Применение количественного подхода. Процессный подход к управлению. Три основных ограничения в ситуационном подходе

27.07.2019 Виды

Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1997. – 368 с.

Математика и статистика, инженерные науки, и связанные с ними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно сравнить с применением Тей­лором научного метода при анализе работ. Суть количествен­ного подхода заключается в исследовании операций и моде­лей.

Исследование операций — это применение методов научно­го исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследо­ванию операций разрабатывает модель анализируемой ситуа­ции. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель или упрощает реальность, или представляет ее абст­рактно. Модели облегчают понимание сложной реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой мо­дели было бы гораздо сложнее добраться до места назначе­ния. Пришлось бы полагаться на неэффективный метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в ходе ис­следований операций, сокращают число переменных, подле­жащих рассмотрению, до управляемого количества.

В целях повышения эффективности деятельности органи­зации экономико-математические методы призваны способст­вовать управлению организациями путем оптимизации произ­водственного процесса с учетом всех внешних факторов, влияющих на этот процесс.

Влияние науки управления или экономико-математических методов было значительно меньшим, чем влияние поведенче­ской школы, так как практически все руководители ежеднев­но сталкиваются с проблемами человеческих отношений и человеческого поведения чаще, чем с проблемами, которые являются предметом исследования школы количественного подхода. В самом деле, непредсказуемость поведения лю­дей, приводящая к отсутствию определенности в управлении организацией в целом, всегда будет служить причиной воз­никновения значительной погрешности даже самых точных математических расчетов, целью которых является оптимиза­ция производственных процессов.

Однако данный подход, базирующийся на точных матема­тических методах, все же способен существенно повысить эффективность организаций.


Необходимо выполнить только одно ключевое условие — обеспечить слаженную групповую работу во всех структурных звеньях организации.

С другой стороны, количественные методы сами по себе оказываются низкоэффективными и бесполезными, если ра­ботники организации не заинтересованы в их внедрении. Заинтересованность же работников в этом возникнет только в том случае, если они начнут стремиться к повышению про­изводительности своего труда и ориентироваться на группо­вую работу.

В этой связи следует заметить, что в отличие от школ Тей­лора и «классиков», именно количественная школа породила новые подходы к планированию и организации производства, для реализации которых уже требуется слаженная групповая работа во всех звеньях организационной структуры.

В настоящее время программы обучения менеджменту в университетах как раз и уделяют основное внимание количе­ственному подходу к управлению.

Как известно, одной из ключевых осо­бенностей японской практики управления является умение японцев создать стимулы, ориентирующие работников на групповую работу, что позволило Японии реализовать на практике широкие возможности при использовании количест­венного подхода к управлению.

Несмотря на огромный потенциал, заложенный в количественном подходе, его полная реализация упирается все в ту же, лежавшую еще у истоков научного менеджмента, проблему — проблему заинтересованности работника в совершенствовании производственного процесса. В более общем смысле, это проблема человеческого фактора, разрешение ко­торой немыслимо без решения важнейшей задачи менеджмента — задачи эффективной мотивации наем­ного труда.

ЛЕКЦИЯ 5. ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ

1. Количественный подход: понятие и основные элементы.

2. Процессный подход: сущность и характеристика.

3. Системный подход: понятие и характеристика.

4. Ситуационный подход: сущность и технология реализации.

Во второй половине XX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического разви­тия, усилением элементов неопределенности и непредска­зуемости внешней среды, обострением конкурентной борь­бы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управ­ления с целью повышения уровня организационной дея­тельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуа­ционный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения.

Количественный подход – важный шаг в развитии управленческой мысли. Хронологически это период с 50-х по 70-е гг. XX в. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли суще­ственный вклад в теорию менеджмента. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследо­вание операций», были использованы впервые при реше­нии ряда военных проблем (например, война подлодок и разминирование портов англичанами после второй миро­вой войны).

