К числу целей трудового законодательства относятся. Работодатель имеет право. Какие документы следует изучить

Трудовое право со своими правилами и законами появилось как следствие необходимости регулировать отношения, которые возникают между работодателями и работниками. Цели и задачи трудового законодательства заключаются в том, чтобы установить между всеми участниками процесса корректные правовые отношения. Труд в данном случае можно рассматривать с совершенно разных точек зрения.

Если вы вдруг столкнулись с нарушениями на работе, трудовое законодательство - ваш шанс на скорейшее решение возникающих проблем. Не стоит стесняться оперировать существующими законами, грамотный управленец и так должен знать, что вам можно делать, а что - нет. А если же вам попался неопытный руководитель, вы, наоборот, поможете ему как можно скорее набрать нужные компетенции в области законодательства.

Что подпадает под юрисдикцию трудового права?

Цели и задачи трудового законодательства, его действия на территории РФ и решения, которые принимаются в случае рассмотрения претензий, так или иначе связаны с общественными отношениями. В первую очередь речь идет о фактических, которые формируются между обеими сторонами с помощью трудового договора. Далее, следует отнести сюда отношения, связанные с управлением и организации труда (нормативные документы, режим работы и т. д.). Под юрисдикцию данного закона также попадают отношения, которые работодатель выстраивает с потенциальными кандидатами на должность в своем предприятии, сюда можно отнести оказание содействия в поисках вакансии.

В данную группу также попадают отношения, направленные на улучшение трудовых навыков работника (совмещение работы и обучения, переквалификация, компенсации и т. д.). Трудовое право также защищает интересы работника с помощью профсоюзных организаций и прочих партнерств. В зависимости от специфики работы между работником и работодателем могут возникнуть отношения, связанные с материальной ответственностью, например, товаровед магазина вместе с продавцами часто несет финансовую ответственность за недостачи товара, которые могут возникать при ревизии.

Особняком стоят те отношения, которые направлены на разрешение спорных ситуаций по различным вопросам, которые могут возникать между работодателем и работниками. Существуют и другие правовые отношения, однако они встречаются намного реже, поскольку достаточно размыты в своих формулировках.

Что такое правовые отношения?

Понимание целей и задач трудового законодательства РФ невозможно без осознания того, что такое трудовые правоотношения. Если отбросить в сторону сухую терминологию, получится, что речь идет о договоренности между работодателем и работником, согласно которому второй получает заработную плату за выполнение определенных функций. Работодатель же при этом обязан гарантировать нормальные условия для работы, это заранее оговаривается обеими сторонами при подписании договора.

Главная роль трудового законодательства заключается в регулировании правил поведения между двумя субъектами соответствующих правовых отношений. Согласно нормативным актам, обе стороны в трудовых отношениях имеют права и обязанности, которые должны быть учтены. Закон регулирует большое количество отношений различного типа, которые далеко не всегда можно отнести к труду.

О функциях

Цели, задачи и функции трудового законодательства в России выделить достаточно сложно, поскольку они имеют много общего. В частности функциями принято именовать основные векторы воздействия на отношения между работником и работодателем, при использовании которых учитываются все актуальные правовые нормы. Существует большое количество классификаций данных функций, каждая из них обладает определенными достоинствами и недостатками. В большинстве случаев принято выделять четыре функции: воспитательную, защитную, производственную и социальную.

Самой важной функцией является защитная, поскольку именно она призвана уберечь как работников, так и работодателей от совершения юридических и правовых ошибок. Охрана прав и интересов обеих сторон - главная задача этой функции. Производственная функция необходима для корректного регулирования отношений между обеими сторонами, исходя из изменений существующего законодательства. Например, если государство примет закон о том, что рабочий день не должен составлять более 7 часов, работодателю придется подчиниться и отрегулировать текущий трудовой договор со своим подчиненным.

При рассмотрении целей и задач трудового законодательства многие часто забывают об их функциях, чего делать нельзя, особенно если речь идет о социальной. Она необходима для того, чтобы работник мог получить помощь при поиске работы, а также развернутую консультацию от работодателя при отказе. Чаще всего используется воспитательная функция, с ее помощью работодатель может воздействовать на поведение собственных подчиненных. Ее цель - нормализовать трудовые правовые отношения, а также работу в коллективе. На сегодняшний день закон гласит, что воздействовать на работника можно увольнением, строгим выговором, выговором и предупреждением.

