Проблемное поле социальной защиты пенсионеров. Формы социальной защиты пенсионеров. Социальная защита пенсионеров

Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях». Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.

Администрация социального обеспечения. Тип программы: резервный фонд и система социального страхования. Сотрудники учреждений с 10 или более сотрудниками или ежемесячная зарплата не менее 1 миллиона рупий. Сотрудники, имеющие контракты менее 3 месяцев, покрываются только пособиями по страхованию от социального страхования.

Добровольное страхование для самозанятых лиц. Охват распространяется на работников небольших учреждений и на организованных работников неформального сектора, включая семейный труд, рыбаков и работников сельских кооперативов. Специальные системы для сотрудников государственного сектора и военнослужащих.

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Провиденциальный фонд: 2% от валового ежемесячного дохода. Резервный фонд: не менее 2% от валового ежемесячного объявленного дохода. Социальное страхование: 1% от валового ежемесячного объявленного дохода. Провиденциальный фонд: 7% от ежемесячной заработной платы.

Социальное страхование: 3% от ежемесячной заработной платы. Выход на пенсию с работы не требуется. Максимального возраста для отсрочки нет. Просроченные платежи: в любом возрасте, если вы постоянно эмигрируете, если начинаете работать в качестве государственного служащего или начинаете военную службу, или если безработный не менее 6 месяцев после по крайней мере 5 лет членства в фонде.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.

Пособие по инвалидности: моложе 55 лет с полной постоянной недееспособностью в результате травмы. Врач должен подтвердить неспособность. Выгода от выживания: член резервного фонда был моложе 55 лет во время смерти или старше 55 лет и получал периодическую пенсию в момент смерти. Пособие выплачивается супругу или, при отсутствии супруга, детям-иждивенцам.

Денежные пособия для застрахованных работников

Грант на смерть и траурный грант: выплачивается за смерть застрахованного. Государственная пенсия - это выплата социального страхования лицам, достигшим 65-летнего возраста, которые уволены на пенсию и которые удовлетворяют определенным условиям социального страхования. Пенсия не проверяется или не зависит от другого дохода, который у вас может быть, например, профессиональной пенсии. Эта пенсия облагается налогом, но вы вряд ли будете платить налог, если это ваш единственный доход. Государственная пенсия была ранее известна как пенсионная пенсия.

Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государственная пенсия

Государственная пенсия - это проверенный временем платеж для людей в возрасте 66 лет и старше, которые не имеют права на государственную пенсию на основании их записи о социальном страховании. Государственная пенсия была ранее известна как несвоевременная пенсия по старости.

Вдова, пенсионер Вдовца или выбывшего гражданского партнера

Вдова «Вдова», «Вдовец» или «Выживший гражданский партнер» - это плата за вдов и вдовцов, которые удовлетворяют определенным условиям социального страхования на основе их собственных или своих покойных супругов.

В начале практической реализации пенсионной реформы с 1 января 2002 г. базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы осуществления пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Соответственно утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являвшийся основным источником пенсионного права до указанной даты.

Это не проверено на предмет проверки и поэтому не затрагивается другими доходами, которые могут иметь такие, как заработок, профессиональная пенсия или пенсия по найму вашего покойного супруга. Эта веб-страница представляет собой страницу с информацией о схемах для пенсионной схемы «Вдова», «Вдовец» или «Выживший гражданский партнер», которая была опубликована Департаментом по делам семьи и семьи Ирландии.

Рост для одиноких людей выплачивается людям, которые в основном живут в одиночестве и получают определенные выплаты от Департамента по делам семьи и семьи. Если вы соответствуете требованиям, вы получаете повышение с выплатами по социальному обеспечению каждую неделю.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Трудовые пенсии финансируются из так называемого страхового бюджета (часть единого социального налога и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями и самозанятым населением). Трудовая пенсия может устанавливаться гражданам, за которых (или которыми) в течение определенного срока уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под действие данного источника пенсионного права попадает преобладающее количество пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.

Чтобы доказать, что у вас слабое зрение или слепые, вы должны быть зарегистрированы в Национальном совете слепых в Ирландии. В противном случае вы должны представить отчет о зрении офтальмологического хирурга или оптометриста, который удовлетворит Департамент, что вы слепы или обладаете низким зрением. Пенсия по инвалидности - это плата за людей, которые постоянно неспособны работать из-за болезни или недееспособности и которые удовлетворяют условиям взноса на социальное страхование, выплачиваемым в связи с оплатой труда.