Отправным моментом применения математических ме­тодов в управлении явилось образование в 1930 году в г. Кливленде (США) ассоциации «Международное обще­ство для развития экономической теории в связи со ста­тистикой и математикой», в которую входили известные экономисты И. Фишер, Й. Шумпетер, Р. Фриш и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Начи­ная с 50-х гг. XX в., математические методы получили широкое распространение в экономических и управлен­ческих исследованиях. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие про­блемы постепенно стали исследоваться по специализиро­ванным направлениям: исследование операций, экономет­рика, теория принятия решений и другие.

По своей сути, исследование операций – это примене­ние методов научного исследования к операционным про­блемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает мо­дель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложной реальности. Модель – представление объекта (си­стемы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свой­ства. Моделирование широко применяется в физике, хи­мии, математике, астрономии и других науках. В менедж­менте моделирование необходимо в силу сложности проб­лем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ уви­деть будущее.

Различают:

Физические модели, которые представляют то, что ис­следуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта. Физическая модель выглядит как моделируемая целостность (её иногда называют «пор­третной»). Примеры физических моделей: модель самолета, автомобиля, завода, цеха и т.д.;

Аналоговые модели, которые представляют исследуе­мый объект аналогом, который не выглядит как ре­альный объект, но ведет себя так же, как он. При­меры аналоговых моделей: график, организационная схема, таблица и т.д.;

Математические (символические) модели, в которых используются символы для описания свойств или ха­рактеристик объектов.

Как правило, выделяют следующие этапы построения модели:

Постановка цели;

Построение модели;

Проверка модели на достоверность;

Применение модели;

Обновление модели.

Общими проблемами моделирования в менеджменте яв­ляются: недостоверные исходные допущения, информаци­онные ограничения, плохое использование результатов моделирования, дороговизна метода.

Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значе­ниями. Самый крупный толчок к применению количествен­ных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструи­ровать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента:

Подход углубил понимание сложных управленче­ских проблем благодаря разработке и применению моделей;

Подход позволил облегчить руководителям приня­тие решений в сложных ситуациях.

Вместе с тем, влияние науки управления или количе­ственного подхода было значительно меньше, чем влия­ние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораз­до большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого по­ведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х гг. XX в. лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных коли­чественных методов.

Именно «количественная школа» в мировой управлен­ческой мысли стимулировала привлечение положений те­ории систем, кибернетики – областей науки, синтезирую­щих, интегрирующих сложные явления в управлении, что по прошествии времени способствовало преодолению кон­фликта между рационализмом сторонников «науки управ­ления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармо­нии в человеческих отношениях.

Концепция процессного подхода (50-70-е гг. XX в.) явилась крупным поворотом в управленческой мысли. Процессный подход был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера.

Управление представляет собой серию непрерывных взаимо­связанных действий, т.е. не что иное, как процесс. Эти действия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – это взаимосвязь функций планирования, организа­ции, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

В теории менеджмента нет единства по поводу перечня функций управления. А. Файоль, которому принадлежит первона­чальная разработка этой концепции, считал, что существу­ет пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Дру­гие авторы разработали иные перечни функций. Факти­чески почти в каждой публикации по управлению содер­жится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В совре­менной литературе по менеджменту чаще всего выделяют­ся следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или крат­косрочный характер.

Организация. Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления. Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организо­ван. Мало иметь хорошую идею о том, что делать, – необходимо, чтобы все части организации работали как единое целое.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным ас­пектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого ко­личества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким обра­зом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование – это средство, с помощью кото­рого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с де­легированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Мотивация как функция управления – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

Контроль как термин, используемый в деловом мире, означает постоянную проверку того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не происходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа:

Постановка четких задач для исполнения;

Проверка реального исполнения задач;

Решение проблем, если исполнение не соответствует постав­ленным задачам.

Таким образом, представляясь процессом проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, контроль, состоящий из трех этапов, выступает одной из функций управления.