Цели

Цели и задачи трудового законодательства РФ были сформированы практически сразу после развала СССР и до сих сохраняют свою актуальность. Самой главной целью является формирование государственных гарантий на гражданскую свободу и трудовые права. Далее по степени важности идет возможность формирования комфортных условий для выполнения трудовых обязанности. И третья цель - защита интересов и прав обеих сторон, причем не только при возникновении конфликта, но и на постоянной основе.

Все они становятся чрезвычайно важными, если вспомнить, что сейчас все отношения выстраиваются по принципам рыночной экономики, которая весьма жестоко относится к наемным работникам. Более ранние версии законов, защищающих трудовую деятельность, не слишком хорошо контролировали выполнение правовых отношений, направленных на защиту работодателей и наемных работников. Современная редакция достаточно четко регламентирует права и обязанности обеих сторон, а также алгоритмы действий в тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

Если рассматривать цели и задачи трудового законодательства кратко, они сводятся к тому, чтобы защитить обе стороны от конфликтов и не дать друг другу себя обмануть при выполнении должностных обязанностей. Работник и работодатель имеют право защищать свои права самостоятельно, также они могут воспользоваться помощью различных организаций, в частности профсоюзов, нотариальных контор и т. д.

Задачи

С целями и задачами трудового законодательства должны быть обязательно ознакомлены все участники процесса, в противном случае конфликтов и столкновений не избежать. Одна из главных задач ТК РФ - обеспечить нормальные условия для того, чтобы обе стороны смогли согласовать корректные правила взаимовыгодного сотрудничества. Еще одна задача - определение статуса отношений, которые находятся в юрисдикции трудового права, а также контроль за их исполнением.

Согласно второй статье Конституции РФ, защита человека, его прав и свободы является обязанностью государства. Таким образом, можно трактовать закон так, что государство несет ответственность за тем, как соблюдаются права гражданина. Также именно оно должно осуществлять контроль за тем, насколько качественно работодатели исполняют свои обязанности и соблюдают регламентированные главным документом страны права человека.

Какие документы следует изучить?

Цели и задачи трудового законодательства определены в статье № 1 ТК РФ. Ознакомиться с Трудовым кодексом нашей страны может любой желающий, для этого достаточно просто посетить библиотеку либо воспользоваться поиском в Интернете. Следует также обращать внимание на то, что законы достаточно часто отправляются на пересмотр в высшие органы власти, поэтому для получения максимально объективной картины необходимо быть в курсе всех изменений, связанных с интересующей вас отраслью.

В Конституции РФ можно найти статью под номером 18, в которой сказано, что все права и свободы, которыми обладает гражданин нашей страны, должны определять параметры большого количества государственных документов. Именно на основе гражданских прав должно осуществляться формирование законодательных актов, должна действовать исполнительная и законодательная власть, а также правосудие. Благодаря данной статье достигается главная цель ТК РФ, а вот самая первая статья в трудовом кодексе способна лишь улучшить существующий правовой уровень гражданина в данной сфере.

Принципы: МОТ, Конституция РФ и Трудовой кодекс

Цели, задачи и принципы трудового законодательства можно найти среди большого количества текстов на тему юриспруденции, однако они написаны достаточно сложным языком, и зачастую без толкового юриста там просто не разобраться. Если говорить проще, то под принципами в трудовом праве принято понимать основные идеи, которые определили его сущность, главные черты и дальнейшее развитие. На текущий момент на юридических факультетах изучают более 15 подобных идей.

Принципы формируются Международной организацией труда, Конституцией РФ, а также Трудовым кодексом Российской Федерации. Первая предлагает четыре идеи: отказ от принудительного труда, запрет детской трудовой деятельности, контроль над недопущением дискриминации при выполнении трудовой деятельности, а также свободу объединения на проведение обсуждений.