Система домохозяйки облегчает для домохозяина право на получение государственной пенсии. Для домохозяек, домохозяйка, является мужчиной или женщиной, которая предоставляет полный рабочий день ребенку в возрасте до 12 лет или больному или инвалид в возрасте 12 лет и старше.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий отдельным категориям граждан, к которым относятся: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Доля населения, получающего пенсию, самая высокая в Литве и равна или превышает 30% также в Эстонии, Словении, Люксембурге и Болгарии. Напротив, он составляет менее 20% в Испании и Ирландии и только 1% на Кипре. Однако интерпретация таких цифр не является простой, поскольку характеристики преимуществ, которые они охватывают, могут быть совершенно разными.

Поэтому важно, чтобы пользователи точно понимали, что данные показывают и могут правильно интерпретировать цифры. В связи с этим следует упомянуть три общих момента. Во-вторых, представленные здесь цифры могут представлять совокупности нескольких типов пенсий, предоставляемых для различных целей, в разных условиях и для разных групп с разными уровнями прав. Например, цифры могут сочетаться: первый столп и преимущества второго столбца; базовые, дополнительные и дополнительные выгоды; льготы, которые обусловлены выходом из рынка труда и льготами, которые могут быть получены в дополнение к доходам от занятости; пособия по социальному обеспечению и пособия по социальной помощи, а также пособия, проверенные на пособие и не связанные с проверкой средств.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не охватывает всех возможных случаев пенсионного обеспечения граждан за счет средств федерального бюджета. Положения, регулирующие вопросы осуществления государственного пенсионного обеспечения, содержатся и в иных нормативных правовых актах. Так, по отношению к кадровым военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам положения этого Федерального закона носят общий характер, а непосредственно условия и нормы их пенсионирования содержатся в ином источнике пенсионного права - Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Конкретная комбинация пенсий, охватываемых такими агрегатами, варьируется между странами, что ограничивает степень, в которой можно сравнить ситуацию в разных странах или сделать выводы о конкретных социальных выгодах или их совокупности. В большинстве стран некоторые люди получают пенсию более одного типа, а это означает, что сумма получателей каждого типа пенсий «удваивает количество» отдельных лиц. Например, в зависимости от национальных правил может быть возможно, чтобы лицо одновременно получало пенсию по случаю потери кормильца и пенсию по старости.

Впервые на законодательном уровне дается определение трудовой пенсии, под которой понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Из данной дефиниции можно вычленить основные признаки природы трудовой пенсии, такие как: периодичность, компенсационность, возмездность, имущественный и страховой характер выплаты и др.

Аппроксимация степени, в которой происходит двойной учет между семью типами пенсий, приведена в таблице. Согласно двойному подсчету между семью различными типами пенсии не происходит в десяти странах, показанных как не имеющих двойного счета. При рассмотрении данных о пенсионных бенефициарах на национальном уровне необходимо учитывать еще три момента. Во-первых, цифры для каждой страны включают бенефициаров, проживающих в других странах, которые поэтому не включены в резидентное население, используемое в качестве ссылки.

Большинство пенсионеров получают пенсии по старости

Относительное количество бенефициаров-нерезидентов варьируется между странами. Более трех четвертей пенсионеров получают пенсии по старости, которые начинают выплачиваться, когда достигнут законный или стандартный пенсионный возраст. Однако степень, в которой пенсионные бенефициары в основном сосредоточены в старшей части населения, варьируется между странами в зависимости от ряда факторов, в том числе: относительной важности и характеристик других видов пенсионных пособий; законный возраст выхода на пенсию; в какой степени пенсии могут выплачиваться до обычного пенсионного возраста; и относительное число бенефициаров-пенсионеров-нерезидентов, которые по определению исключаются из населения.

Сама трудовая пенсия отныне может состоять из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной. В связи с этим введены понятия расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений.

Расчетный пенсионный капитал определяется как общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года. Из этого следует, что данный капитал может состоять из двух частей. Только у граждан, которые начали работать после указанной даты, расчетный пенсионный капитал формируется из страховых взносов. У застрахованных лиц, начавших свою трудовую деятельность до 1 января 2002 г. и продолжающих работать, расчетный пенсионный капитал складывается как из страховых взносов, поступивших в ПФР после 1 января 2002 г., так и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных ими до указанной даты. Пенсионный капитал граждан, которые на момент начала реализации пенсионной реформы уже являлись пенсионерами и не работали, и вовсе состоит только из указанных пенсионных прав.

