Кукольный театр сценарий сказок ко дню матери. Театрализованная постановка спектакля к Дню Матери «Непослушный котенок» (подготовительная группа). Сценка о маме и сыне

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальная дезадаптация

  • Введение
  • 1. Дезадаптация подростков
  • 2. Социальная дезадаптация и ее факторы
    • 2.1 Сущность социальной дезадаптации
    • 2.2 Факторы социальной дезадаптации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения.

Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации.

Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушена система воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного начала их самостоятельной жизнедеятельности. Нет гарантии получения детьми и молодежью общего и профессионального образования и вступления людей в социально-профессиональную деятельность (вследствие безработицы). Эта проблема определила тему работы: “социальная дезадаптация подростков как социально-педагогическая проблема”.

Цель реферата - изучение психологических проблем подростков, в частности, их дезадаптации и социальной дезадаптации как наиболее важной психологической проблемы подростка.

1. Дезадаптация подростков

1.1 Возрастные и психологические особенности подростков

Существуют различные возрастные дифференциации. Детским считается возраст до 10-11 лет. Возраст с 11-12 до 23-25 лет рассматривается как переход от детства к зрелости и делится на три этапа:

I этап - это подростковый, отроческий возраст от 11 до 15 лет;

II этап - это юношеский возраст от 14-15 до 16 лет;

III этап - поздняя юность от 18 до 23-25 лет.

Мы будем рассматривать I и II этапы.

Переход от детства к юности (в традиционной классификации психологии и педагогики возраст от 11-12 до 15 лет) назван отрочеством. В это время происходит переход от детства к взрослости.

За периодом отрочества (подростковый возраст) давно закрепились понятия "трудный возраст", "переломный период", переходный возраст". Подросток, словно витязь на распутье, он заново открывает мир вокруг себя, потому что впервые открывает мир в себе. Рассматривая этот период по правилу "сексологического треугольника", т. е. стремясь достичь в его рассмотрении единства биологического, социального и психологического аспектов созревания человека надо ограничиться возрастными рамками с 11-15 до 17-18 лет.

Предлагаются разные определения границ этого возраста:

· Медико-биологические критерии отталкиваются от показателей созревания биологических функций

· Зрелость психологическая (созревание лобных долей головного мозга, с которыми связывается планирование поведения, у женщин завершается примерно к 18-19 годам, у мужчин? к 21 году.)

· Социальный переход от детства к взрослости.

Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей. Период полового созревания по времени занимает около десяти лет, возрастными границами его считают 7(8) - 17(18) лет.

В течение этого времени, помимо созревания репродуктивной системы, заканчивается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, завершается окостенение зон роста трубчатых костей; формируется телосложение и распределение жировой и мышечной ткани по женскому типу. Течение физиологического периода полового созревания протекает в строго определённой последовательности.

В первую фазу пубертатного периода (10-13 лет) начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка (11-12 лет). Завершает этот период наступление первой менструации, которая совпадает по времени с окончанием быстрого роста в длину.

Во вторую фазу пубертатного периода (14-17 лет) молочные железы и половое оволосение завершают развитие, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начинается в 13 лет. Менструальный цикл приобретает постоянный характер, происходит остановка роста тела в длину и окончательно формируется женский таз.

На время наступления и течение периода полового созревания влияют многочисленные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние. К внутренним относятся наследственные, конституциональные, состояние здоровья и масса тела.

К внешним факторам, влияющим на наступление и течение периода полового созревания, относятся: климатические (освещенность, высота над уровнем моря, географическое положение), питание (достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов). Большая роль в течение пубертатного периода отводится таким заболеваниям, как заболевания сердца с сердечной недостаточностью, тонзиллиты, тяжелые желудочно-кишечные заболевания с нарушением всасывания, почечная недостаточность, нарушение функции печени. Перечисленные заболевания ослабляют организм девочки и тормозят нормальное течение процесса полового созревания.

Половая зрелость наступает к 16-18 годам, когда весь организм женщины окончательно сформирован и готов к зачатию, вынашиванию плода, родам и вскармливанию новорожденного.

Таким образом, в период полового созревания происходит рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, которые подготавливают организм девушки к выполнению функции материнства.

Период полового созревания начинается у мальчиков с 10-летнего возраста, характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и половых желез. Отмечается более интенсивный рост тела, увеличиваются мышцы туловища, на лобке и подмышечных впадинах появляется растительность, начинают пробиваться усы и борода. Половое созревание наступает в то время, когда начинают функционировать половые железы, т.е. они способны вырабатывать зрелые сперматозоиды. Однако организм юноши к этому моменту еще не сформирован ни физически, ни психически, он находится в стадии роста. Усиленно развивается весь организм, с повышенной нагрузкой работают все внутренние органы, перестраивается деятельность нервной системы, изменяется психика. Тревожащая новизна меняющихся телесных форм, появление непривычной угловатости и неловкости.