Согласно Конституции РФ, где отражены основные цели и задачи трудового законодательства, в нашей стране действуют следующие принципы: отсутствие дискриминации по различным принадлежностям, запрет умаления личностного достоинства, запрет на распространение частной информации о лице, свобода создания профсоюзов, гарантия свободы труда, запрет принудительной деятельности, обеспечение работы в условиях, отвечающих всем необходимым требованиям и т. д. Трудовой кодекс информирует нас о межотраслевых принципах, по которым следует регулировать отношения.

Виды принципов

Цели, задачи и основные принципы трудового законодательства имеют собственные черты, особенно последние. Например, все принципы, отраженные в Конституции и ТК РФ, обусловлены политической и экономической ситуацией в стране, строгой предметной определенностью, соответствием государственным нормативам, общностью содержания, а также системным подходом, стабильностью и целенаправленностью.

Все принципы, исходя из этого, можно разделить на три группы: отраслевые, межотраслевые и общеправовые. Первые из них должны отразить особенности норм, относящихся к конкретной правовой отрасли. Вторые могут быть связаны сразу с несколькими правовыми отраслями, например, свобода труда оговаривается сразу в Гражданском и Трудовом кодексах РФ. Третьи же встречаются абсолютно во всех отраслях, к ним можно отнести принципы справедливости, равноправия, демократизма и т. д.

Проблемы в изучении

Теперь, когда вы знаете цели, задачи и принципы трудового законодательства, следует поговорить о сложностях, которые могут возникнуть при их изучении. Во-первых, необходимо отличать трудовое право от права в широком смысле слова. Последнее обычно принято понимать в качестве совокупности общеобязательных норм, которые определены государством для регулирования социальных отношений.

Законодательные акты, касающиеся трудовой деятельности, должны решать большое количество важных вопросов. Речь идет о равноправии абсолютно всех сторон, которые принимают в ней участие; о защите прав субъектов, которые принимают участие в составлении трудового договора; а также о том, чтобы устранить все пробелы и нестыковки в существующем законодательстве.

Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации существуют в виде целостной структуры и являются взаимосвязанными направлениями, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на население и социальные отношения. Оно должно сформировать механизмы, которые будут учитывать равенство обеих сторон и успешно использоваться на рынке труда, а также помочь выстроить максимально гармоничные отношения между работодателем и работником.

Заключение

Цели и задачи трудового законодательства определены большим количеством нормативных документов, поэтому нельзя халатно относиться к их существованию. Несмотря на то что изначально трудовое право возникло для защиты субъектов трудового договора и ранее защитная функция в нем была основной, на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Коренной перелом произошел спустя несколько лет после развала СССР, и основная причина этого - изменение экономики, а также социально-политической направленности Российской Федерации.

Новая Конституция РФ была принята в 1993 году, а вскоре после нее была принята новая редакция Трудового кодекса РФ, который стал настоящим компромиссом, учитывающим интересы обеих сторон. Главной задачей ТК является формирование общественного партнерства между работодателями и наемными работниками, а также создание наиболее комфортных условий для обеспечения максимально эффективной работы.

Цели и задачи трудового законодательства постоянно изменяются, соответствуя политическим и социальным новшествам, с которыми сталкивается наше государство. Именно благодаря этому возникло большое количество подходов и формулировок правовых терминов и понятий. При их изучении следует обратить внимание на то, что трудовое право имеет не только юридические функции, но и многие другие, только удастся получить целостную картину о том, что же оно собой представляет.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Комментарий к статье 1