В соответствии с поставленными задачами определяются конт­рольные результаты. Эффективность контроля во многом зависит от информационной базы. Сегодня фирмы используют компью­теры, которые позволяют высшему менеджменту стоять на уровне современных требований, хотя компьютеры не могут решить все проблемы.

Перечисленные выше четыре функции уп­равления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики – все они требуют принятия решений и коммуникации, т.е. обмена информацией, чтобы принять правильное решение и сделать его понятным длядругих членов организации. Так как эти две характеристики связывают все четы­ре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направле­ние методологии научного познания и социальной практи­ки, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход явился одной из наиболее существен­ных тенденций в развитии менеджмента во второй поло­вине XX века. Он послужил общей методологической ос­новой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях зна­ния, в том числе и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющими­ся совокупностью разнообразных взаимосвязанных элемен­тов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.

Буквальное значение термина «система» – «целое, со­ставленное из частей», «комплекс элементов, находящих­ся во взаимодействии». Этот термин используется для опи­сания самых различных явлений и трактуется как пра­вильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:

Сложность объекта и его целостность;

Способность делиться на подсистемы;

Быть элементом системы более высокого порядка;

Образовывать особое единство со средой.

Важнейшим интегративным признаком системы явля­ется эффект целостности или, по определению У. Эшби, «эмерджентности», то есть появление у данной совокупно­сти объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой дея­тельности под системой понимают организованное множе­ство структурных элементов, взаимосвязанных между со­бой и выполняющих определенные функции.

Необходимо отметить, что возникновение теории сис­тем в первую очередь связано с именем Александра Алек­сандровича Богданова – крупного русского философа, экономиста и публициста (1873-1928 гг.), автора всемир­но известного труда «Всеобщая организационная наука. Тектология». А.А. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом изучения текто-логии должны являться организационные принципы и за­коны, общие для всех систем – сознательной деятельно­сти людей, их психических и физических комплексов, жи­вой и неживой природы. При разработке концепции тектологии А.А. Богданов высказал ряд смелых, опережа­ющих эпоху идей: понятие управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее разви­тых кибернетикой и общей теорией систем.

Систематическое изложение принципов общего иссле­дования систем, системного подхода, принадлежит Люд­вигу фон Берталанфи, Кеннету Болдингу, Стаффорду Биру, Норберту Винеру и другим ученым.

Системы изучались задолго до середины XX века. Однако характерным для классического понимания сис­тем было убеждение в том, что свойства, основные черты систем, законы их функционирования и развития детер­минируются свойствами образующих их элементов. С этой точки зрения последовательное описание соответствующих элементов и их свойств рассматривалось, в конечном сче­те, как эквивалент описания системы в целом. Этот под­ход, сводящий свойства целого к свойствам элементов, называется редукционистским. До середины XX века он не ставился под сомнение. Затем ситуация резко измени­лась: необходимость решать задачи нового типа, связан­ные с синтезом, организацией и управлением сложными техническими и социально-техническими системами, реа­лизацией экономических и научных проектов, а также за­дач, ориентированных на изучение функционирования и развития сверхсложных биологических и социальных объектов, на решение глобальных экологических проблем привела к пониманию ограниченности редукционистского подхода.

Новый подход – системный – четко был сформулиро­ван в новой методологической установке о том, что целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами эле­менты детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть «право на существование».

Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целей (создание атомной бомбы), по­лучил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в том числе в менеджменте. Сис­темный подход применяется при решении задач, предпо­лагающих изучение или создание системных объектов вы­сокой сложности, а также управления ими. В каждом кон­кретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, про­цедур, инструкций, эталонов и приемов исследования дан­ных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной страте­гии их изучения. Важнейшие принципы системного под­хода:

Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

Необходимы выявление и анализ возможных альтер­нативных путей достижения цели;

Цели отдельных подсистем не должны вступать в кон­фликт с целями всей системы;

Восхождение от абстрактного к конкретному;

Единство анализа и синтеза, логического и истори­ческого;

Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Системный подход применительно к управлению дает возможность:

С учетом всей совокупности экономических и соци­ально-политических условий четко сформулировать цели и выяснить их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ре­сурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;

Подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения постав­ленных целей при минимальных затратах;

Осуществить выделение и распределение материаль­ных и финансовых ресурсов;

Оценить управленческий потенциал системы и выяс­нить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.