Психологически психика не устойчива, неадекватная нервозность, нетерпимость, упрямство - характерные проявления характера в данном возрасте, заметно стремление к девочкам в виде уважительного уважения, оказание знаков внимания. Происходит ломка характера, происходит так называемая противоречивость подростка и ещё не мужчины. Это важный социально-возрастной момент, когда юноша под влиянием благоприятных факторов (спорт, искусство, встречи друга и т. д.) будет "причаливать" к хорошему в социальном плане берегу, и наоборот, влияние компании, наркотики, увлечение алкоголем и ещё хуже - встреча с распущенной сверстницей, а чаще намного старше себя "подругой" - скажется на становлении психологического характера с отрицательными привычками и жизненными устоями.

Для этого возраста характерна порой скученность, "стадность" в общении, что ещё более опасно для неокрепшего характера. Отсюда повышенная преступность в этом возрасте, граничащая с полной деградацией личности. Половой акт у такого юноши может закончиться зачатием новой жизни, однако анатомо-физиологическая "незавершённость" юноши грозит неполноценностью зачатого плода.

По точному замечанию И.С. Кона: "Половое развитие - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуемая всё той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи".

В начале 80-х годов А.Е. Личко отметил, что физическая и половая зрелость опережают социальную на 5-7 лет. И чем больше это опережение, тем более вероятно конфликтное протекание подросткового периода. Подростки экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. В правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане они созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

Подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать их гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, старики, дети. Серьёзность ошибок, их последствия: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сказывается на их экономическом положении. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознаёт, что также обладает правами. Подросток чувствует себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой:

· Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление спиртных напитков и т. д. Самые лёгкие и в то же время самые опасные достижения взрослости.

· Равнение мальчиков-подростков, на качества "настоящего мужчины" - это сила, мужество, выносливость, воля и т. п. Средством самовоспитания становятся занятия спортом. Девушки в настоящие время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Пример тому - моя племянница - посещение секции восточных единоборств.

· Социальная зрелость. Возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Это наблюдается в семьях, переживающих трудности. Забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Психологи подчёркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

· Интеллектуальная зрелость. Значительный объём знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Умение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

Современный подросток тревожен, часто боится и не хочет взрослеть. В отрочестве он обретает чувство неудовлетворенности собой. В этот период подросток стремится обрести самостоятельность, начиная по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как уникальную личность порождает потребность обособления от своих близких. Обособление от членов семьи выражается в замкнутости, отчуждении, агрессии, негативизме. Эти проявления мучают не только близких, но и самого подростка.

Перед подростками в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на собственный опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совершает подросток. В группе сверстников индивид примеряет на себя социальные одежды взрослого человека. Начиная с подросткового периода, группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на дороге.

В этот период подросток начинает пристрастно относиться к своим сверстникам, ценить отношения с ними. Общение с теми, кто обладает равным жизненным опытом и решает те же проблемы, даёт подростку возможность лучше понять самого себя и своих сверстников. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Дружба через доверительные отношения позволяет глубже познать другого и самого себя. Дружба учит не только прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого.

Подростки в семье часто действуют как негативисты, а со сверстниками они нередко конформисты. Стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует нравственных преград, нет страха перед людьми и даже перед лицом опасности. Расточительство физической и душевной энергии не проходит даром: вот он уже впал в оцепенение, вял и бездейственен. Глаза потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаёт ему сил, но ещё чуть-чуть и он вновь охвачен страстью новой цели. Он легко вдохновляется, но также легко остывает и,обессиленный, еле передвигает ноги. Подросток "то бежит, то лежит", то контактен и обаятелен - то замкнут и отчужден, то любвеобилен - то агрессивен.

Рефлексия на себя и других открывает в отрочестве глубины своего несовершенства подросток уходит в состояние психологического кризиса. Он говорит о "скуке", о "бессмысленности" жизни, о невнятности окружающего мира, лишенного ярких красок. Он не может чувствовать радость жизни, лишен возможности испытывать любовь к близким и испытывает неприязнь к бывшему другу. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис этого периода обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он и не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит сложную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Умение обособиться от других помогает подростку отстаивать своё право быть личностью.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Он стремится отстаивать свою личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.