Этот вариант можно проиллюстрировать путем сопоставления числа людей, получающих по крайней мере одну форму пенсии, с населением в возрасте 65 лет и старше 65 лет, которое используется в качестве доверенного лица для пенсионного возраста, хотя это, конечно, варьируется между странами. В Люксембурге, Польше и Словакии число людей, получающих хотя бы одну форму пенсии, на 80% выше, чем число людей в возрасте 65 лет и старше, которые проживают в стране. На другом конце шкалы число пенсионеров-бенефициаров только на 12% выше, чем население в возрасте 65 лет и старше в Испании и на 14% выше на Кипре.

Все документы издаются как в целях разъяснения действующего законодательства, так и установления новых норм права в развитие федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, то есть с их помощью осуществляется своеобразная детализация вышестоящих источников права.

Это различие между странами подчеркивает различия в объеме пенсионных пособий и демонстрирует, почему невозможно сравнивать или делать выводы о конкретных социальных пособиях с использованием совокупных данных. Сравнение доли населения в возрасте 65 лет и старше с получением пенсии по старости обычно приводит к меньшим различиям. Показанная вариация отражает степень, в которой нормативный или стандартный возраст выхода на пенсию расходится с предполагаемого возраста 65 лет, относительное число получателей пособий по возрасту нерезидентов и доля населения, продолжающего работать за пределами юридического или стандартного пенсионного возраста.

В рамках административной реформы 2004 г. Минтруд России был ликвидирован. В этой связи необходимо иметь в виду, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. К полномочиям Минздравсоцразвития России относится издание разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Есть два случая - Испания и Хорватия - где различия таковы, что маловероятно, что эти факторы сами по себе дают объяснение. В обоих случаях число людей, получающих пенсию по старости, составляет лишь около двух третей от числа лиц в возрасте 65 лет и старше, что означает, что многие пожилые люди не получают пенсию по старости. На практике, однако, многие получают еще один вид пенсии. В Испании низкий показатель в первую очередь отражает то, как женщины выигрывают от различных пенсий. Менее половины женщин в возрасте 65 лет и старше получают пенсию по старости, но чуть более высокую долю вместо них получают пенсию по случаю потери кормильца, меньшинство может получить и то, и другое.

Тем самым в настоящее время функцию по принятию соответствующих приказов и разъяснений осуществляет Минздравсоцразвития России.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область) могут издавать нормативные правовые акты по вопросам пенсионного обеспечения, не противоречащие букве и духу федерального законодательства.

Это свидетельствует о том, почему важно помнить, что пенсии по старости являются лишь частью национальной пенсионной системы и что в зависимости от национального законодательства и практики пожилое лицо может получить пенсию по старости, пенсию по нетрудоспособности или пенсию по случаю потери кормильца, пенсии или их комбинации. Кроме того, известно, что в некоторых случаях технические трудности означали, что требование разделить пенсии по инвалидности по функции в соответствии с возрастом получателя не всегда соблюдается.

Расходы значительно различались между странами. Хотя пенсионные пособия, связанные со старостью, составляют наибольшую часть общих расходов во всех странах, распределение расходов между различными функциями варьируется, что свидетельствует о различиях в структуре систем социальной защиты. Однако важно отметить, что пенсия может одновременно выполнять несколько функций, но может быть записана по единой функции, основанной на ее основной цели. Это может повлиять на распределение расходов, показанных данными.

Надо сказать, что практика принятия на региональном уровне указанных актов достаточно широко распространена. Как правило, органы власти субъектов Федерации устанавливают отдельным категориям граждан какие-либо дополнительные выплаты к пенсии, установленной по нормам федеральных законов.

Пенсионные вопросы достаточно часто являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П названный Суд признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Как обратный пример можно привести Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. № 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08), устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

Правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие – к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения.

Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных, пенсиях». Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.

В упрощенном виде иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

Отдельно выделим такие формы пенсионного права, как международные соглашения Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также локальные акты. Здесь отметим, что в статье не будут затронуты вопросы общего порядка принятия и вступления в силу различных нормативных правовых актов как не относящиеся к ее предмету.

Рассмотрим перечисленные источники пенсионного права подробнее.

Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Соответственно следующим по важности и юридической силе источником пенсионного права являются законодательные акты или федеральные законы. Принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