Все организации являются системами. Поскольку люди явля­ются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой и вместе используются для выпол­нения работы, они называются социотехническими системами.

Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей сис­тему. Открытая система характеризуется взаимодействием с вне­шней средой (рисунок 1). Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.


Рисунок 1 – Организация как открытая система

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Вы­живание любой организации зависит от внешнего мира.

Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не мог­ли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления.

На входе организация получает из окружающей среды инфор­мацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компо­ненты называются «входами». В процессе преобразования орга­низация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются «выходами» организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополни­тельные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, уве­личение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной от­ветственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, ка­кие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружаю­щей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того что­бы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – ос­новной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Применение системного подхода к управлению обеспе­чивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установле­ние иерархического порядка подчинения и ответственность в рамках подсистемы, определение обязанностей и прав принятия решений.

Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стра­тегического менеджмента.

В 70-е гг. XX в теоретический и практический менедж­мент вошел еще один подход – ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Тома Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, про­изводящих и продающих разнообразную продукцию. Ав­торы рассматривали работу этих предприятий в стабиль­ных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная струк­тура управления. Для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условий – органичес­кая структура.

Ситуационный подход иногда называют кейсовым (от от англ. case - ситуация). Этот подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно си­туационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро ре­шать проблемы в конкретной ситуации и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непо­средственного приложения полученных теоретических зна­ний к практике. Сущность ситуационного подхода заклю­чается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация же есть обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и тех­нологий управления. В управлении нельзя искать универ­сальную технологию выхода из той или иной ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит неко­торые общие приемы, формы и процедуры.

Ситуационный под­ход как методологическое направление теории менеджмента появился в противовес универсальным принципам класси­ческой теории управления, следование которым якобы да­вало наилучший результат.

Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Ра­стущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер. На Западе распространена «теория обстоятельств», сущность которой заключается в том, что в отличие от единствен­ного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положе­ния, что самый лучший путь – это не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способ­ность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоя­тельствам.

Смысл ситуационного подхода можно свести к двум по­зициям:

1) Неопределенность условий управления – важнейшая детерминанта, предопределяющая выбор методов и форм управления.

2) Надо соотносить «контекстуальные» переменные об­стоятельства (четко определенный набор) с главными внут­ренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).

Известные теоретики ситуационного подхода Гарольд Кунц и Серил О"Доннел подчеркивают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в при­менении науки к реальностям любой ситуации». При этом они уточняют, что «...не существует универсального, наи­лучшего способа достижения определенных результатов при любых обстоятельствах». С их точки зрения, «...эффек­тивное управление – это всегда управление по обстоя­тельствам, ситуационное управление».

Основное конструктивное положение ситуационного под­хода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целей.

Ситуационный подход ориентирует субъект управления:

Во-первых, на поиск движущей пружины ситуации;

Во-вторых, на нахождение связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический ме­тод) и прогноз развития ситуации в будущем. В про­тивном случае поверхностное решение – очередное «изобретение велосипеда»; в-третьих, на соотношение управленческой ситуаци­онной задачи с задачами глобального уровня. Ина­че – «ситуационный плен», «текучка»;

В-четвертых, на обоснование и использование опти­мальных методов, форм, технологий, решений управ­ленческих проблем в данной ситуации. Иначе – обо­стрение ситуации;

В-пятых, на формирование адаптивного стиля управ­ления: новая тактика в новых обстоятельствах. Ина­че – отставание, застой, регресс, крах.