Ориентация и оценки в общении, свойственные подросткам, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Лишь оценка поступков сверстников идёт более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При этом подростки отличаются крайним конформизмом. Один зависит от всех. Он чувствует себя уверенней, когда действует заодно с группой. Группа создаёт чувство "МЫ", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Нередко для усиления этого "МЫ" группа прибегает к автономной речи, невербальным знакам (жесты, позы, мимика). Объединяясь друг с другом, подростки тем самым стремятся продемонстрировать обособление от взрослых. Но эти эмоциональные побуждения реально эфемерны подростки нуждаются во взрослых и глубинно готовы ориентироваться на их мнение.

Интенсивное физическое, половое, психическое и социальное развитие обращает пристальное внимание подростка к сверстнику противоположного пола. Подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная важность. В какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и т. п. соответствуют половой идентификации: "я как мужчина", "я как женщина". Особое значение в этой же связи придаётся личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками служат источником переживаний.

Для мальчиков младшего подросткового возраста характерны такие формы обращения на себя внимания как "задирание", приставания и даже болезненные действия. Девочки осознают причины таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным пониманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Наступает этап, когда интерес к другому полу ещё более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется большой интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто нравится.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, ей придаётся очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Особую ценность обретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психологическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелом возрасте вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определённой недифференцированностью и повышенной возбудимостью.

При этом возникают внутренний дискомфорт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу.

Именно в подростковом возрасте начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам несовершеннолетний, рефлексуя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности. В этот период происходит интенсификация развития одновременно в двух направлениях:

1 - стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики);

2 - стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума).

В отрочестве начинается еще больший чем в детстве разрыв между путём, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому одни подростки (независимо от количества лет и паспортного возраста, роста и т. д.) производят впечатление малых детей, а другие - интеллектуального, морального и социально-политически достаточно развитых людей. Мы наблюдаем типичное для нашего времени, для нашей культуры разведение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста .

1.2. Понятие и виды дезадаптации подростков

На протяжении многих лет в отечественной литературе эксплуатируется термин “дезадаптации” (через е). В западной литературе встречается в сходном контексте термин “дизадаптации” (через “и”) .В чем же смысловая разница, если она есть, в этих разночтениях? А разница в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением - понижение, уменьшение. В то же время латинское dis - в главном своем смысле - означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже - исчезновение. Следовательно, если мы говорим о нарушении, искажении, адаптации, то нам,очевидно, следует говорить именно о дизадаптации (через “и”), поскольку полная утрата, исчезновение адаптации - это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано в среде; весь вопрос в том - как и насколько эта адаптация соответствует его возможностям и тем требованиям, которые предъявляет ему окружающая среда.

Чрезвычайно интересен вопрос об истинных скрытых глубинных особенностях общественного сознания, “ментальности”, которые предопределяют некритично принимаемые общественностью “оговорки”, почему подразумевая нарушения, мы говорим об уничтожении.

На Западе уничтожающим, саморазрушающим поведением называют такую форму социально - пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических веществ, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма подростка. Наркотики и токсические вещества погружают его в мир искусственных иллюзий. До 20 процентов подростков имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств. В нашей стране как нигде в мире развито полинаркомания. Когда принимают героин и алкоголь, экстази и алкоголь и т. д. Вследствие этого противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации.

Термин “дезадаптация” ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии.

Итак, подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии.

Доктор психологических наук Беличева С.А. выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).

Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 - 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В.Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного)! интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

Определенную трудновоспитуемость представляют также так называемые “неудобные” учащиеся, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения с ними и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудной воспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках, и все проблемы, возникающие с “неудобными” учащимися, должны решаться, как правило, за счет индивидуально дифференцированного подхода в условиях школьного и семейного воспитания.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.

К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок., При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Социальная дезадаптация - процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

Процесс ресоциализации, может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в “чистом виде”. Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической и патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о медико-социальной реабилитации, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-педагогической помощи с целью преодоления социальной дезадаптации, возникающей в результате различных психосоматических и нервно-психических заболеваний и патологий.

2. Социальная дезадаптация и ее факторы

2.1 Сущность социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов . К числу таковых некоторые специалисты относят:

a. индивидуальные;

b. психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

c. социально-психологические факторы;

d. личностные факторы;

e. социальные факторы.

2.2 Факторы социальной дезадаптации

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психо-соматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев "порочного круга". Помочь выйти больному из "порочного круга" могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально- значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях школьного учебно- воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать “авансирование доверием”, опора на полезные интересы, которые связаны не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных учащихся с учителями и сверстниками .