В связи с началом практической реализации пенсионной реформы с 1 января 2002 г. базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы осуществления пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Соответственно утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являвшийся основным источником пенсионного права до указанной даты.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Трудовые пенсии финансируются из так называемого страхового бюджета (часть единого социального налога и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями и самозанятым населением). Трудовая пенсия может устанавливаться гражданам, за которых (или которыми) в течение определенного срока уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под действие данного источника пенсионного права попадает преобладающее количество пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий отдельным категориям граждан, к которым относятся: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не зависит от уплаты страховых платежей и предоставляется государством ограниченному кругу граждан в связи с обстоятельствами, которые признаются значимыми для установления соответствующих социальных гарантий. Например, в связи с длительным выполнением особо значимой для государства службы; участием в Великой Отечественной войне; в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан радиационными или техногенными катастрофами, ответственность за которые берет на себя государство, и др.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не охватывает всех возможных случаев пенсионного обеспечения граждан за счет средств федерального бюджета. Положения, регулирующие вопросы осуществления государственного пенсионного обеспечения, содержатся и в иных нормативных правовых актах. Так, по отношению к кадровым военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам положения этого Федерального закона носят общий характер, а непосредственно условия и нормы их пенсионирования содержатся в ином источнике пенсионного права - Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Предоставление пенсионного обеспечения определенному кругу лиц за счет средств федерального бюджета традиционно для российского пенсионного права, и условия назначения таких пенсий в связи с пенсионной реформой не претерпели существенных изменений.

Напротив, вступление в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) ознаменовало принципиально новый этап в развитии пенсионного права России, поскольку этот законодательный акт регулирует отношения, складывающиеся при предоставлении пенсий в совершенно иной пенсионной системе, которая концептуально отличается от дореформенной. Существовавшая распределительная пенсионная система трансформируется в систему, основанную на страховых принципах и включающую в себя распределительный и накопительный компоненты. При этом информационной базой новой пенсионной системы является персонифицированный учет пенсионных прав.

Принимая во внимание изложенное, Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства о пенсионном обеспечении, а также введены многие новые.

Например, теперь при определении права на трудовую пенсию используется не трудовой стаж, а страховой. Отличие второго из названных видов стажа от первого заключается в том, что в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а не просто периоды трудовой деятельности без взаимосвязи с такой уплатой. Существенно трансформирован перечень и содержание так называемых нестраховых периодов, то есть периодов, засчитываемых в стаж, но при этом не связанных с осуществлением работы и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Впервые на законодательном уровне дается определение трудовой пенсии, под которой понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Из данной дефиниции можно вычленить основные признаки природы трудовой пенсии, такие как: периодичность, компенсационность, возмездность, имущественный и страховой характер выплаты и др.

Сама трудовая пенсия отныне может состоять из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной. В связи с этим введены понятия расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений.

Расчетный пенсионный капитал определяется как общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года. Из этого следует, что данный капитал может состоять из двух частей. Только у граждан, которые начали работать после указанной даты, расчетный пенсионный капитал формируется из страховых взносов. У застрахованных лиц, начавших свою трудовую деятельность до 1 января 2002 г. и продолжающих работать, расчетный пенсионный капитал складывается как из страховых взносов, поступивших в ПФР после 1 января 2002 г., так и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных ими до указанной даты. Пенсионный капитал граждан, которые на момент начала реализации пенсионной реформы уже являлись пенсионерами и не работали, и вовсе состоит только из указанных пенсионных прав.

Именно поэтому закрепленная статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., и механизм их конвертации (преобразования) в "живые деньги" представляет огромный интерес. Каждый гражданин, знающий этот механизм, может определить: с какой суммой на своем индивидуальном счете он начал путь в новой пенсионной системе.

Без названной оценки граждане разного возраста находились бы в неравных условиях, поскольку не все из них могли бы за оставшееся до выхода на пенсию время сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал, а установить общую сумму страховых взносов за период до 1 января 2002 г. фактически невозможно. При определении пенсионных прав в их денежном выражении на 1 января 2002 г. подсчитывается, какая пенсия полагалась бы конкретному лицу с учетом имеющегося у него трудового стажа и среднемесячного заработка при исчислении ее по нормам действовавшего до начала пенсионной реформы законодательства.

Принимая во внимание особую правовую природу накопительной части трудовой пенсии, носящую возмездно-эквивалентный характер, сумма пенсионных накоплений за период до 1 января 2002 г. не определяется, да и не может определяться.

Учитываются сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.

Неразрывно связано с понятиями расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений понятие ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. От этого периода напрямую зависят размеры указанных частей трудовой пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы поступивших страховых взносов (соответственно расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) на его величину.

В Федеральных законах от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) содержится очень важное для сохранения стабильности правового регулирования пенсионных правоотношений правило, согласно которому пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данными Федеральными законами, а изменение условий и норм установления пенсий, а также порядка их выплаты может осуществляться исключительно путем внесения в них изменений и дополнений.

Из этого следует, что если нормы, регулирующие вопросы предоставления трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, закрепляются в иных законодательных актах, то они не могут применяться вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в указанные Федеральные законы.