Для менеджера исключительно важным является меха­низм реализации ситуационного подхода. В этой связи воз­никает вопрос: возможна ли стандартная процедура при­нятия управленческих решений в различных обстоятель­ствах? Скорее всего, нет. Однако определенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен. Этот алгоритм может быть представлен в виде технологической ситуаци­онной матрицы:

Анализ и диагностирование ситуации (определение главных проблем в ситуации, её главных противоречий, доминирующих тенденций);

Выдвижение управленческих целей, ме­тодов и средств решения;

Определение факторов, влияющих на принятие решений;

Разработка альтернативных курсов действия;

Оценка каждой альтернативы, опреде­ление наиболее соответствующей требованиям ситуации альтернативы;

Разработка конкретного курса (програм­мы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную для решения управленческой задачи.

Ситуационный подход требует от менеджера особых качеств: гибкости мышления, эрудиции, дара предвидения. Таким образом, главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту заключается в том, что не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Ситуационный подход не отвергает достижения других подхо­дов и школ управления. В нем сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но, при­знавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что существуют специфические приемы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

Традиционные школы управления заложили научный фунда­мент менеджмента. Применение теоретических знаний на практи­ке рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1 Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И., Наумов. – М.: Экономист, 2010.

2 Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

3 Тележников, В.И.Операционный менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников, Т.П. Тихоненко, Н.Г. Шебеко, Т.Л. Бородко; под ред. В.И. Тележникова. – Минск: «Мисанта», 2014.

Дополнительная

4 Айзексон, У. Стив Джобс / У. Айзексон. Пер. с англ. – М.: Астрель, 2012. – 688 с.

5 Армстронг, М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512с.

6 Брасс, А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А.А. Брасс. - Мн.: Экоперспектива, 1999. - 239с.

7 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 256с.

8 Велесько, Е.И. Стратегический менеджмент: пособие / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 307с.

9 Гайнутдинов, Э. М. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Э.М. Гайнутдинов. - Мн.: Университетское, 2001. 152 с.

10 Герчикова, И.П. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, 1997. - 500с.

11 Глухов, В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. – СПб.: Питер, - 2009. – 608с.

12 Гончаров, В. Менеджмент / В. Гончаров– Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 640с.

13 Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 800с.

14 Друкер, П. Задачи менеджмента в 21 веке / П Друкер. – М.: Вильмс, 2007. – 272с.

15 Друкер, П. Менеджмент / П. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2009. – 704с.

16 Друкер, П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2007. – 400с.

17 Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2010. – 224с.

18 Евтухов, B.C. Основы современного менеджмента: учеб. для вузов / B.C. Евтухов. - Гм.: МИТСО, 2000. - 284с.

19 Кабушкии, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2000. - 336с.

20 Карпенко, Е.М. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учебное пособие / Е.М. Карпенко, Н.П. Драгун. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 224с.

21 Коргова, М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Р.-н-Д.: Феникс, 2010. – 236 с.

22 Коротков, Э. Менеджмент / Э. Коротков. – М.: Юрайт, 2010. – 640с.

23 Кравченко, А. История менеджмента / А. Кравченко. – М.: Академический проект, 2009. – 560с.

24 Лэнд, Н.Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практиче­ского менеджмента / Н.Э. Лэнд.; пер. с англ. М. Шерешевской. - М.: ИНФРА-М., 1995. - 143с.

25 Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИПФРА-М, 1997. - 429с.

26 Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.В. Кузнецова. ­- СПб.: ИД «Бизнес-пресс», 2001. - 432с.

27 Менеджмент: конспект лекций в схемах. - М.: Приор, 1999. - 192с.

28 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер с англ. - М.: Дело, 2000. 704с.

29 Морита, А. SONY. Сделано в Японии // А. Морита. Пер. с англ. – м.: АЛЬПИНА, 2014. – 288 с.

30 Наумов, А. Менеджмент / А. Наумов, О. Виханский. – М.: Экономистъ, 2008. – 672с.