Общественная потребность в нормативном регулировании той или иной сферы общественных отношений выявляется с учетом того, каково фактическое состояние соответствующей области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы и др.). Исходя из этого наряду с решением ряда вопросов определяются цели и задачи правового регулирования соответствующей сферы общест-венных отношений.
В ст. 1 ТК установлены цели и задачи трудового законодательства.
Комментируемая статья, как и трудовое законодательство в целом, основана на системе ценностей, принятых в обществе, а также адресованных субъектам, в отношении которых проявляются эти ценности. Эти цели и задачи трудового законодательства основаны на положениях Конституции РФ, признающих человека, его права и свободы высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), и определяющих Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняющим труд и здоровье людей, устанавли-вающим гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ), а также иных базовых положениях Конституции РФ (ст. ст. 15, 17, 18, 30, 37, 45, 46, 55 и др. статьи).
В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели трудового законодательства.
Первое место занимает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан согласно Конституции РФ. Это означает, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, включают гарантии, которые приобретают значение юридических и носят обязательный характер.
Государство устанавливает гарантии для всех работников (граждан), именуемые как «общие гарантии трудовых прав и свобод» (га-рантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора, по оплате труда, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, по охране труда и др.). Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями), установлены специальные гарантии.
Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда. Достижению этой цели служат нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др. Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие охрану труда, соблюдение требований и организацию охраны труда и др. (см. разд. X ТК).
В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы по защите и способы такой защиты получили свое закрепление в ТК (см. разд. XIII). В ч. 1 ст. 352 ТК установлено в соответствии с Конституцией РФ (ст. 45) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ч. 2 ст. 352 ТК предусмотрены основные способы защиты трудовых прав и свобод. Они включают: самозащиту работниками своих прав, общественный способ защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, административный способ, главным образом государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственный способ, прежде всего это судебная защита (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров). Очевидно, что эти способы в основном направлены на защиту трудовых прав и свобод работников, так как реализация этих прав и свобод во многом зависит от правоприменительной деятельности, присущей работодателю, который не всегда соблюдает трудовое законодательство и выполняет свои обязанности. Поэтому работник (работники) нуждается в защите своих трудовых прав, гарантиях защиты, включая ука-занные способы их защиты.
Защита прав и интересов работодателя не исключается. Следует исходить из того, что в сфере трудовых отношений работодатель вправе осуществлять свои дисциплинарно-распорядительные и правоприменительные полномочия, а также заключать коллективный дого-вор, участвовать в заключении социально-партнерских соглашений, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в порядке, установленном ст. 8, другими статьями ТК.
В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены две основные задачи трудового законодательства, решение которых направлено на достижение целей, названных в ч. 1 комментируемой статьи. Первая из задач требует создания необходимых правовых условий (предпо-сылок) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Более всего служит выполнению данной задачи правовая основа социального партнерства, создающая условия для согласования этих интересов. Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано общество и государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм. Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно ст. 23 ТК, направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Второй основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и ТК (см. ст. 15). Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения трудовых отношений выделены в самостоятельную гл. 2 ТК. Во второй части комментируемой статьи перечислены иные, непосредственно связанные с трудовыми отношения, которые в совокупности с трудовыми отношениями составляют предмет отрасли трудового права (см. коммент. к п. 5 настоящей статьи).
Комментируемая статья в соответствии с Конституцией РФ определяет цели и задачи, выражающие общесоциальные черты трудового права, придающие определенную направленность трудовому законодательству, что не исключает другого основного направления его воздействия на регулируемые отношения. Эти направления, обусловленные указанными целями и задачами, определяются как специфиче-ские функции трудового права, именуемые защитной (социальной) и экономической (производственной) функциями.
В соотношении указанных функций некоторый приоритет имеет защитная функция в силу ряда причин. Прежде всего потому, что работник и работодатель в трудовом отношении занимают неравное положение.
Защитная функция направлена в основном на охрану труда и защиту работника как более слабого участника в трудовом отношении по сравнению с работодателем, являющимся собственником имущества или владеющим им на законном основании и наделенным дисцип-линарной, директивной и нормативной властью. Экономическая (производственная) функция способна учитывать прежде всего интересы работодателей.
В соотношении указанных функций главным являются взаимосвязи как основа их устойчивости, определенного равновесия. Вместе с тем акцент в соотношении экономической и защитной функций объективно переносится с первой на вторую. При осуществлении защитной функции возможно установление пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание защиты прав и учета законных интересов работников, в том числе путем объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства и др. .
———————————
Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2002. С. 78.

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Трудовое право России» (отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова) включен в информационный банк согласно публи-кации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010 (3-е издание).

Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2004. С. 4 — 5.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.
В комментируемой статье первыми названы отношения по организации труда и управлению трудом. Они являются сопутствующими трудовым отношениям. Возникают эти отношения между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с форми-рованием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией работодателя (юридического лица) либо прекращением деятельности индивидуального работодателя (физического лица). Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК, направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и др.) или непосредственное участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК.
Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами орга-низации, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым в установленном ТК порядке (ст. 8 ТК).
К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обя-занности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях — профсоюзы.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений. В этом случае стороны этих отношений — работодатель и работник — заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, последние из указанных отношений сопутствуют трудовым (см. коммент. к ст. ст. 196 — 208).
Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. коммент. к ст. ст. 23 — 53). Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. ст. 25, 29 — 34). Указанные отношения направлены на уста-новление условий и оплату труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. коммент. к ст. 27), в связи с чем могут возникать соответствующие отношения.
Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законода-тельства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям. Эти отношения возникают между работниками и проф-союзами с работодателем, руководитель выступает представителем работодателя, если им является юридическое лицо (организация). Ра-ботников во всех случаях в данном отношении представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Наряду с этим установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372). В ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. ст. 82, 373).
Указанные отношения являются «длящимися», они возникают с момента избрания профсоюзного комитета и продолжаются до пре-кращения его полномочий. Следует иметь в виду, что права профсоюзов определены ТК, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010) , а также могут получить свое развитие в кол-лективных договорах и соглашениях.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3033; 2003. N 27. Ст. 2700 (ч. 1); N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 27. Ст. 3430; 2011. N 1. Ст. 16.

Отношения по контролю (надзору) (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сопутствуют трудовым отношениям. Они возникают между работода-телем (его представителем обычно выступает руководитель, если работодателем является юридическое лицо, организация) и федеральной инспекцией труда либо соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также органами местного самоуправления или профсоюзами, создаваемыми ими профсо-юзными инспекциями труда (см. коммент. к ст. ст. 353, 354, 356, 360, 370). Эти отношения функционируют в ходе реализации указанными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда, своих полномочий в области государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — всеми работодателями на территории РФ (см. ст. 353 и коммент. к ней). На профсоюзах, их органах и создаваемых ими профсоюзных инспекциях лежит общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК).
Вытекающими из трудовых являются отношения по разрешению трудовых споров, которые в зависимости от того, между кем воз-никает спор (стороны спора) и по поводу чего спор возникает (предмет спора), подразделяются на индивидуальные трудовые споры и кол-лективные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых отношений, а коллективные — из отношений, непо-средственно связанных с трудовыми (например, профсоюз и представители работодателя не достигли соглашения о заключении коллек-тивного договора, в связи с этим возникает коллективный трудовой спор). Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между от-дельным работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, соглашения, локального нормативного акта, коллективного договора, условий трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Ин-дивидуальные трудовые споры рассматриваются в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в КТС и суде. Основанием возникновения отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обращение заинтересованного работника с заявлением (иском) в КТС или суд. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК (см. коммент. к ст. ст. 381 — 390), а в суде порядок их рассмотрения установлен гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (см. коммент. к ст. ст. 391 — 397). Эти отношения могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые требования граждан об отказе в заключении трудового договора предшествуют трудовым отношениям, иски работников об отстранении от работы или переводе на другую работу сопутствуют трудовым отношениям, исковые заявления лиц, уволенных с работы и обратившихся в суд с иском о восстановлении на работе, следуют за трудовыми отношениями).
Коллективные трудовые споры между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных дого-воров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Коллективные трудовые споры разрешаются на основе примирительных процедур на соответствующих этапах разрешения спора: в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже и в крайнем случае путем проведения забастовки, когда стороны вновь, используя примирительные процедуры, ищут выход на соглашение. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен ТК (см. коммент. к ст. ст. 398 — 418). Отношения по разрешению коллективных трудовых споров всегда являются сопутствующими трудовым отношениям.
В число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, включены отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. К ним относится Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2009. N 7. Ст. 781; N 30. Ст. 3739; 2010. N 40. Ст. 4969; N 50. Ст. 6601; 2011. N 27. Ст. 3880; официальный интернет-портал правовой информации. URL.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

В современный период развития экономики, когда действуют принципы рыночной экономики, широко распространяются начала договорного регулирования трудовых правоотношений, одной из важнейших целей существования отрасли трудового права является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Трудовым законодательством устанавливаются гарантии как для всех категорий работников, к примеру, к указанным гарантиям относятся: гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, гарантии при регулировании времени отдыха работника, а также гарантии установленные для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной защите: регулирование труда женщин, работников моложе 18 лет, инвалидов и т.д.

