, повышения инвестиционной привлекательности и др.

Посредством внешней торговли, по-прежнему, происходит несанкционированный отток капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям конъюнктуры мировых товарных и валютных рынков, ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим важным для страны позициям. Кроме того, отмечается высокая зависимость стабильности и благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от мировых цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания существенно сказываются на стабильности экономики, делая ее крайне неустойчивой.

Главной задачей современной внешнеэкономической политики России является обеспечение благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса во внешнеэкономической сфере, а тем самым и для эффективного развития национальной экономики в целом. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи окажут лишь в том случае, если они, с одной стороны, будут стимулировать развитие экспортного производства, а с другой стороны, обеспечивать импорт продукции. При этом импорт будет дополнять, а не заменять отечественное производство, а экспорт расширять возможности рациональной реализации производимой отечественной продукции за пределы национального рынка. При этом значительная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности должна пока принадлежать государству.