31 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева [и др.]. - М.: Центр, 1998.- 432с.

32 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 432 с.

33 Прокушев, Е.Ф. Менеджмент первичного уровня / Е.Ф. Прокушев. – М.: ИД «Дашков и К», 1999. - 320 с.

34 Разу, М. Менеджмент / М. Разу. – М.: Кнорус, 2009. – 472с.

35 Руденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник / А.М. Руденко. – Р-н-Д.: Феникс, 2013. – 350 с.

36 Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учеб­ник для ВУЗов / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.

37 Семь нот менеджмента. Лучшая практика управления. – М.: ЗАО «Эксперт РА», 2008. – 340с.

38 Смолкин, A.M. Менеджмент. Основы организации: учеб. для вузов / A.M. Смолкин. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с.

39 Смольский, А.П. Деловой менеджмент. Учебно-практическое пособие / А.П. Смольский. – Мн.: Современная школа, 2011. – 304 с.

40 Хартли, Р. Ошибки и успехи менеджмента / Р. Хартли; пер. с англ. – М.: Поколение, 2007. – 416с.

41 Цветков, А. Менеджмент: учебник для вузов / А. Цветков. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

42 Чудновская, С.Н. Управленческие решения / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007. – 368с.

43 Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения // Г. Форд. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2013. – 349 с.

44 Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; пер. с англ. – СПб: Питер, 2001. – 370с.

45 Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М.: Поппури, 2007. – 400с.

46 Якокка, Л. Карьера менеджера. Послесловие / Л. Якокка, С. Клайндфилд. – М.: Поппури, 2007. – 544с.

Становление количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других областей знаний. Научный метод при анализе работы еще применял Ф.У. Тейлор. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались недостаточно.

Возмож­ность использования достижений математики послужило основанием для создания школы «науки управления» - «количественной» школы. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем вне­сла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Предста­вители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческий проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуаци­ях. Толчок к применению этих методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных на­правления:

Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математиче­ских методов и ЭВМ.

За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, ко­торая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих. Было разработано большое количество «принципов», «заповедей», «правил», «памя­ток» и т. д. Однако управляющие далеко не всегда при­бегали к использованию этих.советов, так как зачастую они оказывались абстрактными и трудно применимыми на практике. Отдельные положения теории представля­ли собой только научную ценность. Очень часто это мало заботило исследователей. Такой подход к управ­ленческим проблемам получил название эмпирическо­го. Главным его содержанием является утверждение, что эффективность управления зависит от умения управ­лять людьми.

При всем разнообразии взглядов, развиваемых в рамках эмпирической школы, ее сторонников объединяет откровенно прагматическая ориента­ция, которая основывается на изучении практики управления с целью вы­работки рекомендаций, имеющих, как правило, непосредственное практи­ческое значение.

Представители этой школы обычно подчеркивают, что не стоит пре­небрегать достижениями математики, кибернетики и других наук. Но ре­шающее значение они придают непосредственному опыту управления, доказывая, что сама по себе управленческая деятельность остается в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика.

Это направление претендует на роль создателей американской науки управления, научного менеджмента. Проблему управления производством представители менеджеризма рассматривают как проблему управления людьми, а научный менеджмент - как научно разработанный практиче­ский инструмент повышения искусства управления производством.

Необходимо сказать, что это направление ставит и разрабатывает ре­альные проблемы управления крупными предприятиями, и его рекомен­дации, несомненно, способствуют повышению эффективности производ­ства.

Поскольку управление рассматривается как искусство, то большое внимание здесь придается руководителям-менеджерам и описываются их функции, правила работы и поведения.