К отдельной группе источников пенсионного права относятся акты, которыми устанавливаются не сами пенсии, а доплаты к ним. Принимая во внимание, что одним из юридических фактов, необходимых для назначения такой выплаты, является факт назначения пенсии какого-либо вида, отношения по предоставлению доплат входят в предмет пенсионного права. Здесь отметим:

Как видим, действует достаточно много федеральных законов - источников пенсионного права. Кодификационного законодательного акта, регулирующего все отношения по пенсионному обеспечению, которые весьма многообразны, не существует. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, в перспективе возникнет объективная необходимость кодификации всех пенсионных законов и принятия Пенсионного кодекса Российской Федерации. При этом не ставится под сомнение, что новые пенсионные законы вначале следует в течение достаточно длительного времени "обкатать" в правоприменительной практике и тем самым выявить возможные правовые коллизии и пробелы правового регулирования, прежде чем осуществлять процесс их кодификации.

Нормы пенсионного права часто закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах, среди которых, в первую очередь, необходимо обозначить указы Президента Российской Федерации, поскольку Президент является главой государства (пункт 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации).

Указами Президента Российской Федерации устанавливаются как новые нормы, так и конкретизируются положения пенсионного права, уже закрепленные в федеральных законах.

Широкие полномочия по изданию нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий, имеет Правительство Российской Федерации.

В отношении трудовых пенсий Правительство Российской Федерации, например, определяет коэффициент индексации базовой части трудовой пенсии и ее периодичность, устанавливает порядок выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; списки работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых устанавливается досрочно назначаемая трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения названных пенсий, и др.

Таким образом, мы подошли к рассмотрению последнего вида нормативных правовых документов, издаваемых на федеральном уровне, наименее важного с точки зрения юридической силы и субординации, - актов соответствующих министерств и ведомств.

Эти документы издаются как в целях разъяснения действующего законодательства, так и установления новых норм права в развитие федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, то есть с их помощью осуществляется своеобразная детализация вышестоящих источников права.

В рамках административной реформы 2004 г. Минтруд России был ликвидирован. В этой связи необходимо иметь в виду, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. К полномочиям Минздравсоцразвития России относится издание разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Тем самым в настоящее время функцию по принятию соответствующих приказов и разъяснений осуществляет Минздравсоцразвития России.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область) могут издавать нормативные правовые акты по вопросам пенсионного обеспечения, не противоречащие букве и духу федерального законодательства.

Надо сказать, что практика принятия на региональном уровне указанных актов достаточно широко распространена. Как правило, органы власти субъектов Федерации устанавливают отдельным категориям граждан какие-либо дополнительные выплаты к пенсии, установленной по нормам федеральных законов.

Пенсионные вопросы достаточно часто являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П названный Суд признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Как обратный пример можно привести Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08), устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

Выделим основные предпосылки к началу процесса кодификации на основе принятия единого нормативно-правового акта:

1. Чрезмерное количество бланкетных статей. Все без исключения законы федерального уровня, регулирующие пенсионные правоотношения, содержат бланкетные статьи, то есть отсылающие правоприменителя к другому нормативно-правовому акту.

2. Наличие такого количества взаимоотсылающих статей пенсионного законодательства делает затруднительным его эффективное применение. При сложившемся положении вещей в процессе обращения к столь запутанному законодательству в области регулирования пенсионных отношений сознание правоприменителя вырисовывает довольно сложную схему взаимодействия пенсионного законодательства

3. Необходимо отметить, что эта схема может уложиться в сознании лишь должным образом подготовленного специалиста, имеющего опыт юридической либо социальной работы. Сознание же среднего гражданина таких схем не приемлет. По этой причине мы имеем законодательство, ориентированное только на государственного служащего пенсионных органов, но никак не на рядового россиянина. При таких обстоятельствах нельзя проводить дальнейшую эффективную пенсионную политику, так как ее конечный объект - работник (пенсионер) - испытывает значительные трудности при ознакомлении со своими пенсионными правами и обязанностями. Таким образом, необходимость устранения излишнего бланкетного материала в пенсионном законодательстве есть первая причина необходимости кодификации данной отрасли.

4. Дублирование правовых норм в статьях пенсионного законодательства.

5. Наличие общих для всех нормативно-правовых актов положений.

6. Схожесть структурных элементов отдельных пенсионных законов

Действующие пенсионные законы структурно построены по схожим моделям, количество которых меньше количества самих законов, то есть по одной модели строится больше одного нормативно-правового акта. Единообразие структуры некоторых пенсионных законов позволяет эффективно объединить их в один крупный кодификационный нормативно-правовой акт с одновременным уменьшением общего нормативного объема и усилением взаимосвязи отдельных элементов.