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних. Свыше одного миллиона подростков бродяжничает. Число детей-сирот превысило пятьсот тысяч, сорок процентов детей подвергается насилию в семьях, столько же испытывают насилие в школах, смертность подростков от суицида возросла на 60%. Противоправное поведение подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95% дезадаптированных подростков имеют психические отклонения. Лишь 10% нуждающихся в психокорреционной помощи могут ее получить. При исследовании подростков 13-14 лет, родители которых обращались за психиатрической помощью, определялись личностные свойства несовершеннолетних, социальные условия их воспитания, роль биологического фактора (раннего резидуально-органического поражения центральной нервной системы), влияние ранней психической депривации в формировании социальной дезадаптации. Имеются наблюдения, согласно которым семейная депривация решающее значение оказывает на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте, проявляясь в виде патохарактерологических реакций с признаками активного и пассивного протеста, детской агрессивности.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании. Поводом для обращения родителей к психиатру были нарушения поведения, школьная и социальная дезадаптация, явления токсикомании. Токсикомания подростков имеет неблагоприятный прогноз, и через 6-8 месяцев после ее начала резко возрастают признаки психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами, стойкими нарушениями настроения в виде дисфорий и бездумной эйфории с усилением делинквентности. Проблема дезадаптации и связанной с ней токсикомании у подростков во многом определяется социальными условиями - семейными, микросредовыми, отсутствием адекватной профессиональной и трудовой реабилитации. Расширение в школе возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся. Труд - реальная сфера приложения сил педагогически запущенного учащегося, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию трудновоспитуемых в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Отмечается недоступность всем подросткам многих форм обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных подростков от таких важнейших институтов социализации как семья и школа, приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно- нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.

Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность, то есть такой несовершеннолетний имеет несколько форм проявления дезадаптиции. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Среди множества причин, приводящих подростков к тяжелой социальной дезадаптации, основными становятся остаточные явления органической паталогии ЦНС, патохарактерологическое или невротическое развитие личности, либо педагогическая запущенность. Немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Заключение

В заключении работы подведем итоги. На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы.

Нужно изучать индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности социально дезадаптированного подростка. Необходимо определить характер и причины отклонений, наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию подростков, провести индивидуально-психологическую коррекцию.

Следует провести исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию подростков. Социальная ситуация представлена неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом подростка в среде сверстников, педагогической позицией преподавателя, социально-психологическим климатом в учебной группе. Здесь требуется комплекс социально-психологических и прежде всего социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и так далее.

В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

- во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

- во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Список литературы

1. Аленькин Б.Ф., Князев В.Н. Культура здоровья: Учебное пособие по курсу валеологии учащимся старших классов. - Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1997 г

2. Ахутнина Т.В. Пылаева Н.М. Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. Т. 2. 1995. №4

3. Беличева С.А Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. - М.,1989.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.- изд. Цент Конcорциума "Соц. Здоровье России", 1994

5. Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 2000. -№2. с -69-74

6. Беличева С.А. Сложный мир подростка - Свердловск: Средне-Уральское кн. Изд-во 1984

7. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 1995 г. №1. с.3

8. Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 1997.-Вып.2.-с.163-169

9. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988

10. Битянова М. Хартия для девятиклассников. // Школьный психолог. 1999. №27 с.-13

11. Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам. "Четвертый мир" // ВПКРР. -1995. №2 с.-60

12. Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г

13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. с. 61-62

14. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч: В 6 т. Т.1. М., 1982

15. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука с СССР. Т. 1. М., 1959.

17. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. -с.99-109

18. Головин С.Ю. - составитель Словарь практического психолога. Минск Харвест, 1997

19. Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1982 г

20. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991 г

21. Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1999. -№1. с -73

22. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - 1999

23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”. 2000. с.6 - 7

24. Кон И.С. Введение в сексологию. -М: Медицина, 1988 г

25. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. - 1997.-№3 С.-69-78

Подобные документы

    Факторы возникновения социальной дезадаптации осужденных подростков. Основные направления социально-психологической работы по преодолению социальной дезадаптации подростков в пенитенциарной системе. Выявление особенностей социальной дезадаптации.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    Сущность понятий "социальная адаптация", "дезадаптация", "девиантное поведение". Возрастные особенности подростков. Диагностика уровня социальной адаптации подростков. Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие суицида в историческом аспекте. Основные концепции формирования суицидов. Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков. Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2015

    Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема. Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков как следствие школьной дезадаптации. Особенности раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантные явления в жизни подростка, его характеристика. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2008

    Причины возникновения девиантного поведения. Основные формы его проявления: наркомания, токсикомания, алкоголизм и проституция. Факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Особенности социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Психологические факторы трудновоспитуемости. Формы проявлений нарушения поведения. Возрастные особенности психики. Основные причины появления "трудных" детей и подростков. Особенность социальной работы со старшеклассниками с девиантным поведением.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2016

    Характеристика подросткового возраста, психологические особенности безнадзорных детей. Подростковая безнадзорность как социальное явление, факторы ее роста в России. Направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Сущность девиации как социального явления. Социологические теории девиации. Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков. Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине в стрессогенной действительности.