Эмпирическая школа обосновывает идею профессионализации ме­неджмента, то есть превращения функции менеджера в самостоятельную профессию. В общем одобрительно относясь к этой тенденции, главный идеолог эмпирической школы, Питер Друкер, предостерегает от чрезмер­ного увлечения этим положением, утверждая, что менеджмент никогда не станет точной наукой и что критерием качества менеджмента всегда будет практический успех в деловой деятельности; то есть менеджмент является скорее практикой, чем наукой или профессией, хотя содержит в себе эле­менты того и другого. Друкер акцентирует внимание на творческой сто­роне деятельности менеджера. Он, согласно Друкеру, выполняет две спе­цифические обязанности. Первая - создать из имеющихся ресурсов под­линно целое производственное единство, то есть создать эффективную систему управления. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, не теряя при этом из вида частные вопросы, поскольку эти частные вопросы в определенных условиях могут приобрести решающее значение для деятельности всего предприятия.

В рамках количественного подхода управление рассматривается как логический процесс, поддающийся математической формализации. Важной предпосылкой развития количественного подхода был бурный научно-технический прогресс послевоенных лет и появление компьютеров, что позволило быстро обрабатывать большой объем информации и создавать сложные управленческие модели с большим количеством переменных.

Отличительной особенностью количественного подхода является замена описательного анализа явлений и процессов и словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Представители данной школы исследовали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

Тем самым перед разработчиками количественного подхода ставилась задача – исследовать процессы принятия решений на основе математических методов анализа и с помощью ЭВМ. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др. Первые разработки по этим направлениям появились в 40‑е гг. ХХ века.

Большой вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки и связанные ними об­ласти знания. Однако до середины ХХ века количественные методы анализа использовались в управлении недостаточно. Только во второй половине ХХ в. развитие точных наук обусловило широкие внедрение в сферу управления количественных методов анализа. В результате в рамках количественной школы сформировалось особое исследовательское направление, получившее название исследование операций.

Исследование операций – этодисциплина, занимающаяся выработкой количественных рекомендаций, необходимых при планировании и организации операций. Под операцией в смысле этой науки понимается любое целенаправленное действие человека, группы людей и систем человек-машина. Исследованием операций называется теория математических моделей принятых оптимальных решений и практика их использования.

То есть, по своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования (в первую очередь математического) к операционным проблемам организации.

В первой половине ХХ века в СССР сформировалось экономико-математическое направление, представители которого внесли огромный вклад в развитие количественного подхода. Наиболее известными их них являются: Г. А. Фельдман, Л. В. Канторович, В. В. Новожилов и В. С. Немчинов.

Важную роль в развитии методологии исследования управления и развитии теории управления производством в целом сыграла кибернетика . Ее основателем считается американский ученый Норберт Винер. В основе кибернетики лежит рассмотрение управления как информационного процесса. Кибернетика предполагает, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций, предоставляющих информацию и позволяющих организму приспособиться к своему окружению. Винер пытался проанализировать механизм взаимоотношений между человеком и машиной и влияния, которое он оказывает на общество.

Кибернетика как всеобщая наука управления представляет собой, по сути, наиболее общий, неконкретный подход к рассмотрению управленческого процесса, поскольку предполагает почти полное абстрагирование от содержательной стороны управления.

В 50–60‑е гг. ХХ в. математические методы исследования операций, не связанные с необходимостью учета поведения людей, стали широко применяться для принятия решений по наиболее сложным управленческим ситуациям. В первую очередь это относится к исследованию и решению таких проблем, как: управление запасами (материальными, финансовыми и др.) и транспортными потоками; оптимизация производственной программы предприятия; распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства разной продукции на промышленных предприятиях; выбор оптимальной стратегии поведения и др. Указанные задачи решаются только математическими методами, с которыми тесно связаны сетевые методы планирования и управления, в частности СРМ (метод критического пути) и PERT (метод оценки и пересмотра программ).

Таким образом, со второй трети ХХ в. математические методы получили широкое распространение в управленческих исследованиях и вывели управленческую науку на новый уровень.