Современное трудовое законодательство содержит нормы, целью которых является создание благоприятных условий труда, обеспечение защиты прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего трудового законодательства, современные законы, содержащие нормы трудового права, более подробно регулируют отношения, которые возникают в связи с обеспечением охраны труда работников. В ТК РФ содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования, касающиеся охраны труда, обязанности представителя работодателя, касающиеся обеспечения охраны труда, а также ответственность за нарушения указанных требований.

Работник может защитить свои права различными способами в соответствии с нормами ТК РФ. Основными из способов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, самозащита работниками своих трудовых прав, которая впервые установлена действующем на сегодняшний день ТК РФ.

Значительный объем норм права содержащихся в ТК РФ связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений. При этом следует отметить, что при установлении договорных норм положение работника не должно ухудшаться по сравнению с действующими нормами трудового права. Эти положения имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

Сформулировать основную задачу трудового законодательства можно через круг отношений, составляющих предмет трудового права. При этом необходимо определить критерии, по которым происходит разграничения отрасли трудового права от смежных отраслей российского права.

Центральное место в трудовых правоотношениях занимают правоотношения, возникающие между работником и работодателем в связи с заключением трудового договора.

В то же время предмет трудового права включает и другие отношения, которые тесно связанны с трудовыми. Одни из них предшествуют трудовым, другие - функционируют одновременно с трудовыми, третьи - приходят на смену трудовым. К предшествующим можно отнести отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых связей между соискателями работы и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки граждан. Для указанных отношений характерна множественность субъектов, к которым относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, а также профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. В первую очередь сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. В обобщенной форме они являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам правоотношений, ТК РФ относит отношения: по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя; по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. В соответствии с правом на труд провозглашенным Конституцией РФ, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК РФ нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с надзором и контролем отношения функционируют наряду с трудовыми.

Перечень трудовых правоотношений, завершается отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров, определяют механизм распределения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки.

Говоря о целях и задачах трудового права России необходимо затронуть вопрос касающихся целей и задач трудового законодательства, так как указанные вопросы имеют тесное взаимодействие друг с другом. Согласно ст. 1 ТК РФ под целями трудового законодательства понимаются установленные государством гарантии трудовых прав и свобод граждан, созданные благоприятные условия труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

К числу основных задач трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТК РФ относится создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Вышеуказанные цели не совпадают по своему смыслу с изложенными в той же ст. 1 ТК РФ задачами. Хотя цели должны носить более глубокий характер для регламентации отношений в сфере труда, а решение определенных задач служит достижению установленных в законодательстве целей. При разрешении конфликта между целями и задачами, указанными в ст. 1 ТК РФ, следует исходить из требований вышестоящих по юридической силе норм.

В ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. Следовательно, при регламентации отношений в сфере труда государство устанавливает уровень трудовых прав человека и гражданина и берет на себя обязанность по обеспечению его соблюдения всеми без исключения работодателями.

Соблюдение данного государством минимума трудовых прав работников и является целью правовой регламентации отношений, составляющих предмет трудового права.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием.

Поэтому достижение указанной цели при регламентации трудовых отношений достигается решением перечисленных в ст. 18 Конституции РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, их реализация через деятельность законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в трудовом законодательстве.

В свою очередь достижение целей и решение задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ, может служить лишь повышению существующего уровня прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X "Охрана труда").

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 - 59).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.


Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:


организации труда и управлению трудом;


трудоустройству у данного работодателя;


подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;


социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;


участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;


материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;


государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


разрешению трудовых споров;


обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.




Комментарии к ст. 1 ТК РФ


1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

принудительный труд запрещен;

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина":

каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

каждый имеет право на защиту от безработицы;

принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

каждый работник имеет право на отдых;

работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

Конвенция N 142 МОТ "О развитии людских ресурсов" (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой - работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.