Негосударственное дошкольное образовательное

частное учреждение Детский сад №21

«Светлана»

Сценарий кукольного спектакля

«Подарок мамочке»

Музыкальный руководитель

Кукольный спектакль "Подарок мамочке."

Необходимые игрушки: цветы, Ёжик, Заяц, Лиса, Мама-Ежиха.

ВЕСНА: Жил себе в лесу обыкновенный ёжик-колючка. Каждую зиму он долго-долго спал с мамой в своём лесном домике. А весной он просыпался, выходил на полянку и радовался солнышку.

Ёжик выходит на полянку.

ЁЖИК: ФР-ФР… Здравствуй, солнышко! Здравствуйте, весенние ручейки! Здравствуйте, первые цветочки!

Выскакивает Заяц.

ЗАЯЦ: Привет, Ёжик!

ЁЖИК: Привет, Зайчик! А что это у тебя в руках?

ЗАЯЦ: Это у меня свежие листики салата в подарок для моей мамочки.

ЁЖИК: А что, у твоей мамы день рождения?

ЗАЯЦ: Нет, Ёжик, что ты! У моей мамы нет сегодня дня рождения. Но разве ты не знаешь, что в начале весны есть чудесный праздник 8 марта ?

ЁЖИК: А что это за праздник?

ЗАЯЦ: Это праздник всех мам и бабушек. И вот я моей маме несу подарок - эти чудесные листики. А ты что подаришь своей маме-Ежихе?

ЁЖИК: Ой, а я не знаю… Нет у меня никакого подарка.

ЗАЯЦ: А ты что-нибудь придумай! Ой, я слышу чьи-то шаги. Я боюсь, что это лисица! Я боюсь лисицу, она меня съесть может. Ну ничего, ноги у меня быстрые, я от неё убегу! Прощай, Ёжик!

ВЕСНА: Убежал зайчик, а Ёжик задумался. Скоро праздник, 8 марта, надо маме подарок сделать. Что же ему подарить? Но пока он думал, на полянку выскочила рыжая лисица.

ЛИСА: Ох, бежала я за Зайцем, да не догнала, уж очень он быстро бегает! А кем это тут пахнет? Ой, так это же Ёжик! Вот его-то я и съем! Какая вкуснятина - маленький Ёжик! НЯМ-НЯМ… Эй, Ёжик, сейчас я тебя ням-ням съем! Вот сейчас только зубки наточу, и съем!

ЁЖИК: Что же мне делать? Я же не умею так быстро бегать, как заяц, и я не могу убежать от Лисицы.

ВЕСНА: Испугался Ёжик. Кто же Ёжику поможет? И вдруг он услышал чьи-то голоса.

ЦВЕТЫ: Мы тебя спрячем, иди сюда!

ЁЖИК: Кто вы?

ЦВЕТЫ: Мы - цветы!

ЁЖИК: Спрячьте меня, пожалуйста, цветы!

Ёжик подходит к цветам, и те будто укрывают его. Чтобы это изобразить, заранее подготовьте ткань-сеточку с пришитыми на неё цветами, аналогичными, что "растут" на ширме. ВЕСНА быстро накидывает эту сеточку на ёжика, издали будет похоже, будто цветы перепрыгнули на ёжика.

ВЕСНА: Подбежал Ёжик к цветам. А они - раз, и быстренько сели на Ёжика - вот так. И ёжик превратился в цветущий кустик. Опомнилась лисица, давай ёжика искать.

ЛИСА: А где же это Ёжик? Куда же он делся? Был тут - и нет! Только цветочки на полянке остались! Наверное, и он убежал, не удалось мне Ёжика съесть. Пойду я в лес, ещё кого-нибудь поищу.

Лиса убегает.

ВЕСНА: Не заметила лисица Ёжика, за кустик весенних цветов его приняла. И вот, когда Лиса убежала, Ёжик решил поблагодарить цветы за их помощь.