Таким образом, количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования. Использование различных методов, разработанных в рамках количественного подхода, позволяет значительно повысить качество принимаемых решений на основе использования научного подхода, моделирования ситуаций и системной ориентации исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Количественный подход в управлении

Введение

Введение

Новый рывок в управленческой мысли - развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950-60-е годы - оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. Именно "количественная школа" в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики - областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления - к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников "науки управления" и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.

На рубеже 1970-х годов переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 1970-80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления.

1. Становление школы науки управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта . Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженеромФ.У. Тейлором , которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению -- это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назватьГенри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супругаЛилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон . Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801--1877).

2. Последующее развитие научной школы управления

Долгое время происходил, количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора.

Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

Задания, которые получает подчиненный;

Качество выполнения задания;

Время получения задания;

Ожидаемое время выполнения задания;

Средства, имеющиеся для выполнения задания;

Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

Инструкции, полученные подчиненным;

Убеждение подчиненного в посильности задания;

Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

Размер вознаграждения за проведенную работу;

Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

Теория «Х»

Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория «У»

1. Работа для человека так же естественна, как игра.

2. Внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации

Это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства.

В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными.

Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа.

«Бизнес, изолированный от внешнего мира, вытесняется бизнесом испытывающим удары быстро возникающего, непрерывно меняющегося множества внешних сил.»

На этом фоне Ульям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках.

управление организация труд тейлор

Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций -- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель -- форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

Методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

Количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.

Список использованной литературы

1. Каким быть руководителю. Л. Д. Кудряшова. - Л.: Лениздат, 1986 г.

2. Менеджмент. П. А. Кохно. - М.: Финансы и статистика, 1993 г.

3. Менеджмент - путь к успеху. Любимова Н. Г. - М.: Агропромиздат, 1992 г.

4. Психология менеджмента - Карпов А.В. - М: Гардарики, 1999г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологический аспект в теории научной организации труда Ф. Тейлора. Положения школы научного управления и их вклад в теорию организации. Делегирование полномочий и распорядительная деятельность, передача контроля над процессом в ведение сотрудника.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Теория научного управления организацией Ф.В. Тейлора, необходимость перехода от практики к системе специального обучения. Сущность административной теории организации и управления. Теория бюрократического построения системы управления М. Вебера.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Виды, функции и сущность организации условий труда на рабочем месте, значимость аттестации рабочих мест. Анализ эффективности деятельности ООО "Комплект ЛТД", анализ условий труда на рабочем месте. Мероприятия по улучшению условий труда персонала.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Использование системы дифференциальной оплаты за производительность труда. Исследования по научной организации труда. Выход книги Ф. Тейлора "Принципы научного управления". Основные принципы управления Тейлора. Две основные задачи менеджмента.

    презентация , добавлен 11.06.2016

    Историческое становление и развитие управленческой мысли как предпосылки возникновения теории научного менеджмента. Теория научной организации труда Ф. Тейлора. Основные положения концепции человеческих отношений и социологические методы в управлении.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Понятие и основные элементы научной организации труда. Задачи и основные функции научной организации труда. Рабочие взаимодействия, осуществляемые на рабочем месте. Анализ организации труда на переписном участке. Анализ рабочего места инструктора.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2012

    Биография Ф. Тейлора и основные положения его "науки управления производством". Эксперименты Тейлора по изучению производительности труда, разработка основных положений системы рационализации труда. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Возникновение науки об управлении, формулировка его принципов и целей. Школы в науке об управлении. Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы. Функции управления: планирование, организация работ, мотивация, контроль, коммуникация.

    контрольная работа , добавлен 30.06.2009

    Социологический подход в системном анализе. Общая теория систем. Ситуационная теория: понятие, главные принципы. Производственные системы предприятия, степени сложности. Астонские исследования и развитие системного видения. Основные типы бюрократии.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Анализ научной школы управления. Направления развития менеджмента в XXI в. Биографическая справка из жизни Г.Ф. Тейлора. Основной вклад в науку управления ученого, оценка трудов. Командный стиль управления, системный подход. Современные школы управления.