ЁЖИК: Спасибо вам, цветочки, что от Лисы меня спрятали. Вы такие красивые! Пойдемте, пожалуйста, ко мне домой поздравлять мою маму Ежиху с 8 марта!

ЦВЕТЫ: Конечно, мы бы с радостью. Но только пойти мы не можем - у нас ног нет.

ЁЖИК: А я вас донесу! Прямо тут, на моей спинке, на моих иголочках!

ВЕСНА: Побежал Ёжик домой, а на иголках цветочки понёс. Прибежал к домику, постучался.

ЁЖИК: Мама, мама, выходи! Я тебя с Днём восьмого марта поздравить хочу!

Ёжик сворачивается так, что становится похожим на кочку цветов, а Ежиха выходит из домика.

ЕЖИХА-МАМА: Какой красивый кустик цветов вырос перед нашим домиком! Только вот нигде не вижу моего любимого сыночка-Ёжика. Ребята, а вы его не видели?

ЁЖИК (разворачиваясь): Так вот же я, мамочка! А все эти цветы - для тебя! Поздравляю с праздником 8 марта!

ЕЖИХА: Спасибо, Ёжик! Я очень люблю цветы, но тебя я люблю больше всего!

Звучит музыка.

Ада Криштофик
Кукольный спектакль для средней группы «Подарок для мамы», к сценарию ко Дню Матери «Как же мамочку порадовать?!»

(Материал может использоваться как кукольный спектакль в младшей , средней группе , как сценка - в старшей , подготовительной).

Действующие лица :

1. Солнышко;

2. Сорока;

4. 1-й мышонок;

5. 2-й мышонок;

6. 1-й медвежонок;

7. 2-й медвежонок;

9. Котята;

10. Девочка

Под музыку на сцене появляется солнышко . Мимо пролетает сорока-белобока, садиться, приглаживает клювом перышки.

1. Солнышко :

Скажи-ка мне сорока, Сорока-белобока, Отчего сегодня птицы так ликуют и поют, Отчего зверьки лесные с утра по лесу снуют?

2. Сорока : День сегодня необычный – Праздник наших милых мам - Вот и бегают зверюшки по лесам и по полям : Каждый хочет своей маме, Сегодня что-то подарить , Хочет за любовь, заботу маму отблагодарить.

3. Солнышко : Кто такая мамочка , Расскажи сорока, За что же ее любят, Поведай, Белобока!

4. Сорока : Лучше расспроси зайчишку– Вон бежит трусишка, Мне же надо улетать Подарок маме поискать .

(Пробегает зайчик, в лапках держит морковку)

5. Солнышко : Зайка, зайка, погоди, Мне про маму расскажи. Что же ты подаришь ей , Милой мамочке своей ?

6. 1-й зайка : Мама - та, что каждой ночью С братом нас качает, Мама нас и приголубит, Мама нас и приласкает.

7. 2-й зайка : Мы подарим ей морковку , Капусты с братцем принесем, А еще пообещаем, Быть послушными во всем.

(Зайка убегает. Выбегают мышата.)

8. Солнышко :

А вы, серые мышата, Собирайтесь поскорей : Что вы скажете о маме, Что подарите вы ей ?

9. 1-й мышонок : С мамой нам всегда уютно , И спокойно, и тепло. Ушибешься – к ней скорее, Смотришь – все уже прошло.

10. 2-й мышонок : (достает гриб)

Подарить хотели зерен , Травки свежей ей набрать, А еще пообещаем Во всем маме помогать.

(Мышата убегают. Выходят медвежата)

11. Солнышко :

А вы, медвежата, Маме, что несете? Как вы, медвежата, Маму вы зовете?

12. 1-й медвежонок :

Маму называем «самой дорогой» Она одна у нас, не может быть другой.

13. 2-й медвежонок :

Мы для мамы нашей Меду попросили У пчелы-хозяйки, И маму угостили.

(Показывают баночку с медом. Уходят. Выбегает щенок с молотком.)

14. Солнышко : А вот и щенок – Веселые ребенок, Про маму расскажи, Подарок покажи .

15. Щенок :

Мама умная моя

Посоветует всегда

Как мне лучше поступить,

Как воспитанным мне быть.

Как котят не обижать,

Как детишек не пугать,

Как лучшим, верным другом стать,

Как сторожить и охранять.

16. Я уже совсем большой И умелые я во всем, Я для мамы смастерил Теплый и уютный дом. Будем в новом доме жить, Дом мы будем сторожить, Если мама отдыхает – Я не дам ее будить.

(Щенок уходит. Выбегают опечаленные котята с миской) .

17. Солнышко :

А вы, серые котята, Что вы жметесь в уголке, Что вы вымочили шерстку В белом вкусном молоке?

18. Котята :

Молоко несли мы маме, Хотели маму угостить, Расплескали все до капли. Что мы будем ей дарить?

19. Солнышко : Не печальтесь, дорогие, Что пролили вы его, Ведь любовь, забота ваша Для нее важней всего!

(Котята уходят.)

20. Солнышко : Как смотреть мне радостно На мам и малышей! Расспрошу - ка я еще О маме у детей :

(Выходит девочка.)

21. 1-ая девочка :

Я пирог из яблок Для мамы испекла , Собрала игрушки, Дома прибрала.

Знаю я, что надо Маме помогать, Буду труд нелегкий С нею разделять.

Буду я стараться,

Чтоб всегда была Мамочка здорова

Спокойна, весела!

Мама – это солнышко, Мама – это свет, Никого на свете Лучше мамы нет !

Засияло солнышко ярче, чем всегда :

23. Солнышко :

Я же каждой маме подарю тогда Свой веселый лучик, теплый, золотой, Чтобы ваша мама всегда была такой, Ласковой и доброй, Чтоб тепло ее Всех вас согревало Так же, как мое. И пускай все детки Маму берегут, Не случайно маму Солнышком зовут.

(Составлен с использованием материалов из интернет-ресурсов).

Звучит музыка "Поговори со мною мама:".

Первая девочка (она смотрит в зеркальце и говорит):

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех умнее, всех любимей и добрее?

Первый мальчик :

И ей зеркальце в ответ:
Все девицы так прекрасны,
В том, конечно, спору нет!
Только есть такое слово,
Что дороже дорогого!
В этом слове - первый крик,
Радость солнечной улыбки,
В этом слове - счастья миг
Дорогой и очень близкий! Это слово -

Вместе : МАМА!

Нынче праздник, праздник, праздник,
Праздник наших милых мам!

Этот праздник, нежный самый,
В ноябре приходит к нам.
В хороший и светлый день ноября
В зале собрались наши мамы, друзья.
Это ваш праздник, это ваш час!
И мы от души поздравляем всех вас!
Слова признания мы говорим
И от души благодарим!
Песней этой мы вас поздравим
Мам наших мы ценим и славим!

(Дети поют на мотив песни "Листья жёлтые")

(Приложение 1)

Учитель: Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш, - это слово "мама". На всех языках мира оно звучит ласково, тепло и нежно. Мама - наш первый учитель, мудрый наставник, она заботится о нас. Именно из маминых уст ребенок слышит первые в своей жизни слова, сказки, песни. Все сегодняшние выступления - песни, стихи - звучат только для вас, дорогие наши Мамы!

Первый ученик:

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.

Второй ученик:

Мне мама приносит игрушки, конфеты,
Веселые песни она напевает,
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Третий ученик:

Я маме открою свои все секреты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну, просто за то, что она - моя мама!

Четвертый ученик:

Мамина улыбка
Вносит счастье в дом.
Мамина улыбка
Нужна везде, во всем!

(Учитель проводит выставку детских рисунков "Мамина улыбка".)

Учитель: Из поколения в поколение народ в пословицах и поговорках передает добрые ласковые слова о матери. Ребята, давайте вспомним и назовем некоторые из них. (Приложение 2) (Приложение 3)

Первая ученица:

Как это бывает,
Сама не пойму.
Что солнышко в небе -
То мама в дому.
За облако солнышко
Скроется вдруг
Всё станет пустым
И печальным вокруг.
Уйдет хоть ненадолго
Мама моя -
Такой невеселою
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя -
И снова веселой
Сделаюсь я.
Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку мою!

Пятый ученик:

Родную нашу маму
Поздравим с ее днем!
И песенку о маме
Сегодня мы споем.

Вторая ученица: О моей!

Пятый ученик : О моей!

Вторая ученица:

И о моей, и о твоей:
О любимых и родных
Наших мамах дорогих!

"Песня о маме" (на мотив песни "Надежда", муз. Н. Добронравова)

(Приложение 4)

Учитель: Все девочки очень хотят быть похожими на свою маму: поступать, как она, вырасти такой же умелой и ловкой хозяйкой. Однако для этого придется многому учиться. А пока... Не всегда всё получается удачно.

Первая ученица:

Ох, устала я, устала.
По хозяйству хлопотала:
Дом большой, а я одна,
Ох, болит моя спина.
Час возилась я со стиркой -
Получилось платье с дыркой,
Села штопать я в углу
Укололась об иглу.

Вторая ученица:

Я посуду мыла, мыла,
Чашку мамину разбила.
Пол скоблила добела -
Бац! - чернила пролила.
Ох, устала я, устала,
По хозяйству хлопотала.
Если надо что помочь - Позовите, я не прочь!

(Рисунок 1)

Учитель: Дорогие мамы, ребята приготовили вам небольшой сюрприз. Каждый из них заранее написал своей маме письмо, в котором постарался выразить свои самые сокровенные чувства.

(Звучит спокойная мелодичная музыка. Дети вручают мамам письма и тихо садятся рядом с ними.)

Шестой ученик:

(Стихотворение М. Корякина "Дарите женщинам цветы").

Дарите женщинам цветы
За их тепло, очарованье.
Дарите женщинам цветы
За их любовь и пониманье.
Дарите женщинам цветы
И чаще им целуйте руки.
Дарите женщинам цветы
При встрече, даже при разлуке.
Дарите женщинам цветы,
Их чувства бережно храните.
Дарите женщинам цветы,
С любовью, нежностью дарите. (Дети вручают мамам цветы.)

Седьмой ученик:

Как здорово, что мамы есть
За это им хвала и честь
За то, что добрые они,
Заботливы и так нежны.

Восьмой ученик:

Для нас они опора наша,
Надежда, сила и оплот.
И восхваляем мы сегодня
Любимый, славный женский род.

Первая ученица:

Они такие разные,
Но все же все прекрасные!
Душевные, простые,
Немного озорные.

Вторая ученица:

А руки мам - да это просто чудо.
Везде и все успеют в срок:
Убраться, торт испечь, пирог,
И с нами выучить урок.

Хором:

Слава мамам дорогим! -
Говорим всегда мы им.

(Звучит "Песня о маме"). (Приложение 5)

(Рисунок 2)

Без мамы никогда бы не было на свете никого из нас.

Мама делает все для того, чтобы вы смогли спокойно учиться играть, отдыхать... Некоторые дети уверены, что так и должно быть. Но каждая мама нуждается в помощи своего ребенка, просто никогда не говорит об этом. Если вы любите своих мам, помогайте им - это будет такой радостью для них.

Самое большое счастье для мамы - когда она с гордостью говорит: "Знаете, какой у меня хороший ребенок!"

(Приложение 6) СЦЕНКА "Из-за тебя:"

(Рисунок 3)

(Приложение 7) СЦЕНКА "Учитель и двоечник":

(Приложение 8) Инсценировка песни "ДВОЙКА"

(Рисунок 4)

(Приложение 9) СЦЕНКА "Плохой предмет:"

(Рисунок 5)

(Приложение 10) СЦЕНКА "Если бы не ты:"

Выходят на сцену ученики:

Мальчик:

Я слышал, что все девчонки хотят поскорее расти, чтобы потом выйти замуж.

Девочка:

Ну, конечно. А кто из нас не хочет получать подарки, цветы, конфеты:

Мальчик:

Так ты считаешь, что, став женой и мамой, будешь только наряжаться, есть конфеты и получать подарки?

Девочка (удивлённо) :

А разве может быть по-другому?

Мальчик:

А вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры:

В среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов.

Мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 (пятисот) видов самых разнообразных блюд.

А ещё они стирают горы белья. Если сложить всё постиранное ими за жизнь бельё, то получится гора по высоте с Эльбрус.

Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара.

Мамы поют песни и читают стихи, вяжут и шьют.

Радуются и огорчаются.

Чаще всего из-за нас, детей.

А ещё мамы плачут. Мамины слёзы - это море или даже океан, который можно назвать Океаном грусти.

А ещё быть мамой, значит видеть счастливые глаза своих детей!

Спасибо за то, что вы так терпеливы.
Что к нам непоседам, всегда добры вы.
За то, что без нас
Вы прожить не смогли бы -
Спасибо, родные, большое спасибо!

Учитель:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда!

(Приложение 11) ЧАСТУШКИ

Девятый ученик:

Как найти слова достойные,
Как сказать без лишних фраз.
Что мы очень (Все ученики) благодарны вам ,
Что мы очень (Все ученики) любим вас .

Первый ученик:

Праздник наш уже кончаем
И хотим еще сказать.
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!

Второй ученик:

Не болейте, не старейте,
Не сердитесь никогда.
И такими молодыми
Оставайтесь навсегда!

Учитель и папы:

Как нам хочется, родные,
Чтоб улыбались вы всегда.
Чтоб стороной вас обходила
Всякая беда!
Пусть глаза ваши лучатся
Только добрым светом!
И любовью ваших деток
Будет жизнь согрета!

(Приложение 12) "Мы желаем счастья вам!"